Российский ГосударственныйГуманитарный Университет
РЕФЕРАТ подисциплине:
«Экономикаприродопользования»
Тема: «Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижныхисточников»
Выполнила: студентка ФКЗ-1У
СигееваЕлена Сергеевна
Проверил: Крысов
Виктор ВладимировичМосква 2003
План.
1. Введение
2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ ватмосферу от передвижных источников.
3. ВыводыВведение.
Современная цивилизация осуществляет невиданноедавление на природу. Загрязнение природной среды промышленными выбросамиоказывает вредное действие на людей, животных,растения,почву,здания и сооружения,снижает прозрачность атмосферы,повышает влажность воздуха, увеличивает число дней с туманами,уменьшает видимость,вызывает коррозию металлических изделий.
Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы.Среди них — аэрозольные игазообразные загрязнителипромышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшееразвитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовойтемпературы на планете.
В основном существуют триосновных источника загрязнения атмосферы: промышленность,бытовые котельные, транспорт.
В данной работе нам хотелось бы рассмотреть расчетплаты за выбросы загрязняющих веществ ватмосферу именно от передвижных источников.
Расчет платы за выбросызагрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников
1.Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источниковподразделяется на:
· плату за допустимые выбросы;
· плату за выбросы, превышающие допустимые.
2.Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников,образующихся при использовании 1 тонны различных видов топлива, определяется поформуле:
Ye= Hбнiатм х Мi транс (1),
где:
i — вид загрязняющего вещества (i= 1, 2, 3… n);
e — вид топлива;
Ye — удельнаяплата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся прииспользовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.);
Hбнiатм — базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го
загрязняющего вещества в размерах, не превышающихпредельно допустимые нормативы выбросов (руб.);
Мiтранс — масса i-го загрязняющего вещества, содержащегося в
отработавших газах технически исправноготранспортного средства, отвечающего действующим стандартам и техническимусловиям завода изготовителя, при использовании 1 тонны е-говида топлива (по данным НИИТа Минтранса России).
3.В качестве основных нормирующих загрязняющих веществ для передвижных источниковрассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединениясвинца, диоксид серы.
4. Удельная плата для различныхвидов топлива составляет (руб./т или руб./м3):
1.
Бензин этилированный АИ-93
38,0
2.
А-76, А-72
25,0
3.
Бензин неэтилированный АИ-93
10,0
4.
А-76, А-72
11,0
5.
Дизельное топливо
21,0
6.
Сжатый природный газ
9,0
7.
Сжиженный газ
11,0
5.Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижныхисточников определяется по формуле:
Пнтранс = Yeх Te (2),
где:
e — вид топлива (e = 1, 2,3… r);
Пнтранс -плата за допустимые выбросызагрязняющих веществ в
атмосферу от передвижныхисточников (руб.);
Ye — удельная плата задопустимые выбросы загрязняющих
веществ, образующихся прииспользовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.);
Te — количеств е-го видатоплива, израсходованного
передвижным источником заотчетный период (т).
6.При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросызагрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типамтранспортных средств, из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации(среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасовработы на уровне 85%-ой обеспеченности, топливо с наиболее экологическинеблагоприятными характеристиками и так далее).
Годоваяплата за транспортное средство и другие передвижные источники составляет (в тыс.руб./год за 1 транспортное средство):
1.
Легковой автомобиль
2,7
2.
Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС
4,0
3.
Автомобили, работающие на газовом топливе
1,4
4.
Грузовой автомобиль и автобус с дизельным ДВС
2,5
5.
Строительно-дорожные машины и с/х техника
0,5
6.
Пассажирский тепловоз
16,2
7.
Грузовой тепловоз
21,4
8.
Маневровый тепловоз
2,5
9.
Пассажирское судно
15,0
10.
Грузовое судно
20,0
11.
Вспомогательный флот
6,0
7.Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижныхисточников определяется по формуле:
Пснтранс = 5Пнj х dj (3),
где:
j — тип транспортного средства(j = 1, 2, 3… p);
Пснтранс - плата за превышение допустимыхвыбросов загрязняющих
веществ отпередвижных источников (руб.);
Пнj -плата за допустимые выбросызагрязняющих веществ от j-го
типатранспортного средства (руб.);
dj -доля транспортных средствj-го типа, не соответствующих
стандартам.Определяется как соотношение количества
транспортныхсредств, не соответствующих требованиям
стандартов,к общему количеству проверенных
транспортных средств.
Плата за превышение допустимых выбросов начисляетсятерриториальными органами Минприроды России по результатам контролясоответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующихсодержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.
Контроль соответствия транспортных средствтребованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ вотработавших газах, осуществляется органами Минприроды России, Российскойтранспортной инспекции, Госавтоинспекции, а также специальными организациями,имеющими разрешение на проведение данного вида работ.
Данныео результатах ежеквартальных проверок предоставляются в территориальные органыМинприроды России.
Количествотранспортных средств (ТС), подвергаемых контролю в выборке (раздельно по видамтоплива) должно составлять не менее:
100% — для предприятий с числомТС до 20 единиц;
50% -для предприятий с числом ТСдо 50 единиц;
30% -для предприятий с числом ТСдо 100 единиц;
20% -для предприятий с числом ТСдо 500 единиц;
10% — для предприятий с числом ТСсвыше 500 единиц.
Если в результате проверки, доля транспортныхсредств, не соответствующих нормативным требованиям, составляет более 90% илименее 10%, то для повышения достоверности результатов выборку рекомендуетсяувеличивать вдвое.
При соблюдении указанных размеров выборки, долявыявленных ТС, не соответствующих нормативным требованиям, распространяется навсю численность ТС предприятия, находящихся в эксплуатации.
Для определения доли ТС, не соответствующихнормативам, не могут приниматься результаты проверок, проведенных в предыдущиегоды.
8.При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ отконкретных видов передвижных источников территориальные органы МинприродыРоссии могут определять плату за допустимое загрязнение атмосферного воздухапередвижными источниками с учетом этих данных.
9.Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источниковопределяется по формуле:
Птранс= (Пнтранс + Псн транс) х Кз атм (4),
где:
Кэатм -коэффициент экологическойситуации и экологической
значимости атмосферы вданном регионе;
10. При использовании для обезвреживания отработавших газовдвигателя передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяютсяпонижающие коэффициенты:
дляавтотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо — 0,05;
дляостальных транспортных средств — 0,10.
При проведении других мероприятий (комплексовмероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы завыброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтвержденнойэффективности данного мероприятия.
Заключение.
Следуетотметить, что в настоящее время в мире уделяется особое внимание состояниюокружающей среды. Создаютсяальтернативные, экологически безопасные виды топлива, источники энергии,характерным примером являются электромобили и автомобили на солнечных батареях,при современных темпах прогресса можно надеяться на то что вскоре появятся иэкологически чистые авиационные и ракетные двигатели. К автомобилям с двигателями внутреннегосгорания и дизелями применяются строгие экологические нормы Евро-4. Хотелось быверить, что и в нашей стране в ближайшем будущем будут предприниматься усилиядля обеспечения благоприятной экологической обстановки.
Списоклитературы:
1. Инструктивно-методические указания по взиманию платыза загрязнение окружающей природной среды, утверждены Минприроды России письмомN 01-15/65-265 от 26 января 1993 года (57К)
http://www.ecology.sp.ru/
2. Голуб Е.Б. «Экономикаприродопользования»