Реферат по предмету "Педагогика"


Влияние комплексных занятий на развитие речи дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Теоретические основы развитиясловаря детей дошкольного возраста
1. Периодизация развитияречи у детей
а)         0 – 3 лет
б)         3 – 4 года
в)         5 – 6 лет
г)          Данные роста словаря В.Штерна,Д.Эльконина, Смита
2. Методика развитиясловаря у детей дошкольного возраста
II.       Практическаяработа по диагностике и формированию словаря детей
3. Работа с родителями(консультации)
Список литературы

/>/>/>/>/>Введение
Дошкольное образовательное учреждение– первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка вдошкольном детстве, что обуславливает особую актуальность выбранной темы.Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процессречевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, какобщая основа воспитания и обучения детей.
Ребенку как носителю языка необходимазона языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальныйрост. Актуальность исследуемой темы связана с тем, что в наши дни существуетдостаточно много различных методик и педагогических школ, как продолжающихтрадиции, так и основывающиеся на новых технологиях обучения. Поэтому следуетизучать особенности формирования словарного запаса и его взаимосвязь своспитанием ребенка. Система занятий по развитию речи — один из основныхэлементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Поэтому у педагогов возникаетпотребность в разработке методики развития речи детей дошкольного возраста накомплексных занятиях. Этот процесс должен происходить не только на специальноорганизованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательногоучреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольногообразования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этогопроцесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении знаний).
Общетеоретические вопросы развитияречи детей дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н.Гвоздева, Л.С. Выготского и др.
Методологическую основу исследованиясоставили теории развития детской речи (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич и др.);психолого-педагогические исследования особенностей речи (Д.Б. Эльконин, Л.С.Выготский)./>/>/>/>/>I.Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста
 />/>/>/>/>1.    Периодизация развития речи у детей
Речь не является врождённойспособностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозгадостигла определённой зрелости; были бы развиты слух, зрение, осязание,обоняние; развиты психические процессы: внимание, память, мышление; физическоесостояние было бы хорошим.
Развитие речи ребёнка начинается стрёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевогоаппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развитияпонимания речи. Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова,обозначающие предметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно,сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношенияотдельных слов. На ранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнкомочень искажённо. Правильным произношением ребёнок овладевает очень постепенно.
Постепенно развивается пассивный иактивный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает 250-300 слов.В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы издвух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется. Активныйсловарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценным средствомобщения.
Речь – сложная функциональнаясистема, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения.Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговыхструктур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию.
Несомненно, речь развиваетсякомплексно: активная речь ребёнка и понимание им речи взрослых развиваетсяодновременно. />/>/>/>/>а)         0 – 3 лет
С 3 до 9 месяцев ребёнок простолепечет; как бы играет звуками и слогами; подражает звукам речи окружающих и врезультате получаются первые слова. Слоги для ребёнка становятся целым словом — мама, папа, баба, дядя, дай, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др.
От 9 мес. до 1 года словарьувеличивается и включает названия предметов, животных, игрушек; имена взрослыхи детей. Ребёнок живо реагирует на обращённую к нему речь.
А к 1,5 годам ребёнок говорит фразыиз двух-трёх слов. Активный словарь включает около 250 слов. />/>/>/>/>б)        3 – 4 года
На протяжении 3-го года жизни вразвитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличивается рольречи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаны сречью. Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, что егонепосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов.Ребёнок уотребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы(что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги — за, под, перед,в, на, у, с, к, и др. ( с папой; на стул; у яблочка) Ребёнок 3 лет начинаетговорить распространёнными предложениями. Например, ребёнок 3 летговорит:«Договорились, сначала я морковку сьем, а потом пойдём с тобойгулять». Или:«Мамочка, посмотри, какие красивые цветы тётянесёт!» Меняется характер общения со взрослыми и детьми: общениестановится речевым! Ребёнок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, каксахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный); делать умозаключения(мальчики мамы не бывают...) Дети этого возраста становятся почемучками, тоесть задают много вопросов (как, где, когда, а куда ). Умеют пересказывать (повопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальноесловообразование: большая собака, а маленькая собачка (кошка — кошечка; заяц — зайчик, зайка и т.д.)
3 года – момент интенсивного развитиясвязной речи. Переход от ситуативной к контекстной требует большойсогласованности в работе Ц.Н.С., речедвигательного механизма, внимания, памяти,произвольности и др. Некоторая рассогласованность в работе Ц.Н.С. внейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменению поведения.Наблюдается упрямство, негативизм. Это определяет большую ранимость речевойсистемы. Могут возникнуть заикание, мутизм, отставание речевого развития.Ребенок отказывается от речевого общения, дает протест на завышенные к немутребования. Если на этом этапе возникло заикание, то оно может быть обусловленои возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевойфункциональной системы и различных психических функций. Иногда их называютэволютивные, что означает связанные с возрастной фазой развития.
У детей 4-го года жизни широкоиспользуется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложение связное.Предметы обьединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты,т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синее платье;синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, один шарик);правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказывают илипересказывают. />/>/>/>/>в)        5 – 6 лет
К 5-6 годам речь грамматически илексически в основном сформирована.
У детей старшего дошкольного возрастасвязная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечаетдостаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо)ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы сверстников,дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольнопоследовательно и четко составить описательный или сюжетный рассказы напредложенную ему тему. Однако дети все еще чаще нуждаются в предшествующемобразце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношениек описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
У детей старшего дошкольного возрастаразвитие речи достигает высокого уровня. Накапливается значительный запас слов,возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детейвырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умениеконтролировать свою речь./>/>/>/>/>г)         Данные роста словаря В.Штерна,Д.Эльконина, Смита
Первая наиболее полная периодизацияВ.Штерна на русском языке была опубликована в работе «Психология раннегодетства до шестилетнего возраста» в 1914 г. и долгое время оставаласьочень популярной и часто цитируемой отечественными исследователями. В.Штерномвыделены: предварительная стадия (первый год жизни), в течение которой уребенка появляется лепет, подражание комплексам звуков, примитивное пониманиепредложений, а затем четыре эпохи (периода):
первая эпоха (1 год — 1 год 6 мес)характеризуется наличием в речи ребенка небольшого количества имеющих смыслзвуковых реакций, которые можно рассматривать как однословные предложения.Элементы речи еще не имеют определенного грамматического или связанного спонятиями характера. В звуковом отношении они еще близки к лепету. В речипреобладают звукоподражание и звуковые речедвигательные реакции;
вторая эпоха (1 год 6 мес — 2 года) — «пробуждается сознание значения языка и воля его завоевывать». Запасслов сильно возрастает, появляются вопросы о названиях вещей. Предложениесостоит уже из нескольких слов. Возникает понятие о частях речи;
третья эпоха (2 года — 2 года 6 мес)- начало изменений по флексиям. Ребенок выражает тонкие, формальные измененияпонятий при помощи изменения слов. Различные виды флексий (спряжение,склонение, степени сравнения) развиваются практически одновременно.Вопросительные, восклицательные, утвердительные предложения строятся в формеглавного предложения;
четвертая эпоха (2 года 6 мес — 4-5лет), в течение которой ребенок научается передавать главенство иподчиненность, овладевает придаточными предложениями. У него обнаруживаетсясклонность к словообразованию.
Материалы Н.А.Рыбникова иА.Н.Гвоздева о генезисе речи позволили уточнить временные рамки возникновениятех или иных новообразований, внесли качественные дополнения в описаниеусвоения ребенком родного языка. Они отметили, что звукоподражательные словапоявляются у ребенка с 9,5 мес (у В.Штерна — с 1 года). Это — существительные,употребляющиеся в именительном падеже, в единственном числе.
В период с 1 года 6 мес до 1 года 8мес наряду с двусловными предложениями ребенком усваивается повелительноенаклонение глаголов, поскольку оно выражает желание ребенка и имеет для неговажное значение.
С 1 г 8 мес до 1 года 10 мес в речипоявляются формы множественного числа, так как разница между одним предметом инесколькими очень наглядна. А.Н.Гвоздев, как В.Штерн, отметил, что у ребенка с1 года 6 мес до 2 лет наблюдаются первый период вопросов о названии вещей(«Что это?») и связанный с этим явлением рост словаря.
Важным новообразованием являетсяпоявление в возрасте 3 лет грамматических форм, которые помогают ребенкуориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени(глагольные времена). Сначала появляется родительный падеж, затем дательный,творительный и предложный. Но полное овладение падежными формами происходитпозднее. Возраст 4-5 лет характеризуется появлением в речи ребенка многословныхфраз, монологов, соединительных союзов и местоимений, придаточных предложений,второго периода вопросов — о причинно-следственных связях(«Почему?»).
В работах как зарубежных(переведенных на русский язык), так и отечественных исследователей было показано,что речевая творческая активность максимальна у детей в возрасте 2-3 лет ипрактически полностью исчезает к 5-6 годам. На эту активность, как отмечалН.А.Рыбников, сильное угнетающее влияние оказывает стереотипная фразеологияплакатов и афиш.
По данным Д.Б. Эльконина ростсловаря, как и усвоение грамматического строя, находятся в зависимости отусловий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь более велики, чем вкакой-либо другой сфере психического развития:
в исследованиях В. Штерна дети пятилет имеют запас слов – 2200, а дети шести лет – 2500-3000 слов.
в исследованиях Смита дети пяти летимеют число слов 2072, прирост слов – 202, дети пяти-шести лет – 2289 сприростом слов в 217, дети шести лет – 2589 с приростом слов в 273.
В 1979 г. сотрудниками НИИ содержанияи методов обучения АПН РСФСР был проведен сравнительный анализ результатовранних и более поздних отечественных и зарубежных исследователей, которыйпоказал, что количественные данные о словарном запасе детей 1 года -7 лет, приведенныеН.А.Рыбниковым, совпадают с данными Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца и других:максимальный рост словаря наблюдается в период с 2 до 5 лет. В этом жеисследовании отмечено, что наиболее исследованной областью в психологии детскойречи является речь детей от 1 года до 4 лет.
Интенсивно идущее именно в дошкольномвозрасте усвоение родного языка, заключающееся в овладении морфологическойсистемой, связано с активностью ребенка по отношению к языку. В дошкольномвозрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становитсяне только средством общения, но и предметом сознательного изучения.
/>/>/>/>/>2.    Методика развития словаря у детей дошкольного возраста
Очень важная задача, стоящая передвзрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивныйсловарь – в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи,а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мы оперируем вкаждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и это характерно,пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И одна изсущественных проблем – перенести как можно больше пассивных слов в актив.
На первое место в словарной работевыдвигается положение о том, что слово является важнейшей единицей языка,которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, а работ надсловом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи.
Овладение словарным составом родногоязыка рассматривается как необходимое условие освоения его грамматическогостроя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.Неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Пониманиевсего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многихлет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того жеслова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое уребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом,речевой ситуацией способствует развитию умений свободно выбирать языковыесредства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами исвязывать из по смыслу.
Словесные обозначения (наименования)предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей их действительностью.Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и вкачественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точностьупотребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносныхзначений).
Одной из главных задач словарнойработы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основукоторого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических группслов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Синонимическая работа с детьми(подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоениемтематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести ит.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами (словами спротивоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетания ипредложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимов кмногозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнитьего значения. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения,дети глубже понимают многозначность слова.
Многозначность слова показываетсядошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметным значением(ручка, игла, молния и т.д.)
Составляя предложения с многозначнымисловами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова они ориентируются.Работа над многозначными словами может идти по таким направлениям: называниеслова, подбор к нему признаков и действий – составление словосочетаний, затемпредложений и использование многозначных слов в связном тексте.
В процессе словарной работы необходимодобиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность,связность, выразительность. в конечном итоге необходимо выработать у детейумение отбирать для высказывания те лексические средства, которые точновыражают замысел говорящего.
Реализация программы по словарнойработе с детьми дошкольного возраста осуществляется через системусоответствующих занятий трех разновидностей:
— занятия, в которых словарная работаосуществляется в процессе ознакомления с постоянно расширяющимся кругом предметови явлений окружающей действительности (экскурсия, демонстрация предметов ит.п.)
— занятия, где словарная работаопирается на углубление знаний детей об окружающих предметах и явлениях(ознакомление с качествами, свойствами, особенностями),
— занятия, решающие задачи словарнойработы в процессе обобщений, формирования понятий.
Для обучения монологической речидетей дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий:рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составлениеописательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов(творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта,рассказывание по серии сюжетных картинок.
Основным приёмом обучениямонологической речи на начальном этапе является приём совместногорассказывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. Всовместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт насебя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схемуразличным содержанием. Образец рассказа не предлагается, т. к. этот приём неспособствует проявлению самостоятельности и инициативы. На следующем этапеведущим приёмом обучения становится план, который даётся вестественно-разговорной форме.
Перед тем, как выполнить основноезадание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.), детямпредлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, наформирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, чтометодика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другимисторонами речевого развития.II.  Практическая работа подиагностике и формированию словаря детей/>/>1.  Диагностика/>/>2.Дидактические игры (на формирование словаря)/>/> «Перепрыгни через ров»
Цель игры. Учить детей образовыватьповелительную форму глагола с помощью приставок.
Организация занятия.
Игроков распределяют на две команды ивыстраивают на площадке одну против другой (на расстоянии 50 см).
Перед каждой командой рисуют двепараллельные линии — это ров. На слова воспитателя:
Если хочешь
Ловким быть,
Если хочешь
Сильным быть,
Если хочешь
Быть здоров, —
Перепрыгни
Через ров!
все прыгают. Выигрывает та команда, вкоторой большее число играющих сумело перепрыгнуть через ров, не наступив начерту. Игра продолжается. Проигравшая команда под тот же стишок, но сказанныйуже «победителями», предпринимает вторую попытку. Игру можно активизировать,предложив детям прыгать с закрытыми глазами./>/>«Ветер»
Цель игры. Учить детей образовыватьглаголы с помощью приставок (выглянул, помчался, запрыгал).
Организация занятия.
Один из игроков исполняет рольветерка, остальные — зайцев. Дети-зайцы надевают на голову шапки с длиннымиушами и на корточках располагаются по кругу. На слова, сказанные воспитателем:
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки,
И помчался — скок да скок —
Белый маленький клубок,
они медленно поднимаются и прыгают надвух ногах вперед.
На следующее четверостишие:
Вот запрыгал он с разгона
По проталинкам зеленым,
Он вокруг березок кружит,
Перепрыгивая лужи!
дети прыгают в ту сторону, гденарисованы небольшого размера круги-лужи, перепрыгивают их.
На слова, произнесенные вместе своспитателем:
Ветер, ветер! Догоняй-ка!
Не догнать лихого зайку!
разбегаются по залу. Ребенок-ветерокдолжен осалить убегающих.
Игру проводят с небольшой подгруппой(6—8 детей). Если количество играющих больше, выбирают двух «ветерков»./>/>«Поезд»
Цель игры. Закреплять умение детейсоотносить слово с действием.
Организация занятия. Детей выстраиваютдруг за другом, образуя как бы «поезд»; они кладут руки на плечи играющего,стоящего впереди. На слова, сказанные воспитателем:
Чух, чух, пых-чу,
Пых-чу, вор-чу,
Стоять на месте не хочу!
«поезд» начинает медленно двигаться,постепенно ускоряя движение.
Ко-ле-са-ми
Стучу, стучу,
Ко-ле-са-ми
Вер-чу, вер-чу,
Садись скорее,
Про-ка-чу!
Чу! Чу!
Далее движения выполняются согласнотексту: «Колесами стучу, стучу» — дети топают ногами; «Колесами верчу, верчу» —круговые движения руками, вытянутыми вперед. На слова: «Чу! Чу!» — «поезд»останавливается./>/>«Где мы были, мы нескажем»
Цель игры. Активизировать глагольнуюлексику. Учить соотносить слово с действием.
Организация занятия.
Водящий отходит в сторону, играющиетем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросводящего: «Где вы были? Что вы видели?» — отвечают: «Где мы были, мы не скажем,а что делали, покажем» — показывают различные движения (стирают белье, рисуюткартину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемоедействие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа.Например: «Вы пилите дрова». Если ответ правилен, команда разбегается, аводящий их догоняет. Пойманный становится водящим./>/>«Лохматый пес»
Цель игры. Учить детей соотноситьдействия со звучащим словом; закреплять способы образования глаголов с помощьюприставок (подойдем, разбудим, посмотрим).
Организация занятия. Один из играющихисполняет роль собаки. Он ложится на травку (коврик) и притворяется спящим.Остальные на цыпочках гурьбой подходят к нему и говорят:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим
И посмотрим, что-то будет.
Сказав эти слова, кто-то из детейлегким движением будит собаку. Пес просыпается, недовольно рычит, лает, затемвскакивает и пытается догнать ребят.
Если игра повторяется, на роль собакиможно выбрать с помощью считалки ребенка из числа победивших./>/>«Молчанка»
Цель игры. Учить детей образовыватьглаголы с помощью приставок.
Организация занятия.
Перед началом игры дети хоромпроизносят:
Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
Со словом «молчок» все замолкают и недвигаются. Ведущий (воспитатель) наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется,или заговорит, или пошевелится, он дает ему фант. В конце игры дети выкупаютфанты — выполняют действия по команде: залезают под стол и вылезают,подпрыгивают на месте два—три раза; выходят в раздевалку и входят в групповуюкомнату; отодвигают стул и задвигают на место; выглядывают в окошко; приседают,встают, подбрасывают мяч; перепрыгивают через веревочку и т. д.
Игра эта увлекает обычно детей всехвозрастных групп.
Примечание. В группе малышейразыгрывать фант лучше сразу, как только кто-то из играющих нарушит правило.Задание придумывает воспитатель. В старших группах задание придумывают самидети./>/>«Сова»
Казахская народная игра
Цель игры. Учить детей образовыватьглаголы звукоподражанием.
Организация занятия.
Воспитатель (обращается к детям).Поиграем в «Сову». Это веселая игра казахских ребят. Думаю, она и вампонравится.
Тот, кого выберут совой, садится вгнездо и до поры до времени спит. Остальные бегают вокруг совы, прыгают. Однимогут квакать, как лягушата, дру­гие — блеять, как козлята, третьи — изображатьжеребят. По сигналу ведуще­го «Ночь!» сова открывает глаза и отправляется наохоту. (Воспитатель объясняет: совы днем всегда спят, а охотятся ночью.) Всевы, кто прыгал, скакал, замираете. Кто пошевелится или засмеется, — платитфант.
Какие можно разыгрывать фанты: пустьпошипит, как змейка; закукарекает, как петух; залает, как собака; затрубит, какслон; зажужжит, как муха; зазвенит, как комар; замяукает, как кошка; заквакает,как лягушка; закрякает, как утка; завоет, как волк; зарычит, как тигр; заржет,как лошадь; зафыркает, как еж; замычит, как корова, и т. д./>/>«Смешинка»
Цель игры. Учить детей соотносить сдвижением глаголы, образованные с по­мощью приставок.
Организация занятия.
С помощью считалки:
Жили-были
Я ли, ты ли.
Между нами вышел спор.
Кто затеял, позабыли
И не дружим до сих пор.
Вдруг игра на этот раз
Помирить сумеет нас?
дети выбирают «смешинку», задачакоторой — рассмешить играющих. Возможности неиссякаемы: копируются движениянеуклюжего медведя, хитрой лисы, трусливого зайца; можно неожиданно чихнуть,спеть, прочесть смешную считалку (стихотворение) и т. д. Тот, кто засмеется,платит фант. Если фантов наберется около десяти, их разыгрывают. Воспита­тельсадится лицом к детям, а кто-либо из победителей помогает ему: берет фант,прячет за спину и спрашивает: «Что полагается фанту, который у меня за спинойпрячется?» Воспитатель придумывает движения: пройти прямо, на корточках, влезтьна стул, пролезть под столом, спрыгнуть, наклониться, выпря­миться,перешагнуть, перепрыгнуть, присесть и др. Тот, кто неправильно выполняетзаданное действие, не получает фант; его разыгрывают повторно, или на помощьприходит кто-либо из детей, который сумеет выполнить задание. />/>Пальчиковые игры
«Пальчиковые игры» — этоинсценировка каких-ибо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многиеигры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться впонятиях «вправо», «влево», «вверх»,«вниз» и т.д.
Дети от года до двух хорошовоспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши осваивают уже игры,которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая- кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники могутиграть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Болеестаршим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом — мелкимипредметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик — папочка, Этот пальчик- мамочка,
Этот пальчик — я, Вот и вся моясемья!
Поочередное сгибание пальцев, начинаяс большого. По окончании покрутить кулачком.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
— Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большиепальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелыспрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем отгибатьих по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыреннымипальчиками — пчелы улетели./>/>/>/>/>3.    Работа с родителями (консультации)/>/> Как рассказывать сказки детям
Психологи и методисты отмечают, чторебенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речиокружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). Ксожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силузанятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускаютна самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живомокружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельныепесни, пестушки, потешки, сказки) практически не используются даже в младшемвозрасте, не говоря уже о детях пяти — шести лет.
СКАЗКА – самый удивительный жанрустного народного творчества. В ней все необычно и все возможно. Через сказкуребенок получает представление о добре и зле, о ценностях материальных идуховных, о жизни как свершении самых дерзновенных мечтаний во имя любви иправды. Сказка — великая сила, но ребенка нужно учить вдумчиво слушать и читатьее.
ЗНАКОМСТВО С ВАРИАНТАМИ.Полезнознакомить ребенка с вариантами сказок. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах,в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее.Внимательнее дети начинают слушать и другие сказки, вникать в события,характеры. У них могут появиться и свои собственные придуманные вариантысказок.
ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ. Читать ирассказывать сказки надо неоднократно. При первом прослушивании впечатлениячасто бывают неточными. Во время повторных прослушиваний впечатленияуглубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок всеболее вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочныхперсонажей, их взаимоотношения, поступки./>Как читать книги ребенку
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ. Полнота восприятия вомногом зависит от того, насколько глубоким окажется проникновение в текст,насколько выразительно вы донесете образы персонажей, передадите и моральнуюнаправленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям. Дети чуткореагируют на интонацию, мимику, жест.
ПЕРЕСКАЗ И БЕСЕДА по книге позволяютлучше понимать и запоминать содержание. Однако не пытайтесь сразу напрямуюобъяснять своими словами содержание или мораль прочитанного. Это можетразрушить обаяние художественного произведения, лишить ребенка возможностипочувствовать то, что он еще не может осмыслить.
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ учитзамечать художественные детали, понимать характеры сказочных героев и ихвзаимоотношения, чувствовать гамму красок, их эмоциональную выразительность,проникаться чувствами и настроениями, которые выражает рисунок. />/>/>/>/>Список литературы
 
1.           Алексеева М.М.,Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М.:Академия, 2000. –400с.
2.           Алексеева М.М.,Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. –М.: Академия, 1999. –159с.
3.           Бородич А.М.Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. –255с.
4.           Гвоздев А.Н. Отпервых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений. Саратов: Изд-воСарат. ун-та, 1981.
5.           Горькова Л.Г.,Обухова Л.А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшаягруппа). – М.: Вако, 2005. – 192 с.
6.           Детство:Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И. Бабаевой,З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. –Спб.: Акцидент, 1996. –205с.
7.           Дневниквоспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
8.           Занятия поразвитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой.–М.: Совершенство, 2001. –368с.
9.           Карпинская Н.С.Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). –М.: Педагогика,1972. –143с.
10.         Кудрявцева Е.Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) //Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
11.         Методика развитияречи детей дошкольного возраста / под редакцией О. С. Ушаковой, Е. М.Струниной; М., «Владос», 2003.
12.         Развитие речидетей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
13.         Романенко Л.Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк.воспитание.-1990.-№7.-С.15-18.
14.         Соловьева О.И.Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.:Просвещение, 1966. –176с.
15.         Стрельцова Л.Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.;№11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
16.         Тихеева Е.И.Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). –М.: Просвещение, 1981.–159с.
17.         Ушакова О.Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
18.         Ушакова О.,Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшегодошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.
19.         Ушакова О.С.Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.
20.         Фалькович Т.А.,Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. – М.; Вако, 2005. –288 с.
21.         Фалькович Т.А.,Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия дошкольниковв учреждениях дополнительного образования. – М.: Вако, 2005 – 208 с.
22.         Федоренко Л.П.,Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста.–М.: Просвещение, 1977. –239с.
23.         Эльконин Д.Б.Детская психология: развитие от рождения до семи лет. –М.: Просвещение, 1960.–348с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :