Реферат по предмету "Педагогика"


Коррекция отклонений в развитии при ЗПР

Коррекцияотклонений в развитии при ЗПР
1.        Низкииуровень развития восприятия и ориентировки в пространстве
Для корректировкиотклонений в развитии восприятия ориентировки в пространстве используютсяследующие упражнения:
Отработка понятии правыйи левый .
Для формирования понятий«справа — слева» детей сначала учат практически различать правую илевую руку, затем ученики совершают разнообразные действия с предметами, впроцессе чего в их речь активно вводятся указанные слова. Обучение может бытьорганизовано следующим образом. Учитель предлагает всем рассмотреть таблицу, накоторой изображены четыре предмета: справа — ручка, слева — карандаш, вверху —краски, внизу — кисточка. Разобрав, как расположены на рисунке предметы, детиучатся воспроизводить в реальной ситуации изучаемые пространственные отношения.Они выполняют задания в соответствии с указаниями учителя: «На чисткебумаги, положите справа ручку, слева — карандаш. Что лежит у вас справа, чтолежит слева?» На вопросы учителя: «Где лежит ручка? Как онарасположена по отношению к карандашу?» — дети отвечают, используя точныепростргц, ственные обозначения, т.е. тренируются в активном употребле. ниислов. Эта же дидактическая задача может быть решена через игровые действия. Длязакрепления понятий «справа — слева» проводится игра«Водители».
Упражнение Игра«Водители»
Описание игры.
Играющие сидят за партами(за столом). Они «водители». «Милиционер» (учитель)показывает карточки с изображениями различных машин. Водители должныопределить, в какую сторону они едут. Если направо, они должны отложить краснуюфишку, если налево — синюю. В конце игры подводится итог, сколько машин поехалонаправо и сколько налево.
Правила.
«Милиционер» недолжен подсказывать играющим. Играющие обязаны соблюдать полную тишину.
Указания к проведению.
а) Можно изготовитьформенные рубашки или нагрудные знаки для водителей.
б) «Милиционер»должен показывать карточки в одном темпе.
в) В начале игры, покадети привыкнут к значению фише| каждую из них можно пометить: на красной фишке pi суется стрелочканаправо, а на синей — наоборот.
г) В конце игры следуетотметить лучших «водителей».
Вариант.
Эту игру можно провестикак соревнование между рядами, подсчитав в заключение общее количество красныхи синих фишек.
Усложнить игру можнопутем увеличения числа правил, количества участников, вводимых предметов,изменения формы организации детей, темпа проведения и т.д.
Упражнение«Разноцветные точки»
Для выполнения упражненияиспользуется рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, накотором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги «точки». Числоиспользуемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точкирасполагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называтьточки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий:
слева — направо, справа —налево, сверху — вниз, снизу — вверх. Ведущий активно руководит работой, следитза тем, чтобы:
— ребенок правильно началчтение, т.е. за тем, какая точка названа первой;
— заданное направлениесохранилось во время чтения;
— соблюдаласьпоследовательность произнесения точек на строке.
Выполнение упражнений наусвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т.д.)
Упражнения выполняются сцелью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи.
Для упражненийиспользуются предметы, находящиеся под рукой, картины.
Примерные задания ивопросы:
— «Положи книгу напарту… Встань за столом… Что расположено над доской?.. Загляни подшкаф» и т.д.
— «Где нарисованаваза?.. Что лежит на столе?.. Где на картине изображена собака?..» и т.д.
Упражнение«Копирование точек»
/>
Ученику предлагаетсяскопировать несколько групп точек расположенных в строчках, нарисованных насвободном месте справа от образца. Задание выполняется на листе из школьнойтетради. Затем ребенок должен (после выполнения задания) рассказатьпространственное расположение точек.
Выполнение упражнений сгеометрическим материалом
«Положите слеваквадрат, посередине листа — круг, справа — треугольник. Расскажите, какиефигуры вы положили и где».
«Посмотритевнимательно на фигуры, расположенные на доске. Закройте глаза. (Фигурызакрываются листом бумаги). Откройте глаза и расскажите, какие фигуры были надоске и в каком порядке».
«Чтоизменилось?» На доске расположены геометрические фигуры. По сигналуведущего дети закрывают глаза, ведущий меняет расположение фигур. Дети должныобъяснить, что изменилось.
Упражнение«Составление фигур из разрозненных деталей»
Учитель предлагает детямотдельные детали какого-либо предмета, дети должны соединить их так, чтобыполучил заданный предмет.
Примерные задания:
«Человечек»/>«Лицо'/>
»Лошадь"/>«Автомобиль»/>

Упражнение «Составлениеузоров из геометрических фигур»
Составление узоров изгеометрических фигур по рисунку и по памяти, работа с конструктором. Склеиваниеразличных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.
2.        Низкийуровень развития внимания
Данные, полученные в ходеисследования процесса внимания с помощью лонгитюдного метода, свидетельствуют отом, что у детей с различной успеваемостью внимание на протяжении данногопериода развивается по-разному, в наибольшей степени страдая у тех детей,которые уже в 1 классе являются слабоуспевающими или плохо подготовленными кшколе.
Подобные недостатки немогут быть устранены фрагментарно включаемыми «заданиями на внимание»в процессе урока и требуют, как показывают исследования, для их преодоления специальноорганизованной работы. Такая работа может вестись по двум направлениям:
1. Использованиеспециальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания: объем,распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
2. Использованиеупражнений, в которых образуются относительно устойчивые сочетания свойстввнимания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленныетакже и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательностькак свойство личности. Рассмотрим некоторые упражнения, входящие в первоенаправление работы. (Приведенные ниже упражнения могут быть использованы и кактренировочные, и как диагностические).
Упражнения, направленныена увеличение объема внимания
Упражнение.
На словесном материале
Занятие проводитсяколлективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается посигналу «Внимание!» фиксировать взглядом середину экрана ипостараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек)материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записалиправильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (впроцессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, топроиграли. Выигравшие получают какой-либо приз.
Оборудование:
эпидиаскоп, слайдыследующего содержания:
Задание № 1.
Бессмысленные слова,содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:
РБВЛ ЖКПРЧ
кптнсд дпв
БМДРКЛФ
стпцгвдк
МВПКШЛЧБХ
ктмц дзнтк
ШРВТБЧ
шгс мвхштсг
ЖГВПРМТК БРНЦДКСЧГ
Всего 14 слайдов — дваразных набора по 7
Задание № 2.
Знакомые слова родногоязыка, содержащие от 4 до 16 букв, дапример:
Стол, чашка, машина,конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.
Ваза, плита, солнце,чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.
Всего 18 слайдов — дваразных набора по 9.
Задание № 3.
Предложения, содержащиеот 5 до 16 букв, например:
Я бегу Дай мне Дым идетДвор чист Что делать Ученье свет Все по колено Работа не волк Счастье в труде
Что ты Я плыву Лень мнеОдин — воин Птица поет Делу — время Вода в решете Слово — серебро Всем неугодишь
Всего 18 слайдов — дваразных набора по 9.
Слайды каждого заданияпоказываются в порядке возраста ния количества букв. На занятии можноиспользовать цд. одно задание из этой серии, так и 2 или 3. Содержание зада нийможет меняться в зависимости от подготовленности детей их возрастных ииндивидуальных особенностей.
Включают числа от 1 до 9,затем их количество доводится до 5, расположенные в случайном порядке.
Упражнение на цифровомматериале
Задание, приведенноениже, рассчитано на индивидуальное применение, поэтому если оно включено вработу группы учащихся, то удобнее разбить ее на тройки и провести в видесюжетно-ролевой игры. Каждому из играющих присваивается определенная роль:«учитель», «ученик», «контролер» — со сменойролей по кругу. «Ученик» сидит за столом, и «учитель»показывает ему таблицы в порядке их номеров: 1, 2, 3, 4, Смена таблицпроизводится по мере окончания работы с предыдущей таблицей. Передпредъявлением таблицы 1 «учитель» сообщает инструкцию: «Сейчас ябуду показывать последовательно, друг за другом 4 таблицы с числами. (Числаразбросаны в таблице в беспорядке.) Как только я покажу первую таблицу, нужнокак можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная сединицы: 1, 2, 3, 4 и т.д. Ты должен показывать их указкой и называть вслух,громко и четко».
«Контролер» припомощи секундомера фиксирует время счета по каждой таблице отдельно, а такжеколичество допущенных ошибок (по возможности). Как показывает практика, желательно,чтобы первичное применение задания производилось все же в индивидуальномпорядке, и лишь когда дети освоятся с его содержанием, предложить им его вкачестве игры.
Оборудование:
Секундомеры, указки, 4цифровые таблицы с числами (количество используемых цифр изменяется по мереувеличения объема внимания от занятия к занятию. 1 7 4 9 5 2 3 6 8
Игра «Пуговица»
Другим упражнением,направленным на увеличение объема внимания, является игра «Пуговица»(ее описание см. в разделе «Низкий уровень развития произвольности»).
Упражнения, направленныена увеличение уровня распределения внимания
Упражнение.
Прочитайте вслухнебольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашомпо столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
Можно провести этоупражнение в качестве соревнования. кто правильно сосчитал, тот и выиграл.Выигравшие получ» ют, например, красный кружок. Так как на занятии лучщр игратьнесколько раз, подсчет выигрышей проводится в конца занятия и победители как-нибудьпоощряются.
В процессе занятийколичество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
Упражнения, направленныена усиление концентрации и устойчивости внимания
Упражнение «Усилениеконцентрации и устойчивости зрительного внимания»
Занятие может проводитьсякак коллективно, так и индивидуально. Перед началом работы детям сообщаетсязадание: «Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из нихначинается слева и заканчивается справа. Ваша задача — проследить каждую линиюслева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер.Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца».
Первоначальное количестволиний, предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практикапоказывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить детям помогатьсебе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению толькоглазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое количество линий будет«распутано» ребенком быстро и без помощи подручных средств, их числодолжно быть увеличено.
Работа с этим упражнениемможет вестись в двух вариантах:
— без ограничения времени(тогда тот, кто выполнил задание, поднимает руку и учитель записывает его времяв индивидуальный бланк, который ведется постоянно, q„ дает возможностьсравнить полученное время с предыдущим);
— с ограничением времени(т.е. учитель дает команду «Стоп!», и все одновременно заканчиваютработу). Интервал устанавливается в зависимости от подготовленности детей и ихвозраста.
Результаты обрабатываютсяследующим образом. В варианте с ограничением времени обработка сводится кподсчету числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий,оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется ещеи время выполнения задания. В этом случае рассчитывается показатель успешностивыполнения задания (У):
/>
где Т — время выполнениязадания (мин), Уд — данное количество линий, Vnp — количество правильнопрослеженных линий.
Оборудование:секундомеры, специальные бланки «Перепутанные линии»:
/>
Это упражнение можнопровести в виде занимательного материала. Например, вместо клеток использоватьживотных (членов семьи и т.д.), от которых идут перепутанные линии к еде(детям, игрушкам, подаркам и т.д.), т.е. необходимо определить, кто что кушает,кто во что играет, у кого какие подарки и т.д.
Упражнение «Усилениеконцентрации слухового внимания»
Для этого очень удобнопроводить арифметические диктанты, однако смысл его заключается в том, чтокаждое задание состоит из нескольких действий.
Например, учительсообщает:
«Сейчас я буду вамчитать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числатакже надо держать в уме. Результаты вычислений за -пишите только тогда, когдая скажу: „Пишите!“
Само содержание задачзависит от возраста детей, их подготовленности, а также от программногоматериала.
Приведем некоторые изних:
1 класс — „Даны двачисла: 6 и З… Сложите первое число и второе… и от полученного числаотнимите 2… Затем отнимите еще 4… пишите!..“ (ответ: 3)
»Даны два числа: 15и 23… Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа…отнимите от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7… Пишите!.."(ответ: 8)
2 класс — «Даны. двачисла: 27 и 32… Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первогочисла… и от полученного произведения отнимите вторую цифру второго числа…Пишите!..» (ответ: 4)
«Даны. два числа:82… и 68… К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первогочисла… и полученную сумму разделите на 4… Пишите!..» (ответ: 2)
3 класс — «Даны двачисла: 54… и 26… Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифрувторого числа… и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа…Пишите!..» (ответ: 5)
«Даны два числа:56… и 92… Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второгочисла… Полученное частное умножьте на первую цифру второго числа…Пишите!..» (ответ: 27)
В подобные упражненияможно ввести игровой момент: фокусника и мага, который может отгадывать числа —'«Загадай. число… прибавь к нему 5, теперь отними 2… отними то число,которое ты задумал… и умножь полученную разницу на 4… У тебяполучилось...»
Приведенные упражненияпозволяют удерживать и концентрировать внимание, причем получаемые данные могутсвидетельствовать о медленной включаемости в работу (при неправильном решениипервых заданий и правильном решении последующих) или о быстрой истощаемостивнимания, неспособности сохранить его концентрацию (при правильном решениипервых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителюкорректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.
Упражнение
Школьникам предлагаетсябез ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕАССАМАСАГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННАДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д)ВАТЕРПРООФЕТТАСЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж)ГРОДЕРАСТВЕРАТОНАХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
з) ЛАЙОНОСАНДЕРА
и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
л)МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГР АФУНИТАРЕ
м)АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН
н)БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН
о) ОСТИМАРЕ
Упражнения, направленныена тренировку переключения внимания
Упражнение
Для тренировкипереключения внимания используются упражнения, имеющие в основе своей тест«Красно-черные таблицы»
Для занятия используютсятаблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется.Порядок же работы остается неизменным:
1 этап — рассмотретьтаблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;
2 этап — рассмотретьтаблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1;
3 этап — необходимопоочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числакрасного цвета в обратном порядке от 12 до 1. После того, как у ребенка будутудовлетворительные результаты по предложенному выше количеству цифр, их числоможно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные — от1 до 24, красные — от 24 до 1).
Это же задание можномодифицировать, заменив ци4эры буквами. Например, черные буквы нужно выписать валфавитном порядке, а красные в обратном. Поскольку это задание сложнеепредыдущих, то использовать его желательно после того, как дети хорошо научатсясправляться с числовыми вариантами, сама же таблица должна состоять не болеечем из 9-16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а количествокрасных — 7).
Когда дети достигнутзначительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можноусложнить.
Дети должны находить напредлагаемой им таблице красные и черные числа попеременно и записывать толькобуквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить вубывающем порядке, а черные — в возрастающем. Первые предлагаемые таблицыдолжны содержать не более 13 черных пар чисел — букв и 12 красных пар чисел —букв. Работа идет таким образом:
Красная цифра 12, пишембукву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее красная цифра 11, пишембукву И, черная цифра 2, пишем букву Н..
При успешной работе детейколичество пар может быть увеличено до 24 красных пар чисел — букв и 24 черныхпап чисел — букв.
Упражнения на тренировкураспределения и избирательности внимания
Упражнение.
Среди буквенного текставставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:
бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщатмашинапрстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
Упражнение
Необходимо расставить всвободных клетках квадрата № 2 в возрастающем порядке числа, расположенные вслучайном порядке в 12 клетках квадрата № 1.
5
10 12
1
13
7
3 10
3
5
9
20 16 14
6
17 11
2
8
Квадрат № 1
/>

квадрат № 2
В квадрате используютсячисла от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25,в случае хороших результатов — до 30-40.
Упражнение
Упражнение можно провестина учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ несколькихтекстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, априлагательные — двумя, затем по команд( «Внимание» — наоборот:существительные — двумя, а прилагательные — одной, например:
В январе мороз трескучий
и валится снег сыпучий, Вфеврале у нас в оконце
Внимание!
Засверкало ярче солнце.Стоял рыхлый снег в апреле, птички звонкие там пели.
Анализ результатовпоказывает, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призывучителя «быть внимательным» способен вызвать у детей состояниеконцентрации. Одновременно с введением таких игровых упражнений следуетизменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Детей приучаютк тому, что упражнения в учебнике русского языка, в отличие от «Роднойречи», надо читать вслух так, как оно написано (называя непроизносимыесогласные, знаки препинания и т.д.). При проверке ребенком выполненного заданияследует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто этописалось кем-то другим — «другой девочкой», «плохо обученнымщенком».
Практика показывает, чтоученики младших классов с большим интересом и старанием относятся к такимзанятиям, на которых в качестве специальной учебной задачи ставитсяформирование внимания, организованности.
3.        Низкийуровень развития памяти
Память — это сложныйпсихический процесс, исследованию которого посвящены труды многих ученых. Ихрезультаты позволяют уже сейчас проводить эффективные занятия по ее развитию,используя нетрадиционные способы переработки и хранения ин4юрмации. В связи сэтим, готовясь к подобным занятиям, необходимо учитывать не толькофизиологический аспект функционирования процесса памяти, но и психологический.
Упражнения для развитияспособности к воссозданию мысленных образов
Упражнение«Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно»
Упражнение проводится вдва этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образдостаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использоватьграфическое изображение понятия. Учитель говорит детям: «Попробуйте ккаждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок». Зрительныйобраз, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогдакак в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный переченьвозможных серий:
Серия № 1
Грузовик Гнев
Веселая игра ДеревоНаказание
Умная кошка Мальчик-трусКапризный ребенок Хорошая погода Интересная сказка
Серия № 2
веселый праздник темныйлес Отчаяние Смелость Глухая старуха
Серия № 3
Сомнение Сила воли УспехСкорость Справедливость
Радость Болезнь
Быстрый человек ПечальТеплый ветер
Зависть
День
Страх
Сильный характер
Хороший товарищ
2-й этап — представлениеслов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Упражнение«Мысленные образы и эмоции»
«Я вам буду говоритьфразы, а вы после каждой закройте глаза и представьте себе соответствующуюкартинку.
Лев, нападающий наантилопу.
Собака, виляющая хвостом.
Муха в вашем супе.
Миндальное печенье вкоробочке в форме
ромба.
Молния в темноте.
Пятно на вашей любимойрубашке или юбке.
Капли, сверкающие насолнце.
Крик ужаса в ночи.
Друг, ворующий вашулюбимую игрушку.
Теперь возьмите листокбумаги и попробуйте вспомнить и записать названные фразы».
Это упражнение можноиспользовать как для тренировки зрительной, так и слуховой памяти.
Это же упражнение можноиспользовать для тренировка зрительной памяти, а не слуховой. Тогда список фразне про.» износится ведущим, а дается написанным на листке бумаги. Инструкциятакже меняется соответствующим образом: «Про читайте нижеприведенныестрочки и после каждой строчки, закрыв глаза, представьте себе соответствующуюкартину».
Упражнение«Фигуры» (тренировка зрительной памяти)
Дети разбиваются на пары.Сначала один в паре раскладывает спички на столе и накрывает их листом бумаги,затем, под-яв его на 1-2 сек, показывает своему товарищу полученную шгуру.Посмотрев, второй игрок закрывает глаза и старается усчитать количествоиспользованных спичек. Затем открыва-г глаза и выкладывает из своих спичек" сфотографирован-, ую" фигуру. После этого первый игрок поднимаетлист и сверяет количество и правильность расположенных спичек с оригиналом.Затем играющие меняются ролями. По мере тренированности к количеству и местурасположения добавляется для упоминания еще и цвет. Переходить к следующемуупражнение можно в случае, если ребенок свободно удерживает в во-)бражении неменее 10 спичек.
5. Мысленные образы иумение видеть главное и особеннос-, а (усложненный вариант упражнения № 23).Используется 'ля тренировки слуховой памяти. Берется 200-300 спичек. Вы.иктуете детям слова, а их задача — выкладывать из спичек образ, который этислова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии отзвука «р-р-р».) Спички южно класть в любом положении, ломать. Словадиктуются с паузой в 1 минуту. После того, как закончили диктовать
юва, дети должны посоставленным ими «образам-спичкам» юспроизвести слова. По меретренированности повышается
сорость и увеличиваетсяколичество слов. Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы,'блекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне
роцесса запоминания —осознанному восприятию. Научить
отей концентрироватьвнимание на запоминаемом объекте по-южет вам привлечение к его исследованиючувств как стиму-|яции деятельности мозга.
Упражнение«Осознание словесного материала» (используется как для тренировкизрительной памяти, так и слуховой)
Цель этого упражнения —заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: «Сейчас я будучитать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав(увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, еговкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п. Например, зубная паста навид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладкимодновременно».
Бумага
Гнездо
Кот
Колесо
Палка
Шерсть
Телега
Волосы
Роза
Платок
Сапог
Палец
Лимонад
Слон
Поцелуй
Фильм
Блин
Счастье
Слеза
Ботинок
Птица
Автобус
Доктор
Мороженое
В качествепредварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслухвызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе«только в уме».
Упражнение
Ученику предлагаютзапомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти.Затем ребенок должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, нобеспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнаваниябукв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв ицифр.
Постепенно количествозапоминаемых картинок можно увеличивать.
Описанные выше упражненияпомогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлеченияже информации необходимо «ушко» или «ниточка», за которуюее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация— это психический процесс, в результате которого одни представления и понятиявызывают появление в уме других. Обычно ассоциации устанавливаются скорееинтуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умениянаходить сходства или различия. Вот почему предыдущая деятельность должна бытьпроведена особенно тщательно.
Упражнения, направленныена способность устанавливать связи между элементами материала
Упражнение «Двойнаястимуляция памяти»
Перед ученикомраскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например,яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь,флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: «Я сейчас назову тебе несколькослов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнитькаждое слово, и отложи ее в сторону'. Затем читается первое слово. После того,как ученик отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик долженвоспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные всторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов:
»пожар",«завод», «корова», «стул», «вода»,«отец», «кисель», «сидеть», «ошибка»,«доброта» и т.д.
/>
Упражнение
«Посмотритевнимательно на рисунок. На нем представлены. названия животных. Вообразите себеэтих животных в тестах, где помещены, их названия, и придумайте историю,связывающую их между собой».
Затем рисунок закрываетсяи дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.
Упражнение«Нелогичные» парные ассоциации слов"
В этом упражнениитребуется объединить в воображении два предмета, не имеющих ничего общего другс другом, т.е. не связанные между собой естественными ассоциациями.
«Попробуйте создатьв уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедините оба предмета в однойчеткой картинке. Предметы могут объединяться по любой ассоциации, дайте волюсвоему воображению. Пусть, например, даны слова „волосы“ и»вода"; почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем, иливолосы, которые моют? Постарайтесь нарисовать как можно более яркуюкартинку".
Примерные пары длятренировки:
Горшок — коридор Ковер — кофе Кольцо — лампа Ноготь — книга Жук — кресло
Солнце — палец Двор — ножницы Котлета — песок Обезьяна — пальто Зубной врач — туалет
 Сначала пускай детипотренируются вслух, рассказывая друг другу свои картинки, затем поработаютсамостоятельно. На следующих занятиях продиктуйте им по одному слову из каждойпары — они должны вспомнить и записать второе. Обратите их внимание наполученный результат.
Упражнение«Запоминание слов»
Теперь можно попробоватьнаучить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10слов, например:
дерево стол река корзинарасческа мыло ежик резинка книга солнце
Эти слова надо связать врассказ:
«Представьте зеленоекрасивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски внизопускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим нанем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине рекиобразуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки наберег. Вы подходите, отламываете один край — получается РАСЧЕСКА. Вы. берете ееи начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает иостаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно и вы. берете РЕЗИНКУ истягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз,разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, аиз нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ».
Сначала пусть детипытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами,придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. Назаключительном этапе — вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая,запоминают их.
Постепенно количествослов, предназначенных для запоминания, увеличивается,
Задача учителя во всейэтой работе — привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала изпамяти в устойчивый навык работы с информацией.
Теперь остановимсянепосредственно на запоминании материала, часто используемого в школьнойпрограмме.
Упражнение«Запоминание стихов»
Любой текст можнопредставить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техниказапоминания, которой следует обучать детей.
В огороде чучело Шляпунахлобучило Рукавами машет — И как будто пляшет! Это чучело — оно Сторожитьпоставлено,
Чтобы птицы не летали,Чтоб горошек не клевали. Вот какое чучело Шляпу нахлобучило, Синий шарф напалке — Пусть боятся галки!
(И.Михайлова)
а) Прочитайте внимательнопервую строчку стихотворения.
б) Закройте глаза ипопробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесьнарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вамее содержание или нет.
в) Перейдите к следующейстрочке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте тоже самое со всеми строчками.
У детей в голове должнаполучиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте имзадание прочитать все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя словавозникающими зрительными образами.
г) «Теперь, —говорите вы детям, — попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь отмысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вамзапомнились. Опишите их своими словами».
д) Проверьте себя,повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы,перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте такжепоследовательность, в которой эти образы у вас возникают.
е) Произносястихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.
Каждый раз обсуждайтезаучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попроситеих поделиться впечатлениями от самого текста.
Упражнение «Запоминаниетекста»
Очень часто учительсталкивается с трудностями в обучении детей пересказу как в устной форме, так ив письменной (изложении). Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом,облегчающий его запоминание.
1. Определите основную идеюсодержания текста. Выявите главное — о чем идет речь? Для этого разрешите детямбегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.
2. Спросите, из сколькихчастей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждойчасти, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте имвозможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главнойидеи произведения.
3. Составьте с детьми плантекста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст надлинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можносоставить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые исоставят основную мысль.
4. Предложите детямпересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.
5. Теперь дети должнытотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основныхидеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основнуюмысль.
При чтении просите детейзримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.
6. Перейдите к рассмотрениюдеталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.
7. Наконец, перейдите кличным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята оботношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затемперейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети неограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему ихмнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.
8. В заключение дайтеребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает, Что, Когда,Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детскойпамяти.
Упражнение дляиспользования визуального кода
Упражнение.
Воспользовавшисьвизуальным кодом, попробуйте вместе с детьми найти ассоциации для запоминаниячисла указанных ниже предметов. Например, одна корова — корова, привязанная кколышку или столбу. Эти картинки помогут вспомнить школьникам о цифре 1 и слове«корова».
Одна корова Двеавтомашины Три рубашки Четыре зеркала Пять солдат
Шесть карандашей Семьшариков Восемь стульев Девять колец Десять стаканов
Упражнение «Особыйпуть зубрежки»
1. Повторение слова илифразы, которую надо запомнить, про себя.
2. Подождать 1 секунду иповторить снова.
3. Подождать 2 секунды иповторить снова.
4. Подождать 4 секунды иповторить снова.
Ожидание — этоэмоционально загруженное состояние. Удержание информации в этом состоянии недает ей выскочить, она бьется и взбивает связи с другими понятиями.
5. Повторите через 10 минут(необходимо для запечатления).
6. Для уверенногоперевода в долговременную память повторить через 2-3 часа.
7. При необходимости через1-2 месяца; через 1 год.
4.        Низкийуровень развития мышления
Коррекционные упражнения,направленные на развитие образного мышления
Само понятие образногомышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций(мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия учителя должны бытьсосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различныеобразы, т.е. визуализировать. Упражнения на формирование подобного умениядостаточно подробно описаны в коррекционной программе развития памяти (см.«Низкий уровень развития памяти»). Не будем повторяться, и дополнимих другими.
Упражнение- Игра типа«На что это похоже»?
 /> /> /> />
/>
Упражнение- Игра типа«Дополни до.
/>
Упражнение- Игра типа»Догадайся, кто нарисован
/>
После того, как процессвизуализации достаточно хорошо усвоен детьми, можно переходить к непосредственномуоперированию образами, т.е. к решению простейших мыслительных задач с опорой напредставления.
Упражнение Игра«Кубики»
Материал состоит из 27обычных кубиков, склеенных между собой так, что получается 7 элементов:
/>
Осваивается эта играпоэтапно.
Первый этап —рассматривание элементов игры и нахождение сходства их с предметами и формами.Например, элемент 1 — буква Т, 2 — буква Г, элемент 3 — уголок, 4 — зигзагмолнии, 5 — вышка со ступеньками, 6 и 7 — крылечко. Чем больше будет найденоассоциаций, тем лучше и эффективнее.
Второй этап — освоениеспособов присоединения одной части к другой.
Третий этап — складываниеобъемных фигур из всех частей по образцам с указанием составных элементов.Целесообразно проводить работу в следующей последовательности: предложить детямсначала рассмотреть образец, затем расчленить его на составляющие элементы исложить такую же фигуру.
Четвертый этап —складывание объемных фигур по представлению. Вы показываете ребенку образец, онтщательно его рассматривает, анализирует. Затем образец убирают, а ребенокдолжен составить из кубиков ту фигуру, какую он видел. Результат работысравнивается с образцом.
 />СТЕНКА />
/>
В качестве материала длярешения мыслительных задач с опорой на образное мышление могут бытьиспользованы и счетные палочки.
Упражнение «Задачина составление заданной фигуры из определенного количества палочек»
«Дана фигура из 6квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».
/>
«Дана фигура,похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника».
/>
Составить два разныхквадрата из 7 палочек".
/>
Задачи, решение которыхсостоит в перекладывании палочек
с целью видоизмененияфигуры.
«В фигуре переложить3 палочки так, чтобы, получилось 4 равных треугольника».
/> />
«В фигуре, состоящейиз 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких жеквадрата».
/>
«Составить домик из6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок».
/>
«Переложить 6палочек так, чтобы, из корабля получился танк».
/>
«Переложить 2палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, „смотрела в другуюсторону“.

/>
 »Какое наименьшееколичество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?"
/>
Упражнения, направленныена развитие абстрактно-логического мышления
Функционирование данноготипа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущностьпредметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно этот тип мышлениятолько начинает развиваться в данном возрасте, однако в программу ужевключаются задания, требующие решения в абстрактно-логической сфере. Это иопределяет трудности, возникающие у детей в процессе овладения учебнымматериалом. Мы предлагаем следующие упражнения, которые не просто развиваютабстрактно-логическое мышление, но и по своему содержанию отвечают основнымхарактеристикам данного типа мышления.
Упражнение «Формированиепонятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретныхобъектов»
«Автомобиль ездит набензине или другом топливе;
трамвай, троллейбус илиэлектричка движутся от электричества. Все это вместе можно отнести к группе» транспорт". Увидев незнакомую машину (на -пример, автокран),спрашивают: что это? Почему? "
Подобные упражнениявыполняются и с другими понятиями: инструменты, посуда, растения, животные,мебель и т.д.
Упражнение«Формирование искусственных понятий» (по Л.С.Выготскому —Л.С.Сахарову)
Материал: Три наборакарточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках изображеныгеометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат,круг. Каждая фигура изображена на фоне трех степеней насыщенности: бледно-розовом,розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором — белого,в третьем — серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленныесочетания из трех букв (для первого набора — пак, для второго — бро, длятретьего — вил). Учитель делит карточки на группы и предлагает детям угадатьзадуманную комбинацию фигур. Признаки, объединяющие фигуры в группу, ученикдолжен выявить, иногда пользуясь бессмысленными словами, записанными наоборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, наобороте имеют одинаковые надписи. Очень важно подвести детей к тому, чтобы оникак можно реже заглядывали на оборотную сторону карточки. Таким образом, переддетьми стоит задача — образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядамистимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направленадеятельность учащихся, другой ряд — функцию знаков, организующих ихдеятельность.
Упражнение«Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»
«Сейчас я будуговорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какоедлиннее, какое короче.
— Карандаш или карандашик?Какое короче? Почему?
— Кот или кит? Какоебольше? Почему?
— Удав или червячок? Какоедлиннее? Почему?
—Хвост или хвостик? Какоекороче? Почему?»
Учитель может придуматьсвои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.
Упражнение «Формированиеумения устанавливать связи между понятиями»
Приведенное нижеупражнение предполагает установление отношений, в которых находятся данныеслова. Примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отношений.Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову. Работа с этим упражнениемведется совместно учителем и детьми. Задача учителя — подвести ребят клогическому выбору связей между понятиями, возможности последовательно выявлятьсущественные признаки для установления аналогий. Каждое задание доскональноразбирается: находится логическая связь, переносится на приведенное рядомслово, проверяется правильность выбора, приводятся примеры подобных аналогий.Только когда у детей будет сформировано устойчивое и последовательное умениеустанавливать логические ассоциации, учитель может переходить к заданиям длясамостоятельной работы.
Примерные виды заданий:1. Лошадь Корова жеребенок пастбище, рога, молоко, теленок, бык 2. Яйцо Картофель скорлупа курица, огород, капуста, суп, шелуха 3. Ложка Вилка каша масло, нож, тарелка, мясо, посуда 4. Коньки Лодка зима лед, каток, весло, лето, река 5. Ухо Зубы слышать видеть, лечить, рот, щетка, жевать 6. Собака Щука шерсть овца, ловкость, рыба, удочка, чешуя 7. Пробка Камень плавать пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик 8. Чай Суп сахар вода, тарелка, крупа, соль, ложка 9. Дерево Рука сук топор, перчатка, нога, работа, палец 10. Дождь Мороз зонтик полка, холод, сани, зима, шуба 11. Нож Стол сталь вилка, дерево, стул, пища, скатерть 12. Птица Человек гнездо люди, птенец, рабочий, зверь, дом
5.        Формированиеприемов самоконтроля
Успешность ирезультативность обучения в школе во многом зависит от состояния контроля запроцессом усвоения учебного материала. Контрольное действие может быть усвоенодетьми этого возраста эффективно только в форме ролевых взаимоотношений.Поэтому правила взаимного контроля используются в сюжетной игре.
Упражнение «Фабрикаигрушек»
Игра включает в себяпоследовательные взаимосвязанные ролевые действия «мастера»,«художника», «упаковщика» и «контролера».Специальная роль контролера вводится для того, чтобы придать контрольнойфункции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует также иобозначение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретаетзначение средства, организующего поведение детей.
В обязанности контролеравходит наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, оценка их труда ирежима работы. Каждая игровая группа состоит из 4 детей, в группе проводится всреднем по 4 игровых занятия. Во время занятий обособленная роль контролераснимается и его функции распределяются между детьми: каждый играющий получаетзначок, а вместе с ним и новые обязанности — проверять работу партнеров.Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе игры(контролер-проверяемый) способствуют усвоению ребенком двусторонней формыконтрольных отношений. После этого игру можно видоизменить, а формированиеприема контроля перенести с товарища на самого себя.
Детям дается задание —отсортировать фигурки по размеру. После того, как ребенок получает инструкцию,учитель прикалывает ему значок контролера и спрашивает, кого теперь надо будетпроверять. Этот прием используется для того, чтобы связать освоенные ребенком вигре правила контроля за действиями партнеров с требованием самоконтроля. Послепроведения серии таких обучающих упражнений у детей появляется устойчивоесоблюдение правил даже в индивидуальной неигровой ситуации.
Для развития приемовсамоконтроля можно использовать также целую серию дидактических игр.
Упражнение- Игра«Сделай так же»
Варианты заданий в этойигре могут быть различными. Например, учитель ставит на стол пирамидку, кольцакоторой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детямпредлагается собрать такую же пирамидку.
Можно предложить сложитьиз имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки,например:
а) квадрат изтреугольников по заданному образцу
д) разложитьгеометрические фигуры в заданном порядке
/>
б) елочку изтреугольников
/>
в) узор из геометрическихфигур
/> /> /> />
г) композицию
/>
/>
Задания легковидоизменяются. Например, задание с пирамидкой: учитель ставит пирамидку спятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка ужехорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательностьцветов (независимо от размеров колец).
Каждый ребенок долженсобрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется.Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетомих размеров:
/>
Ребенок должен надетькольца в соответствии с образцом и написать на карточке, каким по счету былокольцо каждого цвета, считая сверху и снизу. Это же задание усложняется.Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:
5 — красный
4 — синий
3 — желтый
2 — коричневый
1 — черный
Выполнив работу, ученикисамостоятельно проверяют ее по образцу.

6.         Низкийуровень развития произвольности
Для развития данногоумения необходимо использовать материал, отличающийся достаточнойинтеллектуальной насыщенностью и в то же время являющийся интересным изанимательным, т.к. только в этом случае он может достаточно долго удерживатьвнимание ребенка, требуя одновременно сосредоточенности и умственных усилий.Наиболее подходящими в этом случае являются игры.
/>
Упражнение Игра«Пуговица»
/>
Играют два человека.Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица неповторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный наклетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрокдолжен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первыйигрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем полеповторить то же расположение пуговиц.
Чем больше в игреиспользуется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.
Эту же игру можноиспользовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия имышления.
Упражнение Игра«Хитрые картинки»
Учебный материал состоитиз фишек «Домино»
Сначала учитель объясняетсоотношение картинок и схем, а потом происходит игра. Она позволяет приинтересном сюжете достаточно долго удерживать учебную задачу: умениеанализировать элементарную схему.
Эта игра также развиваетпространственное восприятие, степень концентрации внимания, абстрактноемышление.
Упражнение Игра«Веселые человечки»
Аналогично предыдущейигре используется игра «Веселые человечки». Данная игра происходиткак в лото: ведущий достает рисунок, а дети на схеме ищут его изображение.
/>

7.        Заключение
Такимобразом, существует множество методик, игр и упражнений для коррекции различныхвидов отклонений в развитии детей с ЗПР.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Тест по информатике МЭСИ
Реферат Международно-правовое регулирование гражданских и политических прав человека
Реферат Влияние планировки торгового предприятия на рациональное распределение познавательных ресурсов посетителей на примере ООО СП ТЦ "Омский"
Реферат Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений и определений суда вступивших в законную
Реферат Литература Древней Руси
Реферат Сетевые модели
Реферат «Дом учителя Уральского федерального округа» положение о Международной олимпиаде школьников по географии, проводимой государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования
Реферат Шпоры по государственным и муниципальным финансам
Реферат Підготовка молодих велосипедистів
Реферат 3-я Всероссийская научно-практическая конференция "Методы и средства технической защиты конфиденциальной информации"
Реферат Современные теории феминизма: макросоциологические и микросоциологические теории гендера
Реферат Рациональное питание и использование восстановительных мероприятий при повышенных физических наг
Реферат Планирование технико-экономических показателей в производстве хлебобулочных изделий на линии с ведущим оборудованием – печью ФТП–2–60
Реферат Социальное страхование и его организация в современных условиях
Реферат Організація та методика проведення уроку з теми: "Створення і редагування макросів в інтерактивних документах засобами Word"