Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И этовполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большие количествомузеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжихсвоим великолепием. Однако такая роскошь была достигнута высокой ценой. Район,где был воздвигнут город, очень болотистый, большая влажность почвы непозволяла строить большие каменные сооружения, т. к. они бы просто ушли в землювследствие ее рыхлости. Однако Петр I не отказался от своей идеи построитькрупный порт с выходом в Балтийское море и начались активные работы по осушениюболот. Этот труд был очень тяжелым, множество крестьян участвовало восуществлении задачи. Санкт-Петербург справедливо считают одним из самыхпрекрасных европейских городов. Часто называемый «северной столицей»России — это не только музей под открытым небом, но и просто воплощениепоследних трехсот лет российской истории. Непохожий на другие российскиегорода, Петербург часто становился местом действия литературных произведений игероем поэм. Петербуржцы считают свой город культурной столицей, ссылаясь нато, что лучшие русские писатели от Пушкина до Довлатова жили здесь, на берегахНевы, петербургский университет входит в десятку лучших в Европе, а Мариинскийтеатр и Эрмитаж вобрали в себя самое лучшее, что есть в искусстве. Музейный мирСанкт-Петербурга невероятно разнообразен. Это не только всемирно известныеЭрмитаж, Государственный Русский музей с богатейшей коллекцией русскогоискусства, дворцы Санкт-Петербурга и пригородов, но и так называемые малыегородские музеи. Например, музей знаменитого русского писателя Ф.М.Достоевского; музей музыкальных инструментов, музеи декоративно-прикладногоискусства, музеи профессиональной направленности.Богата и разнообразна событиями музыкальная жизньСанкт-Петербурга. Ежегодно в городе проходит более 100 фестивалей культуры иискусств. Появляются новые традиции — ежегодные городские карнавалы.Особое место в программе событий культурной жизниСанкт-Петербурга занимают балетные представления. Петербургская школа балета подостоинству считается одной из лучших в мире. Музейный мир Санкт-Петербурганевероятно разнообразен. Это не только всемирно известные Эрмитаж,Государственный Русский музей с богатейшей коллекцией русского искусства,дворцы Санкт-Петербурга и пригородов, но и так называемые малые городскиемузеи. Например, музей знаменитого русского писателя Ф.М. Достоевского; музеймузыкальных инструментов, музеи декоративно-прикладного искусства, музеипрофессиональной направленности.
В Петербурге сосуществуюти успешно реализуются различные концептуальные подходы к воспитанию. Среди нихможно отметить Программу воспитания (Петербургская концепция), «Педагогикууспеха», «Воспитание человека-созидателя», «Педагогику заботы» и др. Концепция«Воспитание петербуржца XXI века» представляет собой документ, в которомсделана попытка, сохраняя уникальность и неповторимость каждой из названныхконцепций, соглашать позиции всех заинтересованных сторон в понимании сущностивоспитательного процесса в образовательной системе Санкт-Петербурга.
В нейопределяются базовые подходы педагогического сообщества Санкт-Петербурга кценностям, целям, содержанию и нормам воспитательной деятельности в различныхтипах образовательных учреждений Санкт-Петербурга.
В рамкахконцепции петербургского воспитания можно сформулировать следующие основныепонятия концепции:
1. Воспитаниепредставляет собой ценностно-смысловой диалог ребенка с субъектами окружающегомира, способствующий формированию и развитию опыта самоопределения, творчестваи созидательной жизни ребенка. Такое понимание воспитания позволяет говорить оналичии в мире большого круга субъектов воспитания, одним из которых являетсясистема образования.
2. В системеобразования Санкт-Петербурга воспитание рассматривается как неотъемлемая частьобразовательного процесса, направленная на создание условий:
длястановления системы жизненных смыслов и ценностей растущего человека;
для включенияподрастающих поколений в пространство петербургской культуры;
дляосмысления ребенком цели своей жизни в соответствии с возможными путямиразвития;
для включенияучащихся в решение соответствующих их возрастным особенностям и возможностямпроблем в различных сферах жизни.
3. Цельвоспитания в системе образования Санкт-Петербурга определяется как воспитаниечеловека, готового и способного:
к жизненномусамоопределению в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга;
кгармонизации отношений с окружающим миром, решении: жизненных проблем различнойстепени сложности;
ксозидательной деятельности;
ксамостоятельному выбору здорового образа жизни.
4. Содержаниевоспитания петербуржца включает в себя следующие составляющие,ценностно-смыслового диалога ребенка с окружающим миром:
диалог ссамим собой: воспитание культуры жизненного и профессиональногосамоопределения, трудолюбия, становление внутренней гармонии подрастающегочеловека, успешное решение проблем, возникающих в процессе отношения с самимсобой;
диалог сдругим человеком: воспитание толерантности, культуры общения и взаимодействия;
— диалог ссоциумом: социализация, социальная адаптация, социальное творчество,направленные на воспитание этико-правовой культуры, гражданственности,обеспечивающее осознанное принятие и соблюдение нравственных установок, нормправил, законов социальной жизни Санкт-Петербурга, России, мира;
— диалог смиром человеческой культуры: воспитание патриотизма и культуры наследования,обеспечивающее, включение подрастающего поколения в процесс воспроизводстваценностей петербургской и мировой культуры;
— диалог смиром природы: воспитание культуры здорового образа жизни, обеспечивающеезаботу человека о своем здоровье и здоровье окружающего мира (экологическоеблагополучие).
Наличиеданных составляющих обеспечивает целостность содержания воспитания, отражаетвсю полноту отношений (и соответственно проблем) человека с окружающим миром.
Непрерывностьи преемственность воспитательного процесса в системе образования обеспечиваетсясогласованностью программ и проектов воспитательной деятельности для детейразличных возрастных групп с учетом их индивидуальных особенностей.
Спецификавоспитания человека меняется в процессе его развития. Особенно необходимавоспитательная деятельность со стороны педагога-воспитателя в кризисные периодыразвития ребенка, когда возникшая потребность в изменении отношений с миром неподкрепляется реальными возможностями развивающегося человека.
Воспитаниеребенка до 3 лет можно рассматривать как помощь в освоении основныхчеловеческих навыков (речь, прямохождение, удовлетворение физическихпотребностей) на основе учета индивидуальных особенностей ребенка (темперамент,ритм жизни, специфика развития). Основным воспитателем в этом возрасте являетсясемья.
Воспитаниеребенка 3—7 лет можно рассматривать как помощь в ролевом освоении мира.Существенную помощь семье в воспитании детей этого возраста оказываютучреждения дошкольного образования.
Воспитаниепетербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространствагорода, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений исубъектов социальной жизни. Помимо учреждений система образования (ДОУ,общеобразовательных учреждений, учреждений НПО, УДО) активное участие ввоспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры (музеи,театры, сады парки и др.), производственные и общественные объединения.
Реализацияконцепции предполагает обеспечить формирование у воспитанников и учащихся:
— нравственнойи гражданской позиции по отношению к Санкт-Петербургу и России;
толерантностипо отношению к ценностям различных культур;
готовности кпозитивной личностной и профессиональной самореализации;
осознаннойпотребности в здоровом образе жизни.
Передвоспитателями детского сада стоит задача: воспитать у детей бережное отношениек городу, желания узнать свой город, познакомиться ближе с ним. Воспитаниелюбви к родному городу, гордости (Я –петербуржец!). Формировать начальныезнания о родном городе. Воспитывать ребёнка в лучших традициях петербургскойкультуры Рассказывать о истории Санкт-Петербурга через судьбы замечательныхпетербуржцев. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки,песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Большое место в приобщениидетей к культуре города должны занимать народные праздники и традиции. Начинаяработу по патриотическому воспитанию, педагог должен прежде всего сам хорошознать природные, культурные, социальные и экономические особенности города. Ондолжен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерныетолько для данной местности, доступно показать связь родного города со всейстраной. Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов,фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционнымпрошлым, памятниками старины. Большое значение для патриотического воспитаниядетей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом — это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на её благо.Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание еёсогласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку исоответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание,особенности организации и руководства, всеми видами деятельности (занятиями,трудом, игрой), а также уметь их в едином педагогическом процессе, подчинивединой задаче. Также как и занятия, игры способствуют решению задачпатриотического воспитания. Игра, начатая детьми после наблюдения за трудовымпроцессом, а также под влияние понравившегося им художественного произведения илисюжетного рисования, может перерасти в интересную длительную игру, в которойребята применяют свои знания и уже накопленный ими жизненный опыт. Задачавоспитателя — поддержать интерес к такой игре, дать ей нужное направление.Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливаеттесную связь с семьёй. При внимательном отношении родителей к вопросампатриотического воспитания к своему городу каждая прогулка может статьсредством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесьстроится...», «Это музей знаменитого писателя...» и т. д.
Воспитаниепатриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задачнравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, кдетскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному городу и роднойстране.
Воспитывая удетей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город- это частица Родины.
Роднойгород… Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей,традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Четырехлетнийребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детскийсад.
Вниманиедетей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайшихулицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении,подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазонобъектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район игород в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детямобъясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знатьназвание своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честького они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом игород, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, наприроду, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать,что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знаниясвоего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народнымипромыслами края, народными умельцами.
Литература
1. М. Диманис «Прогулки по Санкт-Петербургу» Москва 2003г.
2. Н.В. Алешина«Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий» Изд. Творческийцентр. 1999г.
3. И.А.Колесникова, Л.С. Нагавкина, Барышников «Программа и словарь педагогическихпонятий по проблеме воспитания; петербургская концепция»