Реферат по предмету "Педагогика"


Влияние использования нестандартного оборудования на формирование интереса младшего школьного возраста

--PAGE_BREAK--При использовании данного оборудования у детей так же идет развитие познавательного интереса. Дети легко и просто могут справляться с различными заданиями, даваемыми учителем. Так же они могут сами придумывать задания с данным оборудованием, что вызывает у детей более выраженный интерес к данному оборудованию и заданию.
Баскетбол
При прохождении раздела «Баскетбол» при разучивании техники ведения мяча можно применить простое приспособление — мяч на пружине, которое легко можно сделать своими силами [13, c.60].
Приспособление состоит из пружины, в которую вставлена трубка длиной 170-220 мм с кольцом. Диаметр кольца 200-200 мм. Трубка крепится к пружине болтом.
Все приспособление крепится к вертикальной стойке гимнастической стенки. В нерабочем положении металлическое кольцо прижато к стенке. Чтобы выполнить упражнения, надо отвести кольцо от стены до горизонтального положения и вложить в него большой мяч.
Это исходное положение для разучивания отдельных элементов — правильно положения руки на мяче, движения руки при ведении мяча. При неправильном выполнении техники ведения мяча мяч в кольце будет «убегать» от ученика, а кольцо прижимается к гимнастической стенке.
При выполнении упражнений надо стоять сбоку от снаряда, соблюдая правильную стойку баскетболиста, сочетая движение рукой с пружинящей работой ног. Не рекомендуется смотреть на мяч. В зале можно укрепить несколько подобных приспособлений. Это повысит плотность урока. [13, с.61]
Т.о. при использовании этого оборудования у детей закладывается правильность выполнения техники ведения мяча на начальном этапе разучивания. Так же можно применить и игровые комплексы для более интересного прохождения учебного материала на данном уроке. Например: «Брось — поймай». Перед каждой колонной на расстоянии 2 м от стены кладут гимнастический мат. По сигналу первый игрок с ведением мяча бежит к мату, ложится и выполняет передачу в стену, ловит мяч после отскока, ведя мяч, возвращается назад и передает его в руки второго игрока.
«Неудобный бросок». Команды стоят в колоннах по одному. По сигналу выполняется ведение, игрок обводит стойки, потом, добежав до центральной линии, выполняет бросок сзади между ног впереди стоящему игроку своей команды и встает в конец колонны.
Легкая атлетика
В процессе обучения школьников бегу с преодолением препятствий перед учителем зачастую встает проблема спортивного инвентаря.
Гимнастические скамейки, козел и другие удобно применять в зале, а стандартные легкоатлетические барьеры можно использовать лишь при обучении технике без опорных способов преодоления препятствий.
В работе можно применять разборные препятствия, изготовление которых в школьной мастерской не вызовет трудностей [22, c. 19].
Препятствие состоит из перекладины (деревянный брус — 1400х120), двух несущих и двух выдвижных (стальная труба прямоугольного сечения (560х30х60)) стоек и двух подножек (дюралюминиевый швеллер — 1400х140х70) [22, c. 20].
Несущая стойка фиксируется на подножке при помощи подпятника, выполненного из стального уголка и закрепленного сварным швом у основания стойки, а также растяжек, которые имеются в любой школе. Выдвижная стойка вверху заканчивается крепежной лапкой (стальная пластина — 150х60х8), имеющей паз (90х114). Крепление лапки осуществляется также при помощи сварного шва по периметру. Несущие выдвижные стойки соединяются направляющими болтами М12х60, которые вставляются в сквозное отверстие каждой стойки и соответствующие пазы другой стойки. Поднятая на нужную высоту выдвижная стойка затягивается гайками.
Металлические шайбы с прокладками, выполненные из твердой резины, предохраняют стойки от царапин и хорошо их фиксируют.
Перекладина препятствия устанавливается при помощи четырех болтов М14х140, по два с каждой стороны, вставляемых в пазы крепежных лапок выдвижных стоек и снизу затягиваемых гайками.
Процесс разборки или сборки препятствия одним человеком при определенном навыке занимает не более 6-7 мин. В разобранном виде препятствие не занимает много места и удобно для хранения, а сравнительно небольшой вес позволяет без особого труда доставлять это приспособление к предполагаемому месту занятий. Таким образом, разобранное препятствие может с одинаковым успехом использоваться как в условиях спортивного зала, так и в тренировочных занятиях на местности [22, c.21].
Необходимую устойчивость препятствию обеспечивают длинные подножки. Для большей безопасности проведения занятий предусмотрена возможность дополнительного крепления всего препятствия. Для этого на обоих концах подножек просверлены отверстия, в которые вбиваются металлические колышки в случае проведения занятий на местности. Используются и болты в комплекте с заранее забетонированными в местах крепления на грунте металлическими пластинами, имеющими резьбовые отверстия [22, c.23].
Благодаря возможности изменять высоту с 62 до 92 см в зависимости от возраста и подготовленности, учащихся препятствие может применяться как в младших классах, так и в старших.
Учебно-тренировочное разборное препятствие можно применять круглогодично, что позволяет значительно разнообразить уроки физической культуры и лучше подготовить старшеклассников на полосе препятствий.
При использовании этого оборудования у детей формируется интерес к двигательным действиям. С данным оборудованием учащиеся придумывают различные задания, так идет формирование интереса к творчеству, например: «Укрощение змей». Выполняется в парах. Один игрок держит в руках длинную веревку, которую он вращает, создавая волны. Другой стоит за барьерной стойкой и прыжками пытается наступить на веревку. Если удается, то меняются местами [8, c.31].
«Ногами в цель». На полу рисуют мишень, за попадание в каждый ее круг дают определенные очки. Игроки садятся за барьерную стойку, которую ставят за большой круг. Затем по очереди кидают ногами в мишень самодельные мешочки с песком. После всех бросков подсчитывают очки.
Снаряд для метания легко изготовить силами учеников в каждой школе из отслуживших свой срок волейбольных мячей. Чтобы сделать его, нужна покрышка от волейбольного мяча, бельевая веревка, капроновые нитки, большая игла и материал набивки [22, c.24].
Взяв веревку, сплетаем ее (вшестеро) и на одном конце завязываем узел, оставляя свободный конец веревки длинной 15-20 см. Затем, разрезав волейбольный мяч по шву, отпариваем и извлекаем отслужившую камеру, набиваем покрышку тряпками и вставляем в прорезь покрышки узел веревки. После этого шов зашиваем. Место выхода веревки прошиваем вокруг, пропуская нить через узел. Хорошо закрепляя сплетенные веревки капроновой нитью, мы продлеваем срок службы снаряда.
Предлагаемые мячи с веревкой можно метать в любое время года, летом и зимой, на улице и в зале. Неплотно набитая покрышка смягчает удар о стену и предохраняет ее от разрушения.
За 5 минут каждый ученик может выполнить 20-30 бросков. Применяя этот снаряд, ученики старших классов улучшат свои показатели в метании. [22, с.45-46]
Таким образом, при использовании нестандартного оборудования на уроках физической культуры, увеличивается плотность урока, повышается качество обучения, эмоциональный настрой учащихся.
2.2 Установка оборудования Обучение учащихся практическим навыкам установки многокомплектного оборудования начинается с четкого распределения между ними обязанностей по выполнению определенных функций. Одни из ребят развертывает секции оборудования в рабочее положение: отодвигали их от стены к центру зала и фиксировали стопорными болтами к полу, а также размещали гимнастические маты и скамейки. Остальные учащиеся устанавливают снаряды оборудования после его развертывания (из расчета по два человека на каждый снаряд) [7, c.43].
Методика установки таких снарядов, как перекладина и брусья (они составляют основу многокомплектного спортивного оборудования), примерно одинакова. Поэтому достаточно подробно рассмотреть методику установки одного снаряда — перекладины.
В исходном положении гриф перекладины в секции оборудования расположен вертикально: верхний его конец укреплен шарнирно в подвижном хомуте, а нижний упирается в «пятачок» [7, c.44].
Один из двух учащихся, распределенных на установку снарядов, приподнимает гриф перекладины немного вверх и вынимает его из упорного пятачка, расположенного в нижней части секции. Затем он отодвигает нижний конец грифа в сторону и передает его товарищу, а сам опускает верхний его конец вместе с подвижным хомутом до необходимого уровня высоты установки перекладины, фиксирует этот хомут через отверстие болтом.
Второй учащийся в это же время на необходимой высоте фиксирует подвижный хомут рядом стоящей секции стопорным болтом через отверстие в трубе секции. Затем он укрепляет свободный конец грифа в скобе хомута также стопорным болтом.
Аналогично устанавливают жерди брусьев. После укладки гимнастических матов начинается опробование снарядов. На этом установка перекладин и брусьев в рабочее положение заканчивается.
Свертывание оборудования осуществляется в обратном порядке: убираются гимнастические маты и скамейки, устанавливаются в исходное положение грифы перекладин и жерди брусьев (вертикально), освобождаются фиксаторы каждой секции, сдвигаются к стене перекладины и брусья [7, c.45].
Имеет смысл подробнее рассказать и о методике установки гимнастических канатов в рабочее положение. В исходном положении они слегка закручены вокруг одной из вертикальных труб секции. Для их установки вначале необходимо выдвинуть секции оборудования к центру зала и зафиксировать их. Канаты раскручивают, затем, держась за нижний конец, резким движением в сторону сдвигают верхний конец каната, закрепленный на кольце (которое имеет возможность свободно, перемещаться по горизонтальной трубе, связывающей шарнирно все секции), к середине промежутка между секциями.
Установка гимнастических канатов в исходное положение осуществляется в обратном порядке. Ну, если возникла необходимость установить гимнастические канаты не только из исходного положения всего оборудования, но и после окончания упражнений на перекладинах и брусьях, т.е. когда оборудование уже развернуто и снаряды установлены? Для этого нужно только убрать грифы перекладин и жерди брусьев (в обратном порядке) в исходное положение в каждой секции и установить описанным выше методом гимнастические канаты в рабочее положение [14, c.45].
Для профессионально-прикладной физической подготовки и других видов деятельности, учащихся в многокомплектном спортивном оборудовании предусмотрены также гимнастические лестницы, которые могут располагаться горизонтально, образуя своеобразный рукоход.
В исходном положении гимнастические лестницы расположены вертикально и соединены шарнирно с горизонтальной верхней трубой секции. Опытным путем можно выявить рациональную методику перевода лестниц в горизонтальное (рабочее) положение.
Так же, как и при установке перекладин, брусьев и канатов, несколько учащихся отодвигают секции оборудования к центру спортзала и фиксируют их. Остальные учащиеся распределяются по два на каждую гимнастическую лестницу [14, c.46].
Устанавливают лестницы в горизонтальном положении последовательно, начиная с любого конца оборудования. Один из освободившихся учащихся взбирается на верхнюю горизонтальную трубу первой секции и принимает из рук в руки конец лестницы, который подают ему два товарища, стоящие внизу, и стопорит ее болтом в скобах, приваренных к трубе. Затем передвигается по укрепленной уже лестнице и стопорит остальные. Освободившиеся учащиеся укладывают маты и расставляют скамейки. Установка лестниц в исходное положение происходит в обратном порядке. При достаточном уровне подготовленности и организации, учащихся время, затрачиваемое на установку снарядов на уроке, составляет не более 2 мин. Причем для более успешной подготовительной работы по установке снарядов целесообразно периодически менять учащихся на различных операциях с целью изучения ими всех приемов и действий [14, c.47].
Подготовка к работе многокомплектного спортивного оборудования, расположенного на открытой площадке, намного проще и в основном сводится к поддержанию чистоты рабочего состояния снарядов и их отдельных узлов, скамеек и других приспособлений.
Стремясь постоянно поддерживать интерес ребят к процессу самой деятельности, будь то упражнения или установка снарядов, с первых занятий можно организовать установку и уборку снарядов многокомплектного оборудования в виде соревнования между отдельными группами учащихся.
Таким образом, установка оборудования воспитывает у детей такое качество как бережное отношение к инвентарю. Так же используется соревновательный метод для поднятия эмоционального тонуса, что прививает любовь к уроку [9, c.22].
2.3 Изготовление нестандартного оборудования Складная наклонная скамья.
Трансформируемое изделие, для жима лежа — наклонная скамейка. Она состоит из двух плоскостных элементов, соединенных между собой рояльной петлей. Каждый из этих элементов скамьи снабжен. Ножками. Парные ножки П. — образной формы различной величины (40-50 см и 15-20 см) обеспечивают наклонное положение скамьи [1, c.32].
После тренировок такая скамейка складывается вверх (ни в коем случае не вниз), а ножки предварительно поворачиваются и устанавливаются в ее плоскости. В рабочем положении она имеет длину 180 см, ширину 45-50 см. Угол наклона скамьи к плоскости площадки 20°.
Скамейка снабжается расположенными сбоку ручками, при помощи которых ее можно легко переносить.
Конструкция скамьи состоит из двух металлических рам. Плоскость скамейки может покрываться гнуто выклейными элементами из фанеры; древесностружечными, древесноволокнистыми плитами (не более 2 см толщиной) с последующей фанеровкой или покрытием пластиком, а также и просто армированным пластиком.
Желательно, чтобы верхний элемент скамьи имел неглубокий (1-2 см) продольный желоб, расположенный посредине, для того чтобы максимально уменьшить нагрузку на позвоночник спортсменов. [1, с.12]
В сложенном виде такая скамья напоминает своеобразный плоский чемодан с размерами 90Х45 см, удобный для переноски. Вес его различен в зависимости от применяющихся материалов, но находится в пределах 10-15 кг. Это изделие настолько просто в изготовлении, что может быть сделано в течение нескольких часов [1, c.34].
Делая скамейку для тренировок, необходимо закреплять ножки так, чтобы не было перекосов. Ножки должны устанавливаться в рабочем положении под углом к плоскости площадки, чтобы обеспечить большую жесткость и предохранить от случайного складывания их в процессе тренировки. Скамья будет опираться фактически в трех местах: первая пара ножек, вторая пара ножек и торец нижней половины скамьи. Конструкция, закрепляющая ножки к скамье, должна предусматривать поворот их только в одну сторону.
Металлические П. — образные трубки для ножек могут иметь диаметр 2,5-3 см. Концы их снабжаются резиновыми или пластмассовыми башмачками. Такие насадки делаются для предотвращения скольжения скамьи по поверхности площадки [1, c.10].
Скамьи аналогичного типа давно и с успехом применяются во многих спортивных залах нашей страны, а (также в некоторых зарубежных странах; США, Австрии, Швеции, ФРГ и других) Скамьи оригинальной конструкции изготавливаются, например, американской фирмой «Йорк Барбелл компаний».
Возможно изготовление собственными силами и другого типа трансформируемой скамьи. Рабочая поверхность ее имеет длину 140-150 см, ширину 45-50 см. Скамья состоит также из двух элементов: самой плоскости скамьи и подголовника. Эти элементы при необходимости могут приподниматься с каждого края, а затем фиксироваться в таком положении на время тренировки.
Такая конструкция удобна тем, что благодаря изменениям угла наклона двух частей скамьи можно разнообразить тренировки, развивать определенные группы мышц. [1, с.13]
Каждый из этих двух элементов рабочей плоскости скамьи крепится к металлическому основанию подвижно (на рояльных петлях, шарнирах). Фиксация под углом происходит при помощи простых опорных элементов с защелками на различную высоту. Изготавливаются они из стальных полосных элементов (сечение 3-4 мм) или стальных трубок (диаметр 20-25 мм). Основание имеет металлическую раму с четырьмя ножками (диаметр трубок 25-30 мм), на которую непосредственно укладывается сама скамья. Скамья может изготавливаться из гнутовыклейных элементов фанеры; древесностружечных, древесноволокнистых плит (не более 2 см толщиной) с покрытием пластиком или фанеровкой, из столярной плиты.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Деревянные элементы этих двух типов скамей покрываются бесцветным матирующим нитролаком, который оставляет видимой для глаза текстуру древесины. Металлические элементы покрываются нитроэмалью светло-серого, серо-стального, голубого цвета, а подвижные и фиксирующие элементы маркируются желтым или белым цветом. Ножки скамьи снабжаются, как и у предыдущего типа, пластмассовыми или резиновыми башмачками. Углы и кромки рабочей плоскости скамей всех типов необходимо сделать овальными, чтобы избежать травм.
Таким образом, складная наклонная скамейка удобна в применении и развивает силовые качества у детей. Так же ее можно использовать на уроках гимнастики [1, c.23].
Складные перекладины.
Это решение будет особенно удачным, если сложенные перекладины располагаются не у плоскости, а в самой плоскости стен. Тогда ровная торцовая поверхность сможет использоваться и для отработки ударов мяча о стену при тренировках по теннису.
Чтобы не усложнять конструкцию перекладин и в то же время обеспечить изменение ее по высоте, можно установить несколько (2-3) перекладин различной высоты для людей различного роста, а также для детей младшего и среднего школьного возраста. С одной стороны перекладина шарнирно соединяется со стеной, а с другой стороны устанавливается на стойке с растяжками. Таким образом, сняв растяжки, перекладину можно быстро сложить.
Стойка покрывается нитроэмалью светло-серого или серо-стального цвета. Шарниры, позволяющие перекладине складываться, маркируются белым или желтым цветом. [1, с.16]
Подъемные гимнастические кольца.
У торцовой стенки могут также располагаться кольца. Их конструктивный принцип таков. На высоте трех метров, то есть в верхней части этой стенки закрепляется консоль. Стальная конструкция может быть изготовлена из труб или прямоугольного замкнутого профиля и должна быть снабжена роликами, по которым перемещаются тросы с прикрепленными к ним кольцами [1, c.48].
Консоль должна выступать из плоскости стены примерно на 3 м, чтобы спортсмены случайно не могли удариться о деревянную стенку. Особые требования должны быть предъявлены к ее закреплению.
Консоль следует навешивать на бетонный столб-стойку, используемую для ограждения площадки. В качестве дополнительного закрепления можно использовать щитовую конструкцию торцовой стенки. Причем вся конструкция должна быть рассчитана на динамическую нагрузку в 200 кг. Если тренировка на кольцах закончена, они поднимаются, и все пространство площадки поступает в распоряжение спортсменов другой специализации. Не следует забывать, что при тренировках на кольцах на поверхность универсальной спортивной площадки должны укладываться два, три мата.
Окрасить консоль рекомендуется в светло-серый или белый цвет. [1, с.50]
Переносные брусья.
Кроме описанного спортивного оборудования, могут быть использованы простейшие изделия, напоминающие равновеликие брусья. Что же они собой представляют? Назовем их условно брусьями для отжимания.
На деревянном основании размером 1х1 м устанавливаются на металлическом основании два бруса. Длина каждого составляет 80 — 90 см, причем их сечение овальное — аналогично обычным спортивным брусьям, а ширина между ними переменная, от 30 до 50 — 60 см.
Брусья устанавливаются на высоте 35-45 см от поверхности этого деревянного основания. Закрепляются они на стойках из полосного металла. Металлическая конструкция основания предусматривает изменение расстояния между брусьями, для чего нижняя часть стоек снабжена отверстиями через каждые 5 см. Такое переменное расстояние необходимо, так как на снарядах занимаются люди самой различной комплекции. Что будет узко для одного, окажется широким для другого Такие упрощенные брусья служат не только для отжимания из различных позиций, но и для тренировки брюшного пресса (прямой угол) и т.д. Эта конструкция настолько проста, что может быть выполнена даже школьниками младших классов на уроках по труду. Деревянные элементы изделия покрываются бесцветным матирующим лаком, сохраняющим натуральный цвет древесины, а металлические — нитроэмалью светло-серых или серо-стальных цветов. Нижняя часть металлических стоек, позволяющая при помощи винтов и гаек менять расстояние, маркируется белым или желтым цветом [1, c.55].
Другой тип брусьев для отжимания еще более простой. Это изогнутая металлическая трубка (сечение 2,5-3 см), образующая одновременно и брусья и опоры. Изготавливаются из одного гнутого и затем сваренного куска трубы общей длиной 4-4,5 м или двух элементов трубы (по 2-2,2 м каждый), предварительно изогнутых. Прежде чем замыкать по периметру трубу, на нее следует надеть 6-8 резиновых насадок цилиндрической формы с внутренним диаметром, равным наружному диаметру трубы. Это необходимо для того, чтобы увеличить трение между основанием брусьев и площадкой. Брусья покрываются нитроэмалью светло-серого или серо-стального цвета. Места для хвата руками маркируются белым или голубым цветом. Эти два изделия можно размещать на любой свободной части площадки и легко переносить вес каждого из них составляет 8-10кг. Хотя брусья для отжиманий ни в какой мере не могут заменить настоящие гимнастические брусья в спортивном зале, но, тем не менее, с их помощью школьники да и люди среднего возраста смогут освоить некоторые гимнастические навыки, укрепить пресс, развить силу и. т.д., что очень важно для гимнастики [1, с.63].
Передвижной тренажер.
Непременным — предметом спортивно-вспомогательного оборудования в помещении, приспособленном для спорта, является передвижной тренажер. Особенно необходим он для маленьких помещений спортивных клубов с площадью 60-80 м. Эта установка используется для развития силы, выносливости, координации движений. Длина ее 130 — 140 см, ширина 60 см, а высота 15 — 20 см. Конструкция изделия настолько проста, что может быть изготовлена собственными силами в короткий срок. Она представляет металлическую раму с упором для ног и сиденьем-тележкой на четырех роликах, перемещающихся по направляющим. Сиденье прикреплено пружиной или многослойными резиновыми бинтами (величину усилия можно менять сменой пружин или бинтов) к ножному упору, что позволяет тренировать сгибатели и разгибатели мышц ног, и брюшной пресс. Руки захватывают бруски с металлическими тросиками, к которым прикреплены пружины или резиновые бинты. Сгибая и разгибая руки или прогибаясь в спине, можно дозировать физическую нагрузку занимающихся.
Установка имеет три поперечных ребра жесткости. Непосредственно под упором для ног, у плоскости пола устанавливаются два ролика. Поэтому после окончания тренировки установка может перевозиться в зону хранения или просто перемещаться в любую часть помещения [1, с.64].
Наклонная лесенка.
Еще более простой предмет спортивно-вспомогательного оборудования — наклонная лесенка — необходим для помещений любых габаритов, включая и самые тесные. Он является эффективным снарядом для развития физической силы. Лесенка снабжена двумя боковинами, укрепленными на настенных брусках. Она закрепляется на стене стационарно. При желании вы можете предусмотреть возможность ее откидывания к плоскости стены.
Шесть-семь перекладин лесенки позволяют проводить тренировки с людьми разного роста. Лестница бывает различных типов: узкой, широкой, с разными углами наклонов и с различным сечением брусков-ступеней для захвата (круглых, эллипсовидных). Устанавливать ее следует так, чтобы нижняя перекладина наклонной лесенки была на высоте кистей поднятых рук человека среднего роста, то есть 2-2,1 м [1, с.70].
Стенка и лестница, кольца и канат.
Рядом со стеллажом можно установить две секции гимнастической стенки, каждая по 60-80 см шириной. Круглые (или овальные) бруски желательно укреплять на вертикальных стойках с различным шагом. Например, для одной секции шаг между брусками гимнастической стенки составляет 12-15 см, для другой 20-25 см. Сечение круглого бруска может быть 2,8 — 3 см, сечение овального 3*2,5 см.
Две секции гимнастической стенки устанавливаются на расстоянии 20-25 см от стены и жестко закрепляются. Высота стенки 1,5-2 м.
Непосредственно перед стенкой может быть установлена детская подвесная лестница, кольца, канат. Подвеска этих предметов бывает не только на плоскости потолка. Для облегчения сооружения этих спортивных игрушек использована консольная металлическая конструкция в блоке с гимнастической стенкой. При установке опоры для навески веревочной лестницы, колец и каната следует предусмотреть достаточную жесткость конструкции, ведь ребенок будет не только лазить, подтягиваться, но и крутиться, раскачиваться, что вызовет и динамическую нагрузку.
При установке колец желательно предусматривать возможность изменения высоты подвески над уровнем пола. Сечение колец должно быть небольшим (28-30 мм), чтобы ребенку не составляло никакого труда захватить их всей ладонью. Кольца покрывать нитролаком или нитроэмалью нежелательно, поскольку поверхность чистой древесины легче захватить руками. Деревянная лесенка сооружена так, что позволяет менять расстояние между ступенями при помощи простого подтягивания каната [1, с.73].
Методические указания.
Ползанье полезное упражнение и для старших детей. При ползании вводятся более сложные задания, например: передвигаться на четвереньках, толкая головой мяч, в прямом направлении, и «змейкой», через дуги. Дети по указанию воспитателя свободно применяют разнообразные способы пролезания в обруч — сверху, снизу, боком, держа его двумя и одной рукой. Они хорошо воспринимают показ и объяснения, которые в сочетании с накопленным двигательным опытом обеспечивают овладение правильной техникой лазанья чередующимся шагом. Этот шаг наиболее экономный, и быстрый. Он свидетельствует о хорошем уровне координации движений. Дети начинают замечать свои ошибки, пытаются их исправить. Они понимают связь между способом лазанья и достижением лучшего результата [3, c.25].
Важно обратить внимание ребят на исходное положение, создающее правильный начальный цикл движения, — рука и нога должны находиться на нужных перекладинах, и этим облегчается дальнейшее передвижение. У некоторых детей еще остается при слезании приставной шаг. Воспитатель напоминает, что при овладении чередующимся шагом надо передвигаться спокойно, не торопясь. На этом этане обучения одобрение воспитателя получает тот, кто влез и слез правильным, способом, хотя и не так быстро. Уточняется умение лазать одноименным и разноименным способами [3, c.26].
По мере освоения правильного способа лазанья у детей появляется желание и возможность выполнять движение в быстром темпе. Переход с пролета на пролет осуществляется одновременно с влезанием по диагонали. Дети выполняют это движение друг за другом, спускаясь вниз по последнему, пролёту. В этом упражнении важны согласованность действий детей, их выдержка, умение подождать, пока впереди влезающий перейдет на соседний пролет. Если имеются условия, хорошо научить детей лазать по веревочной лестнице. Мягкая опора создает различные непривычные положения, которые помогают воспитанию умения проявлять ловкость, решительность, смелость, упражняют в равновесии. Целесообразно такое лазанье проводить босиком, что укрепляет мышцы и связки стоп, пальцы ног, голеностопный сустав, предупреждает плоскостопие. В старшей группе можно показать детям перелезание «перевалом» через препятствие высотой 50-60 см. Выполняется движение из исходного положения, стоя к снаряду лицом: опереться грудью и руками о препятствие, повернуться вдоль него, перенести через него сначала одну ногу, затем другую, держась руками, опуская ноги поочередно на другую сторону препятствия, встать к нему лицом, выпрямиться. В старшей группе делаются попытки обучения лазанью по канату. К этому движению необходимы подготовительные упражнения:
1. Стоя у каната, захватить его руками на уровне груди, постепенно перехватывать руки вверх, как можно выше, хорошо вытягиваясь вверх.
2. Стоя у каната в глубоком приседе, захватить его руками, перехватывать их вверх, переходя в вис стоя.
3. Сидя у каната, захватить его подошвами ног: ступню правой йоги повернуть носком внутрь и прижать наружной стороной к канату. Ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной к канату с другой стороны. Зажать канат ступнями. Это упражнение можно выполнять сидя на скамейке с гимнастической палкой, поставив ее на пол вертикально между ногами. [3, с.28]
Вертикальная передвижная лестница.
Вертикальная передвижная лестница изготовлена из алюминиевых труб диаметром 36 мм. Основание лестницы крепится к двум деревянным опорам, площадь каждой 35*180 см, высота 3 см. Четыре вертикальные трубы сварены между собой поперечными отрезками труб аналогичного диаметра. Расстояние между вертикальными трубами 70 см, между ступеньками — 60 см [1, с.29].
Раздвижная лестница.
Раздвижная лестница состоит из двух одинаковых лестниц высотой 3 м, верхние концы которых скреплены металлическим стержнем диаметром 10 мм. Длина упругой доски 3,5 м, ширина — 35 см, толщина — 5 см.
Высотное бревно высотой 5,3 м включает в конструкцию вертикальную стойку высотой 5 м 17 см, диаметром 13 см, толщина стенки 5 мм. В верхней части стойки имеется отверстие для болта под крепление.
Ширина полого дюралюминиевого бревна — 16 см, длина — 4 м, высота — 13 см. На вертикальную часть бревна надета металлическая муфта длиной 22 см, толщина стенок 8 мм. В 10 см от конца бревна имеется сквозное отверстие для вставки металлического стержня с гайками на концах. На противоположной стороне бревна — насадочное место для вертикальной стойки с отверстием. Шарнир обстоит из двух металлических ушек толщиной 20 мм, приваренных параллельно к пластине, которая крепится четырьмя болтами к стене спортзала. Расстояние между ушками 17 см. В середине боковых стенок (ушек) имеется отверстие под ось, на которой подвижно крепится бревно. Диаметр металлических болтов, крепящих шарнир к стене — 2 см, длина зависит от толщины стены спортзала. Для крепления шарнира пробиваются четыре отверстия в стене, куда вставляются болты. С обратной стороны ставятся стальные шайбы и завинчиваются гайкой и контргайкой.
Страховочный трос диаметром 5 мм крепится с двух сторон к монтажным петлям балки. Стальные стропы с помощью стандартных растяжек удерживают конструкцию в вертикальном положении. Выполнение упражнений в условиях описанных конструкций позволяет существенно повысить адаптационные возможности организма подростков к условиям высоты и ограниченной площади опоры [1, с.36-38]
Таким образом, нестандартное спортивное оборудование удобно и легко в применении. Развивает такие качества как силу, ловкость, координацию движений. Также они снимают психологический барьер. При изготовлении и установке оборудования возможно привлечение детей.

2.4 Методика организации детей на занятии с нестандартным оборудованием В практике физического воспитания применяют следующие способы организации учащихся: фронтальный, групповой (по отделениям), посменный, «станционно» — круговой, поточно-круговой, индивидуальный. Все перечисленные способы можно условно разделить на три основные группы:
1) фронтальное размещение учебной группы в целом, без деления ее на части,
2) групповое размещение — по отделениям, группам, звеньям и т.д.,
3) размещение индивидуальное [20, c.35].
Порядок работы учащихся, т.е. выполнение ими физических упражнений, также можно условно разделить на три способа:
1) одновременное,
2) посменное,
3) поочередное.
Выбор способа размещения ребят и выполнения ими физических упражнении на уроке с использованием нестандартного спортивного оборудования зависит от поставленных задач, от уровня подготовленности обучаемых, от оснащенности мест занятий и др.
Так, при решении задачи обучения двигательным действиям значительное количество времени уходит на объяснение и показ упражнений, разбор типичных ситуаций, возможных при выполнении упражнения. На таких уроках наиболее эффективен фронтальный способ размещения учащихся и посменный (или поочередный) — в зависимости от количества снарядов — способ выполнения ими физических упражнений [20, c.37].
Как только ребята овладевают определенными двигательными действиями на спортивных снарядах, фронтальный способ сменяется на групповой (или посменный) с поочередным выполнением упражнений. Группа делится на 2-3 смены, которые по очереди отрабатывают одно двигательное задание на одном и том же спортивном оборудовании.
Этот же способ организации учащихся эффективен при работе на разнотипных снарядах. Такие уроки повышали интерес ребят к занятиям, активизировали их деятельность. Например, 10 разнотипных снарядов (5 перекладин и 5 брусьев) и 10 однотипных (гимнастические канаты). Учебную группу можно поделить на подгруппы по 3 человека в каждой. Сначала можно делать упражнения на перекладине и брусьях с последующей их сменой. Затем (после уборки одних и установки других снарядов) можно работать на гимнастических канатах для развития силы и силовой выносливости. Поточное выполнение упражнений осуществляется следующим образом: один ученик работает на снаряде, другой страхует его, третий наблюдает и анализирует действия товарища. Потом происходила смена: закончивший упражнение садится на скамейку и отдыхает, отдыхавший ранее страхует третьего. Затем подгруппы сменялись [26, c.12].
    продолжение
--PAGE_BREAK--Пытаясь разнообразить не только упражнения, но и организационные формы их выполнения, можно прийти и к раздельному способу выполнения двигательных заданий. При этом необходимые пояснения и анализ упражнений проводились до и после их выполнения.
На уроке, проводимом с использованием нестандартного спортивного оборудования, одновременное или посменное выполнение упражнения всегда сочетается с раздельным или поточным способами. Например, гимнастическая комбинация на перекладине может быть выполнена тремя сменами учащихся как посменно-раздельно, так и посменно-поточно. В первом случае проводились пояснения и анализ движений после выполнения комбинации каждой смены, во втором-после работы всех смен. Для такого типа урока характерны новые виды деятельности учащихся: выполнение функций групповода, страховка товарища и помощь ему, анализ техники движений и своевременная информация о ходе выполнения двигательного действия и т.д. Все это пришло на смену пассивному наблюдению и длительному ожиданию ребятами своей очереди, что имело место при традиционном проведении уроков.
Вместе с тем изучение особенностей проведения урока с нестандартным оборудованием выявило тот факт, что в каждом разделе учебной программы для развития учащихся основных и специальных физических качеств самым эффективным способом организации учащихся является «станционно» — круговой. Он позволял разнообразить используемые упражнения при достаточной физической нагрузке, повысить моторную плотность урока [26, с.13].
Таким образом, при выборе методики организации занятия учитель ставит различные перед собой задачи, которые эффективно и легко может решить на данном уроке. На таких занятиях повышается интерес к занятиям. Повышение интереса к занятиям зависит от удовлетворенности. На таких занятиях он удовлетворяет свои интересы, потребности в двигательной активности. Когда учащиеся испытывают состояние удовлетворенности, происходит и формирование положительно активного отношения к физической культуре.

Раздел 3. Организация и результаты исследования 3.1 Методы и организация исследования В работе использованы следующие методы исследования:
1. Метод анализа и обобщения литературных источников.
2. Анкетирование.
3. Метод шкалирования.
Используя метод анализа и обобщения литературных источников, мы изучили 27 литературных издания. Нами освещены результаты трудов наиболее известных авторов, которые работали над проблемой использования нестандартного оборудования на формирование интереса у детей. Теоретической основой данной дипломной работы послужили работы по изучению нестандартного оборудования на формирование интереса. Многие авторы рассматривают нестандартное оборудование как один из важнейших факторов в формировании интереса.
В своей работе мы использовали анкетирование. Анкетирование является самым распространенным методом в исследовании. Им пользуется наибольшее количество авторов. Мною проводилась анкета в начале практики и в конце для выявления отношения детей к урокам физической культуры и учителю (см. приложение 1).
Нами использовалась методика шкалирования. Эта методика была разработана Давыдовым и использована в системе Занкова. Методика использовалась с целью выявления формирования интереса детей на уроках физической культуры. Детям была предложена шкала от 1 до 5, их мы просили оценить (поставить оценку) на сколько им было интересно на уроке (см. приложение 2).
Исследование проводилось в 4 этапа на базе МОУ «Осиновская основная школа».
I этап — анализ литературных источников и подбор методов;
II этап — проведение анкетирования;
III этап — проведение метода шкалирования;
IV этап — обработка результатов, выводы, рекомендации.
Исследование проводилось на базе МОУ «Осиновская основная школа». Возрастной состав испытуемых 9-10 лет, общее количество 10 человек, из них 7 мальчиков и 3 девочки.
Цель исследования: повысить формирование интереса у детей младшего школьного возраста к урокам физической культуры через нестандартное оборудование.
Результаты исследования.
На I этапе исследования нами обработано 27 источников литературы, подобраны методы исследования. Литературные источники были подобраны в 2007 г. При анализе литературных источников больше шла опора на таких авторов как Селивко Г.К., Албанин В.Г., Джамгарова Т.Т., Гладышев А.А. и многих других, так как в данных источниках дается подробное описание методики выполнения и использования нестандартного оборудования.
На II этапе исследования мы провели анкетирование для выявления отношения детей к урокам физической культуры к учителю. Анкета проводилась в начале практики и в конце практики.
Результаты высчитывались следующим образом:
Количество ответов по каждому вопросу делили на общее количество учащихся и умножали на 100%.
Мы получили следующие результаты.
Из полученных результатов следует, что отношение детей к урокам физической культуры и учителю к концу практики изменились. Если к началу практики процентное число ответов детей по любимому предмету физкультуры 60%, то к концу составляло 80%. Это свидетельствует о том, что интерес к урокам физкультуры вырос.
На III этапе исследования был проведен метод шкалирования. Это методика применялась нами на преддипломной практике во время уроков физической культурой. Испытуемым предлагалась шкала по которой они оценивали уроки со стандартным и нестандартным оборудованием (см. приложение 2).
Результаты высчитывались следующим образом:
Количество ответов по стандартному оборудованию составляет 40 ответов и по нестандартному оборудованию то же 40.40 ответов берем за 100%, а 1% получается 0.4. Считаем количество ответов на каждом уровне и делим их на 0.4.
Результаты получились следующие:
Уроки проведенные со стандартным оборудованием.
1 уровень — 5%
2 уровень — 12,5%
3 уровень — 40%
4 уровень — 25%
5 уровень — 17,5%
Это свидетельствует о том, что уроки со стандартным оборудованием проходят обычно и не вызывают большого интереса.
Уроки с нестандартным оборудованием.
1 уровень — 5%
2 уровень — 7,5%
3 уровень — 20%
4 уровень — 42,5%
5 уровень — 25%
Это свидетельствует о том, что уроки с нестандартным оборудованием повышают интерес детей к урокам физической культуры.
Из данных показателей мы видим, что самый большой процент ответов у уроков со стандартным оборудованием на 3 уровне, т.е. обычные уроки. После проведения уроков с нестандартным оборудованием мы видим, что показатели значительно изменились. К концу практики показатель перешел с 3 уровня на 4, где видно, что у детей формируется интерес к урокам физической культуры.
Итак, проанализировав психолого-педагогическую литературу, учитывая результаты нашего исследования мы пришли к выводам, что использование нестандартного оборудования является важным условием в формировании интереса.
Выводы:
Решив поставленные задачи, мы пришли к следующим выводам:
1. Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что использование нестандартного оборудования возможно на уроках физкультуры и является одним из средств формирования интереса.
2. В результате использования нестандартного оборудования у детей меняется отношение к урокам, учителю и оборудованию.
3. Формирование интереса зависит не только от используемого оборудования, но и от правильно применяемых методов и средств учителем в зависимости от вида урока.
4. Уроки с использованием нестандартного оборудования повышают интерес к урокам физкультуры больше, чем уроки с нестандартным оборудованием.
Для реализации этого нами разработаны следующие методические рекомендации:
нестандартное оборудование должно быть практичным, удобным и легко применяемым в использовании;
нестандартное оборудование должно соответствовать гигиеническим требованиям;
при изготовлении нестандартного оборудования привлекать учащихся;
сочетать использование стандартного и нестандартного оборудования;
перед использованием нестандартного оборудования на уроках физкультуры его необходимо испытать;
нестандартное оборудование должно соответствовать правилам техники безопасности;
выбирать нестандартное оборудование для уроков физической культуры с учетом физической подготовленности и индивидуальных возможностей учащихся;
обязательно проверять исправность нестандартного оборудования в начале и в конце урока;
использование нестандартного оборудования в школе позволяет создать необходимые условия для реализации дифференцированного подхода.

Заключение Таким образом, использование нестандартных спортивных сооружений в школе позволяет создать необходимые условия для реализации индивидуального, дифференцированного подхода в обучении, повысить уровень познавательной активности учащихся, обеспечить комфортные условия для всестороннего развития личности, сформировать потребность в культуре движений, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье.
Нестандартное спортивное оборудование удобно и легко применяется на уроках, прививает интерес и любовь к занятию, снимает психологический барьер у детей. Дети бережнее относится к инвентарю, повышается плотность урока, повышается качество обучения. Так же при использовании такого оборудования происходит влияние на формирование интереса младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Происходит удовлетворение интереса, который может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности, либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство, настойчивость, способствует целеустремленности. И при этом дети, испытывающие состояние удовлетворенности на уроках, работают на них ради своего физического совершенствования, а не удовлетворенные ходят ради оценки и для избежания неприятностей.
Я считаю, что гипотезу, которая нами была выдвинута, достигла своих подтверждений. С использованием нестандартного оборудования у детей начинает формироваться интерес к урокам физкультуры.

Список используемой литературы 1.                Албанин В.Г. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. — М.: «Просвещение», 2003.
2.                Алексеев Н.И., Афанасьев В.З., Бессуднов А.И. Физическая культура. — М.: «Просвещение», 1995.
3.                Вавилов Е.Н. Учите бегать, прыгать, ползать, метать. — М.: «Просвещение», 1997.
4.                Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.; «Академия», 2002
5.                Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. — Я.: Издательский центр «Гринго», 1996 — 176 с.
6.                Вишнев В.Е. Физическая культура в школе // Педагогика, 2003. — №4
7.                Гладышев А.А. Многокомплексные гимнастические снаряды. — М.: «Просвещение», 2004.
8.                Гойхман П.Н., Трофимов О.Н. Легкая атлетика в школе. — М.: «Владос», 1998.
9.                Горбунов А.И. Физическая культура в школе // Педагогика, 1989 — №11
10.           Джамгарова Т.Т., Пуни А.Ц. Психология физического воспитания и спорта. — М., 1999.
11.           Дубровский В.И. Спортивная медицина. — М.: Издательский центр «Владос», 2002 — 512 с.
12.           Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся педучилищ. — М.: «Просвещение», 1996.
13.           Лепешкин В.А. Физическая культура в школе // Педагогика, 1990. — №6
14.           Лысенко М.Л., Чвиколова Л.А. “Программа по физической культуре для учащихся 1 -11 классов" (волейбол) инновационных школ. — Магадан: «Владос», 1999.
15.           Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999. стр. — 146
16.           Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры: Справочно-методическое пособие. — М; «Астрель», 2003.
17.           Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Под редакцией Железняка Ю.Д. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 — 384 с.
18.           Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: «Просвещение», 1998.
19.           Сирис П.З. Профессионально производственная направленность физического воспитания школьников: Книга для учителя. — М.: «Академия», 1996.
20.           Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: «Просвещение», 1998.
21.           Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя. / Под ред.В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. — М.: «Просвещение», 1997. с.153
22.           Фиснеков Б.И. Физическая культура в школе // Педагогика, 2003
23.           Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
24.           Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. «Гигиена и здоровье школьника» изд. «Просвещение», 2000.
25.           Хрипкова А.Г., Антонова М.В., Форбер Д.А. «Возрастная физиология и школьная гигиена». — М.: «Просвещение», 1998.
26.           Якимская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: «Академия», 1996.
27.           Ямбург Е.А. Школа для всех. — М.: «Просвещение», 2000.

Приложения Приложение №1
Вопросы к анкете по выявлению отношения к урокам физической культуры и учителю.
В каком классе ты учишься?
Нравиться ли тебе учиться?
Какой из предметов тебе больше нравиться?
Пропускаешь ли ты уроки по физической культуре?
Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
Интересно ли тебе на уроках физической культуры?
Что тебе больше нравиться в уроках физической культуры?
Что самое сложное на уроках физической культуры?
Занимаешься ли ты в свободное время физическими упражнениями?

Приложение №2
Шкала по выявлению формирования интереса у детей на уроках физкультуры.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Математические игры
Реферат Оцінка ліквідності та платоспроможності підприємства
Реферат Теоретические представления консерваторов о государстве и власти (Н.Я. Данилевский, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров)
Реферат Идейно-художественное своеобразие деревенской трилогии А.П. Чехова "Мужики", "В овраге", "Новая дача"
Реферат Общественно-политическое движение в Украине в 1846–1849 годах
Реферат Q: Windows xp, на которую домашним пользователям все так советуют переходить это новая версия ос линейки Windows 9x
Реферат Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Реферат Money Essay Research Paper Money BYAnonymousIt was
Реферат Образовательно-развивающий урок по теме: виды насекомых
Реферат Особенности обучения детей ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте
Реферат Влияние стратегии на культуру организации
Реферат А, память положения водительского сиденья, боковых зеркал и рулевого колеса, 10 подушек безопасности, омыватель передних фар, передние противотуманные фары, доп
Реферат Бизнес план по риск менеджменту
Реферат Общественное движение в России XIX века
Реферат Основные положения, понятия и факты гештальтпсихологии