Реферат по предмету "Педагогика"


Контроль и обратная связь: аспекты интеграции

Контрольи обратная связь: аспекты интеграции
Кузнецова Е.В.
Научная организация контроля являетсяважнейшим условием эффективного управления процессом обучения иностранномуязыку. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятаяотдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую дляорганизации обучения «обратную информацию». Поэтому содержание контролянеразрывно связано с методической концепцией [1].
Практическая цель преподавания иностранногоязыка заклю­чается в обучении общению на иностранном языке. Для этогонеобходимо научить учащихся формировать и формулировать мысли с опорой нанеродной язык в процессе коммуникации. Некоторые методисты решающую роль вовладе­нии языком отводят речевым навыкам, которые создаются путем подражания имеханического заучивания. Мнение о «само­развивающейся» способности мыслить сопорой на иностранный язык ограничивает содержание методической концепции иконтро­ля. Е.И. Пассов отмечает, что обучающийся может сам овладеть некоторымиприемами учения, но «во сто крат полезнее для дела, если этому научит учитель,ибо он может предло­жить наиболее рациональные приемы» [2, 114-115]. Содержаниеобучения и контроля в овладении иностранным языком стало предметом данной статьи.
При практической цели обучения иностраннымязыкам главное содержание учебного процесса составляет овладение учащимисяречевой деятельностью на иностранном языке, в ходе которого решаютсявоспитательные, образова­тельные и развивающие задачи. Одним из условийосуществления этого требования является организация учебно-воспитательногопроцесса на оптималь­ном уровне с учетом различных факторов, влияющих на ход ирезультаты обучения. По иностранному языку оптимальная организация возможна пригибком управле­нии, которое позволяет вносить необходимые коррективы в ходучебной работы, учитывая расхождения между программой обучения, предложеннойучебно-методическим комплектом и преподавателем, и реальной учебной ситуацией,сложившейся в классе, а также сбои и пробелы, проявляющиеся в языковойподготовке учащихся.
Для осуществления эффективного управленияучебным про­цессом необходимо обеспечить обратную связь на постояннойоперационной основе,  которая  выступает в  форме  конт­роля.
В методической литературе выделяютсяразличные функции контроля в обучении иностранному языку [3]. Следуя общепеда­гогическомуподходу, некоторые методисты (Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Фоломкина С.К.,Шатилов С.Ф.) называют такие функции, как контрольно-корректирующую,контрольно-предупре­дительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обобщаю­щую;другие (Миролюбов А.А.) – классифицируют контрольные функции как обучающую,диагностическую, корректировочную, управленческую, оценочную.
Вопрос о функциях контроля в обучениииностранному языку следует рассматривать с учетом структуры самого учебногопроцесса. Обучение общению на иностранном языке осуществляется внепосредственном взаимодействии обучающей деятельности обучающего(преподавание) и учебной деятельности обучающихся (учение), которые составляютединую и целостную систему. В этой системе обратная связь функционирует вразличных направлениях: на преподавателя и на учащихся. Помимо направленности,она различается также набором функ­ций, их характером и содержанием [3].
Обратная связь, направленная напреподавателя, носит управ­ленческий характер и выполняет 1) диагностическую,2) оценочную и 3) корректировочную функции. Обратная связь, направленная научащихся, носит учебный характер и выполняет 1) корректировочную, 2) оценочнуюи 3) мотивационно-стимулирующую функции.
Получаемая информация одновременноявляется базой для оценки преподавателем учебной деятельности обучающегося иего са­мооценки своей речевой деятельности, которые несут мощный эмоциональныймотивационный заряд и оказывают стиму­лирующее воздействие. При некоторыхобстоятельствах она может оказать и отрицательное воздействие на обучающихся,приводя к затуханию мотивов ипотере стимулов к активности в работе, что также подтверждает важностьмотивационно-стимулирующей функции обратной связи в учебном процессе.
По мнения Старкова А.П., информацию пообратной связи учащиеся могут получить тремя путями [3]:
1) из указаний преподавателя, который в той или иной форме сообщает учащемуся обуспешности выполнения постав­ленных учебных задач, корректирует егоучебно-речевые действия, дает оценку этим действиям,  поощряя  и  стимулируя речевую деятельность учащегося;
2) путемвнешнего самоконтроля (взаимоконтроля) с по­мощью ключей   или  приемовпрограммированного обучения, осуществляя коррекцию и    самооценку  речевых действий;
3) путемвнутреннего самоконтроля, осуществляемого само­стоятельно  в  процессевыполнения речевых действий  на   базе сформированных  внутренних   психическихмоделей этих дейст­вий, сопоставлением этих моделей с   порожденными  высказываниями.
В процессе реального речевого общенияфункционирует обратная связь в форме внутреннего самоконтроля, котораясоставляет существенный и неотъемлемый компонент механизма восприятия ипорождения высказываний. Обеспечение функцио­нирования внутренней обратнойсвязи входит в задачи обуче­ния практическому владению иностранным языком. И входе обучения речевой деятельности контроль, осуществляемый преподавателем, ивнешний самоконтроль (взаимоконтроль) в той или иной форме не толькоспособствуют овладению учащимися речевой деятельностью, но и формируют ихвнутренний са­моконтроль.
Функциональный подход к контролю как кформе обратной связи в процессе управления обучающей деятельностьюпреподавателя и учебной деятельностью учащихся в их взаимосвязи ставит передметодистами и преподавателями ряд важных проблем, еще не нашедших своегорешения. К числу таких проблем относится в первую очередь вычленение объектовконтроля при практической цели обучения иностранным языкам. Выдвижение вкачестве объектов контроля видов речевой деятельности тре­бует вместе с темучета степени усвоения учениками граммати­ческих форм, лексики и произношения винтегрированном виде, как они функционируют в реальном общении.
Особую остроту приобретает поискфункциональных форм и приемов контроля, адекватных объекту контроля, а такжехарак­теру и уровню овладения данной речевой деятельностью. Попыткииспользовать письменные контрольные работы в качестве универсальной формыконтроля, например для установления сте­пени обученности учащихся устно-речевойдеятельности, пред­ставляют собой нарушение принципа функциональности и необеспечивают объективного отражения уровня владения учащи­мися именно этимвидом речевой деятельности.
Основная программа применительно кобучению общению на иностранном языке – это программа, в которой должна бытьзаложена идея профилак­тикиошибочной деятельности. Ошибка учащегося –это, глав­ным образом, сигнал не того, что он не овладел каким-либокоммуникативными навыками и умениями в обучении иностранному языку, а того, чтопрограмма составлена недостаточно правильно, не учтен один из факторовобучения. Поскольку предвидеть все факторы невозможно, вступает в силупрограмма корректи­рования. Но для этого должен быть специально подготовленпреподаватель, владеющий определенными инструментами, определен­ным комплексомсредств управления учением: открытый контроль, скрытый контроль, коррекция,наблюдение, учет, оценка и отметка. Инструменты, которыми должен владетьученик, это: само­контроль, взаимоконтроль, самооценка, взаимооценка.
На схеме предложенной Е.И. Пассовым видно, что сначаладолжен быть открытый контроль, затем на его основе –скрытый. На основе открытого контроля  появляется умение самоконтроля и уже наего основе – взаимоконтроль. Самооценка и взаимооценка вырастают на почвесамоконтро­ля. Таким образом, контроль выступает как один из инструментов,который входит в общую систему управления учением. Все десять инструментовнаправлены на объекты управления, которые важно выявить и номенклатурноперечислить [2].
/>
Важным требованием к контролю в любойформе является объективность полученных результатов, которая позволяет датьточную оценку и определить рекомендации по коррекции учебной речевойдеятельности обучающихся и методической деятельности преподавателя. Чтобы можнобыло проанализировать ход учебного процесса, оценить результаты контроля,определить при необходимости рекомендации по коррекции и их адрес, необходимоустановить дифференцированные параметры оценки по видам речевой деятельности иаспектам языка и обеспечить их качественную и количественную интерпретацию, чтопредставляет особую сложность при комплексном обучении речевой деятель­ности.
Изложенные соображения объясняют тотповышенный интерес к тестовым формам контроля, который проявился в последнеевремя среди методистов и преподавателей иностранных языков. Однако тестоваяметодика контроля требует специальных исследований, практической разработки иопытной проверки, с тем чтобы эта форма контроля могла удовлетворять условиямобучения иностранному языку и эффективно обеспечивать функционирование обратнойсвязи при обучении иностранному языку.
 
Список литературы
1. Мильруд, Р.П.Особенности контроля в овладении иноязычным речемышлением // Контроль вобучении иностранным языкам в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы /Ред.-сост. В.А. Слободчиков. – М.: Просвещение, 1986. – С.5-12.
2. Пассов Е.И.Теоретичексите основы обучения иноязычному высказыванию. – Воронеж, 1983.
3. Старков, А.П.Функциональная направленность контроля // Контроль в обучении иностраннымязыкам в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. В.А.Слободчиков. – М.: Просвещение, 1986. – С.28-33.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Товароведение и экспертиза одежно-обувных и пушно-меховых товаров
Реферат Промышленные биореакторы (виды, схемы, принцип работы, достоинства, недостатки)
Реферат Їни "Про основні засади державного нагляду (контролю) у сфері господарської діяльності" та відповідно до постанов Кабінету Міністрів України від 3 квітня 2006 р
Реферат Макроэкономическая политика в открытой экономике
Реферат 28. 01. 2011 Вопросы для подготовки к комплексному государственному экзамену по специальности «Менеджмент организации»
Реферат Повышение эффективности лесопромышленного предприятия на примере ОАО по Усть-Илимский лесопромышленный
Реферат Визначення собівартості і ціни виробу
Реферат Концепция устойчивого развития новая социально-экономическая парадигма
Реферат Организация и деятельность украинских националистов (Укр.)
Реферат з економіки галузі, менеджменту та маркетингу
Реферат Международные стандарты бухгалтерского учета. Состояние, условия и перспективы внедрения в РФ
Реферат Администрация муниципального образования городское поселение печенга печенгского района мурманской области постановление от 01. 08. 2011 №73
Реферат Демографическая ситуация в Поволжском районе
Реферат Слабости рынка и роль государства в их преодолении
Реферат Образы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова