ГОУ ВПО «Читинская ГосударственнаяМедицинская Академия»
Федерального агентства поздравоохранению и социальному развитию Российской Федерации
ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра гуманитарных наук
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Педагогика с методикой преподаванияспециальных дисциплин»
Тема: Воспитание и социализация.Принципы воспитания
Выполнила: студентка
факультета ВСО
Руководитель:
Чита, 2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1.1 Понятие процессов социализации ивоспитания
1.2 Противоречия в сфере социализациии воспитания
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
2.1 Специфика принципов воспитания
2.2 Общественная направленностьвоспитания
2.3 Опора на положительное
2.4 Гуманизация воспитания
2.5 Личностный подход
2.6 Единство воспитательных действий
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социализация, воспитаниемолодого поколения рассматриваются в единстве с закономерностями социальнойдействительности, с логикой функционирования и развития российского общества.Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах егожизни, в том числе на системе образования, воспитания и социализации. Практикаубеждает, что перевод социализации и воспитания личности в новое состояние –проблема сложная и противоречивая.
Принципы воспитания в своём разнообразии могут охватывать целесообразным влиянием всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и содействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребёнка формируется постепенно, в процессе жизни и прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путём целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни. Педагогом должно учитываться содействие самих детей его усилиям, когда воспитанники преодолевают в себе сопротивление и сознательное противодействие воспитательным мерам, стремятся к активному усвоению и приобретению духовных ценностей.
Объектомнашего исследованияявляются процессы воспитания и социализации.
Предметом исследования выступают принципывоспитательного процесса. социализация воспитаниеличность молодежь
Цель исследования: рассмотреть принципывоспитания, понятия воспитания и социализации, их взаимосвязь и выявить существующиепротиворечия, провести исследование проблем социализации молодежи.
Для достижения целинеобходимо выполнение следующих задач:
— проанализироватьпсихолого-педагогическую и методическую литературу по проблемам воспитания исоциализации;
— выявить причиныпоявления противоречий в сфере социализации и воспитания;
— рассмотреть принципывоспитательного процесса, их специфику;
— провести исследованиепроблем социализации молодёжи в современных условиях.
Курсовая работа состоитиз введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованнойлитературы и приложения.
ГЛАВА I. ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
1.1 Понятие процессовсоциализации и воспитания
Формирование развитойличности составляет одну из главных задач современного общества.
Под воспитаниемпонимается целенаправленное развитие каждого растущего человека какнеповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста исовершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построениетакой общественной практики, в условиях которой то, что у ребенка находится взачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается вдействительность. «Воспитывать — это значит направлять развитие субъективногомира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственнымобразцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку,а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальныхособенностей каждого ребенка.
Как указывал Л.С.Выготский, "…Учитель с научной точки зрения — только организаторсоциальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия скаждым учеником". [3]
Такой подход к построениюпроцесса воспитания — как активного целенаправленного формирования личности — согласуется с нашей методологической установкой на оценку роли общества и местагенотипа растущего человека в становлении его личности.
Управление процессомвоспитания, осуществляемое как целенаправленное построение и развитие системызадаваемой многоплановой деятельности ребенка, реализуется педагогами,вводящими детей в «зону ближайшего развития». Это означает, что наопределенном этапе развития ребенок может продвигаться дальше несамостоятельно, а под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными«сотоварищами», а уж затем и вполне самостоятельно.
Целенаправленноеформирование личности человека предполагает ее проектирование, но не на основеобщего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждогочеловека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологическиеособенности. [13]
Одна из центральных задачвоспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человекагуманистическую направленность личности. Это значит, что вмотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивысоциально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическимимотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельностидолжно входить представление об обществе, о другом человеке.
Под социализацией принятопонимать усвоение человеком социального опыта и ценностно-нравственныхориентаций, необходимых для выполнения социальных ролей в обществе.Социализация – это процесс, играющий значительную роль вжизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающийсамовоспроизводство общественной жизни. [12]
Воспитание (в его традиционномпонимании) – это процесс систематического и целенаправленного воздействия наличность (группу) в целях формирования у неё общественно необходимых социальныхориентаций, сознания и поведения.
Система воспитания как быупорядочивает процесс социализации, придаёт ему стройность, целеустремлённость.Процессы социализации и воспитания целесообразно рассматривать во взаимосвязи,взаимообусловленности.
1.2 Противоречия всфере социализации и воспитания
В условиях модернизациироссийского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важноезначение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностьюмолодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения.Причины появления противоречий в сфере социализации и воспитания молодёжи:
1. Существования остаточныхявлений предыдущего общества, которое под воздействием реформ трансформируетсяв новое социально-экономическое, политическое и духовное общественноеустройство.
2. Действие объективныхзаконов современного общества, неизбежность борьбы нового со старым, прогрессивногос консервативным. Так, в условиях реформирования системы образованиястало проявляться противоречие между возрастающими требованиямитеоретико-методологического, проблемного характера обучения и неумениемпреподавателей и учащихся пользоваться методологией науки и творческивоспринимать информационные потоки. Живучесть консервативных тенденций истереотипов в жизнедеятельности людей является достаточно сильной ираспространённой.
3. Нарушение объективныхзаконов общественного развития, нравственных, правовых и политическихтребований общества. Противоречия, вытекающие из реальных общественныхотношений, по субъективным причинам порою недооцениваются, своевременно неблокируются и не разрешаются. В результате они превращаются в фактор торможенияпроцессов общественного развития, почву, на которой могут возникать конфликты.[2]
Основной социальной причинойнарушений общественных норм определённой частью молодых людей является укладжизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений,политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Такпреступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжиявились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественномустрою, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, впроцессе социализации и воспитания.
Реальная жизнь показывает,что только целенаправленное комплексное исследование закономерностей ипротиворечий становления и развития личности создаёт научную основу дляосуществления мер по социализации, воспитанию молодёжи и управлению этимпроцессом. Игнорирование, поверхностное изучение реальных противоречий впроцессе социализации человека может нанести ущерб его формированию.
Противоречия, охватывающиеобщество в целом, являются внешними по отношению к противоречиям социализации ивоспитательного процесса.
В числе последних необходимоопределить основное противоречие, оно является глубинным и выражает сущностьпроцесса социализации, воспитания человека. Разрешение основного противоречиянепосредственно влияет на социализацию, воспитание, социальные роли и статусыличности, на разрешение других противоречий, характерных для этого процесса.Такое противоречие может быть разрешено лишь тогда, когда процесс социализации,воспитания перейдёт в качественно новое состояние.
Основное противоречие в сфересоциализации и воспитания молодёжи – это противоречие между объективноусложняющимися общественными отношениями, всё возрастающими требованиями,предъявляемые обществом к социализации и подрастающему поколению, инедостаточно использующимися социально-экономическими, идеологическими,политико-воспитательными средствами воздействия на человека. [8]
Своевременность разрешенияосновного и других противоречий в сфере социализации и воспитания личностиобусловливает характер совершенствования процесса развития личности, апреодоление противоречий означает зарождение новых противоречий. Следовательно,противоречия – есть источник формирования, развития личности.
Общественно-экономические иполитические преобразования, происходящие в России, оказывают влияние наобострение противоречий в обществе, в том числе и в системе управленияпроцессами воспитания.
В этой системе усугубляются следующиепротиворечия:
· Противоречие между стремлением видеть российскоеобщество процветающим, с современной рыночной экономикой, гражданским обществоми тем состоянием России, в котором она, с точки зрения большинства молодёжи,находится. Это – полуразвалившаяся экономика, коррумпированность властей,нищенское существование большинства молодых людей, нарастание криминальногобеспредела и т. д.
· Противоречие между оставшимися административнымиметодами воспитания и управления и стремлением молодёжи к демократическим,гуманистическим формам жизнедеятельности, к самостоятельности, ксамоуправлению. Догматизм и шаблоны в преподавании, оторванность его отдействительности, бесконфликтность и прямолинейность некоторых учебных курсов,особенно гуманитарного цикла, их претензии на истину в последней инстанцииформируют у молодёжи облегчённое представление о модернизации российскогообщества, собственности, политике и власти, мере труда, и потребления,настоящих и мнимых ценностях. Учителя оказались неподготовленными к новымусловиям организации учебно-воспитательного процесса. Социологическиеисследования показывают, что они в преподавании пользуются авторитарнымиметодами.
· Противоречие между объективной необходимостью реформысистемы образования и воспитания и возможностями государства обеспечить еёресурсами, средствами.
· Противоречие между старыми ценностями общества, скоторыми, молодые люди ещё не успели расстаться, и новыми, которые они ещё неуспели освоить. Молодёжь отрицательно относится к коммунизму и социализму какценностям старого общества и в то же время настороженно воспринимаетиндивидуализм, приветствует ценность рынка, частой собственности, свободы,демократии, религии, церкви.
· Противоречие между нарождающимся новым производством,рыночными отношениями и невостребованным инновационным инвестиционным потенциаломмолодёжи. Ныне в стране отчётливо проявляется отчуждение молодёжи отпроизводительного труда, для многих молодых людей труд утратил смысл каксредство самореализации, самоутверждения. Вместе с тем реалии жизни(безработица, неплатежи, задержки заработной платы и т. п.) стимулируютопределённую часть молодёжи к пересмотру традиционных взглядов, побуждают кдобросовестному труду, приобретению новых профессий, к учёбе.
· Противоречие между потребностями молодёжи в повышениисвоего благосостояния и возможностями российского общества удовлетворитьтаковые потребностями.
· Противоречие между представлениями о социальнойсправедливости, социальном равенстве и бурно растущей социальной иимущественной дифференциации населения, в том числе молодёжи.
· Противоречие между формированием в России новойполитической системы и непоследовательностью осуществления политического курсана демократизацию. В России ныне наблюдается политическая усталость, апатиямолодёжи от безрезультатных политических дискуссий, обещаний и т. п. Это –следствие ответной реакции молодёжи на безразличие государства и общества к еёпроблемам. Вместе с тем, в обществе утверждается политический плюрализм всоздании новых молодёжных структур.
· Противоречие между декларируемым строительствомправового социального государства и правовой, социальной незащищённостьюмолодёжи, в том числе детей. В стране чётко обозначились обнищание молодёжи,снижение рождаемости, рост числа разводов, показателей сиротства и детскойзаболеваемости, смертности. Лишь 14% детей сегодня практически здоровы, 35%страдают хроническими заболеваниями. Вырос уровень подростковой преступности(каждое десятое преступление совершается несовершеннолетними), наркомании,токсикомании, которые в 1,5 – 2 раза растут быстрее, чем среди взрослых. [6]
Новая социально-политическая,информационная обстановка в России открывает и новые возможности работы смолодёжью. Система управления процессами воспитания может стать достаточноэффективной. Но для этого необходимы следующие условия:
· объективный учет особенностей предшествующего исовременного состояния процессов воспитания, менталитет и поведенческиехарактеристики молодёжи и другие факторы, формирующиеся в период реформ;
· в её основу должны быть положены принципы демократическогообщества, а также механизмы оптимального сочетания управления и самоуправления;
· своевременно блокировать и устранять факторы,тормозящие реализацию процессов социализации и воспитания молодёжи;
· иметь научно обоснованную государственную молодёжнуюполитику и эффективные механизмы её реализации. [8]
Разрешение противоречий можетосуществляться в разнообразных формах и различными средствами. Главноезаключается в том, чтобы личные интересы, потребности молодого человека нерасходились с требованиями общества, с индивидуальными возможностями испособностями личности.
ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
2.1 Спецификапринципов воспитания
Охарактеризуем вначале требования, предъявляемые к принципам воспитания:
1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны» среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса. [6]
В то же время принципы воспитания — это не готовые рецепты, а тем более не универсальные правила, руководствуясь которыми воспитатели могли бы автоматически достигать высоких результатов. Они не заменяют ни специальных знаний, ни опыта, ни мастерства воспитателя. Хотя требования принципов одинаковы для всех, их практическая реализация личностно обусловлена.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему.
Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
— общественная направленность воспитания;
— связь воспитания с жизнью, трудом;
— опора на положительное в воспитании;
— гуманизация воспитания;
— личностный подход;
— единство воспитательных воздействий. [11]
2.2 Общественная направленность воспитания
Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному изменению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). В различные времена содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, личностную направленность. В отечественной педагогике также неоднократно изменялся. От общего принципиального положения — воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало. Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных систем успешно проводят в жизнь идеологические установки, политические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его статусов, органов власти, формирование гражданских и остальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естественно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства. общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. У воспитателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Школа — не госучреждение, а социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общее и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный» институт не может жить только на государственном дыхании, рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодолена отчуждённость общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагоги должны осознавать себя не монополистами, а лишь уполномоченными народа в деле воспитания.
Реализуя принцип общественной направленности воспитания, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками. При этом следует избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе (полезной деятельности, где складываются отношения между воспитанниками, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела воспитывающее значение, необходимо формировать у них общественно ценные мотивы деятельности. Если они высоконравственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспитательный эффект. [8]
В процессе выработки социальных качеств необходимо сочетать организацию разнообразной общественно-полезной деятельности с целенаправленным формированием сознания воспитанников посредством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно должно подкрепляться полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.
На всех этапах формирования социальных качеств надо заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и развитию учеников. Уже в школе первой ступени дети усваивают такие понятия, как «конституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет, развивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формирует гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.
Актуальная задача — преодоление в ближайшие годы апатии, инертности и социального отчуждения молодежи. Для чего воспитатели должны добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились.
Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях:
1) широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; 2) привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности. [13]
2.3 Опора на положительное
«Если в своем воспитаннике вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ от двери к его душе и достигнете хороших результатов». Такие простые и емкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других, заданных целью воспитания качеств. Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: педагоги должны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания.
Философская основа этого принципа — известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т. п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание личности.
Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, нужно соблюдать правила реализации принципа.
В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. [14]
Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот — выявляют и поддерживают положительное. Конечно, отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Но главное все же — это формирование положительных черт, которые прежде других надо выявлять и развивать.
Педагогически всегда выгоднее опираться на положительные интересы воспитанников (познавательные, эстетические, любовь к природе, животным и т. д.), при помощи которых возможно решать многие задачи трудового, нравственного, эстетического воспитания. Принцип опоры на положительное связан с выбором ведущего звена в воспитательном процессе. Найти это звено в каждом конкретном случае — задача воспитателя.
Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание положительного воспитательного фона. Сюда относится жизнедеятельность воспитанников и стиль воспитательных отношений, и даже «дух» (выражение К. Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений. [12]
Спокойная, деловая обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и отдыха способствует бодрому, уверенному движению вперед, где и стены воспитывают, потому что продуманы все мелочи интерьера, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
2.4 Гуманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип — гуманизации. Он требует:
1) гуманного отношения к личности воспитанника;
2) уважения его прав и свобод;
3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
5) уважения права человека быть самим собой;
6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;
7) ненасильственного формирования требуемых качеств;
8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.). [8]
Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в воспитанниках независимых, а не рабски покорных ему людей, воспитатель не должен злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но бороться за их лучшее будущее вместе с ними.
2.5 Личностный подход
Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают очень важные для воспитания характеристики — направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Ни возраст, взятый в отдельности, ни индивидуальные особенности личности (характер, темперамент, воля и др.), рассматриваемые изолированно от названных ведущих качеств, не обеспечивают достаточных оснований для высококачественного личностно ориентированного воспитания. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с возрастом и индивидуальными особенностями. Но только приоритет главных личностных характеристик выводит на правильный учет данных качеств. [14]
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить — оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. [6]
Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает воспитателя учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.
При личностном подходе учет возрастных и индивидуальных особенностей приобретает новую направленность. Диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы. Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств — в младшем школьном возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авторитету. Поэтому в младшем школьном и раннем подростковом возрасте легче воспитывать положительные привычки, приучать воспитанников к труду, дисциплине, поведению в обществе. Старшие подростки понимают уже прямую, открытую постановку задач в конкретных видах полезной деятельности, активны и инициативны. Однако эта активность, стремление к самостоятельности должны быть хорошо организованы педагогом. Старших школьников отличает возросшее стремление к самостоятельности. Опираясь на эту особенность, у них развивают высокие нравственные идеалы, чувство ответственности. Проектируя будущие результаты воспитания, надо помнить о постепенном снижении потенциальных возможностей воспитанников при выработке ряда качеств из-за уменьшения с возрастом пластичности нервной системы, нарастания психологической сопротивляемости внешнему воздействию и необратимости сензитивных периодов. [13]
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.
Учитывая возросший уровень знаний современных школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Быстрые темпы формирования личностных качеств в детском и подростковом возрасте, требуют действовать с опережением, не дожидаясь, пока содержание, организация, методы я формы воспитания придут в противоречие с уровнем развития воспитанников, пока вредные привычки не успели укорениться в их душе. Однако, повышая требования, взвешивайте силы тех, кому они адресованы. Непосильные требования могут подорвать веру в свои силы, привести к разочарованиям или, то намного хуже, к недостаточно полному, поверхностному выполнению требований. Обычно в таких случаях вырабатывается привычка обходиться полу-достигнутым.
Особенно внимательно воспитатели следят за изменением главных личностных качеств — направленности ценностных ориентации, жизненных планов деятельности и поведения, оперативно корректируют процесс воспитания, направляя его на удовлетворение личностных и общественных потребностей. [4]
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.
2.6 Единство воспитательных воздействий
Этот принцип, называемый также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или, в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений требует, чтобы все лица, организации, общественные институты причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявлял воспитанникам согласованные требования, шли рука об рук) помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воз действие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рас считывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромны психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузи сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние и личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий. [6]
Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия:
1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой — по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Проверенное средство связи школы с семьей — дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого документа позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневников, в других учителя не обращают внимание на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи — индивидуальные компьютерные карточки, используемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому нужно, наоборот, повысить роль дневника, сделав его главным оперативным документом, отражающим текущую жизнь школьника.
3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.
4. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи, или, напротив, семья отрицательно относится к требованиям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.
5. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т.п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.
6. Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей.
7. Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов. [4]
ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ
Всемеханизмы социализации молодежи, так или иначе, касаются решения трех групппроблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных.
Социально-психологическиепроблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, ихсамоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапемолодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание,появляются разные способы их решения.
Естественно-культурныепроблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современномроссийском обществе. Его содержание связано с достижением человекомопределенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти частокасаются региональных различий, поскольку темпы физического и половогосозревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно болеевысокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могутзатрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственностив различных культурах, этносах, регионах.
Социально-культурныепроблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности копределенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений инавыков.
В юношескомвозрасте (18–23 года), можно выявить следующие опасности, которые негативновлияют на процесс социализации, такие как: пьянство, наркомания, проституция;нищета, безработица; стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, втоталитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притязаний и социальнымстатусом; невозможность продолжить образование.
Всеперечисленные проблемы социализации и их решения являются объективнойнеобходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполнеспособна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективныхпредпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственногоразвития, субъектом социализации.
Однаконужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются натом или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делатьего неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставитьперед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно.Гораздо хуже, если нерешенные или не решаемые проблемы не будут осознаныличностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.
В этомслучае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такойличности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесссоциализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоенияличностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой — способностьчеловека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно(или eгo отдельные структуры) мешают удовлетворению его потребностейв социализации.
Следовательно,необходима, с одной стороны, идентификация личности с обществом, с другой — обособлениев нем. Здесь и возможны две крайности, которые приводят личность к тому, чтоона становится «жертвой социализации». Во-первых, в случае полной идентификациис обществом и «абсолютного» принятия его ролевых предписаний и ролевыхожиданий, неспособности хоть в чем-то ему противостоять личность превращаетсяв конформиста. Во-вторых, неприятие многих социальных требованийпринципиального для общества характера способно превратить человека в борцапротив его устоев (что особенно характерно для тоталитарного или авторитарногорежима). Острота этого противоречия сопряжена не только с характером общества,но и процесса социализации, а также влиянием социальных факторов на личность.
Междутем социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности,необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека,его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет местотогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности иинтересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоитсущество перехода объективной детерминации личностной деятельности всубъективную.
Социализациясвязывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального икультурного опыта. Центральное звено социализации — значимая деятельность. Иесли ее нет, энергия направляется на «дискотечно — потребительское»времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянноенавязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело ккризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированиюсиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкомураспространению девиантно-делинквентного поведения. [15]
Примеромтакого поведения может служить массовое распространение алкоголизма средимолодежи.
Врезультате анализа проведенного мною анкетного исследования в общежитии медицинскогоучилища города Борзи Забайкальского края (см. приложение), я пришла к выводу,что пристрастие к алкоголю укоренилось среди молодёжи.
Всегобыло проанкетировано 48 студентов медицинского училища, юноши и девушки.
Порезультатам анкеты — большинство молодых людей подвержены данной вреднойпривычке, в частности: 93% парней и 66% девушек.
Основнойцелью потребления спиртных напитков является повышение настроения – 50% (53% — девушки, 46% — парни).
Крометого, 46% молодых людей употребляют спиртное, чтобы поддержать компанию – также46%; среди девушек более популярна такая причина, как снятие стресса – 53%.
Отказатьсяот предложения выпить уже не могут 20% юношей и 6,7% девушек.
Степень зависимости оталкоголя показана следующими показателями:
· ежедневноупотребляют спиртные напитки 6,7% юношей и 0% девушек.
· не более трёх разв неделю – 67% юношей и 46% девушек.
· не более трёх разв месяц – 33% юношей и 46% девушек (см. приложение).
Таким образом,на лицо виден дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующегоагента выступали улица, общение с какими-либо неформальными молодежнымигруппами, также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет ивоспитывается молодой человек.
Самоеопасное в нынешнем состоянии российского общества — усиливающееся ощущениедуховной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всегопроисходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломкаценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное иосновное здесь — нарастание разочарованности в перспективах, психологии«ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижениенравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой исложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитиена базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясьв стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлятьэту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своихотцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественныепротиворечия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированныйхарактер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждениямолодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальныхмолодежных программ, возможностей получения образования, работы, политическогоучастия.
Из всеговышесказанного можно сделать вывод, что обособленное от прошлого и будущегонастоящее остается в «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходномпространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным(культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляетсякак культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное).
Самооценка молодежьюизменений, произошедших в их жизни, с одной стороны, отражает характерсоциальных перемен (их позитивную или негативную направленность, состояние социумав целом) статичное, динамичное, кризисное, с другой стороны, показывает, какпроисходит процесс социальной адаптации молодых людей к этим переменам. [15]
Социализацияявляется успешной, если имеется, с одной стороны, эффективная адаптациячеловека в обществе, а с другой – способность в какой-то мере противостоятьобществу, а точнее – части тех жизненных коллизий, которые мешают развитию,самореализации, самоутверждению человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можносформулировать некоторые выводы.
Во-первых, преобразования вРоссии осуществляются противоречиво, порождая противоречие между требованиямиобновления, творчества, созидающей инициативы и консерватизмом, инерцией,корыстными интересами. Действенное средство преодоления такого противоречия –реальные подвижки в экономике, социальной сфере, образовании, в развитиидемократии и гласности.
Во-вторых, успех социализациии воспитания молодёжи возможен при использовании позитивных факторов,заложенных в современных общественных отношениях, в образе жизни, инейтрализации факторов, которые мешают осуществлению задач социализации,обучения и воспитания.
В-третьих, в процессеформирования ценностных ориентаций подрастающих поколений на активное участие вобновлении российского общества творчески использовать позитивный социальныйопыт, накопленный Россией и всем человечеством.
В-четвёртых, перестройкасистемы образования и общественного воспитания может быть успешна лишь тогда,когда она станет делом всего общества. Важно переориентировать всю общественнуюжизнь, социокультурную среду, систему воспитания, обучения на молодоепоколение.
В-пятых, систематическипроводить конкретно-социологические и политологические исследования,педагогические и психологические эксперименты по актуальным проблемам молодёжи,на основе которых управлять процессами обучения и воспитания молодёжи.
Таким образом, изучениепротиворечий, проявляющихся в процессе социализации и воспитания молодёжи,создаёт теоретико-методологическую базу формирования государственной молодёжнойполитики, определения эффективных механизмов её реализации.
Что касается принципов воспитательного процесса (принципов воспитания), то это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Проведенноеисследование проблем социализации молодежи показало, что все механизмысоциализации молодежи, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических,естественно-культурных и социально-культурных. Все перечисленные проблемысоциализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. Вслучае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать —конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания. — Л., 1968.
2. Бондаревская Е.В.Воспитание как рождение человека культуры и нравственности / Е.В. Бондаревская.– Ростов-на-Дону, 1991.
3. Выготский Л.С.Собр. соч., т. 2. М., 1990.
4. Гликман И.З.Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов / И.З. Гликман. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176 с.
5. Давыдов В.В.Проблемы развивающегося обучения. — М., 1986.
6. Ильина Т. А.Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. ин-тов.– М: Инфра,2008.
7. Константинов А.С. История педагогики. М., 1995.
8. Лигачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2006.
9. Макаренко А.С.Соч. т. 5, 1960.
10. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.
11. Мельников А.Э.,Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике. — Ярославль, 2008.
12. Педагогика / Подред. Ю.К. Бабанского. — М., 2003.
13. Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
14. Фельдштейн Д.И.Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. М., 1999.
15. Чупров В.И.Социализация молодежи в посткоммунистической России. Социально-политическийжурнал. – 2002. - №6. – С.13-15.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Уважаемый студент!
Просим вас ответить навопросы данной анкеты, анонимность и конфиденциальность гарантируется.Большинство вопросов подразумевают выбор одного из предложенных вариантов, неотносящиеся к вам вопросы можете пропускаmь. Заранее благодарим!
Ваш пол
а) мужской
б) женский
1. Употребляетели вы алкоголь?
а) да
б) нет
2. Скакой целью вы употребляете спиртные напитки? (возможны несколько вариантовответов)
а) чтобы снять напряжение (стресс)
б) чтобы повысить своё настроение
в) чтобы поддержать компанию
г) ваш вариант ответа________________________________________
3. Всегдали Вы можете отказаться от предложения выпить?
а) да
б) нет
4. Какчасто Вы употребляете спиртные напитки?
а) ежедневно
б) не более трех раз в неделю
в) не более двух раз в месяц
5. Какиеспиртные напитки вы предпочитаете?
а) водка
б) пиво
в) вино
г) джины, коктейли
д) свой вариант______________________________________________
6. Знаетели вы о вреде, наносимым организму алкоголем?
а) да
б) нет
7. Считаетели вы, что выпиваемые вами спиртные напитки вредят вашему здоровью?
а) да
б) нет
8. Нравитсяли вам состояние алкогольного опьянения?
а) да
б) нет
9. Какиечувства вызывает у вас человек, отказывающийся от спиртного во время застолья?
а) удивление
б) недовольство
в) обиду, что отказывается выпить с вами
г) жалость
д) свой вариант_______________________________________________
10. Восколько лет вы впервые попробовали алкогольный напиток?
а) до 12 лет
б) 12 – 16 лет
в) 17 – 20 лет
г) после 21
Таблицафиксации данных, полученных в результате проведения анкетирования среди жильцовобщежития медицинского училища города Борзи Забайкальского краяВопрос№ Вариант ответа Кол-во ответов Процентное отношение Общее процентное соотношение Муж. Жен. Муж. Жен. 1. а) 14 13 93% 86% 90% б) 1 2 7% 14% 10% 2. а) 5 7 33% 46% 40% б) 7 8 46% 53% 50% в) 7 3 46% 20% 30% г) 3 2 20% 13% 16,6% 3. а) 12 14 80% 93% 86,6% б) 3 1 20% 6,7% 13,3% 4. а) 1 6,7% 0% 3,3% б) 10 7 67% 46% 56,6% в) 5 7 33% 46% 40% 5. а) 5 33% 0% 16,6% б) 10 1 67% 6,7% 36,6% в) 4 26,7% 0% 13,3% г) 4 7 26,7% 46% 36,6% 6. а) 15 14 100% 93% 96,6% б) 0% 0% 0% 7. а) 5 6 33% 40% 36,6% б) 10 9 67% 60% 63,3% 8. а) 11 8 73,3% 53% 63,3% б) 4 7 26,7% 47% 36,6% 9. а) 5 4 33% 26,7% 30% б) 2 0% 13% 6,6% в) 1 2 6,7% 13% 10% г) 2 13% 0% 13,3% 10. а) 2 1 13% 6,7% 10% б) 10 12 67% 80% 73,3% в) 2 2 13% 13% 13,3% г) 0% 0% 0%