Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральное агентствопо образованию
Российскийгосударственный педагогический университет
имени А.И. Герцена
На правах рукописи
ЗАХАРОВ ДЕНИСВЛАДИМИРОВИЧ
Географическоепрогнозирование как элемент экологической подготовки школьников при обучениикурсу География России
Диссертация насоискание ученой степени
кандидатапедагогических наук
13.00.02 – теория иметодика обучения и воспитания
(география, уровеньобщего образования)
Научный руководитель
доктор педагогическихнаук,
профессор, С.В.Васильев
Санкт-Петербург
2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................
4
Глава 1. Основы географического прогнозирования в науке и школьной географии...............................................................................
12
1.1. Исторические предпосылки возникновения географического прогнозирования в географической науке...............
12
1.2. Роль географического прогнозирования в географической науке.............................................................................
25
1.3. Отражение элементов географического прогнозирования в программно-методическом обеспечении курса «География России».....................................................................................................
38
1.4. Анализ уровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса «География России».....................................
44
Выводы по 1 главе........................................................................
52
Глава 2. Методические условия использования основ географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при обучении курсу «География России»...
54
2.1. Модель методики использования географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников при изучении курса «География России»........................
54
2.2. Методика использования элементов географического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьников на уроках географии в условиях педагогического эксперимента...........................................................................................
64
2.3. Результаты применения экспериментальной методики использования элементов географического прогнозирования в экологическом обучении школьников при изучении курса «География России»................................................................................
90
Выводы по 2 главе.........................................................................
104
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................
106
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................
107
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современную эпоху, характеризующуюсяобострением взаимоотношений человеческого общества и природы, усиливаетсяпротиворечие между запросом общества в грамотных и образованныхприродопользователях, способныхответственно и адекватно использовать природные условия и распоряжатьсяприродными ресурсами, строить экосообразные отношения, и существующейобразовательной практикой, которая не в полной мере отвечает требованиямпредъявляемым к экологической подготовке школьников.
Влияние общества на природуреализуется в результате принятия решений лицами, определяющими экономическуюполитику, а также широкими массами населения в форме воздействия на окружающуюсреду в процессе жизнедеятельности. Одно из основных условий эффективногоосуществления решений и мер, направленных на рациональное природопользование ипредотвращение кризисных ситуаций – формирование у всех слоев населенияэкологической культуры, основы которой закладываются, в первую очередь, приобучении предметов естественнонаучного цикла в общеобразовательной школе.Особую роль в этом играет школьная география, отличающаяся комплексным подходомк изучению процессов взаимодействия общества и природы.
Структура и содержание курса«География России» предусматривает изучение элементов географического прогнозирования, которое обладаетзначительным образовательным потенциалом, в экологической подготовкешкольников.
Как показал анализ программно-методического обеспеченияКурса «География России», встандарте школьного географическогообразования содержатся требования к формированию и развитию у школьников уменияпрогнозировать.
Существенный вклад в экологизациюшкольной географии внесли исследования И.И. Бариновой, С.В. Васильева, Н.Ф.Винокуровой, Ю.Н. Гладкого, С.Н. Глазачева, Т.С. Комиссаровой, Т.В. Кучер, В.П.Максаковского, И.С. Матрусова, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, Н.Н. Родзевича,В.Д. Сухорукова, Д.П. Финарова и др. [11, 12, 16, 17, 18, 22, 26, 27,53, 54, 67, 72, 73, 74, 75, 82, 87, 93, 108, 112-117].
Вопросам применения элементовгеографического прогнозирования особое внимание уделяли А.М. Алпатьев, М.И.Будыко, А.Г. Емельянов, Н.М. Сватков, Д.П. Финаров и др. [1, 2, 15, 43,44, 97, 112-117].
Онеобходимости развития способностей школьников оценивать состояние окружающейсреды, принимать правильные решения по её улучшению, предвидеть возможныепоследствия человеческого воздействия писали и говорили многие ученые (С.Н.Глазачев, А.Н. Захлебный, Т.В. Звонкова, В.П. Максаковский, В.В. Николина, И.Н.Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.П. Соломин, Д.П. Финаров, и др.) [25, 27, 46, 72-74, 82, 89, 93, 101,112-117], однако, на наш взгляд, в практике обучения географии географическомупрогнозированию уделяется недостаточно внимания, что привело к затруднениям ушкольников предвидеть возможные последствия деятельности человека.
Как показали результатыконстатирующего этапа эксперимента, школьники затрудняются в установлениипричинно-следственных связей и формулировании выводов при рассмотрении вопросоввзаимодействия общества и природы. Так, большинство учащихся не могут обоснованопредсказать последствия деятельности человека в природе(обоснованные ответыбыли только у 6% от числа опрошенных).
Итак,выбор темы нашего исследования обусловлен большой образовательной значимостьюгеографического прогнозирования в экологической подготовке школьников инеобходимостью повышения эффективности его использования при обучениигеографии; возможностями программного обеспечения и учебного содержанияшкольной географии с одной стороны и недостаточно высоким уровнем владенияшкольниками элементами географического прогнозирования.
Цель диссертационного исследования заключается всовершенствовании экологической подготовки школьников при обучении географиипри условии овладения ими элементами географического прогнозирования.
Объектом исследования выступает процесс экологическойподготовки школьников при обучении географии.
Предметомисследования является методика использованиягеографического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьниковпри обучении курсу «География России».
Гипотеза исследования заключается в том, что целенаправленноевнедрение элементов географического прогнозирования позволит усилитьэффективность экологической подготовки школьников при обучении географии, еслибудет:
l дано теоретическое обоснование и произведен отбороснов географического прогнозирования вшкольном географическом образовании;
l определены возможности включения элементов географическогопрогнозирования в учебное содержание курса «География России»;
l сконструирована и реализована на практике модель методикииспользования элементов географического прогнозирования в процессеэкологической подготовки школьников в курсе «География России»;
l процессе экологической подготовки школьниковпри обучении курсу «География России».
Намеченная цель и гипотеза исследования позволили сформулироватьследующие задачи исследования:
1. Провестиисторико-диагностический анализ становления и развития географическогопрогнозирования в географической науке.
2. Показать возможностииспользования географического прогнозирования в современном природопользованиидля научного предсказания последствий воздействия человека на природную среду
3. Определить место ироль использования элементов географического прогнозирования впрограммно-методическом обеспечении курса «География России».
4. Выявить состояниеуровня экологической подготовки школьников при изучении ими курса «ГеографияРоссии».
5. Сконструировать модельметодики использования географического прогнозирования в процессе экологическойподготовки школьников при изучении курса «География России»
6. Разработатьэкспериментальную методику применения элементов географического прогнозированияв процессе экологической подготовки при обучении курсу «География России».
7. Экспериментальнопроверить эффективность предложенной методики.
Теоретико-методологические основы исследования составилифилософскиеположения о тенденциях развития общества и природы, идея о деятельности какспособе самореализации человека в окружающей среде, взаимосвязи теории ипрактики. Исследование выполнено на основе системного, интегративного идеятельностного подходов, общих положений законов логики, теории познания,закономерностей, установленных в дидактике и психологии. Методологияисследования предусматривает положения о единстве исторического и логического впедагогическом познании, об иерархичности и функциональности педагогическихсистем.
Теоретические основы исследования базировались наобщедидактических закономерностях и принципах, психологических основах процессаобучения, на теоретических положениях в области природопользования, отраженныхв работах А.М. Алпатьева, Н.Д. Андреевой, В.А. Анучина, М.И. Будыко, Ю.Н.Гладкого, А.А. Григорьева, В.С. Жекулина А.Г. Исаченко, К.Я. Кондратьева, С.Б.Лаврова, Ю.П. Селиверстова В.Б. Сочавы [1-3, 5, 6, 15, 31, 45, 50, 57,58, 68, 98, 103, 104].
Психолого-педагогические основы исследования составили работы Л.С.Выготского, И.С. Урсу, В.А. Ясвина. В основу исследования положены теорииучебной деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина), теорияпсихологии личности (Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) [110].
Настоящее исследование осуществлялось на основе научно-методическихположений, разработанных в теории экологического образования Н.Д. Андреевой,И.И. Бариновой, С.В. Васильевым, Н.Ф. Винокуровой, Ю.Н. Гладким, С.Н.Глазачевым, А.Н. Захлебным, В.П. Максаковским, И.С. Матрусовым, В.В. Николиной,Н.Н. Петровой, И.Н. Пономаревой, Н.Н. Родзевичем, Н.М. Сватковым, В.П.Соломиным, В.Д. Сухоруковым, Д.П. Финаровым [3, 11, 12, 16-19, 22, 26,27, 46, 72-74, 75, 82, 87, 89, 83, 97, 101, 108, 112-117 ].
Для решения поставленных задач и проверки гипотетических положенийбыли использованы общенаучные и педагогические методы. На теоретическом уровнеприменялись методы теоретического анализа: историографический, ретроспективный;моделирование и конструирование, аналогия, абстрагирование, обобщение опыта;диагностические; анализ учебно-методической документации. В исследованииреализованы статистические методы с использованием методик, адаптированных кспецифическим задачам исследования.
Исследование осуществлялось в период с 2004 по 2007 г. и включалотри этапа:
Первый этап(2004-2005), был посвящен анализу литературныхисточников и учебно-программной документации по изучаемой проблеме,теоретическому осмыслению проблемы исследования, определению цели, объекта,предмета и задач исследования. Изучался и обобщался передовой педагогическийопыт в области школьного географического образования; конструировался и былреализован констатирующий этап эксперимента на базе школ № 350, 336, 572, 639,498 г. Санкт-Петербурга. Была определена рабочая гипотеза исследования.
Второй этап(2005-2006). Продолжался научный иинформационный поиск путем изучения литературных источников по проблемеисследования. Был проведен теоретический анализ проблемы использованиягеографического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьниковпри обучении курсу «География России», была сконструирована модель методикиприменения элементов географического прогнозирования.
Третий этап (2004-2007). Экспериментальная методика была внедрена в образовательный процесс рядаобщеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Осуществлялось обобщение результатовисследования, оценивалась эффективность предложенной методики.
На защиту выносятся следующие положения:
l принципы отбора элементов географического прогнозирования вшкольном курсе География России;
l модель экспериментальной методики применения элементовгеографического прогнозирования в процессе экологической подготовки школьниковпри обучении курсу «География России»;
l результатыисследования, полученные в ходе внедрения экспериментальной методики
Научная новизна исследованиязаключается в том, что проблемаприменения элементов географического прогнозирования при экологическойподготовке школьников при обучении курсу «География России» впервые явиласьпредметом специального изучения. В результате чего:
l сконструирована и апробирована модель методикииспользования элементов географического прогнозирования в процессеэкологической подготовки школьников. Особенности конструирования моделизаключались в опоре на общедидактические принципы и педагогические закономерности;единстве и взаимосвязи всех компонентов системы; усилении деятельностногокомпонента учебного содержания;
l разработана методика применения элементов географическогопрогнозирования, существенными моментами которой явились сочетания задачэкологического содержания, модели ПТК, ролевой игры и др.
Теоретическаязначимость исследования:
Разработаны теоретические и методические основыиспользования элементов географического прогнозирования в процессеэкологической подготовки школьников при обучении курсу «География России», аименно:
l выявлены принципы отбора содержания и построения процессаэкологической подготовки при обучении географии при условии использования основгеографического прогнозирования;
l определены и конкретизированы элементы географического прогнозированияв экологическом содержании курса «География России»;
Практическая значимостьисследования:
1. в практикуэкологической подготовки учащихся общеобразовательных школ внедренаэкспериментальная методика, основанная на применении элементов географическогопрогнозирования;
2. разработаныметодические рекомендации по использованию элементов географическогопрогнозирования на уроках по курсу «География России»
Рекомендации по использованию научных результатов.Разработанная методика и полученные выводы исследованиямогут найти массовое применение в практике экологического образования приобучении географии.
Достоверность и обоснованностьдиссертационного исследованияобеспечивается их опорой на важнейшие теоретические положения и выводыпедагогической и методической литературы, использованием методов исследования,адекватных поставленным задачам, результатами экспериментальной проверкиразработанной экспериментальной методики, репрезентативным количеством учащихся(621 чел.), участвующих в эксперименте.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась впроцессе преподавания курса География России в 8 классах среднихобщеобразовательных школ Санкт-Петербурга № 350, 336, 572, 639, 498 в работе сучителями и студентами факультета географии РГПУ им. А.И. Герцена.
Глава1. Основы географического прогнозирования в науке ишкольной географии
1.1. Исторические предпосылки возникновениягеографического прогнозирования в географической науке
Проблема взаимодействия общества и природы, как никогдаранее, становится стержневой проблемой вгеографии, соответствующим образом организуя весь спектр географических наук [85].
Именно география с древнейших времен характеризоваласькомплексным подходом к изучению природы и общества в их взаимодействии ивзаимовлиянии, выступая предтечей географического прогнозирования.
Попытка систематизировать известный географический материалвпервые была предпринята Б. Варениусом в труде «Всеобщая география»,появившемся в 1650 г. в Голландии и переведенном на русский язык пораспоряжению Петра I [85]. В этой работе приводились описания как природных,так и хозяйственных особенностей известных человеку территорий.
В России изучению и описанию новых земель способствовалиВеликие географические открытия русских землепроходцев: А. Никитина, И.Москвина, В. Пояркова, С. Дежнева, Е. Хабарова и других. Все эти экспедицииоставили комплексные описания, карты и кроки маршрутов исследуемых территорий.Большую роль в освоении новых земель сыграл поход В. Атласова на Камчатку.Представленные им «сказки» по богатству содержавшихся в них географическихсведений, этнографических материалов далеко превосходят все документыпутешественников по Сибири и Дальнему Востоку того времени [85, с.39]. С давнихвремен у первопроходцев возникала необходимость нанесения исследуемых земель накарту. В России исключительное значение имели первые карты Сибири, составленныеП. Горуновым и С. Ремезовым (1701) [85, с.24]. В ремезовских географическихчертежах современные исследователи усматривают образцы комплексногогеографического картографирования. Чертежи атласов, помимо топографических игидрографических элементов, имели и другие параметры человеческой деятельности[85, c.14]. В частности, на этих картах были отображены «результаты хозяйственногоосвоения земель»: пашни, покосы, луга, поскотины и другое. Часто приводитьсяхозяйственная оценка местности: «степь голая, ни лесу, ни воды … чернолесье,согры и болота молопроходны …» [85, с.15].
Таким образом, уже в первых российских атласах содержалсякомплексный аналитический сопроводительный текст.
Исключительно важными для российской географии являютсяКамчатская (1725-1730) и Великая Северная (1733-1743) экспедиции. Участникамиэкспедиций – С. Малыгиным, А. Скуратовым, Д. Овциным, Д. Стерлиговым, В.Прончищевым, Х. и Д. Лаптевыми – были составлены ценнейшие комплексные описанияобследованных земель [85, с.19].
С.Крашенинников произвел географические исследования природы Камчатки, которыевылились в классический труд «Описание земли Камчатки» [60, с.261]. Отчетучастников Камчатской экспедиции включал описания побережий, рельефа, животногои растительного мира, морских течений, а также экономики и этнографии Сибири[60, с.25].
Великий русский географ XVIII в. В.Н. Татищев раскрывал всвоих трудах сложный комплексный характер географии, требующий охвата всейповерхности земного шара [109]. Он требовал от географии знания природы,населения, хозяйства страны в целом. В.Н. Татищев настаивал на необходимостизнания истории географии. Он положил начало научному страноведению в России[109]. В.Н. Татищев писал: «Физическое обстоятельство географии показывает поразности положений разность применений воздуха, теплоты и стужи и происходящегоиз того природного довольства и недостатка не то, что на поверхности, но внутриземли и воды родящего, которое к рассуждению и приумножению пользы и отвращениявреда весьма полезно и нужно» [109, c.500].
Важно подчеркнуть, что исследователь не просто описывалприродное окружение, но и давал оценку природных условий с точки зренияблагоприятных или неблагоприятных для человека факторов среды. Дляполучения сводных данных о природе, хозяйстве и быте людей в разных уголкахРоссийской империи он посылал анкеты, насчитывающие 198 вопросов по географии,экономике, статистике, этнографии, истории, антропологии, медицине и др. [109].
Анкета содержала вопросы о времени наступления различныхсезонных явлений природы – «… в которое время обыкновенно чрезвычайная зимасходит …» и т.д. [109, с.322]. Далее спрашивалось о водах, горах, недрах Земли,населений и его промышленной, сельскохозяйственной и торговой деятельности.
Огромный вклад в географическое изучение России внес И.К.Кирилов (1695-1737). Его исследования имеют большое значение для анализа иметодики географических описаний. Труд И.К. Кирилова «Цветущее состояниеВсероссийского государства» является первым комплексным и наиболее полнымстрановедческим описанием России [52].
М.В. Ломоносов (1711–1765), вклад которого в естественныенауки трудно переоценить, заложил основы русской научной и техническойтерминологии [85]. Его концепция природы основана на принципе всеобщей связи ивзаимной обусловленности явлений. Все науки он объединяет идей развития иизменчивости мира. По мнению М.В. Ломоносова, исследование Земли должно служитьцелям научного предвидения и задачам разумного использования природных богатств[85, с.59]. В задуманном М.В. Ломоносовым географическом описании Россиипредусматривалась, в частности, характеристика хозяйственной деятельности людейв связи с природными условиями [85, с.104,105]. Натуралист и путешественник,П.С. Паллас (1741–1811), собрал обширный материал по этнографии, о хозяйстве,языках и истории России. По мнению Н.А. Северцова, «нет отрасли естественныхнаук, в которой П.С. Паллас не проложил бы нового пути …» [85, с.35].Исследователь проделал гигантскую работу по систематизации географических,ботанических, зоологических сведений многочисленных «физических» экспедиций. Онописывал животных не только как систематик, но и раскрывал их связи со средой,выступая, таким образом, как один из основателей экологии [85, с.38].
В биогеографию и экологию большой вклад внес А.Ф. Миддендорф(1815–1894). Он положил начало экологическому подходу к изучению флоры и фауны[85] Миддендорф описал основные древесные породы Сибири и наметил их ареалы взависимости от условий географической среды – климата, рельефа, почв и др.Места обитания определенных групп животных он связал с ландшафтнымиособенностями территории и выделил экологические категории, приближающиеся ксовременному понятию о биоценозе [85, с.98]. На обширном фактологическомматериале исследования Сибири и Дальнего Востока он развил новыепредставления об адаптации организмов, об особенностях миграции флоры и фауныпод воздействием природной среды [85, с.99].
В своих исследованиях Н.А. Северцов (1827–1885) придавалбольшое значение взаимосвязи природных явлений, в особенности в животноммире и растительности, постоянно подчеркивал взаимодействие «живой» и «мертвой»природы. Установлено, что он стал родоначальником русской зоогеографическойшколы ландшафтно-экологического направления [85, с.191]. Сфера деятельностиН.А. Северцова распространялась на экономику, этнографию, картографию,фольклор, топонимику. Его труд «Зоогеография» содержит обильные материалы поэкологии животных.
Перу Н.М. Пржевальского (1839–1888) принадлежит комплексноеописание природы до того времени совершенно не изученных территорий ЦентральнойАзии и Дальнего Востока [85, с.81]. Расширяя задачи исследований, он изучал иобщественную деятельность человека [85, с.86].
Выдающийся русский географ, антрополог и этнограф Д.Н.Анучин (1843–1923) рассматривал географию как комплекс наук о природе ичеловеке. Он заметил, что исключение человеческого элемента из областигеографического изучения несостоятельно, так как человек постоянно находится вобщении с природой и без него нельзя объяснить многих особенностей ландшафта[6]. Д.Н. Анучин писал, что изучение различных по характеру явлений на земнойповерхности дает ключ для выяснения географических и экологическихзакономерностей [6, c.255]. И в наши дни идеи Д.Н. Анучина способствуют решениюмногих экологических проблем.
Особую роль встановлении науки почвоведения сыграл В.В. Докучаев (1846–1903). В своей работе«Наши степи прежде и теперь» он писал о необходимости комплексного подхода кизучению всех компонентов географической среды и знанию особенностей ихвзаимодействия в процессе преобразования природы [36]. Он отстаивал возможностьулучшения почв «в результате умелой культуры» [36, c.451]. Под руководствомВ.В. Докучаева было посажено около 180 га полезащитных лесополос в Каменнойстепи.
Большой вклад в теорию ландшафтоведения и преобразованиеприроды внес геоботаник А.Н. Краснов (1862–1914). Являясь одним из создателейБатумского ботанического сада, он не только пропагандировал интродукциюсубтропических культур в Колхиду, но и предлагал пути их рациональногоиспользования [59, с.316]. А.Н. Краснов является одним из основоположниковучения о географических комплексах. Основной целью географии он считал«установление классификации географических сочетаний, изучение их особенностей,причин распределения их и их влияния на человека» [59, с.32].
Рассматривая климат как часть географической среды, А.И.Воейков (1842–1916), всегда обращал внимание на изучение проблемы измененияприроды человеком [85 с.51]
В своей статье «Климат и народное хозяйство» он писал о том,что бороться с засухой надо путем степного лесоразведения, путем устройствапрудов и водоемов. Главной задачей географии он считал всестороннее изучениевзаимодействия человека и природы. Именно этой проблеме посвящены работы «Очеркработ западной экспедиции по осушению болот за 1873–1898 г.г.», «ОрошениеЗакаспийской области с точки зрения географии и климатологии» и другие. Характеризуяклиматические условия отдельных районов России, А.И. Воейков внес многопредложений по их рациональному использованию [85, с.55].
В.И. Вернадский (1863–1945) является основоположником ученияо биосфере [20]. Ученый отмечал,что целые области биологических проблем без географического подхода остаютсявне кругозора биологии и человек искусственно создает процессы, которые«никогда не проходили в биосфере» [20,с.328]. Вернадский призывал изучать эти процессы с позиций геохимии иучитывать отдаленные последствия хозяйственной деятельности. «Я думаю, — писалон, — что в ближайшие годы вопросы, связанные с потенциальными условиямичеловеческой жизни, как она определяется возможностями окружающей нас среды,примут еще большее, еще более злободневное значение» [20, с.170].
Идеи В.И. Вернадского о ноосфере проникли во всеестественные науки и явились воплощением глобального географическогопрогнозирования.
В.П. Семенов–Тянь–Шанский (1870–1942) в рамках разработаннойим классификации наук сосредоточивал внимание на географии человека. Он виделвысокую гуманистическую миссию географии в сохранении уникального этническогопотенциала и необходимости укрепления связей человека с землей [85]. Висследованиях В.П. Семенова–Тянь–Шанского нашли отражение идеи физико-географическогорайонирования.
Одним из основоположников физико-географическогорайонирования является С.С. Неуструев (1874–1928). Он подчеркивал необходимостьучета местных и региональных особенностей в хозяйственной деятельности людей.Развивая идеи В.В. Докучаева, исследователь рассматривал почвы как один изэлементов географического ландшафта, указывал на зависимость почв отрельефа, состава горных пород и других факторов почвообразования [81,с.167].
С позиции взаимодействия общества и природы А.А. Борзовым(1874–1939) были сформулированы задачи и цели географической науки в областиприродопользования. Он писал: «…планомерное использование природных сил, научнооправданное и сознательное, требует цельного и полного их знания,комплексного обучения и не позволяет ограничиваться эксплуатацией отдельныхбогатств без учета того, как это отразится на географической среде» [14, с. 43] (Курсив наш.Д.З.).
А.А. Борзов обосновал необходимость применения средствнаглядности в учебном процессе и комплексных экскурсий в природу. Он впервыеввел в учебную программу полевую практику студентов [14].
Г.Ф. Морозов (1867–1920), является основателем учения олесе. Он считал, что «…биологические и экологические свойства древесных породявляются устойчивыми лишь в определенных географических условиях, взакономерной зависимости от географической среды» [78, с.18]. По его мнению,«…среда, вызывая определенный состав леса, управляет затем взаимнымиотношениями составляющих лес организмов, и эта географическая обусловленностьвсех явлений, представляемых лесом, так существенно важна, что ни влесоведении, ни в лесоводстве нельзя и шага сделать, не принимая во вниманиегеографического элемента» [78, с.22]. (Курсив наш. Д.З.).
В.Ю. Визе (1886–1954) широко известен исследованиямиАрктики, а также разработкой теоретических вопросов метеорологии, океанографии,гляциологии и исторической географии. В своих научных работах В.Ю. Визенеоднократно доказывал единство географической оболочки и связь междуотдельными явлениями, которые происходят на общем фоне крупномасштабныхпроцессов [21, с.416] (Курсивнаш. Д.З.).
Всесторонний анализ экологических и исторических причинформирования растительности Арктики был проведен Б.Н. Городковым (1890–1953)[28]. При этом исследователь отстаивал комплексный подход при изучении любогокомпонента ландшафта [28, с.7].
Большое внимание антропогенному влиянию на природу уделялгеоботаник Н.И. Кузнецов (1854–1932), он настойчиво проводил мысль о значительнобольшей облесенности Южной и Средней России до поселения там человека. Онутверждал, что «…уничтожение лесов и других форм растительности естественной…является главнейшей причиной крайне неправильного водного хозяйства нашегоОтечества, последствием чего и являются неурожаи, голод, сыпучие пески,иссушающие ветры, пыльные бураны и прочие бедствия, столь вредно отзывающиесяна хозяйстве нашего плодородного юга» [65, с.82]. Н.И. Кузнецов заявлял онеобходимости проведения лесовосстановительных и болотоохранительныхмероприятий в целях сохранения плодородия почв Южной России [65].
Взаимосвязи между климатом и жизнью издавна привлекаливнимание географа и климатолога Л.С. Берга (1876–1950). «Эти взаимосвязи — основа экологии, сама экология» [13,с. 388]. Не случайно одну из своих работ ученый назвал «Климат и жизнь». Онписал: «В ландшафте нельзя изменить одной части, чтобы не изменилось всеостальное» [13 с. 394].Известный со времен античности постулат «все течет, все изменяется» приобрел уЛ.С. Берга новое звучание применительно к ландшафтоведению. В его трудахсодержатся истоки современного учения о ландшафтах, геокомплексах.
Биогеоценотическое направление в науке заложеноисследованиями В.Н. Сукачева (1880–1967). Курсом «Географическоераспространение древесных пород» В.Н. Сукачев положил начало географическомунаправлению в ботанике [105]
В.Г. Глушков (1882–1939) ввел в географическую науку такойметод как гидрологический прогноз, учитывающий изменение водного баланса[85]. (Курсив наш. Д.З.).
Вработах академика И.П. Герасимова (1905–1985) к 60-70 г.г. началивыкристаллизовываться конструктивно-географическое и социально-географическоенаправления [85]. «Окружающая среда, – писал он, – характеризуется высокойпространственной изменчивостью, причем именно это ее свойство имеет огромноеэкологическое значение. Поэтому и представляется возможность считатьгеографическое изучение окружающей среды необходимым условием для любыхэкологических исследований, а географическим наукам должна принадлежатьлидирующая роль в фундаментальных экологических исследованиях…» [85, с.78].
Одно из главных мест в научном наследии В.Б. Сочавы(1905–1978) занимают проблемы геоботаники. Широкий географо-генетический взглядпозволил ученому подойти к разработке принципов классификации растительности накомплексной эколого-географической основе [103]. В.Б. Сочава видел в учении огеосистемах теоретическую основу оптимизации природной среды, труды ученого играютконструктивную роль в возведении моста между географией и экологией [104](Курсив наш. Д.З.).
Одним из разработчиков географического прогнозированияявлялся К.К. Марков (1905–1980). Высший этап географических исследований, поК.К. Маркову, заключается в анализе пространственно-временных географическихструктур и в решении важных прикладных задач природопользования [85].
Выдающийся флорист, систематик и геоботаник П.Н. Крылов(1850–1931), является одним из основателей учения о растительных сообществах(фитоценологии). Он обратил внимание на то, что растения при совместномпроизрастании должны влиять друг на друга, вступать в определенные отношения[85].
Один из основоположников мерзлотоведения является М.И.Сумгин (1873-1942). Прогнозно-географические исследования М.И. Сумгинасыграли большую роль в строительстве в условиях многолетней мерзлоты [85].
Географ и краевед В.К. Арсеньев (1872–1930) проводилкомплексные исследования Дальнего Востока. Им установлены ареалы обитаниянекоторых дальневосточных видов зверей и птиц (тигр, кабарга, лось, северныйолень, рябчик, дикуша и др.). Его коллекции животных имели большое значение взооэкологии. Ученый много работ посвятил изучению быта и хозяйствен