вятский государственныйгуманитарный университет
Реферат по дисциплине
«История образования и педагогическоймысли»
на тему «Воспитание и обучение в Киевской Русии Русском государстве»
Выполниластудентка ОЗО
физико-математическогофакультета специальность «Технология и предпринимательство» гр. Т- 42
БакулинаЛидия Геннадьевна
Проверила: к.п.н., доцент БересневаЛ.Н.
Содержание
Введение
1. Образование и воспитание как способсамосохранения славянских народов
2. Становление древнерусскойнародности и государственности в Киевский период (Х — ХШ вв.)
3. Самобытность и спецификавосточнославянской культуры и образования в Киевской Руси
4. Становление культурно-образовательныхсвязей с Европой в процессе образования русского государства
5. Основные подходы к воспитанию иобучению: латинофинский, византийско-русский, славяно-греко-латинский,старообрядческий
6. Особенности украинского ибелорусского позднего Средневековья
Заключение
Литература
Введение
Образование определяетположение государства в современном мире и человека в обществе.Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многомопределяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сферачеловеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научнойполитики, оптимальной модели реформирования общественных отношений,формирования образа жизни людей.
История образования вДревней Руси мало изучена, хотя интерес к этой теме возник в России более стапятидесяти лет назад в работах М. Лавровского, М.П. Погодина, В.Н. Перетц.Работа М. Лавровского «О древнерусских училищах» положила начало томунаправлению в историографии, которое признало высокий уровень просвещения в ДревнейРуси. Он впервые собрал из летописей сведения о школьном обучении, подверг иханализу и выдвинул ряд положений, вызвавших значительный интерес усовременников.
1.Образование и воспитание как способ самосохранения славянскихнародов
Древние славяне, как ивсе народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающеепоколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыкиземледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость,выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обычай врученияотцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семьеи родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их квыполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членамобщины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло унашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины.Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненнымиявлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях.Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь кродине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.
Великий русский педагогК. Д. Ушинский говорил о сказках: «это,— первые и блестящие попыткирусской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состояниисостязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
В V в. в Киевской Руси были открытыгосударственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников,бояр, «княжих мужей». Князья и церковь создавали также школы, которыеготовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставлялиязычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте вмонастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: азбука, часослови псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов,совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различныерелигиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.
Педагогическая мысль,школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческойтрадиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовалото, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык сосвоим алфавитом.
2. Становлениедревнерусской народности и государственности в Киевский период (Х — ХШ вв.)
Киевский период X — XIIIв.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошлостановление древнерусской народности и государственности, что внеслосущественные изменения в воспитание и обучение.
Характер образования ивоспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния.
В IX в. на территорииВосточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальныйстрой. Введенная в конце X в. князьями официальная государственная религия —христианство — способствовала этому.
Князья и церковь сталираспространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи иизречения педагогического характера, взятые из различных религиозныхисточников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом,беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей. Средствамивоспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианскихобрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическаярелигия, что природа человека греховна, Православная религия рекомендовалатакже в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания,которые якобы должны были искоренять в детях злое начало. Православноевероучение, как и католическое, оправдывало эксплуатацию бедных богатыми,угнетение народа князьями и их приближенными. Но в народе новая христианскаяидеология часто переплеталась с прежним мировоззрением, отражающим отношения,сложившиеся в бесклассовом, родовом обществе. И воспитание детей в широкихмассах населения также велось средствами, исстари сложившимися в условияхпатриархально-родового быта древних славян, лишь отчасти на практику воспитанияоказали влияние христианские представления о сущности и содержании процессавоспитания.
Князья нуждались в том,чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организоватьпобеду над военными противниками, управлять подвластным народом, следить затем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в «ПоученииВладимира Мономаха детям все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместес тем „Поучение… является замечательным памятником, свидетельствующим овысоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в периодсуществования Киевского государства.
Во времясвоего правления (1019—1054) Ярослав Мудрый открывал школы “учениякнижного» не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIIIв. школы существовали уже вПереяславле. Суздале. Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове. Ростове ив других городах. Вначале подобные училища создавались государством прикняжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси онипостепенно переходили в ведение церкви. Это объяснялось двумя причинами:во-первых, освоение христианской книжности было необходимо прежде всегосвященникам — распространителям православной религии в стране, а во-вторых,обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом жесвидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоениекнижной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) тоговремени.
В XIII в. школы «ученья книжного»приходят в упадок. Одной из причин явилось то, что православные священники, необремененные обетом безбрачия, стали часто передавать профессию и связанные сней знания по наследству. В то же самое время священники практиковали обучениеграмоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного воспитания иобучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы.
Русские княжества в XIIIв. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарскихханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло засобой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей.
Однако, как показалиархеологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжаларазвиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно всеверных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильноразорены, например: в Новгородской земле, в Тверском и Владимирском княжествах,в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.
Центром просвещения в этовремя стал Великий Новгород. Ещё летопись 1030 года сообщала, что князь ЯрославМудрый, придя в Новгород, собрал «от старост и поповых детей 300 учитикнигам».
3. Самобытность испецифика восточно-славянской культуры и образования в Киевской Руси
в 988г.в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славянеприсоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру отВизантийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называтьсякрестьянами, т.е. христианами, чего не было ни в одной стране западного мираэпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившеесяза тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианскиепредставления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя сним.
Русьприняла христианство на 500 лет позднее, чем Западная Европа, в период расцветаВизантии. Это обстоятельство благоприятствовало приобщению Киевской Руси кмировой цивилизации. Древняя славянская культура соединилась со зрелым восточнымхристианством и породила древнерусское православие и его понимание воспитаниячеловека.
Грамотность высокоценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотнымилюдьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать «далаего учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмоВасилию в наук пошло;, отдала она петью учить— петье Василию в наук пошло».
Книжный фонд КиевскойРуси насчитывал 130-140 тысяч томов. В начале это была переводная литература –Златоусты, Златоструи и др.
Позднее стали появлятьсяоригинальные произведения – жития русских святых, произведения ораторскогоискусства.
Распространениемграмотности в народе занимались люди, которых называли «мастерами грамоты».Обычно это были дьячки или «мирские люди, для которых дело обученияграмоте стало их основной профессией. Обычно „мастера грамоты подоговоренности с отцом или родственниками ребенка обучали его грамоте у себядома или в семье ученика. Иногда у мастера обучалось одновременно несколькодетей, и таким образом создавалась небольшая школа. Учили по азбуке, часослову,псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества.
В отличие от школЗападной Европы, где все обучение велось на латинском языке, на Руси обучениеграмоте происходило на церковнославянском языке, более близком к разговорнойречи учащихся.
/>
В десятом веке Русьзаимствует славянский алфавит, который был разработан Кириллом и Мефодием.Введённая на Руси кириллица была составлена на основе букв греческого алфавитаи звуков славянской речи.
До 988 года на Русисуществовали просвещённые люди, которые умели читать и писать. Их уменияиспользовались при составлении договоров, которые писались на греческом иславянских языках.
Постепенновсе меньше и меньше греко-византийских источников переводилось на славянскийязык, а преимущество отдавалось религиозным книгам в ущерб книгам учебным(грамматике, риторике, философии и др.), что объяснялось нараставшим влияниемправославной церкви. Настороженность в вопросах веры, доходившая донетерпимости, была вызвана тем фактом, что Русь приняла христианство во времясерьезного осложнения между восточной греческой церковью и западной, латинской.Разделение церквей на православную и католическую (“схизма»)произошло в 1054 г., и этот факт способствовал развитию отрицательногоотношения к «латинянам». Русь сознательно отделяла себя от западнойцивилизации и ее культуры. Когда же впоследствии Византийская империя,гибнувшая под ударами турок, на Флорентийском соборе (1439) заключила «унию»между католической и православной церквями, русская церковь не приняла ее истала настороженно относиться и к византийскому культурному влиянию, фактическизамкнулась в рамках ранее переведенного и освоенного круга литературных источникови созданной к этому времени славянской духовной литературы. Сформировавшийся втаких условиях педагогический идеал во многом обусловил характер и последующееразвитие воспитания и обучения на Руси.
Дляглубокого понимания христианства необходима была определенная образованность,однако в сложившейся ситуации она отсутствовала. Вскоре такое положение сталодаже приветствоваться, так как возникла опасность из-за науки потерять веру.Поэтому в одном из древнерусских поучений написано: «Богомерзостен передБогом всякий, кто любит геометрию, а еще душевные грехи — учиться астрономии»;«Люби простоту больше мудрости, какое тебе дано от Бога готовое учение, тои держи».
Такимобразом, на Руси постепенно сформировался особый, отличный отзападноевропейского, культурный мир, который характеризовался своими взглядамина воспитание и образование, своим отношением к общечеловеческим ценностям,способам передачи их от поколения к поколению.
Выборверы был одновременно и выбором школы, характера образования. В 988 г. КиевскаяРусь приняла православие и князем Владимиром Святославичем (ум. 1015)была открыта первая школа «учения книжного». Великий князь и егоокружение были заинтересованы в распространении новой религии какидеологической основы формировавшегося государства. Владимир заботился ораспространении образования прежде всего среди господствующего сословия.Образование на первых порах насаждалось сверху, так как школа была явлением совершенноновым и воспринималась с опаской. Матери плакали по отданным в школу детям, «акипо мертвецам», не зная, что их ожидает.
Однакоопределенные результаты не заставили себя ждать: к середине XI в. в Киеве уже появились начитанные,обладавшие довольно широкими знаниями знатные люди: великий князь Киевский ЯрославМудрый (ок. 978—1054), его дети, окружение. Сын Ярослава, Всеволод, какотмечал Владимир Мономах в своем «Поучении», изучил пять иностранныхязыков. Была грамотна и Анна, дочь Ярослава, ставшая королевой Франции.Известны документы, подписанные ею: «Анна ръина» (Анна королева), вто же время ее супруг Генрих Iставил лишь крестик.
Занимаясьраспространением просвещения, Ярослав Мудрый создал первую библиотеку приКиевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные произведения сгреческого и с древнеболгарского. Для переписки книг Ярослав привлек большоеколичество писцов. Именно в это время рождалось уважительное отношение славян ккниге. В «Повести временных лет» о книгах говорилось так: «Это —реки, напоминающие вселенную, это источник мудрости, в книгах ведь неумеримаяглубина; ими мы в печали утешаемся: они — узда воздержания. Если поищешь вкнигах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей».
0 характере и направлениисемейного воспитания на Руси в этот период дает некоторое представление сборникнаставлении, относящихся к семейному быту, — «Домострой» (XVI в.)., составленный известнымдеятелем из ближайшего окружения Ивана Грозного — попом Сильвестром. Вероятно,автор этого сочинения был знаком не только с отечественным, но и сзападноевропейским опытом составления подобных произведений. В этом сборникемного внимания уделялось воспитанию детей. «Домострой», обособляясемью от всего окружающего мира, рекомендовал суровые формы обращения хозяинадома с домочадцами, отца — с детьми. В детях требовалось воспитывать любовь кбогу, страх перед ним, умение почитать служителей церкви, беспрекословноповиноваться старшим. Эти советы излагались в особой главе, которая так иназывалась «Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий».Здесь же рекомендовалось обучать детей вежливости, всяким домашним работам иремеслам, матери должны учить дочерей, а отцы — сыновей. В «Домостроеуказано, и какими средствами и методами обучать детей. В главе под названием „Какодетей учити и страхом спасати автор требовал установить в доме строжайшуюдисциплину и заставить сыновей и дочерей, подчиняться установленному порядку. “Любяже сына своего, учащай ему раны...»,— писал он, рекомендуя физическиенаказания и воспевая розгу как спасительное средство воспитания.
Вообще «Домострой»Все наставления, особенно относительно жены и детей, окрашены ветхозаветностью:«должен муж жену свою наказывать и вразумлять наедине страхом, а наказав,простить и попенять»; «Наказывай сына своего в юности его и успокоиттебя в старости твоей и придаст красоты душе твоей; не жалей, бей ребенка, еслипрутом посечешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душуего избавляешь от смерти».
Третьячасть «Домостроя» посвящена устройству дома, содержит хозяйственныерекомендации. Заключает книгу результат использования данных в ней наставлений,представленный на примерах.
4. Развитиекультуры и образования в период феодальной раздробленности и культурнойизоляции времен иноземного ига и борьба за национальную независимость
В XIV—XV вв. в среде посадского населения Новгорода, Пскова, а затеми Москвы появляются еретические движения, получившие название движениястригольников и жи-довствующих. Основателем первого являлся дьякон Карп,бывший, по-видимому, одновременно цирюльником. О взглядах стригольников можносудить по «Поучениям» Стефана Пермского, направленным против них.Стригольники отвергали всю церковную иерархию, которая, по их мнению, строиласьза деньги, «по мзде»; осуждали попов за недостойный образ жизни; непризнавали некоторых молитв, исповеди и т.д. Сами они стремились вести строгийобраз жизни и изучать книги. Стригольники подвергли критике традиционные церковныеформы воспитания и обучения. Они ратовали за обучение детей мирскими учителямииз простонародной среды. Как и деятели Реформации на Западе, стригольникисчитали, что знания книжного характера должны получать все: дети бедных ибогатых, мальчики и девочки.
Позднееих сменили жидовствующие, столь же критически относившиеся ктрадиционно-православной церковной иерархии, не признававшие многие таинства исилу святых мощей. Некоторые из них отвергали основной оплот христианства —триединство Бога. Об этих еретиках писали архиепископ Геннадий, игумен ИосифВолоцкий. Жидовствующие оспаривали некоторые части Священного писания, в первуюочередь Новый завет, одновременно они с большим уважением относились к наукам икнигам. Особенно почитаемы и изучаемы ими были «Шестокрыл» —астрономические таблицы еврейского писателя XIV в. Иммануила-бен-Якоба и сочинение по логике иметафизике философа и врача XII в.Моисея Египтянина.
Жидовствующиепродолжили развитие реформаторских идей в православии, в частности мысль о «самовластии»(свободе воли) человеческой души, отстаивали право человека на образование ит.д. Великокняжеские дьяки Федор и Иван-Волк Курицины, переписчик книг иредактор Иван Черный и другие «еретики» полагали, что человек всюжизнь должен учиться и относиться к изучаемому критически, так как не все «писания»истинны. Такой подход к традиционной литературе можно рассматривать как элементзарождения рационализма. Русские еретики были знакомы с европейскими взглядамина формирование человека, с учебными книгами, проникавшими с Запада.
Русскиевольнодумцы XVI в. — Матвей Башкин, Иван Пересветови др. — стремились возвратить своих сторонников к идеалам первоначальногохристианства — равенство всех перед Богом, любовь к ближнему, милосердие,равенство всех народов и вер. Целью воспитания человека они считали не простоеусвоение преданий, а формирование самостоятельного «духовного разума»,осмысленного отношения к книжному знанию. Все это сближало их с идеямипротестантов Западной Европы. Развитие еретических мыслей на Руси заставлялослужителей ортодоксального православия выступать с их критикой и побуждало кболее серьезному отношению ко всей христианской литературе.
Педагогическаямысль в XIV—XVI вв. развивалась прежде всего в среде монашества. В XV в. выдающийся мыслитель НилСорский (ок. 1433—1508) попытался обобщить опыт монастырского воспитания иобучения, опираясь на осмысление практики воспитания в Византии. Свои взглядына пути достижения этой цели он изложил в руководствах по духовномусовершенствованию человека — «Предании» и «Уставе о скитскойжизни». В них он предлагал использовать в процессе воспитания совокупностьразличных средств, методов, приемов духовного самосовершенствования: беседы сопытными старцами, постоянное чтение и осмысление книг Священного писания,чтение и переписывание для себя и братии наставлений отцов церкви, сочиненийвизантийских богословов, «рукоделие» (переплетное дело, выпечкахлеба, плотницкое и кузнечное дело и т.п.), пение, исполнение христианскихзаповедей, молитвы, подражание житиям святых и т.д.
Цельювоспитания, по Нилу Сорскому, являлось достижение духовного совершенства непутем умерщвления плоти, а в процессе напряженной мыслительной деятельностивоспитанников. Незадолго до своей смерти он составил завещание, в которомпредстал человеком, ценившим книги и заботившимся о них: «прочие книги ивещи Кириллова монастыря, что мне давали по любви Божией, — чье что есть, томуи отдать; или нищим; или монастырю какому-нибудь; или откуда-то хри-столюбцакакого-то лицевую книгу — тем и отдать».
В XIV – XVI в.в. получают развитие тевоспитательно-образовательные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху.В феодальных странах Западной Европы под давлением экономических факторовувеличивалось количество школ и университетов, которые сохраняли и укреплялитрадиции обучения, тесно связанные с классическим античным образованием. НаРуси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влиянияна систему образования, не требовало введения школьного обучения. Основу квзрослой, самостоятельной жизни подготовки составляло овладение трудовыминавыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традициипрофессионального обучения. Чаще всего ремесло передавалось от отца к сыну, ноиногда детей отдавали на выучку к мастеру-профессионалу, который принадлежал ктому же сословию. Обучение грамоте, чтению, счету могло также происходить всемье, у грамотного родственника либо на дому у «мастера грамоты».Такого рода обучение было частным, платным, как говорили тогда, «за мзду».Учителями становились светские лица — мелкие служители канцелярий, приказныхизб и т.д., а также представители низшего духовенства — певчие, чтецы, диаконы.
В конце XVI в. на Руси появились первые печатныеучебники — азбуки. Основоположником отечественного книгопечатания считается ИванФедоров (ок. 1510—1583). В 1574 г. во Львове и в 1580—1581 гг. в Остроге ониздал знаменитые буквари, впитавшие опыт учительской работы мастеров грамотыпредшествующих веков. В послесловии к «Букварю» (1574) Иван Федоровизложил некоторые методические требования к использованию этих изданий. Самоназвание послесловия — «Обращение к детям и родителям» — говорит отом, что букварем могли пользоваться и дети и родители, а обучение грамотерассматривалось как дело семейное.
Зарелигиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священниковвходило обучение основным догматам христианского вероучения, воспитаниеуважения к церковным и светским властям. Религиозно-нравственное воздействие сочеталосьс элементарным обучением, большая ' часть «училищ» находилась приприходских церквях.
Связьмежду образованием и церковью все более укреплялась. Грамота по-прежнемуизучалась ради возможности читать одобренные церковью книги, чтению и письмуобучали, как и раньше, по Псалтыри, Часослову, Евангелию. Формировалосьпредставление о том, что школа есть «церковный угол», и зачастуюневозможно было различить, где кончается одно и начинается другое. Характертакой школы — церковно-религиозный, «душеспасительный» — соответствовалобщему духу времени и всему жизненному укладу. При этом, как отмечал известныйисторик отечественной школы П.Ф. Каптерев, три черты были свойственны русскомуобучению в то время: «продолжительность, многий труд и битье».Физические наказания использовались постоянно, обучение было трудным,однообразным и не соответствовало особенностям и возможностям детскоговозраста, поэтому оно не могло обходиться без насилия.
Существовавшиетогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либоновая организация образования казалась ненужной, и до XVII в. государственных школ грамоты в России не было. Какотмечал историк В.О. Ключевский, главное внимание уделялось усвоению детьмижитейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считалисьнеобходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей: учение оспасении души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведениядомашнего хозяйства. Все это и составляло содержание общего образования вДревней Руси.
Обучениеребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и в целом дети всех сословийполучали весьма ограниченное начальное образование. Тот, кто тянулся к книге изнаниям, должен был трудиться самостоятельно. Но повседневная жизнь, какправило, не требовала больших знаний.
Повышенныйуровень образования был нужен только тем, кому предстояло занять место нагосударственной службе или в церковной иерархии. Однако людей длягосударственной службы требовалось в то время немного, чаще всего на нееприглашали иностранцев (медиков, переводчиков, архитекторов и т.п.) Естьсведения о том, что некоторые из русских обучались за границей, в частностиесть предположение, что в Краковском университете обучался Иван Федоров. Однаковыезды за границу не одобрялись ни церковью, ни государством, к овладениюевропейскими языками и науками традиционно относились с предубеждением, к томуже православная вера и незнание латыни препятствовали обучению в Европе.
Источников,позволяющих судить об уровне грамотности в этот период, очень мало. Конечно,высшие сословия были более образованны. Князья, бояре должны были управлятьстраной, крупными вотчинами, и сохранившиеся деловые документы показывают, чтоих составляли не только профессиональные писцы, но и частные лица. В отношениираспространения грамотности среди низших сословий сказать что-либо очень сложно.
Самымобразованным сословием было духовенство. Конечно, православная религиязначительно ограничивала роль разума в делах веры, считая, что постижение Богавозможно лишь путем созерцания, нравственного подвига, через религиозноечувство. Однако само православие требовало определенных книжных знаний. Важнымобстоятельством, подтвердившим необходимость образования для духовенства,явилась борьба с еретическим вольнодумством, которую в XIV— XVI вв.вынуждена была вести православная церковь. В результате к этому временипроизошло укрепление положения таких очагов образования, как монастыри.
Вмонастырях можно было получить широкое по тем временам образование. Конечно,акцент традиционно делался не столько на усвоении суммы знаний, сколько нанравственно-религиозном воспитании, духовном самосовершенствовании. Среди всехмонастырей того времени выдающимися образовательными и книгописными центрамибыли Чудов, Спасо-Ан-дрониковский, Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский инекоторые другие, поддерживавшие и развивавшие книжные традиции. По принятым исохранившимся на Руси византийским правилам монахи были обязаны часть времени,свободного от церковной службы, уделять чтению и переписке книг.
Средибелого духовенства совершенно неграмотных людей, скорее всего, не было, так какиначе они не могли бы выполнять свои обязанности. Вместе с тем существует такжемнение о низком уровне грамотности среди священников в этот период. Так, вконце XV в. на это указывал новгородскийархиепископ Геннадий, отмечавший, что многие священники не способны правильночитать богослужебные книги, занимать церковные должности, а также не всостоянии бороться с богословски образованными вольнодумцами. Эти фактызаставили задуматься о подготовке более образованных священнослужителей. В 1551г. Стоглавый Собор вынес специальное решение об организации в домах священниковучилищ, подготавливающих детей ко второй ступени обучения, в основе которойбыло освоение книжных, церковных знаний. Однако это постановление осталось лишьна бумаге.
В XVI в., в период правления ИванаГрозного, террор, крестьянские и городские волнения, разруха фактическиприостановили экономическое и культурно-образовательное развитие страны
Во второй половине XVIIв. увеличилось, особенно в Москве, количество школ, дающих повышенноеобразование. Были открыты новые греко-латинские школы, а также школы,называвшиеся грамматическими, в которых изучали грамоту, церковнославянскую игреческую грамматику, риторику, математику.
В 1686 г. открыласьМосковская славяно-греко-латинская академия. Многие из учеников академии сталиавторами учебников, преподавателями академии и других школ, а в XVIII в.—активными участниками петровских просветительных реформ. В академии получилобразование составитель прекрасного руководства по арифметике,использовавшегося в русских школах в первой половине XVIII в., ЛеонтийМагницкий. Здесь же учились великий русский ученый М. В. Ломоносов, первыепрофессора Московского университета и другие крупные деятели русской культуры.
Развитие науки,увеличение количества образованных людей, организация типографий благоприятноотразились на выпуске учебной литературы. Ее стало больше, и она сталаразнообразнее. Относительно большими тиражами выходили азбуки, буквари,азбуковники и другие учебные и детские книги для школ и домашнего. обучения.Большой популярностью пользовался неоднократно переиздававшийся в то времябукварь Василия Бурцева. Он начинался с азбуки, в которой были буквы и склады,числа, образцы спряжений и склонений. Затем следовала азбука толковая, вкоторой содержались нравоучительные изречения, заповеди, притчи, т. е. рассказыиз священного писания, а также различные назидания. В некоторых азбукахпомещались поговорки, пословицы, вопросы и ответы, формы деловых бумаг. Дляобучения и домашнего детского чтения издавались также так называемые потешныелисты и книги. Это были картинки из географии, истории, изображающие природныеявления, бытовые эпизоды, занятия жителей различных стран.
5. Становлениекультурно-образовательных связей с Европой в процессе образования русскогогосударства
Отдельныерусские мыслители и учителя XVI в.были людьми достаточно образованными и по греческим, и по европейским меркам.На русский язык ими были переведены такие важные в философском отношениисочинения, как «Диалектика» Иоанна Дамаскина, «Логика Авиасафа»(фрагменты из произведений арабского ученого аль-Газали), «Книга,глаголемая логика» Маймонида и др.
Однаконе западная мысль, а внутренняя умственная деятельность, по мнению православныхдеятелей, должна была спасти мир. Вызывает интерес факт переселения в Россию изЕвропы Максима Грека, в миру — переводчика, мыслителя, гуманиста эпохиВозрождения (Михаил Тршолис, ок. 1470—1556), который был приглашен вМоскву князем Василием III в1518 г. и поселился в Чудовом монастыре. Здесь он начал свою переводческую ипросветительскую деятельность, однако вскоре за осуждение монастырскойземельной собственности и несогласие с отделением отечественной православнойцеркви от византийской епархии был сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь, а затемотправлен в заточение в Тверской Отроч монастырь. Только в конце жизни МаксимГрек был оправдан, поселился в Троицко-Сергиевом монастыре, где и скончался.
Помимоновых крупных переводов, таких, например, как Псалтырь, он был авторомнескольких сочинений по грамматике, причем считается, что именно под влияниемМаксима Грека на Руси во второй половине XVI в. стали изучать грамматику как особый учебныйпредмет. Он называл грамматику «началом входа» к широким знаниям,придавал ей особое философское значение. Среди его учебных пособий длямонастырских училищ можно отметить «О грамматике», «О пользеграмматики», «Лексие — неведомые речи».
Интереснымысли Максима Грека относительно развития просвещения на Руси. Будучисторонником европейского образования, высоко оценивая западные университеты,преклоняясь перед мудростью античных философов, он в то же время осторожноотносился к светскому знанию. Разделяя все науки на внешние (полезные впрактической деятельности) и внутренние (ведущие к духовномусамосовершенствованию), он отдавал безусловное предпочтение последним. При этомпервостепенную роль он отводил воспитанию в человеке таких нравственныхкачеств, как вера, кротость, послушание, мудрость, любовь к Родине. Овладениеже содержанием традиционных школьных предметов он считал делом более простым именее значимым для духовного развития и спасения человека.
Во время порабощенияКиевской Руси монголо-татарскими ханами западные и юго-западные русские княжестванаходились в зависимости от Литвы, а в конце XIV в. вошли в составобъединенного Польско-Литовского государства. Польские паны жестоко угнеталибелорусов и украинцев, старались насильственно ополячить их и обратить вкатоличество, неистово преследовали православие. Эти попытки культурного инационального порабощения встречали резкий отпор украинцев и белорусов, которыев целях борьбы против полонизации и католической церкви создавали особыерелигиозно-национальные братства, открывали противостоявшие польскимкатолическим школам братские школы, которые работали на основе уставов,называемых также «Порядок школьный».
В уставах говорилось отом, чтобы учитель был демократичным, не делал различий между учениками взависимости от богатства или общественного положения: для него и богатый, ибедный, и сирота, и нищий—все должны быть равными. Учителю рекомендовалосьтакже относиться к детям гуманно, внимательно, наказывать их «не тирански,а наставнически, не сверх меры, а по силам, не с буйством, а кротко и тихо».
Вбратских школах был высокий уровень организации учебной работы, применяласьпродуманная методика задавания на дом уроков, учитель в школе и родители домауделяли много внимания проверке знаний учащихся, а также повторениюпройденного. В школе было не индивидуальное, а групповое обучение учащихсяодинакового уровня знаний. В братских школах Украины и Белоруссии зародилась ипрактически складывалась классно-урочная система.
В XVII в. в связи с начавшимся сближениемсо странами Европы, проникновением в Россию элементов западной системыобразования произошло разделение русского общества на сторонников традиционногоотечественного воспитания и обучения и приверженцев европейских форм исодержания образования. Большую роль в эту эпоху сыграла польская культура,оказавшая как непосредственное, так и опосредованное (через украинскую ибелорусскую образованность) воздействие на российскую культуру. С польскогоязыка на русский были переведены различные трактаты и учебники: «Космография»Меркатора, «Великое зерцало» иезуита И. Майера, «О строениичеловеческого тела» Везалия, «Селенография» (описаниеповерхности Луны) Я. Гевелиуса, «Естествознание» М. Скотта и др.
6. Основныеподходы к воспитанию и обучению: латинофинский, византийско-русский, славяно-греко-латинский,старообрядческий
В XVIIв. в педагогической мысли и школьном деле происходит размежевание, вызванноесближением с Западом и различным отношением к западной культуре иобразованности. Во второй половине века определились четыре основных подхода к воспитаниюи обучению:
1)латино-фильский (С. Полоцкий, С. Медведев);
Ксторонникам развития в России западноевропейского просвещения относились СимеонПолоцкий (1629—1680), Сильвестр Медведев (1641—1691), СтефанЯворский (рубеж XVII— XVIII вв.). Их деятельность включала какорганизацию новых учебных заведений, так и создание учебных книг,способствовавших обогащению отечественной педагогической мысли.
СимеонПолоцкий являлся автором ряда сочинений: «Псалтырь рифмованная», «Вертоградмногоцветный», «Обед душевный», «Букварь языка славенска»,а также более 200 проповедей и поучений. В них отражены его педагогическиеидеи: окружающий мир он называл книгой, написанной Богом, и задача учителя, поего мнению, состояла в том, чтобы научить детей читать эту книгу. От учителязависело, что будет в ней изображено. Обучение должно было осуществляться натрех языках: латинском, греческом и родном. Симеон Полоцкий считал необходимымосуществлять светское воспитание юношества. Реализации этой задачи немалосодействовал устроенный им школьный театр, который одновременно помогалпреподавать риторику, развивать у учеников дикцию, память, воображение,овладевать ораторским искусством.
Напедагогические воззрения Симеона Полоцкого большое влияние оказали годы,проведенные в Киево-Могилянской академии, полученное там образованиезападноевропейского типа. Необычным для России мыслителем-педагогом предстаетон в своих произведениях, содержащих идеи о том, что философия есть «наставницав нравах»; о необходимости самопознания как пути к постижению человеческойдуши и как начала всеобщего знания («Не знающий себя, ничего не знает»);мысли об оправдании человека перед Богом ежедневным, активным трудом. В связи сэтим у Симеона Полоцкого были серьезные разногласия с православной церковью: нацерковном соборе 1690 г. его книги были преданы анафема.
Однако идревнерусские традиции воспитания и обучения не отвергались Симеоном Полоцким.Так, большое внимание он уделял домашнему, семейному воспитанию. И в целом егопедагогические представления были достаточно близки устоявшимся, отечественнымидеалам. В вопросе физических наказаний он следовал сложившейся практике,считая их одним из необходимых средств воспитания.
2)византийско-русский (Е. Славиницкий, Ф. Ртищев, К. Истомин);
ЕпифанийСлавинецкий (1600—1675),Федор Ртищев (1626— 1673), Карион Истомин (конец 1640-х — 1718), Иоанникий(1639—1717) и Софроний (1652—1730) Лихуды являлись в XVII в. сторонниками грекофильскогообразования, ориентированного на византийско-русскую традицию. Епифаний Славинецкийв сочинениях «Рассуждения об учении греческому языку», «Лексиконфилологический» обосновывал необходимость сочетания умственного инравственного воспитания, школьного образования с традициями русского «учениякнижного».
Во второй половине XVII в.Епифанием Славинецким была составлена замечательная педагогическая «книгапод названием „Гражданство обычаев детских“, представлявшая собойсвод правил поведения в обществе — среди взрослых (в этом смысле и употреблентермин „гражданство“), сверстников, в школе и дома. В книгесодержались правила „благонравия —“благочинного», приличногоповедения детей. Правила касались манер ребенка и подростка: выражения лица,мимики, позы, прически, ухода за зубами. В последующих главах рассказывалось отом, как детям вести себя в церкви, за столом во. время еды, при встречах, вучилище; как они должны готовиться ко сну, ложиться и вставать утром; всборнике имелась специальная глава «Об игрании».
Советы ЕпифанияСлавинецкого были для того времени психологически обоснованными. Они проникнутылюбовным отношением к ребенку. В книге содержалось много ценных гигиеническихправил, способствующих физическому развитию, укреплению здоровья, сохранениюбодрого настроения. Говоря о моральных поступках детей, Епифаний Славинецкий подчеркивал,что внешнее поведение ребенка является проявлением его внутренних качеств. Онуказывал также на связь нравственности детей с их умственным развитием.
ЕпифанийСлавинецкий считается переводчиком на русский язык книги Эразма Роттердамского «Гражданствообычаев детских». Он разделил весь текст на вопросы и ответы, которые учатнормам бытового поведения, светскому образу жизни, манерам, гигиене тела,умению одеваться, играм, отдыху и т.д. Эта книга была адресована в первуюочередь детям. Потому излагаемые правила сопровождались своеобразнымипримерами, чтобы сделать текст доступным детскому восприятию. Перевод этойкниги, в которой давались наставления почти исключительно по поводу внешнегоповедения, был осуществлен в то время, когда Россия стала сближаться с ЗападнойЕвропой и возникла необходимость в овладении европейскими манерами. Переводтакого рода сочинения явился неожиданным для России, в педагогических обычаяхкоторой было составление наставительно-поучительных сборников типа «Домостроя».Вероятно, поэтому Епифаний Славинецкий предварил основной текст о формированиипривычек правильного поведения в обществе традиционными рассуждениями онеобходимости в первую очередь религиозно-православного воспитания, затем — оважности школьного светского обучения и только потом об овладении культуройповедения. Таким образом, автору перевода удалось сохранить для отечественныхчитателей главную педагогическую задачу — воспитание христианина.
Появление«Гражданства обычаев детских» в XVII в. свидетельствует о том, что еще до петровских реформ вРоссии начало усиливаться внимание к светской, европейской культуре. Несмотряна определенную адаптацию этого сочинения к российским условиям, можно говоритьо возникновении новой тенденции в отечественном педагогическом сознании:развития интереса не только к внутренней, духовной, но и к внешней, мирскойжизни личности.
3)славяно-греко-латинский (И. и С. Лихуды);
Первымучебным заведением со значительным числом учащихся была Типографская школа,основанная в 1681 г. иеромонахом Тимофеем. Ей были отданы палаты при Печатномдворе. В младшем классе учились по азбуке (50 человек в первый год работы), встаршем — по Псалтыри (10 человек в первый год работы). Постепенно количествоучеников увеличивалось, расширялась программа: изучали уже не толькославянский, но и греческий языки. Со временем школа превратилась в своеобразноеучебное заведение, которое одновременно было и начальной школой, и училищем дляподготовки переводчиков Печатного двора.
Следующимшагом стало открытие школы в Богоявленском монастыре в Москве в 1685 г.греческими монахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами, учившимися вИталии и ставшими докторами Падуанского университета. Эта школа повышенногоуровня уже приближалась по типу к западноевропейским университетам. Первымипосещать ее начали старшие ученики Типографской школы и школы Чудова монастыря.Братьям Лихудам было разрешено преподавать все свободные науки на греческом илатинском языках. Учителем греческого языка был Карион Истомин, учитель царевичаПетра Алексеевича и автор многих учебников.
Важноотметить, что границы между средними и высшими школами в России в XVII в. были размыты. Все зависело отуровня образованности преподавателей и целей учебного заведения.
4)старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум). Они были порождены двумявзглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем получили названиезападников и славянофилов.
Крайнеотрицательно против всех новшеств в обучении и воспитании выступили в этотпериод старообрядцы — протопоп Аввакум (1620/1621—1682), его ученикАвраамий (казнен в 1672 г.), поп Лазарь и дьякон Федор, сожженные вместе сАввакумом в 1682 г.
Аввакумвыступал против изучения «внешних наук» и иностранных языков. Онаргументировал свою позицию словами о том, что Христос не изучал диалектики икрасноречия, а потому ритор и философ не может быть христианином: «Лучшебыть с сею простотою, да почиет в тебе Христос, нежели от риторства ангеломслыть без Христа». Обращаясь к боярину Федору Ртищеву, он убеждал этогогосударственного деятеля отказаться от латинского и греческого образования впользу русского православия. В его представлении «христианин» и «русский»являлись синонимами. Достоинством «ученья книжного» Аввакум считалтрадиционный путь формирования «внутреннего человека», основныекачества которого — «мужество, мудрость, правда и целомудрие».Недостаток латинской и греческой школы, по его мнению, состоял в увлечении «внешниммудрствованием» и забвении духовно-религиозного формирования человека.
Такимобразом, к концу XVIIв. проблемасоотношения веры и знания приобрела в российском сознании особую остроту ивыразилась в оформлении трех основных подходов к воспитанию и обучению, которыеусловно можно обозначить как латинский, грекофильский и старообрядческий.Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, чтостарый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностямнового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришлаорганизация школьного дела по западноевропейским образцам.
7. Особенностиукраинского и белорусского позднего Средневековья
В ХVI веке на территорииЗападной Украины и Белоруссии, которые отошли к Польше и Литве, сталиоткрываться братские школы. Главной их целью было сохранение веры иязыка. Они были хорошо организованы, носили договорный характер (отец ребёнкаподписывал договор со школой и давал обязательство не забирать ребёнка из школыдо конца срока обучения). Особенности этих школ:
- Были разработаны уставы школ (ректор и учителя избиралисьобщим собранием братства. Также избирались два попечителя. Каждый член братствамог посещать школу для ознакомления с её работой)
- Применялась классно-урочная система
- Предъявлялись высокие требования к учителям (Учитель долженбыть «благочестив, рассудителен, смиренно мудр, кроток, воздержлив, непьяница, не блудлив, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворец, несквернослов, не чародей, не басносказатель, не способник ересей»)
Первойукраинской братской школой была Львовская (1586 год). Особое внимание уделялосьобучению славянскому языку. В ХVI-ХVII веках учителя братских школ составили несколько печатныхславянских грамматик («Грамматика доброглаголивого эллинословенского языка»Львовского братства в 1591, «Грамматика словенского языка» ЛаврентияЗизания (1596, Вильно), «Грамматика словенская», составленнаяМелетием Смотрицким (Киев) и изданная в 1619). Также преподавались греческий илатинский языки, грамматика, риторика, диалектика (гуманитарные науки, такназываемый тривиум) и некоторые элементы квадривиума (арифметика, геометрия,музыка, астрономия).
Многиедемократические черты братских школ Украины, являвшихся передовыми школамисвоего времени, созвучны прогрессивным принципам Коменского. Нельзя не отметитьроль братских школ в борьбе за воссоединение Украины с Россией.
Ведущиепросветители того времени – Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий и первыйдоктор философии Палладий Роговский. Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкийбыли приглашены в Московское государство боярином Петром Ртищевым для открытия школыповышенного обучения. (первые прообразы ВУЗ) Позднее при Андреевском иСпасском монастырях были открыты греко-латинские школы. В них изучалисьгреческое и латинское богословие.
Славинецкийразработал правила для обучения детей.
Полоцкий былучителем царевны Софьи. Также при его участии была открытаславяно-греко-латинская академия.
Славяно-греко-латинскаяакадемия.
Симеон Полоцкийв 1682 году составил «Привилегию» (учредительную грамоту) академии,но она сначала не была утверждена царём.
По этому проектув академию должны были приниматься только православные люди. Академия имелацелью подготовку образованных людей, необходимых государству и церкви. Проектомнамечалось преподавание «семи свободных наук» (т.е. грамматики,риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки), богословия и «наукиправосудия». Основными преподавателями академии были два учёных греческихмонаха – братья Ионикий и Софроний Лихуды.
Академияготовила не только духовенство, но и учащихся для медико-хирургических школ.
Заключение
К ХVIII веку Россия сталаобширным многонациональным государством. Развивалась промышленность,укреплялось международное значение страны. Наступало время Петра I, время реформ. Такихкак введение гражданского алфавита, возникновение периодической прессы и,конечно, открытие первых светских ГОСУДАРСТВЕННЫХ школ. Новые науки, всоответствие с интересами государства, стали появляться в списках изучаемых:навигация, геодезия, новые направления математики.
Образование вРоссии поднялось и окрепло, изменяясь вместе со страной. Уходили в прошлоестарые методы, уступая место новым, развивались изучаемые предметы, появлялисьсвои поводы для гордости. Прошло время и России уже не надо было приглашатьиностранных учителей. Появились и «в своём отечестве» образованныелюди. И страна продолжила своё развитие. Теперь у неё уже было всё для развитияСВОЕЙ педагогики…
Литература
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русскогогосударства XIV-XVI в.в. M. 1985.
Антология педагогической мысли России XVIII в. М.1995.
Герцев А.И. Огарев Н.П. О воспитании иобразовании. М. 1990.
История педагогики. М. 1988.
Очерки истории школы и педагогической мысли народовСССР с древнейших времен до конца XVII в. М. 1989.
Ушинский К.Д. Избр.пед.соч. М. 1974.
Чернышевский Н.Г. Избр.пед.соч. М. 1983.
Антология педагогической мыслиДревней Руси и Русского государства ХТС—ХУЛ вв. / Сост. С Д. Бабишин, Б.Н.Митюров. М., 1985.
Антология педагогической мыслиУкраинской ССР / Сост. Н.П. Ка-лениченко. М., 1988.
Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы высшеготипа в Древней Руси // Сов. педагогика. 1972. № 8. С. 94—100.
Буш В.В. Памятники старинного русскоговоспитания (К истории древнерусской письменности и культуры). Пг., 1918.
Изборник. Сборник произведенийлитературы Древней Руси / Сост. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М., 1969.
Кузьмин А.Г. Славянское древнейшее письмо — «черты»и «резы» //Древняя Русь и славяне. М., 1978.
Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание иобразование в России (X —начало XX в.): Учеб. пособие