Реферат по предмету "Разное"


«Содержание и задачи психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях»

«Содержание и задачи психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях»Нурмухаметова А.А.Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развитияНа исходе XX столетия произошло громадное количество бедствий и катастроф, мир буквально захлестывает эпидемия террористических актов. Понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций еще не получили исчерпывающего определения. Представляется, что недостаточно рассматривать их лишь с точки зрения объективных особенностей, не беря во внимание психологические составляющие, такие, как, например, восприятие, понимание, реагирование и поведение людей в таких ситуациях. Человек, так или иначе психологически вовлечен в экстремальную ситуацию: как ее инициатор, или как жертва, или как очевидец. Оказавшиеся в экстремальных ситуациях люди проходят в своих психологических состояниях ряд этапов. Сначала возникает острый эмоциональный шок, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии. Затем наступает психофизиологическая демобилизация, существенное ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, понижением моральных норм поведения, уменьшением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями. На этом, втором, этапе степень и характер психогенных нарушений во многом зависят не только от самой экстремальной ситуации, ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия, но и от особенностей личности пострадавших, а также от сохранения опасности и от новых стрессовых воздействий. На смену этому этапу приходит стадия разрешения, когда постепенно стабилизируется настроение и самочувствие, однако сохраняются пониженный эмоциональный фон и контакты с окружающими ограниченны. Затем наступает стадия восстановления, когда активизируется межличностное общение. На третьем этапе у человека, пережившего экстремальный стресс, происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений. При этом актуальность приобретают также травмирующие психику факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Их особенностью является наличие выраженного тревожного напряжения, страха, различных вегетативных дисфункций, порождающих впоследствии психосоматические нарушения. У переживших экстремальную ситуацию значительно снижается работоспособность, а также критическое отношение к своим возможностям. Оказание экстренной психологической помощи в частности, психодиагностика в экстремальных ситуациях имеет свои отличительные особенности. В этих условиях из-за нехватки времени невозможно использовать стандартные диагностические процедуры. Действия, в том числе практического психолога, определяются планом на случай чрезвычайных обстоятельств. Неприменимы во многих экстремальных ситуациях и обычные методы психологического воздействия. Все зависит от целей психологического воздействия в экстремальных ситуациях: в одном случае надо поддержать, помочь; в другом – следует пресечь, например, слухи, панику; в третьем – провести переговоры. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются: безотлагательность; приближенность к месту событий; ожидание, что нормальное состояние восстановится; единство и простота психологического воздействия. Безотлагательность означает, что помощь пострадавшему должна быть оказана как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше вероятность возникновения хронических расстройств, в том числе и посттравматического стрессового расстройства. Например, недавние происшествия в поселке Урман Иглинского района Республики Башкортостан еще раз показали, что в чрезвычайных ситуациях оказание психологической помощи населению необходимо. Создавшаяся в данной экстремальной ситуации паника вызывала большую опасность: люди не знали куда идти, с чувством растерянности бежали в сторону леса; некоторые находились в состоянии острого эмоционального шока, который характеризуется общим психическим напряжением с преобладанием чувства отчаяния и страха при обостренном восприятии; кто-то впадал в истерику, люди кричали, звали своих родных, порой памятуя, что они находятся на работе в городе. Эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности. При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие стихии и начинается оказание помощи пострадавшим. Ведь, с одной стороны, не только сами чрезвычайные ситуации, но и масштабы их разрушительных действий, их внезапность, распространенность вызываемых ими стрессов и т.п. во многом предопределяются особенностями предкатастрофного развития. А с другой, только в посткатастрофный период можно реально определить степень деструктивного влияния катастрофы на динамику социальной структуры, на производственное, социокультурное, психологическое взаимодействие людей, на демографические процессы в зонах бедствия. Именно поэтому в современных условиях все более актуальными становятся вопросы психологической и психосоциальной работы с различными категориями людей, побывавших в экстремальных ситуациях. Тем не менее, несмотря на всю важность и актуальность оказания психологической помощи населению во время и после экстремальных ситуаций, проблемы эти остаются относительно новыми и для практической психологии, и для психологической практики. Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи на протяжении более 15 оказывает психологическую помощь населению республики Башкортостан, в том числе и населению, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации. Центр имеет комплекс методов и методик психологической работы с отдаленными последствиями экстремальных ситуаций. Эти ситуации характеризуются прежде всего экстремальным воздействием на психику человека, вызывающими у него травматический стресс, психологические последствия которого в крайнем своем проявлении выражаются в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР), возникающем как затяжная или отсроченная реакция на сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью ситуации. Общие закономерности возникновения и развития ПТСР не зависят от того, какие конкретно травматические события послужили причиной психологических и психосоматических нарушений, хотя в психологической картине ПТСР специфика травматического стрессора (военные действия, насилие и т.д.), несомненно, находит отражение. Однако главным является то, что эти события носили экстремальный характер, выходили за пределы обычных человеческих переживаний и вызывали интенсивный страх за свою жизнь, ужас и ощущение беспомощности. Основной задачей психологической помощи является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий чрезвычайных обстоятельств. Следствием эффективной психологической помощи пострадавшим является оптимизация психического состояния и поведения человека в экстремальных ситуациях. Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психическую травму, такими, как: вынужденные переселенцы и беженцы, жертвы захвата в заложники, люди, пережившие бомбежки, обстрелы, гибель родственников, разбойные нападения, а также широкомасштабные природные и техногенные катастрофы.Основной задачей бригады психологов, консультантов Телефона Доверия государственного автономного учреждения Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи на месте происшествия, куда они выезжали по звонку Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан являлась выполнение базовых функций: – практическая: непосредственное оказание скорой психологической и (при необходимости) доврачебной медицинской помощи населению; – координационная: обеспечение связей и взаимодействия со специализированными службами. Поэтому бригада психологов Центра осуществляла содействие в ликвидации последствий, а именно, оказывала психологическую помощь населению, дежурила на телефоне доверия МЧС, а также был проведен ряд организационных мероприятий по сбору психологов социально-психологических центров и служб иных ведомств для оказания наиболее полного психологического сопровождения населения, оказавшегося в чрезвычайной ситуации. Более 50 психологов социально-психологических центров и служб, находящихся в ведении Министерства молодежной политики и спорта РБ и Министерства образования РБ, было задействовано для ликвидации посттравматических стрессовых расстройств. За период введенного чрезвычайного положения только специалисты Центра осуществили: - психологическую помощь и поддержку пострадавших – 150 человек, - работа по горячей линии МЧС – 113 человек. В настоящее время проводятся приемы по реабилитации граждан на базе центра, перенесших психологическую травму, вследствие вышеуказанной чрезвычайной ситуации. К сожалению, в республике отсутствует отлаженная система оказания психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях центрами и службами различных ведомств. Мы предлагаем разработать проект системы оповещения служб и центров психологической помощи, на базе которых должны быть организованы мобильные группы для оказания экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Разработать критерии деятельности данных групп, определить координирующий орган, закрепить транспортное средство за мобильными группами, создать совет из числа специалистов различных ведомств по работе в чрезвычайных ситуациях. Организацию системы оказания психологической помощи населению в чрезвычайных ситуациях утвердить постановлением Правительства Республики Башкортостан. В свою очередь наш центр готов оказать помощь в обучении специалистов вышеуказанных групп.Мы предлагаем в резолюцию конференции следующие пункты:МЧС РБ организовать Совет по межведомственному взаимодействию в случаях ЧС, разработать положение по данному Совету и схему межведомственного взаимодействия в случае ЧС,Просить Правительство РБ утвердить вышеназванный СоветВо всех муниципальных образованиях Распоряжением главы Администрации сформировать мобильные группы экстренного реагирования (психологов и психотерапевтов) для работы в условиях ЧС. Данные с контактными телефонами руководителей групп должны постоянно обновляться и находиться в Главном управлении МЧС России по РБ.Определить схему вызова мобильных групп психологов экстренного реагирования, сформированных в центрах и службах психологической помощи различных ведомств, утвержденных внутренними приказами учреждений.МЧС и ГАУ РЦСППСДМ провести обучение специалистов (психологов, психотерапевтов…) по оказанию психологической помощи населению в случае чрезвычайной ситуации.МЧС разработать и утвердить эскиз единой формы или знаков отличия для специалистов – психологов, работающих во время ЧС.Закрепить за мобильными группами автотранспортные средства, в которых можно было оказывать первую психологическую помощь в полевых условиях.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Волосы и ногти
Реферат Характеристика и классификация столовой посуды
Реферат Оптические инструменты
Реферат Операция Pierce Arrow
Реферат 2. в рамках подготовки к празднованию 300-летнего юбилея Михаила Васильевича Ломоносова 3
Реферат Пролапс митрального клапана
Реферат Color Purple Essay Research Paper The intensively
Реферат Принципи державного упрувління за Максом Вебером
Реферат Оценка экологического состояния реки Клязьма методом биоиндикации
Реферат Особливості фізичної діяльності людини
Реферат Using Study Guides As A Teachin Aid
Реферат Програма соціологічного дослідження на тему Ставлення населення до реклами на телебаченні та її
Реферат Василий II Васильевич Темный
Реферат Итальянский, швейцарский походы Суворова Внешняя политика царствования Павла 1 в 1800-начале 1801 г.
Реферат История развития и разработки операционной системы Linux