Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы воспитания коммуникативнойкультуры младших школьников
1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативной культуры
1.2 Психолого-педагогические особенности коммуникативнойкультуры младших школьников
1.3 Принципы в сфере воспитания коммуникативной культуры умладших школьников
Глава 2. Воспитание коммуникативной культуры младшихшкольников
2.1 Методы и формы организации воспитательного процессакоммуникативной культуры младших школьников
2.2 Организация опытно- экспериментальной работы повоспитанию коммуникативной культуры младших школьников
2.3. Воспитание коммуникативной культуры младших школьников
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача — воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной,постоянно изменяющейся действительности. Ориентация современной педагогики нагуманизацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в числоактуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого младшегошкольника, для его личностного самоопределения.
Проблема воспитания коммуникативной культуры внастоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требованияк подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативнойкультуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались вразличных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений,речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владениякоммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведетк искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств [3, с.324].
Особое значение для исследования даннойпроблемы имеют научные разработки в области педагогики. В частности, былопоказано, что досуг является специфической сферой социализации и инкультурацииличности (М. Ариарский, Б. Титов, М. Поплавский, В. Кирсанов, Ю. Клейберг идр.).
Проблематика, связанная с формированиемкоммуникативной культуры личности, является частью более широкой проблемы –привлечения к культурным ценностям социума. Эта проблема рассматриваетсясегодня как одна из центральных в педагогике. Задача педагогики – разработкапедагогических технологий, которые позволили бы осуществлять целенаправленноевлияние на процесс воспитания коммуникативной культуры младших школьников вусловиях учебной, трудовой и досуговой деятельности. Конструктивная коммуникативнаякультура является показателем культуры личности в целом.
Однако несмотря на многие исследование (М.А.Василик, Л.М. Землянова, В.Б. Кашкин, Г.Г. Почепцов и др.) Значение этихисследований для решения современных педагогических проблем состоит в том, чтоони дают возможность, с одной стороны, более целостно представитькоммуникативную культуру как предмет педагогического исследования, а с другой –осмыслить педагогические проблемы в контексте коммуникативной проблематики. Вместес тем, сфера, которая обозначается понятием «коммуникативная культура»,остается неопределенной. Недостаточно обоснованными являются такжетеоретико-методологические основы воспитания коммуникативной культуры младшихшкольников.
Сфера коммуникативной культуры – необходимаячасть социального пространства, в котором существует личность. В современныхусловиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферыжизнедеятельности субъекта, конструктивно – коммуникативная деятельностьприобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникативной культуры человекосуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждениесвоего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненныхпланов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки – этосредства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сферекоммуникативной культуры.
Формирование коммуникативной деятельности можноначинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться начеткой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этапразвития младшего школьника, например младшего школьника. Этот процесс требуетпродуманной организации и специальной методики. Это обусловлено тем, чтопедагогический процесс является по своей сути коммуникативным процессом,предполагающим взаимодействие между социальными институтами (научными,образовательными, культурно-просветительскими), педагогами, родителями, детьмис целью воспитания и обучения подрастающего поколения.
Актуальность исследования обусловлена противоречиеммежду недостаточностью разработок теоретико-методологических основ воспитаниякоммуникативной культуры младших школьников и значимостью коммуникативнойкультуры в развитии младших школьников, и тем, что воспитание коммуникативнойкультуры младших школьников в первую очередь связано с предупреждением подростковых«коммуникативных проблем», о которых много говорится сегодня.
Объект исследования: коммуникативная культура
Предмет исследования: воспитаниекоммуникативной культуры младших школьников
Цель исследования: изучить теоретико-методологическиеосновы по вопросу воспитания коммуникативной культуры младших школьниковмладшего школьного возраста и организовать работу по воспитанию коммуникативнойкультуры младших школьников.
Задачи исследования:
изучить и проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу с целью определить структурные компонентыкоммуникативной культуры, критерии и показатели их сформированности;
рассмотреть и выявить принципы и особенности воспитаниякоммуникативной культуры у младших школьников
выбрать организационно-методическое обеспечениеспособствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников
Гипотеза исследования: уровень сформированностикоммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранногоорганизационно-методического обеспечения и правильно организованнойвоспитательной работы
Методы исследования:
изучение и анализ литературных источников;
наблюдение, беседа, тестирование,
опытно-экспериментальная работа;
методы качественной и количественной обработкиэмпирических данных.
База исследования: МОУ средняя школа № 16 г.Благовещенска. В исследовании принимали участие младшие школьники 2 класса, 22человека. Педагогический экспиремет проводился с согласия родителей.
Курсовая работа содержит введение, две главы,заключение, библиографический список содержит 17 источников литературы, 2рисунка, 4 приложения.
Глава 1. Теоретические основы воспитаниякоммуникативной культуры младших школьников
1.1 Понятие, критерии и мотивы коммуникативнойкультуры
Научное содержание понятия «коммуникативнаякультура» определяется содержательным наполнением понятий общение, коммуникации,толетарность.
Общение – связь между людьми, в ходе которойвозникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией,взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено наустановление контакта между людьми, целью его является изменениевзаимоотношения между людьми; установление взаимопонимания, влияние на знания,мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности;средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми вобщении, есть необходимое условие существования индивида [5, с.123].
Своеобразным содержанием общения следуетпризнать отношения и взаимоотношения, которые наполняют коммуникативнаякультура, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктует средства,манеру общения. Содержательная сторона же общения реализуется через способы,средства. Главным средством общения, в человеческом обществе, является язык. Однакопараллельно с языком внутри речевого общения широко используется неречевыесредства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга,изображение.
Коммуникации – это умение и навыки общения слюдьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования,разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разныйжизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями[11, с.110].
Под влиянием массовой коммуникативной культурыпроисходит сдвиги в сознании людей и в их поведении. При этом выявляютсяобстоятельства, которые характеризуют непрерывный поток информации, каквыражение ее количества в определенный момент вызывает качественный сдвиг всознании людей.
Содержание массовой коммуникативной культурыдолжно затрагивать ум и чувство, поэтому оно должно быть доходчивым, опиратьсяна какой – то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информациичерез различные каналы должно заинтересовывать и эмоционально затрагивать.Поэтому наличие нового содержания в нем – обязательный элемент [11, с.112].
Толетарность – это сложный, многоаспектный имногокомпонентный феномен, имеющий множество линий проявления и развития, ипотому пронизывает все сферы социальной и индивидуальной жизни. Это особоеповедение человека, направленное на конструктивное взаимодействие с «другим»;качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойнойличности и выражающееся в сознательном подавлении чувства непринятия. Краскрывающим сущность понятия «толерантность» относятся слова: терпимость,терпение, признание, уважение, великодушие в отношении других, прощение,снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность,терпение, расположенность к другому, выносливость, готовность к примирению идр. Обновление содержания образования выступает как решающее условиеформирования у младших школьников системы современных социально значимыхценностей и общественных установок. С раскрепощением личной свободы ирасширением кругозора преодолевается синдром нетерпимости к любому инакомыслию.В результате чувство терпимости становится существенным элементом духовногопространства нашего общества. Таким образом, толерантность в процессесоциализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ееповедения и мышления [17, с.15].
Коммуникативную культуру можно рассматривать:
как коммуникации;
как системообразующий, интегрирующий социумфактор;
можно наряду с художественной, эстетической,информационной и др.
В данной работе мы будем рассматриватькоммуникативную культуру как коммуникации, т.к. отсутствие необходимых навыковвладения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательногопроцесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств[3, с.324].
Коммуникативная культура всегда направлено надругого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной видвзаимодействия коммуникативной культурой, необходимо обратить внимание на:
внимание и интерес к партнеру. Взгляд в глаза,внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъектвоспринимает другого человека, что он направлен на него.
эмоциональное отношение к партнеру;
инициативные акты, направленные на привлечениевнимания партнера к себе. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себявнимание наиболее характерный момент общения.
чувствительность человека к тому отношения,которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влияниемотношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности [8, с.36].
Сформированность коммуникативной культуры личностиопределяется по таким группам критериев:
культура общения, общительность;
культура речи;
коммуникативные умения;
коммуникативное мышление;
ценностные ориентации;
досуговые интересы.
Организационной культура групп оценивается потаким критериям как:
социально-психологический климат;
групповые ценности;
уровень самоорганизации досуговой группы;
групповая сплоченность;
целостность группового восприятия (термин В. Агеева);
целеустремленность.
Важная роль в исследовании отводится«эмоциональным» критериям:
эмоциональная вовлеченность в деятельность (Р.Чикзентмихали);
ощущение удовлетворенности участием вкультурно-досуговом мероприятии и досугом в целом), которые отражают степеньреализованности рекреационно-развлекательной функции досуга [8, с.37].
Рассматривая критерии коммуникативной культурыможно выделить и три основных его мотива:
деловые мотивы, которые выражаются вспособности к сотрудничеству, к игре, к общей активности;
познавательные мотивы, возникающие в процессеудовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового, источникомкоторого выступает взрослый – источник новой информации и в то же время какслушатель, способный понять и оценить суждения и вопросы младшего школьника;
личностные мотивы, характерные только дляобщения как самостоятельного вида деятельности, в этом случае коммуникативнаякультура побуждается самим человеком, его личностью. Это могут быть отдельныеличностные качества, а могут быть отношения с другим человеком как с целостнойличностью [8, с.37].
У младших школьников коммуникации формируются,как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи сродителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке состороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональнуюбезопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола,возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшиешкольники. Коммуникации у младших школьников формируются в основном в игре. Вигре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, каксправедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство,подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностныйсмысл [11, с.85].
Если в конце дошкольного возраста, потребностьв общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она ужестановится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужныдругие младшие школьники, и явно предпочитает их общество.
Таким образом, коммуникативная культура основываетсяна мотивированном взаимодействии друг с другом, с коллективом. При воспитаниикоммуникативной культуры необходимо учитывать психолого-педагогическиеособенности младших школьников, так как группа сверстников становится длямладшего школьника тем своеобразным фильтром, через который он пропускаетценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какиеориентироваться в дальнейшем.
1.2 Психолого-педагогические особенностикоммуникативной культуры младших школьников
Коммуникативная культура младших школьников сосверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих отобщения со взрослыми [11, с.132]:
наиболее важная отличительная черта состоит вбольшом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком ихдиапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий иобращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенокспорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает,обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такиесложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразитьобиду, кокетство, фантазирование;
следующая черта общения сверстников заключаетсяв его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональностьи раскованность контактов младших школьников отличает их от взаимодействия совзрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно болеевысокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у младшегошкольника наблюдается в 9 – 10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений,выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования добурной радости, от нежности и сочувствия до гнева. В младшем возрасте школьникивтрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтныеотношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом преобладают [11, с132]:
действенные умения;
риторические умения;
умение вести диалог;
умение слышать и слушать и вести спор;
умение вставать на точку зрения другого;
умение работать сообща для достижения общейцели.
Эмоциональная насыщенность контактов младшихшкольников связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым ипривлекательным партнером по общению и значимость общения, которая выражаетстепень напряженности в общении и меру устремленности к партнеру, значительновыше в сфере взаимодействия со сверстником, чем со взрослым.
Специфическая особенность контактов младшихшкольников заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если вобщении со взрослым даже самые несмелые младшие школьники придерживаютсяопределенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстникомшкольник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениямсвойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакимобразцам: младшие школьники прыгают, принимают причудливые позы, кривляются,передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняютразные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что обществосверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало. Однаконерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых инестандартных средств остаются отличительной чертой общения младших школьниковмладшего школьного возраста [11, с.134].
И ещё одна особенность общения сверстников –преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это проявляетсяв невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из – заотсутствия ответной активности партнера. Для младшего школьника наиболее важноего собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника вбольшинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают иподдерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнерасущественно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такаянесогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты,обиды среди младших школьников.
Перечисленные особенности отражают спецификуконфликтов среди младших школьников младшего школьного возраста. Однакосодержание общения существенно изменяется от 10 к 15 годам. На протяжениимладшего школьного возраста коммуникативная культура младших школьников друг сдругом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержаниепотребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно,постепенно, однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы переломы [11, с.156]:
первый перелом внешне проявляется в резкомвозрастании значимости других младших школьников в жизни младшего школьника.Если к моменту своего возникновения и в течении от одного – двух месяцев егопребывания в школе его потребность в общении со сверстником занимает достаточноскромное место, у более старших младших школьников эта потребность выдвигаетсяна первое место, теперь они начинают явно предпочитать общество других младшихшкольников, взрослому или одиночной игре;
второй перелом внешне выражен менее четко,однако он не менее важен; он связан с проявлением избирательных привязанностей,дружбы с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми.
Таким образом, при воспитании коммуникативнойкультуры младших школьников необходимо учитывать психолого-педагогическиеособенности младших школьников. Младший школьный возраст представляет собойодин из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессеего развития происходит изменение всех психических процессов, которые в своюочередь, коренным образом изменяют личность ребёнка.
1.3 Принципы в сфере воспитания коммуникативнойкультуры у младших школьников
Характерными принципами воспитаниякоммуникативной культуры младших школьников является [16, с.29]:
создание коммуникативно-информационной среды,которая создает условия для обмена информацией и представлена специальноотобранными сведениями о реальном мире и о роли человека в нем, служитспецифическим средством обмена между участниками образования;
создание деятельностно-стимулирующей среды,предназначенной для побуждения участников образования не только к исполнениюсвоих обязанностей, но и к удовлетворению познавательных и иных духовныхпотребностей.
Образование должно использовать свой потенциалдля консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространствастраны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтовна началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур иразличных конфессий, ограничения социального неравенства [13, с.237].
Традиционно процесс обучения рассматриваетсякак процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачиобразования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам,скрывающим его сущность, относят цели обучения, содержания, деятельностьпреподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формыобучения. Через эти общие сущностные характеристики можно выявить особенностиразвивающего обучения.
Развивающее обучение предполагает слияниеобразовательной, воспитательной и развивающей задач в триединую задачу,обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучениевыступает самоцелью, а условием развития школьников. Моменты воспитания коммуникативнойкультуры можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитииобщения младших школьников. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым,были названы формой общения младших школьников со сверстниками [13, с.239].
Первая форма – эмоционально – практическое коммуникативнаякультура со сверстниками. Потребность в общении со сверстником складывается впериод обживания в школьной среде, ведь здесь проявляется интерес не только ксверстникам, но и ко взрослому.
Далее у младших школьников наблюдается интереси повышенное внимание к действиям взрослого и появляется стремление привлечьвнимание сверстника к себе, продемонстрировать свои достижения и вызвать егоответную реакцию, так как начинает складываться отношение к ровеснику как кравному существу, с которым можно соревноваться.
Особое место в таком взаимодействии занимает –подражание. Младшие школьники как бы заражают друг друга общими движениями,общим настроением и через это чувствуют взаимную общность. Подражая сверстнику,ребенок привлекает к себе его внимание и завоевывает расположение. В такихподражательных действиях младшие школьники не ограничиваются никакими нормами,они могут даже сорвать урок, с целью привлечения внимания к с6бе, как кисключительной личности, которая интересна взрослому и сверстнику также [13, с.241].
Следующая форма общения сверстников –ситуативно-деловая. Она уже достаточна, сформирована у младших школьников. Сотрудничествоследует отличать от соучастия. При эмоционально – практическом общении младшиешкольники действовали рядом, одинаково, но не вместе, им важно было внимание исоучастие сверстника. При ситуативно – деловом общении младшие школьники занятыобщим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активностьпартнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие и былоназвано – сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится главной дляобщения младших школьников этого возраста.
Наряду с потребностью в сотрудничествеотчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Ребенокстремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признакиотношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упрекипартнеров. Младшие школьники внимательно и ревниво наблюдают за действиями другдруга, постоянно оценивают и часто критикуют партнеров в этом возрасте оничасто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют своипреимущества, пытаются скрыть от других младших школьников свои промахи инеудачи. В этот период младшие школьники огорчаются, видя поощрение сверстника,и радуются при его неудачах [13, с.243].
Все это позволяет говорить о качественнойперестройке отношения к сверстнику в середине дошкольного возраста. Суть этойперестройки заключается в том, что ребенок начинает относиться к себе черездругого младшего школьника. Сверстник становится предметом постоянногосравнения с собой. В ситуативно-деловом общении появляется конкурентное,соревновательное начало.
Среди средств общения на этом этапе начинаютпреобладать речевые. Младшие школьники много разговаривают друг с другом., чемсо взрослым. Если в общении со взрослым в этот период уже возникают контакты,то со сверстниками младшие школьники взаимодействуют в основном по поводупредметов, действий или впечатлений, представленных в наличной ситуации.
К 10-ти годам значительно возрастает числоконтактов. Младшие школьники рассказывают друг другу о том, где они были и чтовидели, делятся своими планами, дают оценки качествам и поступкам других.
Конкурентное, соревновательное началосохраняется в общении младших школьников. Наряду с этим между старшими и младшимишкольниками появляются первые ростки дружбы, умение видеть в партнере не толькоего ситуативные проявления, но и некоторые внеситуативные, психологическиеаспекты его существования – его желания, предпочтения, настроения. Младшийшкольники уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с личнымивопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, чтовидел.
Развитие в сфере коммуникативной культуры младшихшкольников происходит по двум линиям: с одной стороны, увеличивается числоконтактов, а с другой – сам образ сверстника становится более устойчивым, независящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Ребенок начинает выделятьи чувствовать внутреннюю сущность другого, которая хотя и не представлена вситуативных проявлениях, но становится все более значимой для младшегошкольника [12, с.119].
Таким образом, младший школьный возрастпредставляет собой один из наиболее важных и ответственных периодов в жизниребёнка, в процессе его развития происходит изменение всех психическихпроцессов, которые в свою очередь, коренным образом изменяют личность ребёнка иуровень сформированности коммуникативной культуры у младших школьников, которыйзависит от выбранных воспитательных методов и правильно организованнойвоспитательной работы.
Глава 2. Воспитание коммуникативной культуры младшихшкольников
2.1 Методы и формы организации воспитательногопроцесса коммуникативной культуры младших школьников
Развитие и воспитание детей осуществляется спомощью определенных средств и методов.
Как бы хороши ни были методы, эффективныйрезультат они дают лишь при определенных условиях:
любой метод (группа методов) должен бытьгуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это относится к детямлюбого возраста.
метод должен быть реальным, осуществимым, онтребует логического
завершения.
Воспитание коммуникативной культурыобуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие вобществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для этого необходимовыбрать эффективный воспитательный метод и правильно организоватьвоспитательную работу.
Доказано, что в процессе игровой иразвлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговойдеятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, моделиповедения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается коммуникативнаякультура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния сцелью предупреждения младших школьников «коммуникативных проблем».
Для того чтобы определиться с методомвоспитания коммуникативной культуры младших школьников рассмотрим некоторыеметоды и формы организации воспитания коммуникативной культуры младшихшкольников в различных видах деятельности.
Игра как метод воспитания.
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанновозникающую форму воспитания, известный психолог Д.Б. Эльконин подчеркивал, чтони один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такогомощного «педагогического поля». Уникальность игры в том, что именно игра и естьта деятельность, в процессе которой формируется человеческое воображение, безкоторого невозможно никакое проявление личности. Л. С. Выготский видел в игренеиссякаемый источник развития личности.
Выделим наиболее важные функции игры какпедагогического феномена культуры:
социокультурное назначение игры;
функция межнациональной коммуникации;
функция самореализации человека в игре;
коммуникативная игра;
Игра является условием открытия младшим школьникомчеловеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличиев игре двух типов отношений: отношений младших школьников к предметам иотношений между действующими лицами.
Именно через сюжет игры педагог должен вводитьв сферу представления младшего школьника знания о нормах общественногоповедения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению младшегошкольника в коммуникативную культуру не только со стороны знаний, но и состороны развития культуры самого младшего школьника. Значит, содержание игрывыступает в качестве определяющего фактора для формирования культурного облика младшегошкольника. «Манипуляции» младшего школьника с содержанием отвечаютпознавательной потребности младшего школьника, направленной на сферу человеческихвзаимоотношений.
Развлекательная деятельность.
Развлекательная деятельность дает возможностьмладшим школьникам посредством свободно избранной развлекательной деятельностиглубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы, познавательныеинтересы, формировать коммуникативные умения и навыки, воспитывают у себяделовые черты характера.
Деятельность по интересам.
Предметные кружки, секции, студии позволяютсочетать решение учебных и развивающих задач. Сопутствующими формами развитиямладших школьников являются разнообразные читательские, зрительские,слушательские конференции, выставки. Конференции по книге, творчеству писателя,кинофильму, театральной или телевизионной постановке, радиоспектаклюактивизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении. Объединения младшихшкольников по интересам в основном направлены на развитие специальныхспособностей, однако на равне с развитием способностей младших школьников также воспитывается и коммуникативная культура.
Досуговая деятельность.
Ведущими формами досуговой деятельностиявляются кружки, творческие объединения, студии, факультативы, занятия втворческих мастерских, физкультурных секциях. В качестве вспомогательных формиспользуются краеведческие, фольклорные экспедиции и экскурсии, школьныеклубные объединения, соревнования, конкурсы, олимпиады, массовые праздники.Досуговая деятельность младших школьников так же способствует воспитаниюкоммуникативной культуры. Во время проведения совместного досуга со взрослыми исверстниками дети учатся правильно строить свои взаимоотношения, решатьконфликтные ситуации.
Таким образом, рассмотрев формы и методывоспитания коммуникативной культуры можно сделать вывод, что все формы и методымогут формировать коммуникативную культуру младших школьников.
2.2 Организация опытно- экспериментальнойработы по воспитанию коммуникативной культуры младших школьников
Анализ психолого-педагогической литературыпоказал, что младший школьный возраст представляет собой один из наиболееважных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессе его развитияпроисходит изменение всех психических процессов, которые в свою очередь,коренным образом изменяют личность ребёнка. Воспитание коммуникативной культурыпозволит в младшим школьникам в подростковом возрасте избежать многих проблем,связанных с асоциальным поведением.
В условиях общения младших школьников могутвозникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры носятсоциальный или психологический характер. В первую очередь барьеры возникают из-за того, что отсутствует взаимопонимание при общении. Во-вторых нет единогокоммуникативного пространства, т.е социально-психологической сферы и в-третьихнет общего информационного поля (игры, занятий, различных мероприятий и т.д.).В этом случае не возникает интереса общения между младшими школьниками.
Коммуникативная культура реализуется вспецифических формах общения, опыт первых отношений со сверстниками являетсятем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности младшегошкольника, а общение строится на коммуникативных умениях.
Экспериментальная работа должна подтвердитьгепотизу, о том, что уровень сформированности коммуникативной культуры умладших школьников, зависит от выбранного организационно-методического обеспеченияи правильно организованной воспитательной работы.
Оценочными критериями уровня сформированностикоммуникативной культуры в данном исследовании определены следующие:
уровень коммуникативных умений, которыйопределялся по опроснику для педагогов «Оценка коммуникативных умений младшихшкольников» (Приложение А);
уровень общительности, определялся помодифицированной методике В.Ф. Ряховского, тест «Оценка уровня общительности»(Приложение Б)
уровень сформированности коммуникативнойкультуры определяется на основе полученных данных всех методик исследования,выводится обобщенная оценка и распределяется в соответствии с установленнымиграницами баллов:
Низкий уровень 2-4 балла
Средний уровень 6-8 баллов
Высокий уровень 10 баллов
В исследовании принимали участие младшиешкольники 2 класса, 22 человека МОУ средней школы № 16 г. Благовещенска.
Экспериментальная работа включала в себя триэтапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе эксперимента мыопределили ведущую форму коммуникативной культуры младшего школьника совзрослыми.
На формирующем этапе мы учили младшихшкольников управлять своим поведением, воспитывали выдержку и самоконтроль.
На контрольном этапе мы выявляем, как изменилсяуровень коммуникативных умений у младших школьников.
Констатирующий этап.
Цель: определить уровень коммуникативнойкультуры младших школьников.
Проведение диагностических мероприятий:Диагностика уровня коммуникативных умений и общительности проводится следующимобразом. Предварительно педагог по тесту «Оценка коммуникативных умений младшихшкольников» определяет уровень коммуникативных умений всех испытуемых, затем вклассе, где на столе разложены листки бумаги с бланками, где школьники должныпроставить ответы на вопросы, знаком плюс или минус, которые будет задаватьпедагог.
Если младший школьник не может самостоятельно ответить,педагог предлагает последовательно продумать вопрос, а затем дать ответ.
На каждый вопрос отводится не более 1 минуты.
Во время диагностических мероприятий педагогзаполняет на каждого испытуемого протокол, где подсчитываются баллы иопределяются уровни по данным методикам.
Таким образом, в конце обследования будетзаполнено три протокола. Обработка результатов:
Во всех ситуациях подсчитываются общееколичество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается таформа общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Во время проведения эксперимента младшиешкольники, в количестве 22 человека, были спокойны.
Результаты проведенных диагностических мероприятийпредставлены в Приложении В. Для вывода полученных результатов в контрольныйэтап полученные данные представлены в динамике (Рисунок 1).
В ходе проведения методик было выявлено, что 10младших школьников не обладают коммуникативными умениями и навыками общения. Уних низкий уровень коммуникативной культуры. Они не стремятся к общению,чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наединес собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установленииконтактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются внезнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многихделах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Со средним уровнем коммуникативной культурывыявилось 10 испытуемых. Они не ограничивают круг своих знакомств, отстаиваютсвое мнение. Не теряются в новой обстановке, занимаются общественнойдеятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимаютучастие в организации общественных мероприятий. Однако потенциал этихсклонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своёрешение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети не постоянны, что отражаетсяна культуре поведения.
/>
Рисунок 1 – Уровень коммуникативной культурымладших школьников до эксперимента
Высокий уровень сформированностикоммуникативной культуры обнаружился всего у 2 человек. Эти школьники активностремятся к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывают в нейпотребность. Быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новомколлективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитаютпринимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобыоно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию,любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности,которая их привлекает. Сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы ихпотребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Таким образом проведенные диагностическиемероприятия показали слабые результаты уровня коммуникативной культуры младшихшкольников, поэтому необходимо выбрать организационно-методическое обеспечениеспособствующее воспитанию коммуникативной культуры младших школьников ипровести формирующий этап.
2.3 Воспитание коммуникативной культуры младшихшкольников
Формирующий этап:
Цель: выбрать организационно-методическоеобеспечение способствующее воспитанию коммуникативной культуры младшихшкольников и организовать работу согласно организационно-методическомуобеспечению
В практике школы существует противоречие междупотребностями младшего школьника в общении со сверстниками и направленностью в воспитаниикоммуникативной культуры. При этом недооценивается важность коммуникативныхумений младшего школьника.
Выбирая организационно-методическое обеспечениепо воспитанию коммуникативной культуры младших школьников мы подготовили проект«Воспитание коммуникативной культуры младших школьников». В построении проектамы соединили идеи коллективной творческой деятельности И.П. Иванова спринципами развивающего обучения, заложенными в системе Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова (в основу системы положены обширные педагогические исследования,проведенные в 60-80-х гг. ХХ в. под руководством Д.Б. Эльконина — В.В.Давыдова). Эта программа наряду с развитием теоретического мышленияпредставляет учителю большие возможности для совершенствования рядапроцессуальных коммуникативных умений учащихся: слушать учителя и товарища поклассу; беседовать с одноклассником в паре; вести обсуждение в малой группе;высказывать перед классом мнение этой группы по тому или иному вопросу; слаженнодавать ответ хором и понимать где нужно отвечать индивидуально и т.д.
Как показывает практика, в 1 – 2-ом классе,помимо процессуальных умений, многим школьникам необходимы специальныеупражнения для овладение следующими базовыми коммуникативными умениями:приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различныхситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу;отказывать в адекватной форме, когда это потребуется.
Многим приходилось напоминать, что нужно здороватьсясо всеми входя в класс. Иногда вместо напоминания здоровались первыми взрослыеи замечали, что постепенно ребята осваивают эту норму вежливости. Ихкоммуникативные умения незаметно развивались и отрабатывались также нафакультативных занятиях и при подготовке к праздникам. Для этого использовалисьуроки чтения, особенно внеклассного, а также коммуникативные игры, такие как «Типытекстов», где главные герои – сказочные персонажи. Например: Карлсон, Малыш,фрекен Бок.
Была проведена игра – соревнование « Какие мыдежурные». Для проведения этой игры весь класс разделился на 5 групп (пожеланию). Каждая группа выбрала себе название, получила место на экранесоревнования, были определенны дни дежурства в классе и школе. Командирвыбирался каждую неделю заново и наравне с остальными участвовал в дежурстве. Вначале каждого дежурства командир давал своему классу краткий отчет об итогахпрошедшего дежурства. Класс на экране оценивал цветом работу дежурных. Послеэтого новый состав дежурных выбирал командира и распределял обязанности натекущий день. Такая организация дежурства — эффективный способ тренировкиразличных коммуникативных умений.
Итогом нашей совместной работы в первойчетверти 2-го класса был урок праздник «Здравствуй осень» (Приложение Г), подготовкакоторого состояла из нескольких этапов:
выразительное чтение стихотворений об осени,подготовленных дома по собственному выбору или по выбору родителей;
подготовка выставки групповых работ изприродного материала на тему «Осенний лес» и выставки осенних пейзажов.
подготовка музыкальных номеров к празднику, какна уроках музыки, так и самостоятельно.
подбор хоровых игр, соответствующих темепраздника.
приглашение родителей на праздник, изготовлениепригласительных билетов на уроках труда.
В ходе самого урока – праздника чтение детскихстихов сочеталось с пением и игрой на музыкальных инструментах и общими играми,в которых участвовали младшие школьники вместе с родителями. Стоит заметить,что стихи известных поэтов и стихи собственного произведения читали дети свысоким уровнем коммуникативной культуры.
Конечно как в любом самом обычном 2-м классе,были трудности в обучении отдельных учащихся. Но все мы – и младшие школьники,и родители, и учителя – чувствовали, что общими усилиями сможем сделать многое.Поэтому были проведены повторные диагностические мероприятия по методикамконстатирующего этапа.
Контрольный этап.
Цель: выявить, как изменился уровенькоммуникативной культуры младших школьников.
Результаты повторных диагностическихмероприятий представлены в Приложении В. Полученные результаты были обработаныи выведены в динамику (Рисунок 2).
Можно с уверенностью сказать, что совместнаяработа младших школьников и взрослых по реализации проекта помогла младшимшкольникам научиться лучше понимать себя, друг друга и окружающую жизнь, чтонесомненно повлияло на воспитание коммуникативной культуры. Реализованный намипроект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников», основанный наидеях коллективной творческой деятельности И.П. Иванова с принципамиразвивающего обучения, заложенными в программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдовадал положительные результаты. О чем свидетельствуют результаты повторныхдиагностических мероприятий.
/>
Рисунок 2 – Уровень коммуникативной культурымладших школьников до и после реализации проекта «Воспитание коммуникативнойкультуры младших школьников»
Как видим из рисунка, наши ожиданияоправдались, изменились отношения ребят между собой. Младшие школьники сталичаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Вцелом повысился уровень коммуникативной культуры.
Таким образом, уровень сформированностикоммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранного организационно-методическогообеспечения и правильно организованной воспитательной работы.
Заключение
Теоретический анализ литературы показал, чтокоммуникативная культура основывается на мотивированном взаимодействии друг сдругом, с коллективом. При воспитании коммуникативной культуры необходимоучитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, так какгруппа сверстников становится для младшего школьника тем своеобразным фильтром,через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из нихотбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.
Младший школьный возраст представляет собойодин из наиболее важных и ответственных периодов в жизни ребёнка, в процессеего развития происходит изменение всех психических процессов, которые в своюочередь, коренным образом изменяют личность ребёнка и уровень сформированностикоммуникативной культуры у младших школьников, который зависит от выбранныхвоспитательных методов и правильно организованной воспитательной работы.
Реализованный нами проект «Воспитаниекоммуникативной культуры младших школьников», основанный на идеях коллективнойтворческой деятельности И.П. Иванова с принципами развивающего обучения,заложенными в программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дал положительные результаты.Это доказывает, что работа с детьми в этом направлении представляетличностно-ориентированные технологии, характеризующие сотрудничество участниковпедагогического процесса, демократизм, равенство и равноценное партнерство нетолько самих младших школьников, но и младших школьников со взрослыми. Такойподход способствует воспитанию коммуникативной культуры младших школьников, чтоподкрепляется программой обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова,которая также ориентирована на развитие личности младшего школьника, егопотенциальных возможностей.
Исследовательская работа, проведенная намипоказала, что выбранное нами организационно-методическое обеспечение, а именноразработанный проект «Воспитание коммуникативной культуры младших школьников»оказался достаточно продуктивным, о чем говорят результаты исследования.
Таким образом, уровень сформированностикоммуникативной культуры у младших школьников, зависит от выбранногоорганизационно-методического обеспечения и правильно организованной воспитательнойработы, что собственно и подтверждает выдвинутую гепотизу в исходном положении.
Следовательно, цели и задачи, поставленные намив начале работы полностью достигнуты и решены.
Библиографический список
1. Агафонова И.Н. Социально-психологическоеобучение детей 6–10 лет. Программа «Я и Мы»./И.Н. Агафонова – М.: СПб. 2001.
2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник длявузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – М.: Питер,2000. – 304 с.
3. Баныкина С. В. Педагогическаяконфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития //Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. – 485 с.
4. Васильева-Гиагнус Л.П. Азбукавежливости / Л.П. Васильева-Гиагнус – М.: Гардарики.2006 – 144 с.
5. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитаниеребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь,2004. – 272 с.
6. Гуружапов В.А. Психология образования. Процессразвивающего обучения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова /В.А. Гуружапов– М.:2006 – 76 с.
7. Давыдов В.В. Психологические проблемыпроцесса обучения младших школьников./ В.В. Давыдов – М.: Гардарики,2006
8. Знаменская С.В. Теоретические аспектыизучения проблемы развития коммуникативных умений // Материалы 48научно-методической конференции. – Ставрополь: СГУ, 2003. – С. 36-37
9. Епишина Л.В. педагогические аспектыразвития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008
10. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра вмладших классах // «Начальная школа» №7, 2008
11. Михайлова И.М. Формирование коммуникативныхумений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.:Псков. ПГПУ, 2005. — 188 с.
12. Матюхина М.В. Возрастная ипедагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин — тов. по спец.№ 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/М. В. Матюхина, Т. С.Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2004.—256с.
13. Рожков М.И. Байбородова Л.В.Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений./ М.И.Рожков, Л.В. Байбородова– М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2000, 450 с.
14. Рахимов А.З. Роль нравственноговоспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.
15. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 576 с.
16. Словарь-справочник по теориивоспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическоеобщество России, 2002.
17. Пчелинцева И. Толерантность ишкольник./И. Пчелинцева – М.: СИНТЕЗ, 2003
Приложение А. Опросник–тест для педагогов «Оценкакоммуникативных умений младших школьников»
постоянно прерывает меня во время беседы
никогда не смотрит в лицо во время разговора, ине понятно, слушает ли он меня
постоянно суетится, игрушки занимают егобольше, чем мои слова, при этом невнимателен
переспрашивает меня, делая вид, что нерасслышал
не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем,чтобы согласиться
всегда смотрит на меня очень внимательно, немигая
выслушав меня, задает интересующие его вопросы
когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегдавозражает
если тема беседы не интересна, скажет, что емуэто не интересно
вступает в диалог, при этом может сампредложить тему для беседы
Интерпретация результатов теста:
Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Васдосаду и раздражение при общении с дошкольником по формуле К=С/10*100, где
С — количество ситуаций, вызывающих у Вас досадуи раздражение;
10 – общее количество ситуаций
Низкий уровень коммуникативных умений – оценка 1балл: 60%-100% — коммуникативные умения развиты слабо, необходимо дошкольниканаучить слушать, быть внимательным во время диалога
Средний уровень коммуникативных умений – оценка3 балла: 30%-60% — в коммуникативных умениях присущи некоторые недостатки, невнимателен, иногда перебивает
Высокий уровень коммуникативных умений – оценка5 баллов: 0%-30% — коммуникативные умения развиты, но иногда не совсемвнимателен, умеет слушать, поддерживать беседу.
Приложение Б. Тест «Оценка уровня общительности»модифицированная методика В.Ф. Ряховского
Инструкция по применению методики:
Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов,поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (–). На обдумывание каждоговопроса отводится не более 1 минуты.Вопросы 1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь? 2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей? 3. Есть ли у вам стремление к установлению новых знакомств с различными людьми? 4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми? 5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту? 6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании? 7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми? 8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе? 9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком? 10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному? 11. Нравится ли вам находиться среди людей? 12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком? 13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх? 14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей? 15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию? 16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей? 17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию? 18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей? 19. Верно ли, что у вас очень много друзей? 20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Обработка результатов.
В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюсили минус.1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
С помощью дешифратора подсчитать количествосовпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.
Дешифратор.1 + 2 - 3 + 4 - 5 + 6 - 7 + 8 - 9 + 10 - 11 + 12 - 13 + 14 - 15 + 16 - 17 + 18 - 19 + 20 -
После этого следует определить оценочныйкоэффициент (К) по формуле
К= С/В,
где
С – количество совпадающих с дешифраторомответов,
В – максимальное число ответов на вопросы
Пользуясь оценочной шкалой, педагог определяету младших школьников уровень общительности.Уровень общительности оценочный коэффициент Оценка Низкий 0,1-0,56 1 Средний 0,56-0,75 3 Высокий 0,76-1,00 4
Интерпретация результатов.
Низкий уровень общительности, если испытуемыйполучил оценку 1. Такой школьник не стремится к общению, чувствует себяскованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой,ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов слюдьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации,не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы вобщественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитаетизбегать принятия самостоятельных решений.
Средний уровень общительности, если испытуемыйполучил оценку 3. Он стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своихзнакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Он не теряется вновой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить кругсвоих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким,друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие ворганизации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решениев трудной ситуации. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокойустойчивостью.
Высокий уровень общительности – испытуемый,получивший оценки 5. Он активно стремится к организаторской и коммуникативнойдеятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в ситуациях,непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейсясложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаиваетсвое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внестиоживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры,мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такиедела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной иорганизаторской деятельности.
Приложение В. Результаты диагностическихмероприятий до и после реализации проекта «Воспитание коммуникативной культурымладших школьников» />
Уровень коммуникативных
умений (балл)
Уровень
общительности Обобщенная оценка по проведенным методикам Уровень коммуникативной культуры /> /> до после до после до после до после 1 Алина Б 5 5 5 5 10 10 Высокий Высокий 2 Ксения Г. 3 5 3 3 6 8 Средний Средний 3 Маша Е. 1 3 3 5 4 8 Низкий Средний 4 Ира Ф. 5 5 5 5 10 10 Высокий Высокий 5 Тимур К. 3 5 3 3 6 8 Средний Средний 6 Миша Г. 3 5 3 3 6 8 Средний Средний 7 Саша Г. 3 5 3 3 6 8 Средний Средний 8 Илья П. 1 3 1 3 2 6 Низкий Средний 9 Валя З. 1 3 3 3 4 6 Низкий Средний 10 Дима К. 5 5 3 5 8 10 Средний Высокий 11 Олеся К. 3 5 1 1 4 6 Низкий Средний 12 Катя Р. 1 3 1 3 2 6 Низкий Средний 13 Юлия К. 3 5 5 5 8 10 Средний Высокий 14 Витя Ф. 3 5 3 5 6 10 Средний Высокий 15 Коля Г. 1 3 1 3 2 6 Низкий Средний 16 Лариса П. 3 5 3 3 6 8 Средний Средний 17 Роман П. 1 3 3 5 4 8 Низкий Средний 18 Серёжа С. 5 3 1 3 6 6 Средний Средний 19 Дарья С. 5 5 1 3 6 8 Средний Средний 20 Женя Т. 1 3 1 1 2 4 Низкий Низкий 21 Денис Ф. 1 1 3 3 4 4 Низкий Низкий 22 Натия Ш. 3 5 1 3 4 8 Низкий Средний
Приложение Г. Урок – праздник «Здравствуй осень»
Оформление зала: Детские рисунки на тему «Осень».Дети приносят с собой один самый-самый красивый осенний лист для оформлениябукета. На боковой стене зала размещается большой лист бумаги, на которомнарисована голая ветка в вазе, которую дети оформят по ходу праздника.Подготовлены музыкальные отрывки, вызывающие разное настроение. Слайды с картинамиосенней природы, приготовленные учащимися художественного класса.
Ведущий: Сегодня у нас с вами литературнаягостиная «Здравствуй осень». Скажите, пожалуйста, какие для вас главные приметыосени и какое настроение они у вас вызывают? Вы назвали разные приметы осени.Интересно, что иногда одна и та же примета вызывает разное настроение.Например, осенние падающие листья вызывают у разных людей совершенно разноенастроение. А у самих листьев может быть настроение, они могут что-точувствовать, о чем-то думать? (да, в сказке, в стихах) Сейчас мои помощникипрочитают стихи, где листья говорят о том, что они думают и чувствуют. Сочинилэти стихи Федор Иванович Тютчев. Послушайте и постарайтесьпочувствовать настроение опадающих листьев.
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играми с лучами,
Купались в росе!..
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Ведущий: С каким настроением улетают листья вэтом стихотворении? (Им хочется скорее сорваться, у них нетерпеливоенастроение). А теперь послушайте стихотворение Апполона Николаевича Майкова, унего тоже после слов рассказчика есть слова самих листьев. Послушайте искажите, какое настроение у этих листьев?
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят.
Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.
Ведущий: Какое же настроение у этих листьев? (Этимлистьям страшно, они не хотят улетать. Настроение тревожное.) Вот видите,явление природы одно – листопад, а настроение у листьев разное. А может ли бытьнаоборот: может ли одно и то же настроение вызываться разными вещами? Сейчаспроверим. Послушайте музыку, постарайтесь почувствовать ее настроение. Слушайтевнимательно (объявляется автор; настроение светлое).Вы почувствовали, какоенастроение создает эта музыка? А теперь попробуем найти стихи, схожие с этоймузыкой по настроению. Те, кто дома готовился, будут читать свои стихи, а мы свами будем выяснять, вызывают ли эти стихи у нас похожее настроение.
А. Пушкин. Осень (отрывок).
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
С.Есенин.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
А.Твардовский. Лес осенью.
Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-желтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Легкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней –
Бережет густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шляпу набекрень.
Вопросы ведущего: Есть ли в этом стихотворениинастроение, похожее на то, что было в музыке? Какие основные приметы осениинтересны рассказчику?
Вывод. Итак, каждый автор говорит о разныхприметах осени, но вызывают они у нас, читателей, сходное настроение. И болеетого. Сходное настроение вызывает у нас и музыка, и стихи. А картина можетвызывать похожее настроение? (Демонстрация слайдов с работами учащихсяхудожественного класса школы. Помощники ведущего сопровождают демонстрациючтением отрывков.)
1. Природа сосредоточена на себе самой.Кажется, она глубоко задумалась, вспоминая свое летнее великолепие.
Прозрачных облаков
Спокойное движенье,
Как дымкой солнечной
Перенимая свет,
То бледным золотом,
То мягкой синей тенью
Окрашивает даль.
Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная.
Ни резких очертаний,
Ни ярких красок нет…
Природа вся полна последней теплоты.
2. А вот золотая осень. От нее тоже вееттишиной. Но есть в тишине что-то настораживающее. Есть в осени первоначальной…
3. Так кончается осень красок и начинаетсяосень ветров. Ветры пригнали столько туч, что дожди, кажется, закрыли всюземлю. И мы начинаем чувствовать себя беззащитными перед наступающим холодом,перед этими непрерывными дождями, перед свирепостью ветров.
Ведущий:
Какое настроение передает эта картина?(настроение грустное).
Подготовленные дети читают стихи:
Н.Некрасов.
Перед дождем.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
А.Фет.
Вот и летние дни убавляются.
Где же лета лучи золотые?
Только серые брови сдвигаются,
Только зыблются кудри седые.
Нынче утром судьбиною горькою
Истомленный, вздохнул я немножко:
Рано-рано румяною зорькою
На мгновенье зарделось окошко.
Но опять это небо ненастное
Безотрадно нависло над нами, –
Знать, опять мое солнышко красное,
Залилось ты, вставая слезами.
А. Плещеев.
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном;
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!
Ведущий: Что же сегодня мы узнали об осени?
Вывод. У каждого человека – у поэта, музыканта,художника, читателя, слушателя, зрителя – своя осень: и по приметам, и понастроению. Мы сегодня совсем немного стихов услышали, и, может быть, кому-тосамые близкие для него стихи так и не встретились. Но, может быть, кому-нибудьповезло, и встреча состоялась? Кто услышал очень близкие стихи, тех япоздравляю со счастливой встречей. А кому удалось сегодня найти для себякакие-то новые осенние приметы, на которые раньше он не обращал внимания? Ктожелает почитать стихи об осени?
Дети читают стихи собственного сочинения.
Алина Б.
Это осень золотая
Дарит листья, не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам, и всем подряд.
Вот и осень пришла.
Леденеет вода.
Листья падают с веток осины.
Тучки в небе плывут,
Мелкий дождь моросит
И трава пожелтела в долине.
Ира Ф.
Синь такая в небесах,
А вода свинцовая.
Осень в гости к нам пришла.
Холодно, но здорово!
Осень. Школьная пора.
Во дворах – красота!
Рады желтой листве
И свинцовой воде!
Витя Ф.
Осень золотая!
Листики шумят.
Солнце греет меньше,
Птички голосят
И на юг летят.
Оформление настенного «осеннего букета» в вазе
И вы теперь можете прикрепить свои самыекрасивые листья на нашу ветку, чтобы у нас появился свой осенний букет.
Под музыку дети подходят к ветке и прикрепляютсвои листья
Всем спасибо!