Реферат по предмету "Педагогика"


Воспитание и обучение в Древней Руси

ВведениеМногие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообщеничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовала церковь,требовавшая только, чтобы ученики кое-как твердили наизусть молитвы и понемногуразбирали печатные богослужебные книги. Да и учили, мол, лишь детей поповских,готовя их к принятию сана. Те же из знати, кто верил в истину «учение — свет...», поручали образование своих отпрысков выписанным из-за границыиностранцам. Остальные же обретались «во тьме незнания». Однако это не так, сохранились многочисленные свидетельства обратного.Например, открыты так называемые граффити (надписи, сделанные на стенах соборови церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийскихсоборов), оставленные явно случайными прихожанами. Найдены многочисленные берестяныеграмоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в другихдревнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самогоразличного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, дажекрестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась дажеграмота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так икосвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности вДревней Руси.
Характервоспитания и обучения изменился в процессе продвижения древних славян на востоки север, обогащая представления о целях и содержании воспитания, благодарятесному общению с другими народами. Имея в виду, что Русь приняла христианствопочти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытныетрадиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Русисформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура.
Всевышеизложенное подтверждает актуальность темы.
Работасостоит из введения, основной части, заключения и списка используемойлитературы.

Воспитаниеи обучение в Древней Руси
На Русисформировался особый, принципиально отличный от западноевропейского, культурныймир, который характеризовался своими взглядами на воспитание и образование,своим отношением к общечеловеческим ценностям, способам передачи их отпоколения к поколению.
В ДревнейРуси существовали различные формы воспитания и обучения.
Например«кормильство» — социально-педагогическое явление на Руси X-XII вв., своеобразнаяформа домашнего воспитания детей феодальной знати. В возрасте 5-7 летмалолетний княжич отдавался на воспитание в другую семью — кормильцу, которогокнязь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнялнесколько функций. Он был не только наставником-воспитателем, но и распоряжалсяделами в порученной ему отдельной волости от имени воспитанника. В обязанностикормильца как наставника входило умственное, нравственное и военно-физическоевоспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам. Другой институтвоспитания и обучения в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались у братаматери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал навоспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи, вкоторых «дядьки» воспитывали племянников и племянниц. «Дядьки» былинаставниками племянников, а те — первыми их помощниками. Институт «кумовства» —трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного инравственного наставника детей в семье родителей. С VIII века родители перестали отдавать своих детей чужим людям. Сэтого времени можно говорить о появлении воспитательной функции в семье.Семейное воспитание в этот период строилось на основе народных традиций. Методыи приемы семейного воспитания были достаточно разнообразны, что нашло отражениев народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, потешках,колыбельных песен. В них раскрывались лучшие черты славянского народногохарактера: уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие,взаимопомощь. Они отражали богатую и самобытную историю славянского народа,укрепляя и сопровождая ее с первых лет жизни.
Позжепоявились институт «мастеров грамоты» — одиночек и школы «мастеров грамоты».Мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовкидуховенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, ониосновывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до17 века невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурнымразвитием восточно-славянских народов, для которых, безусловно, важнейшимсобытием стало принятие христианства. Через христианизацию, связь с ВизантиейРусь получила доступ к переводным текстам античной культуры. Развивалась исобственная педагогическая мысль. Высшим достижением ее в то время сталообоснование Владимиром Мономахом необходимости соединения образования сжизненными интересами человека. Создание учебных заведений началось, собственно, после Крещения Руси. Летописьпод 988 годом указывает, что князь Владимир после крещения киевлян началстроить церкви, назначать священников, собирать детей знатных лиц и «даяти начана учение книжное», где обучались дети бояр и дружинников была открыта в Киевев 988 г. Под 1028 годом летопись отмечает, что князь Ярослав в Новгороде «собраот старост и поповых детей 300 учити книгам». Родители отдавали своих детей в школы очень неохотно, не желаяотступать от старых языческих традиций и просто отрывать от семьи помощников.Тем не менее, школьное дело на Руси развивалось. Первые училища – дворцоваяшкола князя Владимира в Киеве и школа Ярослава Мудрого в Новгороде – относятсяк 11 веку. В 12-13 веках сформировалась сеть монастырских школ в Смоленске,Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. Смоленский князь РоманРостиславович организовал ряд школ. Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII век)заводил училища и предписывал монахам обучать детей в монастырях.Дети простых людей чаще всего воспитывались в семье. Их училисельскохозяйственному труду, домашним работам; отдавали к мастерам учитьсякакому-либо ремеслу; у них существовал особый «кодекс чести». Мастер, например,не имел права утаить что-либо из секретов мастерства от ученика, не должен был скрывать,преуменьшать талант ученика, если он превосходил его собственный. Такие законысуществовали, к примеру, в артелях иконописцев. Некоторых детей наряду сремеслом обучали и чтению и письму, церковному пению «мастера грамоты» издуховенства. В педагогической литературе того времени содержатся советы о воспитанииу детей благочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям, какобеспечить физический рост и здоровье, нравственное и умственное развитиедетей, держать их в строгости, применять в случае непослушания телесныенаказания, воспитывать строго, но и ласково. Воспитательное кредо данного периода четко просматривается в «Поучениекнязя Владимира Мономаха детям», в котором написано: «… Все же более убогихне забывайте… Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убитьего. Если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, иблуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего, то не забывайте, ачего не умеете, тому учитесь».Умный государственный деятель Владимир Мономах давал своим детямсоветы, как жить, призывал их любить родину, защищать ее от врагов, бытьдеятельными, трудолюбивыми, храбрыми. Он указывал на необходимость воспитыватьв детях мужество, отвагу и в то же время быть гуманными, отзывчивыми к людям,быть защитниками сирот и вдов, не давать сильным губить человека, к старым бытьпочтительными, к сверстникам — приветливыми. Богу надо угождать неотшельничеством, не монашеством, не постом, а добрыми делами. Обращаясь клюдям, Владимир Мономах советовал им учиться, ссылаясь на своего отца, которыйзнал иностранные языки. Свои советы он давал всем, кто «примет в сердце своеграмотицу».Христианство значительно повлияла на общее распространение знаний играмотности. Священнослужители, выполняя Божию волю, активно влияли на этипроцессы. Так, святой митрополит Киевский Михаил благословлял учителей и давалнаставления, как правильно вести обучение. В Новгороде, Смоленске и другихгородах были организованы школы и училища при кафедрах епископов для обучениядетей грамоте. Постепенно в разных городах Руси священники стали обучатьграмоте при церквях, школах и училищах детей всех сословий. Со временем нетолько священники, но и люди нецерковного звания — «мастера грамоты» — началиобучать детей. Мальчики получали образование у священников или «мастеров», женскоеобразование было сосредоточено преимущественно при женских монастырях. В концеXI века в одном из женских монастырей Киева было создано женское училище, гдедевочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К середине 11 в. в Киеве уже появились начитанные, обладавшие широкимизнаниями знатные люди: Ярослав Мудрый, его дети, окружение. Во время своегоправления (1019-1054) Ярослав Мудрый открывал школы не только в Киеве, но и в Новгороде,Переяславле, Суздале, Владимире, Муроме, Ростове и др. Цель обучения в школахосвоение книжной мудрости. Необходимо отметить, что школы «ученья книжного»представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступеньобразования. В них особое внимание отводилось тривиуму, включавшему грамматику,риторику и диалектику, что было характерно для школ этого типа в ЗападнойЕвропе того времени.
Прошли«книжное учение» многие деятели культуры того времени: писатели, летописцы,переводчики и переписчики книг, проповедники и образованные «книжники».Известна повышенная школа, организованная в Киево-Печерском монастыре для«книжного учения» монахов. Из этой школы вышло несколько десятковпредставителей высшего духовенства.
Содержаниеобразования составляли восходящие к античности семь свободных искусств:грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика,геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школысуществовали и для обучения грамоте и иностранным языкам.
Грамматика,судя по сочинениям хорошо известного на Руси Иоанна Дамаскина, включала в себяучение о восьми частях речи, сведения по этимологии, о грамматическихкатегориях, о поэтической образности языка. Важное место отводилосьриторике-обучению навыкам красиво говорить и писать. Под диалектикой в то времяподразумевали главным образом начала философии. Простое обучение письму, чтениюи счету осуществлялось чаще всего «мастерами грамоты» и было их основнымремеслом. Мастер мог иметь несколько учеников, которые и составляли «училище».
Знакомство сграмотой происходило с помощью буквослагательного метода, заимствовано извизантийской школы. В качестве материала использовали бересту. На бересте«писалом» выцарапывали тексты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 в. Отом, чему и как учили мастера грамоты, косвенно свидетельствуют берестяныеграмоты новгородского мальчика Онфима (13 в.). Онфим выучился 26-буквенномуалфавиту, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловыхзаписей, но не достаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенномалфавите.
При обученииэлементарной математике прибегали к образным примерам, пальцевому счету. Взнаменитой «Русской Правде» (XI век) — юридическом памятнике Киевской Руси —обнаружены математические задачи, представляющие в совокупности учебное пособиедля приобретения навыков в вычислительной практике и хозяйственных расчетах.Они делались с помощью счетного устройства типа греческой абаки.
Надревнерусской абаке (прототипе позднейших счетов) мелкими предметами (например,вишневыми и сливовыми косточками) откладывались числа в уровнях, идущихпараллельными рядами снизу вверх: на нижнем — единицы, среднем — десятки, затем— сотни и т. д.
Книжнаямудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедическогохарактера. Таков например «изборник Святослава» (1073). Это был курс семисвободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие вкруг христианских идей и представлений. Краткий и сравнительно легкодоступныйкурс помогал овладеть элементами знаний в духе византийской образованности.
Обучали нетолько правилам чтения (определенный темп, трехкратное повторение пр.), но иискусству делать книги. Учебник изготовлял собственный изборник, т.е. выполнялработы переписчика, иллюстратора и переплетчика.
На протяжении10-11 вв. письменность проникла во все слои населения. Очень большую роль вразвитии образования в средневековой Руси играли монастыри. Они фактическипредставляли собой крупнейшие центры образования того времени. Зачинателемтаких монастырских центров считается русский просветитель и религиозный деятельСергий Радонежский (1314-1391). В них учились не только лица, готовившиеся кпринятию духовенства, но и просто желающие овладеть грамотой и читать книги.При монастырях получили элементарное образование и воспитание значительноечисло русских людей.
В этот период именно в среде монахов постепенноукреплялось отрицательное отношение к рациональному знанию, наукам о внешнеммире, строгое следование формуле апостола Павла, который полагал, что всечеловеческое знание исходит от Бога. Если в западноевропейских университетах,открывавшихся в это время, обучение преследовало цели вооружения учащихсяинструментами познания, то в монастырях Руси сложилось отношение к книжнымзнаниям как к духовному сокровищу, которое следует накапливать. На Западеформировалось стремление понять и исследовать Священное писание, а на Востоке — следовать ему. Не собственное мышление ученика, а послушание ценилось вмонастырских кругах на Руси.
Упадок культурной жизни Древней Руси врезультате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погиблабольшая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из восновном светского, оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Ноименно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителейи распространителей российского образования.
В 14-15 веках формирование Русскогоцентрализованного государства с центром в Москве создало благоприятные условиядля развития просвещения, во многих городах открывались приходские школы прихрамах и монастырях.
УкреплениеМосковского государства повлекло за собой и некоторый подъем образования. Содной стороны, стали возникать многочисленные приходские и частные школы, гдеобучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников икупцов. Деловые бумаги, летописи, летописные своды конца 14- начала 15 в.свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москвечитали и светские произведения — «Слово о полку Игореве», «Задонщину» и др.
С конца 15в., когда Москва стала столицей русского централизованного государства,грамотность и образование все глубже входили в жизнь дворянства, состоятельногокупечества и ремесленного люда. На развитие просвещения значительно повлияловозникновение в Москве книгопечатания. До конца 17 в. было отпечатано свыше 500книг, в том числе и светских, таких как первый московский букварь В.Ф.Бурцова-Протопопова, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Считание удобное...» стаблицей умножения и простыми дробями, Большой и Малый буквари известногописателя Кариона Истомина.
Многиеобразованные московитяне хорошо владели литературным слогом, риторикой,иностранными языками. Москва 16 — 17 вв. пользовалась в повседневном бытуразличными сводами знаний — правилами поведения горожанина («Домострой»),географическими картами, сошными книгами с указаниями об измерении пашен и др.Жители Москвы узнали даже об учении Н.Коперника — по книге «Позорище всеяВселенныя...».
В 16 векепостановления Стоглавого собора создали систему православного образования. Подуправлением епархиальных архиереев учреждались школы для священнослужителей. Ворганизации обучения наметились три ступени: начальная, профессиональная ивысшая.
В 16-17 вв. вборьбе против политического и идеологического (в особенности религиозного)наступления Польши украинские и белорусские просветители основывали такназываемые «братские школы», тесно связанные с национально-освободительнымдвижением. На базе двух таких школ в 1632 г. была открыта Киево-Могилянскаяколлегия (с 1701 г. академия); в 1687 г. по ее образцу была создана в МосквеСлавяно-греко-латинская академия.
С середины 17в. в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейскихграмматических школ и дававшие как светское, так и богословское образование. Вэто время произошли и важные изменения в методике начального обучения.Буквослагательный метод обучения грамоте сменился звуковым. Вместо буквенногообозначения цифр (буквами кириллического алфавита) стали использоватьсяарабские цифры. В буквари вошли связные тексты для чтения, например, псалмы.Появились «азбуковники», т.е. толковые словари для учащихся. Важно подчеркнутьдемократический (внесословный) характер образования уже в допетровское время.
Так, присоздании Славяно-греко-латинской академии в ней было 76 учеников (не считаяподготовительного класса, или «школы словенского книжного писания»), в том числесвященники, дьяконы, монахи, князья, спальники, стольники и «всякого чинамосквичи» вплоть до челядинцев (слуг) и сына конюха.
Чемуобучались русские в допетровское время?
Наиболееслабо было поставлено преподавание математики. Только в 17 веке стали появлятьсяучебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практикеиспользовались только сложение и вычитание, почти не применялись действия сдробями. Более или менее развитой была геометрия, а вернее, практическоеземлемерие. Астрономия тоже была чисто прикладной областью (составлениекалендарей и др.).
Естествоведческиезнания были случайными, несистематическими. Развивалась практическая медицина(в основном заимствованная с Востока) и особенно фармацевтика.
Очень высокбыл интерес к истории — историческое чтение было, после религиозного, самымлюбимым чтением древнерусского грамотея. Но удовлетворить потребностиисторического знания в Древней Руси было довольно мудрено. При всем обилиилетописей и исторических сказаний о русских исторических событиях разобраться вних было нелегко, так как ни общего руководства, ни какой-либо цельной системыв изображении хода русской истории не существовало.
На Русииздавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей ежегодно плюс три тысячиЧасословов и полторы тысячи Псалтырей. Конечно, на 16 миллионов населенияРоссии это число невелико, но очевидно, что грамотность была уже массовымявлением. Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 году. В 17 векепоявились и первые учебники риторики и логики.
О становлении образования в Московскомгосударстве красноречиво свидетельствуют некоторые даты, факты, цифры:
1551 г. — Стоглавый собор постановил увеличитьчисло начальных школ и училищ для подготовки служителей культа;
1648 г. — боярин Ф.М. Ртищев открыл Греко-латинскуюшколу при Андреевском монастыре;
1665 г. — начала работать «Школа дляграмматического учения» церковного деятеля и писателя Симеона Полоцкого;
1680 г. — открыта правительственная школа приПечатном дворе (типографское училище);
1687 г. — основана первая в Москве высшая школа— Эллина-греческая академия с преимущественно гуманитарным направлениемобразования.

Заключение
Подводя итогвышесказанному, подчеркнем, что первое упоминание об организации обучения детейпомечено в летописи 988 годом, т.е. годом крещения Руси: князь Владимир «пославнача поимати у нарочитая чади дети и даяти нача на учение книжное», т. е. сталбрать у знатных людей детей и отдавать их в учение книжное. Летопись 1028 г.указывает, что сын Владимира Ярослав в Новгороде «собра от старост и поповыхдетей 300 учити книгам», т. е. собрал 300 детей знатных людей и священников дляобучения чтению. Считается, что школа была даже не начальной школой, дававшейлишь уменье читать, писать, считать и петь и сведения по закону божьему, ношколой повышенной, дававшей систематическое, серьезное образование.
Церковь,открывая школы, ставила главной задачей этих школ подготовку необходимого ейдуховенства, однако, они не имели замкнутого характера; в них могли учиться имальчики других сословий — дети более или менее зажиточных людей.
Наряду сошколами существовало индивидуальное обучение, для чего дети посылались к одномуиз учителей, сделавших обучение детей источником своего заработка, или жеовладевали грамотой и в некоторых семьях и другими знаниями в порядке домашнегообучения. Прямых указаний, чему и как учили в то время в школах и в порядкеиндивидуального, домашнего обучения, в дошедших до нас источниках нет, но понекоторым косвенным данным можно судить, что детей обучали чтению, письму ицерковному пению.
Грамотныелюди были не только среди социальной верхушки, но и среди зажиточных горожан —купцов и ремесленников. В монастырях и при крупных соборах (в Киеве и вНовгороде) появились библиотеки; духовные лица и отдельные «книжники» занималисьперепиской книг, что считалось важным и богоугодным делом. В монастырях велисьлетописи, записи исторических событий, пронизанные глубоким патриотическимчувством. Древняя Русь отличалась своим глубоким почтением к книге.
В целом анализ различных источников позволяетговорить о том, что уровень освоения грамотности в Древней Руси и Русскомгосударстве был достаточно высок, грамотность проникла почти во все слоинаселения.
Списокиспользуемой литературы
1.        Антологияпедагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М.:Педагогика, 1995. – 363 с.
2.        БордовскаяН.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Розум С.И. — СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
3.        ДжуринскийА.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов / Джуринский. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 637 с.
4.        ПискуновА.И. История педагогики и образования / А.И. Пискунов. — М.: Сфера, 2004. – 490с.
5.        ЭкономцевИ.Н. Православие, Византия, Россия. Сборник статей – М.:, 1992. – 233 с.
6.        ЯрхоВ. Как учили и учились вДревней Руси / В. Ярхо// Наука и жизнь. — 2002. — №7.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.