Реферат по предмету "Педагогика"


Коррекционная программа по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста методом глинотерапии

Коррекционнаяпрограмма по снижению тревожности у детей младшего школьного возраста методомглинотерапии
Из глины может лепить каждый. Любой человек можетскатать шарик или «колбаску», расплющить ее пальцами, а потом соединить всеэто, создав скульптуру. Глина – это чудесный медиум. Ее мягкая субстанцияактивизирует тактильные ощущения, пробуждая чувство радости. В качествематериала для терапевтической работы глина имеет сразу несколько преимуществ.Во-первых, дети способны воспринимать глину и с закрытыми глазами, а этозначит, что изображение может обрести законченную форму без помех, которые ввиде критики неизбежно оказывают влияние на процесс, при наличии зрительноговосприятия. Во-вторых, работа с глиной не требует каких-то специальных условий,а высохшую глину легко устранить – после работы ее можно смести со столов, какпыль. В-третьих, глина, как материал содержит массу возможностей для работы.Она мягка и податлива, хорошо размягчается водой. Ее можно формировать руками,ее можно взбивать, бросать, мешать, разбивать – снова и снова она будетподчиняться. Она чутко реагирует, меняется и несмотря на это все же неразрушается, она остается глиной, из которой можно снова сформировать ком.
С глиной каждый легко может стать мастером. Онадает возможность получать как тактильные, так и кинестетические ощущения. Онасближает людей с их чувствами. Возможно, благодаря своей пластичности глинаобеспечивает союз средства и человека, использующего его. Способность глинывызывать при работе с ней определенные сенсорные ощущения часто служит длялюдей мостиком между ощущениями и чувствами. Дети, которые рассержены, приработе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Телица, которые испытывают чувство неуверенности и страха могут обрести ощущенияконтроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающиенеобходимость в улучшении самооценки, получают необыкновенное ощущение Я впроцессе использования глины. Этот вид творчества – самый наглядный из всехвидов искусства и позволяет психологу наблюдать за состоянием ребенка. Психологдействительно может видеть, что происходит с ребенком, наблюдая за тем, как тотработает с глиной. Эта работа – хороший способ стимулировать словесноевыражение чувств у детей, которым не достает таких способностей. Ребенок можетполучать удовольствие от использования глины как от самостоятельнойдеятельности, но лепка может также приобщить к подлинной социальной активности.В процессе такой активности дети ведут беседы друг с другом. Они частовзаимодействуют друг с другом на новом уровне, делятся друг с другомсоображениями, мыслями, чувствами, ощущениями.
Глинотерапия – это проективная методика, онапомогает актуализировать на символическом уровне динамику внутреннего мирачеловека. Глина передает характер и эмоции человека. Вымешивание глиныпозволяет подумать, осмыслить, выбрать, принять решение. Процесс вымешиванияглины носит терапевтический характер. Глинотерапия позволяет отреагировать,осознать и переработать психотравматический опыт; это безопасный способразрядки разрушительных тенденций, опирается на здоровый потенциал психики,прибегает к ресурсам, способствует бучению новым моделям поведения и развитиютворчества.
Важен сам процесс творчества, конечный продукттворчества. Формирование энергии собирания, удержания и расслабления – это одиниз глубинных смыслов лепки из глины. Можно научиться собирать, накапливатьэнергию, научиться ее удерживать и расслабляться на символическо-действенномуровне. Таким образом, лепка куба на бессознательно-символическом уровнеформирует энергию собирания; лепка шара формирует энергию удержания; лепкаплоскости позволяет расслабиться. Вылепить из глины свое состояние илипроблему, идею или движение, а потом созерцать продукт своего творчества – всеэто реально. Когда ребенок или взрослый изучает свое творение, внутреннеечувство гармонии подсказывает им, какие изменения необходимы его скульптуре. Издесь начинается волшебство. В реальности осуществляется настоящая метаморфоза,когда ребенок или взрослый изменяет свою скульптуру, делает ее гармоничной.
Есть немало детей и взрослых, которым сложноконтролировать свои эмоции. Благодаря лепке человек может научиться управлятьсобой. Так осмысленная лепка может научить регуляции эмоций, владению ими.Точно также человек может вылепить свое желание или идею. Рассмотреть и внестигармонизирующие изменения. Корректируя глиняную форму, человек фактическисвоими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему. И это настоящееволшебство.
Программа глинотерапии разработана детей младшегошкольного возраста, с которыми проводятся консультации в Центре социальнопсихологической помощи детям и подросткам г. Кирова.
Психодиагностика проводилась по методикам:методика А.И. Захарова «Опросник для детей на наличие страхов», методика«Неоконченные предложения», методика Филлипса «Школьная тревожность»,проективные методики – «Рисунок несуществующего животного», «Рисунок страха».
В результате диагностики выявлен уровеньтревожности, особенности проявления страхов и их проявлений у детей. К тому жеиндивидуальные консультации детей позволили сделать вывод о необходимостиразработки коррекционной программы. На основании вышеизложенного, мною быларазработана программа по глинотерапии, позволяющая применитьпсихотерапевтические «инструменты» самотерапии.
Цель данной программы: создать условия дляснижения тревожности, снятия мышечных зажимов, для эмоциональной разрядки детейс психоэмоциональными расстройствами.
Задачи программы:
· способствоватьснижению агрессивности, страхов, тревожности у детей;
· оказатьпсихотерапевтическую помощь детям с гиперактивностью, замкнутостью, аутичнымдетям;
· оказатьпсихотерапевтическую помощь детям, пережившим травматические ситуации с цельювосстановления их психической чувствительности;
· развиватьтворческое воображение, фантазию;
· развиватьспособность выражать свои чувства на символическом и вербальном уровне;
· помочьдетям достичь взаимопонимания и сотворчества через совместную творческуюдеятельность;
· развиватьмелкую моторику, сенсорные ощущения;
· способствоватьстановлению произвольной регуляции поведения;
· способствоватьосознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать детей к размышлениям,самоисследованию, личностному росту.
Методы, используемые назанятиях:
· танцевальныеупражнения;
· упражненияна визуализацию образов;
· игры;
· лепка;
· обсуждение;
· релаксация.
Программа по глинотерапии «Волшебная глина»рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, возрастучастников – 7–10 лет.
Количество – 10 занятий. Время проведения занятия– 50 мин.
Всего – 8 часов 30 мин.
Учебно-тематическийплан
Занятие №1
Тема:«Знакомство с глиной».
Занятие №2
Тема: «Образ из шара».
Занятие №3
Тема: «Мое настроение».
Занятие №4
Тема: «Мой человечек».
Занятие №5
Тема: «Мой страх».
Занятие №6
Тема: «Мой гнев».
Занятие №7
Тема: «Моя грусть».
Занятие №8
Тема: «Моя радость».
Занятие №9
Тема: «Мой образ».
Занятие №10
Тема: «Совместная лепка».
Занятие №1
Тема:«Знакомство с глиной».
Цель занятия:способствовать снятию мышечных зажимов, эмоциональной разрядке.
Задачи: познакомитьдетей с глиной в разных состояниях, обучить приемам работы с глиной,развивать сенсорные ощущения, творческое воображение, развивать спонтанность ввыражении чувств. Выработать навыки расслабления и снятия напряжения. Созданиедружеской обстановки, снятие тревожности, напряжения, стабилизацияпсихоэмоционального состояния.
Материал:стаканчики с водой, глина, доска для лепки (клеенка), салфетки – для каждогоребенка; аудиозапись с музыкальными композициями, образцы глины.
Ход занятия:
1. Разогрев.
«Молекулы».
Психологпредлагает детям поиграть в игру: «Ребята, сейчас мы немного поиграем, вы всепревратитесь в маленькие частички – атомы, вы будете спокойно двигаться покомнате, будто летать по ней под музыку. Когда я хлопну в ладоши, все атомыбудут искать себе пару, вы станете молекулой, когда вы услышите хлопок, тоищите себе пару, берите друг друга за руки, когда зазвучит музыка – вы сноваатомы».
2. «Знакомимсяс глиной».
Дети садятсяв круг. Психолог рассказывает о глине и показывает детям, какая бывает глина:сухая, влажная, жидкая.
Психолог:«Ребята, сегодня я хотела бы рассказать вам об удивительном материале, оглине.Вы все, наверное, знаете, что из глины делают кирпичи длястроительства домов, гончары из глины создают посуду, глину используют влечебных целях – лечат больной орган, рану, делают на лицо маску из глины. Можносказать, глина – это живая материя, т. к. жизнь есть все: каждая пылинка,каждый атом минерала – все это жизнь.
Ученыегеологи – это те, кто изучает нашу природу, нашу Землю, наблюдали за процессомразвития минералов и горных пород. Они вдруг поняли, что все минералы, горныепороды обладают свойствами живых существ: способностью уставать, стареть, болеть,отдыхать, дружить, запоминать, проявлять симпатию и антипатию, залечивать раны,бороться за существование. Они зарождаются, растут, достигают своего расцветаи, наконец, разрушаются, а значит, эволюционируют, как и все живое. Сегодняученые утверждают, что глина – это та же Земля. Глина есть жизнь. Она беретсвое начало в первом царстве – царстве минералов. И пронизывает все другиецарства: растений, животных, человека, следуя общему закону эволюции отпростого к сложному. Считается, что именно глина по своему составу подобнасоставу печени. Структуры глины обладают уникальными возможностями записи ипереноса информации. Некоторые разновидности глин обладают памятью. Посмотрите,какая бывает глина… (показ глины в разных состояниях)».
Далее дети попросьбе психолога выбирают себе места за столами, на которых стоит тарелка сглиной и вода. Психолог предлагает вымесить глину так, чтобы она стала похожана тесто. Психолог комментирует процесс вымешивания глины: «Вы можете вымеситьглину одной рукой или двумя, можете понемногу подливать воду в сухую глину,можете месить глину как тесто ладонями, пальцами… Почувствуйте глину на ощупь.Какая она? Нравится ли вам глина сухая, влажная, холодная?»
Когда процессвымешивания глины закончится, психолог предлагает поиграть с глиной и сделатьследующие действия с глиной:
– погрузитьруки в глину;
– сжать,смять глину;
– растянутьее;
– вытягиватьглину;
– разрыватьглину;
– протыкатьее;
– расплющитьглину;
– сделатьдырки;
– придатьформу волны;
– скрутитьглину.
Психолог:«Закройте глаза. Знайте, что при закрытых глазах ваши пальцы и руки болеечувствительны к глине. Когда ваши глаза открыты, они могут менять вашиощущения. Попробуйте лепить с открытыми и закрытыми глазами… Посидите немного,положив руки на глину. Подружитесь с куском глины. Он гладкий? Корявый?Плотный? Холодный? Теплый? Влажный? Сухой? Возьмите его и поддержите. Легкий онили тяжелый?… Теперь я хочу, чтобы вы отщипнули кусочек от куска глины.Пользуйтесь двумя руками. Отщипывайте медленно, а потом быстрее… Сожмите вашуглину… теперь разгладьте ее, используйте большие пальцы, ладонь. После того,как вы разгладите глину, ощупайте места, которые вы разгладили… соедините всевместе, чтобы получился шар… проткните глину. Собирайте ее и ударяйте по ней…Соберите глину… Разрывайте ее, отрывайте маленькие и большие кусочки, соединитеих. Протыкайте глину пальцами… Пальцем проковыряйте в ней дырку, еще несколькодыр… Ощупайте края дыры, которую вы сделали… Соберите глину и попробуйтенанести на не линии, волны, ударяя по ней, используйте пальцы, ладони, реброладони…Теперь оторвите кусочек и сделайте змею. Она будет становится все тоньшеи тоньше и длиннее… оберните ею сою руку или свой палец… Возьмите на минутуобеими руками свой кусок глины. Вы теперь хорошо его знаете».
Во времявыполнения детьми действий с глиной, психолог может спрашивать детей: «Нравитсяли тебе то, что ты сейчас делаешь с глиной? Что ты чувствуешь в этот момент?Как еще хочется поиграть с глиной?»
3. «Лепимшар».
Психологвключает музыку для релаксации и просит детей скатать шар из глины, чтобы шарбыл гладким, похожим на мяч. Данное упражнение помогает ребенкусконцентрировать свою внутреннюю энергию, почувствовать свой ресурс.
4. «Ласковыеладошки».
Детистановятся в круг друг за другом, под спокойную музыку, и каждый последующийгладит впереди стоящего по голове, спине, внешней части рук (легко, слегкаприкасаясь).
Завершение.
5.«Аплодисменты по кругу».
Психолог:«Мыхорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которойаплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».
Психологначинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы.Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем.Третий выбирает четвертого ит. д. последнему участнику аплодирует уже всягруппа.
Занятие №4
Тема: «Мойчеловечек».
Цель занятия:способствовать развитию творческого воображения, фантазии, процесса самопознания.
Задачи: улучшитьнастроение детей, настроить детей на непринужденное поведение, развиватьразличные виды чувствительности, развивать воображение, способствоватьполучению позитивного жизненного опыта.
Материал:стаканчики с водой, глина, доска для лепки (клеенка), салфетки – для каждогоребенка; аудиозапись с музыкальными композициями.
Ход занятия:
1. Разогрев.
«Внимание».
Все детивстают в шеренгу, повернувшись лицом к ведущему. Психолог встает около одногоиз концов шеренги и говорит: «Необходимо стремиться выполнить каждое заданиекак можно точнее. Задание первое: надо расположиться в шеренге так, чтобыздесь, около меня, стоял самый высокий из вас, а на другом конце шеренги – тот,у кого самый небольшой рост. Начали!.. Задание второе: около меня должен стоятьчеловек с самыми темными волосами, на другом конце шеренги – с самыми светлымиволосами…».
2. «Лепимгероя».
Психологпредлагает детям сесть круг, включает музыку и просит детей подвигаться так,как им хочется, можно двигать кистями рук, плечами, головой, туловищем. Потомпсихолог говорит: «Замрите в той позе, в какой вы есть. Закройте глаза.Представьте себе, что вы перелистываете книгу с приключениями. Вы листаете ее,разглядываете рисунки, и видите героев в такой же, как у вас позе. Что вы можетесказать о герое? Какое приключение он переживает?… Я предлагаю вам слепитьэтого героя».
3. Анализдетских работ.
Психолог поокончании лепки проводит обсуждение:
– Что утебя получилось?
– Какхочется назвать героя приключения?
– Что онсобрался делать?
– Что тычувствовал, когда его лепил?
– Когоон тебе напоминает?
– Чтотвой герой хотел бы нам все нам сказать?
– Нравитсяли тебе то, что получилось?
4. «Сказочныйлес».
Психолог: «Представьте,что вы находитесь в сказочном лесу. В этом лесу растет много различныхдеревьев, кустов и цветов. Почувствуйте себя одним из них и изобразите его.Скажите, какое вы дерево (куст, цветок)… Теперь представьте себе, что в вашемлесу стал дуть сильный ветер. Вашему дереву необходим выстоять, для этого онодолжно почувствовать свою крепость, силу и гибкость… Ветер в сказочном лесубывает разным. Сейчас он теплый, даже горячий. И вдруг подул холодный, колючийветер, деревьям стало холодно… А вот снова выглянуло солнышко, и деревьям сталотепло, легкий ветерок обдувает их. Он кружит над сказочным лесом. Выпревращаетесь в сильный ветер, настоящий ураган… Вдруг ураган стихает, и выпревращаетесь в теплый нежный ветерок, свободный и легкий».
Завершение.
«Аплодисментыпо кругу».
Психолог:«Мыхорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которойаплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.Давайте поблагодарим друг друга за сегодняшнюю работу».
Психологначинает хлопать в ладоши, постепенно подходя к одному из участников группы.Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем.Третий выбирает четвертого ит. д. последнему участнику аплодирует уже всягруппа.

Список литературы
 
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативнойтерапии. – СПб., 2003.
2. Оклендер В. Окна в мир ребенка. – М., 2007.
3. Стишенок И.В. Сказкав тренинге. – СПб., 2006.
4. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в генштальттерапии. – СПб.,2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.