Министерство образованияи науки Российской Федерации
Департамент образованияВологодской области
ГОУ СПО "Тотемский педагогический колледж"Влияние ТСО на результативность усвоения иностранного языкаучащимися начальных классов
Выпускная квалификационная работа поиностранному языку
специальность 050709 Преподавание в начальныхклассах
Тотьма 2008
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСОНА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологическиеособенности младшего школьного возраста
1.2 Классификациятехнических средств обучения
1.3 Использованиеэкранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе
1.4 Звуковыесредства обучения и воспитания и их использование
РАЗДЕЛ2. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕМШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Планированиеисследования
2.2 Определениевлияния технических средств обучения на результативность усвоения иностранногоязыка учащимися начальных классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дальнейшеесовершенствование учебного процесса и приведение методов и средств обучения всоответствие с требованиями времени немыслимы без широкого использованиятехнических средств обучения (ТСО), рационализирующих содержание и процессобучения.
Техническиесредства обучения – это комплексы и аппаратура с методическим обеспечением,применяемые в процессе обучения для предъявления и обработки информации с цельюповышения эффективности усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Внедрениетехнических средств обучения в учебный процесс приводит, с одной стороны, ксовершенствованию научно-теоретических, методических, технических иорганизационных проблем процесса обучения, а с другой – связан с необходимостьюповышения педагогического мастерства. С помощью технических средств обученияустанавливают соответствие достигнутых результатов учебно-познавательнойдеятельности заданным критериям. Все это говорит о необходимости и важностииспользования технических средств обучения.
Предметомисследования является результативность усвоения иностранного языка младшимишкольниками, а объектом – образовательный процесс с использованием техническихсредств обучения.
Целью работыопределено выявление и обоснование влияния технических средств обучения нарезультативность усвоения иностранного языка с ориентацией на младший школьныйвозраст.
Данная цельбудет реализована через такие задачи, как:
— изучитьтеоретические основы влияния технических средств обучения на результативность усвоенияиностранного языка в младшем школьном возрасте;
— раскрытьспособы использования технических средств обучения на уроках иностранного языкав младшем школьном возрасте;
— разработатьпрактические рекомендации по влиянию технических средств обучения нарезультативность усвоения иностранного языка.
Проблемазаключается в выявлении влияния технических средств обучения нарезультативность усвоения иностранного языка учащимися начальных классов.
На основе поставленной цели мы выделили гипотезу:если на уроках иностранного языка систематически использовать техническиесредства обучения, то результативность усвоения языка повысится.
При работе над данной темой предлагается выбор такихметодов, как анализ специальной литературы, сравнение, обобщение, наблюдение,систематизация, опрос и эксперимент.
Данная работа состоит из титульного листа, введения,двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении представлен методологический аппаратисследования.
Первый раздел характеризует теоретические основыиспользования технических средств обучения на уроках иностранного языка вмладшем школьном возрасте. Она состоит из 4-х пунктов:
1)психологические особенности младшего школьноговозраста;
2)классификация технических средств обучения;
3)использование экранно-звуковых средств вучебно-воспитательном процессе;
4)звуковые средства обучения и воспитания и ихиспользование.
Во втором разделе дана характеристика практическогоиспользования технических средств обучения. В заключении предложены выводы поисследовательской работе. Приложения включают в себя таблицы и графики,отражающие уровень влияния технических средств обучения на результативностьусвоения иностранного языка учащимися начальных классов.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМВОЗРАСТЕ
1.1 Психологические особенностииспользования технических средств обучения
По словам Г.М. Коджаспировой, технические средстваобучения повышают продуктивность учебно-воспитательного процесса в том случае,если учитель, воспитатель хорошо представляют и понимают психологические основыих применения [11].
Современные технические средства обучения, по мнениюЕ.О. Смирновой, имеют широкие возможности, которые необходимо реализовывать наоснове учета психологических особенностей восприятия в процессе обучения.
Из психологии известно, что зрительные анализаторыобладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глазспособен воспринимать миллионы бит в секунду; ухо – только десятки тысяч.Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований,более осмысленна, лучше сохраняется в памяти [3].
Однако в процессе обучения основным источникоминформации продолжают оставаться технические средства обучения. Поэтому учителюнадо расширять арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачиинформации. Следовательно, наиболее высокое качество усвоения достигается принепосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображенияв процессе обучения. А технические средства обучения как раз и позволяют болееполно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых.Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоениязнаний – ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органычувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактногомышления. В итоге чувственные образы заключаются в суждениях и умозаключениях.Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает вэтом случае основу для успешного протекания следующего этапа процессапознания – осмысления. Кроме того, при протекании процесса осмысленияприменение наглядности (в частности, изобразительной и словесной) оказываетвлияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованностьсуждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т.д.объясняется это тем, что аудиовизуальные пособия влияют на создание условий,необходимы для процесса мышления, лежащего в основе осмысления [8].
Большую роль технические средстваобучения играют в запоминании как логическом завершении процесса знаний,создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала,систематизировать изученный материал.
Значительна роль технических средствобучения и на этапе применения знаний: существуют специальные тренажеры,компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальноеиспользование для этих целей статических и звуковых средств.
Особенно должно учитываться учителем эмоциональное воздействиетехнических средств. Если ему важно сконцентрировать внимание учащихся насодержание предлагаемого материала, то сила их эмоционального воздействиявызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Избыток эмоциональностизатруднит усвоение и осмысление основного материала. Если используемый материалдолжен вызвать определенные чувства и переживания, решающим оказывается именноэмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальноесопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимыпри восприятии любых технических средств обучения.
В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя ивоспитанника одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение исохранение детского внимания на протяжении всего урока.
Внимание в младшем школьном возрасте непроизвольное,которое вызывает новизна, необычность, динамичность объекта, контрастностьизображения, т.е. те качества информации, которые воспроизводятся с помощьютехнических средств обучения. Все это, вместе взятое, воздействует на зрителяи, вызывая непроизвольное внимание учащихся, способствует непроизвольномузапоминанию материала [28].
Дубровина И.В. выделяет следующие психологическиеособенности внимания:
— сосредоточенность внимания – удержаниевнимания на одном объекте; — устойчивость сохраняется у детей до 15-20мин., а потом требуется переключение внимания, краткий отдых. Объем внимания — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточнойясностью. Распределение внимания – одновременное внимание к несколькимобъектам и одновременное полное их восприятие. У детей оно как раз не оченьразвито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип, когдаизучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобыусилить внимание именно к нему, т.к. на общем фоне ученик теряет многие егонеобходимые характеристики. Переключение внимания – перемещение вниманияс одного объекта на другой. Технические средства позволяют давать информацию внужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на техчастях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такоеорганизованное управление вниманием школьников способствует формированию у нихважнейшего общеучебного умения – умения наблюдать [6].
По словам Карпова П.В., технические средства обученияпомогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы,так как можно в различных формах наглядности дать ракурсы изучаемых объектов,довести до логического конца неправильные рассуждения ученика, что являетсячрезвычайно убедительным, но не всегда достигается словом учителя [10].
Д.А. Сметанин говорил, что практически итрадиционные, и современные технические средства обучения обладаютвозможностями развития творческих способностей учащихся и усвоение ими знанийна высоком уровне осмысления и интерпретации. Технические средства обученияпозволяют широко использовать различные пособия, в которых учащиеся в процессеусвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать,дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно изащищать их на уроках.
Технические средства обучения обладают огромнымпотенциалом формирования положительной мотивации учения, снятия зажатости иряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении спедагогом [27].
По мнению Прессман Л.П., получение знаний в школеособенно нуждается в созерцании, в наблюдении. Экранно-звуковые средстваобучения с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактическийматериал, отражающий мир природы, жизни. Образный материал, объединенный вкинофильме, диафильме, компьютерной программе, копирует действительность,служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление оборигинале. Экранные образы сходны с оригиналом, но не тождественны, неодинаковы. Изображение на экране всегда подается под определенным углом зрения:у показываемого объекта выделяются нужные в учебно-воспитательных целях стороныи детали. При этом в экранно-звуковой модели материал преподносится снаибольшей простотой и доступностью для восприятия.
В процессе восприятия зритель все время как бырасшифровывает экранное зрелище. Узнавая в нем реальные вещи. Кроме того,возникает трудность перевода образной информации в вербальную, понятийную.
Эти психологические особенности восприятия фильмапорождают сложную проблему: фильм предлагает учащимся информацию в видеэкранного образа объекта, а учитель требует от них уже расшифрованнуюинформацию о самом реальном объекте. Между тем экранный образ сильно отличаетсяот реального, т.к. фильм (диафильм) – это только форма отображениядействительности. Следовательно, учащиеся должны проделать дополнительнуюмыслительную работу по воссозданию недостающих звеньев между экранным образом иего воплощением в виде материальной вещи или реального явления.
Правильность восприятия экранного изображения извуковых записей во многом зависит от чувственного опыта детей и богатства ихвоображения [22].
Как считал Верисокин Ю.И., полученные с помощьюэкранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к болеевысокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам. Кромепредметной и иллюстративной наглядности в последние годы получила широкоераспространение так называемая логическая наглядность, к которой относятречевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, схемы и т.д.Назначение такой наглядности – придать образность понятию, идее, логическомуэлементу. В результате осуществляется переход от конкретной, предметнойнаглядности к абстрактной, что способствует формированию у учащихсяабстрактного логического мышления [3].
1.2 Классификациясредств обучения
По мнению Р.Ф. Попова, технические средстваобучения – совокупность технических устройств с дидактическимобеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления иобработки информации с целью его оптимизации. Технические средства обучения объединяютдва понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средстваобучения (носители информации), которые с помощью этих устройстввоспроизводятся [20].
Гальскова Н.Д. в своих работах называет техническиесредства обучения аудиовизуальными средствами, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие(software).
К жестким относятся магнитофоны, проекторы,телевизоры, компьютеры, к мягким – носители информации: грампластинки,магнитная лента, магнитные и оптические диски, слайды, кинофильмы [5].
Кравченя Э.М. отмечал, что классифицироватьтехнические средства обучения сложно в силу разнообразия их устройства,функциональных возможностей, способов предъявления информации. Он выделилследующие основные классификации:
1)по функциональному назначению (характерурешаемых учебно-воспитательных задач);
2)принципуустройства и работы;
3)характеруобучения;
4)логикеработы;
5)характерувоздействия на органы чувств;
6)характерупредъявления информации.
По функциональному назначениютехнические средства обучения подразделяют на технические средства передачиучебной информации, контроля знаний, тренажерные, обучения и самообучения,вспомогательные. Кроме того, существуют технические средства, совмещающиефункции различного назначения – комбинированные.
ТС передачи информации:диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, музыкальные центры (аудиосистемы),телевизоры, видеомагнитофоны, ПЭВМ и т.д. Отличительной особенностью всех этихтехнических устройств является преобразование информации, записанной на том илиином носителе, в удобную для восприятия форму.
ТС контроля объединяютвсевозможные устройства и комплексы, позволяющие по определенной программе изаданным критериям с той или иной степенью достоверности оценивать степеньусвоения учебного материала. Контролирующие технические средства обучениябывают индивидуальные и групповые. Они отличаются типом обучающих программ иметодом ввода ответа учащихся.
ТС обучения и самообученияобеспечивают предъявление учебной информации обучаемым по определеннымпрограммам, заложенным в технические устройства, и самоконтроль усвоениязнаний.
Тренажерные ТС –специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены дляформирования первоначальных умений и навыков.
Вспомогательные ТС объединяютсредства малой автоматизации (механизации) и аппараты, используемые длявспомогательных целей: усилители, устройства дистанционного управления.
К комбинированным ТС (универсальным),выполняющим несколько функций, относятся лингафонные устройства.
По принципу устройства и работытехнические средства обучения бывают механические, электромеханические,оптические, звукотехнические, электронные и комбинированные.
По роду обучения выделяюттехнические устройства индивидуального, группового и поточного пользования.
По логике работы техническиесредства обучения могут быть с линейной программой работы, т.е. не зависеть отобратной связи, и с разветвленной программой, обеспечивающей различные режимыработы в зависимости от качества и объема обратной связи.
По характеру воздействия на органы чувстввыделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные технические средстваобучения.
По характеру предъявления информациитехнические средства обучения можно разделить на экранные, звуковые иэкранно-звуковые средства [14].
Каждое техническое средство обучения имеетсвои функции. Они взаимодополняющие, взаимообусловленные, и выделение ихдостаточно условно.
Коджаспирова Г.М. выделяет следующиефункции:
Первая из функций технических средствобучения – коммуникативная, т.е. функция передачи информации.
Вторая – управленческая, предполагающаяподготовку учащихся к выполнению заданий и организацию их выполнения (отбор,систематизация, упорядочивание информации), получение обратной связи в процессевосприятия и усвоения информации и коррекцию этих процессов.
Третья – комулятивная, т.е.хранение, документализация и систематизация учебной и учебно-методическойинформации. Это осуществляется через комплектование и создание фоно- ивидеотек, накопление, сохранение и передачу информации с помощью современныхинформационных технологий.
Четвертая – научно-исследовательскаяфункция, связанная с преобразованием получаемой с помощью техническихсредств обучения информации учащимися с исследовательской целью и поискомвариантов использования технических средств обучения и воспитания педагогами,моделированием содержания и форм подачи информации [12].
Как уже выше было сказано, что всетехнические средства обучения делятся на звуковые и комбинированные(экранно-звуковые).
Пассов С.И. дал краткую характеристикукаждого из этих видов.
Звуковые технические средства– это комплексы аппаратуры, обеспечивающие запись и воспроизведение звука. Вэтом комплексе носителями информации являются грампластинки, магнитофонныезаписи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазерные(оптические) диски.
1) Грамзапись (граммофонная запись) – механический вид записи звука надиске (пластинке) из синтетических материалов. Это комплекты к учебникаминостранного языка (английского, немецкого и французского) для всех классов,фонохрестоматии, звуковые пособия к учебникам, комплекты грампластинок. Напластинках могут быть записаны голоса великих людей, чтение произведений,голоса птиц и зверей.
2) Магнитофонная запись – магнитная запись звука на магнитную ленту. Записьи воспроизведение осуществляются при помощи магнитофона (диктофона). Взависимости от дидактической задачи магнитофонные записи монтируют вопределенной системе и воспроизводят в процессе занятий.
3) Магнитные ленты являются аналогом обычных музыкальных кассет.Устройство, обеспечивающее работу с магнитной лентой, называется стримером.Стримеры представляют собой лентопротяжный механизм, аналогичныймагнитофонному. Стример относится к устройствам с последовательным доступом кинформации (надо воспроизвести всю запись, чтобы дойти до нужной) ихарактеризуется гораздо меньшей скоростью записи и считывания информации посравнению с дисководами.
4) Гибкие магнитные диски являются наиболее распространенными носителямиинформации для воспроизведения на компьютере. Диски называются гибкими потому,что пластиковый диск, расположенный внутри защитного конверта, действительногнется. Именно поэтому защитный конверт изготовлен из твердого пластика. Дискпокрывается сверху специальным магнитным слоем, который обеспечивает хранениеданных. Информация записывается с двух сторон диска по дорожкам, которыепредставляют собой концентрические окружности. Плотность записи данных зависитот плотности нанесения дорожек на поверхность, так называемого числа дорожек наповерхности диска, а также от плотности записи информации вдоль дорожки.
Комбинированные технические средства(экранно-звуковые) обеспечивают подачу и восприятие информации,предназначенной для зрения и слуха. К ним относят звуковое кино, видеофильмы,учебное телевидение, видеодиски. Ряд авторов в эту группу включают такжеозвученные диафильмы и слайды.
1)Звуковые диафильмы по своему дидактическомузначению намного богаче кино. Звук в звуковом учебном кинофильме является нетолько носителем информации, но в сочетании с изображением воздействует наинтеллект человека, и на его чувства, что значительно повышает эффективностьобучения.
2)Учебное телевидение – способ передачи на расстоянииучебной зрительной и звуковой информации через систему открытых и замкнутыхтелевизионных систем. Учебные телевизионные передачи – это передачи,создаваемые по теме учебной программы и предназначенные для использованиянепосредственно на уроке, а также при проведении факультативных занятий ивнеклассных мероприятий. Дидактическая значимость этого технического средствамало чем отличается от учебного звукового кино.
3)Кинопособия содержат позитивное фотографическоеизображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным (оптическим имагнитным способом) звуковым сопровождением, выполненное в соответствии своспитательно-дидактическими целями и с учетом психолого-педагогическихтребований.
Разновидностями учебного фильма являются:
— кино- или видеофрагмент – 3-5-минутный фильм,раскрывающий содержание одного из вопросов темы;
— кинокольцовка – небольшой фильм, содержащийинформацию о циклическом процессе. Для демонстрации фильм склеивают в кольцо ипоказывают многократно до тех пор, пока учащиеся не усвоят суть процесса;
— кино (видео) хрестоматия [18];
Колкер Я.М. выделил следующую методику использованиятелевидения в обучении иноязычной речи: активное и уместное применениетелевидения в значительной мере способствует оптимизации управления содержаниеми процессом обучения. Использование телевидения в обучении устной иноязычнойречи представляются возможным и целесообразным для активизации речевойдеятельности школьников, создание объемных ситуаций стимулирования ихиноязычного общения и совершенствования контроля усвоения школьникамииностранного языка как основного коммуникативного средства в предлагаемыхобстоятельствах.
В значительной степени работа с использованиемтелевидения строится по принципам программирования с той разницей, что в данномслучае появляются новые дополнительные возможности для создания объемныхпрограмм гибкого (творческого) управления процессом обучения устной иноязычнойречью на занятиях.
Уникальные возможности ТВ (эффект присутствия,документальность, интимность) создают впечатление, что передача адресованалично зрителю. Эта иллюзия общения обеспечивает высокий психолого-педагогическийэффект [7].
Демонстрация по телевидению иноязычного речевогообраза осуществляется на основе драматизации диалога, разового обменарепликами, заимствованными из естественного общения или художественногопроизведения, отдельно монологического высказывания, цельного коммуникативногосюжета в виде инсценировки рассказа или эпизода из повести или романа, а такжецельного драматургического произведения. Здесь активной является рольдиктора-преподавателя, который комментирует высказывание, указывая на ихречевые особенности.
Аудиовизуальная программа управления усвоениеминоязычных речевых образов (частичные или цельные речевые высказывания –реплики) по своей структуре напоминает машинные программы. Например, назанятиях по английскому языку обучаемым дается указание поставитьразделительные вопросы к репликам. На экране два действующих лица – дикторы А.и Б.
Диктор А. сообщает:
" Yesterday I visited our Art Gallery for the first time. "
Диктор Б. реагирует:"You enjoyed your visit there, didn’t you? "
Затем диктор А. произносит ряд реплик, а диктор Б.реагирует в форме разделительных вопросов, при этом звук отключается. В такихслучаях обучаемые получают зрительную подсказку в виде двух взаимодействующихлиц, их мимики и жестов.
Аудиовизуальная иллюстрация речевых высказываний иотдельных образцов целиком строится на изобразительных возможностяхтелевидения. С успехом могут быть использованы фотографии, рисунки, таблицы,диапозитивы, этюды, кинокадры. Иллюстративный материал может компоноватьсятаким образом, чтобы через зрительно-слуховое воздействие можно было управлятьиноязычными речевыми действиями обучаемых [13].
Телевидение, по мнению Смирнова И.Б., представляетширокие возможности для создания практически любой наглядности, котораястимулировала бы иноязычные высказывания обучаемых. Телевизионный экран взначительной степени облегчает создание проблемных ситуаций на учебныхзанятиях. Особую роль телевидение играет в обучении правилам иноязычного речевогоэтикета. Поэтому необходимо создание фильмотеки и серии видеозаписей с такимиобразцами, которые могли бы демонстрироваться на учебных занятиях по практикеустной речи [29].
1.3 Использование экранно-звуковыхсредств в учебно-воспитательном процессе (видео)
Учебный видеофильм, по мнению ВерисокинаЮ.И., характеризуется рядом особенностей: информационная насыщенность, сильноеэмоциональное воздействие на аудиторию, темп предъявления информации с экрана,управление процессом восприятия, целостность и законченность.
Информационная насыщенность заключается в том,что посредством демонстрации за короткий промежуток времени можно передаватьтакой объем информации, который нереально представить при словесном изложении сиспользованием других средств обучения.
Эмоциональное воздействие представляется вразнообразных выразительных возможностях фильма, позволяющих воздействовать нетолько на сознание, но и на чувства зрителя, вовлекающих их в действия,происходящее на экране.
Темп предъявления информации с экрана задаетсяего создателями, и зритель может только приспособиться к нему, или весь фильмнадо разбить на фрагмент и показать их с определенными паузами.
Управление процессом восприятияинформации с экрана определяется не только темпом ее подачи, но и логикой изложения,используемыми средствами съемки, выделением общего, среднего и крупного плановвплоть до их детального изображения, дикторским тестом, включаемыми кадрамианимации и др. зритель ничего изменить не может.
Целостность и законченность экранно-звуковогопособия состоит в том, что оно в принципе подготовлено для использования какосновного источника информации и поэтому содержит логически целостнуюинформацию с определенной методикой ее подачи [2].
Бим И.Л. выделил следующие требования к диафильму:
1)четкое и продуманное дозирование информации, чтобыне допустить перегруженности фильма;
2)отсутствие многотемности;
3)простое композиционное построение кадра с четкимвыделением главного;
4)дикторский текст должен быть предельно лаконичным,выразительным, доступным, не подменяющим изображение;
5)дикторский текст может иметь паузы, для того, чтобыне мешать восприятию зрительного ряда и дать учителю возможность вставить своидополнения и пояснения;
6)занимательность фильма, использование разнообразныхспособов и приемов съемки;
7)показизучаемого объекта или явления во всех возможных вариантах;
8)созданиепроблемной ситуации;
9)включение втекст изложения вопросов, заданий, если необходимо, инструкций;
10)короткие по времени или с четким разделениемсюжеты или фрагменты внутри более продолжительной ленты [1].
Нестерова Н.В. отметила: «Дидактические функцииучебного фильма на уроке: источник новых знаний, средство иллюстрации учебногоматериала, обобщение и систематизация знаний, зрительная или зрительно-слуховаяопора для последующей самостоятельной работы учащихся, вспомогательное средствопри контроле знаний.
Это не значит, что структура и содержание фильмастрого предопределяют его дидактические функции на уроке. Часто один и тот жефильм в различных ситуациях можно применять для решения разнообразныхдидактических задач» [16].
По словам Коджаспировой Г.М. перед использованиемлюбого видеоматериала (кино- или видеофильма) учителю необходимо оченьвнимательно изучить: в какой мере его устраивают объем, качество содержания ихарактер его подачи; какие акценты делают авторы фильма и совпадают ли они стем, что хотел бы донести при изучении данного материала сам учитель(воспитатель); насколько удачен и целесообразен дикторский текст; каковыдидактические возможности фильма в сравнении с другими имеющимися средстваминаглядности; в какой степени он соответствует возрастным особенностям ученикови уровню их подготовленности. Если учитель решает, что фильм будет показанполностью, то надо продумать вопросы и задания до просмотра фильма, чтобыорганизовать его восприятие в нужном направлении, и после его демонстрации –для работы по осмыслению и пониманию увиденного. Если принимается решение опофрагментарном просмотре, необходимо определить границы каждого фрагмента и распланироватьдо и после просмотра. Длительность фрагмента не должна превышать 4-5 мин.,общее количество фрагментов на одном уроке – не более 5.
Продолжительность фильма на одном уроке не более20-30 мин. Прерывать показ фильма следует в крайних случаях, когда изображаемоена экране не будет воспринято без комментария учителя.
Необходимо продумать время фильма в структурезанятия.
При отборе материала фильма целесообразно отметитьто, что можно будет использовать на последующих занятиях.
Отбирая фильм, надо обратить внимание не только наего образовательную, но и на воспитательную ценность.
Важным моментом при подготовке к использованиюэкранно-звукового пособия являются установление его связи с учебником и другимиисточниками, что определит характер домашнего задания и другой самостоятельнойработы как на уроке, так и вне его.
Независимо от дидактической цели использования фильмана уроке, перед его демонстрацией учитель произносит непродолжительноевступительное слово, в котором стремится пробудить интерес к фильму, установитьсвязь между материалом фильма и изучаемой темой, обратить внимание наопределенные моменты фильма, не раскрывая его содержания; пояснить наиболеетрудные или неполно раскрытые в фильме места. Во время демонстрации необходимовоздерживаться от его комментария; он целесообразен только в случаеиспользования фильма без дикторского текста. Но и этим комментарий должен бытьпредельно лаконичным, четким, чтобы не отвлекать учащихся от фильма, не мешатьвосприятию экранного изображения.
Таким образом, сопровождающая фильм речь учителянужна только в тех случаях, когда надо:
— пояснить непонятные места фильма;
— обратить внимание детей на главные моменты, которыенеобходимо твердо запомнить;
— подчеркнуть существенные детали изображения, которыебез указания учителя останутся незамеченными;
— теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя ихсодержание;
— связать иллюстративную сторону со всем содержаниемурока.
Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мереего демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированныйвопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросыпо фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного – 2-3. Постановкавопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадровв памяти, более полное их воспроизведение после просмотра.
Перед просмотром фильма обязательно надо провестисловарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске изаписать в тетрадь.
Если фильм используется как источник знаний исодержит новые для учащихся сведения, то для его качественного запоминаниянеобходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которыеслужат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизуетучащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма.
Эффективной формой мобилизации внимания учащихся,повышения их ответственности при просмотре фильма, активизации восприятияявляются задания, которые перед его демонстрацией формулирует учитель.
Важно учесть еще и то, что одного только просмотрафильма для усвоения учащимися заложенной в нем информации недостаточно.Качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильнойработой после просмотра фильма.
После просмотра фильма следует выяснить у учащихся,что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным,привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мыслишкольников на подтверждение теоретических положений урока, усвоенияформулировок, правил, закономерностей [12].
По мнению Н.В. Нестеровой, видеомагнитофономпользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью можнозафиксировать на пленку самостоятельный видеофильм, показать телепередачу,изображение с фонозаписи и т.д.
Подготовленный видеофильм учитель можетпродемонстрировать на уроке полностью или оставить просмотр, чтобы обратиться кучащимся, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызватьучеников. В течение всего урока с использованием видеозаписи сохраняетсяобратная связь между учителем и классом.
Видеозаписи можно многократно повторять в классе дляуточнения и обобщения знаний, формирования навыков доказательства иаргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний.
Дидактические возможности применения видеозаписеймногообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими средствамиобучения, которые группируются вокруг него. Он сравнительно простокомментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой частиурока.
С помощью учебных видеозаписей учитель может создатьв классе проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательногозадания.
Учебная видеозапись полезна и на этапе обобщенияучебного материала. Учитель может подготовить запись, фиксирующую основныемоменты одной темы, группирующую материал по определенным темам курса. Учащиесяпросматривают запись с новых позиций, она становится предметом обсуждения,дополнения и критики.
Активное отношение учащихся к видеозаписи достигаетсяне только за счет ее содержания, не и за счет своеобразия композиционногорешения, монтажа материала. Два одинаковых фрагмента из разных постановокодного и того же спектакля направляют мысль школьника на сопоставление,сравнение. Поскольку запись подготавливается учителем для класса, интересыкоторого ему известны, вопросы и задания закладываются в сценарии такимобразом, чтобы активизировать мысль определенной группы учащихся, к которымможно обратиться с экрана непосредственно, что позволяет дифференцировать ииндивидуализировать объяснение или повторение учебной темы [16].
Таким образом, работа над фильмом, по мнению И.Л.Бима, – это эффективная форма учебной деятельности, которая не толькоактивизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыковаудирования и говорения, т.к. зрительная опора звучащего с экрана иноязычногозвукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.
В достаточно активной форме работа над простымвидеофильмом позволяет добиваться формирования у детей прочных навыков,грамматически правильных высказываний, как в диалогической, так и вмонологической формах речи, что в полной мере соответствует решению задачобучения детей иностранному языку в обычной средней общеобразовательной школе [1].1.4 Звуковые средства обучения и воспитания и ихиспользование
Карпов П.В. считает, что звуковые средства обучениянаряду с диафильмами можно отнести к наиболее часто используемым техническимисредствам обучения и восприятия в школьной массовой практике. Они широкоприменяются на уроках по всем предметам, занимают значительное место вовнеклассной воспитательной работе.
Применение звукозаписи для развития устной речиучащихся помогает учителю зафиксировать ее, выявить неуловимые для учеников припроизношении ошибки, проанализировать и устранить их. Точная запись устной речипри обучении дает возможность учителю сделать ее у учащихся более правильной ивыразительной, отработать интонацию, темп, добиться умения применять паузы идругие приемы, исправить содержательные ошибки [10].
По словам Ижогиной Т.И., с помощью звуковых средствсовершенствуются произносительные навыки учащихся, особенно ритмика,интонационное оформление речи, развивается фонематический слух и увеличиваетсяобъем слуховой памяти. Кроме того, они способствуют созданию прочныхзвукомоторных образов слов, облегчают развитие навыков и умений в аудитории,расширяют его диапазон, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние наразвитие чтения и экспрессивной устной речи [8].
Для прослушивания записей с магнитных лент магнитофонили аудиосистему устанавливают так, чтобы звучание записи в классе былодостаточно громким и разборчивым.
Применение специальных программ (звукозаписей) длялингафонных устройств и кабинетов по иностранному языку дает возможностьучащимся с самого начала изучения языка упражняться в восприятии речи беззрительной опоры. Программу к уроку готовит учитель. Правильно составленныепрограммы и умелое использование возможностей лингафонного комплексаобеспечивают индивидуальный подход в обучении, активизируют работу надпроизношением и пониманием речи на слух, увеличивают речевую практику учащихсяна уроке.
Этапы работы учителя на уроке с применениемзвукозаписей: подготовка к восприятию звукового материала, прослушиваниезвукозаписей, последующая работа.
Вопрос о месте звукозаписи на уроке решается взависимости от цели, которую предполагается достигнуть на уроке, учитывая, чтофонозапись не может заменить объяснения программного материала, она лишьсоставная часть излагаемого учителем.
Составляя план урока с использованием звукозаписей,учитель прослушивает их, отбирая те, которые прозвучат в классе; формулируетвопросы к учащимся.
При планировании намечается место звукозаписи в ходеурока, которое определяется темой, спецификой изучаемого материала, характеромзаписи и т.д., и, прежде всего, на что уже обращалось внимание, — той целью,которую ставит перед собой преподаватель.
Содержание, форма и количество используемых на урокезвукозаписей зависят от уровня подготовленности учащихся к восприятиюфонозаписи.
Перед прослушиванием звукозаписи (лучше передповторным, чтобы не нарушить целостности восприятия и не снять эмоциональногонастроя) целесообразно поставить перед учащимися конкретные задачи. Задачи этиразнообразны, но они должны быть посильными для них, учитывать их знания,развитие, возраст.
После прослушивания записи обязательно нужно датьучащимся некоторое время на осмысление услышанного, определение своегоотношения к нему и только после этого проводить беседу.
Эффективность использования звуковых пособий зависитот того, как учитель подготовил учащихся к прослушиванию, нацелил их наопределенную деятельность, как организовал последующую работу на материалезвукозаписи. На всех этапах работы со звукозаписью слово учителя занимаетведущее место.
Работа со звукозаписью является важным звеном урокаиностранного языка. Она пронизывает все этапы урока, входит составной частью вобщую деятельность, направленную на формирование речевых навыков и умений [10].
РАЗДЕЛ 2.ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТСО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В МЛАДШЕМШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1Планирование исследования
Обучениеаудированию предполагает работу над двумя функциональными видами данного видаречевой деятельности: аудирование в процессе непосредственного (диалогического)общения (face to-face – коммуникация) и аудирование связных текстов в условияхопосредованного общения. В учебных условиях первый вид рецептивной деятельностиограничен, как правило, общением учащихся с учителем и друг с другом. Так какобучение данному виду аудирования связано с обучением учащихся говорению врежиме диалога, в данном разделе мы остановимся исключительно на вопросахразвития у учащихся умений дистантного аудирования, т.е. восприятия и пониманияаудиотекстов в условиях опосредованного общения.
Упражнения вразвитии аудирования подразделяются на четыре группы:
-подготавливающиек восприятию текста;
-сопровождающиеслуховое восприятие аудиотекста;
-базирующиесяна прослушанном тексте (репродуктивно-продуктивного характера);
-базирующиесяна прослушанном тексте (продуктивного характера).
Перваягруппа, так называемые предтекстовые упражнения, играет важную роль.Их цель – мотивировать учащихся; снять трудности лингвистического ипсихологического плана, связанные с восприятием и пониманием, прежде всегоаутентичного текста; мобилизовать имеющийся у учащихся речевой и жизненный опытв области затрагиваемых в тексте вопросов и дать определенные ориентиры длялучшего запоминания информации и ориентации в структуре и содержании.
В этих целяхшкольникам можно:
-сообщить,какой тип текста им предстоит слушать;
-сообщитьзначение незнакомых слов, важных для понимания содержания и о значении которыхнельзя догадаться по контексту и словообразовательным элементам;
-показатьфотографии, рисунки, схемы и др., в той или иной степени информирующие осодержании текста (например, прежде чем слушать текст о проблемах образования молодежистраны изучаемого языка, можно предъявить школьникам схему системы образованияили познакомить их с результатами социологического опроса по данной проблеме ит.п.);
-сообщитьосновную информацию о тексте (1-2 фразы: " Вы прослушаете текст о…");
-дать установкуна быстрый темп говорения и необходимость не бояться этого, а постаратьсяпонять только основную информацию (например, о чем текст);
-датьсокращенный, упрощенный вариант аудиотекста или его транскрипцию;
-дать списокключевых фраз;
Но напредварительном этапе работы не следует забывать, что предлагаемые учащимсязадания не должны раскрывать содержание аудиотекста полностью (в этом случае школьникипотеряют к нему всякий интерес, что, естественно, отрицательно скажется нарезультатах аудирования).
Упражненияпервой группы должны стимулировать интерес и желание слушать текст. Этотинтерес формируется также и заданиями к упражнениям второй группы.
Вторая группаупражнений и есть собственно «слушание» текста, но перед восприятиеминформации учителю необходимо дать установку и сформулировать коммуникативнуюзадачу: как и с какой целью, учащиеся должны слушать текст (например, понятьосновное содержание и ответить на вопросы или заполнить в процессепрослушивания таблицу / схему и т.д.).
Желательно наначальном этапе обучения предложить при первом восприятии текста понятьосновное содержание или выявить необходимую информацию:
-определить типтекста;
-определитьосновную тему, идею текста и сформулировать ее;
-ответить навопросы к общему содержанию текста (Кто? Где? С кем? О чем? Как?);
— выбрать изпредложенных вариантов ответов соответствующий содержанию текста и др.
Большой эффектв этом плане дают письменные задания к аудиотексту, выполняемые в процессе егопрослушивания:
-заполнениетаблиц, схем;
-выбор из двухвариантов ответа на вопрос (вопросы сформулированы в письменном виде) один,соответствующий содержанию текста;
-фиксацияключевых слов/ фраз.
В этом случаеучащийся учится слушать текст избирательно, т.е. в процессе слуховоговосприятия находить в нем необходимую (основную) информацию и фиксировать ееписьменно. Зафиксированная информация может служить опорой для устных иписьменных высказываний учащихся.
Ряд выполняемыхна начальном этапе обучения иностранному языку упражнений в аудировании можетпредполагать одновременную с прослушиванием опору на печатный вариант текста.Такой прием («слушать читая») позволяет школьнику научиться видетьсвязи между звуком и образом буквы, облегчает ему понимание содержания иобеспечивает лучшее запоминание и усвоение текста. Последнее особенно важно втом случае, если информация, содержащаяся в аудиотексте, необходима длядальнейшего ее использования учащимися. Заметим также, что это заданиеэффективно для формирования основных механизмов аудирования как вида речевойдеятельности, а также для развития техники чтения про себя.
Третьягруппа упражнений направлена на развитие у учащихся умений в той илииной степени интерпретировать, комментировать, анализироватьсодержащуюся в аудиотексте информацию и воспроизводить ее.
К этой группеупражнений относятся:
-пересказтекста по цепочке, отдельным пунктам плана и т.д.;
-продолжениетекста (устно или письменно);
-комментированиетого, что было интересно (не интересно), ново, значимо для ученика;
-оценкасобытия, поступков героев с опорой на ключевые слова/ предложения;
-ответы навопросы с опорой на заполненную во время прослушивания таблицу, схему;
-озаглавливаниетекста и аргументация заголовка с опорой на его содержание и др.
И четвертуюгруппу упражнений составляют упражнения в комментировании, обсуждении,интерпретации затронутых в тексте вопросов, проблем без опоры на вербальныестимулы.
Среди этихупражнений особый интерес представляют: интервьюирование, дискуссия, «круглыестолы», ролевые игры, драматизация, постановка собственных проблемныхвопросов по затронутой в тексте проблеме (для организации дискуссии),высказывание собственного мнения по проблеме; написание сценария попрослушанному рассказу и инсценировка его в классе и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в нашейработе мы рассмотрели, как технические средства обучения влияют на результативностьусвоения иностранного языка в младшем школьном возрасте.
В результате проведенной работы мы пришли к выводам отом, что основные проблемы, учитель решает при организации урока сиспользованием технических средств обучения. Технические средства обученияпрочно вошли в учебно-воспитательный процесс, стали сегодняшним днем школы. Иясно, что точный и тщательный контроль за такими уроками будет содействоватьулучшению качества уроков обучения и повышению квалификации учителя. При этомурок с использованием технических средств обучения неизбежно влияет напоследующие уроки по данной теме, от его качества зависит устойчивость знаний –ведь урок с техническими средствами обучения наиболее насыщен и вучебно-информационном, и в эмоциональном плане.
Рациональное применение технических средств позволяет:
1. восполнять отсутствие естественной иноязычной среды на всех этапахобучения;
2. полнее реализовать важный дидактический принцип наглядности;
3. осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей каждогоученика;
4. создавать и обеспечивать ускоренное формирование и развитие навыковслухового самоконтроля;
5. выполнять многие активные виды упражнений со всеми учащимисяодновременно, включая говорение.
Вработе мы раскрыли сущность такого понятия, как технические средства обучения,а также выявили качества сформированности навыков аудирования, техники чтения имыслительных процессов (память, мышление, внимание).
Дляпрактического подтверждения теоретических выводов мы использовали эксперимент,целью которого являлось установление влияния технических средств обучения нарезультативность усвоения иностранного языка младшими школьниками. Нашэксперимент состоял из констатирующей и формирующей серий, для проведениякоторых были отобраны специальные методики и упражнения.
Опытнаяработа была проведена в МОУ «Зеленцовская средняя общеобразовательнаяшкола» Никольского района.
Нами была выдвинута гипотеза: если на урокахиностранного языка систематически использовать технические средства обучения,то результативность усвоения данного языка станет выше.
Таким образом, учитывая факторы, мы можем сделатьвыводы о том, что данная гипотеза подтвердилась, и наша деятельностьспособствовала решению проблем.
Следовательно, необходимость широкого внедрениятехнических средств в обучение иностранным языкам обусловлена тем, что ихприменение раскрывает большие возможности для реализации одного из важнейшихдидактических принципов – принципа наглядности.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Бим И.Л., Каменецкая Н.П., Миролюбов А.А. и др. О преподавании иностранныхязыков на современном этапе // Иностранные языки в школе. –1995. № 3 — С. 6-11.
2. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников приобучении иностранному языку // Каменецкая Н.П. Иностранные языки в школе. –2003. — № 5.
3. Верисокин Ю.И. Учебное кино на уроках английского языка //КаменецкаяН.П. Иностранные языки в школе. – 2000. — № 5.
4. Волондина Л.А. Контроль на уроках английского языка в младших классах //Каменецкая Н.П. Иностранные языки в школе. – 2004. — № 1
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособиедля учителя. – 2-е изд., и доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с. (Метод. биб-ка).
6. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. — М.:Академия,1999. – 464 с.
7. Изучаем английский язык играя. 5-6 классы / авт.-сост. И.В.Голышкина, З.А.Ефанова.– Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
8. Ижогина Т.И., Бертников С.А. Волшебный английский. – М.: Феникс, 2003.
9. Карло Коллоди Приключения Пиноккио. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1988. –144 с., ил. – (Англ. клуб). С.13-14.
10. Карпов П.В., Романин В.А. Технические средства обучения: Учебноепособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение,1979. – 271 с.
11. Коджаспирова Г.М., Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф. Настольнаякнига преподавателя иностранного языка. – 2000.
12. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методикаих использования: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 256 с.
13. Колкер Я.М., Устинова Е.С., Енашева Т.М. Практическая методика обученияиностранному языку. – М., 2001.
14. Кравченя Э.М. Технические средства обучения в школе: Учебное пособие. –Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 272 с.: ил.
15. Немов Р.С. Психология. – М.: Гуманитарный издат. Центр ВЛАДОС, 2000.
16. Нестерова Н.В. Информационные технологии в обучении английскому языку //Каменецкая Н.П. Иностранные языки в школе. – 2005. — № 8.
17. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1996.
18. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. – 2-е изд., дораб.– М.: Просвещение, 1988. – 223 с.
19. Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системеобразования. – М., 2000.
20. Попов Р.Ф. Начальная школа. – 2006. — № 4.
21. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред.пед. учеб. Заведений / Авт.-сост. Е.Е.Данилова; Под ред. И.В. Дубровиной. – 2-еизд., стереотип. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999. – 160 с. – С.57.
22. Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых средств вшколе. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.
23. Рах Г.И. и др. Технические средства обучения в общеобразовательной школе:Учебное пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ / Г.И. Рах,И.И.Дрига, Э.И.Кузнецов, С.А.Жданов. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Просвещение, 1993. – 287 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
25. Сигал Т.К. Английский язык: Тесты. 5-6 классы. – 2-е изд. – М.: Дрофа;Русский язык, 1998. – 160 с. – (Английский для школьников). С. 72-73.
26. Семакин И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г.Семакин,Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Бином,2003. – 390 с.: ил.
27. Сметанин Д.А. и др. Технические средства обучения и методика ихиспользования / Д.А.Сметанин, К.А.Кваснецкий, В.В.Ильин и др.; Под общей ред. К А.Кваснецкого. – М.: Колос, 1984. – 223 с.
28. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ иВУЗов. – М., 1997.
29. Смирнов И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичногохудожественного фильма // Каменецкая Н.П. Иностранные языки в школе. – 2006. — № 6.
30. Черноголовая Н.Н. Дидактическая игра как средство развития у учащихсяинтереса к изучению английского языка // Каменецкая Н.П. Иностранные языки вшколе. – 2006. — № 6.