Реферат по предмету "Философия"


"Сократический поворот" в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека

Сократическийповорот в философии идеи и методфилософии Сократа. Проблема человека.Сократ выбирал известного политического деятеля илипросто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитыевопросы. Причем вначале Сократ безудержнохвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составиттруда ответить на такой элементарный вопрос.

Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос но только на первый взгляд . Собеседник дерзкои нехотя отвечал на него, Сократ в своюочередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивали это доходило до того, что собеседник,в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивалСократа, а сам то он знает ответ на этотвопрос,

Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью,гениальностью, избранностью Сократ и прославился. Сократпри этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией. Cократовская ирония выступает в качестве диалектическойловушки, при посредстве которой обыденныйздоровый смысл оказывается вынужденным выйтииз всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства,

а до имманентнойему самому истины, -эта ирония есть не чтоиное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию. Эта иронияказалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливыи умны они ни были. Разгадка этого внутреннегопревосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В егосбивающих с толку речах все время чувствуетсянекая уверенность и основательность

человека, который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто большее, а именно во имя чего идет поиск и какименно его надо вести, что придает его ирониинеоборимую силу Антея. Эта внутренняя основательность Сократа исходит также из его убеждения о возможностирационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайшихдвижениях человеческой души и интеллекта.

Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием. Испытываядругих на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу.Если человек самодовольно полагает, чтона все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поискахнаиболее верных понятий, незачем

двигатьсядальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почивает на лаврах истины, которые на поверку оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской премудрости.Так почитающий себя мудрецом оказываетсявсего лишь премудрым пескарем. Я знаю только то, что ничего не знаю. Это излюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции. Я ничегоне знаю - это значит, что как бы далекоя ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь

на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, чтопоймал жар-птицу истины. Не будем забывать,что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти. Особенно возненавиделиСократа те из софистов, которые сделалиискусство доказывать правое и неправое своей профессией. Кто покушается на самодовольство темных и пустых людей, тот сначала человек беспокойный, потом нестерпимый,и наконец, преступник, заслуживающий смерти.

Первым полушутливым, полусерьезным обвинением против Сократа явилась постановка в 423 году комедииАристофана Облака . В которой Сократ изображается мастером кривых речей . В один из дней399 года до н.э жители Афин читали выставленныйдля всеобщего обсуждения текст Этообвинение написал и клятвенно засвидетельствовал

Мелет, сын Мелета, пифеец, против Сократа, сына Софраникса из домаАлопеки. Сократ обвиняется в том, что онне признает богов, которых признает город, и вводит других, новых богов. Обвиняется он и в развращении молодежи.Требуемое наказание смерть . Мошенникимысли не простили Сократу его иронии, слишком разорительной для них. В речах Сократа на суде, с большой художественной силой переданных

Платоном, поражает то, что онсам сознательно и решительно отрезает себе все пути к спасению, он сам идет навстречу смертному приговору. В его рассуждениях подспудно бьетсямысль раз уж, афиняне, вы дошли до такогопозора, что судите мудрейшего из эллинов, то испейте чашу позора до дна. Не меня, Сократа, судите вы, асамих себя, не мне выносите приговор, асебе, на вас ложиться несмываемое клеймо. Лишая жизни мудрого и благородного человека, общество себя лишает мудростии благородства, лишает

себя стимулирующей силы, ищущей, критической, беспокоящеймысли. И вот меня, человека медлительногои старого Сократу было тогда 70 лет , догнала та, что настигает не так стремительно смерть,а моих обвинителей, людей сильных и проворных та, что бежит быстрее испорченность.Я ухожу отсюда, приговоренный вами к смерти,а мои обвинители уходят, уличенные правдоюв злодействе и несправедливости. У порога смерти Сократ пророчествует, что тотчас после его гибели постигнетафинян

кара более тяжелая, чем та, которойего покарали. Сократ сам осудил себя на смерть, и, уже осужденный, твердо отказался от реальнойвозможности бежать из тюрьмы и уйти в изгнание.Он добровольно дал распять себя на кресте отеческих законов и поступил весьма хитроумно идальновидно, лучшим образом продемонстрировавнеистинность этих законов всему миру. Пророчество Сократа сбылось позор пал на головы его судей, и преждевсего на головы обвинителей.

Они, так жекак тиран, судивший Зенона Элейского, были побиты каменьями и, как сообщает Плутарх, повесились,так как не вынесли презрения афинян, лишившихих огня и воды . СмертьСократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокоеброжение умов и могучий общественный резонансна протяжении многих веков человеческой истории. Юный ученик Сократа - Платон, присутствовавшийна судебном процессе, испытал настолькосильное

нравственное потрясение, что тяжело заболел. Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость вот вопрос, который встал передПлатоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос Каким должно быть общество, построенноев полном соответствии с мудростью? Так родилась первая философская утопия о справедливом для своего времени общественном строе, оказавшаявпоследствии большое влияние на возникновениеи развитие утопического социализма.

Сократ- представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму.Впервые именно Сократ сознательно поставилперед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания,естественнонаучного знания и безбожия. Сократисторически был зачинателем тенденции, или линии Платона в античной философии. Сократ- великий античный мудрец стоит у истоков рационалистических и просветительских

традиций европейской мысли.Ему принадлежит выдающееся место в историиморальной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанноеим на прогресс человеческого познания, ощущаетсядо наших дней. Он навсегда вошел в духовнуюкультуру человечества. Образжизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблестьи мужество, трагический финал - окружилиего имя притягательным ореолом легендарности.

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половинойтысячелетий дошла до наших дней. Сократоминтересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, ноне убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее,чем когда бы то ни было.

В центре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков,права и долга, свободы и ответственности общества. И сократовские беседы - поучительный и авторитетныйпример того, как можно ориентироваться вчаще этих вечно актуальных вопросов. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и своевремя. И мы, при всем своеобразии нашейэпохи и новизне задач, не исключение.

Сократ- принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплоднымвмешательством в дело богов. Мир представляетсяСократу творением божества, столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит,и повсюду присутствует, и обо всем имеетпопечение . Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно ихволи.

И в этом отношении Сократ ничем неотличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовалделать это своим ученикам. Сократ аккуратноприносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды. Основнойзадачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения,познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Сомнение я знаю, что ничего не знаю должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию познай самогосебя . Только таким индивидуалистическим,путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественногоразума в мире, софисты подвергли сомнениюи осмеяли все прежние взгляды необходимо поэтому, согласно

Сократу, обратиться к познанию самогосебя, человеческого духа и в нем найти основурелигии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист первичным для него является дух, сознание, природа же - это нечто вторичноеи даже несущественное, не стоящее вниманияфилософа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу,для которого дальнейший путь вел к объективномудуху - к божественному разуму.

Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию. Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим прислушиватьсяк природе , ссылаться на особый внутреннийголос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах знаменитый демон Сократа. Сократвыступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания,причем здесь исходным пунктом для него являетсясубъект, ибо он

считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека. ТелеологияСократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей цельюимеют выполнение определенных задач цельглаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людямдля зрения, ночь предназначена богами дляотдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению

времени. Боги заботятсяо том, чтобы земля производила пищу длячеловека, для чего введен соответствующий распорядок времен года более того, движение солнца происходит на такомрасстоянии от земли, чтобы люди не страдалиот излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п. Своегофилософского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в формесвоеобразного, методологически направленногок определенной цели спора.

Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах,в местах общественных собраний, на загороднойлужайке или под мраморным портиком - вел беседы с афинянами и заезжими чужестранцами, ставилперед ними философские, религиозно-нравственныепроблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению,действительно моральная жизнь, выступалпротив материалистов и софистов, вел неутомимую

устную пропаганду своего этического идеализма. Разработкаидеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию сущностидобродетели. Нравственный человек должензнать, что такое добродетель. Мораль и знаниес этой точки зрения совпадают для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как всеобщее , служащее основнойвсех частных добродетелей.

Задаче нахождения всеобщего должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод. Сократовский метод, имевший своейзадачей обнаружение истины путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической диалектики . Под диалектикой понимали в древности искусстводобиться истины путем раскрытияпротиворечий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философысчитали, что раскрытие противоречий в мышлениии столкновение противоположных

мнений является лучшим средством обнаружения истины . Между тем как Гераклит учил о борьбе противоположностей,как о движущей силе развития природы, сосредоточивсвое внимание, главным образом, на объективнойдиалектике, Сократ, опираясь на элейскую школу Зенон и софистов Протагор , впервые отчетливо поставилвопрос о субъективной диалектике, о диалектическомспособе мышления.

Основные составные части сократического метода ирония и майевтика - по форме, индукция и определение - по содержанию. Сократический метод - это прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своейцелью приведение собеседника к противоречиюс самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская ирония . Однако Сократ ставил своей задачей не только ироническое раскрытие противоречийв утверждениях собеседника,

но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины . Поэтомупродолжением и дополнением иронии служила майевтика - повивальное искусство Сократа намек на профессию его матери . Сократхотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию всеобщего как основы истинной морали. Основная задача сократического метода - найти всеобщее в нравственности, установить всеобщую нравственнуюоснову

отдельных, частных добродетелей.Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной индукции и определения . БеседаСократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяетиз них общие элементы, анализирует их, чтобыобнаружить препятствующие их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков.Таким путем он достигает общего понятия.

Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открываловозможность определения понятия и сущностисправедливости или несправедливости вообще. Индукция и определение в диалектике Сократа взаимнодополняют друг друга. Если индукция - это отыскание общегов частных добродетелях путем их анализаи сравнения, то определение - это установление родов и видов, их соотношения, соподчинения .

Вот как, например, в разговоре с Евтидемом,готовившимся к государственной деятельностии желавшим знать, что такое справедливость и несправедливость, Сократ применил свой диалектический метод мышления. Сначала Сократ предложилдела справедливости заносить в графу дельта , а дела несправедливости - в графу альфа ,затем он спросил Евтидема, куда занестиложь. Евтидем предложил занести ложь в графу альфа несправедливости .

То же предложил он и в отношенииобмана, воровства и похищения людей дляпродажи в рабство. Равным образом на вопрос Сократа можно ли что-либо из перечисленного занести вграфу дельта справедливости ,Евтидем отвечал решительным отрицанием. Тогда Сократ задал Евтидему вопрос такого рода справедливоли обращение в рабство жителей несправедливогонеприятельского города. Евтидем признал подобный поступок справедливым.

Тогда Сократ задал подобныйже вопрос относительно обмана неприятеляи относительно кражи и грабежа добра у жителей неприятельского города. Все эти поступки Евтидем признал справедливыми, указав, что он первоначально думал, будто бывопросы Сократа касаются только друзей.Тогда Сократ указал, что все поступки, первоначально отнесенные к графе несправедливости, следуетпоместить в графу справедливости.

Евтидемсогласился с этим. Тогда Сократ заявил, что, следовательно, прежнее определение неправильно и что следуетвыдвинуть новое определение По отношению к врагам такие поступки справедливы, а по отношению к друзьям несправедливы, и по отношениюк ним, напротив, следует быть как можносправедливее . Однако и на этом Сократ не остановился и, снова прибегая к индукции , показал, что и это определение неправильно и требуетзамены его другим. Для достижения этого результата

Сократ снова обнаруживает противоречия в положении, признанном собеседником за истинное,а именно в тезисе отом, что в отношении друзей следует говоритьтолько правду. Правильно ли поступит военачальник, спрашивает Сократ, если он, для того чтобы поднятьдух войска, солжет своим войнам, будто быприближаются союзники. Евтидем соглашается, что подобного рода обман друзей следует занести в графу дельта , а не альфа , как это предполагается предыдущим определением .

Равным образом, продолжает индукцию Сократ, не справедливо ли будет, если отец обманет своего заболевшего сына, не желающего принимать лекарство,и под видом пищи заставит его это лекарствопринять, и тем самым своей ложью вернет сыну здоровье. Евтидем соглашается, что и такого рода обман следует признать делом справедливым. Тогда Сократ спрашивает его,как назвать поступок того человека, который,видя своего друга в состоянии отчаяния и боясь, как бы он не кончил жизнь самоубийством, украдет илипросто отнимет у него

оружие. Эту кражу,или этот грабеж, Евтидем также вынужден занести в графу справедливости, нарушая снова предыдущее определения и приходя к выводу, подсказанному Сократом, что и с друзьями не во всех случаях надо быть правдивыми. После этого Сократ переходит к вопросуо различии добровольного и недобровольногопоступка, продолжая свою индукцию и добиваясь нового, еще более точного определения справедливостии несправедливости.

В конечном итоге получаетсяопределение несправедливых поступков как тех, которые совершаются в отношении друзей с намерением им навредить. Истина и нравственность для Сократа - понятиясовпадающие. Между мудростью и нравственностьюСократ не делал различия он признавал человекавместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоитпрекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное,избегает его

Справедливыепоступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, вчем состоят такие поступки, не захотят совершитьникакой другой поступок вместо него, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если попытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще всепрекрасные и хорошие поступки основаны надобродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость .

Истиннаясправедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствуетего блаженству, жизненному счастью. Тремяосновными добродетелями Сократ считал 1. Умеренность знание, как обуздывать страсти 2. Храбрость знание, как преодолеть опасности 3. Справедливость знание, как соблюдать законы божественные и человеческие . Только благородныелюди могут претендовать на знание.

А земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнатьсамих себя ведь они знают только то,что имеет отношение к телу и служит ему А потому, если познание самого себя есть признак разумности,никто из этих людей, не может быть разумнымв силу одного своего ремесла . Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу не говоря ужео рабах , недоступно знание. Сократбыл непримиримым врагом афинских народных масс.

Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечностии неизменности моральных норм выражает идеологиюименно этого класса. Сократовская проповедьдобродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовитькак можно больше лиц, способных принятьсяза политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в такомнаправлении, чтобы подготовить восстановлениеполитического господства аристократии, вернуться к заветам отцов .

По Ксенофонту,Сократ восторгается самыми древними и самыми образованными государствами и народами , потому что они самые набожные . Больше того он думает, что ему не стыдно будет взять за образец персидскогоцаря , потому что персидский царь считаетземледелие и военное искусство благороднейшимизанятиями. Земля и военное искусство - исконная принадлежность благородных господ ,родовой землевладельческой аристократии.Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие.

Он дает возможность сулить хорошие обещания рабам и приохочивать рабочих и склонятьих к послушанию . Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источник жизненных потребностей для для благородного господина , лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданныхобщему благу граждан. При этом сельскоехозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим

душу. Сократ на сторонеотсталой деревни против города с егоремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаясяпропагандическая деятельность Сократа. Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости,скромности. Он хотел бы видеть в афинскихгражданах людей храбрых, но скромных, нетребовательных, благоразумных,

справедливых в отношениях ко своим друзьям, но отнюдь не к врагам. Гражданин долженверить в богов, приносить им жертвы и вообще исполнять все религиозныеобряды, надеяться на милость богов и непозволять себе дерзости изучать мир, небо, планеты. Словом, гражданин должен быть смирным, богобоязненным,послушным орудием в руках благородных господ . Следует, наконец, упомянуть, что Сократ наметилтак же классификацию государственных форм,исходя из

основных положений своего этико-политическогоучения. Государственные формы, упоминаемые Сократом, таковы монархия, тирания, аристократия, плутократияи демократия. Монархия,с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захватвласти, а поэтому и обладает моральным значением,отсутствующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей,

Сократ предпочитает всем другим государственным формам,в особенности направляя острие своей критикипротив античной демократии как неприемлемой с его точки зрения безнравственной формы государственнойвласти. Сократ- противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопроса о человеке со всеми его связями он ставит антропозитизм.Сократ претендовал на роль просветителя.Он же враг изучения природы вмешательства в дело богов .

Задача его философии- обоснование религиозно-нравственного мировоззрения,познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости,права, закона, зла, добра. Он же сказал,что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу человек , а затем ведет к объективному духу бог . Опять же по Сократу, особое значениеимеет познание сущности добродетели.

Онпоставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истиннаянравственность это знание того, что хорошо. И элитарность знанияведет к добродетели. Сократбыл цельным человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблемфилософии был вопрос о смысле жизни и смерти.Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен

в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрениебыло столь же цельным, земным, жизненным,столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира. Но то,чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одниего высказывания как этические, другие- как диалектические, одни - как идеалистические, другие - как стихийно-материалистические, одни- как

религиозные, другие как еритические.Его признавали своим самые разные идеологические течения, ему в вину ставились философские односторонностии однобокости, в которых Сократ не мог бытьповинен. Те критерии, которыми мы идеологически расчленяем философию нового времени на различныешколы и направления, Сократу, а тем болеек его предшественникам, неприменимы. Историяхорошо поработала также над тем, чтобы все мертворожденное в наследии

Сократа довести до своих крайних пределовокаменелости, до канонизированных идоловмассового сознания, оттенив тем самым живые и животворные родники сократовской мысли - его иронию и диалектику.Эстонско-АмериканскийБизнес КолледжСеверо - Восточныйфилиал ФИЛОСОФИЯ число М. Хомяков Экономический ф-тет WE-202 Ведущий преподаватель НАРВА1997 Список литературы Сократ,

Платон, Аристотель, Сенека Жизнь замечательных людей,биографическая библиотека Ф. Павленкова. Москва, Издательство Республика 1995. История западной философии Б. Рассел Миф Москва 1993. Краткий очерк истории философии . Издательство Мысль Москва.1967. Под редакцией М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана,

И. Я. Щипанова. 106 философов. Жизнь, судьба, учение , Таврия Симферополь,1995. 1-ый том, Анатомия мудрости. Философская энциклопедия . Главный редактор Ф. В. Константинов. История философии в кратком изложении Москва Мысль 1991. История философии Запад - Россия -

Восток Книга первая. Философия древностии средневековья. Под редакцией проф Н. В. Мотротиловой, Москва 1996. Западная философия от истоков до наших дней 1-ый том античность.ТОО ТК Петрополис Санкт - Петербург 1994. Джованни Реале и Дарио Антисери. Истории античной философии в конспективном изложении

А. Ф.Лосев, Москва Мысль 1989.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.