Реферат по предмету "Педагогика"


Возрастные особенности внимания

Возрастныеособенности внимания
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1.Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. 5
1.1. Общая характеристикавнимания. 5
1.2. Особенности развитиявнимания. 8
1.3. Основные функции внимания. 12
1.4. Проблема изучения основныхсвойств внимания. 14
ГЛАВА 2. Развитиевнимания в начальной школе. 18
2.1. Диагностика, коррекция ивозможности саморазвития. 18
2.1.1.Методики для диагностики 18
2.1.2. Методика проведенияэксперимента, проба Бурдона. 19
2.1.3. Порядок проведениядиагностики. 21
2.2. Результаты и их обсуждение. 22
2.2.1. Исследование внимания. 22
2.2.2. Примерные нормы и обратнаясвязь. 25
2.2.3. Анализ работ. 27
Заключение. 30
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 32
ВВЕДЕНИЕ
Внимание — это особое свойство человеческой психики. Оно не существуетсамостоятельно — вне мышления, восприятия, работы памяти, движения[1].Нельзя быть просто внимательным — можно быть внимательным, только совершаякакую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленностьсознания на выполнение определенной работы. Формы проявления вниманиямногообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное,слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательнуюактивность.
Актуальность темы заключается в том, что жалобы на недостатоквнимания и усидчивости у школьников составляет 90% всех жалоб со стороныродителей и учителей. Проблемой нарушения внимания школьный психолог занимаетсябольше всего, возможно, потому, что симптомы нарушения внимания самыеочевидные, а также потому, что существует большое количество методик длядиагностики и, самое главное, коррекции подобных нарушений.
Два раза в год в каждом классе начальной школы проводится фронтальноеобследование внимания. Результаты анализируются и используются дляпредупреждения и коррекции трудностей в обучении. В процессе этих исследований становитсяочевидным необходимость превратить ученика из пассивного объекта диагностики взаинтересованного в результате участника, понимающего причины своих трудностейи готового к их преодолению.
/>Цель исследования – провести анализособенностей развития внимание у школьников второго-третьего возраста.
Объект исследования – группа школьников …возраста
База исследования – школа №  15 в городе Москве.
/>Предмет исследования– особенности внимания ушкольников 7-8 лет
Гипотеза исследования состоит в том, что единственная функция, которую мы можем исследовать фронтально в динамике, — это внимание и поскольку внимание осуществляет функцию контроля деятельности, оно тесно связано с развитием самоконтроля и успеваемости школьников.
Исходя из гипотезы, сформированы следующие задачи:
1.  Провести анализ литературы по вопросу развития внимания у учащихся начальныхклассов.
2.  Выявить возрастные особенности развития внимания.
3.  Спланировать и провести эксперимент по изучению функции внимания ушкольников 2 и 3-х классов
4.  Проанализировать и интерпретировать полученные экспериментальные данные.
Были использованы: методика Бурдона — исследование особенностейраспределения внимания методом корректурной пробы.
Глава1. Индивидуальные и возрастные характеристики внимания.1.1.Общая характеристика внимания
Прежде чем приступить к практическому исследованию методик диагностикивнимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним изопределений внимания в психологии является предложенное  Н.Ф.Добрынинымпонимание внимания как направленности и сосредоточенности психическойдеятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательныйхарактер активности, а под сосредоточенностью – углубление в даннуюдеятельность. Подобно памяти внимание относится к сквозным психическимявлениям, поэтому, опираясь на структуру психической организации человека,возможно рассмотрение внимания и как процесса (или стороны какого-либопсихического процесса: например, сенсорное, перцептивное, интеллектуальноевнимание), и как состояния (например, состояние сосредоточенности), и каксвойства личности (например, внимательность).
В отличие от памяти регулирующая функция внимания выступает болееотчетливо, что дает основание для классификации его видов в зависимости отуровней психической регуляции. Такая классификация предусматривает разделениевнимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Еслинаправленность и сосредоточенность непроизвольны, то говорят о непроизвольномвнимании. Непроизвольное внимание обусловлено как физическими характеристикамистимула (интенсивностью, контрастностью, длительностью, внезапностью и т. п.),так и значимостью стимула для человека. Если направленность и сосредоточенностьвнимания человека связаны с сознательно поставленной целью, то говорят опроизвольном внимании. Наряду с этими двумя видами внимания различают и третий– послепроизвольный. В этом случае сознательное выполнение какой-либо задачисопровождается, как говорит Добрынин, поглощением личности данной деятельностьюи не требует волевых усилий.
К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность,устойчивость, концентрацию, распределение и переключение.[2]
Под объемом внимания понимается то количество объектов, которые могутбыть отчетливо восприняты в относительно короткий период времени. Рядисследователей в понимании объема внимания предлагают исходить из объемаинформации, на котором может сосредоточиться сознание субъекта с тем, чтобыоперировать этой информацией. Введение в современные экспериментальныеисследования субъективных критериев внимания (например, балльных оценок дляуровня субъективной уверенности в ясном, быстром и точном ответе) позволилосделать вывод, что объем внимания определяется шестью элементами. Придальнейшем увеличении числа элементов происходит их структурирование (например,на основе двух-трех элементов, а именно: пара – линия, три – треугольник и т.д.). Поэтому ряд из десяти элементов, образующий те или иные структуры,воспринимается столь же точно и отчетливо, как ряд из одного-трех элементов.Явление структурирования обнаружено при исследовании объема внимания для разныхсенсорных анализаторов, в том числе и для слухового. Объем слухового вниманиязависит также от длительности, частоты и темпа предъявления звуковых стимулов.Например, всякое изменение оптимального темпа ведет к уменьшению объемаслухового внимания.
Произвольная регуляция объема внимания при разрозненных стимулахограничена. При смысловой организации стимулов она значительно выше.Ограниченность объема внимания требует постоянного выделения субъектомкаких-либо объектов, находящихся в сенсорно-перцептивной зоне, а невыделенныеобъекты используются ими как фон. Этот выбор из множества сигналов тольконекоторых из них носит название избирательности внимания. Количественным параметромизбирательности внимания считается, например, скорость осуществления испытуемымвыбора стимула из множества других, а качественным – точность, т. е. степеньсоответствия результатов выбора исходному стимульному материалу. Показательуспешности внимания является комплексной характеристикой. Он включает иколичественные (скорость), и качественные (точность) параметры избирательности.
Устойчивость внимания – это способность субъекта не отклоняться отнаправленности психической активности и сохранять сосредоточенность на объектевнимания[3].Характеристиками устойчивости внимания являются временные параметрыдлительности сохранения направленности и сосредоточенности психическойактивности без отклонения от исходного качественного уровня. Концентрациявнимания предусматривает также определение способности субъекта сохранятьсосредоточенность на объекте внимания при наличии помех. Оценку концентрациивнимания производят по интенсивности помех. Распределение вниманиясвидетельствует о возможности субъекта направлять и сосредотачивать внимание нанескольких независимых переменных одномоментно. Характеристиками распределениявнимания в эксперименте являются временные показатели, полученные в результатесопоставления длительности правильного выполнения одной задачи и выполненияэтой же задачи совместно с другими (двумя или более) задачами.
Переключение внимания представляет собой перемещение его направленности исосредоточенности с одного объекта на другой или с одного вида деятельности надругую[4].Характеристикой переключения внимания является степень трудности егоосуществления, измеряемая скоростью перехода субъекта от одного видадеятельности к другому. Установлено, что скорость переключения внимания зависиткак от стимульного материала, так и от характера деятельности субъекта с ним.Легкость или трудность переключения внимания обусловливается такжеиндивидуальными особенностями субъекта, а именно свойствами его нервнойсистемы. У лиц, характеризующихся подвижной нервной системой (быстрым переходомот возбуждения к торможению и обратно), переключение внимания осуществляетсялегче. Не менее значимы при переключении внимания и личностные особенностииспытуемых, а именно: их активность и заинтересованность, уровень мотивации ит. д.
Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональноеединство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом[5].Наряду с ним в наши дни все более развивается системный подход к изучениювнимания, который предусматривает использование методик других наук, смежных спсихологией. Примером такой междисциплинарной интеграции может служитьисследование особенностей внимания в связи с общей активацией деятельностимозга и континуумом уровней бодрствования. />1.2.Особенности развития внимания
Одной из основных форм познавательной деятельностичеловека являются ощущения, которые привлекают внимание ребенка и заставляютконцентрироваться на предмете, действии. Под ощущениями понимаются такиепсихические процессы, которые возникают при непосредственном воздействиипредметов и явлений окружающей действительности на органы чувств. Впознавательном отношении из всех анализаторов ведущая роль принадлежит зрению ислуху, хотя считается, что жизненно и социально значимые раздражители чаще ибольше отражаются через слух, чем через зрение.[6]
В познавательном отношении большое значение имеютосязательные ощущения, так как они носят комплексный характер. В них объединяютсяощущения прикосновения, температурные и двигательные ощущения. Посредствомосязания познаются многие признаки предметов: их величина, форма, свойстваматериала и т. д. В результате этих ощущений создается целостный образпредмета, как необходимый для детей с нарушениями слуха при формировании у нихсловесной речи.
К активным познавательным средствам можно отнести иеще один вид ощущений — кинестетические ощущения, т. е. ощущения движенийорганов тела и самого человека. Кинестетические ощущения в значительной степенисвязаны со зрением, тактильным восприятием, слухом. Их необходимо использоватькак вспомогательные средства для выработки более самостоятельных и устойчивыхкинестетических ощущений. Использование кинестетической чувствительности должнонайти широкое применение при обучении детей распознавать некоторые свойствапредметов: массу предмета по степени мышечного усилия, упругость, величину,форму и т. д.
Полноценное развитие психических процессов, в томчисле и всех видов ощущений, во многом зависит от определенных условий, средикоторых особое значение имеет внимание.[7]
Понятие «внимание» заключается в ясном и четкомотражении человеком того, что он воспринимает или делает, в выделении однихобъектов или свойств и качеств с одновременным отвлечением от всего остального.В развитии внимания у нормального ребенка и ребенка, имеющего нарушения слуха,имеется много общего. Прежде всего, это непроизвольность внимания, котораявызывается интересными для ребенка предметами или явлениями, при воздействии нанего нового, необычного. Такие существенные свойства внимания, какустойчивость, распределяемость и переключаемость, у дошкольников развиты слабо.Ребенок в раннем возрасте не владеет специальными действиями, которые даютвозможность на чем-либо сосредоточиться. В основном это результат общейориентировки в окружающем, направленной на обследование предметов, их свойств ирегулирование практических действий, а не на удержание внимания. С возрастомпроисходят определенные изменения: увеличивается сосредоточенность иустойчивость внимания. Но все же перелом наступает под влиянием новых видовдеятельности и новых требований, предъявляемых взрослыми. Помимо ситуативныхсредств, организующих внимание в связи с конкретной задачей, используетсяуниверсальное средство организации внимания — речь. Роль речи возрастает нетолько как непосредственного регулятора, но и как регулятора поведения ребенка,что создает предпосылки для формирования произвольного внимания.
Развитие внимания ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, вкоторой каждая предыдущая стадия подготовляет последующие. С развитиемпроизвольного внимания, непроизвольное не только не исчезает, а сохраняется иразвивается.
Принято считать, что существуют три типа внимания:непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Выделяют также свойства, илипараметры внимания:
1) концентрация внимания выражается в степенисосредоточенности на объекте;
2) устойчивость характеризуется длительностьюсосредоточенности, умением не отвлекаться в течение определенного периодавремени;
3) объем внимания характеризуется количествомодновременно воспринимаемых объектов;
4) распределение — способность одновременноговыполнения нескольких действий;
5) переключение — способность менять направленностьвнимания, переходить от одного вида работы к другому.
Наиболее важны для работы параметры концентрации иустойчивости.
 
Формы проявления: Внимание направлено на: движение моторное мышление интеллектуальное
/>восприятие сенсорное
Параметры :концентрация устойчивость объем распределение переключение
Типы:характеризуется непроизвольное отсутствием целенаправленного волевого акта произвольное наличием целенаправленного волевого акта послепроизвольное целенаправленностью, но отсутствием волевых усилий
Психическая деятельность не может протекатьцеленаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что онделает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком углублен в своюработу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположитьпредметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят присутствующие,не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточилвнимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Этосвидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах ивыполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознаниенаправляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболееважными и значительными.1.3.Основные функции внимания.
Возьмем такой пример: какой-нибудь человек находитсяна каком-нибудь празднестве и поглощен интересной беседой. Внезапно он слышитсвое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Он быстро переключаетвнимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышит мнение о себе.Но в то же время упускает нить прежнего разговора. Он настроился на вторуюгруппу и отключился от первой. Это пример воздействия особо актуальнойинформации, известный под названием “феномен вечеринки”. Именно высокаязначимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что о нем думаютдругие, определили изменение направления его внимания.
Под направленностью[8]следует понимать, прежде всего, избирательный характер психическойдеятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятиенаправленности включается также и сохранение деятельности на известныйпромежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобыбыть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легконаправить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднеесохранить его в течение необходимого времени.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность,углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача,тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чемлегче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В то же время сосредоточенность связана с отвлечениемот всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи,тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, нонеотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету,он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальноевоспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого.Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мыслиудерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будетдостигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию -контроль и регуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, вдвижениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногдавнимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиесяв сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании[9],которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторыхслучаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физическихдействиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все этосвидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственногопознавательного содержания и лишь обслуживает деятельность другихпознавательных процессов.1.4.Проблема изучения основных свойств внимания
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценканеобходимы при решении многих практических задач учебной и трудовойдеятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый рядпрофессий предъявляет повышенные требования к определенным свойствам внимания.К примеру, человек с малоподвижным вниманием вряд ли сможет успешно работатьтам, где постоянно требуются многочисленные контакты со множеством разныхлюдей. Выраженная неустойчивость внимания, особенно в сочетании с егоинертностью, противопоказана водительским профессиям. Слабо развитаяспособность к распределению внимания и недостаточная наблюдательность осложняютовладение педагогической профессией.
Сбор объективной информации об особенностях внимания может основыватьсяна неэкспериментальных методах, доступных любому думающему специалисту, иметодах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуреисследования.
Среди неэкспериментальных методов главный – наблюдение.Эффективность наблюдения существенно повышается при использовании программынаблюдения, выделении поведенческих признаков изучаемого явления,систематичности наблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает приобобщении результатов наблюдений за данным человеком, проведенных в различныхситуациях разными людьми. Это могут быть, например, данные наблюдений,полученные родителями, учителями, руководителем спортивной секции или кружка.
Наблюдение за проявлением основных свойств внимания облегчаетиспользование так называемых «жизненных показателей» – тех особенностейдеятельности и поведения, в которых наиболее ярко проявляются изучаемые свойства[10].
Об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:
Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или кконцу его внимание заметно снижается?
Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи?
Может ли ученик долго обдумывать в деталях какой-то вопрос или же быстроотвлекается?
Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных работах– в начале их, в конце или распределены равномерно?
Нравится или раздражает длительная напряженная работа?
Для получения характеристики концентрации внимания можно использоватьследующие вопросы:
Может ли ученик полностью углубиться в работу или постоянно отвлекается?
Часто ли встречаются ошибки «из за невнимательности» в письменных работахили при выполнении домашних заданий?
Часто ли встречаются у ученика «глупые» ошибки при работе у доски,особенно если в классе стоит шум?
Замечает ли ученик свои или чужие ошибки при проверке?
Может ли качественно выполнять работу с мелкими деталями, не вызывает лиона раздражения?
Об особенностях распределения внимания судят по ответам на следующиевопросы:
Легко или с трудом ученику удается делать несколько дел одновременно:писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматьсяработой и наблюдать за окружающим и т. п.?
Параллельное выполнение нескольких дел раздражает ученика или, наоборот,доставляет удовлетворение, делает жизнь насыщеннее и интереснее?
В театре или в кино внимание ученика приковано только к действиям герояили же ему удается заметить значительное количество второстепенных для развитиясюжета деталей?
Легко ли воспринимаются и запоминаются учеником дополнительныеразъяснения и беглые замечания преподавателей?
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить последующим признакам:
Насколько быстро ученик переходит от одного занятия к другому?
Насколько легко ученик начинает новое дело, втягивается в работу или жеему дается это с большим трудом?
Легко ли замечает появление новых деталей окружающей обстановки, даженебольшие изменения привычных обстоятельств?
Может ли он быстро закончить какое-либо занятие или постоянновозвращается к нему мысленно, теряется при неожиданном сообщении, что времяработы истекло?
Разумеется, проявления этих признаков зависят от ситуации и состояниячеловека, его отношения к работе, учителю. Они будут показательными лишь в томслучае, если встречаются у школьника достаточно часто. Кроме того, внешниепроявления внимания бывают обманчивы. Например, в классе стоит полная тишина иучитель думает, что все его внимательно слушают, а ученики дружно подсчитывают,сколько раз он употребит на уроке свое «любимое» слово. Или, наоборот, учителюкажется, что ученик занят посторонним делом, а он внимательно слушает, рисуячто-то на листе бумаги или крутя в руках карандаш, и это дело только помогаетему сосредоточиться.
Использование экспериментальных методов дает возможность повыситьточность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверитьполученные данные.

ГЛАВА 2. Развитие внимания в начальной школе2.1.Диагностика, коррекция и возможности саморазвития2.1.1.Методики для диагностики
Для начала мы проанализировали несколько известных тестов, подходящих дляфронтального исследования внимания.
1. Методика Пьерона–Рузера. Кодирование геометрических фигур в течение 3минут. Ребенку предлагается закодировать четыре фигуры: ромб — горизонтальнаячерточка, круг — оставить пустым, квадрат — в центре точка, треугольник —вертикальная черточка. Сначала все вместе заполняют образец. На бланке всегодесять строчек по десять фигур в каждой.
2. Методика кодирования Д. Векслера делится на два вида: кодирование 5фигур для детей 5–7 лет (5 рядов по 10 цифр) и кодирование 9 цифр для детей8–15 лет (4 ряда по 25 цифр). За 2 минуты ребенок должен закодировать как можнобольше фигур или цифр.
3. Методика для определения умственной работоспособности П.Я. Кеэса. Втечение 2 минут ребенок должен среди повторяющихся геометрических фигур найти иотметить три фигуры, соответствующие образцу. Всего семь рядов по 15 знаков вкаждом.
4. Корректурная проба Бурдона. Необходимо в течение 5 минут вычеркиватьразными способами 2–3 буквы. Всего 40 строчек по 40 знаков в каждой.
5. Проба Ландольта представляет собой ряды незамкнутых колец (24 строкипо 24 знака в каждой), при этом разрывы находятся в разных местах колец.Предлагается в течение 5 минут зачеркивать два типа колец.
Опробовав на практике каждую из методик, мы решили окончательно остановитьсяна варианте корректурной пробы Бурдона[11].
Во втором классе в первом и во втором полугодии учащиеся ищут по двебуквы, в третьем классе — по три. При этом рекомендуется каждую буквузачеркивать особым способом. При повторном тестировании это требованиестановится обязательным. Работа не считается успешной, если правилазачеркивания не соблюдались, хотя она и сделана без ошибок. В таком случаеученику предлагается ее переделать.2.1.2.Методика проведения эксперимента, проба Бурдона
 
Опыт проводится с одним из видов корректурной пробы. Продолжительностькаждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурнуютаблицу, должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, двебуквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы закаждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенокдолжен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которомусоответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работудальше.
В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам, то естьподсчитать количество просмотренных букв и количество ошибок. Ошибкой считаетсяпропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильноезачеркивание.
На основании полученных количественных данных можно построить графикидинамики продуктивности работы по минутам для каждой серии.
Сопоставление количества ошибок в каждой серии с количествомпросмотренных элементов позволяет судить об уровне распределения внимания уребенка. Кроме того, позволяет сделать заключение о характере динамики работыребенка в каждой серии опыта, определить, наблюдалось ли упражнение илиутомление ребенка при выполнении задания.Кол-во просмотренных строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок
Корректурная проба (методика Бурдона)
с х а в с х е в и х н а и с х н в х в к с н а и с е х в х е н а и с
н в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с
н а н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х
е к в к х а к н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к
в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в
и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а к с в е е в е
а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с
н к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в
н к в х а в е и к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к
с с в е и к с н а в н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к
н и е с а в и е х е в х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к
с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к
е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а
и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в
и х к х е х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е
в а е н х в х в и с н а е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е
и с н а е а и с н к в е х и к х н к е е а к а е к х е в с к х е к х
н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с н е и с н в и е х к в х
е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с н а и а и е
н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к
е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х
к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с
н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е к х е к н а и
в к в к в х е х и с н а и х к х е н а и е н и к в к в е е х в к в
и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к и с н а
и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к е в
х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в
е к а х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х
а в е н а х и а х х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в
х в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в
с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в с н х к с в е х к а с н
а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е
в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х
н х к в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с
н а в х с в к к и с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к
х е к а и в н а а е н к а и с х а и с н х и с в к в с е к х в е к и
с н а и с н а и с и с к и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и
х а в к н в е х в а е в х е в н а и с х а и а н а к х к в к е в е к
в н х и с к а и с н в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н а
и с в е х в е и с н а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к y

2.1.3.Порядок проведения диагностики
В исследовании принимали участие 20 детей, учащихся школы № 15 городаМосквы. 10 детей второго класса (4 мальчика и 6 девочек), и 10 детей из третьегокласса (3 мальчика и 7 девочек). Исследование проводилось в классе. Диагностикулучше проводить в начале уроков. Детям раздаются бланки (заданием вниз), ихпросят подписать листок. Затем детям показывают, как выглядит их бланк,обговаривают, как должен лежать листок.
Перед началом работы всегда напоминают детям, что они не должны стремитьсясделать все задание. Гораздо важнее, чтобы оно было сделано без ошибок. Оценкиза эту работу не ставятся, но результаты потом будут обсуждаться. Второклассниками третьеклассникам говорят, что все работы будут введены в компьютер, и он выдастим рекомендации и пожелания (речь идет об обратной связи).
Далее психолог спрашивает, все ли детям понятно. Если вопросов нет, мыпереворачиваем листы и по команде «Начали!» — работаем. Когда звучит команда«Стоп!» — все должны поставить точку там, где их застала эта команда. Послеэтого работы собираются.
 2.2.Результаты и их обсуждение2.2.1.Исследование внимания
Подобное тестирование помогает лучше узнать учащихся, с первого классаопределить уровень развития внимания у каждого ребенка, выделить детей «группыриска» — тех, у кого могут возникнуть проблемы в дальнейшем. В конце годаповторная диагностика позволяет проследить, какие произошли изменения: ктоначал выправляться, а кто, наоборот, выпадать из учебного процесса.
Работа каждого учащегося анализируется, подсчитываются результаты. Длякаждого ребенка высчитывается количество строчек и знаков, которые он успелпросмотреть за определенное время, количество допущенных ошибок. Кроме того, вкорректурных пробах для второго и третьего класса подсчитывается показательточности работы по формуле:
А = Е/Е + О,
где А — показатель точности, Е — число правильно зачеркнутых знаков, О —число пропущенных. Если ребенок не допускает ни одной ошибки, то его точностьравна единице. Мы называем этот результат «стопроцентной точностью».
Анализируется и успешность класса в целом, учитывается, сколько строчек всреднем успели сделать ребята в классе, в каких строчках ошибались чаще,минимальное и максимальное количество ошибок. Если это повторная проба, топодсчитывается количество учащихся, сделавших эту работу хуже, чем раньше,лучше или без изменений.
Для каждого класса составляется специальная таблица с результатами,полученными каждым учащимся. Такие таблицы позволяют проследить динамикуразвития внимания каждого ученика из класса в класс. Для индивидуальной работыберутся результаты конкретного ученика и сравниваются с результатами всегокласса и его собственными предыдущими результатами.
Таблица 1
Результаты тестирования второго класса Кол-во просмотренных строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок 1 12 5 2 2 35 8 4 3 26 4 7 4 37 9 11 5 21 6 6 6 19 8 4 7 23 5 5 8 18 3 5 9 14 2 6 10 17 4 7 Средний показатель 22,2 5,4 5,7
Таблица 2
Результаты тестирования третьего класса Кол-во просмотренных строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок 1 35 5 4 2 15 4 3 3 16 3 5 4 32 7 5 5 19 6 5 6 22 7 8 7 25 5 3 8 21 5 4 9 31 6 7 10 16 2 4 Средний показатель 23,2 5,0 4,8
Сравнение показателей во втором классе и третьем позволяет выявитьтенденцию улучшения функции внимания в третьем классе по сравнению со вторым.Средний показатель количества просмотренных строк за одно и то же время выше, асредний показатель пропусков и ошибок ниже. Но нужно признать, что данный тестболее информативен в динамике одного класса и каждого учащегося в отдельности. Сравнениемежду собой результатов по классам и возрастам позволяет оценитьработоспособность и стиль работы отдельного класса и составить рекомендации дляучителей. Кроме того, во втором и третьем классе назначается время дляобсуждения результатов и получения обратной связи. В первом классе обратнаясвязь для всего класса не используется, она возможна только отдельным детям вкачестве поддержки, особенно в случае успеха при повторной диагностике.2.2.2.Примерные нормы и обратная связь
В целом при повторном тестировании в каждом классе примерно половинаучащихся выполняет эту работу лучше, а около четверти — показывает худшийрезультат.
Обратная связь — это индивидуальный анализ результатов тестирования суказанием количества просмотренных знаков, ошибок, уровня точности, сконкретными рекомендациями, как избежать ошибок в дальнейшем, на что следуетособо обратить внимание.
Учащийся получает свой проверенный бланк, к которому прилагается листок собратной связью. Это позволяет обратиться к каждому ребенку лично и повышаетуровень его заинтересованности в результате, приучает к самостоятельномуанализу своих ошибок.
На примере корректурной пробы можно выявить происхождение сложностей вучебе и найти пути их преодоления. Выявление особенностей внимания каждогоучащегося помогает объяснить его неудачи на уроках. Например, Надя на урокематематики первая поняла, как решать задачу, вызвалась написать решение надоске и так торопилась поскорее все сделать, что забыла записать последнеедействие. Тестирование выявило Надину склонность торопиться под конец работы.
При написании обратной связи используются фразы типа: «Молодец!»,«Хорошо», «Неплохо», «Так держать!», «Все в твоих руках», «Жаль», «Обидно».Основной рекомендацией для всех является обязательная проверка сделанного. Вовремя устного обсуждения результатов внимание ребят обращается на выраженнуюзакономерность: те, кто успел сделать больше строчек, сделали и больше ошибок.
 
Пример 1 (по результатам первого тестирования)
Фамилия, имя.
Просмотрено: 5 строчек.
Ошибок: 14.
Точность: 86%.
Правила вычеркивания соблюдались не полностью.
Подобное количество ошибок делает обычно тот, кто сильно торопится. Ноты, судя по всему, не торопилась. Возможно, ты не смогла как следуетсосредоточиться или просто устала? Тщательно проверяй все сделанное.
Пример 2 (по результатам второго тестирования)
Фамилия, имя.
Просмотрено: 5 строчек и еще 6 знаков (в прошлый раз было 8 + 2).
Ошибок: 2 (в прошлый раз 14).
Точность: 97% (в прошлый раз 87%).
Правила вычеркивания соблюдались.
Очень хорошо. Ты перестал торопиться, и количество ошибок уменьшилось.Жаль, что ближе к концу работы тебе сложнее удерживать внимание. Результат: двеобидные ошибки. Но ты можешь быть очень внимательным: в первых трех строчках тыне сделал ни одной ошибки, а это сложные строчки! Старайся выполнять задания почастям, отдыхая между ними и чередуя разные виды деятельности. В таком случаеты будешь меньше утомляться, значит, и ошибок станет меньше. Также рекомендуютщательно проверять сделанное, даже если задание кажется легким2.2.3.Анализ работ
 
Что обращает на себя внимание в работе
В чем может быть
причина
Что делать Задание сделано неверно (1–2 ребенка на класс). Например, зачеркивал все подряд. Не понял задание; проблемы с включением в работу; тревожность, не привык работать в группе. Провести повторное тестирование, плюс дополнительные методики для определения особенностей внимания и произвольности, выявления тревожности. Сделано очень мало строчек (в два-три раза меньше, чем у остальных). Трудно сосредоточиться или не уверен в себе. Провести обследование для определения особенностей внимания и выявления тревожности. Понаблюдать за ребенком на уроке. Очень много ошибок, например, более 20. Трудно сосредоточиться, очень торопится, не понял задание. Провести повторное обследование, плюс методики для определения особенностей внимания. Рекомендовать занятия по развитию внимания. По 1–2 ошибки в каждой строчке. Трудно сосредоточиться, легко отвлекается. Провести обследование для определения особенностей внимания и памяти. Рекомендовать занятия по развитию внимания.
Все ошибки сосредоточены в одной части работы:
— в первых строчках;
— в середине;
— в последних двух-трех строчках.
Неравномерный темп работы:
— не может сразу включиться;
— быстро утомляется;
— поторопился или устал.
Рекомендовать:
— начинать работу с более легких заданий;
— разбивать задания на небольшие части, делать перерывы, менять виды деятельности. Работа выполнялась не последовательно (построчно), а хаотично — зачеркнуты знаки в начале, середине или конце листа, пропущено очень много строчек. Не понял задание, проблемы с организацией деятельности. Провести повторное обследование, плюс методики для определения особенностей внимания и произвольности. Обращать внимание ребенка на последовательность выполнения действий, на соответствие полученного результата исходным требованиям. Пропущены 1–2 строчки в середине работы. Очень торопился, отвлекся. Провести обследование для определения особенностей внимания. Рекомендовать занятия по развитию внимания. Линии очень неровные или обведены много раз. Неуверенность в себе, тревожность, проблемы с мелкой моторикой. Провести обследование для выявления тревожности. Если проблемы с моторикой, то рекомендовать занятия по развитию руки. Ребенок двигался по строчкам не слева направо, а наоборот. Ребенок левша, проблему составляет скрытое левшество. Провести обследование для выявления скрытого левшества. Несколько знаков зачеркнуто после точки (ребенок работал после команды: “Стоп!”). Неуверенность в себе, желание показать лучший результат. Стремление быть лучшим и успешным, часто связано с завышенными требованиями со стороны родных. Провести обследование для выявления тревожности, определить уровень самооценки ребенка. Побеседовать с родителями. Работа сделана хуже, чем в предыдущий раз Устал, не счел нужным как следует сосредоточиться. Провести повторное обследование, предложить ребенку самому проверить свою работу, указать на причины возникновения ошибок.
 
Заключение
По результатам тестирования выделяются дети, нуждающиеся в болееподробном обследовании внимания. Далее выявляются категории детей, нуждающихсяв развивающих занятиях.
Например, учащиеся, которые делают большое количество пропусков вкорректурной пробе, не могут правильно списать упражнение с доски или изучебника, получают набор заданий для самостоятельной тренировки внимания дома.Это набор корректурных проб (надо в 5–6 строчках вычеркнуть 2–3 буквы разнымиспособами). Выполнять эти задания надо в течение двух месяцев, желательно неменее 5 дней в неделю, по 3–5 минут в день, с обязательной самопроверкой. Врегулярном выполнении этих заданий ребенок заинтересован не меньше родителей,так как по истечении двух месяцев проводится контрольное тестирование,позволяющее оценить эффективность занятий.
Детям, которые постоянно отвлекаются на уроке, не могут усидеть на месте,с трудом включаются в работу, рекомендуется посещать индивидуальные илигрупповые занятия с психологом. Такие занятия должны проходить не менее двухраз в неделю.
Можно использовать упражнения на развитие переключаемости (например,подчеркивать буквы разным цветом), распределения внимания (например, надоодновременно рисовать последовательность фигур и слушать рассказ, чтобы потомответить на вопросы), объема памяти (запомнить 7–10 предметов, слов и т.д.) иликонцентрации внимания (например, игра «Самый сосредоточенный», когда одинвыполняет какое-то задание, требующее повышенной сосредоточенности, а остальныеему всячески мешают).
Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубжеон может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годамона значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям ещетрудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для нихдеятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могутдостаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любуюучебную информацию давать ребенку в игровой форме. Эта особенность вниманияшестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могутстроиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время уребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и вчастности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрации вниманияребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычномсостоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознаниекак бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. Врезультате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмыразвивающегося мозга. М., 1997 г. 176 с.
2.  Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 3. — М, 2001. (Овладениевниманием: 205-239.)
3.  Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н.Белоус и др.: под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько — Мн.:Университетское, 1988г. -399с.
4.  Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А. Панько. — Минск., 1997 г.
5.  Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1995 г.144 с.
6.  Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М.,2002. (Виды внимания: 30-37, 69-80.)
7.  Корчемлюк О.М. Развитие памяти и внимания в начальных классах. М.:Начальная школа,1994
8.  Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 2001. (Внимание: 4-41.)
9.  Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред.Л.А. Венгера — М.: Просвещение, 1995 г.
10.            Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. — М.: Просвещение:ВЛАДОС, 1995г. -576с.
11.            Психологический анализ причин неуспеваемости школьников / Сост. А.И.Раев, Л.А. Матвеева, отв. Ред. А.И. Щербаков. — Л., 1981.
12.            Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова.-  Л., 1990
13.            Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева,Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 1997.
14.            Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни. — М., 1997.
15.            Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. докторапсихологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. — Мн.: Ред. Журн.«Адукацыя i выхаванне», 1997г. -212с.
16.            Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации кпрактической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа,1996г.-144с.
17.            Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред.В.Д. Шадрикова. — М., 1995.
18.            Практикум по общей психологии  / Под ред. А.И. Щербакова. — М., 1979.
19.            Психология бессознательного./З. Фрейд, изд. М., 2002
20.            Платонов К.К. Психологический практикум. -  М., 1995.
21.            Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.  — М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.