СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Самарский филиал КУРСОВАЯ РАБОТА по предмету Теория государства и права Тема Государственные формы правления Выполнил студент II курса, группа 148-06 Попечителев В.А. Самара 2001 г. ОГЛАВЛЕНИЕ С. Введение 3 Глава I. Понятие формы государства 4
Глава II. Формы правления 1. Изменение форм правлений в историческом развитии 8 Глава III. Формы государственного устройства 12 Глава IV. Государственно-правовой режим 17 Заключение 22 Библиография 24 Введение. Одна из основных задач изучения государства и права рассмотреть, как устроено государство, то есть в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная,
территориальная организация общества. Только после изучения формы можно утверждать, что пройден один из основных путей постижения такого сложного социального института, каким является государство. Содержание такого понятия, как форма государства, весьма четко привязывается к трем основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывает предметно, конкретно, где собственно, эти характеристики можно наблюдать, осязать и соответственно изучать.
Вот почему устройство государства можно определить как такое строение государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения. Цель моей работы доказать, что без знания данного материала невозможно полное и всестороннее изучение теории государства и права в целом, и сделать свои выводы по данному вопросу.
Основные задачи работы дать понятие формы государства, показать деление форм государства, дать понятия и показать виды форм правления, государственного устройства и государственно-правовых режимов, показать изменения форм правлений в историческом развитии. В данной курсовой работе я в основном пользовался учебными пособиями, так как в них авторы наиболее схематично и коротко описывают те или иные явления. В основу работы легли такие учебники Теория государства и права
Курс лекций под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько, Венгеров А. Б. Теория государства и права учебник для юридических ВУЗов, Кошанина Т.В Кошанин А.В. Основы российского права, Общая теория права и государства под редакцией В.В. Лазарева, Спиридонова Л.И. Теория государства и права учебник,
Теория государства и права Курс лекций под редакцией М.Н. Марченко Теория государства и права под редакцией М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзева, Федерация в зарубежных странах, Черданцев А.Ф. Теория государства и права учебник для ВУЗов, Четверин В.А. Демократическое конституционное государство.
Введение в теорию. Закон РФ О чрезвычайном положении от 17.05.1991г. 1253-1 я использовал, чтобы поподробнее показать такой вид переходного государственно-правового режима, как чрезвычайный государственно-правовой режим. В большой степени мне помог Большой юридический словарь Под редакцией А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. Из этого источника я внес в свою работу почти все определения форм государства
и их видов. Статья Сафонова В.Н. Соотношение форм правления и режимов правления мне помогла в том отношении, что я сравнил эти две формы и понял, что не так уж они далеки друг от друга. Остальные же источники я использовал для более полноценного осознания данной темы. То есть, прочитав их, я переработал материал и использовал его в курсовой работе с сочетанием своих выводов. Глава I. Понятие формы государства. Форма государства это способ организации высших органов
государства, территориальное устройство государственной власти и методы ее осуществления. Складывается из трех элементов формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Большой юридический словарь Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских М. Инфра-М, 1998г. С.742. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования
и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношений друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности. Существенные чеpты той или иной формы государства нельзя понять и объяснить, отвлекаясь от хаpактеpа тех пpоизводственных отношений, котоpые сложились на данной ступени экономического pазвития. Так, pеспублика pабовладельческого общества имеет больше pодственных свойств с pабовладельческой
монаpхией, нежели с pеспубликой пеpиода капитализма, так как и pеспублика, и монаpхия пpи pабовладельческом стpое - лишь pазличные фоpмы пpоявления экономической и политической власти pабовладельцев, pазные инстpументы достижения единых задач и целей. Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание. Среди факторов, обуславливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет
соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности. На форму государства известное влияние оказывают также национальный состав населения наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности, уровень культуры и те традиции,
которые сложились в результате исторического развития страны примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии, а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции.
В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составляющих формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима.
Глава II. Формы правления. Форма правления комплексный правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником структура и правовое положение высших органов государственной власти глава государства, парламент, правительство, а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным, определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства выборный и сменяемый в республике, наследственный в монархическом государстве.
Для современных государств характерны две формы правления республика и монархия. Большой юридический словарь Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских М. Инфра-М, 1998г. С.742. Мировой истории известны две формы правления монархия и республика. Монархия форма правления, при которой главой государства является монарх власть монарха, как правило,
является пожизненной и передается в порядке престолонаследия. Большой юридический словарь Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских М. Инфра-М, 1998г. С.377. В современном мире сохраняются два исторических типов монархий абсолютная и конституционная. Для абсолютной монархии характерно вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного
человека- монархацаря, короля, шаха, императора, султана и тем подобных, который выполняет функции и главы государства, и законодательной, и во многом исполнительной власти монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее пожизненно и бессрочно он персонифицирует государство, выступая от имени всего народа как отец нации Государство- это я за результаты своей деятельности не несет юридической ответственности. В.Л. Кулапов Формы правления
Теория государства и права Курс лекций Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд перераб. и доп. М. Юрист, 2000. С.81. Конституционная монархия существует в двух видах, различающихся степенью ограничения власти монарха дуалистическая и парламентарная. Дуалистическая монархия переходная форма правления, при которой монарх сосредотачивает в своих руках всю исполнительную власть, формирует правительство,
ответственное перед ним, а не перед парламентом законодательная власть юридически принадлежит парламенту. Дуалистическая монархия характерна для стран с сильными пережитками феодализма. Парламентарная монархия представляет собой гораздо более демократическую форму правления отсутствует дуализм - права монарха ограничены во всех сферах осуществления государственной власти лишен права самостоятельно осуществлять формально сохраненные за ним полномочия, все исходящие от него акты нуждаются в одобрении
министров исполнительная власть осуществляется правительством, которое несет ответственность перед парламентом. Особая разновидность монархии выборная или избирательная, сочетающая элементы монархии и республики. Такая монархия существует ныне в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на 5 лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Республика- форма правления, при которой государственная власть передается делегируется народом определенному
коллегиальному, а не единоличному органусенату, парламенту, народному собранию, федеральному собранию и тем подобным, который выполняет свое функциональное назначение в режиме сдержек и противовесов с другими ветвями власти представительная власть сменяема, избирается на определенный срок законодательно закрепляется подотчетность и ответственность политическая и юридическая власти за результаты соей деятельности. Признаки республики 1 выборность и сменяемость представительной власти 2 коллегиальность правления,
позволяющая не только обеспечивать подконтрольность различных ветвей власти, их взаимное сдерживание от возможного произвол, но и более эфективно и ответственно решать каждой из них свои специализированные задачи 3 законодательно закрепляется подотчетность и ответственность политическая и юридическая власти за результаты соей деятельности. В.Л. Кулапов Формы правления Теория государства и права Курс лекций Под ред. Н.И.
Матузова и А.В. Малько. 2-е изд перераб. и доп. М. Юрист, 2000. С.82. 1. Изменение форм правлений в историческом развитии. В процессе исторического развития формы правления различных государств претерпевают весьма существенные изменения, что связано с необходимостью их совершенствования применительно к новым историческим обстоятельствам. Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик.
Причем их развитие и совершенствование шло незначительно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республике пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы к республиканской. Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала
наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военнобюрократический аппарат. Особо следует сказать и об империях, которые явились такой сложной формой государственного устройства, которая создавалась насильственно при различной степени зависимости объединяемых территорий от верховной власти. Республиканская форма правления существовала в виде аристократической и демократической республик. В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия
в выборах высших органов государственной власти. Таковыми были Спарта и Римская республика V-II вв. до н.э. В Риме вся реальная власть была сосредоточена в руках должностных лиц. Народное собрание выполняло второстепенную роль, и его деятельность направлялась магистратом и Сенатом. В демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения. Так, в Афинах V-IV вв. до н.э. ведущая роль среди властных органов принадлежала
демократическим коллегиальным органам Народному собранию и Совету пятисот, которые решали наиболее важные вопросы государственной жизни, а должностные лица магистратура выполняли второстепенные функции. При феодализме также существовали монархические и республиканские формы правления. Здесь монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были раннефеодальная монархия, монархия феодальной раздробленности, сословно-
представительная монархия и абсолютная монархия. Раннефеодальная монархия создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. В результате разрушительных войн, при опоре на народное ополчение, сердцевину которого составляла господствующая этническая группа монголы и Чингизхана, монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими и иными связями между завоеванными
регионами. Монархия периода феодальной раздробленности завершала процесс феодализации земель и населения. В этих условиях некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное экономическое, политическое и военное влияние. Поэтому монарх вынужден был довольствоваться положением первого среди равных. Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер. Развитие товарно-денежных отношений, консолидация средних и мелких земельных собственников, а затем
и горожан в борьбе против феодальной раздробленности привели к созданию единой, централизованной сословнопредставительной монархии, в которой формально полновластный монарх осуществлял управление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий Земской собор в России, Генеральные штаты во Франции. Укрепление экономически и политически независимой центральной власти, создание единого, иерархически построенного государственного аппарата, сильной армии, подчиненной монарху, привели к формированию абсолютной
монархии, основным признаком которой являлось отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть. Республики при феодализме носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями Новгород, Псков, Венеция, Генуя, Флоренция.
Развитие буржуазной государственности шло на основе провозглашения демократических прав и свобод, разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, при котором законодательная власть осуществлялась органом народного представительства парламентом при опоре на широкое местное самоуправление. Эти новеллы политической жизни предопределили специфику традиционных форм государственности. Монархия как форма буржуазного государства стала в значительной степени лишь отражением национальных
традиций государственного строительства. Власть монарха в буржуазной парламентарной, конституционной монархии ограничена законом и парламентом. Он царствует, но не правит. Республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя ее основными разновидностями парламентской и президентской республиками. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств совета,
кабинета министров. В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или даже меньшинством в парламенте однопартийное, коалиционное, и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия Италия, Германия, Индия. Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов.
Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства. В классической президентской республике президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не праве отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент в президентской республике, как и парламент, избирается населением и поэтому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в
его поддержке особенно в вопросах бюджета. В то же время он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов США, Сирия, Зимбабве. Последние десятилетия показывают, что классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы.
Так, если в парламентской республике парламент состоит из многочисленных противоборствующих фракций, то страна обречена на частые правительственные кризисы и отставки. Президентская же республика имеет тенденции к авторитаризму. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, гибридные формы современной государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически
утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства индивидуальный или даже коллегиальный не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия. В то же время в некоторых современных республиках при тоталитарных режимах проявляется монархический признак несменяемый глава государства.
Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышение его роли в парламентской республике создаются полупрезидентские, полупарламентские республики. К таким странам можно отнести Австрию, Ирландию, Польшу, Португалию, Францию, Финляндию. Конституция РФ устанавливая смешанную форму правления, призвана обеспечить
стабильность и работоспособность правительства за счет его подконтрольности парламенту при усложненной процедуре объявления вотума недоверия и президенту при его лидирующей роли в структуре органов власти. Социалистическая государственность по своей сути может существовать только в форме республики. Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 году в Париже и просуществовала всего 72 дня. Однако это не помешало
Парижской Коммуне стать прообразом будущих пролетарских государств, создатели которых, анализируя ошибки и достижения коммунаров, пытались построить государство трудящихся. Советская социалистическая республика как государственная форма народовластия возникла в России на рубеже столетий. Впервые к управлению обществом и государством были допущены широкие слои населения. Однако тоталитарный режим коммунистической партии, не допускавший инакомыслия, использующий
жесткие методы управления обществом, в итоге привел Россию к экономическому и политическому кризису, дискредитировал саму идею социализма. Народно-демократическая республика как форма социалистического государства возникла в ряде стран Европы и Юго-Восточной Азии в конце 40-х начале 50-х годов Венгрия, Польша, Чехословакия, Болгария, Китай, Вьетнам.
В этих странах, как и в советской России, несмотря на формальное признание политического плюрализма, устанавливалось монопольное правление коммунистических партий как руководящих и направляющих сил, осуществляющих догматическую по содержанию политику марксистско-ленинского государственного строительства. Глава III. Формы государственного устройства. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
По форме устройства все государства подразделяются на простые унитарные и сложные федеративные и конфедеративные. Территориальная организация государства это явление сложное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это национально-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Под государственным устройством понимается внутренняя национально-территориальная организация государства,
соотношение целого и его частей. Данная категория дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест. Государства современного мира по форме национально-государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными. Унитарное от латинского- единство это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-
территориальные единицы области, округа, районы и др При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, то есть самоуправляющиеся, образования. Классический пример в этом отношении Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделенными по национальному признаку, созданы и территориальные автономии. Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах
государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат Палаты общин и Палаты лордов. Такая система сложилась в Англии к концу XIII века, на ее сохранении сказался и незавершенный компромиссный характер английской
буржуазной революции XVII века. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специального представительства от тех или иных регионов страны. Федеративное от позднелатинского- объединение, союз есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация создается,
используя и первое, и второе начала. Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми США, ФРГ, в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались СССР, Чехословакия, Югославия, или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация. В основу нынешнего федеративного устройства
России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов. Субъектами федерации являются государства или государственные образования.
Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ- шестнадцать земель, Швейцарии- двадцать три кантона. В составе Российской Федерации двадцать одна республика, шесть краев, сорок девять областей, два города федерального значения, одна автономная область, десять автономных округов.
Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Территории федераций состоят из территорий входящих в них государств и государственных образований. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с общефедеральной конституцией и законодательством
конституции и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Признак федеративных государств- наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации. Конфедерация. Исторически известна и такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций. Конфедерации как объединения государств создавались для достижения главным образом внешнеполитических
и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или несколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования.
Современные конфедерации просуществовали недолго. Это Объединенная Арабская Республика, включившая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединившая на несколько лет Сенегал и Гамбию. Характерные признаки создание конфедерации, как правило, закрепляются договором суверенитет сохраняется за каждым субъектом конфедерации и не распространяется на все объединение в целом конфедерация
образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач субъекты конфедерации имеют право выхода и нуллификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории конфедерации не имеют общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства. Федерация в зарубежных странах. М 1993. С. 5-7. Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на основе общепризнанных принципов
и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со своими интересами. Содружество это организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться экономики одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и другое права уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина языка лингвистический характер языкового
объединения, привнесение языка в результате колониального господства культуры единое происхождение культурной общности, взаимообогащение или даже привнесение и ассимиляция иных, чужеродных элементов религии. А.Б. Венгеров. Теория государства и права учебник для юридических вузов. М. Новый Юрист, 1998. С. 147-148. Однако содружество это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный
договор, устав, декларация, иные юридические акты. Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы государств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены содружества это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных
отношений. В содружестве могут создаваться и надгосударственные органы, но, скорее всего, не для управления, а для координации действий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут необходимыми и достаточными. Для теории государства изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада
СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав. В этой связи следует отметить, что содружество как объединение государств может иметь переходный характер. Оно может развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств. Сообщества межгосударственные образования, в основу которых, как правило,
лежит межгосударственный договор, являются переходной формой к иной государственной организации общества, в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения. В сообщество могут входить ассоциированные члены государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами ссобщества.
Независимо от форм национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно-территориальные единицы. Административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются экономический, национальный и политический. Экономический принцип предполагает учет естественно-географических
и производственных особенностей страны, размеров ее территории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил. Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным единицам. Политический принцип предполагает так установить административно-
территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управление к населению, создать систему местного самоуправления. Комплексное применение экономического, национального и политического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факторов, позволяет осуществить рациональное выделение административно-территориальных единиц. Характерные признаки административно-территориальных единиц четко очерченные границы, компактность, непрерывность и экономическая целостность территории право населения формировать
органы государственной власти и местного самоуправления. Административно-территориальное устройство каждой страны имеет особенности, а ее подразделения свои наименования. В федерациях на административно-территориальные единицы делятся территории их субъектов, в унитарных государствах вся территория страны. Глава IV. Государственно-правовой режим. Государственно-правовой режим представляет собой систему средств
и способов осуществления государственной власти. В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Но все же, категория политического режима больше характеризует не государство, а политическую систему в целом, так как он складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, то есть всех субъектов
политической системы, использующих богатую палитру средств властвования. Государство же для осуществления своей организующей деятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право. Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального значения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением,
используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание властью. Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую
и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого в том числе карательного государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений. В зависимости от характера используемых государственной
властью средств и способов управленческого воздействия различают антидемократические и демократические государственно-правовые режимы. Антидемократические режимы Авторитарный режим отличается тем, что народ при таких режимах фактически отстраняется от формирования государственной власти и контроля за ее деятельностью вся полнота власти концентрируется в руках правящей элиты, не учитывающей коренных интересов населения устраняется оппозиция иногда формально разрешается
деятельность близких по духу, родственных политических партий и профсоюзов решения центральной власти реализуются при широкомасштабном использовании насилия, при опоре на военно-полицейский аппарат. Устанавливается полное преимущество государства над правом личность лишена гарантий безопасности, человек не может реально пользоваться общедемократическими свободами, даже если они формально провозглашены. Устанавливается полный приоритет интересов государства над гражданином.
В.Л. Кулапов Государственно-правовой режим Теория государства и права Курс лекций Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд перераб. и доп. М. Юрист, 2000. С.93. С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти.
Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран с помощью захвата, государственного переворота. Если жесткость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании на все население. При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных
партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается. При тоталитарном режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем правящая партия сращивается с государственным аппаратом. Абсолютная концентрация власти, объединяющей при отсутствии независимого правосудия и законодательную,
и исполнительную власти в одном органе крайний централизм в управлении, устанавливающий контроль над всеми сферами общественной и частной жизни граждан бюрократизация исполнительной власти, террор по отношению к населению милитаризация экономики и люмпенизация населения, организуется общественно-политическое движение в поддержку правящего режима. В.Л. Кулапов Государственно-правовой режим Теория государства и права
Курс лекций Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд перераб. и доп. М. Юрист, 2000. С.94. Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой. Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер. Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных
сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности
граждан, нормальному функционированию государственных институтов Закон РФ О чрезвычайном положении от 17.05.1991г. 1253-1. Источник публикации Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.05.91, 22, ст. 773. Раздел II статья 4 Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций,
ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и так далее. Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами с немедленным уведомлением представительных органов. Максимальная продолжительность чрезвычайного положения устанавливается законом и при необходимости
может быть продлена лишь по решению компетентных органов государства. Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата управление общественными делами осуществляется на основе принципа разделения властей устанавливаются демократические методы властвования
ограничиваются различного рода императивные запреты, расширяется практика использования рекомендаций, поощрений и других стимулирующих норм, примат права над государством. В.Л. Кулапов Государственно-правовой режим Теория государства и права Курс лекций Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд перераб. и доп. М. Юрист, 2000. С. 95. Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует
общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику помощь детям, престарелым, инвалидам и так далее, защиту личности от всех проявлений беззакония и так далее. Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, либерально-демократический и гуманистический режимы. В последнее время в политологической литературе акцентируется внимание на таком условии демократического режима, как экономически самостоятельная, свободная личность.
Однако для установления режима подлинной демократии этого явно недостаточно. Эффективность участия граждан в управлении государственными делами предполагает высокий образовательный и культурный уровень населения, сформировавшееся критическое мышление, самодисциплину, устоявшиеся моральные начала и тому подобное. Обнищавший, необразованный, разобщенный народ может погубить любое народовластие. Следует иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы
государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с антидемократическими режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии. Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях.
Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обуславливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления, своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные
обстоятельства. Заключение. Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способствует установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного строительства. Подтверждением служит современное государственное строительство в Российской Федерации. Малейшие ошибки и просчеты в разрешении этих жизненных вопросов чреваты острыми
политическими конфликтами, тяжелыми моральными и материальными потерями, а порой и человеческими жертвами. Здесь необходимо обращаться к накопленному международному опыту, избегая шаблоны и стереотипы. Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процессов. Она аппелирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойствам и формам правления. Реальная же жизнь более сложна и многообразна. Конкретные государственно-правовые явления служат внешним
выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и пространстве. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется
им. Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями. Форма правления помогает нам уяснить как строятся отношения между государственной властью
и населением, как создаются органы власти и какого их строение, как строятся отношения между органами государственной власти, на сколько организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Форма государственного устройства, в отличие от форм правления, рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
Форма государственного устройства нам дает узнать как строятся отношения между местными и центральными государственными органами, в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на данной территории, из каких частей состоит внутренняя структура государства, какого правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов. Про государственно-правовой режим можно сказать, что он выражает особенности функционирования государственного
механизма, отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. В заключение, я хотел бы еще сказать, что, изучая данную тему, я понял, что она не только необходима, но и очень интересна и познавательна. Библиография I. Нормативные акты 1. Закон РФ О чрезвычайном положении от 17.05.1991г. 1253-1. Источник публикации Ведомости СНД и ВС РСФСР,
30.05.91, 22, ст. 773. II. Научная литература 1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М 1993. 2. Венгеров А. Б. Теория государства и права учебник для юридических ВУЗов. М. Новый Юрист, 1998. 3. Гурова Т.В. Теория государства и права Методическое пособие Каф. юрид. дисциплин. Тольятти
Международная академия бизнеса и банковского дела, 1998. 4. Зеркин Д.П. Основы политологии Курс лекций. Ростов НД, 1996. 5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. Саранск, 1994. 6. Кошанина Т.В Кошанин А.В. Основы российского права. М 1996. 7. Общая теория права и государства Под ред.
В.В. Лазарева, 2-е изд. М 1996. 8. Спиридонова Л.И. Теория государства и права учебник. М 1999. 9. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских буржуазных стран. Свердловск, 1989. 10. Теория государства и права Курс лекций Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд перераб. и доп.
М. Юрист, 2000. 11. Теория государства и права Курс лекций Под ред. М.Н. Марченко Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. 2-е изд перераб. и доп. М. Зерцало, 1998. 12. Теория государства и права Отв. ред. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов. Екатеринбург, 1996. 13. Теория государства и права. Под ред. М.М.
Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзева. М 2000. 14. Тихомиров П.А. Монархическая государственность. СПб, 1992. 15. Федерация в зарубежных странах. М 1993. 16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. 17. Черданцев А.Ф. Теория государства и права учебник для
ВУЗов. М 1999. 18. Четверин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М 1993. 19. Большой юридический словарь Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских М. Инфра-М, 1998г. Библиотека словарей Инфра-М. 20. Гулиев В.Е. Российская государственность состояние и тенденция
Политические проблемы теории государства. М 1993. 21. Сафонов В.Н. Соотношение форм правления и режимов правления Социально-политический журнал. 1998. -1. 22. Скрыпник В.И. Российское классическое государственное устройство и двухполюсная политэкономия Экономика и управление. 1999. -2.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |