КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Педагогика»
по теме: «Внеклассная работа политературе как средство личного развития»
Содержание
Введение
Глава 1. Роль внеклассного чтения,как одного из видов внеклассной работы по литературе в личностном развитиишкольников
Глава 2. Примеры внеклассной работыпо литературе
2.1 Сценарий урока по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
2.2 Сценарий уроков по романамписателей-фантастов
Заключение
Список литературы
Введение
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересен, бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
Я слышу тебя и иду за тобой,
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.
С тобою дорога моя далека
В любую страну и в любые века…
Н.Найдёнова
Ни для кого не секрет, что сегодня всё большее количество детейвырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случаеограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии – вялыми ималопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы всокращённом виде.
Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать приналичии желания её изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опуститьруки и смириться с тем, что телевизор, видеомагнитофон и компьютер замениликнигу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии.
Научившись читать самостоятельно и свободно (как правило, это происходитгодам к восьми), ребёнок оказывается перед собственным выбором: читать или нечитать?
Посмотрим, что же предлагает ему сегодняшний мир. И что может повлиять наего выбор.
Во-первых, это, конечно, предыдущий опыт, когда ребёнку читали родители.
Именно родители решают, что, как и сколько они своим детям дошкольникамбудут читать. Станут читать Маршака, Барто, Михалкова – будет так, дадут«Черепашек ниндзя» и рисованного Диснея – будет иначе, просто посадят перед«видиком» и научат менять кассеты – получится что-то ещё.
Как правило, дети-дошкольники родительскому выбору подчиняются и изменитьего не в силах.
Во-вторых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынокдля детей младшего школьного возраста.
В-третьих, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми,наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими всё это текстами.
Важность чтения для развития подрастающего поколения отмечают не толькопедагоги. Президент РФ В.В. Путин объявил следующий 2007 год годом книги.Забота правительства нашей страны о благе нации является залогом успеха встановлении и развитии гражданского общества в нашей стране.
Для 8-9 летних детей их жизненный и читательский путь едва начинается.Они ещё не знают толком ни мира книг, ни собственных возможностей ипотребностей. Читательские интересы младших школьников условны и, поестественным причинам, неоднократно будут претерпевать изменения. Характер изакономерности развития читательских предпочтений наряду с книгоиздателями,библиотекарями, литераторами изучают и учителя-практики, в том числе иначальной школы. Поскольку именно они стоят у истоков формированияквалифицированного читателя, такого человека, который «привык обращаться заответом «на возникшие в душе вопросы», прежде всего к книгам, и такого, ктознает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться, кто умеет найти иосвоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким длясебя на данный момент результатом».
Кто из учителей не согласится с высказыванием Василия АлександровичаСухомлинского о том, что «если в начальной школе дети мало читали, у нихскладывалась структура малодеятельного мозга». По этой причине основная ноша повоспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.
Внеклассное чтение параллельно с уроками чтения вводит детей в большоймир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободноориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельностив единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребёнка индивидуальныйопыт самостоятельного чтения, параллельно с этим формируя у ребенка собственноевидение мира и восприятие окружающей действительности. Внеклассное чтение – этоособый раздел обучения детей чтению, цель которого – не только обеспечив детямзнание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребностьсамостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги,которые им нужны и интересны. Кроме того, при правильном построении системы уроковвнеклассного чтения, это может стать эффективным средством личностного развитияшкольников.
Цель исследования –определение роли внеклассного чтения в личностном развитии школьников.
Объект исследования– процесс развития и становления личности школьников.
Предмет исследования – уроки внеклассного чтения как один из способов личностного развитияшкольников.
Актуальность исследования: Личностное развитие школьников является первоочередной задачейобщеобразовательной системы, которая выполняет, прежде всего, воспитательнуюфункцию. Именно в условиях школы формируется личность и ошибки, допущенные ввоспитательном процессе, могут пагубно сказаться на дальнейшем личностномразвитии человека.
Гипотеза – урокивнеклассного чтения являются дополнительным, но тем не менее важным аспектом ввоспитательном процессе, поскольку литература, изучаемая на уроках внеклассногочтения может быть подобрана учителем с учетом вкусов и потребностей того илииного класса, то есть можно говорить о более индивидуализированном процессеобучения, по сравнению с общеобразовательной программой.
Задачи исследования:
1. Проанализировать задачи и содержаниеуроков внеклассного чтения;
2. Определить наиболее эффективные формыи методы работы с детьми на уроках внеклассного чтения для более полноценногоих личностного развития;
3. Провести экспериментальную проверкуиспользуемых форм и методов работы с детьми.
Глава 1. Роль внеклассного чтения, как одногоиз видов внеклассной работы по литературе в личностном развитии школьников
Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесётбольше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будемвесело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное посвоим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживаетвнимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и впоследующих классах.
Вопрос развития интереса к чтению всегда волновал преподавателей-словесников.Структуру уроков внеклассного чтения следует строить так, чтобы дети сталиактивными, полюбили чтение, увлеклись им. Помогает и та атмосфера на уроках, вкоторой дети чувствуют себя хозяевами и творцами, то есть они не боятсявысказывать своё мнение по поводу чтения товарища, дать совет. А как им хочетсябыть на уроке в роли учителя (при этом необходимо добиваться от учениковдоброжелательного отношения к товарищу, умения подмечать не только ошибки,присутствия постоянного сопереживания между учащимися).
Не стоит забывать о воспитательных задачах уроков внеклассного чтения,побуждая детей жить вместе с героями произведений, радоваться и огорчаться,высказывать своё мнение о событиях и героях прочитанных произведений, приводитьпримеры из жизни класса. Так при чтении произведений А.Л. Барто «По дороге вкласс» и Е. Пермяка «Чужая калитка» дети думали над такими вопросами: «Как бывы поступили?», «Почему вы поступили бы так?».
Чтобы воспитать у детей любовь к книге, надо, прежде всего, научить ихчитать, читать правильно, сознательно, выразительно.
Нетрадиционный подход в построении уроков внеклассного чтения предлагает ИльченкоЮ.А., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135»(город не указан). «От простого чтения – рассматривания книги на урокевнеклассного чтения мы перешли к нетрадиционным формам проведения занятий. Както пришла в голову идея составить кроссворд к сказке. Это очень оживило опрос.Так как слова ответы берутся из всего произведения, то сразу видно кто из детейдочитал книгу до конца. Ребятам понравились кроссворды, они сталисамостоятельно составлять и предлагать одноклассникам разгадывать их. Затем ястала «прятать» слово. Буквы открывались в выделенной графе не по порядку, авразброс, и ученик, который находил спрятанное слово до того, как откроются всебуквы, получал пятёрку. Детям это понравилось ещё больше, и разгадываниекроссворда-логогрифа стало неотъемлемой частью уроков внеклассного чтения.Прежде чем записать слово в кроссворд, ученик его чётко проговаривает(осуществляется связь с русским языком). Иногда я не выделяю «спрятанное»слово, а ребята в логогрифе ищут его сами. Найденному слову уделяется особоевнимание (подобрать синонимы, антонимы, дать толкование).
На следующем этапе дети пересказывают отрывки к иллюстрациям, которыенаходятся на доске, и наиболее понравившиеся фрагменты, называют пословицы и поговоркииз произведения, расставляют картинки в нужном порядке, находят ошибку нарисунке, заполняют литературное пространство, дают характеристики положительными отрицательным героям.
Многие учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания к урокам внеклассногочтения: составляют кроссворды, ребусы, придумывают вопросы, загадки, пишутсказки и стихи, составляют диафильмы, инсценируют отрывки.
Большинство уроков проходит в форме соревнований, викторин,блиц-турниров, игр «Поле чудес», «Счастливый случай».
Для того чтобы развивать интерес к чтению, я в тесном контакте работаю сошкольной библиотекой. Первый день ребёнка в школе начинается с экскурсии вшкольную библиотеку. В ней созданы не только комфортные условия для учащихся,но и для удобства читателей детские книги сгруппированы по темам, оформляютсякнижные выставки к урокам, которые проводятся совместно с библиотекарями нашейшколы. Библиотекари знакомят с новинками книгоиздательств, проводят интересныебеседы, устраивают конкурсы «Лучших читателей». Все дети моего класса являютсяактивными читателями школьной библиотеки»[1].
Внеклассное – значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее, атакже чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего, длявведения юного читателя в огромный мир художественной литературы.
Цели уроков и внеурочных занятий по литературе общие – расширитьлитературное образование, углубить читательскую культуру учеников, развить ихтворческие способности и эстетический вкус, укрепить гражданские и нравственныепозиции. Цели одни, а способы их достижения разные. Они определяются самойспецификой внеклассных занятий.
Как указывает М.Г. Качурин – автор статьи о методике внеклассного чтенияв книге «методика преподавания литературы», внеклассная работа раскрываетучеников, они учатся раскованнее, свободнее, охотно обращаются к дополнительнойлитературе по предмету, приобретают вкус к самостоятельной работе с книгой. Апродуктивность уроков литературы, в свою очередь, в значительной степениопределяется повышенным интересом учащихся к искусству.
Внеклассная работа по литературе – это сложная, многообразная система.Она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением),эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии), циклической(работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может бытьиндивидуальной, групповой и массовой.
Урок и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работавыявляется продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя иуглубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багажсамостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебномпроцессе; проводить сообщения доклады по внеклассному чтению, пересказы.
Известно, что наиболее методически обоснована и оговорена такая формазанятий по предмету литературы как обыкновенный урок, т.е. классное занятие,но, несмотря на это, большинство преподавателей литературы более подходящейформой занятий называют внеклассное чтение. И действительно, если на урокечтения и анализа произведения учитель слишком ограничен временными рамками, вкоторых он должен решить задачи, в результате чего основное внимание обращаетсяна реализацию обучающих целей урока, то на реализацию целей воспитательныхостается катастрофически мизерный процент всей учебной деятельности.
Внеклассное чтение в отличие от обыкновенного урока предполагает немногобольшую свободу творческой мысли преподавателя. На уроке внеклассного чтенияучитель может уделить больше внимания подготовке и осуществлению процессатворческого восприятия и осмысления прочитанного.
Этому способствуют многие формы работ и деятельности учеников:
Во-первых, систематическое использованиевнеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы(традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы,индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).
Во-вторых, организация самостоятельнойисследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выходво внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным,но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.
В-третьих, планирование системы письменных работ поосновным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающихсопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.
Обращение к внеклассному чтению на вступительныхзанятиях – это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями опрочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная изпроизведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.
На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальномучитательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работыс текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно висторико-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературныйконтекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуетсясамим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфык произведению и его частям и т.д.).
Особое значение для будущего автора имеет «подкрепляющее чтение»,высоких образцов литературы, чтение которых поддерживает в нем творческий дух икоторым он стремится подражать. Столь же необходимым оказывается такое«подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст.
Отмечается важность дополнительного внеклассного чтения, широкоеиспользование в своей работе прием сопоставления, причем не толькопроблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе),но основанного на достижениях исторической поэтики. сравнительно-историческогоизучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависит отрациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданийи основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ.
Задачи заключительных занятий часто совпадают сзадачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход ктеме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельноечтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, илитературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версийпроизведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемымлитературным материалом.
Опора на самостоятельно прочитанное необходима ипри обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна«разумная литературная начитанность», в том числе и знание избранных страницмировой литературы, Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менееэффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы.Старшеклассникам можно предложить специальные темы для индивидуальнойразработки в течение учебного года.
Результаты самостоятельной исследовательской работыучащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговыхсочинений.
Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным изависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, аво-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшиеучителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальныйчитательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассноечтение.
Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы.Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и дажепраздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкоеиспользование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений дляобсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиямклассики – это особенности уроков внеклассного чтения.
Интерес учащихся к урокам внеклассного чтения изменялся на протяжениимногих лет. Как указывает В.Г. Маранцман, в 70-80-е гг. наблюдалось некотороеснижение интереса к урокам внеклассного чтения[2], объясняя это их излишнимрегламентированием. Массовая школьная практикапочти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставшихфактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старшихклассах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычнымиуроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.
Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце. 80-хгг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждениекниг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводитьцелые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на урокахприемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли,конкурсы и т.д.). В старших классах на уроки пришла «возвращенная литература»,новинки современной литературы, последние журнальные публикации. Выборпроизведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждымвсякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока,заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остаётся.
Говоря об этапах литературного развития, Маранцманотмечает, что в средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтенияшкольников, когда в их чтение вливается громадный поток литературы, когдаскладывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигаетсязадача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствованиячитательского восприятия, развития художественного вкуса[3].
Наиболее последовательно возможно реализоватьпроблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассногочтения. Чаще всего на уроки внеклассного чтения переносится обсуждение проблем,поднятых в произведениях, изучаемых по программе.
Например, урок внеклассного чтения по рассказу«Монах в новых штанах» В.П. Астафьева в 6 классе. Ученикам представляетсяоригинальное художественное воплощение традиционных для русской литературы темчеловеческих взаимоотношений с людьми и природой в произведениях современногоавтора. Одним из приемов работы на уроке может стать – сопоставлениеособенностей астафьевских произведений, рассказывающих о детстве писателя(авторская боль за человека, тоска об ушедшем, чувство вины, мастерствоописаний, жестокость отдельных эпизодов, и т.д.) с ранее изученными исамостоятельно прочитанными, школьниками произведениями.
Значительно реже учитываются учителямиисторико-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной такназываемой «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтенияотбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги,посвященные его жизни и творчеству. В 5 классе урок внеклассного чтения «поАстафьеву» связан с программным произведением этого автора – «Васюткино озеро».Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов,близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные врусле одного литературного направления.
Произведения могут отбираться и на основетеоретико-литературных связей классного и внеклассного чтения. Такие урокивнеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся олитературных жанрах, поэтических формах, средствах художественнойизобразительности, особенностях стихотворной речи.
Практика внеклассного чтения позволяет создатьсистему уроков несколько свободных от программных требований. Это позволяетуделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературномувоспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся.
Создание именно системы занятий, позволяет выявитьизменения уровня развития творческих способностей, сравнить принятые намипоказатели этого развития.
Приведем некоторые пункты, которые, по мнению В.Г. Маранцмана, важнопредусмотреть при планировании системы уроков внеклассного чтения:
· тематическое разнообразие («Живаяприрода», «Встреча с прекрасным», «Радуга чуда» и т.д.);
· сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картинойчтения, а также интересами самого учителя и учащихся);
· чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор,композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультацияи т.д.). Чередование приемов активизации читательской самостоятельностиучащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использованиедругих видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения)[4].
Огромную роль в личностном развитии подростков играет их восприятиелитературы, их оценка тех или иных событий. В этом ощутимую помощь могутоказать уроки внеклассного чтения, поскольку учитель может на свое усмотрениеподобрать те произведения художественной литературы, которые наиболееэффективным образом могут повлиять на развитие подростков того или иногокласса. Не всегда школьная программа отвечает потребностям и вкусам школьников,какая-то грань их развития может оказаться недостаточно раскрытой. И тогда напомощь приходят уроки внеклассного чтения – чтения произведений, находящихся запределами школьной программы, но при этом имеющие огромную художественную ивоспитательную ценность.
Современная художественная прозазанимает немалое место в процессе изучения литературы в школе. Актуальность еёв процессе становления личности учащегося неоспорима. Сама современность,близость художественного языка к формам современного разговорного языка,актуальность нравственных, бытийных, социальных проблем, затрагивающихся в ней,предполагают более глубокое и личное восприятие её учеником.
Глава 2. Примеры внеклассной работыпо литературе 2.1 Сценарий урока по рассказу Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке» Уроклитературы, 6 класс
Тип: внеклассное чтение.
Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф.М. Достоевский «Мальчик уХриста на елке».)
Цели:
приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя;
совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной иписьменной речи учащихся;
воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечногообщества;
глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.
Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портретписателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.
Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализэпизода, деталь художественного текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Близко ли вам слово «рождество»?
Сравните его с однокоренным «рождение».
— Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?
— (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).
Темы:
1) «Волшебство рождественской ночи».
2) «Рождественский» сон.
Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).
— Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В.Гоголь).
— Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое,радостное, веселое, с волшебством)
… А теперь – иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик уХриста на елке».
(Текст прочитан учащимися заранее).
2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).
— Сегодня мы впервые читаем Достоевского – одного из самых «трудных»писателей.
— «Труден» ли Ф. М. Достоевский?
(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросамибытия человека).
— Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.
— Что поражает в его внешности? (Глаза...)
— Сообщение учащегося о писателе.
Ф. М. Достоевский – великий русский писатель второй половины XIX века.Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детейучила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читаливслух.
Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие вдеятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговоренк смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытанияне сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила егодальнейшую судьбу.
— Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православногохристианства и его значении для русского человека.
Запись на доске: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». Вот ккакому выводу приходит Достоевский.
— А как вы понимаете эти слова?
— Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития нетолько национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно длятого, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть вглубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мысправедливо называем гениями.
Для всего человечества Ф. М. Достоевский – гений, который написализвестные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступлениеи наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)
(Выставка книг, запись названий на доске.)
Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятиебессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком униженииодних людей другими.
«Униженные и оскорбленные» – это не только название одного из романов,это главная тема всего творчества писателя.
— Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».
— Какие эпизоды, детали вас потрясли?
(Зачитать примеры.)
— Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?
(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных иоскорбленных»).
— Посмотрим,как построен рассказ.
Композиционно произведение разделено на 2 части.
I часть «Мальчик с ручкой».
II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)
— О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенныхкрова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)
— В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).
— Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовитеосновные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой»,только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).
— С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)
— Будущее мальчика «с ручкой»?
(Воровство, пьянство, бродяжничество.)
— Зачитаем последние строки I части.
— Какова авторская позиция по отношению к этому типу?
Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей,голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.
II часть – само по себе законченное произведение.
— Что объединяет обе части? (Тема –детская доля в России).
— Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность.
— Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементовсюжета)
1 картина – экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).
2 картина – завязка – (Мальчик выходит на улицу).
3 картина – развитие действия «Красивая елка в богатом доме».
4 картина – развязка – «Мальчик у Христа на елке».
(Пересказ каждой композиционной части.)
— Где, по-вашему кульминационный момент?
Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос авторанезаметно сменяется голосом мальчика.
Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи,какой город» –городской пейзаж глазами мальчика.)
Образ мальчика во II части – суровый упрек тем, кто не замечает положениярусских детей.
Докажите текстом (его состояние –холод, голод –нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).
— Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояниемальчика? (Пейзаж).
— Анализ эпизода: «Господи, какой город!...»
1) Роль пейзажа.
2) Интонация и лексика рассказа.
3) Фраза Достоевского.
— Основной образ (страшный город, мороз).
— Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).
— Стилистика – детская экспрессия (Господи… откудова… .).
Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаисобак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек»,«пальчики»).
— Основной прием – сопоставление: город – откуда приехал.
Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холодаи голода.
— Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обовсем, засыпает и попадает на елку к Христу.)
— Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки»давно «замерзли и задохнулись» – мертвы одним словом?
(В реальном мире для них нет елки.)
— И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)
— Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
— И почему дети обернулись ангелами Христа?
(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, этовозможно только у Христа).
— Достоевскийзаканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последнийабзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такуюисторию?»
Вывод: Главный христианский смысл – избавление ангельских душ от земных мук.Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.
Ноурок внеклассного чтения может иметь и более сложную задачу. Разбивкапроизведения на эпизоды намного сложнее, нежели его представление в видеотдельных картин. Зато этот прием в плане развития творческих способностейшкольников действует намного эффективнее. Это можно продемонстрировать на ещёодном примере внеклассной работы.
2.2 Сценарий уроков по романам писателей-фантастов
Автор: Колесова Инна Константиновна, зам. директора по УМР, учительрусского языка и литературы[5].
Среди многих тем программы 5 класса особый интерес вызывает изучениепроизведений, представляющих жанр фантастики («научной» и «ненаучной»).
Дети читают такие произведения охотно.Можно воспользоваться таким благоприятным моментом и через творческуюдеятельность попытаться научить многому. Важно дать понятие об особенностяхданного жанра с научной точки зрения. Вот что об этом говорит «Словарьлитературоведческих терминов»: «научно-фантастический жанр – вид художественнойлитературы, где в основу произведения положена научная или техническаяпроблема, осуществление которой можно предположить в будущем». Это определениеможно записать в тетрадь, можно прийти к выводу после изучения некоторыхпроизведений, выделив специфические черты и ряд особенностей, присущих данномужанру.
Важно то, что изучение подобных произведений – благодатный материал дляразвития творческой деятельности учащихся. Организовывая работу по чтению иизучению художественного текста, целесообразно обратить внимание школьников нетолько на занимательность сюжета, нужно подвести учеников к тому, чтобыосмыслить внутренний смысл произведения, композиционный строй, средства выразительности.Этому помогает составление плана, в том числе и цитатного. Составлениецитатного плана – сложное и проблематичное дело даже для учащихся старшихклассов, не говоря уже о пятиклассниках. Но через игру, через творчество, можнок этому прийти. С этой целью и был разработан урок под названием «Жанр научнойфантастики. А-Конан Дойл «Затерянный мир»».
Главной целью занятия было детальное знакомство с произведением, развитиеумения целостно воспринимать произведение, учить выделять главные эпизоды ииллюстрировать их, сопровождая нужными цитатами из текста. Особый упор делалсяна то, что нужно создать диафильм, а для этого необходимо не толькопроиллюстрировать ключевые эпизоды, но и расположить в нужнойпоследовательности, в точном соответствии с текстом.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Мотивация урока.
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы будем создавать диафильм поотрывку из романа А. Конан Дойла «Затерянный мир».
Давайте вспомним, как построен диафильм. Диафильм состоит из отдельныхкадров. Кадр состоит из рисунка и цитаты. То есть рисунок дан в соответствии сэпизодом, какого-либо текста. Это может быть сказка или рассказ. В нашем случаеэто отрывок из романа.
Что для этого нужно? (Выделить ключевые эпизоды и сделать соответствующеесопровождение из текста.)
1) Какие же эпизоды являются ключевыми?
(Класс выделяет ключевые эпизоды.)
— Сон в палатке. Мысль о прогулке.
— Прогулка по ночному лесу.
— Встреча с животными у водопоя.
— Стегозавр!
-Бегство.
— Падение в яму.
— Куда же делись мои спутники?
2) Выразительное чтение эпизодов в нужной последовательности.
3) Разделим класс на две группы.
1 группа художники-иллюстраторы.
2 группа редакторы-сценаристы.
Задача для первой группы: проиллюстрировать отобранные эпизоды в точномсоответствии с текстом.
Задача для второй группы: проследить за соответствием содержания рисунковс текстом.
Подобрать нужные цитаты и правильно их оформить.
( Роль учителя – корректировка деятельности учащихся.)
3. Работа в группах.
4. Монтаж диафильма:
а) Сверение с текстом выполненных иллюстраций;
б) Правильность оформления цитат.
5. Выводы:
Как выглядит мир, созданный А. Конан Дойлом?
Каким человеком выглядит Мелоун? (Любознательный, умный, смелый,находчивый, добрый.) Подтвердите свои ответы примером из текста.
Ребята, посмотрите на нашу работу. Чему мы научились, создавая нашдиафильм? (Выделять ключевые эпизоды, составлять цитатный план.)
Цитатный план:
«В ту же ночь мне пришлось выдержать такое испытание, о котором я до сихпор не могу вспомнить без ужаса…Вот как это случилось. В ту ночь дежурилСоммерли. Я не мог уснуть».
«Какая ночь для прогулки! Меня осенило: а почему бы не прогуляться?»
«Как страшно было в лесу! В лесу было темно, но, привыкнув к темноте,глаза мои начали кое-что различать».
«На берегу появились два зверя, похожих на крупных армадиллов. Ониприпали к воде и быстро заработали длинными красными лентами языков. Это былилось и американский олень. Они всей семьей пили воду…»
«На тропинке появились уродливые существа. Где же я видел этого урода…Этоже стегозавр. Минут пять стегозавр стоял рядом со мной».
«Мне послышались сзади странные звуки. Сердце замерло у меня в грудипримысли, что за мной кто-то гонится. Меня могло спасти только бегство. Ногимои подкашивались, и я бежал, бежал с ужасом».
«И вдруг оглушительный треск, я лечу в бездну, а дальше тьма и пустотазабвения…Когда я очнулся от обморока…Яма была глубокая, с отвесными краями ировным дном, двадцати футов в поперечнике».
«Лесная чаща безмолвствовала… Но если это действительно звери иликакое-нибудь одно чудовище, то что же стало с моими спутниками? Мой усталый,измученный мозг отказывался разгадать эту загадку».
Д/З: Прочитать главы из книги А. Беляева «Голова профессора Доуэля».
Комментарии:
«Детям очень понравилась идея создания диафильма. Они взялись за работу снетерпением. Учителю ими же была отведена скромная роль – наблюдателя ипомощника только в крайних случаях. Главные эпизоды были определены, подобранынужные цитаты, сделаны иллюстрации. Материал был смонтирован правильно, внужной последовательности. Затруднение вызвало оформление цитат в соответствиис правилами пунктуации. После завершения работы были подведены итоги, в ходечего пришли к выводу, что научились многому: составлять цитатный план, оформлятьцитаты, запоминать содержимое текста в нужной последовательности. Такимобразом, через творчество была активизирована познавательная и мыслительнаядеятельность, новые знания получены в ненавязчивой форме. Но тут хотелось бысказать, что возникает опасение такого свойства: по прошествии времени можетбыть забыта линия правильной последовательности текста. Здесь нелишним было быпровести закрепление с помощью графической записи нужных элементов –эргономики. Такую работу можно провести (даже лучше это сделать так) в самомначале урока, перед тем, как дети начнут иллюстрировать текст. Это привело бы всистему всю деятельность.
Так как литература обладает небывалой воспитательной силой, уроки поизучению произведений научно-фантастического жанра могут способствоватьнравственному и духовному развитию учащихся, поскольку писатели – фантастыставят задачу не столько развлекать, как думают многие, сколько заставляютзадуматься о проблемах, стоящих перед человечеством. Одна из них – злодей,вооружённый знаниями. В этой связи можно подробнее рассмотреть урок по изучениюглав из романа А. Беляева «Голова профессора Доуэля». Он носил название «ПрофессорДоуэль и профессор Керн».
Главной целью данного урока была сравнительная характеристика героев.Учащимся были предложены вопросы такого свойства:
1. В чём разница между учеными? Ведь ученые не бездари, как можно понятьпри поверхностном чтении (имеется в виду Керн). Подтвердить примером из текста,что Керн тоже умён и талантлив. (В ином случае он не смог бы проделать опытыподобного рода, даже присвоив результаты чужого труда)
2. Какие цели у двух героев, и какими средствами они их достигают?Доуэль Керн Развитие науки на благо человечества... Обрести личную славу...
3. Обратитесь к описанию кабинета профессора Керна, к его портрету. Чтоможно сказать о герое, исходя из того, что описание жилища и внешности вводятсяавтором для того, чтобы усилить какие-либо черты характера?
4. Сравните двух ученых (их отношение к науке, к людям, черты характера).Сделайте выводы. Дети в своих ответах в числе прочего отметили следующее:нельзя пользоваться результатами чужого труда; профессор Керн идет напреступление ради достижения своих целей, он служит не людям, а самому себе,используя беспомощность Доуэля. Он совершенно равнодушен к чужим судьбам.
5. Подумайте, чем опасны такие люди, как Керн. Почему раздел, который мыизучаем, называется «Осторожно: наука!»? Здесь как нельзя кстати пришлись словаШ. Холмса, произнесенные им в известном рассказе А-К. Дойла «Пестрая лента»: «Ах,сколько зла на свете, и хуже всего, когда злые дела совершает умный человек!Когда врач совершает преступление, он опаснее всех прочих преступников. У негосильные нервы и опасные знания...”»
6. Напишите мини-сочинение, в котором нужно высказать свое мнение опроблеме, затронутой автором. В своей работе расскажите о том, что вас большевсего удивило, обрадовало, возмутило, что заставило задуматься, какие чувствавы испытали, познакомившись с произведением.
Другая проблема, которую рассматривает писатели-фантасты – будущеечеловечества, то, как отражается деятельность людей на состоянии окружающегомира. Этой проблеме был посвящен урок, главной целью которого было выяснениеосновной идеи произведения и средств ее художественного выражения. Он носилназвание: «Почему рассказ Р. Бредбери «И грянул гром» называютрассказом-предупреждением»?
Занятие началось с беседы, выясняющей восприятие содержания прочитанного.Дети стали задавать вопросы, которые возникли у них в ходе чтения рассказа.Свои объяснения учитель начал с вопроса: почему Экельсу нельзя было сходить стропы, какие последствия это могло вызвать? Дети подробно высказались по этомуповоду и подтвердили свои предположения примерами из текста (помятая трава,убитая мышь – это недопустимо, это может привести к непоправимому вБудущем...). После анализа поступков Экельса был сделан вывод: он совершилпреступления (струсил, бросил товарищей и сошел с тропы, не подумав опредупреждении Тревиса.) Для того, чтобы наглядно представить себе последствия поступковЭкельса, проанализировали содержание объявления, поведение и настроение людей вначале и в конце рассказа. Так кольцевая композиция помогла понять замыслыавтора:
— объявление, написанное грамотно;
— доброжелательная атмосфера, люди хотят выбрать доброго президента;
— путешествие в Прошлое;
— охота;
— трусость Экельса;
— уход с тропы;
— изменение атмосферы в прямом и переносном смысле: удовольствие отпобеды диктатора на выборах;
— объявление с ошибками как следствие всеобщей неграмотности.
На данном этапе работы эффективным средством активизации мыслительнойдеятельности будет применение эргономики. Можно предложить с помощьюграфических символов передать последовательность изложения событий. Этопозволит объемно и целостно воспринять произведение, более отчетливо понятьзамыслы автора. После такой работы уместно предложить вопросы и заданияобобщающего характера:
— Что хотел сказать автор своим произведением?
— О чем вы задумались, прочитав и обсудив рассказ?
— Что вас удивило, поразило, обрадовало? Может быть, у вас возниклиинтересные мысли по поводу прочитанного, и вам хотелось бы поделитьсявпечатлениями? Выразите это в небольшом сочинении. Название своей работепридумайте сами.
Способы активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихсяразличны. Один из эффективных и действенных – применение эргономики при анализепроизведения. Это помогает учащимся увидеть содержание произведения объемно,целостно, способствует овладению определенными знаниями и помогает сделатькакие-либо заключения без особого труда.
При изучении глав из романа Джонатана Свифта «Путешествия ЛемюэляГулливера» («ненаучная» фантастика) через эргономику удалось прийти к понятиюсатиры. В начале урока учителем было предложено с помощью каких-либо символовизобразить модель того общества, в которое попал Гулливер. Схема была создана иотразила следующее: император, государственный совет, религия, армия и т.д.
Следующим этапом было выявление позитивных и негативных черт. Своиутверждения нужно было обязательно аргументировать. Положительным было названото, что лилипуты тянулись к знаниям, сам император поощрял развитие наук и т.д.К отрицательным чертам были отнесены угнетение бедных богатыми, непомерныеамбиции и жадность правящих, плетение интриг, ничтожные поводы к развязываниювоины. Таким образом, пришли к выводу, что писатель изобразил современное емуобщество, а Гулливер – носитель гуманистических идей автора.
Можно сказать, что на уроках по изучению фантастической литературыисподволь закладывались знания о литературоведческих понятиях, формировалисьумения анализа текста художественного произведения, решались задачинравственного характера:
— через эргономику – к понятию о композиции художественного произведения;
— через композицию – к раскрытию идеи и авторского замысла;
через сравнительную характеристику – к осознанию нравственных ценностей.
Проблема духовного воспитания приобретает в наше время все большуюактуальность. В период политических, социальных, экономических потрясений,современниками которых являемся мы, очень важно сохранить нравственные идуховные ориентиры, без чего невозможно дальнейшее развитие личности молодогочеловека. Лучшим средством формирования мировоззрения, является обращение кхудожественному слову, к произведениям русской и зарубежной литературы,поскольку это по большей мере способствует преодолению духовной разобщенностилюдей, сохранению преемственности в их историческом развитии, обогащению любойкультуры всем лучшим, что создано в мировой культуре.
Заключение
Актуальность исследованияформирования ценностных ориентаций,необходимых для полноценного личностного развития школьников на урокахлитературы, в том числе и на уроках внеклассного чтения обусловленаособенностями современной социокультурной ситуации. В обществе обострилисьтенденции, характеризующиеся утратой нравственных ориентиров, переориентациейценностей молодежи с духовных на материальные, прагматические, отрывом оттрадиций, ценимых народами России на протяжении многих веков, подменой идеаловкультуры нашего Отечества образцами массовой субкультуры Запада. Поэтому особоактуальным становится обращение педагогики к проблеме ценностей, содержащимся вгуманитарном знании, литературе в особенности. С другой стороны, в последнеевремя отмечен интерес ученых, общественных деятелей, педагогов-практиков к наметившимсяпозитивным переменам в социально-культурной жизни, стремление обосноватьсистему ценностей, на которых следует воспитывать молодежь. В таких условияхлитература есть реальный источник духовных, национальных ценностей –гуманности, патриотизма, благородства, нравственной чистоты, веры; онавыступает как первостепенная основа для осуществления принципов гуманизацииобразования.
Овладение ценностями – важнейшая воспитательная цель преподаваниялитературы, игнорирование которой выхолащивает содержание ее школьного курса.
Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколениясредствами литературы, последовательное и целенаправленное использование еевоспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностныхориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностьюсебя оправдавшее. Изучение литературы невозможно без важнейшихисторико-литературных, художественно-эстетических и духовно-нравственныхпонятий и представлений («идейно-художественное содержание», «пафос», «идеал»,«народность», «национальный характер», «совесть», «долг», «честь» и т.п.). Безвсего этого изучение литературы теряет смысл. Не менее важной составляющейлитературного образования является отбор произведений для изучения. Базовоеусловие «измерений» для «классиков» – явное различие хорошего и дурного, добраи зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественныхценностей.
Формирование ценностных ориентаций у детей старшего школьного возрастаобуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности:интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформированамотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребностиличности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентацияличности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор еесоциального поведения, что особенно актуально сегодня.
Воспитательный потенциал литературы воспринимается учениками, если учительна уроке создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитываетв подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивыповедения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иныесоциальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность киндивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровнявосприятия литературы школьниками, помогают понять, насколько ребята осознаютвоспитательное значение наследия классической русской и зарубежной литературы,в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций –мировоззренческие, нравственные убеждения.
В ходе экспериментального исследования по формированию ценностныхориентаций старшеклассников в процессе изучения литературы исследователипредложили учащимся 9-х классов ответить на вопросы: «Как Вы относитесь ктакому высказыванию: «Искусство не решает вопросов – оно ставит их передчеловеком» (А. Тарковский); «Можно ли считать, что литература «учит жизни»?«Что дает мне литература»; «Какой писатель и почему мне нравится больше всего».
Вот как ребята, учащиеся 9-го класса средней общеобразовательной школы №1г. Павловского Посада Московской области отвечают на эти вопросы:
«С высказыванием А. Тарковского я согласен. Искусство бывает разное:искусство кино, изобразительное искусство, декоративно-прикладное, литература.Иногда посмотришь фильм, прочитаешь книгу и задаешь себе вопросы, как бы яповел себя на месте героев, правильно ли они поступают. Вообще искусствозаставляет задумываться о многом. Литература «учит жизни». Из книг можнопочерпнуть много интересного и поучительного, что может пригодиться в жизни.Без литературы мы бы не знали историю нашей страны, не знали бы о ВеликойОтечественной войне, о наших далеких предках. Литература дает мне ответы намногие вопросы, например что, будет с человеком, если он будет бездумнорасходовать природные ресурсы» (Павел Д.)
«Я отношусь к высказыванию А. Тарковского с пониманием. Литературасоздана для того, чтобы заставлять людей думать и анализировать происходящее.Люди, которые думают иначе, просто не читали книг или же читали их без души иудовольствия. Это неправильно, ведь все книги содержат информацию, необходимуючеловеку в большей или меньшей степени, поэтому заинтересованный человек читаеткнигу и вовлекается в события этой книги, а незаинтересованный – наоборот. Мы,школьники, «учимся жизни», читая книги школьной программы. Литература помогаетнам в образовании характера, формировании личности. Книги развивают нашуфантазию, полноту ощущений, наши эмоции. При чтении книг человек набираетсядоброты, и у него появляется намного больше шансов научиться отличать добро отзла, да и вообще человек, читающий больше, на мой взгляд, подготовлен к жизнилучше, чем человек, не читающий книг. Мне нравятся писатели, которые вкладываютдушу в свои произведения и пишут их для читателей, а не для самоутверждения»(Юрий Б.).
«Я считаю, что литература «учит жизни», так как в каждом литературномпроизведении заложен нравственный смысл. Литература помогает мне духовноразвиваться. В литературных классических произведениях всегда побеждает добро,а ложь и подлость всегда раскрываются. Во многом благодаря литературе, янаучилась совершать нравственные поступки. Литература всегда учит благородствуи духовности. Мой любимый писатель – Михаил Афанасьевич Булгаков. Недавно япрочитала его произведение «Собачье сердце». Больше всего в этом произведениимне понравились юмор и сатира писателя. В данный момент я читаю егопроизведение «Мастер и Маргарита». Когда я его читаю, то не могу оторваться откниги. Мне очень нравится, как писал свои произведения Михаил АфанасьевичБулгаков» (Анастасия П.).
«Мне кажется, что без литературы в наше время не прожить. Ведь мы учимсяна книжках. Без них скучно. Мы вычитываем из них много увлекательного,интересного, познавательного и полезного для нас. Каждая книга – это свояжизнь. Книги помогают нам жить. Есть даже такое стихотворение Д. Кугультинова,в котором показано значение литературы в жизни автора. Мне близок и понятенсмысл стихотворения:
В моем шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке – словно дом…
И ты вошел, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград.
Когда ты будешь в этот город вхож –
Из Прошлого в Грядущее пройдешь…
В.Г. Белинский писал: «Изучать поэта значит не только ознакомиться, черезусиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать,пережить их… Пережить творения поэта значит переносить, перечувствовать в душесвоей богатство, всю глубину их содержания, переболеть их болезнями,перестрадать их скорбями, переблаженствовать их радостью, их торжеством, ихнадежами. Нельзя понять поэта, не будучи некоторое время под его исключительнымвлиянием, не полюбив смотреть его глазами, слышать его слухом, говорить егоязыком». Так критик отзывался о Пушкине. А.С. Пушкин – великий поэт. У негопрекрасные поэмы, они мне очень нравятся, в них, «он сумел коснуться такмногого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русскойприроды, к миру русского общества». Пушкин – мой любимый поэт» (Дарья Т.)
«Больше всего мне нравится Федор Михайлович Достоевский. ПроизведенияДостоевского горячо интересуют меня. Больше всего меня привлекает роман«Преступление и наказание», видел и много спектаклей и фильмов, поставленных помотивам его произведений. Каждое художественное произведение ценно прежде всегосвоей актуальностью, тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности.Для понимания человека у Достоевского очень важную роль играют речевыехарактеристики персонажей. Достоевский – тонкий психолог, исследовательчеловеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот скакими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя вмоем сознании» (Лилия И.).
Таким образом, в своих высказываниях учащиеся обнаруживают достаточнозрелые представления о значении искусства в жизни человека, осознаютнравственное значение литературных произведений. Отраден тот факт, что ребяталюбят и ценят классику, понимают ее непреходящее значение, актуальность длясегодняшних читателей. Данные анкетирования позволяют судить об уровнечитательских интересов детей, об особенностях восприятия ими литературныхпроизведений. Проведение подобных анкет является методикой, позволяющейактивизировать самоанализ, самооценку учащихся, дает возможность детямпоразмышлять о роли литературы в их жизни. А, как известно, активизация формсамооценки, самоанализа, самовоспитания является важнейшей составляющеймеханизма формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы.
Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может бытьуспешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. Ипервым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ееидейно-художественного смысла. Экспериментально исследование подтверждает, чтопроцесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников структурно состоитиз таких компонентов, как: мотивационный, содержательный и деятельностный.Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющейих в нравственных поступках, также способствует глубокому постижениюхудожественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетическогосодержания.
Смысл изучения литературы во внеклассной работе – сделать глубжевидение мира, расширить круг волнующих человека проблем, воспитать личностнуюпричастность ко всему, научить, как включать произведение, образ, деталь вширокий контекст литературы, культуры, истории и делать это с помощью диалога.Учителя могут применять такую форму работы, как лекционно-семинарская, особеннопри обобщении изученного материала.
Например, при изучении произведения В. Распутина «Живи и помни» возникаетдиалог, учащимися осмысливаются нравственные ценности русской гуманитарнойкультуры. Старшеклассники проводят параллель между Настеной, женщиной ХХ века,и героиней Достоевского Соней Мармеладовой. Учащиеся вспоминают героинь Некрасоваиз его поэмы «Русские женщины», плач Ярославны из «Слова о полку Игореве»,стихи К. Симонова «Жди меня…». Так происходит постижение русского женскогонационального характера во взаимосвязях времени и развитии литературногопроцесса. У старшеклассников развивается представление о этико-эстетическомединстве отечественной литературы, об идеальных характерах, созданныхклассиками. В ходе подобных уроков у учеников формируется представление оискусстве как о преобразующей мир силе, способной нравственно изменить человекав сторону добра.
Организация литературных кружков, клубов и других форм работы с цельювоспитания школьников, развития их нравственных качеств, формированияценностных ориентаций необходима в современной школе. Важное место занимает проведениев школе мероприятий, приуроченных к литературным и историческим датам и юбилеям(например, юбилей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.П. Чехова,М.А. Шолохова и т.д.).
Литературные композиции, посвященные юбилейным датам писателей – Нобелевскихлауреатов (И.А. Бунина, М.А. Шолохова, Б.Л. Пастернака, А.И. Солженицына, И.А.Бродского) также имеют большой воспитательный смысл.
Организация внеучебной работы учащихся по изучению творчества писателей-земляков– важная форма литературного образования и воспитания учащихся. Максимальное использование учителем форм, методов и методик, которые быспособствовали формированию ценностных ориентаций, устойчивых мировоззренческихпозиций старшеклассников на уроках литературы, открывает возможности для активизации воспитательныхфункций школы в целом.
Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективномпланировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассногочтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося влитературе. На уроках внеклассного чтения можно реализовать методы прочтенияили же изучения произведения принятые на простых уроках изучения произведения.
Список литературы
1. Мелик-ПашаевА.А. Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 1981
2. КулагинаИ.Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1997.
3. ЩурковаН.Е. Воспитание детей в школе. – М.: Новая школа, 1998.
4. ЛернерИ.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей.// в кн. Научное творчество. Под ред. Микулинского С.Р. – М., 1969.
5. Маранцман В.Г Методика преподаваниялитературы. – М.: Просвещение, 1995.
6. Маранцман В.Г. Приёмы изучения литературногопроизведения в школе. \\ Методика преподавания литературы. Под ред. З.Я. Рез. –М.: Просвещение, 1985.
7. Качурин М.Г. Внеклассноечтение и внеклассная работа по литературе. \\ Методика преподавания литературы.Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.
8. Методика преподавания литературы:Под ред. З.Я. Рез. – М.: Просвещение, 1985.
9. Воспитательный процесс: изучение эффективности.Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Стефа», 2000.
10. Анализхудожественного произведения: Художественные произведения в контексте творчестваписателя / Под ред. М.Л.Семановой. – М., 1987.
11. Воспитаниетворческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе /Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. – М., 1981.
12. Корст Н.О.Восприятие литературного произведения и его анализ в школе // Вопросы анализалитературных произведений. – М., 1969.
13. Маранцман В.Г.Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л.,1974.
14. Рез З.Я. Изучениелитературного произведения в школе как процесс // .