Реферат по предмету "Педагогика"


Влияние музыкального воспитания на формирование духовной культуры личности

Содержание:
Введение
Глава 1. Формированиенравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки
1.1 Основные задачи и принципымузыкального образования дошкольников
1.2 Музыкально-эстетическая культураличности
1.3 Составляющиемузыкально-эстетической культуры личности
1.4 Процесс слушания музыки каксредство развития эстетических и нравственных качеств личности
Глава 2. Применение игровых приемовна занятиях музыки
2.1 Использование игровых приемов впроцессе слушания музыки и пения
2.2 Использование игровых приемов впроцессе ритмических движений
Заключение
Список литературы

Введение
Приобщение к музыке одноиз самых интересных и радостных занятий. Так как она связана со многими сферамичеловеческой деятельности, учиться можно не только музыке, но и через музыку,особенно в раннем возрасте.
Понимание музыки приходитв результате вдумчивого слушания. Наблюдения и специальные исследованияпоказывают, что ребенок с самого раннего детства должен дозировано слушатьмузыку. При этом дети быстрее овладевают речью, становятся более подвижными иактивными в общении.
Музыка в семье искусствзанимает особое место благодаря ее непосредственному комплексному воздействиюна человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыкавлияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказыватьуспокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные иотрицательные эмоции. Именно поэтому при всем разнообразии направлений работысовременной школы с большой настойчивостью утверждается тезис о важностимузыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развитияобщих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), длявоспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетическихпотребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманнойличности.
В методике слушанияведущее место занимает выразительное исполнение песни, пьесы педагогом,эмоционально затрагивающее слушающих детей. Большой интерес у них вызываетинсценирование песни, применение игрушек, что позволяет зрительно представитьдинамику музыкального образа.
В рамках теории иметодики музыкального образования был проведен ряд исследований по выявленияпутей развития музыкальной культуры учащихся. Так, плодотворно работали в этомнаправлении Н.А. Терентьева, И.В. Кошмина, В.В. Алеева, Ю.П. Лозицкая. Врезультате проведенных исследований авторы пришли к заключению, что, несмотряна теоретическую и практическую значимость имеющихся методик обучения музыке,они отражают достаточно узкие вопросы, связанные с разработкой средств обученияи воспитания.
Именно поэтому, каксправедливо замечают В.Г. Ражников, Н.И. Киященко, А.И. Коников,общеобразовательные школы по-прежнему ориентируются на развитие лишь отдельныхсоставляющих музыкально-эстетической культуры учащихся. В частности, болеевсего уделяется внимание деятельностному аспекту – фрагментарному включениюдетей в разные виды музыкальной деятельности.
В целом можноконстатировать, что в научных работах еще не накоплено достаточно материала,необходимого для успешного решения проблемы формирования музыкальноэстетической культуры детей, а также достаточно поверхностно рассмотреныаспекты влияния музыки на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Учитываявышеизложенные факты, целесообразно говорить об актуальности и важности насегодняшний день рассмотрения данной темы.
Главная цель работы — показать, как музыкальное воспитание влияет на формирование духовной культурыличности, способствует всестороннему и гармоничному развитию ребёнка. Этазадача определяет содержание данной работы.
Основными задачами,поставленными перед работой, являются следующие:
1.        Рассмотретьзадачи и принципы музыкального образования детей;
2.        Проследитьвлияние процесса слушания музыки на становление нравственно-эстетическойстороны личности ребенка;
3.        Проанализироватьособенности применения игровых приемов на занятиях музыки
Глава 1. Формированиенравственно-эстетического развития детей в процессе слушания музыки
1.1 Основные задачи ипринципы музыкального образования дошкольников
Музыкальное развитиеребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащениедуховного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей наоснове природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческойактивности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказываетничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональнаясфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусствеи жизни.
Современная педагогиканакопила большой опыт в теории и практике обучения, разработала новую системувоспитания. Эта система воспитания ставит задачу формирования личности,способной активно, творчески преобразовывать действительность [2; 36].
Ученые доказали, что поддействием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечныесокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняетсяэлектрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Именно музыка,музыкальное воспитание может оказать большую помощь в полноценном развитииребенка. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условиииспользования правильно подобранных приемов положительно развиваютсяпсихические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Можно выделить общиезадачи музыкального воспитания:
1. Воспитывать любовь иинтерес к музыке.
2. Обогащать музыкальнымивпечатления, знакомя детей с разнообразными произведениями.
3. Развивать навыки вовсех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмическихдвижениях, игре на музыкальных инструментах.
4. Содействоватьвоспитанию и формированию музыкального вкуса.
5. Оказывать влияние навсестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
6. Развивать творческуюактивность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
Музыкальное развитиеребёнка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детямпочувствовать красоту и силу воздействия музыки – задача сложная.
 Работу строится наосновных принципах:
2. Принцип личностнойнаправленности педагога на создании оптимальных условий для музыкальногоразвития;
3. Тщательного отбораматериала в соответствии с возрастными особенностями детей;
4. Интеграции работы вразличных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельностидетей.
5. Принцип «от простого ксложному».
6. Максимальногоиспользования развивающего потенциала ребёнка в музыкальном развитии.
Музыка и различные видымузыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия наформирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимаетсяэмоционально, я считаю, что она имеет огромное значение в развитии чувствребенка.
Музыкальное восприятие –сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, егохудожественного образа.
Основные цели развития удетей музыкального восприятия:
Расширять представления удетей о музыке, как виде искусства;
Формировать целостное и дифференцируемоевосприятие музыки;
Развивать восприятиемузыки, как одну из форм приобщения к музыкальной культуре;
Развивать слуховоевнимание: устойчивость, объем, переключение, музыкальную память.
Чрезвычайно важно, чтобывоздействие искусства начиналось как можно раньше, в детстве. Воспитывая сранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к немусохраняется затем на всю жизнь, влияет на формирование эстетических чувств ивкусов человека [2; 98].
К сожалению, допоследнего времени место музыки в нравственном воспитании детей было не тольконеустойчиво, но испытывало постоянную тенденцию к все большему его сужению, кутере самостоятельной ценности.
Воздействиеинструментальной музыки обыкновенно связывается с переживанием нравственнойстороны ее содержания, которая конкретизируется названием произведения,особенностями истории создания и бытования, созвучностью идей настоящемувремени.
1.2Музыкально-эстетическая культура личности
Формирование личности — сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического,психического и социального становления человека и определяющийся внутренними ивнешними естественными и общественными условиями.
Важнейшей задачеймассового музыкально-эстетического воспитания является формированиеспособностей воспринимать и эстетически оценивать все явления жизни,действительности и музыкального искусства в свете эстетического идеала.Характер эстетических идеалов ребенка является главным показателем уровня егооценочных музыкально-эстетических представлений, то есть развитости егоспособностей эстетического и музыкального восприятия, эстетического имузыкального вкуса.
Первоначально в своейнепосредственной целостности музыкально-эстетическая культура личностипредстает как часть общей духовной культуры. В ней выражается способностьвоспринимать и творить мир музыки не только в соответствии с нормамиэстетического отношения, соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией.
Уровень музыкальнойкультуры личности характеризуется таким комплексом ее проявлений, какспособности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы илислагаемые музыкально-эстетической культуры личности возникают на основемузыкальной деятельности и развитого музыкального сознания [8; 14].
Музыкально-эстетическаякультура личности выступает как единство способностей, музыкально-эстетическихзнаний, навыков поведения, чувств, оценок и убеждений. Она выражается в наличиии развитости музыкальных задатков и способностей; в содержании эстетическихпозиций личности, инициативы, установок на музыкальную деятельность; всистемности, проявляющейся в умениях, навыках как необходимых элементахмузыкального творчества; в развитости чувственно-оценочного отношения иобразного мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальныхценностей, формировать через механизмы ценностных ориентаций восприятие,переживание, оценки, вкусы, идеалы и взгляды.
Соответственно этимслагаемым музыкально-эстетической культуры личности выделяются пять ееподсистем или образований. Это сферы музыкальности, мотивации, информации,операциональности, оценочности.
Музыкальность какподсистема культуры личности представляет собой комплекс способностей, которыеобеспечивают успех музыкальной деятельности.
Мотивационная подсистемамузыкально-эстетической культуры личности включает в себя все многообразиеустановок личности, обуславливающих музыкальную деятельность, интересы,убеждения, цели, планы. При формировании мотивационной сферы личности создаютсяпредпосылки для развития ее музыкально-эстетической культуры в целом.
Информационная подсистемамузыкально-эстетической культуры личности представляет собой систему всех видови форм знаний о музыке. К ним следует отнести музыкальные чувства, восприятия,представления, понятия, суждения, гипотезы, учения, взгляды, концепции, теории.Все они являются отражением в музыкальном сознании человека объективных явленийи свойств, отношений мира музыкального искусства. Процесс формирования системымузыкальных знаний личности имеет нравственную и педагогическую направленностьи являются процессом музыкального образования [2; 36].
Операциональнаяподсистема музыкально-эстетической культуры личности — это совокупность всехвидов и форм его музыкальной деятельности и тех элементов, на основе которыхона складывается: умений, навыков, привычек, способов, приемов и методов. Этаподсистема музыкально-эстетической культуры формируется в процессе музыкальногообучения.
Оценочная подсистемамузыкально-эстетической культуры личности содержит глубоко личностный элементценностных представлений, формирующихся на основе опыта музыкального восприятияи творчества. Она связана с формированием музыкально-эстетических оценок,взглядов, убеждений.
Рассматривая структурумузыкально-эстетической культуры личности, выделяют два ее основных компонента:музыкальная деятельность и музыкальное сознание. К числу основных ее слагаемыхотносятся: музыкальные способности, установки, знания, оценки [8; 15].

1.3 Составляющиемузыкально-эстетической культуры личности
На основе теоретическихположений, а также анализа практических разработок в данной областипредставляется возможным изложить структурные элементы формированиямузыкально-эстетической культуры детей в соответствии с ее личностным идеятельностным аспектами.
Очевидно, что приразработке структурных элементов формирования музыкально-эстетической культурыличности ребенка учитываются личностные и деятельностные ее аспекты.
Так, например,приоритетная цель формирования музыкально-эстетической культуры включает в себякомпоненты личностного аспекта, а остальные элементы строятся на деятельностномаспекте музыкально-эстетической культуры, так как учебная деятельность учащихсяявляется ведущей в процессе обучения музыке.
Одним из составляющихкомпонентов методики формирования музыкально-эстетической культуры детейявляется приоритетная цель, которая заключается в достижении наивысшего уровнясформированности музыкально-эстетической культуры личности. Необходимоподчеркнуть, что цель определяется личностным аспектом музыкально-эстетическойкультуры.
Следующей составляющейявляется содержание формирования музыкально-эстетической культуры в процессеобучения музыке, выраженное через организацию музыкальной деятельности [8; 32].
Третьим структурнымкомпонентом является выбор форм организации, обеспечивающих формированиемузыкально-эстетической культуры в процессе обучения.
Выбор форм определяетсяих направленностью на цель: достижение наивысшего уровня сформированностимузыкально-эстетической культуры. Следует отметить, что большое значение дляформирования музыкально-эстетической культуры имеет как учебная, так ивнеучебная работа по музыкальному воспитанию. Исходя из этого, среди формучебной работы основное место отводится уроку музыки (традиционному инетрадиционному).
Четвертым составляющимэлементом, формирующим музыкально-эстетическую культуру детей являютсяспециально отобранные методы. Возможно использовать следующие методы, связанныес музыкальной деятельностью:
1.        Информационно-поисковый,предполагающий создание художественно-эстетических и проблемных ситуаций. Самопо себе наличие художественно-эстетической ситуации еще не гарантируетобязательное включение детей в музыкальную деятельность. В основе методасоздания проблемных ситуаций лежит противоречие между имеющимися знаниями,умениями, навыками, интересами, потребностями, способностями и тем, чтопредстоит решить. Проблемные ситуации следует рассматривать как отправноймомент для включения школьников в добровольную, постепенно выходящую за рамкиобязательности музыкальную деятельность. Главное здесь ни столько приобретениенужных дополнительных сведений, а развитие личностного, эмоциональногоотношения ребенка к самостоятельному добыванию информации.
2.        Метод созданияхудожественного контекста формирует музыкально-эстетическую культуру ребенкачерез «выходы» за пределы музыки и другие виды искусства (живопись,литературу), историю, природу, жизненные ситуации. Тем самым создаютсяпредпосылки для эмоционального творческого восприятия, которое требует отребенка «социального диалога», предполагающего активное взаимодействие со всейокружающей действительностью.
3.        Метод «забеганиявперед и возвращения к пройденному», способствующий развитию более глубокогоосознанного восприятия.
4.        Метод создания«композиций» — прежде всего включает детей в практическую музыкальнуюдеятельность. Также «композиции могут быть в виде ансамблей и солистов.
5.        Метод размышленияо музыке в разных формах общения с ней – опирается не только на процессэмоционально-эстетического переживания музыки, но и на продуктивное мышление,позволяющее формировать музыкально-эстетическую культуру на более высокомуровне.
6.        Метод«опережающих» знаний рассматривается как возможность включения детей втворческую музыкальную деятельность. Этот метод обусловлен самостоятельным принятием,выбором и выполнением творческих работ. Главным условием здесь являетсядобровольность. Проявление волевого нажима со стороны воспитателя или учителянедопустимо [8; 33]. 
1.4 Процесс слушаниямузыки как средство развития эстетических и нравственных качеств личности
В широком смыслемузыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, егонравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоциональноговосприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – этовоспитание Человека.
В более узком смыслемузыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оноосуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставятсвоей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитаниеэмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание егосодержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формированиемузыкальной культуры человека.
Музыка сочетанием своихвыразительных средств создает художественный образ, который вызывает ассоциациис явлениями жизни, с переживаниями человека. Сочетание выразительных средств вмузыке с поэтическим словом (например, в песне, опере), с сюжетом (впрограммной пьесе), с действием (в спектаклях) делает музыкальный образ болееконкретным, понятным.
Музыка обладает могучимэмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делаетего выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагаетположительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотитьэтико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности еевоздействия на человека [16; 10].
Специфика действия музыкина нравственность человека связана прежде всего с развитиемэмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качестволичности, определяющее ее альтруистический, гуманный облик. Духовнаяотзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живогосущества, откликаться сочувствием, состраданием, жалостью, нежностью, а такжесорадованием, радостью за другого.
Решающую роль вцеленаправленном формировании культуры личности играет художественнаядеятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям безисключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношениечеловека к труду, к жизни вообще. Здесь решительный акцент делается наэмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха имузыкального опыта детей.
Музыкальное произведение— это “живое художественное событие”, обязательные участники которого — “герои”и “автор-созерцатель” — обеспечивают воспринимающему возможность вхождения всодержательный мир музыки.
Музыкальное восприятиеобладает эмоционально-нравственным воздействием лишь на этапе “завершения”,когда слушатель сознательно занимает позицию вне находимостиинтонационно-музыкальному высказыванию “героя” и в то же время пребывает с нимв звучащем единстве как с предметом своего отношения-оценки.
Проблема живой,непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задачавоспитания.
Если говорить обэстетическом воспитании, то необходимо отметить, что развитие у детейспособности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, впроизведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительнопрекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самомусоздавать это прекрасное — это и есть эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитаниенаправлено на решение следующих задач:
— формирование у детейспособности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное вокружающей действительности и искусстве, формирование навыков использованиясредств искусства для познания жизни людей, самой природы;
— развитие глубокогопонимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
— вооружение учащихсязнаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видовискусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
— развитие творческихспособностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту вокружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
— развитие у детейпонимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту вбыт.
Эстетика рассматривает нетолько сущность объективно — существующего прекрасного в жизни, в искусстве.Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного вокружающей действительности.
Особенности этогоотражения носят конкретно-чувственный характер и составляют спецификуэстетического сознания.
Эстетическое восприятиехарактеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельныезвуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегдасказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный ижизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение – способностьвслушиваться, всматриваться в окружающий мир.
Эстетическое чувство –более сложный вид осознания прекрасного в жизни.
Оно характеризуетсяспособностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение отсоприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным) [4;35].
Оценку прекрасных (илибезобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическимсуждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными немогут быть безнравственные поступки.
Всесторонне развитиеличности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. Впрактической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенкана отдельные элементы.
Также необходимымявляется проследить влияние процесса слушания музыки на развитие нравственноговоспитания.
Человек живёт в обществеи не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаютсяв первую очередь моральных, нравственных качеств человека, его поведения.
Требования не выдуманыотдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются впроцессе совместного труда и общения, принимают характер определённыхнормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанностикаждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.
Задачи нравственноговоспитания можно сформулировать так:
— осознание требований инорм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
— развитие у детей чувствапатриотизма;
— развитие чувствауважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания кокружающим людям;
— выработка умениясопереживать, сочувствовать окружающим людям;
— формированиеответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе,дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
— формирования умений инавыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересыобщественным;
— формирование таких чертхарактера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость,целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость кнесправедливости, тунеядству;
— формирование навыковкультуры поведения и др.
Для правильнойорганизации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого началаясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка прежде всеговоспитывает дисциплину, стремление к совершенству, совершенству, котороеприносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект —стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом являетсяэмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости. Длядостижения этих и ряда других целей воспитания надо иметь в виду некоторыедополнительные соображения. Прежде всего нужно постоянно заботиться обинтересах всех детей, стремиться к тому, чтобы каждый получал полноценныемузыкальные знания в процессе занятий в школе и после ее окончания. Как толькодети начнут находить радость в занятиях музыкой, они захотят больше о нейузнать: как она записывается, как прочитать нотные обозначения, чтобыпревратить их в звуки, задуманные композитором. Постигнув радость музыкальныхзанятий, дети станут охотно заниматься музыкой. Музыкальная практиказаключается не только в пении и игре на инструменте, но и в слушании музыки.
Таким образом, из всехучебных дисциплин единственно по-настоящему воспитывающей является музыка, таккак она развивает не только разум, но развивает и облагораживает чувства. Еслив процессе обучения мы не будем воспитывать человека в целом, то есть его тело,мозг и душу, мы не выполним своего долга по отношению к тем, кого мы учим.
Если в результате такойработы учащиеся научатся получать от музыкальных занятий радость иэмоциональное удовлетворение, некоторые из них пронесут любовь к музыке черезвсю жизнь.

Глава 2. Применениеигровых приемов на занятиях музыки
2.1 Использование игровыхприемов в процессе слушания музыки и пения
В пении как и в другихвидах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке.Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении детипроявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективногохорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинстводетей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, невладеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.
В работе над дикциейполезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с оченьмедленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнеезапоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханиемможно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можнопредложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начатьпеть. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного инеправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановкипевческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практикемузыкального воспитания дошкольников.
В процессе слушаниямузыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разногохарактера, они переживают и испытывают определенные чувства.
Система работы включает всебя решение нескольких задач:
1. Совершенствовать голосовойаппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
2. Прививать детямкультуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержанияпесни;
3. Формировать навыкисамостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения;
4. Развитие ладового,метроритмического чувства
Следует ориентироваться вработе на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особоевнимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.
Иногда музыкальноепроизведение (например, “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковского) можнопрослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потомподвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкальногопроизведения.
Во время слушания музыкис детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут«разговаривать», «двигаться» с малышами.
Все это способствуетлучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесныймешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости назанятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, ктонаходится в мешочке. Такая игровая форма нравится детям, они активно включаютсяв разговор с куклой.
«Тихие-громкие звоночки»- направление на развитие динамического восприятия.
Например: при разучиваниитаких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», можно для закрепления провестиигру «Что делаю дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш».
Постепенно благодаряиграм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения.
Музыкально-игровыеприемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петьвыразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами,удерживать его до конца фразы.
Свои занятия с самымималенькими необходимо строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в рукахзайчик, то обязательно читается стихотворение о нем, дети слушают музыку, какон скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет накаком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия онобязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается, еслиидет работа с куклой, мишкой, матрешкой.
Для закрепления знакомыхпесен, используется игра «Волшебный волчок», которую можно проводить в разныхвариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которыеисполняются на фортепиано.
Попевку «Бубенчики»Е.Тиличеевой, можно использовать для закрепления знаний о звуках на разнойвысоте и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздаются детям карточки сизображением красного низкого бубенчика, желтого среднего бубенчика, зеленоговысокого. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимаюткарточку с изображением красного бубенчика. Или можно так, музыкальныйруководитель показывает бубенчик, дети должны пропеть звук соответствующийбубенчику.
В игре «Где мои детки?»развивается умение различать звуки разные по высоте, дети с удовольствиемотвечают тоненьким голосом маме-утке, кошке, птичке. И уже при повторномпроведении игры, дети твердо знают, что мама кошка поет низким голосом, акотенок высоким.
Обычно для распевок берунесложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поютс различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок.
Для развития ритмическогочувства можно использовать различные музыкальные инструменты. Начинать надо спростейших мелодий на одном звуке. Например: «Андрей воробей». В началеиспользуется одна прибаутка, т.е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмическийрисунок этой прибаутки.
Много внимания и усилийдолжно уделяться работе над развитием частоты интонирования. Ведется она в двухнаправлениях. С одной стороны – учить детей вслушиваться в мелодию, запоминатьее, а с другой – правильно воспроизводить ее, координировать голос со слухом.
Слушание музыки являетсясамостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используетсядля релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитиеволевых черт характера.
В своей работе надпостановкой голоса возможно использование нового подхода, который позволяетпо-иному взглянуть на постановку и развитие певческих голосов у дошкольников.Суть этого нового подхода во взгляде на регистровое строение голоса, наприоритетное использование в пении фальцетного регистра и на естественныеграницы этого регистра, а также на связь разработки всего звучащего диапазонаголоса с развитием певческого фальцета.
2.2 Использование игровыхприемов в процессе ритмических движений
В музыкальном воспитаниидетей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основойритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения,танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого еговосприятия и понимания.
Работу строится в этомразделе на системе ритмических упражнений созданную Э.Жаком-Далькрозом; в неймузыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Детипостепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движенияс музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движенияхобразов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов.Большое внимание уделяется работе над выразительными жестами, мимикой; надинсценированием песен, сказок. При этом широко используются жанры детскогофольклора, игры-драматизации, психологические этюды.
Музыкально-ритмическиенавыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяютдетям полнее и качественнее проявить себя в танцах.
В процессесистематических занятий по движению у ребят, развивается музыкально-слуховоевосприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобыодновременно точно выполнять движения [9; 14].
Детям младшего возрастасвойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2х лет желательноиспользовать в игровых ситуациях разнообразные игрушки, с помощью которых можнопобуждать детей к выполнению несложных действий под музыку.
Например: перед занятиемвоспитатель надевает на руку куклу (петрушку, зайчика и т.д.) и приглашаетдетей в зал. Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которыеон показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т.д. С куклой детяминтересней выполнять движения или плясать.
С первых занятийнеобходимо развивать стремление самостоятельно с творческими элементами выразительнодвигаться под музыку.
Таким образом надоактивно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощьмогут оказать игровые моменты. Например: в игре «Кто из лесу вышел?», детидолжны не только определить, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др. нои передавать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстроготрусливого зайчишку. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этойигре.
Интересные игровыетворческие задания мы проводим после повторного слушания нового музыкальногопроизведения. Например: звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяютвеселый, бодрый, танцевальный характер музыки. И вот уже знакомый вид полькиможно увидеть в движениях других детей. Одни за другим ребята включаются втанец. Танцует вся группа.
Для детей старшеговозраста используется магнитофон, проигрыватель. Красочность звучанияоркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействуют наребят.
Использование грамзаписив свободное от занятий время, дает возможность детям самостоятельноимпровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов,игр.
А это являетсясодержанием таких музыкальных игр, как «Будем танцевать», «Моя любимаямелодия», «Определи пляску».
Таким образом,музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучениеэлементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальнымииграми и творческими заданиями.
В своей работе поразвитию творчества используется также наглядный материал: картины, рисунки,музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры.
Итак, в доступной игровойформе у детей развиваются музыкальные способности.
В игре дети быстрееусваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмическихнавыков и даже в области слушания музыки.
Систематическоеприменение игровых моментов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самимзаданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальнымматериалом.
Таким образом, игровыеприемы на занятиях музыки способствует более активному восприятию музыкидошкольниками, позволяет в доступной форме приобщать их к основам музыкальногоискусства.

Заключение
В результате проанализированнойлитературы, а также на основе накопленного педагогического опыта, можно придтик следующим выводам:
Эстетические,нравственные и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающийхарактер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия длявсестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.
Музыкальные занятияоказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлениюхарактера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркимипереживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранныйпроцесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь кмузыкальному искусству — формирует нравственные качества личности иэстетическое отношение к окружающему.
Музыкальное воспитаниерассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственноговоспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общейкультуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не каксфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная частьобщего развития всего подрастающего поколения.
Одним из видовмузыкальной деятельности является ритмические движения. На занятияхзначительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться всоответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикоймузыки.
Слушание музыки – одна излучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку ивнимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыкипозволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению стой, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большиевокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении.Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох висполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки,благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видовтехнических средств, способных воспроизводить музыку (радио, телевидение,магнитофоны, кино т.д.) становится доступной формой общения с искусствомшироких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен.Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки,помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений всоответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюденияпоказывают, что научить детей активно слушать музыку — дело сложное. Задачазаключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.
Можно сделать заключениео том, что музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а также играетважную роль в общей работе по воспитанию наших детей. Музыкальное развитиеоказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируетсяэмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким ккрасоте в искусстве и жизни.
В нашей странемузыкально-эстетическим воспитанием детей занимаются многие организации, и всехих объединяет одна цель – воспитание гармонично-развитого, духовно богатогочеловека.

Список литературы
1. Беседы о педагогике иисполнительстве: к обобщению творческого опыта фл. факультета МГК им. П.И.Чайковского / — М.: МГК, 1992
2. Битус А.Ф. вопросы музыкальноговоспитания и обучения: учебно-методическое пособие/ А.Ф. Битус, — Мн.: Бел.гос. пед. ун-т, 2005.
3. Григорьева О.Психолого-педагогические условия развития музыкально-эстетического вкусамладших школьников// Музычнае і тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2006. – №2, — С.12-15.
4. Григорьева О.Н. Критерии развитостимузыкально-эстетического вкуса младших школьников// Музычнае і тэатральнае мастацтва:праблемы выкладання. – 2008. – №3, — С.34-37.
5. Дмитриева Л.Г. Черноиваненко И.М. Методикамузыкального воспитания в школе: Учебник для студ. сред. пед. Учебныхзаведений. – М.: академия, 2000.
6. Жукова Т.В.Нравственно-эстетическое воспитание подростков в процессе внеурочноймузыкальной деятельности. – Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, — 2000
7. Зимина А.Н. Основы музыкальноговоспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. Вузов. – Мн.:владос, — 2000
8. Карташев С.А. Формированиемузыкально-эстетической культуры младших школьников: методические рекомендации/С.А. Карташев. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2008. – 43 с.
9. Комоссарова Л.Н. Ребенок в миремузыки // Ребенок в детском саду. – 2005, №1, С.13-18.
10. Легаски де Арисменди Альсира.Дошкольное музыкальное воспитание. – М.: Прогресс, 1989.
11. Матонис В.П. Музыкально-эстетическоевоспитание личности /В.П. Матонис. – Л.: Музыка, 1988
12. Методика музыкального воспитанияв детском саду: по спец. «Дошкольное воспитание» /Под ред. Н.А.Ветлушиной. –М.: Просвещение, 1989.
13. Методологические, организационныеновации и проблемы музыкального образования и воспитания в современныхусловиях: Материалы международной научно-практической конференции. – БрестБрГУ, 22 – 24 мая 2000 г.
14. Музыка: вопыт, праблемы, рэклама,інфармацыя /Рэд. Л.А. Макаранка. – Мн.: Выд. Муз. Таварыства БССР, — 1990
15. Музыка и воспитание/ сост. Т.Е.Заводова. – Мн.: Красико-Принт, — 2005.
16. Музыкальная деятельность имузыкально-эстетическая культура: Вопросы формирования проф. культуры учителямузыки / Владимир. гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева-Полянского. – Владимир:ВГПИ, 1990.
17. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн.для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада / О.П. Радынова. –Мн.: Просвещение. – М.: Просвещение, 1990.
18. Халабузарь П.П. Методикамузыкального воспитания: Учебное пособие для музыкальных училищ и училищискусств – М.: Музыка, — 1990
19. Ходонович Л.С.Музыкально-творческое развитие дошкольников: планирование, учет, контроль:пособие/ Л.С. Ходонович. – Мн.: ИВЦ, Минфина, — 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.