Введение
Организацияшкольных оздоровительных лагерей одна из интереснейших и важнейших форм работысо школьниками в летний период. Лагерь выполняет очень важную миссиюоздоровления и воспитания детей.
Цельлетней практики –вооружить студентов знанием различных технологий поразвитию личности учащегося в процессе организации воспитательно-оздоровительнойработы с детьми в летний период и умением применять их.
Летняя практика проходила в пришкольном оздоровительном лагере«Радуга» с дневным пребыванием, в период 1-й смены.
Датапрактики: 01.06.2009 – 26.06.2009 г.
Адрес:663690, г. Зеленогорск, Красноярскогокрая, ул. Строителей, 19;
Тел. (839169) 3–33–89. E-mail:sch172@zgr.kts.ru
Директор: АладкоОлег Александрович.
Под сменой лагеря с дневным пребыванием понимается формаоздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с ученикамиобщеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования спребыванием детей в дневное время и обязательной организацией их питания.
Содержание деятельности лагеря с дневным пребыванием определяетсянаправленностью смены (профильной, труда и отдыха или иной направленностью) собязательным проведением оздоровительных мероприятий.
Информацияо лагере.
Летний оздоровительныйлагерь (ЛОЛ) «Радуга», с дневным пребыванием и 3-х разовым питанием располагаетсяв МОУ «Средняя общеобразовательная школа №172 г. Зеленогорска.
Начальник ЛОЛ: ЖуромскаяГалина Александровна
Возраствоспитанников ЛОЛ с дневным пребыванием 6–13 лет.
1 смена – с01.06 по 26.06.2009 г. 2 смена – с 06.07. по 31.07.2009 г.
Детинаходятся в лагере дневного пребывания с 8.00 до 18.00 часов.
Субботаи Воскресенье – выходные дни.
Цель организацииЛОЛ: Создатьблагоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга, учащихся вовремя оздоровительного сезона.
Основныезадачи ЛОЛ:
1. привлечениеучащихся на определенный период летнего отдыха;
2. проведениеработы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом;
3. развитиеколлективистских отношений;
4. развитиетворческих способностей детей;
5. созданиеусловий для самореализации учащихся;
6. созданиеусловий для формирования желаний учащихся приносить пользу обществу;
7. укреплениездоровья, содействие нормальному физическому развитию;
8. формированиеи закрепление трудовых навыков.
Функциональныеобязанности сотрудников ЛОЛ.
Начальник лагеря:
- организует, координирует и контролирует работусотрудников лагеря;
- разрабатывает авторскую программу ЛОЛ «Радуга»;
- обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
- оформляет необходимые документы на открытие и функционированиелагеря;
- руководит работой педагогического и вспомогательногоперсонала.
Педагог-организатор:
- отвечает за художественное оформлениев летнемоздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же заоформление мероприятий, проводимых в лагере;
- составляет план работы на смену и подводит итоги своейработы;
- составляет и подбирает методические разработкивоспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.;
- организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживаетсоциально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени,досуга и развлечений.
Воспитатель:
- обеспечивает реализацию плана работы;
- обеспечивает и отвечает за безопасность детей вовремя проведения культмассовых мероприятий;
- несет материальнуюответственность за имущество, выданное на лагерь.
Этапыпрограммы ЛОЛ
Организационныйэтап смены. Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2–3 дня.Основной деятельностью этого этапа является:
– встречадетей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских итворческих способностей;
– формированиеорганов самоуправления,
– знакомствос правилами жизнедеятельности лагеря.
Основнойэтап смен:
– реализацияосновной идеи смены;
– вовлечениедетей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел;
Заключительныйэтап смены.Основной идеей этого этапа является:
– подведениеитогов смены;
– выработкаперспектив деятельности организации;
– анализпредложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнегооздоровительного лагеря в будущем.
ПрограммаЛОЛ Оздоровительная работа. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольномлетнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому впрограмму включены следующие мероприятия:
- ежедневныйосмотр детей медицинским работником;
- утренняягимнастика;
- принятиесолнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере всветлое время суток);
- организацияпешеходных экскурсий;
- организацияздорового питания детей;
- организацияспортивно-массовых мероприятий; подвижные игры.Работа по сплочению коллектива воспитанников. Для повышения воспитательного эффектапрограммы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:
– Огонёк«Будем знакомы!»
– коммуникативныеигры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком», «Назовись».
– Игрына выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».
– Игрына сплочение коллектива «Зоопарк – 1», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди,орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона»,«Зоопарк‑2».
Профилактическиемероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охранежизни детей в летний период.
Инструктажидля детей: «Правилапожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах»,«Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведенииспортивных мероприятий», «Правила безопасного поведения на водных объектах иоказания помощи пострадавшим на воде»;
Беседы, проведённые медицинским работником:
– «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»,«Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Какберечь глаза?» и т.д.;
– Игра-беседа «Уроки безопасности припожаре» с приглашением представителей ПЧ‑62;
– Профилактическая беседа о правонарушенияхнесовершеннолетних;
– Экскурсия на КПП ДПС;
– Профилактическая беседа о вреденаркотиков;
– Конкурс рисунков на асфальте «Ты, я иогонь» (организаторы – представители ПЧ‑1);
– Инструкции по основам безопасностижизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правилаповедения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека наводе», «Меры доврачебной помощи».Работа по развитию творческих способностей детей.
– Оформлениеотрядных уголков, стенных газет;
– Ярмаркаидей и предложений;
– Конкурсырисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;
– Коллективно-творческиедела: «Ключи от лета» (открытие смены), «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищемталанты!», «До свиданья, лагерь!» (закрытие смены)
– Кружок«Ритм» – занятие хореографией;
– Кружок«Искусство» – оригами, вышивка, плетение из бисера;
– Мероприятияна развитие творческого мышления: Загадки, кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка,эрудиция и смех – неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепнаясемёрка», «Эрудит – шоу», конкурс – игра «Весёлые минутки», конкурстанцевального мастерства «В ритме танца», конкурс врунов «Как меня собирали влагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурс – игра«Счастливый случай», «Поле чудес»;
– городскиемероприятия: Детская дискотека (МОУ ДОД ДДТ), городской конкурс среди ЛОЛ«Самый, самый, самый…» (МОУ ДОД ЦВР «Истоки), игровая программа «Фестивальигры» (МОУ ДОД ДДТ), игровая программа «Добро пожаловать на МАРС!» (клуб«Весёлый улей»), детская дискотека «Незнайка и К» (ДК ЭХЗ), викторина «Эрудит»(клуб «Весёлый улей»); Итоговая выставка поделок, рисунков воспитанников ЛОЛ«Радуга»;Работа по патриотическому развитию детей.
– Экскурсияпо городу (МОУ ДОД ДДТ);
– Экскурсияв выставочный зал;
– Беседа«Символика Российской Федерации»;
– Экскурсия«Памятники животным» (Городская библиотека);
– Дискуссия«Природа моего края»;
– Беседа«Поговорим о матушке-природе»;
– Экскурсияв Зоосад;
– Конкурсрисунков – «Мой Зеленый город!»
– Беседао нашем городе;
Работа попривитию навыков самоуправления.
– Выявлениелидеров, генераторов идей (игра «Киностудия»);
– Распределениеобязанностей в отряде;
– Закреплениеответственных по различным видам поручений;
– Дежурствопо столовой, игровым комнатам и спальням;
Аналитическаядеятельность по работе лагеря.
– Предварительныйсбор данных на воспитанников ЛОЛ «Радуга» (анкетирование родителей);
– Цветовойопросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток цветка вцвет своего настроения)
– Анализгородских и лагерных мероприятий;
– Анализанкет детей и родителей по окончании смены;
– Анализработы в заключительный день работы ЛОЛ «Радуга»;
Ожидаемые результатывыполнения программы деятельности лагеря:
– общееоздоровление детей.
- укреплениездоровья;
- пополнениежизни детей интересными социо-культурными событиями;
- развитиетворческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
- привитиенавыков самообслуживания;
- чувствопатриотизма;
- уважениек родной природе.
Режимдня детейв лагере дневного пребывания.8.00–8.10
Зарядка
Горн трубит: пора, пора! С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку Всем ребятам на зарядку! 8.10–8.20
Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся! 8.30–9.30
Завтрак
Всем за стол! Узнать пора, Чем богаты повара! 9.30–12.00
Отрядные, лагерные дела
Кто куда: кто в поход, Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся, В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час, Здесь играют все у нас! 12.00–13.00
Обед
Но у всех, смешливых даже, За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит. I3.00‑I4.00
Тихий час
Сладок сон после обеда. Тише! Не буди соседа. 14.00–14.30
Полдник
Вот и снова горн поет, Сладкий чай в столовой ждет! 14.30–16.45
Занятияпо интересам
Не грустят в семействе нашем, Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить, Все занятия хороши! 16.45–17.00
Уход детей домой
А теперь всем «ДО СВИДАНИЯ!» Завтра снова мы придем!
Каждый день влагере начинался с утренней зарядки на спортплощадке школы.
Для здоровьяважны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт.В меню включали фрукты, овощи, богатые витаминами, а также натуральные соки,кондитерские изделия, мясные и молочные продукты. Лагерь оздоровительный, иребята получают не только усиленное питание, но дополнительные витамины иобогащенные витаминами лакомства.
Дляорганизации кружковой работы заранее подготовлены кабинет, видеозал, игроваякомната, а также спортивный зал и помещение библиотеки.
Натерритории лагеря имеется: спортивная площадка, баскетбольная площадка,футбольное поле, беговая дорожка, парковая зона, зона отдыха с песочницей,качелями, горкой.
Вдень приема детей осмотрела и взвесила медсестра школы, воспитатели провелиинструктаж по технике безопасности, а также правилам дорожного движения иповедения в общественных местах.
Ежедневнов лагере проводились утренняя линейка, на которой каждый отряд получал планподготовки к общему мероприятию и задание на день
Программа лагерявключает в себя досуговые мероприятия, мероприятия по оздоровлению детей(витаминизация, физкультминутки и спортивные игры и конкурсы). Дважды в неделюпосещают бассейн.
Втечение всей лагерной смены для оздоровления детей инструктором школы совместнос воспитателями проводились спортивные мероприятия: игры с использованием мяча,скакалки, обруча, эстафеты, конкурсы рисунков на асфальте.
Работа с отрядами1‑я неделя Анкетирование. Отрядные огоньки 2‑я неделя Смотр отрядных уголков. Чередование творческих поручений 3‑я неделя Мониторинговые исследования. Чередование творческих поручений 4‑я неделя Анкетирование. Отзывы о пребывании в лагере
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ(1 июня)
Тема дня: Знакомство.В моемотряде 16 детей, из них 8 мальчиков и 8 девочек.
Цель: Способствоватьразностороннему физическому воспитанию и воспитанию культуры отношений человекас человеком.
Утро. Первая встреча с детьми– регистрация, линейка.
Экскурсия. Провели экскурсию по школеи школьному музею. Познакомили ребят с комнатами и дали время на устройство.Осмотрели все спортивные сооружения, которые находятся на территории лагеря. Показалии рассказали детям все, что им необходимо знать: о режимных моментах (завтрак,обед, игры, соревнования, конкурсы), техника безопасности.
День. Провели диагностикуздоровья детей отдыхающих в лагере, выявили различные отклонения в состоянииздоровья, составили списки детей разных медицинских групп здоровья. Согласноздоровью детей спланировали физкультурно-оздоровительные и массовые мероприятияв лагере.
Время
Дело
Форма и способы реализации
Задачи и задания для детей
Отметки о результатах 9.00 – 10.30 Сбор в отрядной комнате Отрядная линейка Организованно построиться, внимательно слушать воспитателя Все прошло организованно 10.45 – 11.00 Линейка открытия смены Общая линейка Организованно выйти на линейку, построиться, быть внимательными и Старались быть организованными, внимательными. 11.05 – 11.55 Операция «Уют» Совместная деятельность педагога и детей Аккуратно разложить свои вещи, навести порядок в комнатах С помощью воспитателей все дети справились с заданием 12.00 – 13.00 Обед Организованность и аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, убрать за собой посуду. Были замечания 13.30 – 14.30
Концерт первого дня в лагере.
Провели конкурс «Самый наблюдатель-ный в лагере»
Концерт и конкурс
на полянке Время закладки традиции собираться всем вместе. Показать план лагеря. Задать вопросы: какого цвета скамейки в лагере? сколько пожарных щитов и где они находятся? какие спортивные сооружения имеются на спортплощадке? какие деревья растут на территории лагеря? какой кабинет в школе самый красивый? Все прошло организованно 15.00 – 16.30 Огонек знакомств Игры на сплочение Познакомиться, запомнить имена всех детей и воспитателей Игры прошли весело и дружно, без конфликтов и ссор 16.30 – 17.00 Ужин Организованность и аккуратность, парами дойти до столовой, вымыть руки, покушать, убрать за собой. Были замечания 17.00 – 18.00 Свободное время, игры Свободная деятельность Дать возможность детям пообщаться между собой, найти общие интересы 18.00 – 19.00 Уход детей домой Беседы с родителями
Основныеэтапы и виды деятельности организационного и основного периодов работы
1 этап – организационный.
Ведущиенаправления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта;согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение.
Задачи:
- Знакомствоучастников с возможностями ЛОЛ «Радуга».
- Формированиемалых групп, клубов, творческих групп, органов самоуправления.
- Выявлениеуровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников.
- Знакомствос программой смены.
- Планированиедеятельности малых групп.
Средства иформы деятельности: Коллективно-творческие дела. Игра – экскурсия «Здравствуй,лагерь!». День знакомств. Планирование работы малых групп. Презентация клубов. Открытиесмены.
Результатыдеятельности: положительное мотивирование включения детей в деятельность;организационная готовность к деятельности во всех структурах детского лагеря;запись в кружки и клубы; актуализация возможностей каждого ребёнка в условияхдетского лагеря; доброжелательный настрой всех участников смены надеятельность, на требования детского лагеря.
2 этап –основной.
Ведущиенаправления деятельности участников: творчески-практическое; самореализация;самодеятельность; дополнительное образование; оздоровление; совместнаядеятельность; деятельностное общение.
Задачи:
- Обеспечениереализации программы смены;
- Предоставлениевозможностей творческой, лидерской самореализации каждого участника;
- Помощьв решении личностных проблем участников;
- Включениедетей в различные виды деятельности;
- Качественнаяорганизация совместной деятельности детей;
- Созданиеусловий для физического оздоровления детей и осмысленного отношения каждого ксвоему здоровью
Средства иформы деятельности: Кружки. Тематические дни или дела по различным видам деятельности.Система «Минутка здоровья». Органы детского самоуправления. Конкурснаяпрограмма «Кругосветное путешествие…». Детские творческие группы. Коллективныетворческие дела. Экскурсии.
Результатыдеятельности: Проявление каждого участника смены соответствующим образом. Обогащениеличного опыта каждого ребёнка социально и лично значимым содержанием. Максимальновозможные практические результаты в различных видах деятельности(познавательной, спортивной, творческой и др.)
3 этап –заключительный.
Ведущиенаправления деятельности участников: творчески-практическое; обобщающее. Демонстрацияи реализация приобретённого опыта; аналитическая деятельность.
Задачи:
- Специальноорганизуемая, совместная разнообразная деятельность подростков;
- формированиепрограмм последействия участников смены;
- анализкачественных изменений, происходящих с детьми.
Средства иформы деятельности: Аналитическая работа и коллективные творческие дела в малыхгруппах. Церемония закрытия лагерной смены. Итоговая игра. Подведение итоговработы кружков, клубов.
Результатыдеятельности: Благополучное состояние каждого участника смены; успешнаяреализация программы смены; положительная динамика проявления ценных личностныхкачеств детей.
Анализ организационного периода
Первые дни жизнедеятельности отряда – период адаптации(первые3–4 дня) – характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений,процессов коллективообразования, повышенным эмоциональным возбуждением.
В эти дни дети испытывали самое значительное психологическоенапряжение, которое обуславливается непознанностью новой сферыжизнедеятельности и недостатком информации о ней. Общие ценности, нормы иустановки только начинаются складываться и еще неизвестны детям. Они толькопознают и усваивают традиции и требования конкретного коллектива.
Важноуделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата вдетском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологическогоклимата в отрядах).
Ворганизационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановкецелей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов,формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшейдеятельности по программе.
Вэтот период важно:
1.Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
2. Обеспечениедетям чувства защищенности, самостоятельности;
3. Принятие вколлективе сверстниками и взрослым;
4. Определениеместа (статуса) в коллективе;
5. Формированиеумения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей иреализацией общественных интересов;
6. Формированиечувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
7. Формирование групповых норм, ценностей итрадиций.
Основнойспособ организации совместной деятельности детей в лагере, включения их всистему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений – этоотряд. В отряде ребёнок может ощутить свою значимость, проявитьиндивидуальность, творчество. Особо важно в первые дни смены заинтересовать иувлечь детей интересной деятельностью.
На первом отрядном собрании детям объяснили общие моменты смены,сообщили ее название, цели и задачи.
1-й отрядныйсбор:
– выбраноназвание отряда, девиз, отрядной песни;
– распределениепоручений (командир, помощник командира, помощник воспитателя);
– составлениеграфиков дежурств в столовой, в комнате, на территории лагеря.
Ни для когоне секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чембыстрее ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними. Одной изнаиболее простых форм знакомства является игра. Были подобраны и проведены всоответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение ивзаимодействиеколлектива: «Путаница», «Расскажи о себе», «Снежный ком». Дети активно и сжеланием в них участвовали.
Необходимость освоения сферы жизнедеятельности, занятия желаемогоместа в системе межличностных отношений побуждало детей к достаточно активнымдействиям и даже тихони включались в совместные дела, проявляя при этомнеобычную активность.
Общие нормы только начинают складываться, а потому отличаютсядиффузностью. Неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильнопонято и оценено, вынуждало ребят в значительной степени скрывать те или иныеотрицательные черты и свойства характера, дурные привычки.
Каждый старался раскрыть и показать себя с самой лучшей стороны.Это привело к преобладанию в первые дни социально одобряемых форм поведениядетей. Основное внимание в этот период было отведено адаптации детей к новымусловиям проживания, созданию детского коллектива, введению детей в тему смены.
Для реализации задач были отобраны необходимые методы: беседа,рассказ, пояснение. А также различные формы реализации задач: игры,тематические огоньки, сборы, концерты, игры-шоу.
Адаптация к условиям пришкольного лагеря «Радуга» прошла успешно.Дети легко освоились в режимных и организационных моментах смены. Вформировании детского коллектива особых трудностей не возникало, поскольку детипосещали вместе школу и были знакомы. Было несколько межличностных конфликтов,которые сразу же пытались разрешить воспитатели.
Анализ основного периода.
Цель основного этапа – реализациядеятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижениеуспеха каждым ребёнком, совместная деятельность.
Задачи:создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.
Вэтот период происходит практическая реализация смены. Отряды начинают развиватьсвой город, зарабатывая золотые монеты, которые могут потратить или наразвлечение отряда или на расширение своих владений. Преодолевая на своем путитрудности, ребята повышают игровой статус своего героя. Здесь же приходят кпониманию, большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровомпространстве. Проводится контрольное тестирование на анализ психологическогоклимата в отрядах.
Формыработы в период основного этапа:
1.Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составомучастников.
2. Совместноепланирование, проведение дел.
3.Организация равноправного диалога с детьми.
4.Совместное обсуждение возникающих проблем.
Этот этап занимает большуючасть времени – 10–11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленныеиндивидуально-личностные и коллективные цели развития. В этот период для ребенка важно:
- дружитьи контактировать.
- участиев межотрядных и дружинных делах.
- самореализоваться,как личность.
- чему-тонаучиться.
- проявитьсебя в необычных формах проведения свободного времени.
- проявлениесвоей самостоятельности.
Основное внимание в этот период было отведено развитию детскогоколлектива, реализации темы смены.
Формы реализации задач: концерт, праздник, соревнования, конкурсы,тематические огоньки.
Первая половина основного периода(5–11 дни смены) деятельностьв лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Он состоит издвух ступеней, соответствующих уровням развития группы-кооперации игруппы-автономии. Незначительная часть ВО останавливается в своём развитии настадии группы-кооперации (15–20%). До 50–55% ВО завершают своё развитие настадии группы-автономии. Достижение в процессе группы-коллектива в условиях ВОредко и возможно при специальной педагогическом управлении.
В этот период детям предлагаются самые разнообразные видыдеятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д., межличностная структурагруппы относительно стабилизировалась. Деятельность детей становитсядеятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобыоставить после себя добрую память в лагере.
Эмоциональные группировки характеризовались определённойстатичностью, их численность несколько увеличилась и составила от четырёх досеми человек. Желаемое общение детей в целом соответствовало фактическому.
Выразительнее стала поляризация межличностной структуры,увеличились крайние статусные группы. Основаниями процесса межличностнойдифференциации становятся преимущественно деловые качества и деловаянаправленность. Дети проявляли те черты своего характера, которые ранеескрывали. Продолжается обособление контактных и первичных групп
Воспитателем ежедневно выполнялись режимные моменты. Впедагогической деятельности все запланированные мероприятия были проведены всоответствии с требованиями. Дети принимали активное участие в подготовке кпраздникам и конкурсам.
Проблем, организационного характера не возникало. Лишь небольшиемежличностные конфликты. Основной период – это время конфликтов, личностныхсамореализаций, многоплановой смены социальных позиций. Это период скрытыхвнутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так какодни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие – нет. Чтобы способствовать единству отряда, необходимо было:
1.Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкогообсуждения.
2.Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни иотношений в отряде.
3.Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в даннойситуации для каждого и для всех.
4.Способствовать успеху деятельности.
Таким образом, детский коллектив прошел все стадии своегоразвития. Поставленные задачи были выполнены и реализованы. Возникшие проблемыпроанализированы и на будущее будут более тщательно прорабатываться при подготовкек работе.
Проанализировав работу лагеря, педагогический состав пришёл квыводу, что общее оздоровление и укрепление здоровья детей прошло успешно,жизненный опыт детей пополнился социально-культурными событиями. Повысились ихтворческие способности. Ребятам удалось проявить свою инициативу и активность.
В своей работе мы использовали методики массовых, групповых ииндивидуальных форм работы с детьми. У вожатых повысился уровеньпедагогического мастерства. Воспитателям удалось реализовать свои идеи и раскрытьсвой потенциал.
Методическиематериалы и разработки на смену приведены в Приложениях.
Методическаяразработка творческого дела
Творческая игра «Избушка бабы-яги»
Цель: создание благоприятной среды для реализации творческогопотенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитаниечувства коллективизма, самостоятельности.
Подготовка.
1. Подбор участников. Разделить детей по группам.
2. Разработка сценария. Подбираем материал, конкурсы, заданиясоответственно возрастным группам. Обдумываем образы персонажей, сказочногогероя, ведущего. Лучше всего подойдет отрицательный образ. В процессемероприятия герой становится другом взрослых и детей. Все вместе учатся,спорят, радуются. Костюм героя продуман. Появление будет необычным: на ковре –самолете.
3. Оформление сцены. В зале, где проходит игра, написать названиеигры «Избушка Бабы-Яги» красочно, большими буквами, поставить сказочнуюизбушку. На стенах повесить сети, паутину, дремучий лес, которые создаютсказочную атмосферу. Страна «Лукоморье» для наглядности изображается на карте –листе ватмана. Столы и стулья расставить по количеству команд и их участников.
4. Оборудование. Магнитофон, кассеты, фломастеры, карандаши,краски, ножницы; выставка детских рисунков, призы для победителей, медали;необходимо вырезать из картона замок с кроссвордом, разгадав который можнопопасть в «лесное царство Бабы-Яги».
5. Подготовка жюри. Разработать оценочный лист для членов жюри. Жюрии участникам разъяснить критерии, по которым будут оцениваться конкурсы.
6. Подготовка детей. В команде – не более 6–7 человек, из них одинчеловек представляет образ Бабы-Яги в костюме. В качестве домашнего заданиякомандам предлагается: подготовить название команды, эмблему.
Перед игрой проводится жеребьевка участников.
СЦЕНАРИЙ
Б-Я.:Я Баба-Яга, костяная нога, Мне всего-то две тысячи лет!
Я совсем молода, не страшна мне пурга. У меня еще стройный скелет!
Физкультпривет! Я поняла – окончательно, жить просто замечательно,когда здоровый дух в здоровом теле! Ух! Ах, какие умницы.
Взялись Бабу-Ягу сделать физкультурницей. – У нас на носу что?Лето на носу, а это значит, что всем надо выглядеть на «5».
Будем заниматься физкультурой и все будет хорошо! Мне в лесу сталоскучно, всю зиму вьюга да пурга мои подружки. Скучно мне с ними. Хоть бы выменя порадовали, лето приблизили. Ну-ка, покажите свои таланты, порадуйте моесердечко.
Покажись первая Баба-Ежка ….
I.Конкурс: Образ Бабы-Яги.
Домашнее задание – каждая участница показывает образ Бабы – Яги.
П. Конкурс «Заклинание»:
Б-Я.: Ребята, чтобы отправиться в путь, надо разгадать заклинание. Адля этого вам необходимо расшифровать знаки и прочитать заклинание, обращенноек избушке на курьих ножках (раздаются кроссворды).
III.Конкурс «Следы нечистой силы».
Б-Я.: Чем дальше в лес, тем больше загадок. В моем лесу, по соседствуживет много разной нечисти. Зимой они все спят в своих норах, скоро проснутся.Помните у А.С. Пушкина: «Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей…»Никто никогда не видел эти следы, но можно предположить, что рядом со следаминевиданных зверей были и следы нечистой силы. Представьте и нарисуйте каквыглядят следы:
1. Водяного;
2. Кощея Бессмертного;
3. Лешего;
4. Кикиморы;
5. Бабы-Яги.
Вот по этим следам, ребята, можем узнать, кто по тропке прошел, гдеи кто живет, кто в лесу хозяин.
IV.Конкурс «Костюм для Бабы-Яги».
Б-Я.: Ребята, вам нравиться мой прикид? Это платье от Юдашкина, поцене Брынцалова. Сегодня одна из крутых профессий – модельер. А начинается путьк этой профессии с рисунков платьев и костюмов в школьной тетрадке. Внимание!Задание!
Изобразите и расскажите о костюме:
1. Рабочий костюм Бабы-Яги;
2. Парадно-выходной костюм Бабы-Яги;
3. Домашний костюм Бабы-Яги;
4. Спортивный костюм Бабы-Яги;
5. Школьная форма Бабы-Яги;
Б-Я.: Сколько талантов пропадает в Нижнекамске! Вот где живут будущиеЗайцевы, Юдашкины, Кардены, Версачи! Защищайте, расскажите о вашем костюме.
V.Конкурс. «Лучший проект жилья для Бабы-Яги»
Б-Я.: Ребята, между прочим, у меня до сих пор в центре леса стоитветхое жилье, в то время, когда все кругом переезжают в новенькие коттеджи. Этонесправедливо. Такая красивенькая Баба-Яга, а избушка неблагоустроенная.
Задание: Каждая команда из подручных средств и из самих членовкоманды «строит» избушку Бабы-Яги.
Б-Я.: С удовольствием пожила бы в каждом таком теремке с удобствами.Ведь я здесь самая главная волшебница. Что, не верите? Ну вот, что это,по-вашему? Да, обычная метла, но я на этой метле ездить могу (садится на метлуи танцует). Видали! Ой, деточки, я вообще столько всего умею! Ой, да я такаятрудолюбивая! Прямо руки чешутся пакость какую-нибудь сделать. Кому-нибудь бантразвязать что ли, или штаны порвать?
В такой сказочный день я разрешаю всем пользоваться моей метлой иустроим шуточные состязания.
VI.Конкурс «Эстафета на метле».
Члены команды строятся в колону, каждая команда получает метлу.Оседлав метлу, обежать кегли (фишки), не задев их, за самое короткое время.Сбитая кегля – штрафное очко.
Игра со зрителями.
А теперь загадаю для зрителей загадки.
Много-много я их знаю, Вам сегодня загадаю.
Кто внимательным бывает – Тот их быстро разгадает.
1. Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался(колобок).
2. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоял среди травы,
Уши больше головы(заяц).
3. Стоит столбом,
Горит огнем:
Ни жару, ни пару
Ни угольков(свеча).
4. Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!(вода)
VII. Конкурс «Бал Бабы-Яги».
Б-Я.: Ну вот, дом построен, платье для танцев готово, птички поют.Осталось зазвучать оркестру. Маэстро! Музыку. Приглашаю танцевать на балподружек Баб-Ежек. Лучшую плясунью награжу.
Игра заканчивается награждением победителей.
Выводы
Атмосфера в лагере доброжелательная. Дети с большим удовольствиемприходили каждый день в лагерь. Дети хорошие и очень веселые. Было приятно сними общаться. Ребята много времени находились на свежем воздухе, большинствоигр и спортивных занятий проводилось на улице, имели возможность отдохнуть иукрепить свое здоровье. Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, иотдых, и психоэмоциональный комфорт. Лагерь оздоровительный, и ребята получалине только усиленное питание, соки и фрукты, но дополнительные витамины иобогащенные витаминами лакомства. Дважды в неделю дети посещали бассейн.
В каждомотряде велась воспитательная работа: беседы о правилах дорожного движения, обезопасном пути в лагерь и домой, о правилах поведения на улице, в общественныхместах, на прогулках, о здоровом образе жизни, о правильном питании, о дружбе ивзаимопомощи.
В дниторжественного открытия и закрытия лагеря состоялись концерты. Дети исполнялипесни, читали стихи, танцевали, играли на музыкальных инструментах.
За времяработы лагеря организованы: выход детей в ММВЦ г. Зеленогорска, вгородской парк, кинотеатр, в Зоосад, а также просмотр кино и мультфильмов.
В течениесмены ребята принимали участие в веселых стартах, викторинах, конкурсах. 12июня на День России проведена акция, посвященная государственной символике РФ,в рамках которой дети рисовали флаг и герб РФ, учили гимн РФ.
На закрытиилагеря состоялась линейка, на которой были награждены дети, отличившиеся впроведенных в течение смены мероприятиях. Им вручены грамоты, диски сфотографиями и презентацией с самыми запоминающимися моментами лагерной жизни.Также в лагере была организована выставка индивидуальных и коллективных работдетей, выполненных в кружках по интересам.
Основными показателями результативности работы коллектива педагогови воспитателей детского летнего лагеря стало:
- улучшениесостояния здоровья детей;
- осознаниеими значимости здорового образа жизни и физического самосовершенствования;
- комфортностьличности ребенка;
- увеличениеспроса со стороны воспитанников на услуги педагогов, кружков, объединений,повышение уровня удовлетворенности детей и их родителей от разнообразных видовтворческой деятельности и работы лагеря в целом;
- развитиеиндивидуальных творческих способностей детей.
Послеокончания учебной практики:
- научилась ориентироваться всодержании профессиональной деятельности педагога в условиях летнегооздоровительного лагеря;
- научиласьпроектировать, анализировать, корректировать процесс овладения практическиминавыками в условиях летнего оздоровительного лагеря.