--PAGE_BREAK--
Основная школа.
Основная школа – рассчитана на 5-6 лет обучения и предполагает последующее обучение в профтехучилище.
Основная, или полная народная школа является обязательной для всех учеников, которые после окончания срока посещения начальной школы не пошли в реальную школу или гимназию. Последним обязательным классом этой школы является девятый. В большинстве земель ученикам дается возможность добровольного посещения дополнительного десятого класса.
Цель основной школы — подготовить ученика к продолжению образования в рамках второй ступени, на пути профессионального обучения и посещения общеобразовательных курсов. Особое внимание в основной школе обращается на то, чтобы познакомить ученика с миром рабочих профессий и, таким образом помочь ему выбрать профессию. Для всех учеников обязательными являются предметы: немецкий язык, иностранный язык (занимают 33% всего учебного времени), математика, физика, химия, биология (по 4 часа в неделю), география, история, «мир работы», религия, музыка, художественное воспитание, политика, физкультура (эти предметы занимают 22% учебного времени). Преподавание математики, иностранного языка и некоторых других предметов ведется в сборных группах, чтобы лучше учесть различный уровень подготовки учеников и различную степень усвоения ими учебного материала и, как следствие, оптимальным образом подготовить их к окончанию школы и переходу в школы более высокого типа. Количество уроков от 30 до 33 в неделю.
Число девочек в классах основных школ составляет всего треть. Большинство и них направляется в 7 класс реальной школы в силу своей прилежности и хорошей успеваемости.
В основной школе фактически остаются самые слабые школьники, говоря положительно, ребята с практическими наклонностями. В силу этого основные школы делают упор на технические предметы, чертежи, ручной труд, домоводство, то есть на практическую связь с будущей профессиональной деятельностью. Сюда же входит и практика, которую ученики проходят в восьмом классе. Во время «настоящей» работы на ремесленном или промышленном предприятии они знакомятся с конкретными требованиями к профессии, так сказать, «из первых рук».
Основная школа предназначена, прежде всего, для детей, склонных к практической и ремесленной деятельности, имеющих способности к основательному общему образованию. После окончания девятого или десятого класса школьники должны быть способными начать образование по специальности.
В случае, если учащемуся к моменту окончания основной школы еще не исполняется 18 лет, отдел просвещения данного региона направляет его на обязательное обучение в профессиональное училище со сроком обучения 1 год, задачей училища является обеспечение подготовки квалифицированного рабочего — или предлагает начать профессиональное обучение в так называемой «двойной системе» — термин, который показывает, что занятия проходят частью в рамках школьной системы и частью в профессиональной области на производстве на специальных рабочих местах, таким образом в рамках этой «двойной системы» обеспечивается согласованность работы профессиональной школы и производства.
1.3 Профессиональное образование в Германии.
Массовая подготовка кадров в Германии осуществляется в системе ученичества на предприятиях. В систему ученичества включается 65% выпускников народной школы и 12% — реальной. Эта система предусматривает профессиональное обучение на производстве вместе с обязательными занятиями в сопровождающей государственной профессиональной школе по 10 часов в неделю. Такая система Государство контролирует обучение в профессиональной школе, а торгово-промышленная и ремесленная палаты — обучение на производстве. Права и обязанности предпринимателя и обучающегося регламентируется законом о профессиональном образовании.
Отбор учеников производят сами предприниматели в учебных центрах. При этом используются тесты, изучение аттестата, беседы с психологом. Обучение осуществляется на основе Договора о производственном ученичестве. Содержание и процесс обучения конкретной профессии регулируют инструкции, которые разрабатываются федеральным институтом профессионального образования и утверждаются соответствующим отраслевым министерством.
Учебным процессом на предприятии руководят мастера-наставники, которые должны быть старше 24 лет, обладать жизненным и профессиональным опытом, сдать соответствующий экзамен.
Дуальная система проявила способность к структурной перестройке. Профессиональная подготовка осуществляется по трем ступеням:
1 ступень — год начальной профессиональной подготовки (теоретические сведения об основах того или иного профессионального направления);
2 ступень — ознакомление с теоретическими и практическими основами группы родственных профессий (по окончании проводится первый экзамен);
3 ступень — специализация, которая завершается экзаменом.
1-я и 2-я ступени готовят рабочих для выполнения простейших трудовых операций, а 3-я ступень осуществляет подготовку наладчиков установок и оборудования.
Обучение осуществляется по следующим профилям: ремесленно-технический, горнодобывающий, коммерческий, домоводческий, медицинский. Обязательными учебными предметами являются: религия, родной язык, обществоведение. Остальные предметы имеют узкую профессиональную направленность. На теоретическую подготовку отводится 25% учебного времени, 75% -на практическую [11, с.-131].
Профессиональная школа
Целью обучения является широкое профессиональное образование, включающее как необходимые для работы производственные навыки квалифицированной профессиональной деятельности, так и знания в этой области.
Образование заканчивается свидетельством о законченном специальном образовании в профессионально-техническом училище, аттестатом о присвоении разряда по профессии, представляющим собой свидетельство о присвоении звания подмастерья.
Профессиональное специализированное училище
Такие училища — школы полного дня, служат для подготовки к профессиональной деятельности или профессиональному образованию при одновременном углублении общего образования. Достаточным для зачисления, как правило, является свидетельство об окончании основной школы.
Спектр специальностей очень широк. В частности, имеются училища для подготовки к работе в торговле, в домашнем хозяйстве, в социальной сфере, в здравоохранении. Время обучения от одного до трех лет.
Образование в профессиональном училище заканчивается, как правило, одним экзаменом. Во многих случаях путем сдачи дополнительных экзаменов возможно получение свидетельства об окончании среднего образования, которое формально приравнивается к свидетельству об окончании реальной школы.
Высшее образование
Бесплатное высшее образование в Германии является государственной политикой, которую может позволить себе политически и экономически стабильная страна. Главным принципом высшего образования в Германии является «академическая свобода» — система, позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые войдут в его диплом, а также совмещать учебный процесс с научными исследованиями.
Высшее образование – это университеты и профессиональные ВУЗы. Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне развитого, с широким кругозором профессионала.
Высшие специальные школы– на русский язык можно передать, как университет прикладных наук или высшая специальная школа.
В Германии насчитывается свыше 300 высших школ, среди них Гейдельбергский университет — самый древний, основан в 1385 году [19,c-193].
Особенностью высшей школы является тесная связь между теорией и практикой. Все программы в таких институтах предполагают два обязательных практических семестра. Кроме того, срок обучения в таком университете короче (обычно 8 семестров). Они готовят высококлассных специалистов для отдельных отраслей, как правило, это — инженерное дело, управление бизнесом, дизайн и социальные специальности. По окончании курса студенты получают диплом. Таким образом, «специальная школа» привлекает студентов более быстрым путем к их будущей профессиональной деятельности и карьере. По статистическим данным четверть студентов поступает именно в специальную школу.
Университет
Количество факультетов и изучаемых предметов может быть очень велико (до 400). Здесь студенты занимаются чисто научной деятельностью, здесь проводятся фундаментальные и прикладные исследования. В университете представлены такие области знания, как медицина, естественные, технические и гуманитарные науки, правоведение, теология, экономика, социология и аграрные науки. Широкий выбор предметов в рамках одного факультета позволяет получить междисциплинарное образование и специализироваться на разных аспектах изучения. Академические степени, присваиваемые университетами диплом, магистр, ученая степень доктора, звание доцента/профессора, сертификат, дающий право преподавать в вузе. Технический университет – университет технического образования. Здесь с чисто теоретической точки зрения детально исследуются отдельные сферы науки: химии, физики, машиностроения, электроники, электротехники, материаловедения и т.д. Академические степени аналогичны тем, что выдаются по окончании обучения в Университете. Существует также ряд специализированных высших учебных заведений.
Глава
II
. Общее и профессиональное образование во Франции.
1.1
Становление классического образования во Франции.
Просвещение во Франции имеет длительную историю. В период раннего Средневековья во Франции, как и в других станах Западной Европы, возникли монастырские и соборные школы, позднее — приходские (малочисленные и примитивные). Школы готовили главным образом служителей церкви. Преподавание велось на латинском языке и сводилось в основном к изучению грамматики, а позднее – и элементов других «свободных искусств».
Расширенный курс изучался на «артистических» факультетах университетов, возникших в XII—XIIIвв. В коллегиях этих факультетов (в Париже в XVбыло около 50 коллегий) завершалось среднее образование, и давались основы высшего образования (изучались логика и другие виды схоластической философии).
Специальных факультетов в университетах было три: юридический, теологический, медицинский; число студентов на этих факультетах было невелико. К началу XVIв. во Франции насчитывалось 18 университетов.
В XVI—XVIIIвв. начальная школа развивалась медленно, государство ею не занималось. Особенно жалким было положение сельской школы. Учителем ее являлся обычно церковный служитель или ремесленник. В средней школе (коллегии, или коллежи) господствовал грамматико-риторический классицизм: на первом плане были упражнения в риторике, научные предметыпочти не изучались. В 1879 насчитывалась 564 коллежа с 73 тыс. учащихся. Девочки из среды высших классов воспитывались в пансионах при монастырях. В конце XVIIв. возникло воспитательное учреждение для девушек — Сен-Сир.
Университеты оставались цитаделью схоластики.Лишь в Коллеж де Франс (существует с 1530 г.), менее зависимом от церкви, могла развиваться наука. В XVIIIв. возникло несколько инженерных школ (военных инженеров, горная, путейская и д. р.), но научный уровень обучения в них был низким.
В период французской буржуазной революции XVIIIв. Вопросы народного образования привлекли большое общественное внимание. В проектах Ромма, Лавуазье и др. провозглашались принципы государственной организации народного образования, всеобщего начального обучения, единой школьной системы, светской школы, разностороннего образования с особым вниманием к естественным наукам и их применением в жизни.
При Наполеоне (1808) создается государственное школьное ведомство, охватывавшее все учебные заведения — императорский университет. Введенная тогда система управления сохранилась в основном и поныне. Курс обучения в средних школах (лицеи и коллежи) был ограничен в основном латынью и математикой; восстановлено преподавание религии, введена военная дисциплина.
В 1833 г. был издан закон о народном образовании (закон Гизо), обязавший каждую общину содержать начальную школу. Были разработаны учебные программы. Возникло 60 нормальных школ для подготовки учителей. Появились первые высшие начальные школы.
В 1848—1850 гг. учителя активно участвовали в демократическом движении. Впервые в истории возникла Ассоциация учителей-социалистов (1849—1850), разработавшая свою «Программу воспитания» на социалистических началах.
В 1881 г.принят закон о бесплатном обучении в начальных школах и 1882г. об обязательном обучении с 6 до 13 лет, вместе с тем устранили религиозное обучение из государственных школ и заменили его изучением морали.В соответствии с законом 1886 г., были созданы и дошкольные учреждения -материнские школы, а также высшие начальные школы.
В области среднего образования в 1891 г. был увеличен срок обучения и расширен курс гуманитарных предметов. Закон 1902 г. («закон Лейга») ввел в среднюю школу фуркацию.
Большое значение в области высшего образования в XIXв. имели Политехническая школа, Высшая нормальная школа, коллеж де Франс и др. Закон 1896 г. воссоздал университеты на базе разрозненных факультетов. В конце XIXв. усилилось развитие профессионального образования, созданы профшколы разных типов.
В 1929-1933 гг. демократические силы добились введения бесплатного обучения в лицеях и коллежах. В 1936 г. завоеванием Народного Фронта явилось продление возраста обязательного обучения до 14 лет.
После войны, коммунистической партией Франции был разработан так называемый проект Лаижевена — Валлона (1944—1947). Он предусматривал обязательное образование для всех детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, обязательную профессиональную ориентацию, сочетание профессиональной и общеобразовательной подготовки, выплату всем нуждающимся учащимся возрасте 15-18 лет стипендии в размере половины среднего заработка рабочего; в учебный план предполагалось ввести социальные и экономические дисциплины, а также увеличить удельный вес естественных и технических наук.
В 1964 г. государственные расходы на народное образование составили 4% национального дохода. Согласно статистике ЮНЕСКО.
В 1967г. — вступил в силу закон о продлении срока обязательного обучения до 16 лет. Во всех государственных заведениях обучение бесплатное, часть учащихся средних и высших заведений получают небольшие стипендии[6, с.-268].
Современная система образования во Франции отличается от многих европейских государств сохранением централизованного управления. Территория государства поделена на учебные округа, в которые входит несколько учебных департаментов. Министерство национального образования и культуры Франции управляет деятельностью учебных заведений всех типов[1, с.-186].
2.2 Общее образование Франции
Дошкольное образование.
Детские сады принимают детей с 2 лет и до 6 лет. Дошкольное Образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад.
Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4 лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет – обучаются лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению, письму и счету.
Начальное образование
Начальная школа обучает детей до 14 лет. После окончания цикла обучения в начальной школе учащиеся сдают экзамены на получение сертификата о начальном образовании. Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет (если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на:
· Подготовительный курс (первый год,6 лет)
· Начальный курс 1-й год (второй год, 7 лет)
· Начальный курс 2-й год (третий год, 8 лет)
· Средний курс 1-й год (четвертый год, 9 лет)
· Средний курс 2-й год (пятый год, 10 лет)
Среднее образование
Среднее образование делится на две ступени: коллеж и лицей и длится семь лет.
Коллеж
Коллежи появились во Франции в середине XVв. Эти учреждения ведут начало с постоялых дворов для неимущих школяров и стипендиатов. Первые коллежи возникли при Сорбоне и Наваррском университете.
Обучение в коллеже является обязательным, длится четыре года (с шестого по третий класс) и разделено на три цикла:
Цикл адаптации — Шестой класс. В этот класс берут всех выпускников начальной школы без экзаменов. Цель первого года обучения в коллеже: закрепить и свести воедино полученные знания в начальной школе, подготовить учеников к самостоятельному обучению. В этом классе ученики выбирают первый иностранный язык.
Центральный цикл — Пятый и четвёртый класс. Целью этого цикла является углубление полученных знаний и умений. Особое внимание уделяется успеваемости и подготовки к выбору профессионального направления в лицее. В пятом классе начинается химия и физика, так же можно выбрать латинский язык как факультатив, а в четвёртом второй иностранный язык.
Цикл профессиональной ориентации — Третий класс подготавливает учеников к выбору одного из трёх направлений: общее образование, техническое или профессиональное. В третьем классе появляется возможность изучения древнегреческого языка, так же ученики могут выбрать 3-6 часовой модуль «введение в профессиональную жизнь». В конце третьего класса ученики сдают национальный экзамен. Результаты этого экзамена никак не влияют на переход в следующий класс.
В конце третьего класса ученики имеют возможность записаться в общий или технологический лицей во второй класс или же поступить в профессиональный лицей для подготовки сертификата о профессиональной пригодности по определённой профессии.
Лицей
Лицей завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию во Франции.
Лицеи подразделяются на общеобразовательные, профессиональные и центры ученичества.
Программы обучения в профессиональных и общеобразовательных лицеях обладают гибкостью. На профессиональных отделениях общеобразовательных лицеев готовятся высококвалифицированные специалисты (3 года обучения), которым выдается свидетельство о профессиональной пригодности к работе по сложной профессии на уровне техника. В профессиональном лицее введена категория технического бакалавриата, которая предусматривает полный курс профессиональной подготовки наряду с соответствующим объемом общеобразовательных знаний.
Обширная учебная программа лицеев позволяет выбрать предметы в соответствии с индивидуальными интересами и способностями школьников (точные науки, гуманитарные науки и др.). Отдельные лицеи предлагают даже такие диковинные программы, как космонавтика или аэронавтика. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра. «Терминаль» или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра. «Бак», как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как это тот экзамен, который в дальнейшем ведет к высшему образованию во Франции.
Наиболее распространенным типом низшего профобразования являются государственные или частные центры ученичества со сроком обучения 2 года после окончания колледжа. Ученики занимаются сначала последовательно в нескольких мастерских, а затем работают по избранному профилю. Почти половина учеников проходит профподготовку на мелких и средних предприятиях, поскольку во Франции более развита внепроизводственная система подготовки кадров. После окончания обучения ученики получают свидетельство о профпригодности по узкой специализации.
1.2
Профессиональное образование во Франции
Полученная в лицее степень бакалавра БАК (ВАС), считается первым этапом уже высшего образования, во-первых, потому, что ВАС присуждается жюри, возглавляемым университетским преподавателем, во-вторых, потому, что только со степенью бакалавра можно поступить в университет.
Высшее образование во Франции представлено такими учебными заведениями как: Университеты и Высшие школы.
Университеты.
«Бакалавры» поступают в университеты без экзаменов. Для французов с незаконченным средним образованием существует специальная процедура: они сдают экзамен ESEU, к которому готовятся заочно или на подготовительных курсах в университетах.
Флагманом системы образования во Франции является Парижский университет Сорбонна (старейший в Европе, основан в 1215 году). В 1968 году Сорбонна была разделена на несколько автономных университетов — Пантеон-Сорбонна; Новая Сорбонна; Париж-Сорбонна и университет имени Рене Декарта. Они имеют единую инфраструктуру, а также общие административные органы.
Французские вузы отличаются размерами, но в целом, независимо от месторасположения, гарантируют высокое качество образования. Для небольших университетов характерны многообразие дисциплин и большое число студентов первого цикла обучения. Университеты крупных провинциальных городов — Лилля, Тулузы, Лиона, Экс-ан-Провай-са. Бордо, Гренобля — как правило, отличаются более узкой специализацией, в них больше студентов второго и третьего циклов. Наконец, в Парижском округе, где сосредоточена четверть всех французских студентов, можно найти практически все что угодно — любой факультет, любую программу, любую специализацию.
продолжение
--PAGE_BREAK--