Содержание
Введение
1.Вклад монастырей в развитие отечественной педагогики
1.1Православное воспитание в России
1.2Монастырские школы
2.Монашеские уставы как историко-педагогические источники
3.Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Проблема воспитания подрастающихпоколений сегодня является главной для России. Ее приоритет осознаетсяпедагогами, родителями, общественными и государственными деятелями. Этапроблема является центральной во все времена для всех государств и народов,потому что от ее решения зависит их будущее – благополучие и процветание или«мерзость запустения».
Монастырские школысуществовали уже к V веке. С утверждением христианства, и в особенности сдеятельностью монашеского ордена бенедиктинцев, связано становление монастырскихшкол в Византии и Западной Европе. Первые монастырские школы в раннефеодальнойЕвропе были учреждены орденом анахоретов. Орден был создан монахом БенедиктомНурсийским в 529 г. В монастырях анахоретов поначалу обучали будущих членовордена. В этом случае родители отдавали 7-летних мальчиков (посвященные дети)на попечение ученых монахов, а затем было организовано и обучение мирян.Бенедиктинцам европейская школа обязана тем, что латынь на многие столетиястала единственным языком ученых и преподавания. В течение шести вековмонастырские школы бенедиктинцев оставались наиболее влиятельными учебнымизаведениями такого типа.
В раннесредневековой Европе сложились два главных типацерковных учебных заведений: епископальные (кафедральные) школы и монастырские школы.Учебные заведения элементарного образования именовали малыми школами,повышенного образования — большими школами. Учились только мальчики и юноши (вмалых школах — 7-10-летние, в больших школах — более взрослые).
Кконцу 12 — началу 13 вв. обучение сосредоточилось в основном во внутреннихшколах и ориентировалось на потребности монастырей. Приоритетное положение всфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам.Однако монастырские школы сохраняли своё значение вплоть до 14-15 вв., а вюжнославянских странах — до 16 в. Таким образом,актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Работа состоит из введения, 3 глав,заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 17 страниц.
1. Вклад монастырей в развитиеотечественной педагогики
1.1 Православноевоспитание в России
Исследование православного воспитания вРоссии позволяет выделить основные субъекты воспитания, которые оказывалиопределяющее влияние на его становление и развитие: Церковь и государство. Помысли схиархимандрита Иоанна, Церковь и государство на Руси ревностнозаботились о духовном совершенствовании народа и ступень за ступенью вели его кнадлежащему исполнению православных установлений. Вся русская история вплоть доХХ века свидетельствует об объединении усилий Церкви и государства в деледуховного воспитания народа и формирования таких институтов как семья, школа,система профессионального воспитания.
Принятиехристианства на Руси сообщило воспитанию православное содержание. Православие утверждаетсяв качестве духовной и нравственной основы жизни общества и государства истановится мировоззрением русского народа. Церковь – это богоучрежденноеобщество. Согласно православному учению, истина сохраняется только в ЦерквиХристовой. Церковь определяла все стороны жизни народа, из века в векформировала русских людей духовно и нравственно, учила их различию добра и зла,православному отношению к Богу, ближнему, обществу, природе. Важнейшимсредством воспитания было богослужение Православной Церкви, при этом именнодуховность русских священников была одним из источников, ведущих народ кнравственному совершенствованию. Истинно православное отношение к жизнисформировалось у русского народа постепенно, в результате длительного влиянияна общество церковной дисциплины, преодоления и искоренения в нем пагубныхпривычек.
В организации образования в России мы также видим сопряжениеусилий Церкви и государства. Школы открываются и государством, и Церковью.Владимир Великий предложил при каждой церкви открыть школу. Школы существовалии до официального принятия христианства, но христианство перестраивает ихорганизацию, а главное – в корне изменяет содержание воспитания и образования.В Киевской Руси совместными усилиями государства и Церкви создаются конкретныеформы образования (школы), которые получили название «ученье грамоте», «ученьекнижное», «училище». Основу содержания образования составляло православие.
Обучение грамоте шло по алфавиту, созданному святыми Кирилломи Мефодием, обучение чтению по Псалтири (изучался церковно-славянский язык).Каждый преподаваемый предмет нес в себе христианское содержание и способствовалформированию христианского мировоззрения.
Совместные усилия Церкви и государства в деле развитиявоспитания и образования были столь успешны, что привели к широкомураспространению школ на Руси. Православие как основа древнерусского воспитанияи образования, сделало Русь одной из самых образованных стран в мире.
Основной принцип православного воспитания – прежде всего,научить вере, потом другим наукам. Православные педагоги учили сначала примеромжизни, а потом словом. Добрая и примерная жизнь учителя – первое,главнейшее и непременное средство педагогического воздействия, потому что методнаглядного обучения есть самый естественный и действенный. Родители, понаставлению Церкви, также должны быть образцом в поведении для детей. При этомвоспитатели не позволяли детям быть только простыми и холодными зрителями, нопобуждали подражать нравственным примерам и в своей жизни повторять то лучшее,что видели в жизни других. Упражнение детей в делах благочестия было одним изпервых средств к утверждению в них навыков к добрым делам и расположениямсердца. Важный и действенный метод воспитания – тщательное ограждение детей отвредных соблазнов.
Методы православного воспитания включаютдобрую и примерную жизнь учителя, ограждение детей от вредных соблазнов,упражнение детей в добрых делах, а также основные методы обучения истинам верыи другим наукам: акроаматический (повествовательный), эратематический(вопросно-ответный), катехизический, эвристический, диалогический, которыеспособствовали усилению воспитательной направленности процесса обучения.
Средствами православного воспитания являются: участие в жизниЦеркви, совершение церковных таинств (покаяние, причащение), личное молитвенноеделание, чтение Слова Божия и творений святых отцов, пост, дисциплина,христианское отношение к окружающим людям и внешнему миру, внешней природе,соблюдение христианских норм нравственности.
1.2. Монастырские школы
Враннем Средневековье практически все грамотные люди принадлежали к одномусословию – духовенству, обучение которых проходило в школах: монастырских,соборных или приходских.
Монастырскиешколы давали наиболее полное образование по сравнению с другими. Большим плюсомобычно была возможность доступа к монастырской библиотеке. Изредка существовалишколы, созданные обычными священниками в своих приходах, такие школы называлисьприходскими. Там обучали только подростков, и уровень образования там был минимален.
Различалисьвнутренние школы — закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущиеслужители церкви, и внешние школы, располагавшиеся вне монастырской ограды,которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получитьдуховный сан.
Внешниемонастырские школы посещали мальчики 7-15 лет. Им преподавались основыграмотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума; они изучали чтение налатыни, письмо, счет. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мерезаменяли мысли о религиозно-нравственном воспитании детей, содержавшиеся вбогословской литературе.
Внутренниемонастырские школы давали более высокий уровень образования: здесь преждевсего, изучался латинский язык, преподавались тривиум, а часто и квадривиум,теология. В лучших школах преподавались медицина, греческий язык, чтениеантичных авторов. Отличительной особенностью образования в монастырских школахбыло преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей.
Схемашкольной программы была такой: сначала изучалось чтение, счет и церковноепение, затем грамматика с чтением доступных авторов и элементами остальныхсвободных наук. Для немногих способных проводились индивидуальные занятия побогословию. Многие монастырские школы уже начинают специализироваться наотдельных науках, но все же главной заботой монастырей было богословие. Почти вкаждом монастыре существовали мастерские по переписке: составлялись ипереписывались комментарии к Священному Писанию.
2.Монашеские уставы как историко-педагогические источники
Напротяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегдавносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основупедагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырейправославная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Системувоспитания, которая там сложилась, можно назвать монастырской педагогикой.Научный интерес к этой системе воспитания, обусловлен теми высокимирезультатами, которые она достигла, явив миру сонм русских святых, светильниковверы, героев Отечества.
История монашества представляетогромный интерес для педагогики, поскольку история русского монашества есть,прежде всего, история успехов православного воспитания. В монастырях впервые былипостроены модели многих современных организаций.
Схиархимандрит Иоанн в своих трудахне случайно уделяет монашеству преимущественное внимание. «Живя в миру, — пишетотец Иоанн, — не всегда удобно совершенствоваться в добродетели. Поэтому те,кто особенно стремились к совершенству, к Богообщению стали удаляться от мира иустановили особый порядок жизни, или жизнь монашескую, которая, согласносвятоотеческому учению, есть наука из наук».
Русские люди относились к монастырямс особым благоговением, считая их высшим идеалом на земле. На Руси говорилиобыкновенно: «Свет инокам — ангелы, Свет мирянам — иноки».
Монастырь — это общежитие лиц,принявших монашеские обеты: нестяжания, целомудрия, послушания. По мыслисвятителя Филарета, сущность всех монашеских обетов есть обещание постоянной,всецелой преданности себя Богу.
Первые монастыри появились в Египте в3 веке. На Руси монастыри впервые появились в 11 веке. Характерной особенностьюявляется то, что каждый монастырь имел свой Устав. Они сыграли особую роль в истории России, воистину став«светом миру» — центрами духовной жизни, учености и просвещения, идеаламиПравославия, примерами того, как можно, живя на земле, целиком поселиться нанебе, посвятив себя Богу. В русских монастыря царил особый мир, где дух господствовалнад плотью. Подвиги монахов, которых называли богатырями духа, былипоразительны. Этим объясняется стремление уйти в монастырь почти всех лучшихлюдей допетровской эпохи. В монастырь, как в училище благочестия, шли и князья,и простые люди. «Монашество лучшим образом свидетельствует о благочестиинарода», — писал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I. Не без основания,поэтому в недавние времена нравственное состояние общества определялосьдуховно-нравственным состоянием монашества.
Педагогическое воздействие должнобыть направлено не только на формирование отдельных навыков поведения, а и навоспитание целостного характера человека — его ума, воли и сердца.
Монастырская жизнь строится вокругцерковных служб, она определяется ими, пронизывается их светом и смыслом.Благообразие, строгость, красота богослужений предопределили их значение каксредств внутреннего духовного устроения человека. «Богослужение ПравославнойЦеркви, исполняемое по Церковному уставу, — пишет отец Иоанн, — во все времена,с глубокой древности являлось и является руководством, средством внутреннегодуховного обучения и воспитания, источником не только христианской веры, но идеятельности. Христианские храмы являются живыми училищами благочестия для всеххристиан».
Монастырская педагогика исходит изтого факта, что «жизнь ума и сердца в человеке не прекращается ни на мгновение,но они заражены грехом. И если не дать душе богоугодных упражнений, то онабудет развивать в себе зло, ложь, которыми заражена».
Монастырская педагогика формируетдобрые навыки в человеке. Одной из основных педагогических задач воспитателейдолжно стать формирование добрых навыков с самого раннего детства и на всехпоследующих этапах становления личности человека.
Выявляя значение монастырского устава,схиархимандрит Иоанн приходит к выводу, что руководящим началом в жизни нетолько монаха, но и каждого человека должен стать принцип, заложенный в егоприроде. «Принцип этот заключается в том неоспоримом факте, что человек состоитиз души и тела, тесно вязанных друг с другом; следовательно, согласовываявнутреннее с внешним, человек идет путем, указанным Богом». СхиархимандритИоанн говорил: «Устроишь внутреннее и внешнее устроится». Этот принцип особенноважен для воспитания ребенка, т.к. в воспитании не может быть мелочей:распорядок дня, дисциплина, упорядоченность (уклад) его жизни в семье иобразовательном учреждении введут к целесообразному согласованию внутреннего ивнешнего в жизни детей.
Монастырский устав определяет принципы, содержание,методы православной педагогики, использование которых позволяет объединитьмиром и любовью совершенно несовместимых на первый взгляд людей, различныхзваний, сословий, характеров, уровней образования и воспитания. По мередуховного преуспеяния монахи становятся духовно едины, образуют «духовнуюдружину», отличающуюся истинным братолюбием, желанием услужить друг другу,разделить между собой все дела общежития.
Этот метод православной педагогикиочень важен и для современного образования. Ведь дети сейчас, как правило,разобщены, не умеют дружить и не знают того, что в общении с другими, преждевсего, должны стремиться услужить друг другу, познавать свои недостатки иучиться их искоренять.
Помимо устава, монастырская жизньскрепляется традицией. Так, в русских монастырях укоренилась традиция бытьготовым на всякое услышанное слово, ответить: «Прости». И еще одна традиция:как учит св. Игнатий Брянчанинов, если монахам случиться поссориться, тоследует не оставлять неприязни до следующего дня, а просить прощения друг удруга до захода солнца, ни в коем случае не держа в душе обиду, отягощающуюсовесть.
В жизни семью, школы, вуза традициитакже имеет огромное воспитательное значение. Сложившаяся система монастырскойпедагогики, давшая высочайшие результаты, привела к тому, что духовным идеаломрусского человек практически на всем протяжении русской истории былмонах-подвижник, всецело посвятивший себя служению Богу и ближним. В России вотдельные значительные периоды ее истории отличие мирян от монахов состоялолишь в том, что они могли вступать в брак и заниматься мирскими делами. Востальном миряне во всем подражали монахам.
Монастырский уклад, предназначенный,казалось бы, сугубо для монастырской жизни, проявлялся и был определяющим и вбыту, и в семье, и в общественной жизни, непосредственно влияя на жизнь русскихлюдей, изменяя ее в лучшую сторону. Жизнь русского человека от купели крещенияи до смерти, перед которой он, как правило, принимал монашеский постриг, былапронизана монастырским духом. Внешняя строгость, заданная монастырским уставом,была проявлением сосредоточенности на внутренней невидимой брани, стремленияхристианина очистить себя от всякой нечистоты. В рамках этого сурового укладарусские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто. Жизнерадостностьи оптимизм русского человека, его острый природный ум, духовная образованность,гостеприимство и радушие удивляли иностранцев, приезжавших в Россию.
Особенно большое значение духовноеруководство приобрело в среде монашествующих и в своей высшей мере называетсястарчеством. «Если монашество — цвет христианства, то старчество — цветмонашества». Старец — это богопросвещенный, отличающийся совершенной духовнойопытностью советник и наставник, способный мудро руководить жизнью других.Старец является «духовным кормчим», нравственным вождем потому, что емуоткрывается Божественная воля, и вопрошающие могут узнать эту волю из егоответов. Старец – руководитель совести.
Традиции старчества на Руси возродилво второй половине 18 века преподобный Паисий Величковский (1722-1794). Егоученики положили начало старческому руководству во многих русских монастырях.Наиболее значительными духовными центрами, где старчество было восстановлено вполной мере, наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и другими монастырями, сталиГлинская и Оптина пустыни. В чем же заключается педагогический смысл этогофеномена? Старец ведет человека по ступеням духовно-нравственногосовершенствования.
Этот процесс в православнойпедагогике называется душеводительством. Он представляет собой особую пошаговуюпедагогическую методику, включающую ряд этапов. Мудрое руководство старцевприводит ученика к постоянной внимательной внутренней жизни и, тем самым,возводит его на высокую ступень нравственного совершенства, о чемсвидетельствуют многочисленные исторические примеры.
Все русские старцы были глубочайшимизнатоками сокровенных движений человеческих душ, опытнейшими врачевателямидуховных и телесных недугов, мудрыми и любвеобильными наставниками. Они былинастолько богаты духовным опытом, что к ним обращались многие не только простыелюди, но и выдающиеся деятели современности, чтобы поучиться высшей науке —умению жить по-христиански.
Многовековой опыт монастырскойпедагогики позволил монастырям внести огромный вклад в историю и культуру России,в духовное просвещение и нравственное развитие русских людей. Периоды расцветаили оскудения духовной жизни общества всегда были связаны с возрастанием илиумалением роли духовного руководства, которое берет свое начало от святыхапостолов.
Смысл воспитания органически зависитот смысла человеческой жизни, а смысл человеческой жизни – от основ, на которыхон утверждается, и от конечной цели, к которой он стремится. Православие даетясные ответы на вопрос о цели и смысле человеческой жизни, православное учениео спасении дает ясное, полное и целостное представление о человеке.
Россия явила миру великое сокровище,самое большее из того, что она и могла предъявить – идеал святости, исполненныйв жизни. Сонм святых, в земле Российской просиявших: преподобный СергийРадонежский, святой благоверный князь Александр Невский, преподобный СерафимСаровский, адмирал Феодор Ушаков, новомученики и исповедники российские ХХ векаболее полутора тысяч священников и мирян, положивших жизнь за веру, имногие-многие другие. Это — наши соотечественники, люди, достигшие святости вземной жизни. На них исполнился смысл и идеал православного воспитания. Онизовут и нас следовать этим путем.
Чтобы понять каким же образоммонастырь оказывал воспитывающее влияние на общество, на жизнь русских людей,необходимо узнать конкретные примеры. Здесь мы остановимся на примере Глинскогомонастыря, деятельность которого началась в начале 16 века на месте явленияПустынно-Глинской Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы и длилась несколькостолетий, принося обильные результаты своей деятельности.
3. Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни
Глубокое и многогранное педагогическое наследие подвижниковГлинской пустыни, которую преподобный Серафим Саровский называл «высшей школойдуховной жизни», включает не только различные аспекты семейного и школьноговоспитания подрастающего поколения, но и высшие проявления православнойпедагогики: педагогику старчества и монастырскую педагогику. Сегодня нашразговор о монастырской педагогике, то есть о системе воспитания, котораясложилась в иноческих обителях. Именно в монастырях православная педагогиканашла свое наиболее полное воплощение и завершение.
Монашеская обитель, в которой созданы все условия длясовершенствования и развития духовных сил человека, всех сторон его личности(нравственной, умственной, эстетической, физической), является благодатнойсредой для воспитания. Монастырь воспитывает людей, в душах которыхвозобновляется духовная благодатная жизнь, утраченная человеком вследствиегрехопадения. В условиях монастыря союз человека с Богом восстанавливается вполной гармонии и идеальной реальности. Интерес к монастырской педагогикеопределяется в наши дни именно теми высокими результатами, которых онадостигла, явив миру многие и многие примеры истинных подвижников благочестия,светильников веры, героев Отечества.
Великий глинский старец и просветитель схиархимандрит Иоанн всвоих трудах не случайно уделяет монашеству столь большое внимание. Русскоеиночество принесло огромную пользу государству в области просвещения. Творениярусских монахов ярко свидетельствуют о том, что иноки внесли весомейший вклад всокровищницу отечественной науки и литературы. Монахи не ограничивались тольколичным образованием, в области которого многие из них достигли замечательныхуспехов, но значительно содействовали и образованию общественному. Заслугимонастырей в области народного просвещения не сводились к созданию школ. Важноезначение имели также монастырские библиотеки. Монахи переводили на русский языктворения святых отцов, переписывали древние книги. Неудивительно поэтому, чтомонастырские библиотеки содержали десятки тысяч рукописей и книгдуховно-нравственного содержания. Можно утверждать, что в России не былодругого сословия, которое проявило бы себя столь же деятельно в сферепросвещения, как монашество.
Просвещая общество нравственно, русские монахи многосодействовали и его внешнему благосостоянию. Благотворительная деятельностьиноков выразилась в устройстве странноприимных домов, больниц, богаделен, домовдля сирот, нищих и т.п. Благотворение монахов особенно умножалось в дни голода,войн и других общественных бедствий. В это время в монастырях находили приютмногие обездоленные. Всем им монахи помогали и материально, и нравственно.
Наряду с широкой благотворительностью русское монашествопринимало деятельное участие в жизни современного ему общества и другимиспособами. Один из них — молитва за мир, за Россию. Монахи испрашивали у Богавидимых духовных благ для мирян, для государства. Только Всеведущему Богуизвестны те бесчисленные благодеяния, которые низводили на Русское государствомонахи своими молитвами. Патриотическое служение иноков выражалось не только вукреплении духа русского народа в годину тяжелых испытаний, но и в том, чтонекоторые монахи становились полковыми и флотскими священниками. Монастыриоткрывали лазареты, лечили раненых.
Хозяйственная деятельность монастырей служила примеромрационального ведения сельского хозяйства. Использование монастырского опытапозволяло значительно повысить плодородие земель, улучшить культуру земледелия,развивать садоводство, огородничество, рыболовство, пчеловодство, а такжемногие ремесла.
С полным основанием можно утверждать, что монашество в Россиипредставляло собой огромную созидательную силу, оказывавшую благотворноенравственное влияние на общественную жизнь страны. Вся многовековая историярусского монашества убедительно подтверждает жизненность его духовного опыта восуществлении главной нравственной задачи, которая стоит перед человеком.
«Посвящая всю свою жизнь служению Богу, — говорит СвятейшийПатриарх Алексий II, — монахи служат примером доброделания». История русскогомонашества представляет огромный интерес для педагогов, поскольку она являетсяпрежде всего историей успехов православного воспитания. Поэтому долг историкапедагогики, как пишет один из исследователей, — говорить «о нравственных инародолюбивых подвигах монахов, о тех подвигах, которые, выходя из узких границличных интересов, широким потоком изливались из пустынных убежищ на обширнуюдолину светского общества».
Особая заслуга схиархимандрита Иоанна заключается в том, чтов своих трудах он раскрыл педагогические аспекты деятельности монастырей.Принципы, формы и методы монастырской педагогики рассматриваются отцом Иоанномна конкретных примерах. Так, он пишет о великом значении Оптиной пустыни вдуховной жизни русского народа. Философ-славянофил И.В. Киреевский, сознаваявысоту нравственного строя Оптиной пустыни, писал, что для ознакомления схристианством необходимо познакомиться с жизнью оптинских старцев. Своимвнешним и духовным расцветом Оптина пустынь обязана трудам ее настоятелясхиархимандрита Моисея, который управлял обителью в течение 40 лет — с 1822 по1862 гг. Педагогические аспекты его служения раскрыты отцом Иоанном в трудах«Настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей и его пастырскаядеятельность», «Лекции по пастырскому богословию» и других.
Умелым и мудрым обращением с подчиненными отец Моисейврачевал души вверенных ему насельников обители. Однако при мудройснисходительности отца Моисея его правление вовсе не было слабым. Он редковзыскивал, долго молчал, хотя и видел какие-либо беспорядки, но, тем не менее,в случае надобности умел вразумить, кого требовалось, и напомнить ему опослушании. Нерадения или небрежности в деле послушания, на которое он самсмотрел и всех приучал смотреть как на дело Божие, он весьма не любил, и тому,кто в этом оказывался виновным, он в свое время давал почувствовать свою вину.
Он был истинным патриотом своей Родины, по свидетельствужизнеописания, имел «патриотическую отзывчивость к бедствиям Отечества». В годыКрымской войны отец Моисей живо интересовался всеми событиями на фронте игорячо принимал к сердцу победы и поражения русских войск. Его сострадательноесердце откликалось на бедствия в любом уголке нашей Родины. Случался ли гдепожар, голод или какое-нибудь другое стихийное бедствие, он всегда был усерднымжертвователем на нужды пострадавших. Отец Моисей использовал следующие методы,средства и приемы при воспитании:
— обращался к совести человека, приучал каждого все делать посовести;
— не дозволял уклоняться в своеволие, одновременно всякомублагоразумно предоставляя свободу;
— всегда благодарил за труд, считая лучшей наградой — доверие;
— провинившемуся предоставлял возможность загладить своювину;
— делал замечание только тогда, когда виновный находился вподходящем состоянии: хорошем, спокойном расположении духа;
— делал замечания не ежечасно и ежедневно, а достаточноредко, за один раз высказывая все, что необходимо, что действовало сильнеечасто повторяемых выговоров;
— жалобщика побуждал первым делать шаг к примирению;
— учил братию благодушно переносить немощи окружающих, ни прикаких обстоятельствах не сомневаясь в возможности исправления любого человека;
— говорил с каждым сообразно с его понятиями;
— старался направить к полезному волю всякого;
— всегда сам избегал осуждения и учил этому других;
— учил любить Родину;
— для того чтобы человек мог лучше, без обид, воспринять егослова, просил прощения даже у тех, перед кем не был виноват.
Этими принципами может и должен руководствоваться в своейпрактической деятельности не только каждый церковный пастырь, но и каждыйпедагог, где бы он ни трудился.
В наши дни, когда российская система образования начинаетосвобождаться от атеистических пут, монастырская педагогика привлекает всебольшее внимание не только исследователей и теоретиков, но и практиковшкольного дела. Недаром широкое применение в образовательном процессе находяттруды схиархимандрита Иоанна, в которых раскрываются принципы, формы и методы,получившие воплощение в системе монастырского воспитания. Недаром все большуюпопулярность и общественную значимость приобретают Глинские чтения, собирающиесотни и тысячи учителей и преподавателей высшей школы, которые сознают важностьобращения к опыту педагогической деятельности русских монастырей длясовременной системы образования и воспитания.
Заключение
Таким образом, русская педагогическая культура на протяжениипочти целого тысячелетия и в практическом, и в теоретическом аспектах строиласьна основе православия. Системахристианского воспитания формируется с пришествием Христа. Его сущность, цель,принципы, содержание и методы отражены в трудах отцов и учителей Церкви,которые по праву считаются лучшими педагогами.
Вделе воспитания русского народа велико значение монастырей.
Монастырскиешколы восходят к раннехристианской традиции. Вначале это былирелигиозно-педагогические общины и главным предметом изучения была Библия. Наоснове библейских текстов учили грамматике, философии. Тексты совместно читали,затем переписывали и толковали.
Всемонастырские школы руководствовались определенными уставами. Например, одинтакой устав, где регламентировался порядок обучения и воспитания монахов, былсоздан Феодором Студитом (786-826).
В настоящее время, мы вступаем в этапне только теоретического осмысления концептуальных основ православнойпедагогики, но и введения их в практику работы современного учительства. Мыежедневно ощущаем, как велик интерес наших учителей к православной педагогике.Он обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людейвысокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества. Христианствооблагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности.
Списокиспользованной литературы
1. Бордовская Н.В.Педагогика. Учебник для вузов Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб: Питер,2000. — 304 с.2. ДжуринскийА.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов / А.Н.Джуринский.- М.: ФОРУМ — ИНФРА-М, 1998. — 272 с.
3. Джуринский А.Н.История педагогики / А.Н.Джуринский. – М.: Владос, 2000. – 189 с.4. ЗолинП.М. Истоки педагогики в России. Глубины отечественного образования П.М. Золин //Высшее образование в России. – 1998. — №1.
5. Истоки нашеговысшего. Годовщина уникальной находки // Новгородский университет. – 2001. — №31-32.
6. Историяпедагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров. — Изд. 2-е. М.: Академия,2001. – 557 с.
7. Культура иобразование наших пращуров (от античности к средневековью). – 2001. — №5.
8. Маслов Н.В. Обращение к читателям // Журнал «Русский инок». – 2005. — №1.
9. Маслов Н.В. Истоки русской педагогики.Глинские чтения / Н.В.МасловЖурнал «Русский инок». — 2005. — №7-8.
10. Сластенин В.А. и др. Педагогика:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев,Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.:Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.