Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание. Методы воспитания

Воспитание.Методы воспитания.

Содержание
1. Введение
2. Воспитание как процесс
2.1 Сущность воспитания
2.2 Направления воспитания
2.3 Стили воспитания
3. Методы воспитания
4. Заключение
Список использованной литературы

1. Введение
Проблемы воспитания иобучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человекакак целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влиянияобучающих и воспитательных воздействий на развитие человека. А именно как егоэмоций, воли, характера, так и мотиваций, ценностных ориентации и интеллекта.Еще Платон писал: «… самым важным в обучении мы признаем надлежащеевоспитание».
«Недостаточно, чтобывоспитание только не портило нас, — нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему».М. Монтень.
В отношении к человекувоспитание определяется следующим образом: это есть преднамеренное воздействиевзрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той долисамостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначениячеловека на земле. Очевидно, что искусство воспитания возникло с самого началапоявления человека на земле. Когда возникли общества и государства, то к чистосемейным целям В. присоединились цели социальные и религиозные. В Китае сдревнейших времен В. имело целью подготовить человека для жизни в семье и сообщитьему премудрость, куда входила религия и наука. Поэтому у китайцев властьродителей над детьми была безгранична и даже взрослые люди должны были быть вповиновении у родителей. У индусов и древних египтян воспитывали для известнойкасты, так что дитя воина или жреца воспитывалось иначе, чем ребенок другихкаст: каждый человек должен быть полезен для своей касты и никакойобщечеловеческой цели воспитания не существовало. У древних персов юношейвоспитывали многостороннее: они должны были быть храбрыми, откровенными, любитьдобродетель и гнушаться пороков; но это относилось к мальчикам, и всевоспитание имело утилитарный характер, подготовляя юношей высшего классаобщества к военной и административной деятельности. В. у спартанцев имелонекоторое сходство с воспитанием у персов: по законам Ликурга, воспитание вСпарте было общественным, т.е.все дети воспитывались сообща под надзоромправительства. Мальчиков приучали к умеренности, выносливости, терпению идисциплине; посредством телесных упражнений их готовили к военной службе. Всеэто относилось только к господствующему классу, именно спартиатам. У афинянвоспитывала прежде всего семья, но государство облегчало обязанности родителей,поощряя некоторые учреждения, где дети получали телесное и умственное образование.идеал воспитанного человека был у афинян шире, чем у спартанцев: от молодогочеловека требовали, чтобы он был не только силен и ловок на войне, но умел бывыказать эти качества и на общественных играх; кроме того, красивая речь,знакомство с музыкой и родной поэзией, а также некоторая ученость составлялинеобходимые качества хорошо воспитанного афинянина.
На протяженииисторического развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился вфокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и в наше время воспитание остаетсяосновной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мереразвития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины.Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшемусложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитаниятрактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предметавоспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

2. Воспитание как процесс
 
2.1 Сущностьвоспитания
Сущность воспитаниязаключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремитсяповлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д.Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности попреобразованию человека или группы людей. Это практико-преобразующаядеятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения исознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентациивоспитуемого. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели ипозиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитываетединство природной, генетической, психологической и социальной сутивоспитуемого, а также его возраст и условия жизни.
Функция воспитательноговоздействия может реализовываться разными способами, на различных уровнях, смножественными целями. Например, сам человек может целенаправленно оказывать насебя воспитательное влияние, управляя своим психологическим состоянием, поведениеми активностью. В таком случае можно говорить о самовоспитании. При этом отпозиции человека в отношении себя зависит выбор воспитательной цели и способовее достижения.
Воспитание —целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию вобщественной и культурной жизни в соответствии с социокультурныминорматиисповными моделями.
По определению академикаИ. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения историческойпамяти популяции.
Структура воспитательногопроцесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания,методов и средств, а также достигнутых результатов.
Воспитание являетсямногофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненныймир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежныеорганизации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средствамассовой информации.
Среди многообразиявоспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную исубъективную.
К группе объективныхфакторов относятся:
• генетическаянаследственность и состояние здоровья человека;
• социальная и культурнаяпринадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
• обстоятельствабиографии;
• культурная традиция,профессиональный и социальный статус;
• особенности страны иисторической эпохи.
Группу субъективныхфакторов составляют:
• психическиеособенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности иинтересы как воспитателя, так и воспитуемого;
• система отношений ссоциумом;
• организованныевоспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп,объединений и всего сообщества.
В ходе истории возниклапотребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. Аименно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике средстви видов воспитания.
Цели воспитания — этоожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные подвоздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательныхакций и действий.
В качестве критериевоценки воспитанности человека принимают:
• «добро» как поведениена благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом);
• «истину» какруководство при оценке действий и поступков;
• «красоту» во всехформах ее проявления и созидания.
Мера воспитанностичеловека определяется следующими критериями: широтой и высотой восхождениячеловека к вышеозначенным ценностям; степенью ориентации в правилах, нормах,идеалах и ценностях общества и мерой руководства ими в поступках и действиях, атакже уровнем приобретенных на их основе личностных качеств.
О воспитанности человекаможно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения вцелом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, поотношению к деятельности и стилю общения.
2.2 Направлениявоспитания
Направление воспитанияопределяется единством целей и содержания.
По этому признакувыделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическоевоспитание. В наше время формируются новые направления воспитательной работы —гражданское, правовое, экономическое, экологическое.
Умственное воспитаниеориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса кпознанию окружающего мира и себя.
Оно предполагает:
• развитие силы воли,памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательногопроцессов;
• формирование культурыучебного и интеллектуального труда;
• стимулирование интересак работе с книгой и новыми информационными технологиями;
• а также развитиеличностных качеств — самостоятельности, широты кругозора, способности ктворчеству.
Задачи умственноговоспитания решаются средствами обучения и образования, специальнымипсихологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственныхдеятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесстворческого поиска, исследования и эксперимента.
Этика составляеттеоретическую основу нравственного воспитания.
Задачи и содержаниенравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этическихтребований общества. В письменной традиции человечества основные постулатынравственного поведения человека были представлены в Библии и Коране.
В качестве основных задачэтического воспитания выделяют:
• накоплениенравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения (в семье, наулице, в школе и других общественных местах);
• разумное использованиесвободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких каквнимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости,скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности иответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства,трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.
Основными критерияминравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы,ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомымлюдям.
Главными задачамитрудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного,ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности,накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанностичеловека.
Для решениявышеозначенных задач используют разные приемы и средства:
• организацию совместноготруда воспитателя и воспитанника;
• объяснение значимостиопределенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всегопредприятия, Отечества;
• материальное иморальное поощрение производительного труда и проявления творчества;
• знакомство с трудовымитрадициями семьи, коллектива, страны;
• кружковые формыорганизации труда по интересам (технического творчества, моделирования,театральной деятельности, кулинарии);
• упражнения по выработкетрудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета,письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовленияизделий из дерева и металла);
• творческие конкурсы исоревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;
• временные и постоянныедомашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенныхобязанностей в трудовых бригадах;
• систематическое участиев общественно-полезном труде, обучение технологиям и приемам организациипрофессиональной деятельности;
• контроль за экономиейвремени и электроэнергии, ресурсами;
• учет и оценкарезультатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи,рационализации процесса и наличие творческого подхода);
• специальнаяпрофессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика,оператора, библиотекаря, сантехника).
Целью эстетическоговоспитания является развитие эстетического отношения к действительности.
Эстетическое отношениепредполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявлятьсяне только по отношению к природе или произведению искусства.
Основными задачамифизического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировкадвигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливанияорганизма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышениеработоспособности человека.
Организация физическоговоспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, вшколе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимомучебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристическихпоходов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактикизаболеваний подрастающего поколения.
Гражданское воспитаниепредполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другимлюдям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять нетолько конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свойвклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственностьза судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы,и становиться гражданином мира.
Экономическое воспитание— это система мер, направленная на развитие экономического мышлениясовременного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны.Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств —бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний,касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономическойрентабельности, налогового обложения.
Экологическое воспитаниеосновано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам иполезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильноеучастие в предотвращении экологической катастрофы.
Правовое воспитаниепредполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за ихнесоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законами Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступаетпоследние.
Историческая и мироваяпрактика показывают, что главная цель воспитания определяется как формированиевсесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельнойжизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножатьценности последнего в будущем.
В целях гармоничного ивсестороннего развития человека осуществляют умственное, нравственное,трудовое, эстетическое, физическое, правовое, гражданское, экономическое,экологическое воспитание.
В качестве егорезультатов выступают личностные новообразования, связанные с осознанием иизменением системы мировоззрения, ценностных отношений, позволяющих выбиратьобраз жизни и стратегию поведения, ориентироваться в языке современнойкультуры. То есть в человеческом и социальном пространстве «добра-зла»,«истины-лжи», «прекрасного- безобразного», «честности-беспринципности»,«любви-ненависти», «дружбы-предательства», «прав и обязанностей» всегдаоставаться человеком.
2.3 Стили воспитания
По стилю отношений междувоспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое,либеральное и попустительское воспитание.
Авторитарное воспитание —тип воспитания, в рамках которого определенная идеология принимается в качествеединственной истины во взаимоотношениях между людьми. Принуждение являетсяосновным путем передачи социального опыта новому поколению.
Авторитарный стильхарактеризуется высокой централизацией руководства, доминированиемединоначалия. Авторитарный педагог всегда очень строго контролируетдеятельность и поведение воспитанников, требователен к четкости выполнения егоуказаний. Инициатива воспитанников нe поощряется или поощряется в строго определенных пределах.
Демократический стильвоспитания характеризуется определенным распределением полномочий междупедагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов ипр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, ипредоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делатьсамостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику спросьбами, рекомендациями, советом.
Либеральный стиль(невмешательство) воспитания характеризуется отсутствием активного участияпедагога в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные делаи проблемы фактически могут решаться без его активного участия и руководства сего стороны.
Попустительский стильвоспитания характеризуется своего рода «равнодушием» со стороны педагога вотношении развития, динамики учебных достижений или уровня воспитанности своихвоспитанников. Главный принцип в деятельности и поведении такого педагога — непрепятствовать любым действиям ребенка как и удовлетворять его любые желания и потребности,возможно, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью иразвитию духовности, интеллекта.
На практике ни один изприведенных стилей у педагога не может проявляться в «чистом виде». Такжеочевидно, что применение только демократического стиля не всегда бываетэффективным. Поэтому для анализа практики воспитателя чаще применяют такназываемые смешанные стили: авторитарно-демократический,либерально-демократический и пр.

3. Методы воспитания
Для решениявоспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов исредств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей изадач.
Воспитатель выбирает ииспользует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку ониявляются «инструментами прикосновения к личности» (А. С. Макаренко), постолькупри их выборе необходимо учитывать все тонкости и особенности личностивоспитанника. Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность решениявоспитательных задач зависит от многих факторов и условий, а также отпоследовательности и логики применения совокупности методов.
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов.
П. И. Пидкасистыйпредлагает следующую группировку методов воспитания:
1) формирующие мировоззрениевоспитанников и осуществляющие обмен информацией;
2) организующиедеятельность воспитанников и стимулирующие ее мотивы;
3) оказывающие помощьвоспитанникам и осуществляющие оценку их поступков.
По характеру методывоспитания делятся на:
· убеждение,
· упражнение,
· поощрение
· наказание.
В классификации И. С.Марьенко названы такие группы методов воспитания, как:
· объяснительно-репродуктивные,
· проблемно-ситуативные,
· методы приученияи упражнения,
· стимулирования,
· торможения,
· руководства,
· самовоспитания.
Классификация методоввоспитания на основе направленности (И.Г.Щукина):
1. Методы формированиясознания личности. (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа,убеждение, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример)
Убеждение предполагаетлогическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценкипроисходящего. При этом на сознание учащихся влияют не столько понятия исуждения, сколько их доказательность. Учащиеся, оценивая полученную информацию,или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.
Убеждение как метод ввоспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодняиспользуются отрывки из различных литературных произведений, историческиеаналогии, библейские притчи, басни. Рядом ученых создаются хрестоматии, вкоторых собран материал для нравственного просвещения учащихся. Метод убежденияиспользуется также при проведении разнообразных дискуссий.
Внушение – этоэмоционально окрашенное воздействие на ребенка с целью создания у негоопределенного состояние или побуждения к определенным действиям. По образномувыражению В.М.Бехтерева, внушение, в отличие от убеждения, входит в сознаниечеловека не с парадного входа, а как бы с заднего крыльца, минуя сторожа –критику. Внушать – это значит воздействовать на чувства, а через них на ум иволю человека. Внушение опирается на имеющиеся у ребенка потребности,стремления. Этот метод в педагогической практике используется достаточношироко. Применение метода внушения способствует формированию чувств,эмоционального переживания требуемого поведения.
Внушение можетосуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так инеречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.).
2. Методы организациидеятельности и формирования опыта общественного поведения. (упражнение,приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение,воспитывающие ситуации)
Упражнения. В освоенииопыта общественного поведения решающая роль принадлежит деятельности. Нельзянаучить ребенка писать, рассказывая, как пишут другие; невозможно обучить игрена музыкальном инструменте, демонстрируя виртуозное исполнение. Эффективностьупражнения зависит от следующих важных условий:
1) системы упражнений; 2)их содержания; 3) доступности и посильности упражнений; 4) объема; 5) частотыповторений; 6) контроля и коррекции; 7) личностных особенностей воспитанников;8) места и времени выполнения упражнений; 9) сочетания индивидуальных,групповых и коллективных форм упражнений; 10) мотивации и стимулированияупражнений.
Адекватность упражненийспроецированному поведению — еще одно условие педагогической эффективностиэтого метода.
Приучение — этоинтенсивно выполняемое упражнение. Его применяют тогда, когда необходимо быстрои на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучениесопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. На жесткомприучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская,где этот метод сочетается с наказанием.
Требование – это методвоспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях,вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника ипроявление у него определенных качеств.
По форме предъявленияразличаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерныимперативность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникамформулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляетсятребование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которыевыражаются интонацией, силой голоса, мимикой.
Косвенное требование(совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем,что стимулом действия становится уже не столько само требование, скольковызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремлениявоспитанников.
3. Методы стимулированияповедения и деятельности. (соревнование, поощрение, наказание).
Соревнование являетсямодификацией метода воспитывающих ситуаций и способствует формированию качествконкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные потребностиребенка к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигаетопределенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальныйстатус.
Поощрением называютвыражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляетположительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждениепозитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различныхвариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав,награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательнойдозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод можетпринести вред воспитанию.
Поощрение должно бытьестественным следствием поступка ученика, а не следствием его стремленияполучить поощрение. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло учащегосяостальным членам коллектива. Оно должно быть справедливым и, как правило,согласованным с мнением коллектива. При использовании поощрения необходимоучитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание – это компонентпедагогического стимулирования, применение которого должно предупреждатьнежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины передсобой и другими людьми.
Известны следующие видынаказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничениеопределенных прав; выражение морального порицания, осуждения.
Наказание должно бытьсправедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижатьдостоинство ученика. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказанииисправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзяторопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливостинаказания и его позитивном влиянии на поведение ученика.
Еще с давних временмногие философы предлагали свои методы воспитания. Они, методы, складывались неслучайно, а в соответствии с укладом жизни разных народов. Поэтому существуетмножество методов воспитания.

4. Заключение
В ходе истории и процессеразвития самой педагогической науки понимание теории и практики воспитанияпретерпело существенные изменения.
Итак, сегодня воспитаниепонимают как:
• передачу социальногоопыта и мировой культуры;
• воспитательноевоздействие на человека, группу людей или коллектив (прямое и косвенное,опосредованное);
• организацию образажизни и деятельности воспитанника;
• воспитательноевзаимодействие воспитателя и воспитанника;
• создание условий дляразвития личности воспитанника, то есть оказание ему помощи и поддержки вслучае семейных проблем, трудностей в учебе, общении или профессиональнойдеятельности.
Разные подходы копределению сущности воспитания подчеркивают практическую сложность имногогранность этого явления.
В целом воспитаниепредставляет собой воспитательный акт, основными составляющими которогоявляются воспитатель (группа воспитателей) и воспитанник (группавоспитанников), вышеозначенный процесс и условия его протекания.

Список использованнойлитературы
 
Бордовская Н., Реан А. Педагогика.М.: Просвещение, 1997.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций:Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — М.:Просвещение, 1998
Макаренко А.С. О воспитании — М.;Политиздат, 1990.
Маленкова Л.И. Воспитание всовременной школе. — М.: Издательский Дом «Моосфера», 1999
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теорияи методика воспитания. М.: изд. Владос. 2004.
Селиванов В.С. Основы общейпедагогики: Теория и методика воспитания. М.: Академия. 2004
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. —С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Lisbon Earthquake Essay Research Paper The earthquake
Реферат Анализ и оценка эффективности производства
Реферат Провал попытки установления парламентской монархии в России
Реферат 60 років від дня народження українського прозаїка Василя Миколайовича Шкляра (народився у 1951 р.)
Реферат 2011--2012 навчальний рік ІІІ етап Всеукраїнської географічної олімпіади Луганська область
Реферат Фьючерсные операции товарных бирж в России.
Реферат Мой отзыв о прочитанной повести Гавриила Троепольского "Белый Бим Черное ухо"
Реферат Доказательственное право
Реферат Субъекты наследственного права
Реферат Соловяненко Анатолій Борисович
Реферат ДОКАЗЫВАНИЕ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Реферат Гносеология материалистического эмпиризма
Реферат Great Gatsby Jay Gatsby Essay Research Paper
Реферат Отчет по практике в ЧТПУП Интерьер-Стекло
Реферат School Choice Public Education Vs Home School