--PAGE_BREAK--
1.2. Особенности межличностных отношений в группе сверстников в условиях ДОУ.
Важной ступенью в развитии личности дошкольников становится появление устойчивых контактов со сверстниками. Замечено, что между собой дети начинают общаться еще до того, как научатся говорить, пользуясь жестами, мимикой, пантомимикой, они выражают друг другу свое эмоциональное состояние, просят о помощи. Двухлетние дети умеют непосредственно разговаривать друг с другом, со взрослыми, реагируют короткими отрывистыми фразами на знакомые явления окружающей действительности. На большинство адресованных лично им обращений дети этого возраста отвечают вполне правильно. Двух-трехлетние дети хорошо себя чувствуют в обществе знакомых им детей, меньше зависят от родителей. Между тремя и четырьмя годами контакты со сверстниками делаются более частыми, складываются первые детские взаимные привязанности. Дальнейшее развитие взаимоотношений детей идет в русле совместной игры. В ролевых играх, по мнению отечественного психолога Д.Б.Эльконина, между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования, даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные личностные качества ребенка.
Группа сверстников оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка, так как именно в условиях общения со сверстниками ребенку необходимо применять на практике нормы поведения по отношению к другим людям, приспособлять эти нормы к конкретным ситуациям. В детском обществе в процессе общения постоянно возникают ситуации, в которых необходимо согласовывать действия, уметь отказаться от личных желаний ради достижения общей цели и проявлять доброжелательное отношение к сверстнику. Не всегда дети находят нужные способы поведения и очень часто между ними возникают конфликты, при отстаивании каждым своих прав. Воспитатель, вмешиваясь в эти конфликты и улаживая их, учит детей выполнению норм поведения.
Так же значительное влияние на развитие личности оказывает общественное мнение, о тех или иных предметах, событиях, поступках. Зачастую в группах возникает конформность, то есть подчинение мнению большинства, даже если это противоречит собственному мнению, впечатлениям и знаниям. В шесть лет у дошкольников конформность является переходным этапом в овладении умением согласовывать свои мнения. Но нередко у некоторых детей она закрепляется, в виде отрицательного свойства личности.
Каждый ребенок занимает в группе определенное место, в зависимости от того, как к нему относятся сверстники. Оценка со стороны группы очень важна для дошкольников, они воздерживаются от поступков, вызывающих неодобрение сверстников и разными способами пытаются заслужить положительное отношение. Обычно выделяются два – три ребенка, которые пользуются наибольшей популярностью – лидеры: с ними многие хотят сидеть рядом на занятиях, дружить, им охотно подражают, охотно выполняют их просьбы, уступают игрушки. Так же имеются дети, которые вовсе непопулярные среди сверстников – отверженные: с ними мало общаются, их не принимают в игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей находится между этими «полосами».
Уровень популярности ребенка среди сверстников зависит от: его знаний, умственного развития, особенностей поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности, физической силы и выносливости, и еще от множества причин. Положение ребенка в группе показывает насколько принят ребенок сверстниками, насколько реализованы лил ущемлены его притязания на признание среди сверстников (18,161). Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то притязания в первую очередь отрабатываются в игре и в реальных отношениях по поводу игры. В игре потребность признании проявляется в двух планах: «быть как все» и «быть лучше, чем все». Дети ориентируются на достижения и поведение сверстников, стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. В то же время это может привести к конформизму как личностной характеристике. Однако и стремлению «быть лучше, чем все» могут сопутствовать негативные компоненты (24).
В цикле исследований, проведенных под руководством А.А.Бодалева,
(3) предметом исследования межличностных отношений является представление о другом, возникающее в результате межличностного восприятия и познания.
Смирнова Е.О. выдвинула подход о диалогичности сознания. Это представление содержится в ряде философских и филологических текстов ( М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.Бубер, С.Л.Франк).
Одно из основных положений этого подхода – другие люди не являются внешней средой, предметно воспринимаемой человеком. Встреча с другим возможна лишь в силу того, что этот другой уже живет в сознании человека. При внешней встрече осуществляется перенос уже существующего «внутреннего другого» на данного, конкретного человека.
В основе отношения людей лежат два противоречивые начала. В первом, оно является основой предметного типа отношений, другой является противопоставленным существом, определяемым через совокупность своих качеств. Эти качества становятся предметом познания, оценки или использования. Второе дает начало личностному типу отношений и предполагает несводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам; он может быть только субъектом общения и обращения, где выступает как целостная личность.
В реальных отношениях эти два начала не существуют в чистом виде и постоянно «переплетаются» друг с другом. Человек не может жить без познания и оценки других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведены только каким – либо конкретным функциям. Отношение к другому неразрывно связано с отношением к себе. Собственное Я также воспринимается как совокупность конкретных качеств, которые определяются оцениваются. Собственное Я всегда остается незавершенным, до конца неопределенным и приобщенным к другим людям изнутри. Отношение к себе, так же как и отношение к другим колеблется между этими двумя пределами, не достигая их. Вместе с тем в сознании человека всегда живет другой, который делает возможным осознание себя, то есть самосознание. Сознание ребенка изначально диалогично, и в нем всегда присутствует Другой. Функции и персонофикация этого Другого с возрастом изменяются. Первоначально для ребенка внутренним Другим является взрослый. При достижении определенного возрастного этапа развития им становится сверстник.
Процесс становления и развития отношений в дошкольном возрасте можно представить как « вхождение» сверстника во внутренний мир ребенка. Для детей младшей группы характерно значительное количество просоциальных действий при общем индифферентном отношении к другому ребенку. Дети трех лет безразличны к действиям сверстника и его оценке взрослым. В то же время они легко решают проблемные ситуации «в пользу» других: уступают очередь в игре, делятся игрушками. Чаще всего их подарки адресованы взрослым. Это свидетельствует о том, что сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка и не входит в состав его самосознания. Перелом в отношении к сверстнику происходит в середине дошкольного возраста. Ребенок начинает относиться к самому себе через другого ребенка. Другой становится предметом постоянного сравнения с собой. Сравнение направленно на противопоставление себя другому. В самосознании ребенка уже выделены определенные умения, навыки и качества, но осозноваться они могут только в сравнении с чьими-то другими, носителем которых является сверстник. К старшему дошкольному возрасту отношение к сверстнику меняется. Возникает непосредственное и бескорыстное желание помочь сверстнику. Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и самоценной, самодостаточной личностью, субъектом обращения его целостного неразложимого Я.
Так в общих чертах выглядит возрастная динамика отношения к сверстнику в дошкольном возрасте. Однако она может различаться в зависимости от индивидуальных особенностей (24).
Опираясь на исследования Е.О.Смирновой и В.Г.Утробиной (25) можно выделить несколько типов отношения к сверстнику.
Первый тип – пассивно-положительное отношение. Характеризуется отсутствием какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника.
Для второго типа – эгоистического отношения – характерно также отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Все проблемные ситуации дети эгоистического отношения к сверстнику решают в свою пользу.
Третий тип – конкурентное отношение. Дети активно вовлечены в действия сверстника, они оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество. Дети охотно соглашаются с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряженно встречают поощрения.
Дети с личностным типом отношения интересуются сверстником, эмоционально и практически вовлечены в его действия. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений.
Последний тип – неустойчивый тип отношений, он отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной стратегии поведения. В одних случаях дети проявляют личностное отношение, в других конкурентное.
В результате можно сделать вывод, что межличностные взаимоотношения оказывают существенное влияние на формирование ряда устойчивых характеристик, психических процессов, состояний и свойств личности. Детское общество имеет свою структуру, своеобразные моральные нормы и особенности взаимоотношений между его членами.
1.3 Зависимость эмоционального благополучия ребенка от личностного статуса в группе сверстников.
Эмоциональное самочувствие ребенка и общее отношение к детскому саду во многом зависят от его отношений со сверстниками. Ребенок чувствует себя гораздо увереннее и спокойнее в обстановке дружеского расположения, когда он может рассчитывать на поддержку и помощь сверстников, на их участие в возможных ситуациях эмоционального комфорта или дискомфорта. Положительный эмоциональный климат в группе создают доброжелательные отношения между сверстниками (13,67).
Как отмечает Мухина В.С.: « общение со сверстниками – жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения» (18).
Согласно исследованиям Кошелевой А.Д. (14), наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворенности ребенка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствует об особой значимости для ребенка-дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками. Невозможность достигнуть желаемых отношений делает для ребенка их еще более привлекательными и усугубляет его переживания, за которыми, по словам известного психолога Л.И.Божович, «лежит мир потребностей ребенка – его стремлений, желаний, намерений в их сложном переплетении между собой и в их соотношении с возможностями их удовлетворения» (6).
Неудовлетворенность ребенка взаимоотношениями с окружающими выступает в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева, оскорбленного самолюбия. В одних случаях они проявляются ярко и непосредственно – в речи, мимике, позе, движениях. С другой стороны они могут проявляться и иначе: в особой избирательности действий, поступков, отношения к другим людям. В таких случаях мотивы и эмоции ребенка легко выявить, и это может стать причиной неправильного и поверхностного суждения о причинах тех или иных поступков детей. Например, некоторые воспитатели считают равнодушными детей отстраняющихся от общих дел, а тихих детей, не мешающих им считают благополучными и при этом они не пытаются объяснить, понять поведение ребенка и часто просто оставляют его в покое (14,136).
Опираясь на исследования Кошелевой А.Д. можно пронаблюдать развитие зависимости эмоционального состояния детей разных возрастов от их социального окружения.
Главной особенностью межличностных отношений детей раннего возраста является то, что они только начинают складываться. В отличие от ситуативно-делового общения со взрослыми детские контакты лишены деловой цели. Поэтому сложно назвать это общение межличностным, малыши почти не реагируют на индивидуальность партнера. Можно сказать, что для детей этого возраста важно, чтобы партнер вообще был, и почти совсем не имеет значения, какой он. В исследованиях Смирновой Е.О. такое отношение к сверстнику называется пассивно-положительным. Оно имеет объективный ( предметный) характер, поскольку действия и эмоции связаны с использованием отдельных действий сверстника.
Также нельзя не сказать о том, что непосредственное влияние на эмоциональное самочувствие оказывают так называемые «неполадки» взаимодействия, когда один ребенок ударил другого или отнял у него игрушку и т.п. Детям также эмоционально тяжело в группе, где много шумных, подвижных детей, где есть постоянно плачущие дети с затянувшимся периодом адаптации.
Опираясь на исследования А.Д.Кошелевой (13), можно выделить качества, которыми обладают популярные дети второй младшей группы (дети от трех до четырех лет).
Это дети, для которых характерны: интерес к сверстнику, эмоциональная и практическая вовлеченность в его действия, преобладание положительных эмоций направленных на сверстника. Как правило общение этих детей с другими сопровождается улыбкой, взглядом в глаза, обращением по имени. Воспитатели группы характеризуют этих детей «как самых нормальных». Для таких детей характерна высокая активность в придумывании новых игр и игровых действий, определении ролей и их содержании. Они являются инициаторами приглашения в игру других детей и воспитателя, активно подхватывают действия, предложенные другими детьми.
Наблюдения Кошелевой А.Д. показали, что дети находящиеся в разряде изолированных в этой возрастной группе не кажутся ущемленными и действительно изолированными. С ними играют, общаются, им помогают. Таким образом можно сделать вывод, что для детей младшего дошкольного возраста главной составляющей предпочтения является наличие выраженных эмоционально окрашенных средств общения, средств взаимодействия. Дети предпочитают тех сверстников, которые удовлетворяют их потребность в общении. Если же какие-либо причины препятствуют такому взаимодействию, значимость партнера снижается.
В среднем дошкольном возрасте для того, чтобы ребенок был принят другими детьми, необходим высокий уровень игровой деятельности, взаимопомощи, в способности разрешить конфликт минным путем.
В старшем дошкольном возрасте (в старшей и подготовительной группах детского сада) эмоциональное благополучие ребенка в группе сверстников зависит либо от способности организации совместной игровой деятельности, либо от успешности продуктивной деятельности, то есть в этом возрасте повышается значимость овладения различными видами деятельности. У популярных детей наблюдается высокая успешность в совместной познавательной, трудовой и игровой деятельности. Они активны, ориентированы на результат, ожидают положительной оценки. Дети с неблагоприятным положением в группе имеют низкую успешность в деятельности, которая вызывает у них отрицательные эмоции, отказ от работы.
Эмоциональные характеристики партнера в старшем дошкольном возрасте ( особенно на седьмом году жизни) уже не играют такой главенствующей роли, как в младшем и среднем дошкольном возрасте. Потребность быть лучше или во всяком случае не хуже других настолько велика, что может в короткий срок изменить ребенка до неузнаваемости.
Таким образом Кошелева А.Д. в своем исследовании показала, насколько взаимосвязаны в детском саду эмоциональное благополучие ребенка и характер его взаимоотношений со сверстниками. Также автор еще раз подтвердила концепцию М.И. Лисиной о том, что примерно к четырем годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый.
М.Емельянова в своей работе (11) выделила качества, значимые для высокого и низкого статуса дошкольников в коллективе сверстников. Согласно этой работе для детей 3-7 лет, имеющих высокий статус в коллективе сверстников, характерны такие качества, как успешность совместной со сверстниками деятельности, высокая социальная активность ( социальная инициатива и социальная исполнительность), высокий уровень игровых умений, обостренная, ярко выраженная потребность в общении и признании, физические достоинства ( внешняя привлекательность, правильные черты лица, приятный голос, отсутствие дефектов в физиологическом развитии ), нравственные качества, успешность в познавательной и трудовой деятельности, эмоционально-волевые качества, умение помочь и др. В свою очередь для дошкольников, имеющих низкий статус в коллективе сверстников, характерны социальная пассивность, замкнутость, эгоизм, погружение в себя, нарушение общественных норм ( драчливость, грубость, агрессивность ), капризность, плаксивость, склонность к жалобам на сверстников, ограниченность интересов и др. Также Емельянова М. отметила интересный факт: чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами; для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной – двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств.
Т.А. Репина занималась исследованием вопроса о функциях детской группы. В своих исследованиях она указывает на то, что общение и совместная деятельность со сверстниками для ребенка дошкольного возраста, когда он попадает в детский сад, чрезвычайно важны. Поэтому так высоко ценятся у дошкольников качества, обеспечивающие успешность совместной деятельности. Дети дошкольного возраста стараются заслужить положительное отношение сверстников своим поведением. Именно в этом возрасте интенсивно формирующееся самосознание ребенка приводит к возникновению у него потребности в идентификации себя с образцом, более близким и доступным для сравнения и подражания, чем взрослый. Сверстник удовлетворяет требованиям этого образца. Сверстники удовлетворяют и потребность в дружеских отношениях, и в эмоциональной поддержке со стороны равных. Как отмечает Репина Т.А для эмоционального благополучия ребенка важно, чтобы он чувствовал себя равным среди других детей (21).
Итак, можно сделать вывод, что группа сверстников для ребенка – источник многих положительных эмоций. В ней дети проходят специальную тренировку во взаимодействии друг с другом. Группа помогает формированию взглядов и поведения ребенка и предоставляет ему модели для подражания, в том числе модель, соответствующую его полу. В дошкольной группе корректируется самооценка ребенка. Именно группа сверстников помогает дошкольнику адекватно оценить собственное поведение как через сравнение его с поведением других детей, так и с помощью оценок, которые дают ему сверстники.
Глава 2. экспериментальная работа по изучению влияния межличностных отношений на эмоциональное благополучие ребенка.
2.1. изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
Как нами было уже отмечено, для полноценного психического развития большое значение имеет эмоциональное благополучие ребенка.
Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 15 « Дружная семейка» в старшей группе. В исследовании принимали участие 20 детей:
1. Тимур А.
2. Саша Б.
3. Настя Б.
4. Оксана В.
5. Эльмира Г.
6. Алеша Г.
7. Даниил Г.
8. Денис З.
9. Лера Д.
10. Настя К.
11. Рома К.
12. Стас К.
13. Стас Л.
14. Лера М.
15. Саша М.
16. Аня Н.
17. Вова П.
18. Рома Р.
19. Кристина Р.
20. Женя Ш.
Для изучения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста были подобраны такие методики, как « Лесенка» и « Маски».
Методика « Лесенка» направлена на исследование самооценки детей. Ребенку давался листок с нарисованной на нем лестницей и проводилась следующая инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. Далее задавались следующие вопросы: На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница? Ответы детей занесены в таблицу № 1.
Имя ребенка
Куда поставят(номер ступеньки)
Уровень самооценки
сам
мама
папа
воспитатель
Тимур А.
6
7
4
6
Высокая
Саша Б.
5
7
5
5
Высокая
Настя Б.
7
7
6
7
Завышенная
Оксана В.
5
5
4
5
Высокая
Эльмира Г.
4
3
2
3
Средняя
Алеша Г.
7
7
7
7
Завышенная
Даниил Г.
7
7
5
4
Высокая
Денис З.
4
4
5
4
Высокая
Лера Д.
1
3
2
2
Заниженная
Настя К.
5
6
5
6
Высокая
Рома К.
3
4
3
2
Средняя
Стас К.
5
6
6
6
Высокая
Стас Л.
1
2
1
1
Заниженная
Лера М.
3
4
4
5
Средняя
Саша М.
6
7
7
7
Завышенная
Аня Н.
7
7
7
7
Завышенная
Вова П.
5
4
4
3
Средняя
Рома Р.
5
6
6
5
Высокая
Кристина Р.
6
7
7
6
Высокая
Женя Ш.
3
3
4
3
Средняя
После проведения методики мы выявили следующую картину:
— заниженную самооценку имеют 10% детей, то есть 2 ребенка – это Лера Д. и Стас Л.
— средний уровень самооценки показали 25% детей – это: Эльмира Г., Рома К., Лера М., Вова П. и Женя Ш.
— высоко оценивают себя 45% детей группы – это: Тимур А., Саша Б., Оксана В., Даниил Г., Денис З., Настя К., Стас К., Рома Р. И Кристина Р.
— завышенный уровень самооценки у 20% детей группы – это Настя Б., Алеша Г., Саша М. и Аня Н.
Для определения удовлетворенности или неудовлетворенности ребенка своим статусным положением в группе мы провели методику «Маски».
Ребенку давались маски, нарисованные на бумаге, символизирующие хорошее и плохое настроение и предлагалась следующая инструкция: Посмотри на эти лица. 1. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? 2. А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (показывали каждую из масок по очереди ) 3. А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (опять показывали по очереди каждую из масок) После ответов ребенка, подсчитывали сколько раз были выбраны маски с хорошим настроением и сколько с плохим. Результаты проведения методики выражены в таблице № 2.
Имя ребенка
Вопрос №1(номер маски)
Вопрос №2
Вопрос №3
Общее количество
Хорошее настроение
Плохое настроение
Хорошее настроение
Плохое настроение
Хорошее настроение
Плохое настроение
Тимур А.
2
5
3
5
3
10
6
Саша Б.
2
4
2
4
1
8
3
Настя Б.
2
3
1
3
2
6
3
Оксана В.
2
5
3
5
2
10
5
Эльмира Г.
2
4
2
3
2
7
4
Алеша Г.
2
5
4
5
4
10
8
Даниил Г.
2
3
4
3
4
6
8
Денис З.
2
2
2
2
2
4
4
Лера Д.
1
2
4
1
3
3
7
Настя К.
2
3
4
5
3
8
7
Рома К.
2
3
4
3
2
6
6
Стас К.
2
5
4
5
4
10
6
Стас Л.
1
4
6
2
3
6
9
Лера М.
2
5
1
5
2
10
3
Саша М.
2
2
3
2
3
4
6
Аня Н.
2
6
2
6
3
12
5
Вова П.
2
3
4
3
4
3
8
Рома Р.
2
4
5
1
2
5
7
Кристина Р.
2
2
3
1
1
3
4
Женя Ш.
2
2
3
3
2
5
5
Методика « Маски» показала следующие результаты:
— своим статусным положением в группе удовлетворенно 12 детей, что составляет 65 % всей группы;
- остальные 7детей, что составляет 45% группы, своим личностным статусом в группе не удовлетворены.
- продолжение
--PAGE_BREAK--
2.2. Изучение межличностных отношений в группе сверстников детей старшего дошкольного возраста.
Как подчеркивает А.А. Бодалев (3), межличностное общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложного психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.
Для выявления характера отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы мы провели методику «Два домика».
Ребенку давался лист бумаги, на котором были нарисованы два небольших стандартных домика. Один из них красного цвета, а другой – черного. Ребенку предлагалась следующая инструкция: Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много разных игрушек, а в черном домике игрушек нет. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил в красный домик, а кого поселил бы в черный. После инструкции, ответы детей были занесены в таблицу 3.
Список группы
Выборы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
1
+
-
2
+
-
3
-
+
4
+
-
5
-
+
6
+
-
7
+
-
8
+
-
9
+
-
10
-
+
11
+
-
12
+
-
13
+
-
14
-
+
15
+
-
16
+
-
17
+
-
18
+
-
19
-
+
20
-
+
После проведения методики « Два домика» мы получили следующие результаты:
— В группе выявлено 2 лидера – это Аня Н. и Алеша Г.;
— Также 3 ребенка являются отверженными – это Лера Д., Стас Л. и Женя Ш.;
— 9 детей отмечены как изолированные – это Тимур А., Саша Б., Оксана В., Денис З., Рома К., Лера М., Саша М., Рома Р. и Кристина Р.;
- Остальные 6 детей в группе считаются принятыми – это Настя Б., Эльмира Г., Даниил Г., Настя К., Стас К. и Вова П. продолжение
--PAGE_BREAK--