Реферат по предмету "История"


Наука и культура первой половины XIX в.

Содержание стр. 1. Введение. 2. Предреформенная Россия. 2.1 Образованиеи просвещение. 2.2 Успехи научноймысли. 2.3 Общественно-политическаямысль 2.4 Художественнаякультура 3. Вывод 21 Список литературы 1. Введение. Всю историю российской культуры XIX века можноподелить на первую половину века предреформенная

Россия и вторую половину века пореформенная Россия . Наобщественно - культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказалидва события в истории страны Отечественная война 1812 г. и движения декабристов.Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политикуправительства в

сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областейхудожественной культуры.Эпоха1812 г. важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосферапредвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъемв стране. Успешное завершение в войне воспринималось современниками как, национальнаяпобеда, предотвратившая иноземное порабощение. Война 1812 г. пробудила народ русскийк жизни и составляет важный период в политическом

его существовании. 1 1812г. эпоха, с которой начиналась новая жизнь для России и дело не только во внешнемвелич ГАсГ1 ии и блеске, но прежде всего во внутреннем развитии в обществегражданственности и образования, которые были результатом этой эпохи . 2 Сростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенновозросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала

История государстваРоссийского Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзинстал первым историком, которого стада читать публика.Эпоха1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных исканий средичасти светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалосьв это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко

всем религиямнаравне с православием.Ещепри Павле I была разрешена деятельность Ордена иезуитов, стремившихся к распространениюкатолицизма в России. Александр I покровительствовал миссионерской деятельностиБританского библейского общества, занимавшегося распространением Библии. В декабре1812 г. была разрешена деятельность петербургского Библейского общества. В это времяБиблия издавалась на русском, французском языках, языках народов

России преждетексты Библии существовали только на церковнославянском языке . Однакопретензии Библейского общества выступать в роли верховного арбитра в вопросах религии,вмешаться вдела православной церкви вызывали недовольство и протест со стороны ицерковных иерархов, и некоторых политических деятелей А. А. Аракчеева, архимандритаФотия, А. С. Шишкова и др В изменившейся ситуации, в 1826 г

Библейское обществопрекратило свое существование.1 Несколькимигодами ранее была запрещена деятельность иезуитов в России 1820 , по распоряжениюправительства закрыты масонские ложи 1822 .Выступлениедворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно-культурной жизни страны. Декабристы пробудили душу у нового поколения .2

Стремление осмыслить и понять идеи дворянскихреволюционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизниинтеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальнойидеологии.Дляобщественной мысли XVIII начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европебыла фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г осознание этойдуховно- интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороныофициальных властей.

В правительственных документах Манифест 13 июля 1826 г Донесение следственной комиссии декабризм объявлялся заразой, принесенной извне ,а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии.Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над гниющим Западом сталаодной из составных частей теории официальной народности.

В социально экономической жизни страны во второй четвертиXIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие о кризисефеодально крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада,углублении социальной дифференциации.Массовоеприменение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактурыв фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этомувремени относится зарождение отечественного машиностроения.

На заводах изготовлялисьпаровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для технических предприятий.В 1831 г. В России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственныхмашин.Паровыедвигате ли стали использоваться на транспорте. В1815 году на Неве появился первыйпароход. С конца 30-х годов началось железнодорожное строительство. Открытое в1851 г. железнодорожное сообщение между

Москвой и Петербургом имело большое значениедля развития внутренних экономических связей.Новсе же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался гужевой и водный,а главными путями сообщений грунтовые дороги и реки. Железнодорожных путей в Россиик 1861 г. насчитывалось всего около 1,5 тыс. верст, что для огромных пространствстраны было очень незначительно. Идеинациональной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применятьсяв

культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образованияи просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствийпредполагалось умножать, где только можно, число умственных плотин . Так считалминистр народного просвещения С. С. Уваров в начале 30-х годов.Ужев последнее десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилосьвлияние церкви и религии.

В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народногопросвещения во главе с С.Н. Голицыным председателемпетербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетахучреждались кафедры богопознания и христианского учения и вводился курс богословия.В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличалоего от других европейских университетов.

В начальных школах было запрещено изучениекниги О должностях человека и гражданина , из курса уездных училищ исключены началаестественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. Науки,изощряющие ум, не составляют без веры и безнравственности благоденствия народного,обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны толькотогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию т. е. сословию людей 1

В этих словах был сформулирован принципсословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношениюк школе.Однимиз средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась цензура.Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название чугунного .Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С этоговремени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонениена передовую

литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционнымисобытиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название эпохицензурного террора . Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнениювластей, могло повредить существовавшим в России порядкам, ослабить должное к властипочтение . В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что в книгах для простогонарода нельзя допускать критики

правительства, церкви, описывать бедствия крепостногокрестьянства , следовало избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждамрабочих классов . 2. Предреформенная Россия Первая половина XIX века. 2.1. Образование и просвещение. В20-50-е годы изменилось отношение правительства к задачам, которые должна была решатьшкола в системе просвещения. Если в начале XIX в. приоритетным было общее образование,то теперь школа прежде всего способствовала

восприятию нравственности, основаннойна религиозных чувствах. В утвержденном в 1828 г. Уставе учебных заведений цельюобучения считалось при нравственном образовании доставлять юношеству средства кприобретению нужнейших по состоянию каждого познаний .Вэтот период усиливается сословность в системе образования, нарушается преемственностьобучения в общеобразовательной школе, что прежде декларировать в правительственныхпостановлениях.

Типышкол сохранялись, но каждый из них становился сословно-обособленным. Приходскиеодноклассные училища предназначались для детей самых низших сословий , в нихобучали закону божьему, грамоте и арифметике. Уездные трехклассные училищасоздавались для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей , в ихпрограмме были русский язык, арифметика, начала геометрии, история и география.В гимназиях, которые имели семь классов, получали образование главным образомдети дворян,

чиновников, богатых купцов. Рескрипт правительства 19 августа 1827г. еще раз подтверждал, что крепостные крестьяне не должны допускаться в гимназиии университеты, они могут обучаться только в школах, где предметы не выше тех,кои преподаются в училищах уездных 1. Все эти меры правительства были направленны на укрепление сословных различий.В одном из циркуляров попечителям учебных округов министр народного просвещенияС. С. Уваров подчеркивал, что при возрастающем повсюду стремлении к образованиюнаступило время пещись

о том, чтобы чрезмерным стремлением к высшим предметам ученияне поколебать некоторым образом порядок гражданских сословий 2 . Однако помимо идеологической направленности,в деятельности Министерства народного просвещения было немало сделано для улучшениясистемы образования увеличилась численность училищ и гимназий, проведена университетскаяреформа 1835 . Жизньвносила коррективы в принципы сословности образования.

С развитием экономики, увеличениемсфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, возрастал авторитет знанияи необходимость их приобретения. В 30-е годы появилось много ведомственных школ Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомстви др В 40-50-е годы было создано около 3 тыс. волостных училищ Министерства государственныхимуществ. Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной

России.Кпервой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространенииобразования. В 1819 г. было создано Общество учреждения училищ по методу взаимногообучения , которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначальноправительство поддерживало эту инициативу общественности. Но после того , как ланкастерскиешколы стали использоваться декабристами М.Ф.Орлов, Н.Н.Раевский для целей революционнойпропаганды, они были закрыты.

Общественной организацией был Комитет грамотности,созданный в 1845 г. при Московском обществесельского хозяйства. Задачей его было всестороннее распространение грамотности нарелигиозно-православной основе среди сельского населения.Вцелом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в.в стране существовало 158 училищ 32 гимназии и 126 уездных училищ , то к середине50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ.

Однако подавляющеебольшинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлениемгородской культуры.Ксередине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0,7 в столицах, в некоторых губернских городах- 3-5 всех жителей. Правда, эта общая картина состояния грамотности может бытьнесколько скорректирована с учетом различных общественных форм обучения школы,содержавшиеся на общественные капиталы, частные

пансионы, школы грамотности, в томчисле среди крестьян-старообрядцев . Однако принципиально изменить средний показательграмотности в дореформенной России эти данные не могут.Университеты,число которых было прежним, продолжалиоставаться основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовалии другие высшие учебные заведения Медико-хирургическая академия и Главный педагогическийинститут в

Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные,военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытыхучебных заведений.Вовторой четверти XIX в. возникли старейшие в нашей стране технические заведения Петербургский практический технологический институт 1828 г ныне - Технологическийинститут им. Ленсовета , Московское ремесленное училище 1830 г в настоящее время-

Московский государственный технический университет 1им. Н.Э.Баумана . С 30-х годов при гимназиях и уездных училищах открывались реальныеклассы для изучения технических и коммерческих наук, появились фабричные школы принекоторых текстильных мануфактурах и фабриках, в университетах фабрикантам читалисьпубличные лекции по технической химии, технология производства и т. д. В 1822 г.по инициативе Московского общества сельского хозяйства в

России была открыта Земледельческаяшкола первое в стране сельскохозяйственноеучебное заведение.Вдореформенной России подготовка учителей для гимназий и университетов осуществлялосьтолько в одном специальном учебном заведении Главном педагогическом институтев Петербурге. Он возник в 1804 г. на основе учительской семинарии XVIII в. Преобразованныйв 1819 г. в университет Главный педагогический институт был вновь восстановлен

в1829 г. На протяжении первой половины XIX в. значение центров по подготовке преподавателейдля гимназий, средних и высших учебных заведений сохраняли университеты. Специальныхучебных заведений для подготовки учителей начальной школы в России не было.Просвещениеохватывает широкий круг проблем, связанных и с интересом к книге и ее распространением,и с формированием системы культурно- просветительных учреждений.

В дореформеннойРоссии интерес к книге несомненно увеличивался, продолжала расширяться исама читательская среда. Происходил рост книжных изданий в конце 50-х годов печаталосьоколо 2 тысяч книг , появились крупные отечественные книгоиздатели братья И.И.и К.И. Глазуновы, С.И. Селивановский, В.А. Плавильщиков, А.Ф. Смирдин н др Расширяласькнижная торговля. В 30-х годах XIX в. в

России насчитывалось более 100 книжных лавок.Число периодических изданий за полвека также увеличилось более чем в 3,5 раза с64 до 230 наименований , издавались общественно-литерарурные, научные, ведомственныежурналы. В 20-е годы начал распространяться новый тип изданий литературно-художественныйальманах. С 1837 г. стала выходить газета Губернские ведомости до1917 г. .Спросна книгу, газету, журнал усилился особенно в разночинской среде.

В одном официальномдокументе конца 40-х годов подчеркивалось, что газеты читаются всеми мелкими чиновникамии на Гостином дворе, и в трактирах, и в лакейских, рассыпаясь таким образом междусотнями тысяч читателей .1 В40-е годы широкую известность получила издательская деятельность А.Ф.Смирдина 1795-1857 . Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей ,среди них А.С.Пушкина , Н.В.Гоголя , В.А.Жуковского , М.Ю.Лермонтова ,

И.А.Крылова. Упрощая оформление , увеличивая тираж , Смердин снижал розничные цены , делалкниги доступными для небогатых людей и тем способствовал их распространению.Смердин впервые ввел в практику книгоиздательского дела писательские гонорары доэтого сочинительство считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугойбыло издание журнала Библиотека для чтения с 1834 г который продавался в основномв провинции.

Тираж журнала - 5-6 тыс был довольно большим для того времени. Современникиподчеркивали большую роль журналов в общественно-культурной жизни. Они вбираютв себя все умственное движение страны писал Герцен ни в одной стране, исключаяАнглию, влияние журналов не было так велико .1Для журналистики 30-40-х годов характерна более четко выраженная общественная позиция,в целом совпадающая с определенным направлением

в общественной мысли. Консервативно-охранительной,официозной журналистике Москвитянин , Северная пчела противостояло демократическоенаправление, выразителем которого в 20-е первой половине 30-х годов были Московскийтелеграф и Телескоп , а в последующий период - Современник и Отечественныезаписки .Развитиебиблиотечного дела в этот период было связано с открытием публичных библиотек внекоторых губернских и уездных городах.

Эти библиотеки, как правило, возникали благодаряусилиям местной общественности, без поддержки правительства. В середине 50-х годовпримерно из 40 публичных библиотек, открытых в 30-е годы, продолжали действоватьнемногим более 10. И все же, несмотря на неблагоприятные условия, публичные библиотекисодействовали распространению книг и журналов. Во многих провинциальных городахони стали важными культурными центрами.Однойиз форм распространения книг, периодических изданий становится почта.

В середине40-х годов было положено начало городской почте наряду с письмами стала осуществлятсяпересылка газет. В 1857 г. в России выпущены первые почтовые марки первая почтоваямарка в Западной Европе появилась в Англии в 1840 г. .2 Вэтот период продолжает формироваться система культурно- просветительных учреждений.В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны1812 г возникла идея создания в

России национального музея, который должен былвести просветительную работу. Этот проект был реализован только с созданием Историческогомузея в Москве уже в пореформенное время. В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж, существовавший со второй половиныXVIII в. как дворцовый музей. По широте и ценности художественных коллекций Эрмитажявляется одним из крупнейших музеев мира.

С 1856 г. начал собирать произведениярусской живописи П.М.Третьяков 1832-1898 . Достаточноширокое развитие получили художественные выставки. Помимо академических выставок,начало которых относится ко второй половине XVIII в с 20-х годов XIX в. стали проводится выставки Общества поощренияхудожеств В Петербурге, с 30-х годов

Московского училища живописи, ваяния и зодчества.С1829 г. в Петербурге и Москве устраивались всероссийские промышленные выставки,в1846 г. была организована первая сельскохозяйственная выставка. Эти выставки освещалисьв печати и вызывали интерес. НО эти выставки проводились только в столицах. 2.2 Успехи научноймысли. Общиесоциально- экономические процессы предреформенного времени оказывали благоприятноевлияние

на научную мысль. В результате экспедиций русских путешественников былисделаны важнейшие географические открытия. В 1819-1821 гг. в ходе научнойэкспедиции М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллингаузена была открыта Антарктида. Русские ученыеисследовали острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску, нижнее течение Амура. В1845 г. было создано

Русское географическое общество, одно из старейших географическихобществ мира. Оно внесло крупный вклад в изучение географии России и других стран.Настоящийпереворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанскогоуниверситета И.И.Лобачевский, открыв новую геометрическую систему, получившую названиенеевклидовой геометрии 1826 . Это открытие ученого создавало предпосылки для обоснованияматематических концепций

современной физики. Развитиютехнической мысли способствовал рост промышленности. В области электротехникифизик, академик Петербургской Академии наук В.В.Петров 1761-1834 , демонстрировавшийв 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о ее практическом применении длясварки и плавлений металлов. П.Л.Шиллинг 1786-1837 сконструировал и осуществилв1832 г. в

Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б.С.Якоби 1801-1874 успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники.Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появленияв этой области крупных специалистов. Выдающимся металлургом был П.П.Аносов 1799-1851 . Сделанные им открытия положили начало металлургии высококачественнойлитой стали.

Он раскрыл утерянный в середине века секрет изготовления булатной стали.В 30-е годы на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Е.Аи М.Е. Черепановыми отец с сыном , была построена паровая железная дорога. Быстроеразвитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовалоуспехам в химии. С именами профессоров Казанского университета

Н.Н.Зинина 1812-1880 , А.М.Бутлерова 1828-1886 связано создание химической школы, давшейнауке много талантливых исследователей.Русскаянаука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины,в частности в хирургии. Н.И.Пирогов 1810-1881 , профессор Медико-хирургическойакадемии, стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-эксперементальногонаправления в этой области медицины.

В период Крымской войны он впервые применилнаркоз при операции на поле боя, неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атласН.И.Пирогова Типографическая анатомия получил мировую известность. Общественныенауки в первой половине XIX в несмотряна зависимость от официальной идеологии и политики, отразили в своем развитии социально-экономическиепротиворечия предреформенного времени. Это нашло выражение в обращении экономическойнауки к конкретному исследованию процессов,происходивших

в экономике России. Интерес к отечественной истории, усиливавшийсяв это время, был закономерным явлением национального самосознания. Никогда изучениерусской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнеевремя писал В.Г.Белинский Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы онообъяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем . 1 Событиемне только в исторической науке, но и общественно-культурной жизни

России в целомстали первые восемь томов Истории государства Российского Н.М.Карамзина 1766-1826 , вышедших в свет в 1818 г. Герцен впоследствии писал, что эта книга весьма содействовала обращению умов кизучению отечества . 2 К первой половине XIX в. относится научная деятельностькрупнейшего ученого- медиевиста3 Т.Н.Грановского 1813-1855 . В это время начинаетсвою исследовательскую работу в области российской истории

С.М.Соловьев 1820-1879 , научные труды которого связаны с развитием одной из ведущих школ отечественнойисториографии государственной школой.С1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные изобретения,фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было значительной материальнойподдержкой и моральным вознаграждением нелегкого труда ученых. Фонд этой премии,существовавший до 1865 г был учрежден одним из крупнейших русских промышленниковП.

Н.Демидовым. 2.3 Общественно-политическаямысль. XIX век- время серьезных изменений в сознании людей,развития общественно- политической мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитическиесобытия несомненно влияли на этот процесс.Отечественная война1812 г. усилила идейное размежевание в русском обществе, привела к росту настроенийпротив существовавших в России порядков, при которых русский народ, отстоявший независимостьстраны, продолжал оставаться в крепостной

зависимости. Для того ль освободили мыЕвропу, чтобы наложить цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобыне сметь говорить о ней, и купили первенство между народами, чтобы нас унижали дома эти слова декабриста А.А.Бестужева выражали мысли многих прогрессивных людей России.1 Отношениек крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом идейной борьбы первойполовины XIX века. В общественном сознании мысль о самодержавии как наиболее приемлемойформе политической власти

в России была очень распространенной. Попытки М.М.Сперанскоговысказать идею об ограничении самодержавной власти План государственных преобразований 1809 г. оказались безуспешными. Н.М. Карамзин в Записке о древней и новой Руси 1811 писал, что самодержавие - есть палладиум России , оно основало и воскресилострану и всегда было главным условием ее политического существования . Один из деятелейдекабристского движения Г.С.Батенков, человек широко образованный, автор проектовполитического

переустройства, писал, что не дозрели люди до республики, по обширностигосударства, по опыту тысячи лет и по нравам нашим республиканское правление намне свойственно, по крайней мере - для перехода нужна монархия . 2 Декабристыпервыми предприняли попытку свергнуть крепостничество и самодержавие в России революционнымпутем. Большая роль в их общественных воззрениях отводилось просвещению как силе,способствующей общественному прогрессу. Но в отличие от просветителей

XVIII в. онисчитали прогресс несовместимым с крепостным правом.Втораячетверть XIX в время осмысления политических и социальных вопросов, поднятыхдекабристами, а также поисков путей их решения. Общественная мысль стремилась к выработке пониманиятаких проблем как роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношениек западноевропейскому политическому и социальному устройству. Наряду с главным вопросом- отношением к крепостничеству и самодержавию - решение этих проблем

вело к появлению различных течений общественноймысли и их размежеванию. С осмыслением важнейших социально - политических вопросов связан повышенныйинтерес в России к немецкой классической философии. Диалектика, идея развития, становиласьзнамением антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шиллинга Гегелябыли широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетскихкружках. Брожениеумов заставило правительство искать пути усиления

идеологического влияния на умственную,идейную жизнь общества. В середине 30-х годов вырабатываются коренные начала официальнойидеологии - самодержавие, православие, народность которые должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составитьнравственную основу воспитания в обществе и стать последним якорем спасения России.Это было также решение вопроса о крепостничестве и самодержавии с точки зренияправительства.

Положение теории официальной народности пропагандировались в учебниках,лекциях профессоров, в публицистике, литературе. Однако безраздельно господствоватьв умах, на что рассчитывали сторонники этой теории, она уже не могла.П.Я.Чаадаев 1794-1856 одним из первых подверг официальную идеологию уничтожающей критике.Его Философическое письмо , опубликованное в 1836 г. в журнале Телескоп , было,по словам Герцена, подобно выстрелу, раздавшемуся в темную ночь , оно потрясловсю мыслящую

Россию . Чаадаев пытался по-своему решить проклятые вопросы эпохи,поставленные декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России.Но в отличие от официальных политиков и идеологов А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров Чаадаевнигилистически оценивал историю России, пессимистически смотрел на ее настоящее,а будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации на основе католическойрелигии. Именно тезис - только через католицизм возможен путь к социальному и

культурномувозрождению - был отвергнут фактически всем мыслящим русским обществом. Однако Письмо Чаадаева стало катализатором умственного движения, заставляло задумыватьсянад вопросами, которые он поставил. Чаадаев создал философскую концепцию русскойистории, и его идеи восприняли и пытались интерпретировать многие из последующихрусских мыслителей.Мысльо необходимости социально- политических преобразований прочно входит в общественное сознание, формирующиеся

в30-40-е годы течения общественной мысли - западничество, славянофильство, утопическийсоциализм, различаясь по степени радикализма, философской основе, исходили изнеизбежности социальных преобразований для дальнейшего движения общества вперед.40-егоды XIX в. явились замечательным десятилетием в развитии общественной мысли и духовной культуры в целом. Из тайных организацийобсуждение животрепещущих вопросов переносилось в более широкую среду интеллигенции,университетского студенчества, на страницы журналов.

Одним из условий общественнойжизни , как писал Современник , становились публичные лекции в университетах своеобразнымобщественно - культурными центрами были литературные салоны в столичных и некоторых провинциальных городах. В одном изтаких широко известных салонов- в доме А.П.Елагиной в Москве происходили знаменитыеспоры славянофилов и западников о путях развития России. Западничествои славянофильство были течениямираннего русского либерализма и знаменовали собой

формирование либерально - буржуазнойидеологии в России. К западничеству признается известная условность этого понятия принадлежали историки и правоведы Т.Н.Грановский и С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин и К.Д.Кавелин,публицисты В.П.Боткин, П.В.Анненков и др. Вместе с западниками в идейных спорахсо славянофилами выступали В.Г.Белинский и А.И.Герцен, выработавшие в этих дискуссияхсвою революционную концепцию.

Западники были сторонниками конституционной монархии,буржуазных преобразований в России, которые могли осуществится, по их мнению, путемреформ.Славянофилы А.С.Хомяков, К.С. и И.С.Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф.Самарин и др. выступали,в отличие от западников, за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский.В основе его лежали самобытные нравственно - религиозные начала допетровской

Руси,к возрождению которых призывали славянофилы. Они были убежденными противниками революции,но, как и западники, отстаивали мирный путь социальных преобразований, прежде всегоотмены крепостного права. В период подготовки реформы 1861 г. западники и славянофилысоставили единый либеральный лагерь.Существенноважным для развития национального самосознания были идеи славянофилов о национальномхарактере культуры, некритическом отношениик иностранным влияниям

А.С.Хомяков. О возможности русской художественной школы .1847 г. .К30-м годам относится развитие идей утопического социализма. В России он распространялсяв форме крестьянского или общинного социализма А.И.Герцен , его особенностью былопризнание приоритета революционных методов борьбы. Именно здесь шел поиск путейпо преодолению ограниченности дворянской революционности борьба для народа,

нобез народа и просветительских идей всеобщего благоденствия. В 40-50-е годы XIXв. формируется революционный демократизм. Оставаясь в рамках утопическогосоциализма, он являлся идеологией, выражавшей интересы крестьянства.Вобщественном сознании продолжали жить взгляды на просвещение как средство обновленияи улучшения жизни. Декабрист Н.А.Крюков показал на следствие Чувствуя вполне бедственноесостояние рабства и невежества,

более и более убеждался в том, что одно лишь общеепросвещение может сделать государство благополучным . Белинский в конце 40-х годовXIX в. в своем знаменитом письме к Гоголю продолжал утверждать, что Россия видитсвое спасение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности .1 Многиезащитники идеи просвещения народа отнюдь не выступали за коренные преобразованияв России. Московское общество сельского хозяйства, например, тоже ставило вопросо необходимости предоставления

крестьянам элементарного сельскохозяйственного образования,по его инициативе в 1845 г. был создан Комитет грамотности. Но его члены не былисторонниками ни политических, ни социальных изменений. Революционные демократы общественныепреобразования считали необходимыми, а путь их видели не только в просвещении, нои в революционном свержении существующего общественного строя. 2.4. Художественная культура Дляхудожественной культуры первой половины

XIX в. были характерны быстрая смена идейно- художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременноесосуществование разных художественных стилей.Вхудожественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил постепенный отход отнормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма,когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественноеслужение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру чувство, а не долг,

становится побудительным источником его поступков.Основноенаправление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. романтизм.В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтическогоискусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенныйидеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностьюбыл ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории,утверждение

сильной, свободной личности.Вниманиек отечественной истории было характерно для художественной культуры в целом. К историческойтематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история былапредметом раздумий А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества БорисГодунов , Капитанская дочка , Медный всадник , Арап Петра Великого , Историяпугачевского бунта .

С осмыслением исторического прошлого России связаны спорывокруг Философского письма П.Я.Чаадаева. Пушкин был одним из тех, кто не принялнигилистическую оценку Чаадаева отечественной истории. В письме к нему поэт писал Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вамисогласиться Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя но клянусьчестью, что ни за что на свете я не хотел

бы переменить отечество или иметь другуюисторию, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал 1 . Врусской литературе возникновение романтизма связано с именем В.А.Жуковского 1783-1852 . Его баллады Людмила , Светлана и др исполненные гуманностии высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии душу и сердце, составилицелый период нравственного развития нашего общества. Воздействие Жуковского на читающуюпублику было безмерно велико и безмерно благодетельно ,

как писал В.Г.Белинский.2 Развитие лирики от элегически мечтательнойдо глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы за угнетенную свободу человека ,бело характерной чертой романтической поэзии.К.Ф.Рылеев 1795-1826 , осуждавший Жуковского за мистицизм, мечтательность, неопределенностьв какую-то туманность , сам являлся ярчайшим представителем гражданского романтизма.Его лирика пронизана идеями высокого служения и насыщена политическими ассоциациями

Думы , поэмы Войнаровский , Наливайко . Призывая собратьев по перу употребитьвсе усилия, чтобы осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств, мыслей ивечных истин , Рылеев показывал пример служения обществу своим творчеством и готовностьпожертвовать жизнью для пробуждения спящих россиян . Имея в виду себя и своих единомышленников- декабристов, поэт устами руководителя крестьянско-казацкого восстания концаXVI в. Северина Наливайко восклицал

Известномне погибель ждетТого,кто первый восстаетНаутеснителей народа Судьбаменя уж обрекла.Ногде, скажи, когда былаБезжертв искуплена свобода ? 1 Врусле романтического движения закладывались основы русского исторического романа А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин , формировалось понимание национальной самобытностии народности литературы. Поэты-романтики много сделали для художественного перевода.

По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современныхзападноевропейских и античных писателей. В.А.Жуковский был талантливым переводчикомпроизведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем Илиаду в переводеН.И.Гнедича. Важнейшая проблема национальной культуры, в частностилитературы народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия.Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим

интересом к отечественнойистории. По мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию самобытности русской литературынадо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстверомантизма. Народность в этот период отождествлялась с национальной самобытностью,т.е. с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т.д.Идейныеискания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком осмыслении понятия народность . Если официальная народность исходила из беспредельной преданностии повиновения

самодержавию , то в понимании передовых деятелей культуры народностьозначала верность изображения картин русской жизни Развиваяи углубляя понятие народности литературы, классики русской критики в качестве необходимогоее условия считали соответствие изображаемого писателем в своих произведениях жизненнойправе. По мнению В.Г.Белинского, истинно народное произведение то, которое отвечаетобъективным интересам народа. Отражая реальную, тяжелую жизнь простых людей, художественноепроизведение должно призывать к борьбе

за ее изменение. Этот тезис стал одним изглавных положений революционно - демократической эстетики.Впоследние предреформенные десятилетия развитие художественной культуры характеризовалосьдвижением от романизма к реализму. В литературе этого движение связанно сименами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.Вразвитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А.С.Пушкина 1799-1837 огромна. Прекрасно выразил это

Гоголь При имени Пушкина тотчас осеняетмысль о русском национальном поэте Пушкин есть явление чрезвычайное и, можетбыть, единственное явление русского духа это русский человек в его развитии, вкаком он, может быть, явится через двести лет . 1Какчеловек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в периодстановления дворянской революционности первое стихотворение Пушкина

К другу стихотворцу было напечатано в1814 г Его творчество закономерный итог в художественном осмыслениижизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкинаначалось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждениесовременного литературного языка, начало реализма в литературе как художественногонаправления. Евгений Онегин Пушкина был первым русским реалистическим романом, в

высшей степени народным произведением В.Г.Белинский . Впервые отдельным изданиемроман был опубликован в 1833 г. Универсализм Пушкина проявился не только в литературе,он был самобытным мыслителем и вдумчивым историком Руслан и Людмила ,1817-20 Цыганы , 1824-25 Борис Годунов , 1824-25 История пугачевского бунта ,1833-34 и др.

Важнойвехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю.Лермонтова 1814-1841 ,отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря1825 г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобреталоярко выраженный социальный характер. его роман Герой нашего времени 1841 , сохраняяромантические черты, явился одним из первых произведений литературы критическогореализма.

В творчестве поэта переплетались личные, гражданские, философскиемотивы стихотворения Бородино , 1837 Родина , 1841 поэма Мцыри , 1840 Демон ,1829-41 драма Маскарад , 1835-56 и др. .Огромнароль Н.В.Гоголя 1809-1852 в русской литературе. Мертвы души -й том вышел в1842 г. одно из ярких реалистических изображений русской жизни того времени.В.Г.Белинский оценил его так творение чисто русское, национальное, выхваченноеиз тайников народной жизни

. Загадочный Гоголь писатель - фантаст, близкий Гофману,причем не только в ранних романтических произведениях Вечера на хуторе близ Диканьки ,но и более зрелых Петербургские повести . Роднят произведения Гоголя с творчествомвыдающегося немецкого писателя - романтика причудливая фантазия, порой доходящаядо мистического гротеска, тонкая ирония и, конечно, сатира на российскую действительность.Суть его трагедии в религиозных исканияхи в мучительном осмыслении проблемы

Церковь и культура . Оставаясьглубоко гуманистической, литература все более приобретает характер учительства исострадательности. Социальность русской литературы, ее сопричастность общественнойжизни общепризнанная особенность и характерная черта. Одним из открытий писателей натуральной школы ранние произведения И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.ТургеневаФ.М.Достоевского и др. был маленький человек с его нелегкой житейской судьбой.Предметомпристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина

повести Д.В.Григоровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цикл рассказов Записки охотника И.С.Тургенева . Новый, невиданный ранее мир русского купечестваоткрыл читателю и зрителю А.Н.Островский. Художественная литература как одна из формобщественного сознания завоевала в духовной жизни общества преобладающее влияние,заменяя частично в условиях самодержавной

России открытые публицистические выступления.Ее социально действительный характер, воздействие на понятия и нравы общества отмечали многие современники. В первой половине XIX в. активизируется собирательскаяи исследовательская деятельность в областирусского фольклора. Много занимались этим славянофилы. Собрание народныхпесен П.В.Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом русскогофольклора.

Состояниетеатрально - сценического искусства было показателем общественного просвещенияи духа времени . Несмотря на монополию императорских театров, начало которой былоположено в 1803 г драматическую цензуру, влиявшую на репертуар, театр игралвсе более заметную роль в общественно- культурной жизни.Центромтеатральной культуры в Москве был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательноеразделение труппы бывшего

Перовского театра на драматическую и балетную. Драматическиеспектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О.И.Бове и получившееназвание Малый театр. Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперныхи балетных спектаклей. В Петербурге имелось несколько театров, наиболее известныйиз них Александрийский архитектор К.И.Росси , открытый в 1832 г. историческойдрамой

М.В.Крюковского Князь Пожарский . В отличие от московского Малого театра,где были сильны демократические традиции, театр северной столицы Российской империиносил официально- парадный характер. Театры существовали также во многих губернскихгородах.Расцветромантизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера

П.С.Молчалова 1800-1848 , прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчествастала роль Гамлета. Успех Молчалова в этой области объяснялся современным прочтениемпьесы. Герой Молчалова воспринимался зрителями как русский Гамлет 30-40-х годовXIX в. ДраматургияА.С.Грибоедова,

Н.В.Гоголя, особенно А.Н.Островского способствовала утверждениюреалистической драмы в театральном репертуаре. Реформатором актерского искусства, основоположникомреализма на русской сцене был великий актер М.С.Щепкин 1788-1863 . Он создал правдуна русской сцене писал о нем Герцен, он первым стал не театрален на театре .1 Метод игры Щепкина явился основной сценичнойшколой актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.

Театрпервой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми идоныне по праву гордится русская сцена Е.С.Семенова, В.А.Каратыгин, П.С.Мочалов,М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов . В этот период начинается становление режиссуры, искусстваоформления спектакля.Музыка этого времени, опираясь на лучшие традиции народностии демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 года. Композиторыстали чаще обращаться к героико- патриотическим, национальным

сюжетам опера К.А.Кавоса Иван Сусанин . 1815 . Видным представителем романтизма в музыке был А.Н.Верстовский 1799-1862 . Постановка наиболее известной его оперы Аскольдова могила , созданнойиз либретто М.Н.Загоскина, состоялась в 1835 г.Вобществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Внимание многих композиторов,писателей, художников привлекали музыкальные вечера у

А.А.Дельвига, В.Ф.Одоевского,в литературном салоне З.А.Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертныесезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г когда сюда была проведенажелезная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийскийкомпозитор и дирижер, знаменитый король вальсов И.Штраус.Вистории русского музыкального искусства особая роль принадлежит

М.И.Глинке 1804-1857 . С его именем связано возникновение русской музыкальной классики, национальнойшколы в музыке. Событием в культурной жизни России была постановка оперы Глинка Жизнь за царя 1836 .Оперу довольно сухо встретила высокосветская публика, кучерскаямузыка не вызвала ее симпатий. Но многие передовые люди России восторженно приветствовалиспектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский,

Одоевский.Хомяков.Глинка родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Он создалнациональную русскую оперу, национальную инструментальную музыку русский национальныйроманс писал о нем В.В,Стасов. 1Глинка композитор, для которого высшими принципами искусства были идейность инародность. Создает музыку народ говорил он А.Н.Серову композитор и музыкальныйкритик а мы, художники, только ее аранжируем . 2 Длятворчества А.С.Даргомыжского 1813-1869 наряду с принципами реализма и народностистановится

характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячеесочувствие маленькому человеку опера Русалка , 1856 . Даргомыжский выступилноватором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности мелодичный речитатив в опере Каменный гость .Изобразительноеискусство не представляло единства в идейно-художественном отношении.Блестящихуспехов достигла архитектура русского ампира.

В первой трети XIX в. она продолжалатрадиции классицизма и была связана с именами А.Д.Захарова 1761-1811 , одного первыхзачинателей русского ампира, А.Н.Воронихина 1759-1814 , К.И.Росси 1775-1849 .Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры и скульптуры.В это время создаются монументальные ансамбли Петербурга, формируются площади севернойстолицы Дворцовая,

Сенатская, Стрелка Васильевского острова. ВМоскве стиль русского ампира имел некоторую особенность более мягкий, интимныйхарактер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О.И.Бове 1784-1834 , Д.И.Жилярди 1785-1845 .В30-е годы в связи с признаками распада художественной системы классицизма архитектуравсе более приобретала функционально- утилитарный характер. Начавшееся строительстводоходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки, которые сохранилистилевое

единство.Вэто время получает распространение русско-византийский стиль. Одним из ведушихархитекторов этого стиля был К.А.Тон 1794-1881 автор проектов Храма Христа Спасителя,Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.Освобождениеот идейно- эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущиминтересом к человеческой личности, к жизни простых людей.

Новое понимание человека,его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете. Однимиз ярких представителей романтизма был замечательный портретист начала XIX в. О.А.Кипренский 1782-1836 . Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимуюличность портрет П.А.Оленина, 1813 , подчеркивает романтические черты русской женщины портрет Хвостовой, 1814 . Кипренский создал прекрасный портрет

А.С.Пушкина 1827 .Развитиеромантизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные переменыв академической живописи. В 30-50-е годы идейные каноны академизма, основанные наиерархической ценности жанров, все более устаревали. Сохранялся приоритет историческойживописи бытовой жанр как полноправный еще не признавался. Идейно-художественныеустановки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественнымизадачами искусства.Наиболееярким представителем классицизма был

К.П.Брюллов 1799-1852 . Но он принес в живописьновые романтические черты. Национальным своеобразием русского романтизма в историческойживописи был некоторый трагический палет . В картине Брюллова Последний день Помпеи впервые в качестве героя на широком историческом фоне представлен народ, хотя ив идеализированном виде. Брюллов блестящий мастер парадных портретов Всадница ,1832 . В последний период своего творчества он достиг в портретах большого психологизма

Автопортрет , 1848 .А.А.Иванов 1806-1858 крупнейший художник XIX в в творчестве которого было сильное философское,религиозно-нравстенное начало. Художник верил в высокое предназначение просвещения, способного указать народу путь кусовершенствованию и социальному обновлению. Главным делом всей его жизни сталомонументальное полотно Явление Христа народу , над которым он работал 20 лет 1837-1857 .

Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим.Новыереалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен Академии.Рождение бытового жанра связано с творчеством А.Г.Венецианова 1780-1847 . Его картиныбыли открытием в русской живописи 20-х годов На пашне. Весна , На жатве. Лето , Захарка и др. художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал

их человеческоедостоинство и красоту труда. Венецианов создал свою школу в русской живописи, котораястала значительным явлением в художественной культуре 20-40-х годов и способствовалараспространению бытового жанра. У Венецианова было много учеников, получивших специальноеобразование в училище, открытом им в имении Сафонково Тверская губерния .Впервой половине XIX в. в г. Арзамасе возникла первая в России частная художественнаяшкола, основанная

А.В.Ступиным. Арзамасская школа 1802-1862 способствовала развитиюдемократической жанровой живописи.Центромхудожественной жизни Москвы стало открытое в 1832 г. Училище живописи, ваяния изодчества, сыгравшее важную роль в утверждении принципов реализма в русском искусстве. В 1918 г. училище было реорганизовано во 2-ые Свободные художественные мастерские,позднее преобразованные в

Московский художественный институт им. Сурикова и Московскийархитектурный институт .Родоначальникомкритического реализма в русском изобразительном искусстве был П.А.Федотов 1815-1852 . Появление маленьких жанровых картин Федотова на академической выставке1849 г. произвело настоящую сенсацию. Его творчество тесно связано с литературойи идейным движением 40-х годов

XIX в. В частных, на первый взгляд, событиях мастерсумел выразить большие социальные проблемы. Впервые в русской жанровой живописипоявились картины, где критиковались отдельные стороны общественной жизни Свежийкавалер , 1846 Сватовства майора , 1848 . Драматизм, метафоричность, свойственнаяхудожественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине

Анкор,еще анкор! 1851-1852 . П.А.Федотов завершил эволюцию русской живописи первой половиныXIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития. 3. Вывод. Ксередине XIX в в канун буржуазных реформ, в России завершился один из внутреннихэтапов в историко-культурном процессе XVIII- первая половина XIX вв Основнымего содержанием было развитие национальной культуры, когда в полную силу выявилисьее характерные черты и особенности гуманизм и сопричастность общественной

жизни,гражданственность и интерес к маленькому человеку .Врассматриваемый период произошло становление современного литературного языка, определиласьболее тесная связь художественной культуры с идейными исканиями и общественно-политическоймыслью.Однойиз особенностей русской национальной культуры была ее открытость, способность кусвоению элементов культуры других народов, но при этом сохранились национальнаясамобытность и цельность.

Этому несомненно способствовало длительное, многовековоехозяйственное и культурное общение русского народа с другими народами, входившимив состав Российской империи.ОсобенностьюРоссии как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделялибы центр от окраин и обособляли отдельные национальные регионы. Хозяйственные икультурные связи русского и других народов существовали длительно и постепенно.

Черезвзаимные культурные контакты происходил процесс овладения русским языком национальнойинтеллигенцией, приобщение народов России к духовным богатствам русской культуры.Одновременно обогащался и идейно-художественный мир русских писателей, художников,композиторов благодаря познанию культуры других народов.Врассматриваемый период культурный потенциал был сосредоточен в дворянском сословии.Дворянство было основным носителем профессиональной культуры.

Высоко оценивая интеллектуальныйуровень дворянской культуры 30-50-х годов, Н.А.Бердяев связывал с именами Чаадаева,братьев И. и П. Киреевских, Хомякова, Грановского, Герцена, Пушкина, Лермонтова,Гоголя развитие русской философии, гуманитарных, исторических знаний, искусстваи литературы.Вместес тем к концу крепостной эпохи в общественно-культурной жизни

России все более отчетливопроявилось несоответствие между уровнем духовной культуры и возможностями овладениякультурными ценностями. В обществе были весьма ограничены средства широкого распространенияпросвещения, народного образования.Впервой половине XIX в. общественно-культурная жизнь наиболее разнообразной и полнокровнойбыла лишь в столицах. Провинция, по мнению одного из современных исследователей, еще находилась в состоянии глубокой умственной спячки 1 . Список литературы.

1.Культура России IX-XX в В.С.Шульгин, Л.В.Кошман, Москва 1995 г.2.История русской культуры - Т.И.Балакина, Москва 1995 г.3.Пособие по истории Отечества - А.С.Орлов А.Ю.Полунов, Москва 1994 г.4.Организация науки в России в первой половине XIX века- Г.Е.Павлова, Москва 1990г.5.Очерки русской культуры первой половины

XIX века - В.В.Познанский, Москва 1970 г.6.Литературно-общественное движение в русской провинции - О.Г.Ласунский, Воронеж1985 г. 7.Советский энциклопедический словарь, Москва 1982 г. 1 И. Д. Якушкин - В. С. Шульгин Культура РоссииIX-XX вв. М.96 стр. 157 2 В. Г. Белинский - В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр. 157 1

В 1863 г. обществобыло восстановлено под названием Общество для распространения Священного писанияв России . Существовало до 20-х годов XX в В. С. Шульгин Культура РоссииIX-XX вв. М.96 стр. 1802 А. И. Герцен- В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр. 1581 А.

С. Шишков- министр народного просвещения докладцарю 1824 г. - В. В. Познанский Очерки русской культуры первой половины XIX века М.70 стр. 1 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв . М.96 стр. 1602 В. В. Познанский Очерки русской культуры первой половины XIX века М.70 стр.1 1917-1989 гг. Московское высшее технологическоеучилище им.

Н.Э.Баумана В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр162.1 Т.И. Балакина- История русской культуры М95 стр.166 1 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр. 164 2 Советск. энциклопедический. словарь - М82 стр. 10451 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв.

М.96 стр.1662 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1673 медиевистика - раздел исторической науки, изучающийисторию Европы в средние века сер. V-XVI - Советск. энциклопедический.словарь - М 82 стр.7761 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96стр.1682 В.В.Познанский Очерки русской культуры первой половины

XIX века , М 1970 стр. 341 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1711 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1722 Т.И.Балакина, История русской культуры , М95,стр.1731 Т.И.Балакина, История русской культуры , М95, стр.1741 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв.

М.96 стр.1731 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1751 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1762 В. С. Шульгин Культура России IX-XX вв. М.96 стр.1761 Ласунский О.Г Литературно-общественное движениев русской провинции. Воронеж, 1985. стр. 13. ГАсГ1



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Вступление
Реферат Понятие договора и правила его заключения
Реферат Изучение показателей стоматологического статуса у студентов медицинского факультета
Реферат Магнитный двигатель Минато: существует ли «рог изобилия» магнитной энергии?
Реферат Социальная политика в сфере занятости населения
Реферат Владимир Боровиковский – виртуоз портретной техники
Реферат Сказания о сэре Овэйне
Реферат Состояние российских нравов: опыт эмпирического исследования
Реферат Игра с мифом в трилогии Дж.Р.Р. Толкина "Властелин колец"
Реферат The Roman Forum Essay Research Paper The
Реферат Судьба русской деревни по роману Абрамова Братья и сестры
Реферат The Piano Lesson Essay Research Paper
Реферат «Воображаемая геометрия» Н. И. Лобачевского
Реферат Тактика ведения больных ибс после аорто-коронарного шунтирования
Реферат Определение вероятности событий