Содержание
Введение
Глава 1. Теориясеминарского занятия
1.1 Сущность семинара
1.2 Функции семинара
1.3 Типы семинаров
1.4 Формы семинарскогозанятия
Глава 2. Методическиеособенности организации и проведения семинарского занятия
2.1 Методическиеособенности организации семинарского занятия
2.1.1 Подготовкапреподавателя к семинарскому занятию
2.1.2 Методическиерекомендации по разработке и организации
2.1.3 Подготовка студента
2.2 Методическиеособенности проведения
2.3 Критерии оценкисеминарского занятия
Заключение
Список используемойлитературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Введение
Данныйвопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организовансеминар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материаластудентами. В современной высшей школе семинар является одним из основных видовпрактических занятий по различным наукам, так как представляет собой средстворазвития у студентов культуры научного мышления общения. Важным факторомрезультативности данного вида занятия, его высокой эффективности являетсяпроцесс подготовки. Выступления даже самых добросовестных студентов безнаправляющей роли преподавателя не смогут прозвучать на самом семинаре.
Дляуспешного проведения семинара нужна целенаправленная предварительнаяподготовка. И преподаватель и обучаемые должны настраиваться на серьезную иглубокую работу.
Поэтомунеобходимо научится правильно построить свою методическую работу по подготовкеи организации, как самого себя, так и всех студентов.
Цель работы:
Всестороннее изучениеметодики организации и проведения семинарского занятия в высшей школе.
Задачи:
1. Определить понятие «Семинар»;
2. Рассмотреть формы семинаров;
3. Рассмотреть методику подготовкипреподавателя и студентов к семинарскому занятию;
4. Изучить особенности методикиорганизации и проведения семинарского занятия;
5. Ознакомиться с критериями оценкисеминарского занятия.
Объект изучения:
Семинарское занятие.
Предмет изучения:
Формы, типы семинаров, ихметодика организации и проведения.
Структура:
Вся курсовая работасостоит из введения, двух глав: «Теория семинарского занятия» и «Методическиеособенности организации и проведения семинарского занятия», также заключения итрех приложений.
Глава 1. Теориясеминарского занятия
1.1 Сущность семинара
Семинарскиезанятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности.
Само слово«семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано сфункциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих»в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению иуглублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римскихшколах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключенийучителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIXв. — в российских университетах. Семинарские занятия носили практическийхарактер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководствомкоторого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методикунаучного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, всеболее четко реагируя на задачи высшей школы [8, с.238].
В современной высшейшколе семинар является одним из основных видов практических занятий поразличным наукам, так как представляет собой средство развития у студентовкультуры научного мышления общения. Педагогическая эффективность применения семинарскихзанятий получила обоснование в трудах отечественных дидактов Б.П. Есипова, В.П.Стрезикозина, А.В. Усовой, В.В. Завьялова и других. В зарубежных источникахусловиям эффективного применения семинарских занятий посвящены исследования Дж.Трампа и Д. Бейнам, В.П. Стрезикозин отмечал: «Большое обучающее и развивающеезначение семинарских занятий состоит в том, что они приучают учащихся свободнооперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах ивыступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснятьжизненные явления».
Семинар — это такая форма организации обучения, при которойна этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебнойлитературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем изадач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступленияучащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы изаключения.
Успех всего семинара и особенно на этапе его подготовки вомногом зависит от эффективности самостоятельной работы учащихся. Другимисловами, семинар вбирает в себя, интегрирует как часть самостоятельную работуучащихся.
Семинар в сравнении с другими формами обучения требует отучащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой — умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как одини тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения ивыводы. Как уже отмечалось, при подготовке к семинару и в процессе его проведенияк учащимся предъявляют более высокие требования в плане их самостоятельности,инициативы, уровня развития их умения работать с учебной литературой, что исоздает более благоприятные условия, чем на обычном уроке, для организациидискуссий, создания индивидуальной и коллективной работы учащихся, повышаетуровень их осмысления и обобщения изученного материала.
Комплексность данной формы занятий определяется тем, что входе его проведения сочетаются выступления обучающихся и преподавателя;положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализразличных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся иразъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории иприобретение навыков умения ее использовать в практической работе [1, с.326].
Т.к. семинарпредназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологиейнаучного познания, то главная цель семинарских занятий — обеспечить студентамвозможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знанияприменительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующиепедагогические задачи (по А.М. Матюшкину):
· развитиетворческого профессионального мышления;
· познавательнаямотивация;
· профессиональноеиспользование знаний в учебных условиях:
ª овладение языкомсоответствующей науки;
ª навыкиоперирования формулировками, понятиями, определениями;
ª овладениеумениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач,опровержения, отстаивания своей точки зрения [9, с. 32].
Кроме того, входе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
1. повторение изакрепление знаний
2. контроль
3. педагогическоеобщение
Особенностьсеминарского занятия – возможность равноправного и активного участия каждогообучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.
Трактовка семинара какзавершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловленатем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей,читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемойнаучной проблемы.
По своему назначениюсеминарское занятие, в процессе которого обсуждается та или иная научнаяпроблема, способствует:
o углубленномуизучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;
o отработкеметодологии и методических приемов познания;
o выработкеаналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;
o приобретениюнавыков использования научных знаний в практической деятельности;
o выработке умениякратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;
o осуществлениюконтроля преподавателя за ходом обучения.
Семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярноеизучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательноеотношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами припрослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют кругзнаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; позволяютстудентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в нихнаиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личныеубеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и приизучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновениямнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устноговыступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентовсвободно оперировать терминологией, основными понятиями и категориями; предоставляютвозможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельнойработы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень ихвнимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов, служатсредством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своейсобственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т.д. [4, с.368].
1.2 Функции семинара
Основной и ведущей функцией семинара является функцияпознавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения насеминаре конкретных проблем вырисовываются новые аспекты, углубляетсяобоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов.Даже само углубление знаний, движение мысли от — сущности первого порядка ксущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и прочноесодержание, поднимают их на более высокую ступень.
Воспитательная функция семинара вытекает из егопознавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокоепостижение величайшего теоретического богатства, формирование философскогомировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали,современных эстетических критериев. Воспитательные возможности науки,разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться приорганизации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкойметодике семинарских занятий.
Наконец, семинару присуща и функция контроля засодержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работыстудентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям.Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в постижениистудентами философской науки еще задолго до экзаменов, что дает преподавателювозможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группыв целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образомреагировать на негативные стороны в освоении философии. Сказанное не исключаетвозможности других форм контроля, например, индивидуальных собеседований [14,с.105].
1.3 Типы семинаров
Семинарымогут быть различными как по содержанию, так и по построению, организацииработы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студентызаблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой,рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться ксеминару.
Выделяюттри типа семинаров, принятых в университетах:
1)Просеминар;
2)Семинар;
3)Спецсеминар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки дляуглубления их разработки.
Просеминар — это занятие,готовящее к семинару, проводиться на первых курсах.
Цель: ознакомлениестудентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой,первоисточниками, методикой работы с ними.
Опытпоказывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькимиисточниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобратьнеобходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии стемой. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы слитературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции икомпилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именнопри неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в просеминаре — подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участникамипросеминара с заключением руководителя.
В высшейшколе практикуется 3 типа семинаров:
1. семинар, имеющийосновной целью углубленное изучение определенного систематического курса итематически прочно связанный с ним;
2. семинар,предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных итипичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы семинарисследовательского типа с тематикой;
3. семинарисследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки дляуглубленной их разработки.
Семинар – этопродукт педагогического общения студентов и преподавателей. Семинарские занятиямогут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научногосотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает всистематическую научную работу дружного коллектива.
Опытныепреподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступленияоценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленныхтем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание илиакцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематикии ситуации.
Учитываяхарактерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе,тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли.Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные,облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическоеощущение успеха.
В организациисеминарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества.Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления иусвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачиосуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтомусеминарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранееподготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участникомсеминара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможностьраскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведениесеминаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научногомышления студентов.
Семинар на старших курсахпостепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школуобщения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успехв большей мере зависит от опыта ведущего.
Спецсеминар –семинар, проводящийся на старших курсах, представляющий школу общенияначинающих исследователей по научной теме. В ходе спецсеминара важную рольиграют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка,использование специальных приемов, например моделирования ситуаций. На итоговомзанятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров истуденческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследованиязатронутых проблем и возможности участия в них студентов [4, с. 372].
Насеминарских занятиях предпочтительней обсуждать:
1. узловые темыкурса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки
2. вопросы, наиболеетрудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условияхколлективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.
В ходе семинара важнейшуюроль играет ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использованиеспециальных приемов. ПО итогам работы преподаватель делает выводы, раскрываетвозможность студентов в научных исследованиях.
1.4 Формы семинарского занятия.
Выбор формы семинарскогозанятия зависит от ряда факторов:
1. от содержаниятемы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от ихобъема;
2. от уровняподготовленности, организованности и работоспособности данной семинарскойгруппы, ее специализации и профессиональной направленности;
3. от опытаиспользования различных семинарских форм на предшествующих занятиях.
Избраннаяформа семинара призвана обеспечить реализацию всех его функций.
В практикесеминарских занятий в вузах можно выделить ряд форм:
а. развернутаябеседа;
б. обсуждениедокладов и рефератов;
в. семинар-диспут;
г. семинар –пресс-конференция;
д. комментированноечтение;
е. упражнения насамостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа;
ж. семинар-коллоквиуми другие.
Развернутая беседапредполагает подготовку студентов по каждому вопросу плана занятия с единым длявсех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы;выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя).
Докладыготовятся студентами по заранее предложенной тематике, кроме общих целейучебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной,творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поискуновых идей и фактов, примеров [2, с.261].
Семинар-диспутв группе или на потоке имеет ряд достоинств. Диспут как элемент обычногосеминара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранеепланируется им. Полемика возникает подчас и стихийно. В ходе полемики студентыформируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции и, главное,отстаиваемое в споре мировоззрение складывается у них как глубоко личное.
Семинар —пресс-конференция является одной из разновидностей докладной системы. По всемпунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному или нескольким)подготовить краткие доклады.
Комментированноечтение первоисточников на семинаре преследует цель содействовать болееосмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой философскойлитературой. Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара в видеразвернутой беседы и длится всего 15—20 минут. Комментированное чтениепозволяет приучать студентов лучше разбираться в философских источниках.Комментирование может быть выделено в качестве самостоятельного пункта планасеминара.
Упражненияна самостоятельность мышления обычно входят в качестве одного из элементов вразвернутую беседу или обсуждение докладов. Руководитель семинара выбираетнесколько высказываний видных мыслителей, непосредственно относящихся к темезанятия, и в зависимости от ситуации, не называя авторов этих высказываний,предлагает студентам проанализировать последние. По желанию или по вызовупреподавателя производится анализ отрывка.
Коллоквиумы-собеседованияпреподавателя со студентами обычно проводятся с целью выяснения знаний по тойили иной теме курса, их углубления. Нередко их организуют в дополнительные часыдля студентов, не проявивших активности на семинарах. Чаще коллоквиумы проводятсяв часы семинарских занятий.
Из всех данныхперечисленных форм наиболее используемыми являются:
1. развернутаябеседа.
Развернутаябеседа позволяет вовлечь в обсуждение вопросов наибольшее число студентов,разумеется, при использовании всех средств их активизации: постановки хорошопродуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему ивсей группе, умелой концентрации внимания студентов на сильных и слабыхсторонах выступлений студентов, своевременном акцентировании внимания и интересастудентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы и т.д. Развернутаябеседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступленияотдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщениявыступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к ужесостоявшимся выступлениям.
2. обсуждениедокладов и рефератов.
Целесообразновыносить на обсуждение не более 2—3 докладов продолжительностью в 12—15 минут(при двухчасовом семинаре). Иногда кроме докладчиков по инициативепреподавателя или же по желанию самих студентов назначаются содокладчики иоппоненты. Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов,чтобы не повторять их содержание. Слабая сторона такой методики в том, что зачастую,кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к семинару никто всерьез неготовится. Да и сами выступающие изучают лишь один вопрос. Вместе с тем, такиезанятия вызывают определенный интерес у студентов, внося, так сказать, элемент«академичности» в обыденную семинарскую работу. Очень важно приучить студентовк тому, чтобы каждый из них был готов выступить в качестве содокладчика илиоппонента. Рассматривая развернутую беседу и систему докладов как относительносамостоятельные формы семинарских занятий, следует отметить и большое сходствомежду ними. Развернутое выступление в беседе, содержащее весомый теоретическийматериал, момент самостоятельного поиска, фактически превращается в доклад. Иэтого нужно постоянно и систематически добиваться ради неуклонного повышенияуровня семинарских занятий. Тематика докладов возможна самая разнообразная: онаможет совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия илиотражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы,особенно в профессиональной сфере участников семинара. Предполагаетсяиндивидуальная работа с докладчиками, в то время как при семинарах типаразвернутой беседы консультируется группа в целом. Под рефератом понимаетсяписьменная работа, посвященная какой-либо проблеме, анализу данного вопроса,проведенных студентом под руководством преподавателя. Его содержание, какправило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке докладаобычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов.Реферат зачитывается на семинаре автором, а может быть и предварительнопрочитан студентами. Использовать можно оба варианта, поскольку каждый из нихимеет свои достоинства. Работа над подготовкой реферата требует длительноговремени: две—четыре недели и более. Реферативные доклады целесообразнее ставитьна заключительном семинаре по какой-либо большой теме, когда ее основныевопросы уже обсуждены ранее [2, с.366].
3. Семинар –пресс-конференция, чем-то схожа с семинаром заслушивания докладов.
Повсем пунктам плана семинара преподаватель поручает студентам (одному илинескольким) подготовить краткие доклады. На следующем занятии после краткоговступления он предоставляет слово докладчику по первому вопросу (если докладыпоручались ряду студентов, преподаватель предоставляет слово одному из них посвоему выбору). Затем каждый студент обязан задать ему один вопрос по темедоклада. Вопросы и ответы на них составляют центральную часть семинара. Какизвестно, способность поставить вопрос предполагает известную подготовленностьпо соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем глубже иквалифицированнее задается вопрос. Отвечает на вопросы сначала докладчик, потомлюбой студент, изъявивший желание высказаться по тому или другому из них.Особенно активны в этих случаях бывают дублеры докладчика, если таковыеназначались. Как правило, по обсуждаемому вопросу развертывается активнаядискуссия. По ее окончании преподаватель предоставляет слово для доклада повторому пункту и т. д. Свое заключение преподаватель делает либо по каждомуобсуждаемому вопросу, либо в конце семинара.
Приреферативно-докладной форме семинара первыми получают слово ранее намеченныедокладчики, а при развернутой беседе — желающие выступить. Принципдобровольности выступления сочетается с вызовом студентов. Остальным желающимвыступить по основному вопросу, чтобы не погасить у них интереса к семинару,можно посоветовать быть готовыми для анализа выступлений товарищей по группе,для дополнений и замечаний.
Работа осуществляется под непосредственным руководствомучителя на основе тщательно разработанных им программ, которые по своемусодержанию носят дифференцированный характер. В опыте, например, учителя химииН.П. Гузика практикуются три такие программы — программа «А», «В» и «С». Всеэти программы разной сложности и отличаются тем, что обеспечивают, с однойстороны, определенный уровень овладения учащимися знаниями, умениями и навыкамиот репродуктивного до творческого, а с другой — предоставляют учащимсяопределенную степень самостоятельности в учении, начиная от постоянной помощисо стороны учителя — работа по образцу, инструкции и т.д., до предоставления имполной самостоятельности. Между программами существует полная преемственность[4, с.373]. [Приложение 1]
На семинареи послесеминарском этапе «включается» психологический фактор мотивацияготовности к обучению.
Семинар />какразвивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельногомышления студента, формированию информационной культуры. Этому во многомпомогают создающиеся спонтанно или создаваемые преподавателем и отдельнымистудентами в ходе семинара проблемные ситуации. Известно, что проблемнаяситуация – это интеллектуально-эмоциональное переживание, возникающее припротиворечивости суждений и побуждающее искать ответ на возникший вопрос,искать разрешение противоречия. Заставляйте студентов действовать; усложненныезадания необходимо давать сильным студентам, а доступные – слабым., т.е.,применять уровневое обучение (репродуктивный, конструктивный и творческийуровни). Нахождение ответа в ходе дискуссии, решение проблемы становитсясобственным «открытием» студента. Естественно, что результатом этого открытия являетсяи более глубокое, прочно запоминающееся знание. В обучении делается очередной,пусть небольшой, но важный и твердый шаг вперед. Главное не забывать, чтосерьезные задачи порождают серьезное отношение к ним.
Нахождениесамостоятельного выхода из проблемной ситуации дает хороший не толькообразовательный, но и воспитательный эффект.
Процессмышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результатеразрешения проблемных ситуаций, обстоятельства способствуют поиску и утверждениюориентиров, профессиональных ценностей, осознанию связи с будущей профессией [3,с.15].
Глава 2. Методическиеособенности организации и проведения семинарского занятия
2.1 Методическиеособенности организации семинарского занятия
Приразработке методики семинарских занятий важное место занимает вопрос овзаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работойстудентов, о характере и способах такой взаимосвязи. Семинар не долженповторять лекцию, и, вместе с тем, его руководителю необходимо сохранить связьпринципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия.
Какправило, семинару предшествует лекция по той же теме. Можно предложить и инуюпоследовательность: изучение темы начинать с 15—20 минутной лекции,раскрывающей проблематику темы и методику работы над ней; затем, послесамостоятельной работы студентов, проводить семинар; завершать работу над темойлекцией, в которой бы освещались вопросы, слабо усвоенные студентами, и новыепроблемы науки. Но надо отметить, что такая форма обедняет содержание лекции,ее значение в учебном процессе, хотя одно из занятий такого рода провестиможно, особенно со студентами-заочниками.
Дляэффективности семинара большое значение имеет еще одна сторона ее взаимосвязи слекцией. Лектор дает план лекции, рекомендует литературу. Методически возможноподчеркнуть связь между лекцией и семинаром: назвать несколько вопросов,представляющих большой теоретический интерес и практическое значение, которыеза недостатком времени не представляется возможным осветить и о которых естьвозможность подробно поговорить на предстоящем семинаре. При этом важнопривлечь внимание студентов к таким вопросам, пробудить их любознательность,обострить желание разобраться в них.
Важнымфактором результативности данного вида занятий, его высокой эффективностиявляется процесс подготовки. Выступления даже самых добросовестных студентовбез направляющей роли преподавателя не смогут прозвучать на самом семинаре [6,с.35].
Прежде всего,студенты должны уяснить предложенный план занятия, осмыслить вынесенные дляобсуждения вопросы, место каждого из вопросов в раскрытии темы семинара. И вэтом большая роль принадлежит преподавателю.
Подготовка ксеминару активизирует работу студента с книгой, требует обращения к литературе,учит рассуждать. В процессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются ужеизвестные и осваиваются новые категории, «язык» студента становится богаче.Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студентынаходят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки иуяснения их на самом семинаре.
Преподавательможет предложить студентам подумать над постановкой таких вопросов по темесеминара, которые вызовут интерес своей неоднозначностью, противоречивостью, разделятучастников семинара на оппонирующие группы. А это как раз то, что нужно длядискуссии, для активизации семинара, для поиска студентами истины, которая, какизвестно, рождается в споре. Само собой разумеется, что и в арсеналепреподавателя должны быть заготовлены вопросы для создания проблемных ситуаций,если они не будут созданы выступлениями студентов, самой логикой развитиясеминара.
В процессеподготовки, прорабатывая предложенные вопросы, студент определяет для себяодин-два из них (можно, конечно и больше), в которых он чувствует себя наиболееуверенно и в качестве консультанта или оппонента намерен задать тон насеминаре.
Надо липреподавателю специально готовить отдельных хорошо успевающих студентов ксеминару, давая им индивидуальные, опережающие задания? Думается, надо. Могутбыть даны задания подготовить по теме фрагменты первоисточников, тесты. Упреподавателя тоже должны быть «домашние заготовки», которые пригодятся приразличных вариантах развития семинарского занятия.
«Лишние»наработки не помешают, даже если не все задуманное удается использовать. Усеминара как уже отмечалось, «своя логика», которая может подчинить себе вкакой-то мере и преподавателя. Ведь семинар идет, так сказать, в «прямом эфире»- уточнения, поправки к рабочему плану, его коррекцию приходятся делать «находу», т.е., в результате неожиданных выступлений, реплик, вопросов студентов[6, с.39].
Еслиабсолютное большинство студентов и сам преподаватель придут на семинар хорошоподготовленными, семинар пройдет успешно, даст ожидаемый результат.
На второмэтапе семинара студентами осуществляется весьма объемная работа по углубленномупроникновению в суть вынесенной для обсуждения проблемы. В ходе семинарастудент учится публично выступать, видеть реакцию слушателей, логично, ясно,четко, грамотным литературным языком излагать свои мысли, проводить доводы,формулировать аргументы в защиту своей позиции. Это важно для всех, но особеннодля студентов, обучающихся по правовым специальностям, рассматривающих человекакак «предмет труда».
На семинарекаждый студент имеет возможность критически оценить свои знания, сравнить сознаниями и умениями их излагать других студентов, сделать выводы онеобходимости более углубленной и ответственной работы над обсуждаемымипроблемами.
В ходесеминара каждый студент опирается на свои конспекты, сделанные на лекции,собственные выписки из учебников, первоисточников, статей, другой философскойлитературы, на словарь по данной теме. Семинар стимулирует стремление ксовершенствованию конспекта, желание сделать его более информативным,качественным. От семинара к семинару, на всех его этапах и их коррекции студентподнимается на более высокую ступеньку собственной зрелости, своего мнения болееэффективно работать над проблемами, непосредственно относящимися к его будущейпрофессии [10, с.267].
Семинар –эффективная форма закрепления полученных по обсуждаемой проблеме знаний,видения этой проблемы в целом, осознания ее соотнесенности с другими темами врамках целостной философской концепции.
С точкизрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную,интегративную форму учебного занятия. Он предполагает возможность использованиярефератов, фрагментов первоисточников, устных и письменных понятийныхдиктантов, тестов, заданий типа «закончите предложение» и др.
Для стимулирования самостоятельного мышления былииспользованы различные активные методики обучения: проблемные ситуации, задания«закончить предложение», тесты и даже интерактивный опрос.
2.1.1 Подготовкапреподавателя к семинарскому занятию
В целях эффективностисеминарских занятий необходима обстоятельная подготовка к их проведению как состороны кафедры и преподавателей, так и обучающихся. Кафедра в начале семестра(учебного года) должна обеспечить обучающихся методическими материалами длясвоевременной подготовки их к активным формам занятий, в том числе и ксеминарам. Во время лекций, связанных с темой семинарского занятия, следуетобратить внимание обучающихся на то, что необходимо дополнительно изучить приподготовке к семинару (новые официальные документы, статьи в периодическихжурналах, вновь вышедшие монографии и т. д.) [11, с.205].
План подготовки семинарского занятия:
1. Изучениетребований учебной программы к теме семинарского занятия;
2. Определение целейи задач семинара, подбор систематизированного материала к семинару;
3. Разработка планасеминара;
4. Выработкаразличных вариантов решения основных проблем семинара;
5. Подборлитературы, рекомендуемой студентам к данной теме;
6. Разработкарекомендаций студентам по организации самостоятельной работы в ходе подготовкик семинарскому занятию (изучение литературы, подготовка индивидуальных игрупповых докладов, выступление по отдельным вопросам);
7. Написани6еразвернутого конспекта семинара, распределение пунктов плана по времени;
8. Моделированиевступительной и заключительной частей семинара.
Планы семинарскихзанятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучениясообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях поданной дисциплине.
Прежде чем приступить кизучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара.Такой подход преподавателя помогает студентам быстро находить нужный материал ккаждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.
Начиная подготовку ксеминарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы вконспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общеепредставление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следуетрекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи порекомендованным источникам.
Записи имеютпервостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогаютпонять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить ихлогику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора.
Ведение записейспособствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду созрительной, и моторную память. Следует помнить: у студента, систематическиведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов длябыстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенноважны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшиепри самостоятельной работе.
Нередко среди начинающихпреподавателей можно встретить людей, полагающих, будто записи — дело простое,требующее, в основном, усилий рук, а не головы. Это сугубо ошибочноепредставление. Полноценные записи отражают не только содержание прочитанного,но и результат мыслительной деятельности студента.
Важно развивать устудентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал.
Наподготовительном этапе семинара ряд студентов может получить задание — подготовитьрефераты и выступить с тезисами, а затем преподаватель определяет вопросы дляпостановки перед группой.
Оживлениюсеминара, а значит его активизации, повышению познавательного и воспитательногопотенциала способствуют не только проблемные ситуации, но и введение в его макроструктуруигровых приемов. С этой целью на семинаре правомерно использовать тесты.
С помощьютестов можно выйти на анонсирование будущих тем курса дисциплины.
Анализ ошибок на семинаредает преподавателю материал для дальнейшего совершенствования и содержательной,и методической частей семинара, разработки собственных тем.
Одной иззадач семинаров, как уже говорилось выше, является усвоение студентами основныхпонятий. В усвоении их весьма эффективно проведение письменных и устныхпонятийных диктантов. Следует использовать различные их виды: экспресс-опрос,опрос-инверсия, диктант-персоналия, диктант-сравнение, диктант-тест,комбинированный понятийный диктант.
Экспресс-опрос – этопредложение раскрыть названные понятия. Опрос-инверсия, в отличие от заданияпояснить значение термина, предложение поставить вопросы. Такой приемспособствует не просто «узнаванию» термина, но и вводит его в активный словарьстудента.
Диктант-персоналиязакрепляет знание имен ученых в связи с их учениями.
Диктант-сравнениепозволяет проводить сопоставительный и сравнительный анализ учебного материала.
В рамках методикидиктанта-сравнения и диктанта-персоналии можно рассматривать и учебные тексты.
Эрудиция студентанаиболее полно обнаруживается при использовании комбинированного понятийногодиктанта.
Владениепонятийным аппаратом – необходимое условие усвоения предмета.
Семинар позволяетиспользовать все многообразие имеющихся методических средств активизацииизучения дисциплины.
Еслиабсолютное большинство студентов и сам преподаватель придут на семинар хорошоподготовленными, семинар пройдет успешно, даст ожидаемый результат.
2.1.2 Методические рекомендации поразработке и организации семинарского занятия
Семинарявляется важнейшей формой усвоения знаний. Очевидны три структурные его части:предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждениевопросов темы в группе) и завершающая часть (послесеминарская работа студентовпо устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).
Не толькосам семинар, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимымизвеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.
В связи с этим можнопредложить план проведения семинарского занятия:
I. Вводная часть.
а. Обозначение темыи плана семинарского занятия.
б. Предварительноеопределение уровня готовности к занятиям.
в. Формированиеосновных проблем семинара, его общих задач.
г. Созданиеэмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.
II. Основная часть.
а. Организациядиалога между преподавателями и студентами и между студентами в процессеразрешения проблем семинарского занятия
б. Конструктивныйанализ всех ответов и выступления студентов.
в. Аргументированноеформирование промежуточных выводов, и соблюдение логики в последовательномсоблюдении событий.
III. Заключительнаячасть.
а. Подведение итогов
б. Обозначениенаправления дальнейшего изучения проблем
в. Рекомендации поорганизации самостоятельной работы студентов.
План проведениясеминарского занятия [Приложение 2].
2.1.3Подготовка студентов к семинарскому занятию
Опытныепреподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов навыступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложениемподготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку напрослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении взависимости от тематики и ситуации.
Учитываяхарактерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе,тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли.Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные,облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическоеощущение успеха [7, с.41].
В организациисеминарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества.Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления иусвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачиосуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтомусеминарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленноесовместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара.Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия иобоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаровобеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышлениястудентов.
Готовясь к семинару,студенты должны:
1. Познакомиться срекомендованной литературой;
2. Рассмотретьразличные точки зрения по вопросу;
3. Выделитьпроблемные области;
4. Сформулироватьсобственную точку зрения;
5. Предусмотретьспорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При такой подготовкесеминарское занятие пройдет на необходимом методологическом уровне и принесетинтеллектуальное удовлетворение всей группе.
Методика подготовкистудентов к семинарскому занятию.
При подготовке, студентдолжен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к семинарскомузанятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопроснеобходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Нопрежде чем отправляться в книжное хранилище, сначала необходимо оценить своюдомашнюю методическую библиотеку. Возможно, в ней найдутся полезные для работыкниги и статьи из журналов. Затем следует изучить фонды библиотекипедагогического колледжа, а после этого уже обращаться в публичные библиотеки.
Поискинеобходимой литературы — продолжительный труд. Значение его огромно, ибо отполноты изучения опубликованного материала будет зависеть качество учебно-исследовательскойили научно-исследовательской работы.
Дляработы в справочно-библиографическом отделе библиотеки необходимо спланироватьсвое время, выделить определенные дни и часы.
Каталоги– это существующие в виде брошюр либо в виде карточек списки книг, имеющихся вфондах библиотек. Существует четыре вида каталогов: алфавитные, предметные,систематические и каталоги новых поступлений.
Калфавитному каталогу обращаются в том случае, если знают название необходимогоисточника и фамилию его автора.
Впредметном каталоге названия книг размешены не по алфавиту, а по рубрикам,каждая из которых посвящена какому-либо предмету (определенной теме). При этомсами рубрики следуют друг за другом в алфавитном порядке, как и названия книгвнутри самих рубрик.
Всистематическом каталоге названия книг сгруппированы по рубрикам и подрубрикам.однако сами рубрики, в отличие от предметного каталога, расположены не поалфавиту, а по системе дисциплины.
Каталогновых поступлений дает представление о поступивших изданиях книг за последниеполгода.
Болеесовременный способ провести библиографический поиск – это изучить электроннуюбазу данных по проблеме, что сегодня возможно в каждой библиотеке [7, с.42].
Итак, как правильноработать в библиотеке студент уже знает, но как необходимо правильно написатьдоклад или реферат для своего выступления?
Доклад –вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях,способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяетпознавательные интересы, приучает критически мыслить. При написании доклада позаданной теме составляют план, подбирают основные источники. В процессе работыс источниками, систематизируют полученные сведения, делают выводы и обобщения[5, с.27].
Кдокладу по крупной теме могут привлекаться несколько студентов, между которымираспределяются вопросы выступления.
Внастоящее время доклады, подготовленные в учебных заведениях, по содержаниюпрактически ничем не отличаются от рефератов и являются зачетной работойстудента.
Обычно вкачестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебногокурса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучениестудентами. Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, содной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой – даютпреподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать сучебным и научным материалом.
Подготовкадоклада требует от студента большой самостоятельности и серьезнойинтеллектуальной работы, которая принесет наибольшею польза, если будетвключать с себя следующие этапы:
· изучение наиболееважных научных работ по данной теме, перечень которых, как правило, дает сампреподаватель;
· анализ изученногоматериала, выделение наиболее значимых для раскрытия темы доклада фактов,мнений разных ученых и научных положении;
· обобщение илогическое построение материала доклада, например, в форме развернутого плана;
· написание текстадоклада с соблюдением требований научного стиля.
Построениедоклада, как и любой другой научной работы, традиционно включает три части:вступление, основную часть и заключение. Во вступлении указывается темадоклада, устанавливается логическая связь ее с другими темами или месторассматриваемой проблемы среди других проблем, дается краткий обзор источников,на материале которых раскрывается тема, и т.п. В заключении обычно подводятсяитоги, формулируются выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы ит.п. [12, с.264]
Основная часть такжедолжна иметь четкое логическое построение.
Реферат — это краткоеизложение содержания первичного документа (книги, статьи, неопубликованныхматериалов) или результатов научно-исследовательских работ. Работа надрефератами — весьма распространенная форма учебной деятельности, но, не всегдаправильно понятая и выполненная, снижает ее познавательную и образовательнуюэффективность. Реферат — один из видов научно-исследовательской работыстудента. В нем должно найти отражение следующее: уровень изученности темы,видение проблемных областей, умение анализировать и представлять различныеточки зрения на проблему, формулировать выводы и предложения по возможномурешению проблемы, навыки работы с литературными источниками. Рефератсвидетельствует об информационной культуре, интеллектуальном уровне,креативности (способности к творчеству) студента, характеризует его самостоятельныенавыки и умения.
Общие требования креферату.
Точность и объективностьв передаче информации из литературного источника, основной мысли автора (неотносить к авторским собственные мысли);
— полнота отражения техэлементов содержания, которые раскрывают тему реферата;
— доступность и ясностьизложения;
— реферат должен датьвозможность составить представление:
а) о мнении авторапервичного документа по рассматриваемой теме;
б) о мнении автора рефератапо этому же вопросу.
То есть, реферат долженсодержать и концепцию авторов литературных источников, и концепцию авторареферата.
Содержание реферата.
1. План.
2. Введение. Обоснованиетемы (актуальность, теоретическая и практическая значимость). Цель и задачиработы.
3. Обзор литературныхисточников с анализом и критической оценкой автора реферата (положительныестороны и спорные положения авторов рассматриваемых произведений).
4. Формулированиесобственного взгляда на рассматриваемую проблему.
5. Выводы и предложения.
6. Литература.
7. Оглавление.
На усмотрение автора вреферате могут быть разработаны отдельные тематические главы, параграфы, вкоторых анализируется соответствующая литература. Каждая глава содержит областьвыводов и переходный (логический) мостик к следующей главе. А общие выводы вконце реферата являются суммой выводов отдельных глав [2, с.239].
Список литературы вреферате имеет важное значение: он отражает степень разработанности темы влитературе.
Список литературысоставляют:
1) по алфавиту авторовили названий статей;
2) в хронологическом илиобратно — хронологическом порядке;
3) по тематическомупринципу.
Общие правилабиблиографического описания предусматривают необходимый минимум сведений,который позволяет безошибочно отыскать книгу или статью (обязательные элементыописания): фамилия автора, заглавие, подзаголовочные данные, выходные данные(место издания, наименование издающего органа, год издания, страницы).
Как известно, дляактивизации деятельности студента важное значение приобретает оценка реферата,применение определенных критериев. В частности, нами применялись следующиекритерии оценки:
1) степеньсамостоятельности будущего специалиста при подготовке реферата, изложениивопросов;
2)умение связатьтеоретические положения с современной жизнью.
Форма изложения материалареферата.
Форма изложения материаламожет быть строго последовательной, целостной, выборочной или этюдной.
Строго последовательноеизложение — это неторопливое освещение замыслов и идей в том порядке, которыйустановлен по заранее избранной композиции. При этом сначала, как правило,разрабатывается подробный многоструктурный план. Затем строго по плану пишетсявесь текст. В этом случае самое трудное — план, потому что в нем закладываетсялогика изложения материала. Данная форма обеспечивает строгость, стройность,логичность передачи сведений.
При целостном изложенииматериала сначала текст пишется в самом общем виде, без отшлифовки деталей,затем создается чистовой вариант. Этот способ экономичен по времени, но требуетхорошего знания источников, в которых освещается данная тема.
При выборочном изложениисначала оформляют выводы, затем введение или тематические разделы. Здесь самоетрудное — логическая увязка фрагментов. Этот способ работы создает атмосферу относительнойсвободы и позволяет тщательно проработать выводы, темы, разделы.
Этюдный метод работыпредполагает грубые наброски в виде отдельных, не связанных предложений,фактов, примеров, изречений, цитат, затем черновик, и, наконец, беловик.Главное здесь -накопление материала по рассматриваемой теме или проблеме и егосистематизация [2, с. 241].
Требованияк выступлениям студентов.
Однимиз условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупностьопределенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератамстудентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время ненастолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждатьсхематизм.
Переченьтребований к любому выступлению студента примерно таков:
1) Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
2)Раскрытие сущности проблемы.
3)Методологическое значение для научной, профессиональной и практическойдеятельности.
Разумеется,студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но всеаспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимуюполноту и завершенность.
Обязательнымтребованием к выступающему, особенно в начале семинарского курса, являетсязачитывание плана выступления, доклада, реферата. Опыт показывает, что многиестуденты, содержательно выступив по какому-либо вопросу, часто затрудняютсясжато изложить основные положения своего доклада. На первых семинарскихзанятиях многие студенты не могут четко планировать выступления. Иногда студентпри подготовке к семинару составляет план не в начале работы, а уже после того,как выступление им написано. В таких случаях выступление обычно представляетсобой почти дословное воспроизведение фрагментов из учебных пособий безглубокого их осмысления. В определенной ситуации можно рекомендовать студентуосветить лишь один или два пункта его доклада, что формирует гибкость мышления,способность переключать внимание, быстроту переориентировки. Руководителю жесеминара это позволяет предотвращать повторения, выделять главное, экономитьвремя.
Важнейшиетребования к выступлениям студентов — самостоятельность в подборе фактическогоматериала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры ифакты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные изних.
Приводимыеучастником семинара примеры и факты должны быть существенными, по возможностиперекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком«специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальностистудента, из сферы познания, обучения поощряются руководителем семинара [7,с.33].
Выступлениестудента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленениеизлагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательностьаргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее впроцессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнотааргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов [12,с.351].
2.2Методические особенности проведения
Определяющее значение длявсего хода семинара имеет правильная методика его проведения. Несомненно, чтометодика различных семинаров (даже по одной учебной дисциплине) имеет своиособенности, которые преподаватель тщательно продумывает при составлениирабочего плана. Однако есть и некоторые общие положения, применимые для всехсеминаров.
Все методическиетрудности в проведении семинарских занятий сводятся по существу к неумениюразворачивать на занятии творческую дискуссию и управлять ею так, чтобыпривести участников к достижению цели изучения темы.
Но преподаватели впроведении семинарских занятий с развертыванием дискуссии нуждаются вметодической помощи по следующим вопросам:
— как добитьсяоптимального соотношения между шириной охвата обсуждаемых на занятии проблем(вернее, их количеством) и глубиной их анализа и усвоения?
— как достичь неформального словесного отчета о прочитанном, а размышлений над изучаемымипроблемами, чтобы вместо заученных или просто вычитанных из книги выступлений,были собственные раздумья и выводы из прочитанного и осмысленного?
— как расшевелить«молчальников» и, наоборот, как ограничивать любителей поговорить без серьезныхразмышлений над тем, о чем говорят они сами и рядом сидящие коллеги?
— как поступать при явнонеправильных рассуждениях или неверном толковании прочитанного?
При обобщении эти вопросысвелись к одному — как развернуть на занятии дискуссию? Именно в дискуссиибывают разрешимы проблемы оптимального соотношения между глубиной проникновенияв обсуждаемую проблему и шириной охвата вопросов для обсуждения, ибо логикаговорит о необходимости разобраться в одном важном вопросе, чем десяток задетьмимоходом, так и не поняв их толком. Именно в дискуссии невозможен формальныйсловесный отчет о прочитанном, а обязательно требуется высказывание плодовсобственных раздумий, которые, сталкиваясь с оригинальными мыслями другихучастников дискуссии, и вызывают дискуссию. Именно дискуссия может разговорить«молчальников», ибо заденет их за живое, способна вызвать у любого желаниевозразить кому-то или поддержать наиболее близкие ему суждения.
И наконец, дискуссияпозволяет в интересах лучшего усвоения использовать даже ошибочные или явнонеправильные, тенденциозные высказывания: не поправлять их самому преподавателю(это будет по-школярски), а сделать предметом дискуссии («Высказана такая-томысль. Есть ли на этот счет другие мнения?») [11, с.221].
Для успешного проведениясеминара с творческой дискуссией нужна целенаправленная предварительнаяподготовка. И преподаватель и обучаемые должны настраиваться на серьезный иглубокий критический анализ прочитанной научной литературы и содержанияпрослушанной по теме лекции. Преподаватель дает студентам конкретные задания насамостоятельную работу в форме проблемно сформулированных вопросов, которыепотребуют от них не только поиска литературы, но и выработки своегособственного мнения, которое его обладатель должен суметь аргументировать изащищать (отстаивать свои и аргументирование отвергать противоречащие ему мнениясвоих коллег).
Можно выделитьструктурно-логическую схему по проведению семинарского занятия (Приложение 3)
Помимо организацииподготовки слушателей, преподавателю самому необходимо тщательно подготовитьсяне только по содержанию темы, но и по вопросам методики, вернее, пометодическим вопросам реализации содержания. Здесь самый, пожалуй, важныйвопрос — это определение цели занятия. Поскольку семинарское занятие проводитсяв форме дискуссии, то оно ни в коем случае не может ограничиваться примитивнойцелью «закрепить знания». Иногда преподаватели ставят еще более усеченную цель- «проверить знания», что вообще отдает чистейшей воды школярством, ставкой назубрежку.
Цель семинарскогозанятия, проводимого в форме дискуссии, может быть такой, чтобы ее достижениезнаменовало собой формирование каких-то важных личностных черт — убеждений,взглядов, умения аргументирование выступать, анализируя и оценивая явленияприроды и социальной жизни с позиций науки.
Короче говоря, слушатели(студенты) должны выйти после занятия из аудитории уже не теми, какими вошли:их взгляды должны стать шире, убеждения крепче, знания диалектичнее, гибче,самостоятельнее, они должны овладеть умением вести диалог, отвечать на реплики,правильно (доказательно) выражать свои мысли.
Поэтому цель занятиядолжна быть преподавателем для себя сформулирована вполне четко, чтобы под нееорганизовать всю остальную часть подготовки: подбор вопросов для обсуждения,рекомендацию литературы для самостоятельной работы, назначение докладчика,формулировку темы реферата (если он предусматривается) и т.п. Таким образом, кэтой части работы преподавателя, особенно будущего, надо специально готовить.
Действия преподавателя поподготовке к проведению дискуссии на семинарском занятии можно определить последующим пунктам:
1. Продумывание целисеминара по данной теме.
2. Отбор и формулировкаосновных вопросов семинара.
Если предусмотренреферат, то:
— формулировка темыреферата и назначение докладчика;
— помощь в составленииплана реферата и советы по его написанию;
— предоставление словадокладчику для выступления с рефератом.
3. Формулировкадополнительных вопросов семинара для развёртывания дискуссии на семинаре.
4. Формулировкапрактических заданий для слушателей к семинару.
5. Слушание реферата ивыступлений, вопросов и реплик слушателей, постановка очередного основного идополнительных вопросов для обсуждения.
6. Вмешательство в ходобсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений иразъяснений.
8. Подведение итоговсеминара и постановка задач на будущее.
9. Оценка степенидостижения цели.
10. Выводы на будущее(для изучения очередной темы).
Если ксеминару студенты не готовили докладов, то преподаватель обычно предлагаетвыступить желающим. Но на случай отсутствия таковых необходимо заранее наметить,кого следует вызвать в обязательном порядке. Если же выступить захотелинесколько студентов, рекомендуется предоставить слово слабейшему из них. Когдапервым выступает сильный, хорошо подготовленный студент, то его исчерпывающийответ может исключить всякую активность по обсуждаемому вопросу. Выступление жеслабого или среднего студента всегда оставляет место для дополнений иуточнений, а это необходимое условие активности других студентов [9, с.51].
В ходепервого выступления нужно:
а) внимательноследить за речью студента, запоминая или записывая ее достоинства и недостатки;
б) неисправлять допущенные студентом в ходе ответов недостатки и ошибки, кромепроизношения отдельных слов, однако, если он отклоняется от существа вопроса,следует направить его выступление в нужное русло;
в) недопускать, чтобы первое выступление было очень долгим, иначе может рассеятьсявнимание остальных;
г) напоминатьприсутствующим, чтобы они сосредоточенно слушали своего сокурсника изаписывали, по поводу чего сами будут выступать на семинаре.
После тогокак первый студент закончит свое выступление, не рекомендуется задавать емувозникшие дополнительные вопросы, их следует ставить перед всей группой. Передтем как сформулировать вопрос, представляется не лишним привлечь вниманиегруппы, обратившись к ней, примерно, с такими словами: «Вопрос всей группе...».
Постановкаряда вопросов необходима и тогда, когда никто не выражает желания дополнитьпредыдущее выступление. Если же такие студенты есть, им следует предоставить возможностьвыступить так, как они хотят. Это позволяет видеть, насколько внимательногруппа слушала первого оратора, и в то же время повышает общую инициативу.
В ходесеминара необходимо следить, чтобы не было повторений в ответах, отмечать,какие из пробелов, допущенные в первом выступлении, устранены. Затем следуетпоставить перед группой те вопросы, которые были упущены всеми или неверноосвещены. Если же по ним не найдется желающих выступить, то можно вызвать, дляответа конкретных студентов.
Труднее организоватьактивное обсуждение темы, когда группа слабо подготовлена. В таких случаяхпреподаватель вынужден сразу давать наводящие вопросы, и успех семинара вомногом зависит от того, насколько умело это будет сделано [6, с.19].
Дополнительныевопросы не только должны быть четкими и ясными, но и вызывать у студентовстремление высказаться. С этой целью очень полезно развернуть дискуссию, длячего обратиться к аудитории и спросить, все ли согласны с каким-либо неверным(а иногда и верным) положением, нет ли другого мнения по этому поводу. Иногдапредложение высказаться можно адресовать конкретным студентам. Элементыдискуссии значительно оживляют семинар.
Подводя итогизанятию и оценивая выступления студентов, следует исправить допущенные имиошибки, указать недостатки, но сделать это так, чтобы мотивировать желаниевыступать на следующем семинаре. Особый такт нужен в отношении слабых студентовили тех, кто предпочитает отмалчиваться. Если своевременно отметить, пусть даженебольшой, прогресс в их знаниях или умении излагать свои мысли, если осторожнои в известной мере «авансом» похвалить, это укрепит их веру в свои силы,повысит дальнейшую активность.
По окончаниисеминара преподаватель нередко выставляет оценки не только за основныевыступления, но и за дополнения к ним. Не рекомендуется при этом отмечатьпосредственные или даже плохие знания студентов, проявивших инициативу назанятии. Целесообразнее поставить хорошие и отличные оценки лишь тем, кто впроцессе ответов на дополнительные вопросы показал глубокое знание учебногоматериала.
2.3 Критерии оценки семинарского занятия
Существует ряд критерийоценки семинарского занятия, по которым можно определить продуктивностьпроведенного мероприятия.
Критерии оценки содержания семинарского занятия:
- соответствие рабочей программедисциплины;
- качество плана семинарского занятия(план полный, детальный, перегруженный);
- отчетливость постановки целисеминарского занятия;
- обсуждение дискуссионных вопросов;
- рассмотрение обсуждаемых вопросов спозиций современных достижений науки, техники и культуры;
- раскрытие органического единстватеории и практики;
- профессиональная направленностьсеминарского занятия, связь обсуждаемого материала спрофилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
- соотношениесеминарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которогонет в учебнике; материал, изложенный частично, материал, изложенный полностью,и т. п.);
- реализация в содержании семинарскогозанятия внутридисциплинарных имеждисциплинарных связей.
/>/>Критерии оценки методикипроведения семинарского занятия:
- обоснованность и правильностьвыбора используемой формы проведения семинара;
- логическая последовательностьпостроения семинара;
- использование методов активизациимышления студентов;
- использование приемов закрепленияполученной информации;
- использование эффективных методовконтроля хода обсуждения и результатов выполнения студентами заданийсеминарского занятия;
- использование технических средствобучения и наглядных пособий.
Критерии оценки организации семинарских занятий:
- соответствие продолжительности(количества часов) семинарского занятия рабочей программе и тематическомуплану;
- наличие плана семинарского занятия;
- четкость начала семинарского занятия(отсутствие задержки во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);
- четкостьокончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку ит.п.);
- соблюдениерегламентированных перерывов;
- посещаемостьсеминара студентами;
- дисциплина на семинарском занятии;
- подготовка студентов к семинарскомузанятию;
- рациональность распределениявремени на семинарском занятии;
- наличие необходимого количествасборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающихсамостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;
- соответствие аудитории, в которойпроводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточнаявместимость, возможность использования технических средств, оформление ит. п.);
- наличие необходимых средствнаглядности и технических средств.
/>Критерии оценки руководства работой студентов насеминарском занятии:
- осуществление контроля подготовкистудентами конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результатысамостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
- мобилизация, организация иактивизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;
- побуждение студентов квысказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходусеминарского занятия;
- микровведение и микрозаключение дои после каждого вопроса семинара;
- подведение итогов, корректировканедостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов,ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
- согласование рассматриваемого насеминарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной исамостоятельной работы студентов;
- управление группой: способностьустанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всемистудентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивнымидругих, и т.п.);
- постановка задания к следующемусеминарскому занятию.
Заключение
Изучив методикуорганизации и проведения семинарского занятия в высшей школе мы пришли к выводуо том, что:
Слово«семинар» происходит от латинского «seminarium» — рассадник и связано сфункциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих»в сознании учеников.
Семинар- это такая форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминируетсамостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическимисредствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идутактивное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководствомучителя делают обобщающие выводы и заключения.
Существуетряд форм семинарского занятия, такие как: развернутая беседа, обсуждениедокладов и рефератов, семинар-диспут, семинар – пресс-конференция,комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная(контрольная) работа, семинар-коллоквиум и другие.
Семинарв сравнении с другими формами обучения требует от учащихся довольно высокогоуровня самостоятельности в работе с литературой.
Ворганизации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности,сотворчества. Семинар так же является важнейшей формой усвоения знаний.
Впроцессе подготовки к семинару закрепляются и уточняются уже известные иосваиваются новые категории. Семинар />как развивающая, активная форма учебногопроцесса способствует выработке самостоятельного мышления студента,формированию информационной культуры.
Сточки зрения методики проведения семинар представляет собой комбинированную,интегративную форму учебного занятия.
Дляподготовки и точного и полного ответа на семинарском занятии студентунеобходимо серьезно и основательно подготовится. Для этого он должен уметьработать с учебной и дополнительной литературой, а так же знать основные критериидля написания реферата или доклада, если семинар проходит в данной форме.
Списокиспользуемой литературы
1. Андреев В.И.Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань. Центринновационных технологий, 2000.- 608 с.
2. Громов Е.В. Методикаорганизации реферативного обучения на семинарских занятиях. — М.: 2001. – 325с.
3. Макеева И.В. Рольсеминарского занятия в подготовке специалиста и методика управления дискуссией// Советская педагогика- М: Просвещение, 2003 — № 5, — 61 с.
4. Педагогика:Учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:Пед. Общество России, 2002. – 608 с.
5. Педагогическийсловарь./ под ред. Каирова И.А. – М.: АПН РСФСР, 1960. – Т. 1 – 774 с., Т. 2 –766 с.
6. Реан А.Л.Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросыпсихологии, 2001 — № 5, — 76 с.
7. Розман Г.Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование вРоссии,2003 — № 1. — 87 с.
8. Российскаяпедагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова.Т.1.-М.,1993.
9. Савельев А.Я.Новые информационные технологии в обучении // Современная высшая школа,Варшава, 2000. — № 3. – 62 с.
10. Сластенин В.А.Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.– 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 576 с.
11. Сластенин В.А.Формирование личности учителя в процессе профессиональной подготовки. –М.:2000.
12. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В.Я. Ляудис. –М.: Изд-во МГУ, 2002.- 482 с.
13. Шкерина Л.В. Обновление системы качества подготовки будущего учителя впедагогическом вузе. – Красноярск: Изд. Центр «Знание», 2005, — 329 с.
14. . Этюды дидактикивысшей школы: монография/Под ред. Чернышева А.П. –М., 1984.
15. Copyright, 1998/ Национальная электроннаябиблиотека// www.nns.ru//.
Приложение1
Программа «А» ориентируетучащегося на осознанное, творчёское применение знаний и способов деятельности вразличных ситуациях. Она рассчитана на то, что студент свободно владеетфактическим материалом, а также приемами учебной работы, умственнымидействиями. Программа вводит его в сущность проблем, которые решаются на основеуже имеющихся знаний, а задания учащимся характеризуются тем, что в задачеизвестна лишь в общей форме цель деятельности.
Программа «В» по своей сложности находится на ступеньке нижепрограммы «А» и предусматривает осмысление и осознание учащимися конкретногоучебного материала по предмету, а также использование, применение приемовконкретных учебных и умственных действий на репродуктивном уровне, которыминадо овладеть в ситуации творческого применения знаний. Работа студента врамках этой программы обеспечивает ему овладение фактическим материалом и темиобщими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности поисковогохарактера, которые необходимы для решения вопросов-задач программы »А». Поэтомукроме заданий, в задаче которых дана цель, но не ясна ситуация, в которой цельможет быть достигнута, а от учащихся требуется дополнить (уточнить) ситуацию иприменить ранее усвоенные и вновь отрабатываемые действия для решения даннойнетиповой задачи, учащимся дается инструкция по методике выполнения этихдействий. Это уже эвристическая деятельность и выполняется она не по готовомуобразцу или алгоритму, правилу, а по созданному самим учащимся илипреобразованному им в ходе самого действия.
Программа «С» Она предназначена для того, чтобы работающий поней студент мог овладеть конкретным материалом по предмету на уровне еговоспроизведения. Задания этого уровня сложности отличаются тем, что в задачах,которые предстоит ученикам решать, уже заданы и цель, и ситуация, в которойнадо реализовать эту цель, и действия по решению задачи. От ученика требуетсядать только заключение о соответствии всех трех компонентов в структуре задачи.Учебно-познавательная деятельность учащихся при работе по этой программенаходится на уровне узнавания. Причем она требует от учащегося многократногоповторения усваиваемого учебного материала, умения выделять в нем главное, атакже знания приемов запоминания. Это алгоритмическая деятельность. В связи сэтим в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на чтообратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д. Это позволяет включитьвсех учащихся группы в активную самостоятельную, под руководством учителя,проработку учебного материала. Причем дифференцированные знания даютвозможность каждому студенту полностью проявить себя в самостоятельной работе.
Приложение2
Конспект семинарскогозанятия с использованием активного метода «Мозговой штурм»
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ (5-7 минут)
Тема семинарскогозанятия: «Безработица в России».
Семинарское занятие будетпроходить в виде мозгового штурма, где студентам необходимо будет найтирациональные и новейшие пути выхода из поставленной перед ними проблемы.
Проверка присутствующихпо журналу.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (60 минут)
Семинарское занятие будетпроходить с использованием активного метода обучения «Мозговой штурм», гдестудентам предстоит найти выход из стоящей перед ними проблемы.
План мозгового штурма натему «Безработица в России»
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙЭТАП (10 мин.)
Музыка: «Relaxation» Track 3
Тема: «Безработица вРоссии»
Форма занятия:Семинарское занятие
Проблема: Выработатьновые пути снижения безработицы в с/х на региональном уровне.
Задача: Научить студентовбыстро и своевременно находить пути выхода из стоящих перед ними проблем.Искать новые и неординарные пути выхода (инновационные).
Условия: группасамостоятельно разбивается по желанию на подгруппы по 3-5 человек, каждаягруппа выбирает эксперта, в данном случае их назвали члены комиссии по принятиюрешений, остальные участники выступают в роли изобретателей. Эксперты должныфиксировать идеи, выбирать наиболее перспективные и следить за тем, чтобыгруппа не пошла по неправильному пути.
2. РАЗМИНКА (15-20мин.)
· Что такоебезработица?
· Как называетсябезработица, когда человек не ищет работу по собственному желанию, а рабочиеместа есть?
· Какие бывают типыбезработицы?
· Назовите видыбезработицы.
· Чем обусловленабезработица?
· Что былосвойственно для первобытного общества?
· Кто первымпредпринял попытку выяснить причины безработицы?
· Определена лиразница между структурной и фрикционной безработицы?
· Какие существуютпоказатели безработицы?
· Из какихкомпонентов состоит уровень безработицы?
· Назовитеиспытательные методы по борьбе с безработицей.
· Какие бываютпричины безработицы?
· Что такоеклассическая безработица?
Ответы:
1. Безработица – этосоциально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая частьэкономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеетработы и заработка.
2. Фрикционная.
3. Вынужденная идобровольная.
4. Фрикционная,структурная, циклическая, застойная, добровольная, сезонная, скрытая.
5. Увеличениеколичества людей, желающих найти работу, количеством рабочих мест.
6. Полная занятость.
7. Ж.Б. Сей.
8. Нет.
9. Уровень безработицыи средняя её продолжительность.
10. Количество безработныхи количество занятых.
11. Поддержаниеубыточных предприятий, оставлять на местах квалифицированных специалистов.
12. Экономическийспад, Увеличение минимального размера З/П, сезонные изменения уровняпроизводства, демографические изменения.
13. Несовершенстворынка труда.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Ещё раз напоминаютсяправила игры, цель, проблема, которая стоит перед студентами. Начинаетсявысказывание идей.
4. ЭТАП ОЦЕНКИ
Эксперты объединяются вгруппы и из всех идей выбирают лучшие.
Критерии оценки:
· Инновационностьподхода к решению проблемы;
· Возможностьбыстро реализовать проект;
· Возможностьприменения данной технологии на региональном уровне, в частности Пензенскойобласти;
· Последовательность.
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙЭТАП
Эксперты, посовещавшись,выносят своё решение, оглашают лучшие идеи, авторы лучших идей защищают своиработы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (10минут)
Подводятся итоги посеминарскому занятию, выставляются оценки учащимся.
Приложение3
Структурно-логическаясхема по проведению семинарского занятия.
1. Вступительное словопреподавателя:
- Какое значениеимеет тема для деятельности слушателей.
- Какие вопросынужно обсудить глубже, чтобы понять теорию и научиться ею пользоваться в жизни.
- Каков порядоксеминара: как выступать по основным и дополнительным вопросам; как строитьвыступление (коротко, четко, предметно, без общих слов, с выводами изсказанного)
2. Предоставить словоодному из слушателей.
3. Внимательно слушать иследить за содержанием речи и ее аргументированностыо.
4. Если речь посодержанию и аргументированности удовлетворяет, то продолжать до 3-5 мин.Ограничение времени выступления 3-5 минутами исключает чтение конспекта,приучает говорить по существу, а при подготовке лучше обдумывать материал.
5. Если речь посодержанию не самостоятельна (читает печатный текст или конспект), неаргументирована, то прервать ее вопросом. Вопрос должен быть обращен ксодержанию уже сказанного в выступлении. Например: «Почему Вы утверждаете,что…», «Можно ли объяснить сказанное…».
6. Если на вопросотвечает правильно и кратко, то дать продолжить выступление до 3-5 мин.
7. Если на вопрос не могответить, то прекратить выступление, а вопрос обратить ко всей группе.
8. Если вся группа ненаходит правильного ответа, то вопрос «раздробить», конкретизировать.
9. Если один илинесколько человек ответили верно вопрос, то дать слово другому слушателю (поэтому и следующему вопросу плана семинара).
10. После окончаниявыступления (или прервав его по истечении 3-5 мин) спросить группу: нет ливопросов, дополнений, уточнений, поправок, возражений по существу обсуждаемоговопроса?
11. Если нет желающих, тосамому руководителю семинара поставить дополнительный (уточняющий илидискуссионный) вопрос, обращенный ко всем.
12. Если есть вопрос изаудитории, то обратить его ко всем и предложить высказаться желающим.
13. Если есть желающие высказаться,то дать им слово. На дополнительные вопросы целесообразны выступления пожеланию, а не по принудительному вызову, ибо иначе снизится активность, всепривыкнут к вызовам и не будет желающих.
14. Если группа не сумелаправильно ответить на дополнительный вопрос, то дать ответ на него самому исделать вывод.
15. Если выступление непо существу, то прервать его вопросом.
16. После обсужденияпервого основного вопроса плана семинара сделать вывод, поставить второйосновной вопрос и предоставить слово одному из слушателей.
17. После того, как будутобсуждены все вопросы плана семинарского занятия или истечет время занятия, подвестиитог:
— оценить степеньобсуждения вопросов и глубину их уяснения и усвоения;
- оценить качествовыступлений слушателей;
— поставить задачу надальнейшую самостоятельную работу по недостаточно усвоенным вопросам.