Реферат по предмету "Педагогика"


Клинико-педагогическая классификация нарушения речи

Дислалия
Формыдислалии
Мономорфная(простая) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц илиШ-Ж-Ч)
Полиморфная(сложная) — страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)
Физиологическая(возрастная) — нарушение звукопроизношения до 5 лет, обусловленныенедостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама. Этаединственная форма дислалии, которая присутствует у всех людей, на определенномэтапе развития.
Функциональная- нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционномаппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом ипериферическом артикуляционном аппарате.
Органическая(механическая) — обусловлена наследственными, врожденными или приобритеннымианатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.
Причиныфункциональной дислалии
Соматические- физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хроническихзаболеваний организма (расстройство пищеварения, частые простудные заболевания)
Социальные:
Педагогическаязапущенность (родители не исправляют недостатки в речи детей и не демонстрируютобразцов правильного звукопроизношения, бывает в неблагополучных семьях — алкоголиков или сильно занятых бизнесменов)
Двуязычиев семье (Когда родители разговаривают на разных языках, ребенок вставляет водин язык другой. Например французский + русский = горловой звук «Р»)
Образецнеправильной речи в окружении ребенка (по подражанию)
Выборнеправильной артикуляции
Недоразвитиефонематического слуха. Физический слух может быть сохранен, а фонематическийнарушен
Причиныорганической (механической) дислалии
Органические- связанные со строением органа (языка, десны, зуба и др.)
Наследственные- передаются из поколения в поколение (редкие зубы, выдвинутая вперед нижняячелюсть и др.)
Врожденные- дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития
Приобретенные- дефекты, возникшие в момент родов или в течении последующей жизни (удаленныезубы, переломы челюстей и др.)
Проявления
Дислалияможет проявляться в форме:
Наиболеечастыми являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы)или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетическиесигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т. п.) и парасигматизмы(призубный, свистящий, шипящий и т. п.).
нарушенияпроизношения сонорных звуков р, рь, л, ль, представлены двумя группами имеющимисамостоятельные терминологические оформления.
нарушенияпроизношения сонорных звуков л, ль, — ламбдацизм и параламбдацизм.
нарушенияпроизношения сонорного звука «Р» (рь) — ротацизм и параротацизм. ПросторечноеКартавости — нарушения произношения звука [r], замены его на увулярное [R],[j], [l], [γ] или гортанную смычку [']. Как правило, картавость вбольшинстве случаев не является врождённым дефектом речи. Реализация фонемы /r/как [R] во многих языках (например, французском, немецком) является нормой иливариантом нормы.
нарушенияпроизношения заднеязычных звуков г, г ь, к, кь, х, хь — имеют самостоятельноеназвание соответственно гаммацизм, каппацизм, хитизм. Некоторыми авторами ониобъединяются в одну группу «гаммацизм» или «готтентотизм».
нарушениезвука «й» носит название йотацизм.
Редковстречаются нарушения других согласных звуков.
дефектызвонкости — расстройство звукопроизношения: замена звонких согласных глухимиили их смешение [1. с. 126].
дефектымягкости — расстройство звукопроизношения: замена мягких согласных твердыми илиих смешение [1. с. 126].
Влогопедии используют для более точной фиксации в речевой карте обозначения:(греч. название буквы)+суффикс(изм) для нарушений звукопроизношений ипара+(греч. название буквы)+суффикс(изм) для обозначения дефекта появляющегосяв замене одного звука другим.
Проявлениядислалии также называют дефектами звукопроизношения. Помимо дислалии к дефектамзвукопроизношения относят дизартрию, ринолалию.
Дислалиясенсорная (сенсорное косноязычие) является следствием нарушений функцийслухового аппарата.
Квозрастным особенностям развития относится неправильное произношение некоторыхзвуков до периода замены молочных зубов на постоянные — молочное косноязычие.

Ринолалия
Вмедицинской терминологии
Ринолалиярассматривается только как синдром гнусавости. Гнусавость — изменение тембраголоса и искаженное произношение звуков, обусловленное нарушением резонаторнойфункции носовой полости. Здесь различают два варианта Г.:
•Г. закрытая (rinolalia clausa) — Г., наступающая в результате нарушенияпроходимости полости носа или носоглотки [5]. Этот дефект соответствуетлогопедическим понятиям ринофония/палатофония (см. ниже).
•Г. открытая (rinolalia aperta) — Г., характеризующаяся тем, что во времяпроизнесения всех звуков речи воздух проходит не только через рот, но и черезнос[5].
Логопедическаятрактовка синдрома
Здесьсиндром ринолалии дифференцируется более детально и трактуется несколько шире.
Специалисты-логопедыболее детализируют как варианты гнусавости, так и содержание самого определениятермина « ринолалия », в частности, в отечественной логопедии принято различатьринолалию и ринофонию как отдельные нозологические единицы и выделять внутриэтих синдромов отдельные формы. Это необходимо при определении направления ипри планировании объема логопедической работы.
Ринолалия(греч. rhinos нос + греч. lalia речь) — вид органической дислалии; расстройствозвукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного впроцессе речи резонирования в носовой полости; такое нарушение резонансапроисходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствиелибо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердогонёба, либо расстройств мягкого нёба; различают открытую, закрытую и смешаннуюР.
•Р. закрытая — расстройство звукопроизношения, которое выражается в изменениитембра голоса; причинами Р.з. являются органические изменения в носовой илиносоглоточной области или функциональные расстройства носоглоточного затвора, всвязи с чем выделяют Р.з. органическую и Р.з. функциональную; Р.з. образуетсяпри пониженном физиологическом носовом резонансе во время произношения фонем;при этом фонемы [м], [н], [н’] звучат как [б], [д], [д’]; одним из внешнихпризнаков Р.з. является постоянно открытый рот.
•Р.з. задняя — нарушение звукопроизношения, являющееся следствием аденоидныхразращений, закрывающих: а)верхний край хоан, б) половину или одну из них, в) обехоаны с заполнением всей носоглотки аденоидной тканью; Р.з.з. может бытьследствием сращения мягкого нёба с задней стенкой глотки после специфическихвоспалений (главным образом сифилитических), иногда носоглоточных полипов,фибромы или иных носоглоточных опухолей; врожденной причиной Р.з.з. бываетредко встречающаяся хоанальная атрезия, которая полностью отделяетносоглоточную полость от носовой.
•Р.з. передняя — нарушение звукопроизношения, которое вызывается резкимискривлением носовой перегородки, полипами в носу, сильным насморком и др.;Р.з.п. может быть преходящей (при воспалительном отеке слизистой носа во времянасморка) или длительной (при хронической гипертрофии слизистой носа, приполипах, искривлении перегородки носа, опухоли носовой полости).
•Р. открытая — патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношениезвуков речи, возникающее, когда мягкое нёбо при произнесении звуков речи сильноотстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкогонёба, параличи и парезы мягкого нёба) или при механических дефектах твердого имягкого нёба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. Вкачестве синонима используют иногда термин «гиперринолалия».
•Р. смешанная — состояние, когда при носовой непроходимости имеется такженедостаточный нёбно-глоточный затвор; на произношении это отражается понижениемносового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременномискажении остальных фонем, тембр которых становится как при ринолалии открытой;различают Р.с. переднюю и Р.с. заднюю; обе формы могут быть органическими илифункциональными.

Ринофония
Ринофония(греч. rhinos нос + греч. phönê голос) — носовой (гнусавый) оттенокголоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струивследствие либо механических дефектов носоглотки, мягкого и твердого нёба, либорасстройств функции мягкого неба.
•Р. закрытая — ринофония при которой носовые согласные приобретают ротовоерезонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным.
•Р. открытая — ринофония при которой имеет место патологическая назализация всехротовых звуков, слабый и сдавленный голос.
Рядзарубежных авторов рассматривает гнусавость, как сочетания двух основныхсимптомов: палатолалии (palatolalia от лат. palatum небо + греч. lalia речь —нарушение артикуляции, обусловленное наличием расщелины мягкого нёба) ипалатофонии (palatophonia) при состоянии тождественном отечественнойлогопедической трактовке ринолалии (rinolalia aperta) и палатолалию(palatophonia от лат. palatum небо + греч. phönê голос),соответствующую ринофонии в принятой в отечественной логопедии трактовке (см.М. ееман,1962; К.-П. Беккер, М. Совак, 1981). При этом К.-П. Беккер и М. Совак(1981) различают 4 степени палатолалии.
Степенипалатолалии
ПриI степени имеются остаточные явления палатолалии, которые выражаются в малозаметнойгнусавости и незначительной дислалии; в целом речь производит впечатлениенормальной; при II степени назальный призвук и ошибки в артикуляции проявляютсясильнее, но в процессе общения не очень заметны; при III степени палатолалиявыражается ясно, но речь еще понятна; при IV степени палатолалия выраженасильно, речь совсем не понятна, появляются сопутствующие мимические движения.
Приобретеннаяоткрытая ринофония может быть следствием осложнения при удалении небныхминдалин (тонзиллоэктомии). Приобретенная закрытая ринофония — следствиемнарушения проходимости носовых ходов (полипы, искривления носовой перегородки,хронический ринит). В этом случае страдает только оттенок голоса, нопроизносительная и фонетическая стороны речи остаются сохранными.
Нарушенияречи при врожденной расщелине твердого и мягкого неба (см. Артикуляционныйаппарат) проявляются более сложным синдромом, включающим [общее недоразвитиеречи], ринолалию и ринофонию. Кроме того у таких детей нарушена вентиляциялегких, проявляется общая физическая ослабленность и страх речи. Довольно частовыявляется сопутствующее снижение слуха. Естественным следствием дефектатвердого и мягкого неба являются трудности глотания при приеме пищи.
Лечениеи логопедическая коррекция
Данныйдефект звукопроизношения требует комплексного медико-педагогического иортопедического подходов.
•Лечение.
Лечение(ортопедическое) — закрытие дефекта твердого и мягкого нёба временнымобтуратором. Мягкий резиновый обтуратор требуется уже при кормлении ребенка. Жесткийобтуратор изготавливается индивидуально и носится вплоть до хирургическогозакрытия дефекта дна носовой полости и нёбной занавески. Лечение(хирургическое) — операция по восстановлению целостности дна носовой полости.Применяется в более позднем возрасте.
•Логопедическая коррекция.
Логопедическаяработа должна начинаться как в период ношения обтуратора, подготовкиартикуляционного аппарата к операции по закрытию дефекта твердого и мягкогонеба, так и после успешно проведенного оперативного закрытия. Пластика небапроизводится начинается только после того, как появились все молочные зубы.Согласно образному выражению хирурга А.А. Лимберга (1925) хирургическое лечениетолько строит стенки и клапаны «музыкального инструмента», обучение игре на немдолжны взять на себя логопеды (цит. по: О. В. Правдина, 1973, с. 75).
Помимочисто тренировочных и коррекционных логопедических упражнений, при устранениисимптомов гнусавости могут использоваться и механические приспособления,например, фонендоскоп М.Зеемана (трубка с двумя «оливами», одна из которыхвставляется в ноздрю, а другая в наружный канал уха), артикуляторы Пискунова,логопедические проволочные зонды A. Hutzmann и Ф. Рау (см. Инструментылогопедические).
Внастоящее время дефекты твердого и мягкого неба успешно оперируются в раннемвозрасте (начиная с нескольких дней жизни) в зависимости от вида, величиныдефекта и общего состояния новорожденного ребенка. Раннее закрытие дефектаспособствует нормализации актов глотания пережевывания пищи и несомненно удетей прооперированных в ранние сроки не возникает проблем с речью как у детейу которых была проведена коррекция в более поздние сроки. Для полученияинформации о результатах ранних коррекций целесообразно воспользоваться нетолько информацией специалистов занимающихся данной проблемой, но и принять вовнимание данные предоставляемые родителями детей прооперированными в ранниесроки, которые делятся опытом на форумах по данным вопросам («Улыбки нашихдетей» и др.)

Дизартрия
Дизартрия(из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затрудненность,расстройство + ἀρθρόω— «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие недостаточнойиннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных иподкорковых отделов мозга. При Д. в отличие от афазии (см.) ограниченаподвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затрудненаартикуляция. У взрослых Д. не сопровождается распадом речевой системы:нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском возрасте Д. нередкоприводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения иписьма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при Д. могут бытьисправлены с помощью логопедических занятий.
Проявления
Нарушениезвукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая,часто с носовым оттенком. Образный «диагностический симптом» Д.: «Говорит, какс кашей во рту». В свою очередь Д. является одним из признаков бульбарного илипсевдобульбарного паралича. Формы дизартрии зависят от места поражения.Различают несколько форм Д.
Формыдизартрий
Д.бульбарная (d. bulbaris от гр. — луковица, форму которой напоминаетпродолговатый мозг.) — Д., обусловленная периферическим парезом или параличоммышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного,блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствамиглотания. Является одним из симптомов бульбарного синдрома.
Д.корковая (d. corticalis) — обусловленная поражением отделов коры головногомозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличаетсярасстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова.
Д.мозжечковая (d. cerebellaris) — Д., обусловленная поражением мозжечка или егопроводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушениеммодуляции и меняющейся громкостью.
Д.экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) (d. extrapyramidalis) — Д.,возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная,невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика,интонационно-мелодическая структура речи, её темп.
Д.паркинсоническая (d. parkinsonika) — вид экстрапирамидной Д., наблюдаемой припаркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениямимодуляции голоса. Требует лечения основного заболевания.
Д.псевдобульбарная (d. pseudobulbaris от др.-греч.ψευδής — ложный + бульбарный) — Д., обусловленнаяцентральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычнымнервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей;проявляется монотонностью речи. Является одним из симптомов псевдобульбарногосиндрома.
Д.экстрапирамидная (d. extrapyramidalis) — Д., обусловленная поражением стриапаллидарнойсистемы. См. Д. подкорковая.
Д.стертая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типубокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М. Зееманом; часто бываетединственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенканедиагностированной Д. См. Дислалия.
Д.холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся взатруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении нахолоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственнымсимптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденноймиопатии.
Диагноз
ДиагнозД. выставляется врачом с учетом заключения логопеда (см. Речевое заключение).Логопед в свою очередь исследует не только особенности и характеристикинарушения звукопроизношения, но и всех других сторон речи и отражает состояниеречи в речевой карте (см. Карта речевая). Немаловажная роль отводитсяисследованию общего интеллектуального развития ребенка, проводимогопрактическим психологом.
Лечениеи коррекция
ПриД. требуется комплексное лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическаякоррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особоезначение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речилогопедических инструментов (см. Инструменты логопедические). В детскойлогопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи:словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети,страдающие Д. испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи.Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде влогопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевыхшколах.

Нарушениеголоса
Подголосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека,начиная от крика, стона, кашля, громкого зевка и кончая хорошо поставленнымголосом профессионального оратора или певца. Голос является важным компонентомречеобразования, поскольку он обеспечивает, во-первых, слышимость речи и,во-вторых, ее интонационную выразительность. Интонация оказывает сильноевоздействие на слушателя. Благодаря ей мы понимаем не только непосредственнослова и фразы, но и скрытый под ними подтекст.
Разнообразиеинтонаций достигается изменением высоты, силы, тембра голоса — его основныхакустических характеристик. А это значит, что каждый человек должен научитьсявладеть своим голосом и уметь в полной мере использовать для целей речевогообщения все его богатые возможности. Однако воспитанию голоса детей в семье ишколе часто не уделяется должного внимания, что приводит к неправильномупользованию голосом и связанным с этим голосовым расстройством. Истинную цену голосазнает тот, кто потерял его или страдает стойкими его нарушениями.
Силаголоса определяется амплитудой колебания голосовых складок, измеряется вдецибелах (Дб). Высота голоса характеризуется частотой колебательных движенийголосовых складок. Тембр голоса — эмоциональная окрашенность высказывания,выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки; удивления,грусти, радости и т.д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаетсяпутем изменения высоты тона, силы голоса при произношении фразы, текста.
Тембрхарактеризуется основным тоном — это первичный звук, образующийся приколебаниях всей длины голосовых складок; обертоном, который образуется приколебаниях отдельных отрезков голосовых складок. Чем больше обертонов, тембогаче, красивей, ярче голос. Некоторые звуки, образующиеся голосом, называютсятональными. Они образуются при почти полном отсутствии шума, что обеспечиваетхорошую слышимость звука, например: гласные а, э, и, о, у, ы. Некоторыеназываются сонорными (звучными). Их качество определяется характером звучанияголоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует вминимальной степени, например: согласные м, м,, н, н,, л, л,, р, р,, i.

Нарушениетемпа речи
Классификациянарушений речи
Внастоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попыткисоздания таковой (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Р.А. Белова-Давид, М. Зееман, Р.Е.Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии,как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификацииречевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфическихорганов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляетсяприспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другиефизиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляетсясистемами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежностьдисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевыхрасстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» —классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств(типология).
Клинико-педагогическаяклассификация
Всевиды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основепсихолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушенияустной речи и нарушения письменной речи.
Заикание
Заикание— это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением илипролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками илинерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение. Диагноз ставится,когда эти симптомы значительны. В отечественно логопедической литературеустоялось более простое, но только обобщающее предыдущие, определение заикания как«нарушения темпо-ритмической организации речи, обусловленного судорожным состояниеммышц речевого аппарата». Синонимы: логоневроз, логоклония, lalonevros,balbuties.
Типызаикания
Формальнопринято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза вречи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюсяповторением отдельных звуков, слогов или слов[2]. Также выделяют смешаннуюформу заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги. Вдругой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания.Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект,в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности; типичнакоморбидность с дизартрией. При этом возможно возникновение невротическихреакций, но течение заикания мало зависит от них. Дети, страдающиеневрозоподобным заиканием, обычно поздно начинают говорить, вообще развиваютсячуть медленнее сверстников. ЭЭГ[3] в большинстве случаев выявляетпатологическое либо пограничное функционирование головного мозга. При невротическойформе заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие.Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так ихронического. У таких детей отсутствуют выраженные неврологические нарушения,их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущейгруппе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функциональногосостояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но сслучае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком,внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевыхсудорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) иизбегающего поведения. В целом состояние этих больных соответствует критериямневроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин«логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание ».
Признаки
Заиканиесопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельныхзвуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (например:«м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз»).
Заиканиепочти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью.
Приэтом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которыхзаикающийся человек пытается преодолеть заикание .
Распространённость
Постатистике более 3 млн людей по всему миру заикаются. Это заболевание возникаетнезависимо от возраста, но чаще всего возникает у детей в возрасте от 2 до 6лет, когда вырабатываются навыки речи. Мальчики в три раза больше подвержены заиканию,чем девочки. Но чаще всего заикание проходит с возрастом, по статистике только1 % взрослых заикается.
Причинывозникновения
Причинывозникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заиканияобусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любомслучае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожнойготовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центрБрока. Также есть мнение что заикание возникает вследствие испуга в раннемвозрасте у детей, можно лечить разными способами. У взрослых людей заикание можетпоявиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем.
Механизм
Заиканиевызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани.Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани —голосовые (отсюда название « заикание » — спазмы напоминают икоту). Такжесуществуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникаетощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают сраспространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центровголовного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры корыи центры, ответственные за эмоции.
Факторыулучшения/ухудшения речи
Данныефакторы индивидуальны по типу заикания, но есть некоторые «правила»,«работающие» в большинстве случаев.
Условия,благоприятно влияющие на речь заикающегося
Сикорский,Иван Алексеевич (1842—1919) — российский врач-психиатр, профессор, в честькоторого заикание получило в России второе название — «невроз Сикорского». Всвоей монографии «О заикании » Сикорский рекомендовал «медленную речь,произносимую низким голосом и однообразным тоном» в качестве фактора,уменьшающего заикание .
Условия,неблагоприятно влияющие на речь заикающегося
Еслизаикание — невроз, оно усиливается, когда человек начинает нервничать, а такжевообще при сильных эмоциях.
Методикилечения
Существуетряд способов вылечить заикание, но, к сожалению, ни один из них не даётгарантии 100%. Все методы[источник не указан 405 дней] так или иначе делятся нарассматривающие заикание как дефект речи и как логоневроз.
Первыесоветуют «говорить плавно» или как-то нормализовать речь.
Вторыеконцентрируются на нервной системе, считая заикание лишь одним из проявленийневротизма. Методик лечения заикания великое множество (см. ссылки), но единой«правильной» не существует.
Всеметодики лечения заикания подразделяются по типам методического подхода и видамтерапевтического воздействия. В целом их можно подразделить на:
Логопедические
Психологические
Психотерапевтические
Логопсихотерапевтические
Социореабилитационные
Медикаментозные
Физиотерапевтические
Комплексные
Нетрадиционные.
Терапевтическаяорганизация методик лечения заикания может быть: амбулаторной, стационарной,семейной, групповой и индивидуальной.

Алалия
Алалия(гр. а- приставка, означающая отрицание или отсутствие качества + греч. laliaречь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе ипервично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего являетсяповреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, атакже мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой периоджизни; тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи илиналичием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачаткиречи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом,затруднениями в усвоении чтения и письма.
Встрогом смысле слова алалия — полное отсутствие или достаточно выраженнаядефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), не обусловленныедефектами интеллекта и слуха. Принятому разделению алалии на моторную исенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) ирецептивной речи (F80.2) [1]. Алалию следует отличать от специфическогорасстройства речи, которое представляет собой нарушения языка и речи приадекватном уровне интеллекта и отсутствии каких-либо других расстройств, в томчисле мозговых повреждений.
Этиологияи патогенез
Этиологияи патогенез разнообразны: воспалительные процессы и травмы головного мозга,алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном и раннемпостнатальном периоде развития ребенка.
Формыалалий
Различаютдва основных варианта А.
Алалиямоторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивнойречи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическимстроем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежитрасстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельностиречедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложныхартикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражениекоркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящихпутей.
Алалиясенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитиеимпрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкойслов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слухи сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии являетсяпоражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и егопроводящих путей.
Вто же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания имоторной алалии, и сенсорной алалии
Клиническаякартина
НаблюдаютсяА. различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок неговорит до 10 — 12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речьограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарнойаграмматичной речи.
МоторнаяА. развивающуюся при нарушении функций лобно-теменных областей коры левогополушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивнойречи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формированиифразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствиелепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствиесогласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов,отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри словаи др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса. Моторная алалия лежитв основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а такженарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; онасочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражениемструктур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи.В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разнойстепени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательнойрасторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании снаруше¬ниями интеллектуального развития.
СенсорнаяА. возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) исвязана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха.Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушениифонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затрудненои задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимаютречь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Детиискажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются кречи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать наотвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотятембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признакиорганического поражения головного мозга — нередко в сочетании синтеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальныхзадержек развития до олигофрении).
Длявсех форм А. характерна диссоциация между вербальными и невербальными формамипсихической деятельности. Невербальные задания выполняются без выраженныхзатруднений в соответствии с возрастом ребенка (смысл и последовательностьсюжетных изображений, графические аналогии и пр.). Задержки темпа развития речипроявляются в том, что отдельные этапы речевых навыков — гуление, лепет,появление лепетного монолога, отдельные слова, фразы и др. — формируются сзапаздыванием, отмечается их редуцированность или они отсутствуют. Помиморастягивания сроков формирования функции, характерно длительное сохранениеранее пройденных этапов развития речи — эгоцентрическая речь, замена речижестикуляцией или выразительными криками без слов, запаздывание появленияэкспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи. Крометого, могут отмечаться бедность словарного запаса, легкие аграмматизмы,косноязычие.
Сопутствующиесимптомы
Иногдау детей с А. наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи.Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность,вторичная задержка психического развития. При моторной А. в разные срокиразвития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавностьречи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологическихпроцессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавностиречи, мелодичности, разнообразию интонаций. У детей с сенсорной А. наблюдаетсякрайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха.

Прогноз
Прогноззависит от тяжести основного патологического процесса, от степени нарушенияречи, от времени диагностики А. и от постановки лечебно-восстановительнойработы с ребенком. У детей с сенсорной А. при хорошо проводимой логопедическойработе речь нередко восстанавливается быстрей, чем при моторной А.
Лечениеи логопедическая коррекция
Лечение.Разработана специальная система логопедических занятий, способствующих развитиюречи у детей с моторной и сенсорной формой А. (см. Логопедия). Работа поразвитию семантики речи наиболее сложна, требует большой логопедической ипедагогической работы, с помощью которой также удается получить хорошиерезультаты. Значительно повышается эффективность логопедических занятий сдетьми, страдающими различными формами А., если занятия проводят в сочетании скурсами лечения витаминами В12, В15, галантамином, гаммалоном при постоянномдинамическом наблюдении врачей (невропатолога и педиатра) за ребенком.

Афазия
Афазия— нарушение уже сформировавшейся речи, возникающее при локальных пораженияхкоры (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурия) левого полушария (управшей) и представляющее собой системные расстройства различных форм речевойдеятельности.
Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениямиголовного мозга.
Афазия(от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица иφάσις — проявление, высказывание) — это системноенарушение сформировавшейся речи (в отличие от алалии). Возникает приорганических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результатеперенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и принекоторых психических заболеваниях.
Классификацияафазий
Существуютразличные классификации афазий (Вернике-Лихтгейма; Лурия). В России наибольшеераспространение получила классификация А. Р. Лурия.
Типыафазий
АфазияБрока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты —конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Онавозникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга(двигательный речевой центр (центр Брока)) Она вызывает распад грамматикивысказывания и трудность переключения с одного слова (или слога) на другоевследствие инертности речевых стереотипов.
Динамическаяафазия проявляется в нарушениях сукцессивной (последовательной) организацииречевого высказывания.
Афферентнаямоторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания)Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Механизмом являетсянарушение кинестетических ощущений. Ведущий дефект — невозможность найти точныеартикуляционные позы и уклады для произнесения слова.
АфазияВернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематическогослуха, различение звукового состава слов. При акустико-гностической афазии наблюдаетсяутрата способности понимания звуковой стороны речи.
Акустико-мнестическаяафазия — это нарушение объёма удержания речевой информации, тормозимостьслухо-речевой памяти. В основе оптико-мнестической афазии лежит нарушениезрительной памяти, слабость зрительных образов слов.
Воснове семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи,одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы являетсянарушение понимания сложных логико-грамматических структур.
Амнестическаяафазия
Вцелом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляютприлагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и непонимают пословицы, поговорки.
Афазииизучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики.
Номинальнаяафазия, проявляющаяся в затруднении называния предметов, является одним изсимптомов болезни Альцгеймера.

Нарушенияписьменной речи
Классификациянарушений речи
Внастоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попыткисоздания таковой (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, Р.А. Белова-Давид, М. Зееман, Р.Е.Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии,как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификацииречевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфическихорганов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляетсяприспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другиефизиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляетсясистемами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежностьдисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевыхрасстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» —классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств(типология).
Клинико-педагогическаяклассификация
Всевиды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основепсихолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушенияустной речи и нарушения письменной речи.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.