Введение
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!».Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности — Василия Александровича Сухомлинского — можно было бы поставить эпиграфом ковсему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики,обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что«сила и возможности воспитания неисчерпаемы.» Воспитание точно отражает жизнь,и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.
Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает всеболее пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности какв нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная импедагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскимиидеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования ивоспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитииотечественной педагогической мысли.
Внешне биография В.А.Сухомлинского мало чем отличается отбиографий многих его сверстников и современников. Родился Василий Александрович28 сентября 1918 года в селе Васильевке на Херсонщине (теперь Кировоградскаяобласть). Здесь прошли его детство и юность.
Отец Сухомлинского был крестьянин, пахарь, плотник. Детиего, все четверо молодых Сухомлинских — три брата и сестра — стали учителями,все преподавали родной украинский язык и литературу. Летом 1933 года матьпроводила младшего сына Василия в Кременчуг. Сначала Сухомлинский подался былов медицинский техникум, но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочнозакончил его и был принят в педагогический институт. На дневном отделенииучился Сухомлинский всего два года, в 1935 г., 17 лет от роду, он стал учителемзаочной школы недалеко от родного села. Перевелся в Полтавский педагогическийзаочником и закончил его в 1939 году. Так получилось, что в список окончившихПолтавский педагогический институт, в котором уже было имя Макаренко, вошло имяСухомлинского. Именно Полтавскому педагогическому институту Сухомлинский обязанзнаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуреобщения, стремлению к вечному научному поиску. В стенах этого института оностанется навсегда. Одна из самых светлых, уютных аудиторий в старом корпусе института, в том самом, гдекогда-то учился скромный юноша Василий Сухомлинский, носит теперь его имя.Здесь же открыт небольшой мемориальный музей, освещающий его жизнь идеятельность. В 1982 году на здании института им. В.Г.Короленко установленамемориальная доска памяти В.А, Сухомлинского.
Окончив институт, Сухомлинский возвращается в родные местаи работает преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской среднейшколе. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Первое боевое крещение ипервое ранение получил под Смоленском. В январе 1942 года младший политрукСухомлинский был тяжело ранен, защищая Москву. Только чудом остался жив.Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После долгого лечения в госпиталена Урале он просился на фронт, однако комиссия не могла признать его дажеограничено годным. Его назначили директором средней школы в Уфе. Как толькородные места были освобождены, он вернулся на родину и стал заведующим райно.
Однако уже в 1947 году Сухомлинский попросился обратно вшколу. В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директором Павлышевской среднейшколы и бессменно руководит ею в течение 22 лет до конца своих дней. В 1948году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годывойны, знаменитой ее сделал Сухомлинский.
Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобысформулировать его мировоззренческие принципы, сложились педагогическиеубеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалосьбы, наступило время расцвета его духовных сил и таланта, пришло 2 сентября 1970года и В.А.Сухомлинского не стало.
За свой педагогический труд он был награжден двумяорденами Ленина, многими медалями Союза ССР. С 1958 года Сухомлинский — член-корреспондент Академии педагогическихнаук РСФСР, с 1958г. Заслуженный учитель УССР. В 1968 году ему было присвоенозвание Героя Социалистического труда. В том же году он был избранчленом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. В.А.Сухомлинский — автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общийтираж его книг составляет около 4 млн. Экземпляров на различных языках народовнашей страны и мира. В апреле 1970 года он закончил работу «Проблемы воспитаниявсесторонне развитой личности» — доклад для защиты докторской диссертации посовокупности работ. Все труды Сухомлинского дают убедительноепредставление не только оразносторонности педагогических подходов Сухомлинского, но и о цельности всегоего педагогического мышления, той цельности, что подобна монолиту, из которогоневозможно изъять ни одной части, не нарушив единства этого сплава.Отношение к ребенку
В.А.Сухомлинский — достойный наследник гуманистическойтрадиции. В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний былопедагогическим принципом всего педагогического коллектива. НаказаниеСухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В средепедагогов, — отмечал Сухомлинский, — можно нередко услышать разговоры опоощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и самое сильноенаказание в педагогическом труде — это оценка».
Во-первых, В.А.Сухомлинский считал, что правомпользоваться острым инструментом оценки имеет только тот педагог, который любитдетей. Учитель должен быть для ребенка таким же дорогим человеком, как мать.Вера школьника в учителя, взаимное доверие между ними, человечность и доброта — вот то, что необходимо воспитателю, то что хотят видеть дети в своемнаставнике. Одно из самых ценных его качеств — человечность, в которойсочетается сердечная доброта с мудрой строгостью родителей.
Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания,Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старшихклассов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больноранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобыребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего двойку,потерял веру в себя. Дети приходят в школу самые разные: собранные инесобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и тугодумы,неряшливые и аккуратные. Едины они в одном. Все дети без исключения приходят впервый класс с искренним желанием хорошо учиться. Красивое человеческое желание- хорошо учиться — озаряет весь смысл школьной жизни детей.
Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, этовознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание».Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научиться». Сознание ребенка — могучая, но медленная река, и у каждого онаимеет свою скорость.
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям нетребовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «нечувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувствонеполноценности».
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школуродителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, а тогда,когда он совершает что-то хорошее. Пусть не- значительный на первый на первыйвзгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать инепременно написать в дневнике.
Система воспитания, в основе которой лежит оценка толькоположительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, кпоявлению «трудных» подростков.
Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психикуребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, чторебенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менеестрашно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании было быневерным делать вывод о том, что В.А.Сухомлинский вообще отрицал воспитательнуюроль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае,- считал Сухомлинский, — когда он создается в совместной творческой деятельности,в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально,развивающем интересы и способности». И при этом надо помнить, что подлинныйколлектив формируется лишь там, где есть опытный, любящий детей педагог. Ватмосфере сердечности, доброжелательности у детей растет стремление стать лучшене на показ, не для того, чтобы тебя похвалили, а из внутренней потребностичувствовать уважение окружающих, не уронить в их глазах своего достоинства.
«Воспитание без наказания — это не узко школьное дело, — говорил В.А.Сухомлинский. — Это одна из важнейших проблем… переустройстваобщества, его тончайших и сложнейших сфер — человеческого сознания, поведения,взаимоотношений». И еще один актуальный вывод должны мы усвоить, рассматриваявопрос о сознательной дисциплине. Для В.А.Сухомлинского не было дилеммы:личность или коллектив. Это две грани, две стороны единого человеческого бытия.Нет и не может быть воспитания личностивне коллектива, точно так же, как не может быть «абстрактного» коллектива безличностей.
Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моегооппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системевоспитательной работы...
Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можновоспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовоммасштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитаниебез наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать безнаказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… — воспитывайте детей без наказаний».Воспитание человеческих потребностей
Потребности — великий двигатель человеческой истории,человеческой личности. О первичных, материальных потребностях ВасилийАлександрович помнил всегда. В письме к сыну, рассказывая о годах своей юности,вспоминая тяжелые 30-е года, Сухомлинский замечал: «Трудно, очень трудно…овладевать знаниями, когда в желудке пусто».
Пока люди живут в обществе, где удовлетворение их первыхжизненных потребностей зависит только от заработка, материальный стимул неможет потерять для них значения, и поэтому строить расчет только на моральныхстимулах значило бы отрываться от жизни. В нашей литературе еще можно встретитьнегативное отношение к той роли и значению материальных потребностей, которуюони играют в жизни людей. Стремление человека к материальному благополучию,улучшению жилищных условий и т. д. Иногда считается чем-то недостойным, постыдным, тем более если речь идето работнике науки, искусства или педагогики.
Для Василия Александровича это не было чем-то постыдным.Воспитание культуры потребностей — очень важная проблема всестороннего развитияличности. Задача заключается не только втом, чтобы воспитать разносторонние материальные и духовные потребности.Значительно сложнее добиться гармонического развития материальных и духовныхпотребностей, и особенно того, чтобы в жизни человека была деятельность,направленная на становление и удовлетворение потребностей высшего порядка — потребностей духовных. Многолетняя педагогическая деятельность приводитВ.А.Сухомлинского к оптимистическому убеждению, что материальные запросы далеконе всегда ставятся молодежью на первый план.
Таким образом, В.А.Сухомлинский, не отрицая важностиматериальных потребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иногопорядка, понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из такихпотребностей — потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной иограниченной, если бы у него не было неугасаемой жажды познания, желаниясегодня знать больше, чем знал вчера. В самой глубине человеческого существаесть неискоренимая потребность чувствовать себя открывателем, исследователемприроды и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна.В.А.Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянноподдерживать, усугублять желание детей быть открывателями, реализуя и развиваяэто природное начало специальными приемами и методами. Эти приемы и методыдолжны воодушевлять человека, делать мысль более пытливой, раскрепощатьвнутренние силы. Чувствование силы знаний, возвышающей человека, — оченьсильный стимул интереса к знанию. «Еще Аристотель, — писал Сухомлинский, — отмечал, что мышление начинается с удивления, то есть побуждением к познаниюможет быть само познание как открытие неизвестного, результат — «естественнымпродуктом жизнедеятельности».
Направленность личности человека, его устремлений зависитво многом от окружающей действительности, духовности общества, характера, целейи средств воспитания и образования. В.А.Сухомлинский хорошо это понимал. И онне ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностейпознания. Высшей потребностью человека он считал «потребность человека вчеловеке как носителе духовных ценностей; возникновение, развитие этойпотребности на основе духовной общности людей, их стремления обладанию духовными ценностями». Поэтому главная задача народного учителя, помнению Сухомлинского, сделать так, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность вдругом человеке.
Материальные потребности, потребность в познании, и,наконец, потребность в другом человеке, в общении с другими людьми — таковаиерархия потребностей. Которая хорошо прослеживается в работахВ.А.Сухомлинского по мере развития его философско-педагогических взглядов.Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческоеобщение и духовное обогащение были источниками полноты и многогранности.
В возвышении потребностей видел Сухомлинский путь крешению многих проблем, в том числе и тех, что так остры сегодня. Культурный человек терпим к к людям другихнациональностей, к инакомыслию, не агрессивен. И потому чем богаче и полнееудовлетворяются материальные потребности, тем тоньше должна быть человеческаянатура, тем острее она должна воспринимать мир, душевное состояние другихлюдей. Без такого утонченного восприятия вряд ли достижима главная цельвоспитания и развития — человеческое счастье.К прекрасному через прекрасное
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Стого времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда онзасмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самогосебя. Человек постиг красоту... Красотасуществует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком,им постигается, живет в его душе...». Мир, окружающий человека, — это, преждевсего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.В природе вечный источник прекрасного.
Опираясь на понимание прекрасного как природного начала,которое существует независимо от человека, Но отражается его познанием,В.А.Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по егомнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетическоговоспитания талантливый педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидевпрекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащаютчеловека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрениебазируется не только на сумме знаний, но и на нравственно- эстетическом,эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
В.А.Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяетсяразвитием эмоционально-чувственной сферы.
Столь же большое значение в эстетическом воспитанииСухомлинский придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраиваетструны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, пробуждаячувство прекрасного и доброго. «Как вживом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающегомира. Но мелодия, — пишет В.А.Сухомлинский, — доносит до детской души не толькокрасоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие идостоинство. В минуты наслаждениямузыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек».
Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегдаиспользовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Преждевсего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, гденачинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитаниине может быть и речи. Заплаканный ребенок или расстроенный чем-то школьник невоспринимает уже ничего, даже самого трижды распрекрасного, которое его будетокружать и предлагаться. Прекрасное только тогда может восприниматься и бытьпрекрасным, когда ребенок эмоционально подготовлен к этому с замиранием сердца,с трепетом души ждет встречи с ним.
Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. «Тонкостьощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость,сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все этопостигается прежде всего в семье».
Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекраснымсуществом является мать. Мать — это не только тепло, уют, внимание. Это — мирсолнца, любви, добра, ласки, весь мир вруках матери. И от того, каков он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.
При недостатке материнского внимания развитие ребенкавсегда задерживается — психически, физически, интеллектуально, эмоционально.Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнскоговлияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения,которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культматери — это результат серьезных раздумий о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры.
«Учительская профессия, — писал Сухомлинский, — эточеловековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовныймир человека. Замечательная черта — постоянно открывать в человеке новое,изумляться новому, видеть человека в процессе его становления — один из техкорней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо убежден, чтоэтот корень закладывается в человеке еще в детстве и отрочестве, закладываетсяи в семье, и в школе. Он закладывается заботами старших — отца, матери,учителя, — которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения кчеловеку». Именно так формировался педагогический талант самого В.А.Сухомлинского, источник которого — любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так,чтобы не нужно было потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки.Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов ипричин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке — всю эту мудростьСухомлинский вынес из собственного детства.
Что лежит на поверхности, чаще всего не замечается.Казалось бы, чего проще, но мы, видимо, до настоящего времени не осознаем вполной мере роль того влияния, которое оказывает на формирование будущегочеловека обстановка в семье в раннем детском возрасте. А ведь то, какимвырастет человек, во многом определяется тем, кто держал ребенка на коленях,вел его за руку, пел песни и рассказывал сказки.Научные знания и знания человеческие
Труд и культура, вся жизнедеятельность современногочеловека с каждым годом все большезависят от уровня его духовности, нравственной позиции. Обучение не даетжелаемых результатов, если учитель ставит перед учеником на первое место цель:«Выучить, запомнить!». Чем в большей мере на первое место выдвигается этазадача, чем больше она захватывает внутренние силы ученика, тем дальше отходитна задний план задача нравственного воспитания. Вред зубрежки огромен — онаневольно уничтожает основные идеи учебного предмета. Уповать только наформальное заучивание готовых формул, на простое увеличение идейного илинравственного содержания в изучаемых предметах и тем самым надеяться, что мырешим все задачи по формированию всесторонне развитой личности, было бы слишкомбольшим упрощением. Подобное воспитание воздействует лишь на логическую, абстрактную системумышления, не затрагивая область чувства и эмоций человека.
Большая беда, считал Сухомлинский, если воспитатель неумеет выбирать из сокровищницы языка как раз те слова, которые необходимы,чтобы найти путь к сердцу ребенка, если в процессе воспитания норм морали инравственности мы не вызываем положительных эмоций, подобных тем, которыепоявляются у человека от соприкосновения с чем-то близким и дорогим. Словодолжно быть емким, иметь глубокий смысл, эмоциональную окраску, оно должнооставлять след в мыслях и душе воспитанника. Ведь если слова, пусть даже самые нужные и красивые, овысокой морали не вызывают эмоций, не волнуют, то они так и останутся пустымизвуками, благими пожеланиями. В том заключается мастерство воспитателя, чтобыразговор с воспитанником вызывал упоследнего собственные мысли, переживания, побуждая к активной деятельности.
В воспитательной работе важно и содержание материала, итон разговора, и время этого разговора, и внешний вид учителя, и манеры егоповедения. Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится ихличным достоянием лишь тогда, когда «мудрость воспитателя привлекает,одухотворяет воспитанников цельностью, красотой идейно-жизненных взглядов,морально-этических принципов». Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, еслиони не соответствуют нравственному убеждению воспитателя. Они презирают того,кто пытается выдать темное за светлое, прикрыть мрачное темными словами.Сухомлинский подчеркивал: «Корень многих бед воспитания как раз в том, чтозачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время, как это знамяникто не несет».
Именно в этом В.А.Сухомлинский видит высшее предназначениепедагога.Трудовое воспитание
Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворноевзаимовлияние физического и умственного труда: умны, образованный, культурныйчеловек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому оченьважным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективеи самого коллектива, Сухомлинский считал физический труд обязательным для всех.
Очень важным моментом в системе трудового воспитанияВ.А.Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболееполно и ярко раскрыть природные задаткии склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужнодумать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труддает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Этизадатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
Сущность гармонического развития личности Сухомлинскийвидит в неразрывной связи трудового воспитания с другими сторонами воспитания — нравственного, эстетического, интеллектуального, физического. К этому выводуВасилий Александрович пришел благодаря собственному труду.Заключение
«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить,кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческойжизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в делевоспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главноебыло в моей жизни? Без раздумий отвечаю:любовь к детям» — так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаюдетям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.
Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчество повторения себя вЧеловеке.
Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя иучащегося, — это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, этоважнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учениковдолжна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог — руководитель и наставник. Воспитания без дружбы с ребенком, без духовнойобщности с ним можно сравнить с блужданием в потемках.
В своем последнем напутствии выпускникам Павлышевскойсредней школы, уже смертельно больной, В.А.Сухомлинский так говорил юношам идевушкам, вступающим в жизнь: «Человеческой силе духа нет предела. Неттрудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливоперетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Большесего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когдапоявится мысль отступить, пойти по легкому пути».
В этих словах весь В.А.Сухомлинский — гуманист, мыслитель,педагог.Список литературы
1. РодчанинЕ. Г., Зязюн И. А. Об идеалах В.А.Сухомлинского., М., 1991
2. СухомлинскийВ. А. Не только разумом, но и сердцем… ., М., 1986
3. СухомлинскийВ. А. О воспитании., М., 1979.Содержание
TOC o «1-1» Ââåäåíèå… GOTOBUTTON _Toc419647435 PAGEREF _Toc419647435 2
Îòíîøåíèåê ðåáåíêó… GOTOBUTTON _Toc419647436 PAGEREF _Toc419647436 4
Âîñïèòàíèå÷åëîâå÷åñêèõïîòðåáíîñòåé… GOTOBUTTON _Toc419647437 PAGEREF _Toc419647437 6
Êïðåêðàñíîìó÷åðåçïðåêðàñíîå… GOTOBUTTON _Toc419647438 PAGEREF _Toc419647438 8
Íàó÷íûåçíàíèÿ èçíàíèÿ÷åëîâå÷åñêèå… GOTOBUTTON _Toc419647439 PAGEREF _Toc419647439 10
Òðóäîâîåâîñïèòàíèå… GOTOBUTTON _Toc419647440 PAGEREF _Toc419647440 11
Çàêëþ÷åíèå… GOTOBUTTON _Toc419647441 PAGEREF _Toc419647441 12
Ñïèñîêëèòåðàòóðû… GOTOBUTTON _Toc419647442 PAGEREF _Toc419647442 13
Ñîäåðæàíèå… GOTOBUTTON _Toc419647443 PAGEREF _Toc419647443 14
Îòäàâàòüäåòÿì äóøó èñåðäöå(òåçèñû)… GOTOBUTTON _Toc419647444 PAGEREF _Toc419647444 15Отдавать детям душу и сердце(тезисы)
Существует наука о воспитании — педагогика. Но воспитыватьчеловека — это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие,даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваеммы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудновспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смыслечеловеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считалиглавной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Чтосамое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» — такписал в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе некрасивый литературный оборот, а чистая правда.
А начиналось все так. Родился Василий Александрович всентябре 1918 года на Украине. Летом 1933 года поступил в медицинский техникум,но вскоре ушел оттуда, поступил на рабфак, досрочно закончил его и был принят впедагогический институт. Полтавскийпедагогический институт Сухомлинский закончил в 1939 году. Так получилось, чтов список окончивших Полтавский педагогический институт, в котором уже было имяМакаренко, вошло имя Сухомлинского. Окончив институт, работает преподавателемукраинского языка и литературы. В 1941 году добровольцем уходит на фронт. Вянваре 1948 года был тяжело ранен, защищая Москву.
В 1948 году В.А.Сухомлинский становится директоромПавлышевской средней школы и бессменно руководит ею в течение 22 лет. В 1948году это была обычная, рядовая школа, К тому же почти разрушенная за годывойны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский. Педагогу, как и философу, требуютсядесятилетия, чтобы сформулировать егомировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушлина это и у Сухомлинского. И вот, когда, казалось бы, наступило время расцветаего духовных сил и таланта, пришло 2сентября 1970 года и В.А.Сухомлинского не стало.
«Учительская профессия, — писал В.А.Сухомлинсский, — эточеловековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложныйдуховный мир человека. Замечательная черта — постоянно открывать в человекеновое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления — один изтех корней, которые питают призвание к педагогическому труду». Так формировалсяпедагогический талант самого Сухомлинского, источник которого — любовь к детям,глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно былопотом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детскимслабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей,чуткость, забота о ребенке — всю эту мудрость Василий Александрович вынес изсобственного детства.
«Каждый ребенок был миром — совершенно особым,уникальным», — записывает Сухомлинский слова, которые мы не раз слышали. Толькочеловек, для которого каждый ребенок на самом деле уникальны мир, только такойчеловек способен установить тонкие духовные отношения с ребенком, понимать его,чувствовать; только тот и способен воспитывать. «Я глубоко убежден, наиболее точнымопределением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстведуховной жизни воспитателя и воспитанников — в единстве их идеалов, стремлений,интересов, мыслей, переживаний», — пишет Сухомлинский.
Все, что мы называем воспитанием, есть великое творчествоотражения себя в Человеке.
Десятки, сотни нитей, связывающих учителя и учащегося, — это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условиедружбы, товарищества учителя и учащихся. Учителя и учеников должна объединять духовнаяобщность, при которой забывается, что педагог — руководитель и наставник.Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить сблужданием в потемках.
В Павлышевской средней школе воспитание без наказаний былопедагогическим принципом всего учительского коллектива. Оценка уВ.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а ненаказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка«может что-то не получаться, но придет время — научится».
Система воспитания, в основе которой лежит оценка толькоположительных результатов, чрезвычайно редко приводит к психическим срывам, кпоявлению «трудных» подростков.
«Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можновоспитывать только добром, только лаской, без наказаний… Если вы хотите, чтобы в нашей стране не былопреступников — воспитывайте детей без наказаний».
Потребности — великий двигатель человеческой истории,человеческой личности.
Воспитание культуры потребностей — очень важная проблемавсестороннего развития личности. Задача заключается не только в том, чтобывоспитать разносторонние материальные и духовные потребности. Значительно сложнее добитьсягармонического развития материальных и духовных потребностей, и особенно того,чтобы в жизни человека была деятельность, направленная на становление иудовлетворение потребностей высшего порядка — потребностей духовных.
В.А.Сухомлинский, не отрицая важности материальныхпотребностей, приоритет отдавал потребностям качественно иного порядка,понимая, что не хлебом единым жив человек. Первая из таких потребностей — потребность познания. Жизнь человека была бы мрачной и ограниченной, если бы унего не было неугасаемой жажды познания, желания сегодня знать больше, чем зналвчера. В само глубине человеческого существа есть неискоренимая потребностьчувствовать себя открывателем, исследователем природы и самого себя.Сухомлинский видел важную воспитательную задачу в том, чтобы постоянноподдерживать, углублять желание детей быть открывателями, реализуя и развиваяэто природное начало специальными приемами и методами. Направленность личностичеловека, его устремлений зависит во многом от окружающей действительности,духовности общества, характера, целей и средств воспитания и образования. Сухомлинскийне ограничивался анализом только материальных потребностей и потребностейпознания. Высшей потребностью он считал « потребность человека в человеке какносителе духовной общности людей, их стремления к обладанию духовнымиценностями». Поэтому главная задача учителя, по мнению Сухомлинского, сделатьтак, чтобы важнейшей необходимостью каждого воспитанника была его потребность вдругом человеке.
Материальные потребности, потребность в познании и,наконец, потребность в другом человеке, в общении с другими людьми — таковаиерархия потребностей, которые хорошо прослеживаются в работахВ.А.Сухомлинского по мере развития его философско-педагогических взглядов.
Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобывзаимное человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и многогранности.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Стого времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда онзасмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самогосебя. Человек постиг красоту... Красотасуществует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком,им постигается, живет в его душе... Мир,окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатствомявлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного.
Опираясь на понимание пр