Реферат по предмету "Социология"


Политика и социокультурная ситуация в российском обществе

Реферат
Политика и социокультурная ситуация в российскомобществе

Содержание:
Введение
1. Современная социокультурная ситуация
2. Характеристика современнойсоциокультурной ситуации в России
3. Основные направления российской культурной политики
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальностьисследования обусловлена тем, что в настоящий исторический момент назреланеобходимость в таком подходе к изучению культуры, который бы способствовалвсестороннему исследованию различных сторон культурных феноменов в их динамикеи преемственности, т.е. позволил бы изучать культуру не в статичном состоянии,но как процесс развития и взаимообогащения различных социокультурных смыслов иотношений.
В результатебеспрецедентно быстрого в мировой истории, стремительного перехода к новомуобщественному устройству, начавшемуся в России в начале 1990-х годах, былаперечеркнута вся сформировавшаяся в советское время система ценностей, норм,представлений о жизни, да и сам уклад жизни россиян.
Одним из главныхрезультатов реформ 90-х годов было обретение свободы культурной деятельностикак в творческих, так и в организационных ее проявлениях. Однако свобода длямногих творческих работников принесла потерю бюджетной поддержки, разнообразныхгарантий, существовавших при советской власти, а также потерю значительнойчасти аудитории и многое другое. Кроме того, за годы реформ кардинальноизменилось место культуры в иерархии ценностей, формы и объем потреблениякультуры населением, как и вся парадигма культурного развития.
В России конец 90-хгодов характеризовался пересмотром приоритетов культурного развития, поискомновых взаимосвязей и взаимоотношений между различными компонентами культуры(как традиционными, так и инновативными). Начиная с конца 1996 г. кризис государственного бюджета, резко ухудшил положение в социальной сфере, и в рамках ее — отрасли культуры. Это требует теоретического осмысления и обоснования наиболееприемлемых для общества путей развития. И в этом процессе не последнюю (если неосновную) роль играет культурная политика страны, ее социальная ориентированностьи непротиворечивость. Ибо культура служит средством достижения намеченных целейразвития, механизмом содействия и обеспечения устойчивого экономического роста.Культурные аспекты жизни человека, такие, как, например, «образ жизни», имеютболее важное значение, чем экономический рост. Поэтому неприемлимо для культурыбыть на «обочине» развития общества, выступать лишь во вспомогательной поотношению к экономике роли. Между тем в настоящее время у различных органоввласти даже в пределах одного ведомства могут быть весьма разные и дажепротивоположные представления о предназначении культуры, характере культурногопроцесса, о необходимости и способах государственного воздействия на ходкультурной жизни, а потому и совершенно разные представления о культурнойполитике, ее целях, методах, содержании, приоритетах и т.д.
Проблемы взаимодействиятехногенной среды и гуманитарного начала, сохранения культурного наследия,традиций и поддержка инновационных проектов, соотношение национального имеждународного в культуре, равная поддержка культуры большинства и различныхнациональных меньшинств — все это как никогда актуально сегодня и должно найтисвое решение в адекватной выделенным проблемам культурной политики.
Расхождение междузначимыми социокультурными интересами и потребностями населения страны иневозможностью их удовлетворения институциональными формами культуры, в томвиде, каком они существуют сегодня, обуславливают возникновение определеннойсоциокультурной напряженности, что может привести к серьезному социальномукризису.
В этих условияхважность процессов модернизации для современной России становится очевидной. Кчислу наиболее приоритетных областей ускоренной модернизации безусловноотносится сфера культуры.
Объектом исследования вмоем реферате является сфера социальных отношений в русской культуре.
Предмет исследования —типология социальных отношений в культуре России.
Основная цельисследования: осмысление социокультурного феномена, политики через определенныетипы социальных отношений.
1. Современнаясоциокультурная ситуация
Современнаясоциокультурная ситуация может быть охарактеризована как завершение перехода отиндустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведет ксмене приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и всфере культуры и морали. Базовым ресурсом становится информация, что неизбежноприводит к нарастанию ценностного отношения не только к самой информации, но ик умению ее добывать, обрабатывать и использовать.
Актуальнопереживаемую социокультурную в целом и теоретико-познавательную ситуациюпринято также характеризовать как «состояние постмодерна», базовойхарактеристикой которого является кризис исторического метарассказа. Он неможет оцениваться в морально-этических категориях «хорошо — плохо»,но необходимо понимать, что кризис метанарратива национального уровня разрушаетсоциальную память, ведет к атомизации социума и в конечном счете к утратенационально-государственной идентичности.
Современнаясоциокультурная ситуация все чаще осмысливается также как ситуация культурногоперехода, которая в терминах синергетики может быть описана как своего родаточка бифуркации, в которой единичное социальное действие может повлечькрупномасштабные и малопредсказуемые последствия. В этой ситуации меняютсязадачи профессионального гуманитарного образования: от простой передачипрофессиональных навыков к выработке умения осмысливать социокультурное целое вего историческом измерении и осознанному формированию мировоззрения. В этойновой социокультурной ситуации гуманитарное образование в России и в мире вцелом переживает кардинальные изменения. В новых условиях быстрых социальныхизменений, развития процессов глобализации, существования в реальномисторическом процессе различных политических систем, уровней экономическогоразвития, диалога культур общество предъявляет гуманитарным наукам, иисторической науке в ее широком понимании, новые вызовы.
Это требуетот специалиста нетрадиционных методов решения нестандартных ситуаций,представления обществу качественно иного интеллектуального продукта.Естественно, что при таком подходе теряет эффективность распространенная в миретрадиционная модель гуманитарного образования, ориентированная на трансляциюготового знания, иллюстративный способ преподавания, пассивное усвоение. Новаястратегия образования выдвигает на первый план дисциплины, нацеленные наформирование специалиста, который на уровне понимания, знания и умения способенвырабатывать такой интеллектуальный продукт как новое знание.
2. Характеристикасовременной социокультурной ситуации в России
Для характеристикисовременной социокультурной ситуации в России необходимо принять во вниманиетри группы факторов, обусловливающих ее сегодня:
— факторы внутреннегоразвития, такие, как экономическая модель развития, социальная динамика,изменения, происходящие в государственном устройстве и политическом режиме, имногие др.;
— исторические факторы,национальные факторы развития российской культуры и особенности культурысоветского периода, в духе которых воспитывались и образовывались ныне живущиепоколения россиян;
— влияние насовременные российские культурные процессы общемировой, в первую очередьзападной, социокультурной ситуации.
Следует отметить, чтовсе перечисленные факторы не просто определяют современную социокультурнуюситуацию, они обусловливают ее в острой объективной конкурентной борьбе междусобой за право стать духовной доминантой сегодняшнего культурного развитияРоссии. Можно провести параллель с эпохой средневековья, когда за право определятьсоциокультурную ситуацию в Европе боролись между собой по крайней мере тритрадиции: варварская — северных германских племен, античная — греческая ироманская и христианская.
Победило христианство,ставшее на целое тысячелетие духовной доминантой европейского культурногоразвития.
Сейчас в экономическойжизни России происходят сложные, неоднозначные, зачастую противоречивыепроцессы, связанные с первоначальным накоплением капитала, принимающим частонецивилизованные формы и обусловливающим сложные отношения по поводусобственности. В условиях различного рода монополизма утверждаются рыночныеотношения, что имеет самые уродливые последствия. Политически и юридическипровозглашен принцип частной собственности, однако его претворение в жизньпроходит в острой борьбе, не находя адекватных форм (достаточно вспомнитьваучеризацию, приватизацию). В стране сменилась модель общественного развития,однако о замене социоцентризма антропоцентризмом, как утверждают некоторыеисследователи, говорить еще рано. Об антропоцентризме сегодня можно рассуждатькак об одной из тенденций в развитии российского общества. Реальный,состоявшийся антропоцентризм предполагает гражданское общество, существование вобществе оформленной идеологии свободных собственников, утвердившееся на всехуровнях в обществе уважение к достоинству личности. И он будет в России тогда,когда в сообществе свободных собственников мерой всех вещей станет не класс, ненация, не социальный слой или группа, а каждый отдельный индивид.
Подтверждением же того,что антропоцентрическая тенденция в России существует, является политикагосударства в вопросах культуры.
В 1984 г. за чтение, распространение и ссылку на произведения А.И. Солженицына(р. 1919) можно было лишиться работы, стать «пожизненно невыездным», бытьисключенным из партии. Тогда никому в самом радужном сне не могло присниться,что десять лет спустя глава государства Российского будет несколько часовбеседовать с еще недавно опальным писателем-диссидентом, спрашивая у негосовета, как обустроить Россию.
Социоцентризм —концепция, согласно которой во взаимоотношениях общество — личность приоритетпринадлежит обществу.
Антропоцентризм —концепция итальянского Возрождения, согласно которой в центре мирозданиянаходится человек. Эта концепция стала идеологией и практикой европейскогоНового времени и Просвещения. Многовековое существование этой идеи в качествеприоритетной в европейской идеологии способствовало раннему возникновению идеиправ человека и оформлению ее в самостоятельную концепцию уже во второйполовине XVII в. Эта концепция, известная как «концепция естественного права»,была сформулирована английским философом Дж. Локком (1632—1704), выделившим вкачестве основных естественных неотчуждаемых прав человека права на жизнь,свободу и собственность.
В новом Российскомгосударстве закреплены юридически и осуществляются практически свобода совести,свобода вероисповедания, атеизм не является больше позицией государства.Государство перестало заниматься идеологической цензурой, и российскомучитателю вернули многие выдающиеся произведения философии и художественнойлитературы. Плюрализация средств массовой информации привела к ликвидациипропагандистской функции этих средств в пользу их информационного назначения.
Радикальные переменыпроизошли в отношении государство — интеллигенция. Не просто прекратиласьдискриминация передовой интеллигенции: возвращено гражданство изгнанным,высланным, уехавшим в период предыдущих политических режимов, их произведенияне просто реабилитированы, они стали достоянием тех, для кого предназначались —зрителей, слушателей, читателей. Власть впервые приблизила к себе на равныхлюдей высокого профессионализма, предоставила политическую и профессиональнуютрибуну всем способным создать альтернативные программы по устройствуэкономической и общественной жизни в стране. Были ликвидированы спецхраны,переполненные запрещенными произведениями русской и мировой классики. Плюрализмпубликаций расширил круг чтения рядового гражданина, обеспечил возможностьнастоящего духовного выбора (а подлинность выбора — критерий подлинностисвободы), позволил формировать домашнюю библиотеку без оглядки на «стук вдверь» за то, что в ней имеются произведения А.И. Солженицына или А.Д.Сахарова.
Однако у этого решающегодля раскрепощения личности и развития подлинной культуры в стране явления покасохраняются негативные стороны. Прежде всего интеллигенция, чья деятельность иборьба обеспечили происшедшие перемены, не всегда может воспользоватьсяпринесенными этими переменами благами. Невысокая заработная плата ученых,преподавателей, врачей, творческой интеллигенции, символическая стипендиястудентов не позволяют им приобретать книги, посещать театры, путешествовать,чтобы знакомиться с мировой и отечественной культурой.
Для интеллигенции,создателя художественных произведений, процесс раскрепощения явился не толькоблагом, но и испытанием. Испытанием эти процессы стали, впрочем, для всейинтеллигенции. Так, перед преподавателями встали вопросы, как учить, чему учить,по каким источникам учить, так как стали очевидными не только пороки прошлого,но и негативные явления настоящего. Не вся интеллигенция это испытаниевыдерживает. Свобода творчества зачастую оборачивается свободой соперничествамежду различными группировками духовной элиты. Например, конфликты, раздоры вХудожественном театре, Большом театре. Союзе писателей и других творческихсоюзах. Можно сказать, что ни в одной области культуры за эти годы не былосоздано ни одного фундаментального произведения. Подобные факты уже нашли своютрактовку в работах российских культурологов. Некоторые считают приобретеннуюсвободу недостаточной:
«Думаю, что нынешнийсоциальный сумбур, в котором не разберешь, куда идти — в церковь или на рынок,— это еще не свобода, это хаос. И правильно говорить о влиянии хаоса накультуру… А свобода… До свободы мы еще не дожили. Свобода — это не простоеотсутствие цензуры, это равновесие, опирающееся на собственную глубину, насложившуюся личность».
Сплошь и рядом человекпосле семидесятилетней опеки (и бунта против опеки) еще не научился стоять насобственных ногах и идти своим собственным путем, не обращая лишнего вниманияна политику. Беда не в свободе, а в непривычке к свободе.
Несмотря на позитивныетенденции современной социокультурной ситуации, они не являются достаточнымоснованием для того, чтобы определить современный политический строй России какдемократию.
Демократия — это,помимо указанных характеристик, развитая общность. А сегодня организованныйсоциум разрушен, организованное антропоцентрическое общество не сформировалось.В обществе существует противостояние демократов и консерваторов, при этом ни укого из них нет разработанной концепции позитивного политического игосударственного обустройства страны. Все выражается от противного: демократыне хотят тоталитаризма, консерваторы не хотят, чтобы Россия превратилась в«задворки Запада». А общество под влиянием процессов социального расслоения,под влиянием партийных противостояний распадается, утрачивается всякая общность,в том числе и общность культурной ориентации.
Прошлое, конечно, былотрудным и заставляло россиян терпеть и страдать, но «терпели» все, а сегодня вРоссии поднимаются духовно и материально «новые русские» за счет обеднения идеградации других, снижение психического уровня которых оказывается нижедопустимой нормы.
Все это служит основойвозникновения потенциальных и социальных условий для превращения России встрану третьего мира либо для возникновения в ней авторитарного жесткогорежима.
Однако сказанное неозначает бездумного восхваления прошлого — необходимы взвешенный анализ, учет исохранение всего позитивного из прошлого, ибо цивилизация и культура всегдадержатся на преемственности и сохранении трудом завоеванного и обретенного,разрушает всегда варварство. Необходимо мудрое руководство происходящимидуховными и культурными процессами.
Положительным моментомсовременной социокультурной ситуации в стране является деидеологизация всейсистемы образования.
Свобода сама по себе нерешает ни одной проблемы, а, наоборот, расшатывая социальные нормы и повышаяспонтанность поведения людей, порождает многие новые проблемы.
«Митинговщина — одна изсамых доступных форм излияния групповых массовидных чувств. Видимо, не зрядревние говорили о господстве в такие времена охлократии — господства толпы. Наэтом фоне процветает демагогия, поскольку мнение массы в таком состоянии непредставляет собой базу для истины. Все решения, без исключения, принятые поддавлением такого рода митингов, дают непредсказуемые, часто неприятныесоциальные последствия».
Указывают также насвойственный для переходной эпохи «разгул чувств», поскольку переход большихгрупп людей на новые ценности в первую очередь происходит на эмоциональномуровне.
В связи с этим встаетвообще проблема культуры и демократии. Кажется, что проблема эта решается самасобой: демократия создает оптимальные условия для развития культуры.Действительно, демократия — максимально благоприятный режим для реализациивласти народа. Именно демократия защищает плюрализм позиций и свободу выбора,но, как указывал Н.А. Бердяев (1874—1948), между культурой и демократиейсуществует и обратная связь: для демократии необходима достаточная культурнаяоснова, для ее осуществления необходимы определенные условия, воспитываемые вмассах веками и даже тысячелетиями.
.Духовное освобождениевыявило слабости и ограниченность профессионального и гуманитарного образованияв стране в период советской власти. Это, в частности, проявилось внеспособности большей части населения адекватно воспринять пришедшие к нампосле десятилетий запрета произведения русской классической философии.
3. Основные направления российской культурной политики
Попыткирешения социокультурных проблем в современной России разнородны: ихпредпринимают всевозможные малые группы, институциональные и общественныеорганизации, по-разному относящиеся к происходящим изменениям. В таких условияхрешающая роль принадлежит государственной культурной политике. Как уже сказано,ее приоритетное направление сегодня — помощь членам общества в адаптации кменяющимся условиям общественной жизни средствами культуры (прежде всегомассовой), совершенствование технологического, кадрового, организационногообеспечения этой сферы. Иными словами, в России должна быть сформированасовременная индустрия культуры, которая обеспечивает массовую аудиториюкачественной культурной информацией и помогает ей применить полученные сведенияс пользой для каждого члена общества и для общества в целом. Эта задача должнарешаться на основе максимально эффективного использования существующихучреждений культуры и средств массовой информации. Конечной целью являетсяформирование в России современного информационного общества, достойновписывающегося в мировое информационное пространство.
В условияхпереходного общества культурная политика должна быть социально ориентированнойи опираться на межотраслевое взаимодействие. Следует также отказаться отустаревшей практики строить культурную политику на основе усредненныхпоказателей. Она должна быть дифференцированной.
Во-первых,необходимо четко разделять стратегии поддерживающие (сохранение и развитиесуществующих институтов и объектов культуры) и модернизирующие (продвижениеорганизационных, технологических, культурно-информационных нововведений). Этопоможет лучше организовать функционирование соответствующих учреждений культурыи органов отраслевого управления.
Во-вторых,стратегические решения дифференцируются в зависимости от степени готовностирегионов к модернизационным преобразованиям. Учет специфики регионов — с«зонами роста», с «точками роста» и «депрессивные» — позволяет строить адресныепрограммы.
Рационализациягосударственной культурной политики тем более важна, что в стране сегоднясистематическим комплексным решением представленных выше проблем не занимаетсяни одно ведомство. Чтобы они эффективно решались, прежде всего следуетотказаться от порочной практики пренебрежительного отношения к сфере культуры иее финансирования «по остаточному принципу». Следует уделить особое вниманиеразработке критериев отбора приоритетных стратегических направлений в решениисоциально значимых культурных проблем. Это поможет преодолеть сложившуюсясегодня практику принятия случайных, бессистемных, несогласованных друг сдругом решений.
Исходя изэтих целей, основными стратегическими направлениями культурной политикиРоссийской Федерации в ближайшие пять лет (до 2010 года) представляютсяследующие.
· Оптимизацияимущественных отношений в сфере культуры, прежде всего в области культурногонаследия (повышение эффективности его использования и усиление мер по егосохранению).
· Оптимизацияприменения в сфере культуры законодательных норм, разграничивающих полномочияфедерального центра и субъектов Российской Федерации и регулирующихдеятельность органов местного самоуправления; иными словами — обеспечениереального единства культурного пространства страны.
· Поддержкадеятельности общественных структур, способствующих созданию механизмовсаморегуляции творческих и общекультурных процессов, постепенный отказ отпрямого участия государства в освоенных этими структурами сферах деятельности,использование их в качестве экспертного ресурса при подготовке решений нагосударственном уровне.
· Последовательноеувеличение роли и удельного веса программных методов управления и финансированияотрасли, что позволит придать реализации культурной политики системный характери повысить эффективность бюджетного финансирования, ориентируя его наконкретный результат.
· Необходимаяадаптация норм бюджетного, налогового, земельного кодексов, а также таможенногозаконодательства к специфике деятельности учреждений культуры и творческихорганизаций с целью избежать избыточной коммерциализации культуры, обеспечитьсоциальную доступность основных услуг в сфере культуры и поддержатьнекоммерческие инновационные проекты.
· Созданиеи развитие на всей территории России сети базовых центров и учреждений культурыи массовых коммуникаций, соответствующих по своим техническим параметрамевропейским стандартам и способных обеспечить единый уровень обслуживания вовсех регионах страны/>.
Одним изосновных пунктов государственной культурной политики на современном этапедолжно быть также четкое понимание соотношения рыночных и нерыночных принциповфункционирования культуры в нашей стране. Представление о возможности переводавсей культуры на рыночные «рельсы» должно быть решительно отвергнуто какиллюзорное: чем заметнее будет влияние рынка на отдельные виды культурнойдеятельности, тем бoльшим будет становиться участие (и финансовое, иорганизационное) государства во втором, нерыночном секторе культуры. Иначегарантировать свободу творчества и доступ к культурным ценностям невозможно.Иными словами: чем больше рынка в культуре, тем больше здесь и государственныхобязательств.
Новый подходдолжен определять и международные приоритеты. Поддержка конкурентоспособности всфере культуры и массовых коммуникаций предполагает не только проведениесоответствующих мероприятий за рубежом, но и, в первую очередь, интеграциюдеятелей отечественной культуры и художественного производства в мировуюсистему разделения творческого труда. Первоочередными становятся задачипродвижения на мировой рынок российских компонентов глобальной массовойкультуры.
Все это имеетпрямое отношение к имиджу России и ее культуры в других странах. Он сегодня нелишен позитивного характера, однако в нем преобладают мотивы, связанные страдицией и наследием. Между тем нужно дополнить этот имидж чертами современнойроссийской культуры — смелой, актуальной, восприимчивой к новациям иэксперименту. Такая культура непременно включает современное искусство, дизайн,современные формы интерпретации наследия и новые высокотехнологичные отрасли(компьютерные, медиа и др.).
В этомконтексте особенно важна наша деятельность по поддержке и распространениюрусского языка в других странах. Мы уже проводим целый ряд мероприятий,присуждаем литературные премии русскоязычным писателям, организуем конкурсыдикторов, обмен студентами и летние школы для славистов разных стран. Однакоэта деятельность нуждается в расширении и большей нацеленности на конечныйрезультат — повышение международного престижа России.

Заключение
В рамках данной работымы не рассматриваем все аспекты и составляющие процесса модернизации страны вцелом, а сосредоточимся на концептуальных основаниях, необходимых дляпреобразования государственной и региональной культурной политики России,соответствующих современным условиям и требованиям времени, то есть навозможности построения социально ориентированной культурной политики в периодтрансформации общества.
Естественно, чтосоциальная трансформация общества — это более сложный процесс, чем целевоереформирование, которое сохраняет свою типологическую идентичность. Из всехвидов массового поведения для трансформационного процесса наиболее характерныадаптационное и ре-активно-протестное. Под адаптационным поведением мы понимаемосвоение норм, ценностей и различных форм социального взаимодействия. Однако вусловиях резких перемен, культурные нормы и ценности нестабильны. Основноесодержание их перемещается на поиск новых способов взаимодействий, которыебудут более адекватны изменившимся условиям и правилам поведения.
Представляется, чтосоциокультурная политика является основным фактором, влияющим на социальнуютрансформацию общества, который определяет социокультурную дифференциациюобщества, субъективную мотивацию и содержательную направленность активностинаселения.
Под социальноориентированной культурной политикой мы будем понимать направление политикигосударства связанное с планированием, проектированием, моделированием,отражающим текупще преобразования общества и позволяющим наиболее полнообеспечивать культурную жизнь российского общества, а под учреждениями(институтами) культуры — организации, непосредственно проводящие эту политику впрактическую деятельность.
Актуальность избраннойтемы заключается в очевидном противоречии между официальной государственнойидеологии России, ориентированной на развитие демократии, плюрализма и другихатрибутов открытого общества, неразработанностью соответствующих концепцийсоциокультурной политики и деятельности учреждений культуры, что приводит кущербной практике реальной культурной работы. Иначе говоря, сегодня в странеимеются глубокие расхождения между официальной идеологией и культурой, что таитв себе (еще раз подчеркнем) опасный потенциал социальных конфликтов.

Список использованной литературы
1)Белов Г.А. Политология / Г.А. Белов — М.: ЧеРо, 1998, 304с.
2)Гаджиев К.С. Политическая наука/ К.С. Гаджиев – М.: Международные отношения,1996, 398с.
3) Краснов Б.И. Политические системы / Б.И.Краснов Социально-политический журнал.1995. № 3.
4)Политология.– СПб: Бизнес-Пресса, 1998, 420с.- (Учебное пособие)
5)Сербин В.С. “Основы Политологии”./ В.С. Сербин — Пятигорск, 1995 г. 122 с. – (Учебное пособие)
6) Мухаев Р.Т. Основы политологии/ Р.Т. Мухаев- М.: Новая школа, 1996.-192с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.