Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание культурного поведения у школьников

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахстанско-Российский Университет

КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Педагогика – психология
Тема: «Воспитание культурного поведения у школьников»

Выполнила:
ст-ка гр. УПП-202
Мурашова С.Г.
 
Проверил:
преподаватель
Аширбекова Г.Е.

Караганда –2008

Содержание
Введение… 3
Глава 1. Эволюция воспитания культурыповедения… 5
1.1 Культура поведения в первобытномобществе… 5
1.2 Культура поведения врабовладельческом обществе… 6
1.3 Культура поведения в феодальномобществе… 8
1.4 Культура поведения при социализме… 10
Глава 2. Теоретические основывоспитания культуры поведения младших школьников… 13
2.1 Сущность и особенности воспитаниякультуры… 13
2.2 Методы и средства воспитаниякультуры поведения… 21
Глава 3. Опыт работы учителей по воспитаниюкультуры поведения… 30
Заключение… 34
Список литературы… 36
Введение
Воспитание культурыповедения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколениелюди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий вопределенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческогоопыта».
В историичеловечества, которая представляет собой последовательную сменуобщественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всехисторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.
В основном этокасается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: неворовать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во всевремена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета ипоощрялись  смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.
Поведение человека,культура его регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моральюдействуют и другие регуляторы поведения – правовые нормы и декреты государства;уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.
Мораль – явлениеисторическое, она изменяется и развивается в ходе общего прогрессачеловеческого общества.
Процесс по воспитаниюкультуры поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм,методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитанияв соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетомреальных условий воспитания.
Методы по воспитанию культуры поведения позволяют реализовать цели изадачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.
В воспитании культурыповедения младшего школьника главная задача педагога: добиться неавтоматического выполнения правил поведения, а развития активности исознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частьюхарактера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокоеосознание именно такого, а не иного типа поведения.
Цель данной курсовойработы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданнойцелью были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть эволюциюразвития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящеевремя;
— изучить теоретическиеосновы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
— выявить сущность иособенности воспитания культуры поведения младших школьников;
— проанализировать опытработы учителей по воспитанию культуры поведения;
— сделать выводы.
Глава 1. Эволюция воспитания культуры поведения 1.1 Культура поведения в первобытном обществе
В первобытномобществе отношения между его членами регулировались неписанными, но строговыполняемыми обычаями и традициями, которые закрепляли социальные нормы.
«В условиях суровойжизни человек мог жить и трудится только коллективно. Всё, и дети тоже, в этомобществе было коллективным».
В труде и в повседневномобщении дети усваивали жизненные навыки и умения, знакомились с обычаями,учились выполнять обряды.
У первобытных людейбыли такие же привычки и характеры, как и у диких животных. Группы древнейшихлюдей больше походили не на сплоченные коллективы, а на стада.
Развиваясь,первобытный человек стал уделять больше внимания изготовлению исовершенствованию орудий труда. Дети учились ремеслу у старших. Слушая ихразговоры, они учились разбираться в том, что хорошо, что плохо. Дети судовольствием подражали умным, смелым представителям своего общества. Старшиеопекали детей, учили их изготавливать оружие. Брали с собой на охоту,рассказывали о повадках животных. Учили молодых различным способам охоты.Матери придавали большое значение воспитанию у детей чувства родства и уважениядруг к другу.
«Уже в первобытномобществе возникают простейшие формы взаимопомощи. Социальная дисциплинадержится силой привычки, традиций, авторитетом старейшин рода. Не могло быть иречи о личной сознательности, т.к. индивид еще не отличал себя от рода и незадумывался над тем, почему он повинуется требованиям рода. Лишь в болеепоздний период, с появлением родоплеменных организаций изменились и целивоспитания. Молодежь обучали специально выделенные представители песням итанцам рода, знакомили с традициями и обычаями, с родовыми играми, прививалинавыки охоты».
Позже, когда началсяактивный процесс расслоения общества, воспитание стало видоизменяться – уже невсех детей готовили к добыче средств для существования. Некоторых стали готовитьк выполнению особых функций, связанных с ритуалами, обрядами, управлением. 1.2 Культура поведения в рабовладельческом обществе
В рабовладельческомобществе воспитание становится функцией государства. Начинают создаваться специальныеучебно-воспитательные учреждения.
Например,определенная система воспитания сложилась в Древней Греции, в Спарте, в Афинах.
Спартанскоевоспитание. Это словосочетание стало синонимом жесткого, аскетическоговоспитания. Мальчиков Спарты считали будущим государства и воспитывали в духестрожайшей дисциплины, физически крепкими и сильными духом. Юных спартанцевучили только самому необходимому, остальное их воспитание преследовало однуцель: беспрекословное послушание, выносливость.
«Школы в ДревнейГреции были трехступенчатыми. В них обычно учились дети богатых людей. Дети до3 лет воспитывались дома. Им внушалось быть воспитанными, вести себя сдержанно,без разрешения ничего не брать, всегда уважать старших, быть послушными. Совторой ступени воспитание было, в основном, направлено на развитие творческихспособностей: танцам, пению, игре на музыкальных инструментах».
С 12 лет детейотдавали в гимназии, где основное направление было спортивное: гимнастика,легкая атлетика, борьба, метание диска.
Девочек воспитывалидома матери. Они учили дочерей следить за собой, быть умелыми хозяйками в домеи культурными в общении.
В Афинах быларазработана система умственного и эстетического воспитания. Детейрабовладельцев готовили к роли господ, правителей, военачальников, им непрививали никаких трудовых навыков, воспитывали призрение к физическому труду.
Детей рабов приучалик покорности и смирению. Об их воспитании вообще не могло быть речи.
«Этика – как наука,включающая в себя изучение морали, культуры поведения человека возникла впериод становления рабовладельческого общества». Термин «Этика» был введенАристотелем: «теоретически этика призвана была решать нравственные проблемы –как должно поступать, что считать добром, а что злом…».
Этические учениядавнего прошлого являлись частью религиозных или философских учений ипредставляли собой попытки выработать вечные правила и нормы поведения,действительные для всех эпох и народов, для всех классов. История этическихучений связана с историей общества, с борьбой классов, с переходом от однихобщественных формаций к другим.
В рабовладельческомобществе вопросы этики развивали Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар, Сократ,Платон. Эпикур доказывал, что «человек по природе своей стремится к наслаждениюи в этом нет ничего греховного».
Платон утверждал, чтоаристократия от рождения обладает высшей моралью, и, что процветаниегосударства находится в прямой зависимости от того, в какой мере будутполноценными с точки зрения физических и нравственных качеств его граждане.
Аристотель продолжалидеи Платона, обращая внимание своих читателей на то, что: воспитание культурный поведение школьник
— живопись создаетсяв результате смешения красок,
— музыка – путемслияния звуков,
— речь – соединениемгласных и согласных звуков,
И в человеке, помнению Аристотеля, заключено единство двух начал – телесного и духовного, егокрасота создается, когда эти противоположности находятся в единстве гармонии, — она-то и является основой прекрасного. Именно это единство и являлось конечнойцелью воспитания в Афинах и определялось понятием «калокагатия». 1.3 Культура/> поведения в феодальном обществе
В феодальном обществеособое распространение получили религиозные этические учения, оправдывающие феодальныйпорядок. Дальнейшее развитие получила система учебно-воспитательных учреждений,дававших духовное воспитание детям духовенства, рыцарское – детям феодалов.Дети крепостных в школах не учились. Они обучались умениями и навыкам впроцессе самого труда. Традиции в воспитании передавались из семьи в семью,проявлялись в обрядах, в соблюдении обычаев.
В странах ЗападнойЕвропы существовала феодальная иерархия. Среди феодалов были люди, которыезанимались только воинскими упражнениями и приучали к этому детей.
Правила поведениярыцарей были изложены в специальном кодексе рыцарской чести. Они были обязаныбыть честными и преданными, отважными и героическими, считались защитникамислабых и обиженных. У рыцарей с детства воспитывалось поклонение красоте женщины.
Приход буржуазии квласти стал осуществлять строгую классовую дифференциацию детей. Своим детямбуржуазия стремится дать хорошее общее образование и воспитание. Этомуспособствует система дорогостоящих частных школ, домашнее воспитание спривлечением частных, образованных учителей и воспитателей, обучающих поведениюв обществе, хорошим манерам. Охват крестьянских детей обучением был весьманезначительным.
Таким образом, мывидим, что классовое воспитание давало знания только детям буржуазии. Детей жерабочих и крестьян «не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересахбуржуазии». Воспитывали их так, чтобы создавать для нее «пригодных слуг,которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы еепокоя и безделья».
В конце 15 и первойполовине 17 века в странах Европы получило дальнейшее развитие просвещение.Было открыто множество религиозных школ. Зажиточные люди готовили своих детей копределенной профессии.
В это же время и вРоссии значительно возросло количество грамотных людей. Большую роль в этомсыграла церковь. «В русский язык понятие «этикет» стало входить в начале 18века, и распространялся светский этикет только на общение людей дворянскогосословия».
У крестьян иремесленников существовали свои собственные правила поведения, сообразные ихобразу жизни. Дети были непосредственными участниками этой жизни, поэтому оспециальном воспитании речь не шла. Усвоение норм поведения шло само собой, впроцессе перенимания опыта старших.
Первая половина 19века, период разложения феодализма и роста новых капиталистических отношений,была тем периодом, когда процесс складывания русской нации получал своезавершение. Образование и воспитание носили сословный характер и были доступнылишь привилегированным сословиям и фактически недоступны крепостным.
Школа должна былавоспитывать учащихся в духе смирения и послушания, преданности правительству.Для многочисленных народов царским правительством создавались особыеправительственные школы, где преподавались светские науки подготовленнымиучителями.
Среди прогрессивныхпедагогов того времени – И. Алтынсарин, А. Кунанбаев, внесшие большой вклад вразвитие педагогической мысли. И. Алтынсарин считал, что по своему устройствушкола должна служить примером новой культурной жизни в самом широком смыслеэтого слова – новых привычек, правил поведения, дисциплины, начал гигиены,ремесел.
А. Кунанбаев призывалк воспитанию человека, высказывался против физических наказаний. Он ратовал зафизическое развитие, эстетическое и этическое воспитание школьников. 1.4 Культура/> поведения при социализме
Принципиальноеотличие и решающее превосходство воспитания при социализме заключается в том,что школа из орудия классового господства превращается в учреждение, дающееобразование и воспитание всем детям, независимо от социального статуса. Вопросывоспитания волнуют педагогов-практиков, ученых. Воспитание культуры поведенияведется на всех стадиях развития ребенка: дошкольное обучение, школьная жизнь,внешкольная работа, работа детских организаций, секции, кружки, клубы и т.д.
Постоянносовершенствуются методы и приемы воспитания. Дети не только теоретическизнакомятся с правилами, но и применяют их на практике, превращая правила впривычки.
Правила культуры поведенияне избежали социального прогресса. Некоторые из них пережили свое время и былиодобрены новыми поколениями. Они существуют и в наше время (приветствия,прощания, посещение гостей, преподнесение подарков и другие).
Человек живет вобществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требованиякасаются в первую очередь моральных качеств человека, его поведения. Требованияне выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, аскладываются в процессе совместного труда и общения, принимают характеропределенных нормативных требований к человеку.
Многие выдающиесяпедагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не можетсводится только к его образованию и умственному развитию и на первый планвыдвигали формирование нравственных качеств.
«В своем трактате«Наставление нравов» педагог Ян Амос Каменский цитировал древне-римскогофилософа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затеммудрости. Ибо без первого трудно научится последней».
Наиболее полно и яркохарактеризовал преобразующую роль воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский:«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, ноувы… Одного ума и одних познаний еще недостаточно для укоренения в нас того нравственногочувства, того общественного цемента, который…связывает людей в честное, дружноеобщество».
«Сложившаяся системаобразования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека кобстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, ноне учила изменять жизнь по законам красоты, нравственности.
Сегодня сталоочевидным, что от содержания и характера направленности личности зависитрешение социальных и экономических проблем, безопасность человека и дажесуществование всего человечества».
С развитиемдемократических процессов повысился спрос на гармонию развитую, социальноактивную и творческую личность, способную самостоятельно решать что-либо илично нести ответственность за реализацию решений. Первостепенное значение приобрелииндивидуальные качества.
Гуманистическая цельвоспитания требует пересмотра его средств, содержания и технологий. Всодержание воспитания входит и система нравственно-этических чувств,определяющих поведение в многообразных жизненных ситуациях.
Сегодня бытьгуманистом – значит видеть в человеке личность, уважать ее достоинство. Можнопростить ошибку, неопытность, даже неприятные привычки, но непростительныдолжны быть любые проявления грубости, неуважения, пренебрежения. 
Глава2. Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников 2.1 Сущность и особенности воспитания культуры/>
Сегодня в центршкольной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всейсовокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения.
Цель школы – разбудить,вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для болееполного и свободного развития личности. «Концептуальные положения педагогикиотражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание всовременной школе:
— Превращение школыЗнания в школу Воспитания,
-  Постановка личности школьника в центрвсей воспитательной системы,
-  Гуманистическая ориентациявоспитания, формирование общечеловеческих ценностей,
-  Возрождение национальных и культурныхтрадиций;
-  Сочетание индивидуального иколлективного воспитания»;
Каждый педагог долженточно знать весь объем и основные направления воспитания;
-  «Воспитание сознательной дисциплины икультуры поведения;
-  Потребность выполнять Правила дляучащихся, соблюдать нормы культурного поведения;
-  Непримиримость к безнравственнымпоступкам людей, нетерпимое отношение к нарушениям норм и правил культурногоповедения, понимание необходимости самому удерживаться от плохих поступков;
-  Соблюдение режима для овладениесанитарно-гигиеническими знаниями и нормами».
Сегодняшняя жизньпоказывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне,зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны,невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонныдумать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а отэлементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитаютчаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани,неопрятности, хамства…
Школа являетсяважнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позициювыжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиватьсядуховные силы общества.
Учитель несетответственность за детей, поэтому он должен контролировать:
- стиль общения с учащимися,
- образовательно-воспитательнуюсреду,
- педагогическую психологию,
- самого себя.
Настоящий педагогдолжен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делаетучитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.
И здесь на первыйплан выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения ивоспитания и использование новых педагогических технологий.
Процесссоциально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние ивнутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивныеоценочные осознавания себя и своего собственного поведения.
Необходимо дать ребенкувозможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту иблагородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится впроцесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личностиребенка.
Для того чтобы широкои полно изучить проблему, необходимо знать основные положения изучаемой темы.
«Поведение – этосистема действий и поступков человека, в которой проявляются еговзаимоотношения с социальной средой».
«Поведение –совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых имв относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях».
«Поведение – образжизни, совокупность поступков и действий кого-нибудь, соблюдение правилвнутреннего распорядка».
«Поведение – образжизни и действий».
«Культура –совокупность достижений человечества в производственном общественном иумственном отношении».
«Культура – 1)совокупность достижений человечества в производственной, общественной идуховной жизни, уровень этих достижений в определенную эпоху у какого-либокласса, общества
2)Образованность,начитанность, просвещенность, воспитанность, а также совокупность условийжизни, соответствующих потребностям просвещенного человека».
«Культура поведения –совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общениис другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетическиенормы этого поведения». Культура поведения раскрывает, каким конкретно образомосуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний обликповедения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно этинормы слились с его образом жизни, стали повседневными правилами.
В широком плане впонятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека,этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена.
Особо выделяюткультуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли.
«Культура поведения –поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическомвкусе и соблюдении норм и правил общежития».
Истинная культураповедения – органическое единство внутренней и внешней культуры человека,умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, нерегламентированной правилами ситуации.
Проявление культурыповедения – вежливость, основанная на уважении к людям, точность, привычка неопаздывать, выполнять данное обещание в срок, обязательность и др.
Основной путьформирования культуры поведения – воспитание нравственности, волевых качествличности (выдержки, самообладания, умения владеть собой), самовоспитание.
Важное средствовоспитания культуры поведения – формирование эстетических вкусов и идеалов,культуры речи.
Культура поведениячеловека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться слюдьми. Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимыхкачеств личности, повседневных поступков человека, основанных на нормахнравственности, этики, эстетической культуре.
Культура поведениявыражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой –усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки идействия.
Усвоенные человекомкачества превращаются в воспитанность личности.
Уже в начальной школедети должны усвоить основы культуры поведения. Чем раньше ребенок усвоитправила поведения, тем естественнее он будет их выполнять. Прежде всего,учитель должен раскрыть сущность каждого из качеств, которое он хочет воспитатьв детях.
Вежливость – это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуручеловека. Ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение того, что самопонятие «Культура» вытекает из нравственно-моральных и даже социальных норм.Таким образом, и понятие «Вежливость» перерастает свои узкие рамки, становясьотражением нашей внутренней культуры и духовности, определяясь той суммойпоступков, тем комплексом поведения в обществе, которые вытекают изобразованности и воспитанности каждого человека.
Сегодня мы вкладываемв понятие «вежливый человек» не только и даже не столько умение вести себяблагопристойно. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину (иначеи быть не должно!), а тот, кто не пройдет мимо хулигана, позволившее подобное.Вежливый человек не тот, кто сам не сломает ветку дерева, не притащит охапкуподснежников, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречьприроду.
Вежливый человексовершает поступки и отвечает за них, управляет своими эмоциями. Вежливостьребенка проявляется в его умении правильно себя вести, соблюдать правилаповедения, в его внешнем облике, в речи, отношении к вещам, характере общения.Дети должны усвоить формы вежливого отношения к родителям и посторонним, кучителям и другим работникам школы, к своим товарищам. Младшие школьникинередко считают, что быть вежливым необходимо только со взрослыми, и забывают отом, что надо соблюдать правила и со своими сверстниками. Поэтому в работе сдетьми следует специально выделять правила поведения в должном обществе.
Точность иобязательностьсоставляют неотъемлемые черты культурного человека и проявляются в умениивыполнять обещания, беречь свое и чужое время, не заставлять себя ждать, неопаздывать и т.д. Эти правила меньше других известны школьникам и поэтому частонарушаются ими.
Этикет – совокупность правил поведения,касающихся внешнего проявления отношений к людям (формы обращений иприветствий, поведение, манеры и одежда). В этикет входят те требования,которые приобретают характер строго регламентированного церемониала. Этикет –это повседневное благожелательное и уважительное отношение ко всем людям,безотносительно к их общественному положению, правила ведения разговора,поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемыхк одежде в различных обстоятельствах. Это честь, совесть, порядочность – качества,которыми нужно дорожить так же, как мы дорожим здоровьем.  Работа, связанная своспитанием этого качества, предполагает, прежде всего, пример воспитателя,создание и расширение конкретных ситуаций, в которых дети проявляют умения иприучаются выполнять правила этикета.
Манеры – способ держать себя, внешняя формаповедения. Включают в себя совокупность свойств речи /выражение, тон,интонация/, характерную для человека походку, жестикуляцию, мимику, иногдатакже говорят о манере одеваться. Внешняя красота и изящество должны быть, пословам В.Г. Белинского, выражением внутренней чистоты и красоты, внешнимпроявлением нравственного облика личности. Хорошие манеры рассматриваются какформа повседневного выражения скромности и сдержанности человека, умения контролироватьсвои поступки.
Хорошие манеры составляюткак бы оправу драгоценных граней души, среди которых самые привлекательные –доброжелательность, тактичность, деликатность, честность, благородство. Еслихорошие манеры станут внутренней потребностью каждого человека, это поможет взначительной степени изменить взаимоотношения людей. Значит, исчезнут многиеповоды для плохого настроения, которое возникает у нас иногда из-за грубости иневоспитанности окружающих, относящихся, наряду с привычкой громко говорить,развязностью в жестикуляции и поведении, неряшливостью и дурными манерами.
Дурные манеры создаютнеудобства для окружающих и делают невозможным свободное и непринужденноеобщение людей.
В воспитании культурыповедения значительное место занимает выработка навыков и привычек. Привычка кповедению – это показатель устойчивости морального мотива, — включает в себяпотребность пользоваться усвоенными способами поведения. Привычки имеютогромное значение для человека.
«Привычки» — это те«кирпичики», из которых складывается образ жизни, способы достижения цели,манера общения – словом, все то, что в конечном счете определяет судьбучеловека».
Добрую привычкуК.Д.Ушинский, рассматривал как «нравственный капитал, который постоянно растет,и процентами с которого человек пользуется всю жизнь». Дурная привычка, по егоже словам, есть «нравственный невыплаченный заем, который может заморитьчеловека беспрестанно нарастающими процентами и довести его до нравственногобанкротства».
У многих школьниковзаметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знаниясоответствующих правил. В работе с младшими школьниками это достигаетсясистематическим приучением к выполнению правил.
Целенаправленнаясистематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведенияначинается с приходом детей в школу. Это необходимо потому, что не во всехсемьях родители являются образом культуры, она не «впитывается» с молокомматери, ее часто надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опытуребенка. Именно в начальной школе начинается работа по воспитанию аккуратностии опрятности, вежливости и точности, прививаются хорошие манеры, умениекультурно вести себя. Если элементарные нормы культурного поведения не привитыдетям с ранних лет, то учителю приходится восполнять этот пробел.
Важнейшей задачейвоспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования квоспитанию привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознанияшкольника.
Большое значение ввыработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебногозаведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законамиколлектива, легче осваиваются детьми.
Одним из наиболеедейственных методов воспитания является пример. В качестве примера для младшихшкольников могут выступать родители, братья и сестры, образы героев, знатныхлюдей. Важное условие повышения воспитательной силы примера – единство слова идела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Отнюдь неслучайно народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влекут».
Я.А. Коменский говорил:«Легко идти за правильно идущим». Младшие школьники в своем стремлении статьвзрослыми берут в качестве образца для подражания пример старших, уважаемыхлюдей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами.
Вот лишь некоторые изних:
1.  У ребенка еще беден жизненный опыт;
2.  Нет устойчивых привычек поведения.
Склонность детей кподражанию нередко создает опасность заимствования дурных привычек. Детейиногда привлекают нарушители школьного порядка, их грубость, резкость,дерзость…
Отсутствие системы ввоспитании вызывает сбой в поведении ребенка. В школе учитель требует одно,дома родители – другое, взрослые, которые окружают детей на улице, втранспорте, в общественных местах, предъявляют нередко противоположныетребования. Поэтому замечания или требования взрослых часто относятся детьмитолько к одному, данному, моменту и легко забываются. Другая причина недостаткав воспитании коренится в том, что взрослые, к сожалению, придают слишкомбольшое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу кперечислению, разъяснению правил; при этом забывая о положительном влияниипримера и практической деятельности.
К.Д. Ушинский писал, чтонельзя ограничиваться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиватьсятого, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимаяиндивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитиесознательности, творческую активность.
И на уроке, и вовнеклассной работе трудно переоценить воспитательную роль самой личностиучителя, его убежденности, его культуры.
Учителя копируют егоученики. Вот почему поведение учителя, его подход к каждому явлению так илииначе влияют на всех учеников…
Можно смело сказать, чтоесли учитель авторитетен, то у многих людей навсегда остаются в памяти ихарактере следы этого учителя.
Поэтому важно, чтобыучитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действиянаходятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек вмире.
Десятки глаз смотрят нанего, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого вотношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит всетонкости, как детский глаз. 2.2/> Методы и средства воспитания культурыповедения
В работе над выбором темыпо воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правилаповторяются. Это закономерно.
Учитель всегда имеет ввиду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенок должен действовать иприменять одно и то же правило в разных условиях. Для него это не всегдапросто. Так, на улице ребенок может не поздороваться с учителем другого класса,хотя в школе обычно здоровается с ним. Приучившись следить за своей обувью,когда идет в школу, ученик может в нечищеной обуви пойти к товарищу. Поэтому,рассказывая о правилах поведения, педагог перечисляет те возможные ситуации,где ученик должен их применить. Но рассказать об этом мало. Необходимо вместе сродителями проконтролировать, чтобы во всех случаях, в любой обстановкеизвестное правило выполнялось детьми. Например, детей научили уступать местостаршим в автобусе; они это делают охотно, без напоминания. Но вот в классепришла бабушка, стоит, а ученик даже не догадается пригласить ее сесть. Такоеповедение объяснимо, ведь младшему школьнику свойственна конкретность мышления.Ему требуется руководство, подсказка. Сначала это возможно сделать в ситуациикласса, школы, затем дети приучаются к соответствующему поведению дома, наулице, в общественных местах.
Постепенное расширениеконкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяетсформировать определенные, привычные для ребенка формы поведения.
Всегда и во всем бытьаккуратным – значит приобрести такое качество, как аккуратность, всегда бытьточным, обязательным – значит иметь эти качества в своем характере. Постепенно,через поступки, поведение, деятельность формируется характер ребенка, егонравственность. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени иопределенных усилий.
Для воспитания навыков ипривычек культурного поведения необходимо позаботиться об организацииупражнений в поступках. Упражнение – это не просто повторение. Оно требует,чтобы ребенок знал, что у него получается, что – нет; стремился овладетькаким-либо действием. Для успешности закрепления, необходимо, чтобы повторениесопровождалось положительными эмоциями. Это и молчаливое одобрение взрослого, иэмоциональное поощрение товарищей. Ребенок должен сам захотеть поступатьправильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.
Занятия по культуреповедения проводятся, как правило, во внеклассное время, но и на уроке учительимеет возможность работать над усвоением знаний, формированием навыков ипривычек. Работая над какой-либо определенной темой, учитель не выпускает изполя зрения и то, насколько усвоены правила предыдущей темы, как полно и яркоони проявляются в деятельности и поведении учащихся. Сочетание систематическойработы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работыучителя – важное условие успешного воспитания к.п. Если на занятии дети видятсценку: идет с тяжелой сумкой учительница, а ученики, шагающие рядом, недогадываются помочь, то, конечно, сценка эта не сформирует навыка. Но онапоможет детям посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение, сделатьдля себя вывод. И, наверное, затем, в специально или случайно созданнойситуации, ребенок задумается и определит свое поведение.
Учитывая ситуативностьповедения детей, необходимо разнообразность условия, в которых учащиеся должныупражняться, выполнять те или иные правила поведения.
Важным элементом занятийявляется показ, т.к. дети должны суметь сами оценить, что сделано правильно, ачто — нет, сказать и показать, как надо было сделать. Такое активное участиедетей в обсуждении возможно потому, что круг понятий в целом знаком детям исоответствует их жизненному опыту. Учитель дополняет имеющиеся у детей знания,приводит их в определенную систему, подкрепляет требования родителей своимитребованиями, своим авторитетом.
Педагог беседует сдетьми, задает им вопросы, выслушивает мнения, иногда противоположные, и судито том, что уже хорошо знакомо учащимся, а какие правила незнакомы совсем. Призакреплении старых и разъяснении новых для детей правил, учитель привлекает напомощь басни, рассказы, стихотворения.
Использованиехудожественных текстов очень оживляет беседу. например, на тему о порядке можнопрочитать стихи В.Лифшица «Перчатки», О. Бедарева «Вот какая я»; о поведении наперемене – стихотворение Б.Заходера «Перемена»; о правилах приличия – стихи А. Барто«Почему телефон занят?» и т.д.
Самой природой заложено вребенке стремление проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуацийвзрослого мира, чтобы понять его.
Поэтому занятия покультуре поведения можно проводить и в форме игры.
В процессе подготовки кигре дети сами мастерят необходимые атрибуты, оборудование, что даетдополнительные возможности в общении, в проживании тех ситуаций, о которыхговорилось на уроке. Игры проводятся со всеми детьми или с группой, можетпринять участие весь класс или даже несколько классов, что создаетдополнительную, новую ситуацию.
Чаще всего при проведениизанятия используются и показ, и инсценировка, и беседа, и чтение художественнойлитературы в разумном сочетании.
Всю эту сложную, огромнуюработу необходимо вести в тесном контакте с родителями, разъяснять имправильные методы воспитания и договариваться о единой линии педагогическоговоздействия. Участие родителей может быть непосредственным: они выступают переддетьми с беседой или являются гостями; родители могут помочь классу вподготовке занятий, требующих большой предварительной работы (декорации,костюмы, проведение репетиций…)
Самое главное – привлечьродителей к систематическому контролю за выполнением правил культуры поведенияв повседневной жизни.
Поступление ребенка вшколу – переломный момент в его жизни: он вступает в новый тип отношений слюдьми, начинают складываться новые, разнообразные формы деятельности. Отподготовки ребенка к школе во многом зависит успешность его обучения.
Традиционно выделяются 3аспекта школьной зрелости:
а) интеллектуальный, б)эмоциональный, в) социальный.
В нашем случае особенноважен социальный аспект, под которым понимается потребность ребенка в общениисо сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп наоснове правил и норм поведения.
Способность общаться, иликоммуникативные способности, определяются как индивидуально-психологические особенностиличности, обеспечивающие эффективность и общения и совместимость с другимилюдьми. Способность к общению включает в себя:
1. «Я хочу» — желаниевступить в контакт;
2. «Я знаю» — знание норми правил поведения;
3. «Я умею» — организацияобщения.
Становление 1 аспекта «Яхочу» связано с некоторыми затруднениями, которые возникают практически укаждого ребенка. Это медлительность, упрямство, страхи, вранье и т.п. Важнуюроль здесь играет позиция ребенка по отношению к другим и себе.
Выделяют 3 основныепозиции:
1. Эгоистическая – когдаребенку совершенно безразличны другие дети. Такому ребенку нетрудно толкнуть,обидеть, оскорбить. Конечно, таких детей не любят, не хотят с ними играть,дружить. В конечном итоге они остаются одни.
2. Конкурентная – ребенокпрекрасно понимает, что важно, чтобы тебя ценили и уважали, для этого все надоделать правильно, со всеми дружить, никого не обижать. В сверстнике такойребенок видит только конкурента, которого необходимо превзойти, потому чтоуспехи и достижения других вызывают у него зависть, обиду, огорчение оттого,что не он первый. Такая линия поведения наверняка останется, и будет толькоукрепляться.
3. Гуманная – ребенокохотно помогает другим, умеет сопереживать. К другим относится как к самоценнымличностям.
Зная и учитываявышеперечисленные обстоятельства взрослым необходимо помочь пройти сложный путьразвития общения более безболезненно.
В начальной школе напротяжении всех четырех лет ребенок учится общаться со сверстниками, совзрослыми. Ребенок понимает, что самое главное в жизни то, чтобы тебя ценили иуважали, а для этого необходимо делать все правильно, со всеми дружить, никогоне обижать. Проще всего это воспитывается через игру.
Например: Игра «Волшебныесундучки».
Ребенку предлагаетсяподумать, какое у него сейчас настроение, что он чувствует. Затем попросить егосложить все отрицательные эмоции: обиду, грусть, злость, страх в волшебныйсундучок и выбросить. Вместе с тем из другого сундучка (он яркий, красочный)можно взять себе те положительные эмоции, которые он сам хочет, и желал быподарить другим.
Большое значение врегуляции поведения ребенка играют правила. Ознакомление с правилами служитсредством формирования послушания и дисциплинированности, доброжелательныхотношений, культуры поведения в обществе. В то же время на практикеобнаруживается, что второй аспект «Я знаю» и реальное поведение расходятся, чтосвидетельствует о формальном усвоении правил поведения в обществе.
В связи с этим актуальнопоставить вопрос о воспитании осознанного отношения к правилам поведения,которое должно включать в себя три взаимосвязанных компонента:
— знание правил;
— понимание ихсправедливости, осознание нравственной ценности и личной значимости для себя идля окружающих;
— соответствие поступковизвестным правилам и саморегуляции поведения.
Учитель в работе с детьмидолжен опираться, прежде всего, на разъяснение смысла правил, их нравственнойценности и необходимости выполнения, использовать разнообразные методы иприемы: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, атакже на основе детского опыта.
Важно в ходе беседобращать особое внимание детей на последствия предполагаемых поступков для себяи окружающих, на отношение детей к ребенку, поступающему вразрез с правилами,на его переживания, на собственное эмоциональное состояние.
Наблюдение за поведениемдетей в реальной жизни показывают, что им не всегда легко поступить по правилу,преодолеть свое нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребенок долженуметь организовать общение, поэтому становление 3-го компонента – «Я умею»сопряжено с развитием его эмоционально-волевой сферы.
Одно из условий, влияющихна решение ребенка – присутствие других людей, взрослых или сверстников, ихоценка.
Поэтому для развитияволевых усилий очень важным является организация практической деятельности,постоянное упражнение в совершении тех или иных поступков, в результате чего удетей появляется возможность «учиться» на своих ошибках.
На уроках необходимо датьучащимся правила, нормы, эталоны поведения, выработать навык анализа актовобщения. Дети должны понять, что надо делать и говорить, и как.
Урок такой обычновключает речевую гимнастику, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций,решение коммуникативных задач, коммуникативные игры.
Для реализации вышепоставленных задач целесообразно использовать метод создания проблемныхситуаций.
В классе можноспециально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьмипрактического опыта в выполнении правил поведения. Попадая в ситуациюморального выбора, ребенку необходимо самостоятельно организовать своеповедение, применить адекватное правило и проявить необходимые волевые усилия.Например, дети с увлечением играют в интересную подвижную игру, в это времявходит другой учитель и «нечаянно» рассыпает тетради. Интересно наблюдать зареакцией учащихся. Одни тут же бросаются на помощь, остальные «раздумывают»,некоторые даже не прекращают игру. Необходимо после провести беседу,проанализировать поступки детей, выяснить мотивы, побудившие ребят поступитьтак или иначе.
Интересна в этомотношении игра в «Волшебное зеркало», перед учениками ставится нелегкая задача– пользоваться вилками и ножом за накрытым столом, но он легко справится, еслипосмотрит в «волшебное зеркало». А зеркало – его одноклассники, которыепоказывают, как надо обращаться со столовыми приборами.
Повседневная «методикаэтического заряда» помогает и учителю и ученикам справляться со сложностями втечении всего дня. Учитель начинает учебный день и при этом высказываетуверенность в том, что дети будут доброжелательны, внимательны и уступчивы,обижать никого не будут, в классе конфликтных ситуаций не возникнет. Высказываятакое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность кдетям. В конце учебного дня учитель проводит этическую пятиминутку. Онанализирует возникшие конфликты, учит ребят находить пути выхода из них.Ученики с помощью учителя пытаются разобраться, как можно избежатьотрицательной ситуации и как примирить конфликтующих.
Возможно создание «Школывежливости», в которой дети смогут показать все знания и умения, накопленные вповседневной жизни.
У школьников формируетсяпривычка оценивать собственные поступки с позиций доброжелательности и уваженияк другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений кчеловеку, обществу, Родине, природе, к самому себе.
И у педагога, ведущегоэту работу, развивается стремление к нравственному самоконтролю. Его отношенияс детьми приобретают искренний, доверительный характер, что помогает находитьнестандартные пути влияния на учеников. 
Глава3. Опыт/> работы учителей по воспитанию культуры поведения
Творческий педагог всегдастремится найти новые, нестандартные и, тем более интересные для школьников, путивоспитания. Это и специальные занятия по вежливости, и уроки общения, и уроки –путешествия, КВНы, различные турниры и праздники, посвященные культуреповедения и, конечно же, работа с родителями. Ниже следует описание несколькихработ педагогов, пожелавших поделиться своим опытом в периодической печати.
Своим опытом повоспитанию культуры поведения у учащихся 3 класса московской школы №235 делитсяучитель начальных классов Л.Кузнецова, которая ведет предмет «Этическаяграмматика».
Вот так проходит, например,занятие «Доброе слово, что ясный день».
Дети вспоминаютсказку «Морозко», произносят ласковые слова, с которыми падчерица обратилась кДеду Морозу. Затем идет выборочное чтение сказки «Гуси-лебеди», показываютсяфрагменты диафильма по той же сказке.
- Почему же, печка,Яблонька и Речка сначала не ответили Маше на ее вопрос?
- Потому что Машавначале была неприветлива с ними, обидела их.
- А потом почемусказочные герои охотно помогли ей?
- Потому чтодевочка отведала пирожка из печки, яблочка с яблоньки, потому что нашла словаблагодарности, оценила их труд, ласково обошлась с Речкой.
- А вы всегда ли вобщении с людьми пользуетесь волшебными словами? Давайте проверим,действительно ли есть волшебные слова. А для этого проведем игру: «Волшебныйцветик-семицветик».
Правила игры: «Волшебник(ученик) отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, комупожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…»
Варианты пожеланий:
- Катя, я была неправа, что обидела тебя. Не сердись на меня, прости, пожалуйста.
- Коля, я тебясегодня толкнула нечаянно, прости, пожалуйста.
В конце игры учительобращает внимание учеников на то, как произносятся «вежливые слова».
- Вежливо, сулыбкой.
- Действительно,улыбка украшает произнесенную фразу, даже в песенке поется «От улыбки станетвсем теплей». Исполняется эта песня.
Так, с помощью игрыпедагог учит детей сложному искусству общения.
Учитывая то, что многиеродители еще очень молоды и сами еще могут и хотят воспитываться, необходимопроводить в начальной школе родительские собрания, семинары. Вот, например,одно из собраний такого типа, которое составлено и проведено Оспановой М.Т.(«Воспитание школьников Казахстан. №2/2003»), учителем начальных классов. Тема:«Взаимоотношения в семье».
Подготовка.
Третьеклассники дособрания отвечают на вопросы анкеты:
1.  С кем в семье ты особенно дружен?
2.  Кому доверяешь секреты?
3.  Все ли знают о тебе родители?
4.  Понимают ли тебя мама и папа?
5.  Всегда ли справедливы к тебе?
6.  Кого позовешь на помощь в беде?
Также на уроке труда ученики готовят «книжечки» участников собрания. Сюдакаждый родитель имеет возможность записать вопросы, которые появились у него доили во время родительского собрания.
В классе оборудуются трицветовые залы для работы.
Класс оформлен плакатами:
«Каковы батьки-матки,таковы и дитятки».
«Тогда…глазами вашегоребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка,почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашегособственного поведения?» (А.С. Макаренко)
Ход проведения
1) При входе каждыйродитель берет цветной жетон и занимает место в одной из 3-х микрогрупп.
2) Сообщение классногоруководителя.
В выступлениииспользуются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научись быть человеком»Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л.Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л.Д. Суслопаровой.
Семья – колыбельдуховного рождения человека… Многообразие отношений между ее членами,обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу,живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создаетблагоприятную среду для нравственного формирования личности.
Самый большой дефицит,который испытывают дети, — дефицит ласки.
В последнее времяраспространилось такое понятие, синдром опасного обращения с детьми – СООСД.Это и физические наказания, угрожающие жизни ребенка, и неправильное воспитаниев целом.
Семейные обеды и ужины.Как весело и интересно проходили они, где дети на примере взрослых познавалиазы культурного поведения, учились этикету.
Семейные праздники,которые учат ребенка, радуют его, воспитывают, а потом долго-долго мерцают вдуше искорки – воспоминания, грея сердце до самой старости.
3) Работа в микрогруппах.Каждая микрогруппа получает лист с текстом для коллективного обсуждения.
1.  – «Обнять, прижать, потормошить…»
Нужно ли ласкать ребенка?
2.  – «Из биографии Саньки».
Способствуют лисемейные праздники и традиции правильному развитию отношений?
3.  – «Ремень по наследству».
Оправдывают ли себяфизические меры наказания?
В течении 10 минут микрогруппа проводит коллективное чтение текста, обсуждение,   вырабатывает   групповой   ответ  и   передает   лист   в следующую микрогруппу.
4) Рабочая группаанализирует мнения микрогруппы, делает обобщающие выводы.
5) Классный руководительрассказывает о результатах проведенного анкетирования учащихся.
6) Принимается решениеродительского собрания:
- Строитьвзаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания.
- Не скупиться наласку, внимание.
- Не применятьфизических мер воздействия.
Родителям вручаются памятки-советы.
Заключение
Из всего вышесказанногоследует определить принципы педагогической деятельности учителя. Постоянное,повседневное осуществление их будет способствовать установлению гуманистическихотношений в процессе воспитания детей.
Педагог воспитываетбудущего гражданина. «Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитательосуществляет государственный заказ в сфере воспитания». Поэтому педагогунеобходимо проникнуться верой в способности каждого ученика, верой впреобразующую силу своего педагогического труда и с этих позиций рассматриватьприменяемую им методику воспитания.
Чтобы деятельностьвоспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты,необходимо, чтобы в воспитательном процессе приоритет отдавался сотрудничеству,терпению и заинтересованному участию педагога в судьбе воспитанника.
Педагог должен приучатьсвоих воспитанников к способам самоконтроля и самооценки, формироватьстремление к самовоспитанию, самосовершенствованию путем воспитания культурыповедения.
На основаниисказанного можно сделать следующие выводы:
1.  Воспитание культуры поведения какчерты личности является одной из важнейших задач, поставленных передсовременной школой.
2.  Важную роль в воспитании культурыповедения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личныйпример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов.
3.  Формирование навыков культурыповедения выступает и условием эффективности обучения.
4.  Глубокое знание возрастной психологиии педагогики, умение увлечь учащихся разнообразными видами работы являетсязалогом успешного воспитания культуры поведения.
На основании вышеизложенного, и опыта работы учителейпрошлого и учителей-современников результаты позволяют нам выдвинуть следующиерекомендации:
1. При воспитании культуры поведения младшихшкольников учителю необходимо строить свою работу на научной основе, используяопыт ведущих ученых истории педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского.
2. В воспитательном процессе необходимо учитыватьвозрастные особенности младших школьников.
3. педагогу следует направлять свои усилия наосознанное выполнение детьми правил культуры поведения.
4. Создавать условия для проявления теоретическихзнаний правил на практике.
5. В опыте работыиспользовать:
— Классные часы, нацеленные на воспитание культурыповедения;
-  Игры и игровые упражнения, позволяющие детям понятьи оценить свое поведение и поведение товарищей;
-  Беседы на этические темы.
/>
Список литературы
1. Законодательство об образовании в РК, Алматы, 2001.
2. Государственные общеобразовательные стандартысреднего общего образования РК. Начальное общее образование. Алматы, 2002.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.:Просвещение, 1986. – 448с.
4. Азбука нравственного воспитания. /Под ред. КаироваИ.А., Богдановой О.С./-М.: Просвещение, 1975.-320с.
5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.:Педагогика.1986.-176с.
6. Бектенгалиева С.Х. Особенности проявлениятревожности у младших школьников./ Начальная школа Казахстана/, 2003, №2.-с.8
7. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культурыповедения учащихся 1-3 классов. – М.: Просвещение, 1978.-157с.
8. Богданова О.С. Методика воспитательной работы вначальных классах. -М.: Просвещение, 1980.
9. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методикаэтических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1985.
10. Бушелева Б.В. О культуре поведения. – М.:Просвещение, 1974.
11. Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости. – М.,1989.-142с.
12. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективнаяпознавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1977.
13. Дереклеева Н.И. Родительские собрания, 1-4 классы.– М.: Вако, 2004.-240с.
14. Дорохов А.А. Как себя вести беседы о вежливости иправилах поведения. – М.:1970.
15. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии.Начальная школа. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.-437с.
16. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личностимладшего школьника. – М., 1988.-223с.
17. Кузнецова Л. Основы этической культуры. /Воспитание школьника/, 1998. — №3.-с.19.
18. Киянченко Е.А. Учим детей общаться. / Начальнаяшкола/, 2002. — №6. –с.43-47.
19. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф.История педагогики. – М.: Просвещение, 1974. – 447с.
20. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения вначальной школе». /Начальная школа/ — 2002 — №6. – с.68.
21. Марьенко И.С. Нравственное становление личностишкольника. – М.: Просвещение, 1985.-102с.
22. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени:профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990. – 142с.
23. Нечаева В.Е. Занятия по речевому этикету./Начальная школа/ — 1998 — №3. –с.68.
24. Плинер П.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности вколлективе. –М., 2000. –158с.
25. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Просвещение,1996.
26. Пирогов В.И., Гавриков А.И. Идейное-политическоевоспитание младших школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение,1987.-168с.
27. Примерное содержание воспитания школьников/под.ред. Марьенко И.С./, М.: Просвещение, 1984. – 140с.
28. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика. – М.:Просвещение, 1992. – 158с.
29. Тивикова С.К. Особенности регионального курса«Гражданское образование в нач.школе». / Начальная школа./ – 2004. — №2. –с.34.
30. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 томах,М.-Л., 1950, т.8.
31. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.:Педагогика, 1989. – 155с.
32. Ягодинский В. Как себя вести. /Воспитаниешкольников/ — 1990. — №2 – с.6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.