Контрольнаяработа по дисциплине:
Социальнаяпедагогика
Тема: Особенностиработы социального педагога в учреждениях реабилитации детей с ограниченнымивозможностями здоровья
Содержание
Введение
1. Личность специалиста по социальной реабилитациидетей с ограниченными возможностям здоровья
2. Профессиональная компетентность специалистапо социальной реабилитации детей с ограниченнымивозможностями здоровья
3. Морально-этические аспекты в работе специалиста по социальнойреабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Вывод
Списокиспользованной литературы
Введение
Проблема обучения, воспитанияи реабилитации детей-инвалидов на сегодняшний день остается сложной.Сказывается теоретическая ограниченность подходов к развитию специальногообразования, имевшая место в прошлом по идеологическим соображениям. По этойпричине забыты прогрессивные научные взгляды на личность ребенка с нарушениемразвития, разработанные в 20—30-е годы и успешно используемые в зарубежнойпрактике. Не пошло на пользу игнорирование опыта по социальной реабилитациитаких детей в других странах, особенно в капиталистических. К сдерживаниюпоиска и обоснования новых форм в реабилитации детей-инвалидов привелаодносторонняя ориентация на их обучение, в основном, в специализированныхучреждениях. В результате приходится констатировать, что сегодня в Россиитеория обучения детей с отклонениями в развитии значительно отстает отпрактики.
Чтобы преодолетьнегативные тенденции в подготовке названной категории детей к интеграции вобщество, требуется разработка новых теоретических подходов к их обучению,воспитанию и организации всей жизнедеятельности, вытекающих из глубокогоанализа современных проблем специального образования как в нашей стране, так иза рубежом. Причем, эта задача должна решаться с учетом всего комплексамедицинских, педагогических, экономических, социальных,социально-психологических и других проблем, касающихся социальной защитыдетей-инвалидов, их обучения, воспитания, реабилитации и адаптации в социальнуюсреду, а также изменившихся социально-экономических условий жизни общества.
Важное место вкомплексе названных составляющих компонентов подготовки детей-инвалидов кинтеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации.
Социально-реабилитационнаядеятельность — сравнительно новая область профессиональной деятельности,возникшая как одно из направлений в системе комплексной реабилитации детей сотклонениями в развитии. Основная ее задача — обеспечить подготовку таких детейк полноценной жизни в обществе.
Ребенок с ограниченнымивозможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлятьформированием его личности, требуются глубокие знания психологическихзакономерностей, объясняющих специфику развития ребенка на всех возрастныхэтапах. Названные закономерности изучает психология. Следовательно, психологияпо отношению к социальной реабилитации детей с ограниченными возможностямивыступает как дисциплина, составляющая ее научную основу. Без учетазакономерностей психического и личностного развития ребенкасоциально-реабилитационная деятельность будет представлять лишь свод правил иприемов, лишенных конкретного содержания.
1. Личность специалиста по социальнойреабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Деятельностьспециалиста, занимающегося социальной реабилитацией, включает в себя двеосновные характеристики: объективную и субъективную, являющиеся необходимымипредпосылками эффективности его труда. К объективным характеристикам относятсязнания и умения, которыми он обладает, а также результаты социальнойреабилитации, то есть те изменения в психическом и личностном развитии, которыевозникают под влиянием реабилитационных воздействий. К субъективным — еголичностные особенности.
Чтобыуспешно реализовать цели социальной реабилитации ребенка с ограниченнымивозможностями, специалист по социальной реабилитации должен обладать глубокимии разносторонними знаниями. В этой связи ему необходимы:
— знания обособенностях развития человека как личности;
— знания обосновных тенденциях общественного развития и требованиях, предъявляемыхобществом к человеку. Знание особенностей общественного развития позволяетреально определять характер и содержание социально-реабилитационнойдеятельности, ее цели и задачи по формированию личности ребенка;
— знаниявозрастных и индивидуальных особенностей психического и личностного развитияребенка как в норме, так ив патологии;
— знанияособенностей межличностных отношений и их влияние на развитие личности;
— знаниясобственно социально-реабилитационных технологий, обладание практическимопытом, мастерством и интуицией.
Специалиступо социальной реабилитации надо научиться пользоваться этими знаниями напрактике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения.
Социально-реабилитационнаяработа нередко требует быстрой оценки сложившейся ситуации и срочноговмешательства специалиста. На помощь в этом случае может прийтиинтуиция, представляющая собой сплав опыта и высокихличностных качеств.
Вместе стем профессиональные знания, умения и навыки в работе с детьми, имеющимиограниченные возможности, не могут сами по себе решать цели и задачи социальнойреабилитации. Они выступают лишь необходимыми условиями. Решающее же значение,как показывает практика, оказывают личностные качества в совокупности сглубокими знаниями и умениями в области социальной реабилитации.
Специалистпо социальной реабилитации, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченныевозможности, выступает в нескольких ролях: воспитателя, родителя, учителя.Поэтому он должен обладать качествами, которые были бы присущи как заботливымродителям, так и специалистам разных профилей: педагогам, психологам,психотерапевтам и др.
Какзаботливый родитель специалист по социальнойреабилитации должен быть способным взять на себя роль отца или, матери, уметьсоздавать для ребенка специфический микроклимат, комфорт взаимоотношений,присущий семейному воспитанию. Он должен находить радость в общении с ребенком,жить его жизнью, радоваться вместе с ним его успехам. Он должен нести ребенкулюбовь и ласку, так недостающую ему в отсутствие родителей. Его должноволновать будущее ребенка так же, как если бы это был бы его собственныйребенок.
Какпсихолог он должен понимать и знать себя и другихлюдей, знать психологию ребенка с учетом специфики первичных и вторичныхнарушений. Чтобы быть грамотным психологом, он должен иметь необходимуюпсихологическую подготовку, в результате которой должна сформироватьсяопределенная психологическая культура, психологическая компетентность как всоциально-реабилитационной работе, так и в деле пропаганды и просвещенияобщества о важности задач социальной работы. Овладеть психологической культурой— значит проявлять постоянную заботу о своем психическом здоровье и психическомздоровье своих воспитанников, стремиться к познанию самого себя, других людей,оптимальных стереотипов поведения и общения.
Как педагогспециалист по социальной реабилитации должен умело использоватьформы и методы воспитательного воздействия, различныесоциально-реабилитационные технологии, хорошо знать цели, функцииучебно-воспитательного процесса, владеть педагогической этикой и педагогическимтактом.Как психотерапевт ондолжен уметь снимать у детей и подростков стрессы и дисстресы, дискомфортныесостояния, детские страхи, уметь организовывать психологическую поддержкуребенка.
Ксубъективным характеристикам личности специалиста по социальной реабилитацииможно отнести: мотивационную направленность, характер, способности, психическиесостояния, уровень развития основных психических функций (воли, интеллекта,речи и др.), а также интегральные характеристики, объединяющие многообразные еесвойства. В их числе: самооценка и индивидуальный стиль деятельности и общения.
Важнейшимличностным качеством специалиста по социальной реабилитации является его мотивационнаянаправленность на профессию. Устойчивая профессиональная направленность — этостремление стать, быть и оставаться специалистом в данной области. Она помогаетему преодолевать препятствия и трудности в своей работе.
Большоезначение для работы с ребенком с ограниченными возможностями имеет наличие успециалиста по социальной реабилитации соответствующих способностей. Способностиобычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, влияющие на успешноевыполнение той или иной деятельности. Способности бывают общие и специальные.Выделяют две группы специальных способностей, необходимых для работы с детьми:перцептивно-рефлексивные способности, определяющие возможность постиженияиндивидуального своеобразия личности ребенка и понимание самого себя, ипроективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умениемвоздействовать на другого человека.
Перцептивно-рефлексивныеспособности включают способность к изучению другогочеловека, пониманию, сопереживанию, к оценке ситуации с его точки зрения.
Вуправленческие способности входит способностьвлиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом,используя мотивацию поведения.
Наотношения, складывающиеся у специалиста по социальной реабилитации с ребенком,существенно влияют особенности его характера.
Характер — это система устойчивых эмоциональных отношений к себе, другимлюдям, к труду, вещам, типичным ситуациям профессиональной деятельности исвязанных с ними профессиональных стереотипов поведения. Характерформируется на протяжении всей жизни, может менятьсяи зависит от направленности активности личности. Внешне характер проявляется вречевых реакциях. Выделяют следующие способы эмоционального реагирования наповедение детей:
а) посодержанию — оценочные (объективная или несправедливая оценка); защитные(проникновение в мотивы поступков ребенка, прощение или его оправдание);регулирующие (побуждение, запрещение, указание);
б) по эффективностии по отношению к цели — конструктивные (реально способствующие достижениюцели), псевдоконструктивные (создающие видимость участия в решении проблемы),деструктивные — являющиеся препятствием для выхода из определенной ситуации;
в) похарактеру активности — наступательные (оценка ребенка и себя, выявление позициидругого), рационализирующие (выявление положительных качеств и затруднений усебя и другого);
г) пофункции — мобилизующие (рекомендации ребенку, себе), успокаивающие (участие,примирение), провоцирующие (разоблачение другого, упрямство).
Специалиступо социальной реабилитации должны быть присущи альтруистические черты характераи эмпатия.
На спецификувзаимоотношений специалиста по социальной реабилитации с ребенком большоевлияние оказывают психические состояния.
2. Профессиональная компетентностьспециалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Компетенция(от лат. competere — добиваться, соответствовать, подходить). Профессиональнокомпетентным считается такой труд, в котором на высоком уровне выполняютсяфункциональные обязанности, используются специальные и общекультурные знания иумения, наиболее полно раскрываются профессиональные способности и личностныекачества, достигается высокий конечный результат.
Профессиональнуюкомпетентность иначе называют профессионализмом. Работа и качественнаяопределенность профессионала не сводятся к тому, что иногда заметно стороннемунаблюдателю. Зачастую не сведущему человеку трудно понять, почему профессионалв своей деятельности поступает так, а не иначе. Например, из каких побужденийврачи, дефектологи и др. лучшее время отдают больным детям? Почему онистремятся к тому, чтобы эти дети были более счастливы? Отвечая на эти вопросы,воспользуемся репортажем корреспондента «Литературной газеты» по Новосибирскойобласти И.А. Самаховой, которая, пытаясь понять, в чем секрет работы директорадошкольного центра социальной реабилитации А.И. Бороздина и его коллег ввоспитании, казалось бы, безнадежных детей, пишет:
«Нужно бытьненормальной или безумно любящей матерью, чтобы в этом диагнозе-приговоре (речьидет о болезни Дауна) уловить проблеск надежды. Вдруг да вернется где-тостранствующая душа в это искореженное тельце, не умеющее самостоятельно жеватьи передвигаться, а все желания и эмоции выражающее в нечеловечески высокомкрике.
Людямобъясняют, что их ребенок неизлечим и не обучаем, а они вместо того, чтобысмириться, подумать о доме инвалидов, год за годом странствуют по врачам,умоляя о «чуде». И явилось это чудо в образе добродушного невысокого крепыша сгривой седых волос, скромного учителя музыки. Я свидетель, как на улицеНовосибирского Академгородка встречные малыши с ходу бросаются ему на плечи своплем: «Алексей Иванович!». А больные ученики, глядя на его лицо, впервые вжизни пытаются улыбнуться.
То, чтопридумал и создал Алексей Иванович Бороздин, можно назвать школой искусств длясамых тяжелых детей-инвалидов. Здесь учатся петь, танцевать и рисовать те, ктопо началу не мог говорить, ходить, отличить мячик от зайчика...
… Получается,что специалисты не добиваются подобных результатов потому, что находятся вплену профессиональных представлений о возможностях больного ребенка?
… Ну, ародители, самые любящие и заинтересованные люди, — почему они не могутсамостоятельно развивать своих детей?
— Семьитратят основные усилия на то, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью…В школу не матери приводят своих детей, а какие-то серые тени, на которыхнельзя смотреть без содрогания. Здесь, среди своих, они постепенно отходят,снова превращаются в женщин, даже начинают улыбаться. Хотя бы ради этого стоитработать.
Бороздину иего коллегам задают вопрос: ради чего они несут свой добровольный крест, несулящий им ни особых благ, ни почестей, ни удовлетворения? Ведь больные детиникогда не станут полноценными людьми...
— Говорятеще, что из нормальных детей мы могли бы воспитывать гениев, — вздыхаетБороздин. Но у здоровых детей всегда есть возможности для развития. А нашиученики вот уж точно без нас не обойдутся. Если ребенок был практическирастением, а после занятий достигнет уровня пятилетнего и навсегда останется нанем, это много или мало? Думаю, не только родители, но и общество в целом можетпочувствовать разницу. Больных детей миллионы, а по прогнозам, к сожалению, ихбудет рождаться все больше и больше. И нам с ними жить».
Описаннаяситуация свидетельствует о том, что профессиональная компетентность нечто большее,чем только знания. Благородные мотивы и побуждения заставляют человека работатьсамозабвенно. Иначе говоря, профессионал не только владеет специфическимитонкостями своей профессии, но он хочет, может и способен на большее.
Что жехарактерно для профессиональной компетентности специалиста по социальнойреабилитации?
Опираясь наисследования А.К. Марковой, изучавшей профессиональную компетентность учителя,и анализ специфических особенностей труда специалиста по социальнойреабилитации, можно выделить пять компонентов (блоков),присущих профессиональной компетентности всоциально-реабилитационной деятельности:
1) наличиеопыта эффективной практической деятельности в области социальной реабилитациилиц с ограниченными возможностями здоровья;
2) профессиональныеспециальные и психологические знания, навыки и умения в области социальнойреабилитации детей с ограниченными возможностями;
3)профессиональныепсихологические позиции, установки, психологическая компетентность;
4)личностныеособенности, обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями;
5) результатытруда, т. е. те изменения в психическом и личностном развитии детей, которыевозникают под влиянием деятельности специалиста по реабилитации.
Названныекомпоненты являются не только психологическими предпосылками профессиональнойкомпетентности, но и наработками, которые совершенствуются в ходе практическойдеятельности специалиста, занимающегося социальной реабилитацией.
Специалистпо социальный реабилитации должен обладать также знаниями, умениями и навыками,которые позволят ему выполнять следующие действия:
1. Оцениватьсоциальную ситуацию развития, в которой оказался ребенок с ограниченнымивозможностями, определять ее положительные и негативные воздействия на егоразвитие и при необходимости оказывать помощь в выборе средств, форм илидетских специализированных учреждений, необходимых для нормального развитиятакого ребенка.
2. Организовыватьвзаимодействие различных специалистов: врачей, дефектологов,педагогов-предметников и других с целью разработки и реализации единойстратегии и тактики использования реабилитационных технологий, общих требованийи подходов в целенаправленном развитии личности ребенка.
3. Разрабатыватьна основе исходной медицинской и психологической информации индивидуальныепланы социальной реабилитации ребенка-инвалида с учетом специфическихособенностей развития и последствий инвалидности и обеспечивать их выполнение.
4.Реализовывать на практике основные направления, подходы и технологии социальнойреабилитации и прогнозировать последствия их применения, создавать оптимальныеситуации и условия для наиболее эффективного течения социальной реабилитацииребенка с ограниченными возможностями в зависимости от характера инвалидности иее последствий.
5. Получатьс помощью психодиагностических и других средств обратную информацию орезультатах социально-реабилитационных воздействий на психическое и личностноеразвитие ребенка и использовать данную информацию для выбора адекватныхрешений.
6. Выполнятьпрофилактические функции. В этих целях формировать у детей общую,педагогическую и психологическую культуру, желание применятьсанитарно-гигиенические знания, знания по психологии и педагогике в интересахсобственного развития с учетом каждого возрастного этапа.
3. Морально-этические аспектыв работе специалиста по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
В любомобществе действия и поступки людей должны отвечать требованиям соответствующихсоциальных законов. Функцию такого согласования выполняет мораль.
Мораль илинравственность (лат. mores — нравы) — формаобщественного сознания, в которой отражаются и закрепляются этические качествасоциальной действительности (благо, добро, справедливость, зло и т. д.). Моральпредставляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей,определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу.
Мораль —объект изучения такой науки, как этика. Термин «этика» введен Аристотелем дляобозначения учения о нравственности. В этике различают два рода проблем:собственно теоретические вопросы о происхождении сущности морали и вопросы отом, как должен поступать человек во взаимоотношениях с людьми, или«нормативная этика». В данном случае нас интересует нормативный аспект этики.
Нормативнаяэтика рассматривает проблемы смысла жизни, сущность добра и зла, содержаниенравственного долга, обосновывает принципы и нормы морали. Она также являетсяосновой профессиональной позиции человека и его взаимоотношений с людьми,складывающихся в любой профессиональной деятельности.
Нравственноесознание — это осознание людьми норм своегоповедения, характера взаимоотношений в обществе, ценностей и качествсобственной личности. Оно закрепляется в соответствующих взглядах, идеях,представлениях, традициях, привычках и функционирует в единстве общественного ииндивидуального сознания.
Еслиобщественное сознание дает обобщенное представление о морали как общественномявлении, то в индивидуально-нравственном сознании отражается социальнаяситуация развития, в которой оказался конкретный человек. Онопредставляет собой совокупность взглядов личности нато, что такое добро и зло, в чем смысл и цель жизни, что такое счастье,справедливость, совесть, честь и достоинство, нравственный идеал, какиетребования, нормы и правила поведения существуют в обществе, какованравственная ценность тех или иных качеств личности и поступков.
Нравственнаядеятельность специалиста по социальнойреабилитации представляет собой совокупность практических действий и поступков,направленных на повышение собственной профессиональной культуры, а также нареализацию установок, целей и задач формирования полноценной личности ребенка сограничениями жизнедеятельности, способной успешно адаптироваться в сложноммире социальных отношений. Достижение этой цели иопределяет нравственную деятельность специалиста по социальной реабилитации.
Эффективностьсоциально-реабилитационного процесса во многом зависит от того, как сложилисьнравственные отношения между специалистом по социальной реабилитации и другимисубъектами реабилитационного процесса: ребенком, родителями ребенка,специалистами различных профилей.
Нравственныеотношения — это реальные отношения между людьми,действующие на основе моральных норм. Нравственные отношения между специалистомпо социальной реабилитации и ребенком выполняют несколько функций: с однойстороны, это метод воздействия на ребенка, с другой — условия для организацииэффективного социально-реабилитационного процесса, с третьей, они имеютсоциальную ценность. От уровня нравственных отношений междуспециалистом по социальной реабилитации и ребенком вомногом зависит отношение ребенка к опыту старшего поколения, который предстаетперед ним в его образе.
Взаимодействиеспециалиста по социальной реабилитации с ребенком происходит посредствомобщения в различных видах совместной деятельности и отношений. Чаще всего этопроисходит в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, накоррекционных и развивающих занятиях. Его общение с ребенком в процессе всехформ взаимодействия и отношений должно быть эмоционально комфортным и личноразвивающим. Важно создать такую обстановку теплоты и доверительности, когдаребенок естественно включается в различные отношения
Основнымсредством воздействия и обращения к ребенку является слово. В психологиивыделены следующие группы наиболее часто употребляемых словесных воздействий:
—организующее воздействие (инструктирование, распоряжение, наставление,побуждение и др.);
—оценивающее воздействие (с положительным знаком — похвала, с отрицательнымзнаком — критические замечания, оценки);
—дисциплинирующее воздействие (замечание -7" вопрос — замечание —утверждение, повышение голоса, и др.).
Нарезультаты социальной реабилитации детей и комфортность их поведениясущественное влияние оказывают особенности стилей взаимодействия с ними. Вчисле основных стилей педагогическогоруководства (по данным Е.Я. Захаровой) выделяют: демократический стиль,авторитарный, конформный и индифферентный.
Оченьважно, чтобы специалист по социальной реабилитации обладал педагогическимтактом.
Педагогическийтакт — это чувство разумной меры на основесоотнесения задач, условий и возможностей участников общения. Такт есть выбортакой меры воздействия, которая основана на отношении к личности ребенка как кглавной ценности.
Итак,взаимоотношения специалиста по социальной реабилитации с детьми, имеющимиограничения жизнедеятельности, должны основываться на соблюдении определенныхморальных норм. В числе таких норм можно назвать:
— неследует вспоминать о дефекте и произносить его в присутствии ребенка. При любыхобстоятельствах нужно уважать чувство собственного достоинства каждого своеговоспитанника и формировать это чувство;
— основнымрегулятором нравственных отношений является справедливая оценка поступков идействий ребенка. Необходимо быть требовательным по отношению к ребенку, нотребовательность должна быть доброжелательной, сочетающейся с уважениемличности ребенка;
— к ребенкуследует предъявлять посильные требования и не допускать слепого подчинения этимтребованиям, бороться против рабской покорности ребенка во взаимоотношениях слюдьми;
— нравственныеотношения не могут строиться на черствости и равнодушии, тем более нажестокости. Необходимо учить детей чувствовать чужое горе, сопереживать,откликаться на него, несмотря на трудности, которые могут быть у ребенка сограниченными возможностями;
— ребенок сограниченными возможностями нуждается в помощи взрослого, особенно когда емутрудно. Оказать ее — одна изморальных норм, регулирующих отношения между взрослым и ребенком;
— следуетоберегать воспитанников от вербальной агрессии здоровых сверстников, научить ихделать это самостоятельно, используя специальные приемы;
— нельзяделить своих воспитанников на любимых и нелюбимых. Гнев по поводу неблаговидныхпоступков детей не должен перерастать в антипатию по отношению к ним;
—необходимо поощрять инициативу детей, не захваливать инициативных, не порождатьзазнайство у одних и подрывать веру у других, в каждом ребенке находитьположительные черты и в своей работе опираться на них;
— в общенийс детьми следует находить нужный тон, всю социально-реабилитационнуюдеятельность строить только с учетом индивидуального подхода, развивать у детейспособность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении одобре и зле;
—нравственные позиции взрослого должны быть ясными и совершенно очевидными длявоспитанников и подкрепляться его трудовой деятельностью и образом жизни.
Нравственныеотношения необходимы не только во взаимодействии с детьми, но и с коллективомспециалистов, участвующих в реабилитационном процессе. Кроме специалиста посоциальной реабилитации, с ребенком, имеющим ограничения жизнедеятельности,взаимодействуют врачи, коррекционные педагоги, логопеды, воспитатели, учителя идругие специалисты.
Вывод
Поэтомувопрос о системе нравственных отношений в специализированном коллективеявляется чрезвычайно важным. Процесс реабилитации ребенка с ограниченнымивозможностями предполагает высокое чувство ответственности каждого его члена засудьбу ребенка, что проявляется в единстве требований и действий по отношению кнему. Единство требований всех участников реабилитационного процесса может бытьобеспечено лишь при условии согласия всех членов коллектива специалистов схарактером, содержанием и формой этих требований.
Коллективреабилитационного учреждения контролирует и направляет деятельность специалистапо социальной реабилитации, предъявляяк нему определенные требования в виде оценок, мнений о его деятельности.Свободное принятие требований своих коллег возможно в таком коллективе, гдеразумно совмещены свобода деятельности с дисциплиной, творческая активность сподчинением. Только в творческой атмосфере взаимопомощи можно чувствовать себяуверенным и активно решать поставленные задачи.
Взаимопомощьи взаимодействие в реабилитационном коллективе являются одним из определяющихусловий профессионального роста и нормального развития нравственных отношений.В этой связи чрезвычайно важен постоянный обмен информацией о прочитанном впедагогической, психологической и специальной литературе. Однако необходимо,чтобы члены коллектива испытывали потребность в таком обмене, умели ценитькаждое новое достижение своего коллеги, понимали друг друга с полуслова.
Чрезвычайноважной морально-этической проблемой являются отношения специалиста посоциальной реабилитации с семьей ребенка. Их нельзя рассматривать как полноевзаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на решение ими одних итех же задач. Конфликты между родителями и специалистом по социальной реабилитациимогут возникать из-за низкой педагогической культуры родителей, бестактностисамого специалиста, разночтения задач социальной реабилитации и т. д.
Нравственныеотношения в системе реабилитационной деятельности — непременное условиеуспешной организации взаимодействия с ребенком в реабилитационном процессе. Ониспособствуют формированию благоприятного морально-психологического климата вовзаимоотношениях с другими его участниками, определению единых подходов ввоспитании ребенка и соблюдению единства требований по созданию условийразвития его как личности, способной к интеграции в социальную среду.
Литература
1.Акатов Л.И. Социальная реабилитациядетей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. — 368 с.
2. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. М.,1997.
3. Маркова АЛ. Психология труда учителя. М., 1993.
4. Самахова И.А. Не смейтесь над Дауном! Он человек, хотя поройбез биополя // Возможности реабилитации детей с умственными и физическимиограничениями средствами образования. М., 1995, — С.346.
5. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта.Саратов, 1972.
6. Якунин ВА. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб.,1998.
7.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями.Учебный план и программы по специализации / Под ред. А.Г. Пашкова и Н.С.Степашова. Курск, 1996.