Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования и науки Пермской области
ГОУ СПО Пермское педагогическое училище №3
Выпускная квалификационная работа
Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития
Пермь 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I: Развитие художественно-творческих способностей детей с задержкой психического развития (ЗПР)
1.1 Концепция художественного образования Российской Федерации
1.2 Понятия «творчество» и «художественно-творческие способности» в науке
1.3 Характеристика младших школьников с ЗПР
1.4 Развитие творческих способностей детей средствами музыкального искусства
ГЛАВА II. Музыкально-игровые методы в коррекционно-реабилитационной работе с младшими школьниками с задержкой психического развития (ЗПР)..
2.1 Игровые технологии в современной педагогике
2.2 Виды музыкальных игр и их использование в классах коррекции
ГЛАВА III: Практическая часть
3.1 Первый этап. Музыкальное путешествие Петрушки
3.2 Второй этап. Весна. Масленица
3.4 Третий этап. Колыбельные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В многообразнейшей человеческой деятельности (трудовой, обрядовой воспитательной, лечебной) была замечена исключительная сила, с которой музыка воздействует на душевный мир человека, на объединение и сплочение людей, воспитание их нравственных и духовных качеств. Это и сделало музыку неизменной спутницей человека на протяжении всей истории цивилизации.
Эстетическое воспитание детей, формирование их духовного облика является важнейшей задачей воспитание подросткового поколения.
Уметь воспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего мира, самому принимать посильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей – все эти качества не появляются сами собой их необходимо воспитывать, систематически развивать. Искусство, и в частности музыка как одно из наиболее доступных и распространенных его форм, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передавать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отобразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт.
Целью уроков пения и музыки является воспитание эстетических чувств учащихся, формирование у них элементов музыкальной культуры.
Занятия музыкой во вспомогательной школе имеют и специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы. На уроках пения и музыки у учащихся вырабатываются чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах. Это очень важно, так как умственно отсталые дети часто бывают замкнутыми, необщительными, у многих из них мало развиты умения и навыки коллективной деятельности. Для успешного решения задач музыкального воспитания учащихся необходимо, чтобы учитель музыки вел свою работу в контакте с логопедом и школьным врачом – психоневрологом. У школьников младших классов вспомогательной школы наблюдаются следующие анатомо-физиологические особенности голоса: неустойчивость, вялость или, наоборот, крикливость. Задача учителя — выровнять общее звучание голосов у учащихся, не разрешать учащимся сформировать звук. Основой музыкального воспитания учащихся является хоровое пение как наиболее активный способ развития их музыкальных способностей. Учебный материал дается в ограниченном количестве и усложняется постепенно. Характерной особенностью учащихся вспомогательных школ является недостаточно развитый певческий диапазон, что обуславливается более поздним развитием речи детей. Особенностью аномальных детей младших классов является наличие дефектов в прослушивании, а также отсутствие достаточного словарного запаса, что мешает им понять и усвоить смысл текста. Неотъемлемой частью каждого урока должно быть слушание музыки, которое способствует расширению музыкального кругозора учащихся и воспитывает и них музыкальный вкус.
Дети с ЗПР слушают, понимают и воспринимают музыкальные произведения, более сложные по своему содержанию и эмоциональной окраске, чем те, которые они исполняют. Поэтому слушание музыки имеет большое значение в коррекционно-развивающей работе с этими детьми. В классе, где проводится урок пения или музыки, не следует развешивать лишних картинок и плакатов, отвлекающих внимание учащихся, тем не менее, огромное познавательное значение на уроках пения и музыки имеет применение наглядного материала, разнообразных учебных пособий, технических средств. Опыт лучших педагогов говорит о том, что необходимо к каждой песне, к каждому прослушанному произведению подбирать иллюстративный материал. Слушание радио, посвящение кино, просмотр телепередач – все это должно служить вместе с уроками пения и музыки единой цели: музыкальному воспитанию учащихся. В каждой школе нужно организовать хоровой кружок, периодически проводить с учащимися музыкальные беседы, которые не только способствуют общему музыкальному развитию детей, но и помогают решать коррекционные задачи вспомогательной школы. Проблема: с помощью, каких видов деятельности можно развивать художественно-творческие способности.
Объект: развитие художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР.
Предмет: музыкально-игровые методы.
Цель: выявить музыкально-игровые методы для развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР.
Задачи: — изучить передовой научный опыт и литературные рекомендации по данной проблеме;
— дать определение сущности художественно-творческих способностей;
— изучить практику по развитию художественно-творческих способностей, описать методику;
отследить, отсмотреть возможности развития у младших школьников с ЗПР художественно-творческих способностей;
определить уровень развития художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР;
продиагностировать развитие художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР;
сравнить уровень развития художественно-творческих способностей на начало проведения практической работы и на конец.
Гипотеза: если задействовать ребят во внеклассных музыкальных занятиях, то можно наблюдать развитие художественно-творческих способностей у детей данного вида. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
1.1 КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В России исторически сложилась система художественного образования. Она включает эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование. Реализация программ художественного образования осуществляется во всех типах и видах образовательных учреждений: детских садах, общеобразовательных школах, учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования, во всех учреждениях дополнительного образования, в том числе и детских школах искусств. Важную роль в художественном образовании играют учреждения культуры и искусства.
Целями художественного образования на современном этапе являются:
повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;
сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства.
Исходя из них, художественное образование призвано обеспечить осуществление следующих задач:
создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;
привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения;
вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков.
Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:
формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной личности;
формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей жизни.
Существует несколько этапов художественного образования, где некоторые его стороны выступают как доминирующие, ведущие, другие же, как дополнительные и сопутствующие, причем важную роль здесь играют возрастные особенности. В начальной школе формируются базовые основы, приобретаются первичные сведения, на какой почве в дальнейшем сложится как система эстетических знаний, так и собственные художественно-практические навыки ребенка. --PAGE_BREAK--
Это только Концепция, которой необходима разработка программы развития художественного образования.
1.2 ПОНЯТИЯ «ТВОРЧЕСТВО» И «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ» В НАУКЕ
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. А художественно-творческие способности можно определить так: художественно-творческие способности – это специальные определенные успехи человека в художественно-творческой деятельности, где необходимы особого вида задатки и их развитие, обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. В музыкально-педагогической практике выделяют три основные музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальная память. В термин «музыкальный слух» вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Теплов в своей работе расчленяет понятие музыкальный слух на понятия звуковысотный слух и тембровый слух. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.
«Музыкальный слух в широком понимании, — это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, понимать и переживать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух. Чем объясняется такое обилие разновидностей музыкального слуха?
Объясняется это, во-первых, природой музыкального слуха, сложною по своему составу, во- вторых, различным уровнем функционирования слуховой способности. Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки, мы относим это к тембровому слуху.
Музыка – явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Поэтому мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называется архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н.А. Римским-Корсаковым). Все это говорит о том, что музыкальный слух – это сложная функциональная многосоставная система со сложной иерархической структурой.
В своей работе А. Готсдинер отмечает, что «звуковысотный, тембровый и динамический слух очень важны для полноценной музыкальной деятельности во всех ее видах. Однако звуковысотный слух выделяется как доминирующий, поскольку ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота». Очень важен мелодический и гармонический слух. Мелодический слух – это проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии, гармонический по отношению к многоголосию и отдельным созвучиям. Главный признак мелодического слуха заключается в том, что звуки, образующие мелодию, воспринимаются в их отношении друг к другу, которые выражаются в тяготении звуков между собою и их общем стремлении к тонике. Это переживание отношений между звуками называют «ладовым чувством». Ладовое чувство является важнейшим условием восприятия музыки: на его основе осуществляется переживание, узнавание и понимание музыки. Музыкальный ритм. «Обычно под ритмом понимают регулярную повторяемость однородных или взаимосвязанных различных предметов или явлений, которые создают впечатление соразмерности, стройности, общей гармонии». Ритмическими поэтому можно назвать смену времен года, смену дня и ночи, поэзию и музыку.
«В музыкальной практике под чувством ритма, обычно, разумеется способность, лежащая в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с воспроизведением и изображением временных отношений в музыке». В процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки имеет место тесное взаимодействие между собой темпа, ритма и метра. Темп – это основная скорость движения всех метрических единиц, которая обусловлена характером и жанром музыкального произведения. Он настраивает психику на восприятие всего музыкального произведения. Ритмом музыкального произведения называют временную организацию музыкального движения, образующего форму данного сочинения. Ритм помогает более детализированному восприятию, которое стимулируется также метром, соотношением опорных и равных не опорных длительностей, создающих равномерную пульсацию всего движения.
Таким образом, «музыкально-ритмическое чувство – это способность активно переживать временную организацию музыкального движения, оно является важнейшей составной частью музыкальной одаренности, с помощью которой осуществляется восприятие, переживание, воспроизведение (исполнение) и сочинение временных отношений в музыке». Анализируя основные формы музыкального слуха, мелодический и гармонический, Теплов пришел к выводу, что в основе лежат две способности: ладовое чувство, которое называют перцептивным или эмоциональным компонентом музыкального слуха и способность музыкального слухового представления, которую называют репродуктивным или слуховым компонентом музыкального слуха. Таким образом, музыкальный слух нельзя рассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере, двух основных способностей.
Выделим три основные способности.
Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе – эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты, то есть высоты отчлененной от тембра. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь и интерес к слушанию музыки.
Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки. Это чувство лежит в основе тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием и воспроизведением временного хора музыкального движения. Наряду с ладовым чувством оно образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Психомоторика. «Психомоторика в широком смысле слова – это наиболее общая форма психологического отражения, которая обеспечивает чувственное познание и связь человека с окружающим миром посредством движения». Придавая исключительное значение двигательной активности человека, многие ученые выделили психомоторные способности, отметив их самостоятельность и полифункциональность. Формирование психомоторных способностей осуществляется в музыкальной деятельности в процессе работы над умениями и навыками.
Музыкальная память. О важной роли музыкальной памяти во временном искусстве музыки говорил еще Р. Дрейк. Музыкальная память, по его мнению, самостоятельная музыкальная способность.
К. Сишор придавал особое значение способности воспринимать музыку по памяти в музыкальном творчестве. Он называл ее способностью к «созданию слухового образа» и связывал с долговременной памятью и работой «слухового воображения».
Б.М. Теплов считал, что «способность к слуховому представлению» образует «основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения». Л. Мейер говорил о значении музыкальной памяти в предвосхищение процесса развития музыкального образа. Б. Гордон, А. Бентли, В. Янг, включая музыкальную память в структуру музыкальности, разделили феномены звуковысотной и ритмической памяти.
Существуют две точки зрения. Известно, что Б. М. Теплов считал, что нет оснований, говорить о музыкальной памяти как о самостоятельной музыкальной способности. В то же время ряд исследователей констатирует существование «ножниц» в уровнях развития у некоторых детей музыкального слуха и чувства ритма с одной стороны, и музыкальной памяти с другой (А.Л. Готсдинер, И.П. Тейнрихс, Г.М. Цыпин, А.К. Брыль). Г.М. Цыпин пишет: «Наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных, ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности был бы невозможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти».
«Музыкальная память – это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств». Она активно включается во все познавательные процессы и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Память человека – это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемые потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности.
Психология утверждает, что воздействие музыки на общефункциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции. По мнению Б.М. Теплова, восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения».
Опираясь на эти положения, можно путем подбора соответствующих музыкальных произведений вызвать определенные двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество. Движения под музыку, применяемые на музыкальных занятиях как средство музыкального воспитания, облекаются в доступную и интересную форму музыкальных игр, а значение игр в музыкальном воспитании уже достаточно убедительно показано в трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко и других педагогов. Музыка же в игре усиливает ее воспитательную ценность.
1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. При ЗПР дети не могут включиться в школьную деятельность, воспринимать школьные задания выполнять их. Они ведут себя в классе так же, как в обстановке игры в группе детского сада или семьи.
Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной общеобразовательной школы давно привлекла к себе внимание педагогов, психологов, медиков. Дети с ЗПР характеризуются нарушениями психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживаются в сфере познавательных процессов. Специальное обучение, направленное на развитие детей с ЗПР, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно мышления, а также предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы, которая играет большую роль в усвоении знаний, умений, навыков, в установлении контактов с соучениками и в социальной адаптации ученика в школе и вне нее. Обучение детей с ЗПР в большей мере опирается на процессы памяти, которые имеют многие своеобразные особенности: объем запоминания материала меньше, чем у нормально развивающихся сверстников. При обучении таких детей следует использовать больше наглядного материала и часто менять вид деятельности на уроке. Особый акцент делается на активизации методов и форм учебно-воспитательного процесса, задачей которого является формирование у учащихся положительной и устойчивой мотивации к учебной деятельности. Подобная мотивация побуждала бы школьников к систематической учебной работе, способствовала бы развитию познавательной активности, при высоком уровне которой учащиеся выходят на самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование. Обследования и наблюдения за состоянием музыкальным развитием детей с ЗПР показывают, что пение и музыка могут оказать большое влияние на физическое, интеллектуальное и музыкальное развитие детей. В процессе обследований музыкальных возможностей и особенностей детей с ЗПР было установлено следующее: продолжение
--PAGE_BREAK--
1) часто дети с ЗПР имеют хорошие музыкально-певческие данные;
2) в процессе обучения дети с ЗПР могут хорошо развиваться и к окончанию школы достигнуть значительных успехов в пении и музыке;
3) особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР требуют от учителя большого методического мастерства, индивидуального подхода к ученикам, значительной детализации учебного материала на уроке, широкого применения наглядности и частого повторения изучаемого словесного и наглядного материала.
1.4 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
На музыкальных занятиях в классах коррекционно-развивающего обучения используют различные виды деятельности: 1) пение; 2) игру на музыкальных инструментах; 3) психогимнастику, 4) музыкальный театр, 5) фольклор.
Занятия по музыке значительно расширяют круг представлений таких детей и тем самым способствуют улучшению их познавательной деятельности. Это требует координации работы учителя музыки с педагогами, ведущими другие дисциплины.
1) Самым доступным жанром для детей является песня. Песня сплачивает детей, дает яркие, художественные, музыкальные впечатления. Пение — процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений.
Пение и движение на фоне музыки оказывают положительное воздействие на лиц с различными нарушениями в развитии. Органическим элементом песни является слово. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Существуют такие приемы обучения пению: перед слушанием песни педагог проводит беседу об ее содержании, разъясняет, рассказывает чувства, настроение, выраженные в ней. Затем педагог выразительно исполняет песню. При использовании пения в коррекционных целях следует придерживаться требований, имеющихся в логопедической работе с детьми, страдающими различными нарушениями речи: учитывать поэтапность в нормализации речи; периоды щадящего режима у больных с органическими нарушениями голоса.
Пение народных песен способствует эстетическому воспитанию детей, пробуждает чувство любви к Родине, к родной природе. Песни способствуют улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияют на выразительность речи. От музыки у детей бывают положительные эмоции, а значит, дети больше улыбаются и смеются. Эти дети будут всегда здоровыми. При пении у детей исправляется дефект речи, исправляется заикание.
2) Инструментальная деятельность способствует эффективному развитию учащихся лишь в том случае, если гармонично вводится в процессе обучения и понимается как активно-познавательная, творческая практика цель введения в урок детских музыкальных инструментов — активизировать музыкальные способности учащихся, обогащать их музыкальный опыт.
Игре отводится особая роль, поскольку она вовлекает ребенка в сферу музыки, помогает развивать его творческие способности. Игра на музыкальных инструментах способствует развитию кисти рук, например, молоточком на металлофоне, ксилофоне, медиатором на цитре; развитию дыхания во время игры на дудочках; развитию голоса артикуляции во время песен, попевок; развитию слуха при подборе знакомых песен, прибауток, считалок для исполнения на музыкальных инструментах.
В работе с учащимися начальных классов в коррекционно-развивающем обучении могут быть использованы лишь самые простые инструменты. Это музыкальные инструменты ударной группы как чисто ритмические, не обладающие определенной высотой тона (треугольники, тарелки, бубны, маракасы, барабан, коробочки и т. п.), так и звуковысотные (колокольчики, металлофоны, ксилофоны). Все инструменты должны издавать чистый и приятный звук, привлекать детей своим внешним видом, то есть быть красивыми, легкими, не требовать от играющих на них решения сложных технических задач.
3) Психогимнастика — курс специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Придается большое значение общению детей со сверстниками. Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал.
Учащимся, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Изживаются невротические проявления (страха, опасения, неуверенности).
Упражнения в психогимнастике решают такие задачи: уменьшают напряжение, сокращают эмоциональную дистанцию учащихся, вырабатывают умения выражать свои чувства, мысли, желания. Курс занятия способствует развитию и коррекции различных сторон психики ребенка.
4) Сложившаяся на сегодняшний день образовательная ситуация, при которой учреждения для детей с задержкой психического развития используют учебники и программы массовых образовательных школ, с одной стороны, и постоянное увеличение объема знаний в рамках цензового образования, с другой, когда его усвоение становится серьезной проблемой, даже для здорового ребенка, приводит ко все более выраженному не успеху ребенка с отклонениями, подчеркивая ограниченность его возможностей.
Следственно для того, чтобы отвечать современным требованиям, образовательные учреждения для детей с проблемами в развитии нуждается в переосмыслении своего педагогического подхода – коррекция работы предполагает устойчивый комплекс действий, операций, промежуточных целей, которые позволяют с наименьшими затратами достичь желаемого, механизм, который помогает совершить скачок из области недоразвития возрастной норме.
В учебный план музыкально-театрального отделения в школе-интернате входят следующие дисциплины: сольное пение или народное пение, сценическое мастерство, сценическая речь, сценическое движение, общее фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор.
На уроках сольного пения, помимо произведений из учебной программы, разучиваются сольные партии из спектаклей, а на хоровых занятиях – хоровые партии.
Постоянными зрителями, а зачастую и участниками репетиций, становятся дети, занимающиеся на других отделениях. И что характерно, посещая репетиции, они, по свидетельству педагогов (как правило, специалистов с высшим образованием), начинают значительно лучше заниматься по основной специальности.
Участие ребенка в музыкальном спектакле влияет на познание им окружающего мира. Мир чувств ребенка становится более ярким, разнообразным и глубоким. Во время репетиций у школьника укрепляется уверенность, а так же способность адаптироваться в различных обстоятельствах: он учится без стеснения выражать свои чувства в мимике и жестах. Играя какую-либо роль, он использует нужные движения, самостоятельно найденные им, учится ощущать необходимые для создания того или иного образа, гротескные, юмористические и другие характерные черты. В процессе репетиций новый смысл приобретает взаимоотношения индивидуума и группы, и, прежде всего, развивается чувство коллективизма – необходимое условие сценического искусства. Происходит более интенсивное эмоциональное и интеллектуальное развитие школьников. Мелодии песен, их текст, различные игровые движения развивают память.
Наблюдая за учащимися, обучающимся на музыкально-театральном отделении, установлено, что у них изменилось и отношение к учебе – заметно улучшилась и успеваемость по общеобразовательным дисциплинам. Благодаря игровым ситуациям и исполнению ролей, дающим возможность представить себе то, «чего нет», развивается воображение, которое необходимо в каждой художественной деятельности. Вот, что говорят по этому поводу ученые: «искусство возникло в истории цивилизации для того, чтобы развивать и поддерживать фундаментальную основополагающую человеческую способность – воображение. Конечно, искусство решает множество задач – и социальных, и прикладных. И все же, в конечном счете, оно направлено на то, чтобы сформировать воображение. Человек без воображения – исполнитель. Любая проблемная ситуация требует такого способа действия, такого решения, которого человек в прежнем опыте не имел. Но найти его надо. Вот тут-то необходимо воображение».
Уроки-репетиции должны определяться, в конечном счете, атмосферой, артистической, культурной и моральной, в которой учат будущего, быть может артиста, быть может режиссера, быть может театрального критика и уж наверняка тонкого грамотного зрителя. И все это имеет огромное значение для решения наиболее общих задач всестороннего развития личности.
5) Фольклор в наши дни является объективной ценностью представляющей собой самобытную целостную систему эстетического и нравственного воспитания. Мы рассматриваем фольклор как универсальное, дидактическое и развивающее средство и его социализации. Фольклор учитывает возрастные психологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности.
Поэтика русской речи необходима ребенку для благополучного эмоционального развития. Обращение в детстве к старейшим языковым и музыкальным формам необходимо и закономерно, так как они духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Возрождение народных, обрядовых и календарных праздников в наше время практикуется очень интенсивно. Такая непосредственная встрече со своей национальной культурой способна пробудить первичные смыслы, которые организуют субъективный мир личности, явится гарантом ее устойчивости, ибо народный праздник всегда выполнял и важные социальные функции. Поскольку в нем человек ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива. Внутри праздника всегда осуществляется свободное общение, проявляются все формы и виды народной культуры. Другой вариант решения проблемы, личностной заинтересованности ребенка при врастании в национальную культуру связан с принципом образно-игрового «вхождения» в фольклор (разыгрывание). Игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами познавательной деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого, идеально мобилизует эмоции ребенка, его интеллект. Вхождение в национальную культуру в форме игры ставит и ребенка, и педагога в ситуацию первооткрывателей, в ситуацию идеологического общения, креативного творчества.
Игровая сущность пронизывает все детство, а, значит, любое задание на уроке можно сделать игровым. Использование движения на занятиях является не только непременным условием создания образно-игрового фона урока и фольклорного музыцирования в целом, но и благоприятнейшей средой для развития мышления, музыкальности, слуха и творческих способностей уроков. Восстановление триединства музыки, слова и движения является формой сохранения фольклорного наследия и обязательным условием воспитания гармонически развитой личности. Движение, танец, песня рождаются из ритма. Ритм лежит в основе жизни. Работая над ритмом можно начинать с элементарных движений: хлопков, шлепков, притопов, щелчков пальцами и так далее. Построение игры, игровой ситуации или использование какого-либо игрового приема должно опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также на возрастные особенности и психофизиологические закономерности развития. К игровой терапии можно отнести возрождение традицион6ного бытования жанра пестушки, ибо пестушка может оказать действенную помощь при лечении логоневрозов, при снятии у ребенка боязни невербального контакта, как упражнение на психическую релаксацию и улучшению психо-эмоционального состояния у детей.
Подводя итог, можно сделать вывод, что только игра может придать обучению фольклору неформальный характер; только игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее; только игра укрепляет связь времен, делает народную культуру живой и насущно-потребностной для ребенка, а значит, только игра может служить гарантом воспроизведения этноса.
ГЛАВА II. МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ В КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Естественное включение игры в учебную деятельность младших школьников с ЗПР преемственно связывает игровые технологии с общепедагогическими. И те и другие, направленно используемые в обучении и развитии младших школьников, раскрываются в системе методически сформулированных процедур, подчиненных определенному дидактическому обоснованию. Игровые технологии, дополняющие учебные и имеющие с ними общие признаки, тем не менее, реализуют уже не ведущую, а ведомую деятельность младших школьников. В сочетании с ведущей они составляют единое направление педагогической работы, ставящей своей целью овладение учебной деятельностью, но, естественно, при подчинении игровых технологий структурно-содержательным особенностям именно этой деятельности и, следовательно, при повторении ими типологии учебных заданий. продолжение
--PAGE_BREAK--
Наряду с функцией преодоления «недостатков» игрового детства (особенно характерных для детей риска), игровые технологии наделены функциями профилактики и коррекции интеллектуальных умений, приоритетно значимых для формирования учебной деятельности младших школьников с ЗПР. Многозначность, многофункциональность игровых технологий, используемых в работе с младшими школьниками, состоит также в том, что их диагностические возможности позволяют наблюдать процесс овладения учебной деятельностью не только в условиях выполнения школьниками определенных учебных заданий, но и в играх. Игры с некоторыми изменениями, вызванными необходимостью их соотнесения с программой формирования общеучебных интеллектуальных умений, реализующих учебную деятельность младших школьников, заимствованы у разных авторов (А. Бондаренко, А. Барташников и И.А. Барташникова, Е.А. Катаева и Е.А. Стребелева и др.).
Промежуточное положение между игрой и учебной деятельностью занимают действия детей с рабочей тетрадью — дидактическим пособием, разработанным Е.А. Младковской.
Эта работа предусматривает укрепление осмысленности и самостоятельности действий детей при обращении к текстам тетради, сопровождаемым рисунками и схемами. Особое значение использования этого пособия состоит в возможности оказать ребенку существенную помощь при овладении словесно-логическим мышлением с одновременной опорой на наглядно-образное (художественное) мышление.
Задания рабочей тетради, дополняющей учебники по чтению, рассчитаны на содействие младшим школьникам в формировании и развитии общеучебных интеллектуальных умений в их соотнесении с типологией учебных заданий, отражающих структурно-содержательные особенности учебной деятельности. Следует подчеркнуть, что игра и учебная деятельность составляют пограничные и преемственные формы жизнедеятельности младших школьников с ЗПР.
Значение игры в жизнедеятельности младших школьников, естественность сочетания игры и учебной деятельности отражают реальную направленность современной школы на решение проблемы максимального развития каждого ученика и одновременно — на совершенствование содержательных и процессуальных составляющих знаний учащихся (непосредственно знаний и учебных умений). Главным же, определяющим все принципиальные подходы, становится формирование у детей умений учиться, самостоятельно приобретать знания — качества столь необходимые как в школе, так и за ее пределами на протяжении всей жизни человека.
Конкретную роль игровых технологий в профилактике, формировании учебной деятельности младших школьников с ЗПР и коррекции ее недостатков иллюстрируют примеры игр (см. приложение № 2).
2.2 ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИИ
Игра рассматривается педагогикой как одно из самых распространенных общепризнанных средств воспитания детей с ЗПР. Игра – один из путей подготовки ребенка к предстоящей разносторонней трудовой деятельности.
В соответствии с решением отдельных задач в процессе воспитательной работы с детьми с ЗПР постепенно определялись следующие разновидности детской игры: 1) творческие, в процессе которых хорошо развиваются творческие способности детей, позволяющие им отражать наблюдаемую действительность; 2) подвижные, способствующие физическому развитию детей и 3) дидактические, посредством которых развиваются ощущения.
Назначение игр как бы специализируется, что не исключает, а, наоборот, утверждает их общее значение как средства всестороннего развития ребенка. Так, подвижные игры, способствующие главным образом физическому развитию, помогают также укреплению воли, развитию инициативы, решительности, находчивости. Они воспитывают чувства товарищества, ответственности, справедливости, формирующие моральный облик ребенка. Точно так же и музыкальные игры содействуют как музыкальному, так и общему развитию ребенка.
Во всех учебниках и учебных пособиях дается классификация игр по общепринятому принципу деления их на творческие (созданные детьми) и готовые (преподнесенные детям в готовом виде). Игры с готовыми правилами, в свою очередь, делятся на подвижные и дидактические, народные, подвижные, дидактические; на игры с правилами – народные и современные.
Следует рассматривать музыкальную игру как одно из средств музыкального воспитания. Поэтому музыка, сопровождающая движения, помимо ее «моторного» характера, должна отличаться художественными качествами. По этим качествам она не должна уступать произведениям, предназначенным для пения и слушания.
Чему можно научить детей, пользуясь музыкальной игрой?
Как известно, существует программа в которой, наряду с другими требованиями, указывается объем навыков, которые должны быть усвоены детьми в процессе разучивания музыкальных игр и плясок. Основное программное требование – научиться двигаться в соответствии с характером музыки. Чтобы передать характер музыки, нужно не только передать в движении общее настроение (чаще всего веселое и спокойное), но и отметить в нем некоторые яркие черты, соответствующие наиболее важным элементам музыкальной выразительности (развитию мелодии, темповым, динамическим и ритмическим изменениям), при этом детей учат двигаться, точно «укладываясь» в музыку, выразительно передавать тот или иной игровой образ, изящно выполнять движения.
Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей.
Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движений. Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо обучать детей навыкам восприятия музыки и навыкам движений в соответствии с ее характером.
По принятой методике дошкольного музыкального воспитания классификации, существуют игры под инструментальную музыку и игры под пение.
Игры под инструментальную музыку включают в себя сюжетные игры и несюжетные. В первом случае перед детьми стоит задача передать образы тех или иных персонажей и их действия в соответствии с музыкой; во втором – двигаться в соответствии с характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение делятся на хороводы и игры-инсценировки песен.
Можем отметить, что музыкальная игра по своим задачам принадлежит к числу дидактических, по характеру — к подвижным. Содержание игр находится в полном соответствии с содержанием музыки, ее характером. Выбор музыкальных произведений, предназначенных для сопровождения игр, в свою очередь, определяется общепедагогическими значениями.
Музыкальные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, видам, формам. Естественно, что в процессе этой деятельности развиваются разнообразные способности. Деятельность детей в процессе музыкальных игр складывается из восприятия музыки, прочувствования и постепенного осознания ее особенностей и ответной двигательной реакции. Эта деятельность протекает по-разному в условиях игр. Содержание и построение игр, степень их сложности, наличие учебных заданий – все это определяет и характер художественно-творческих и музыкальных способностей.
Способности в основе своей зависят от задатков, имеющихся в организме. Навыки же своей материальной основой имеют систему временных связей. Необходимость выделения в схеме навыков и способностей, поэтому также очевидны. Вместе с тем было подчеркнуто, что выделение общих и специальных способностей условно, так как они находятся в тесной взаимосвязи. Эти принципиальные соображения были положены в основу составления схемы (см. приложение №1).
В процессе музыкальных игр у детей с ЗПР развиваются способности восприятия музыки и активного внимания, воображение, познавательные способности, обогащается словарный запас новыми словами, терминами, развивается эмоциональная сторона личности, находчивость, инициативность, чувство ритма, темпа. Игра – это одно из средств обучения детей элементарнейшим представлениям и навыкам, связанным с восприятием музыки и движением под музыку.
Классификация музыкальных способностей, развивающихся в процессе музыкальных игр
Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее.
Эта способность выражается в следующем:
А) в заинтересованном, особенно внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;
Б) в различении изменений в музыке, чередовании ее выразительных средств;
В) в устанавливании развития художественных образов, развитии последовательного «музыкального рассказа» и связи его с движением.
Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку.
Эта способность выражается в следующем:
А) в увлеченности движением под музыку, в радостной готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;
Б) в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
В) в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и в пространстве, в коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);
Г) в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы;
Д) в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.
Способность оценивать красивое в музыке и движении, оценивать ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста.
Эта способность выражается в следующем:
А) в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;
Б) в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности, в сочетании с аналогичными особенностями движения;
В) в оценке качества движений у себя и у своих товарищей.
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическая работа по использованию музыкально-игровых методов в коррекционно-реабилитационной работе с младшими школьниками с ЗПР проводилась на базе МОУ СОШ № 51 во втором классе.
Для проведения практической работы были поставлена следующая цель: способствовать развитию художественно-творческих способностей через фольклор.
Практическая работа состояла из трех этапов:
Проведение мероприятия по отслеживанию возможностей развития у младших школьников с ЗПР художественно-творческих способностей;
Проведение занятий по определению уровня и диагностирования развития художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР; продолжение
--PAGE_BREAK--
Проведение занятия для сравнения уровня развития художественно-творческих способностей на начало проведения практической работы и на конец.
На первом этапе была поставлена цель: отследить, отсмотреть возможности развития у младших школьников с ЗПР художественно-творческих способностей. Для осуществления цели было проведено мероприятие «Музыкальное путешествие Петрушки».
Целью второго этапа было: определить и продиагностировать уровень развития художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР. Для осуществления цели были проведены праздник «Весна» и занятие «Масленица».
Целью третьего этапа было: сравнить уровень художественно-творческих способностей на начало эксперимента и на конец. Для осуществления цели было проведено занятие «Колыбельные».
3.1 ПЕРВЫЙ ЭТАП. МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕТРУШКИ
Цель: отследить, отсмотреть возможности развития у детей художественно-творческих способностей; начать приобщение детей к народному творчеству.
Задачи:
Образовательная: — вспомнить с детьми музыкальные произведения, написанные для детей;
— способствовать знакомству детей с народным творчеством;
— познакомить детей с загадками на музыкальную тему;
Воспитательная: — способствовать воспитанию любви к русской народной музыке;
— воспитывать чувство коллективизма;
Развивающая: — способствовать развитию художественно-творческих способностей;
— способствовать развитию слуха, памяти, мышления, речи, воображения.
Тип игры: сюжетная.
В ходе мероприятия дети были немного зажаты, воспринимали музыку не достаточно ярко, двигались под нее неуверенно. Инициативу не проявляли. К игровым элементам соревнования проявляли положительное отношение.
Развитие музыкальных способностей: на характер, настроение музыки недостаточная эмоциональная отзывчивость, стремление передать ее в движениях не ярко выражено; чувство ритма развито плохо, дети не точно двигаются в соответствии с темпом.
Развитие художественного движения: передача образов и отдельных элементов движения недостаточно выразительны; способности быстро переключаться с одного движения на другое, ориентироваться во времени и в пространстве недостаточно развита.
3.2 ВТОРОЙ ЭТАП. ВЕСНА. МАСЛЕНИЦА
ВЕСНА
Цель: определить уровень развития художественно-творческих способностей у детей.
Задачи:
Образовательная: способствовать знакомству детей с народным творчеством;
Воспитательная: — способствовать воспитанию любви к народным праздникам;
— способствовать воспитанию чувства коллективизма;
Развивающая: — способствовать развитию художественно-творческих способностей;
— способствовать развитию музыкального слуха, импровизации, чувства ритма, умения инсценировать различные ситуации.
Тип игры: сюжетная.
Дети мало уверенны в себе, но интерес в работе с коллективом проявляют, воспринимают народную музыку недостаточно ярко, стараются внимательно следить за ее развитием и развитием игры. Ребята с интересом, но с трудом «перевоплощаются» и «входят в образ» переданный в музыке и игре. Дети стараются проявлять инициативу, находчивость, сообразительность. К исполнению ролей относятся положительно.
Развитие музыкальных способностей: на характер и настроение музыки эмоциональная отзывчивость практически не повысилась, но дети стремились передать настроение музыки в движениях более ярко; чувство ритма немного повысилось, детям стало легче двигаться в соответствии с темпом, наиболее ярким ритмичным рисунком, с акцентами, с построением произведения.
Развитие художественного движения: выразительность передачи образов и отдельных элементов движения маловыразительны; способности быстро переключаться с одного движения на другое, ориентироваться во времени и в пространстве, произвольно двигаться в соответствии с особенностями немного развились.
МАСЛЕНИЦА
Цель: продиагностировать развитие художественно-творческих способностей у детей.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с праздником «Масленица» через произведение П. И. Чайковского Февраль «Масленица» из цикла «Времена года»;
Воспитательная: способствовать воспитанию любви к народным праздникам и музыке;
Развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей, воображения, умения слушать, анализировать.
Занятие проходило в форме урока.
Я кратко познакомила ребят с творчеством композитора П.И. Чайковского; с обычаями праздника Масленица. Рассказала детям, что каждый день Масленицы имеет свое название, что зиму принято изображать в виде соломенного чучела, в женском платье, которое в начале недели сжинают, а в последний день с шумом и смехом сжигают на огромном костре, чтобы прогнать зиму. Ребятам было очень интересно, но их осведомленность о народных праздниках оказалась крайне скудной. Речь плохо развита, дети не умеют правильно формулировать свои мысли. После беседы детям было предложено послушать фрагмент из цикла П. И. Чайковского «Времена года» Февраль «Масленица». После прослушивания мы вновь обратились к теме этого праздника, но здесь речь шла о средствах музыкальной выразительности, говорили о характере музыки. Некоторые ребята продемонстрировали правильное понимание музыки, но не весь класс участвовал в обсуждении. Некоторым учащимся было не интересно, так как у ребят таких занятий никогда не проводилось, они не слушали музыку в классическом исполнении на фортепиано, поэтому им было трудно включиться в эту работу. В конце занятия, я включила детям музыку П. И. Чайковского «Февраль» и попросила нарисовать рисунки, которые навеяла им музыка. Судя по рисункам, воображение у многих детей развито недостаточно.
3.3 ТРЕТИЙ ЭТАП. КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
Цель: сравнить уровень художественно-творческих способностей на начало эксперимента и на конец.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с историей колыбельной песни
Воспитательная: способствовать воспитанию интереса и любви к музыке;
Развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей, музыкальных знаний, мышления, внимания, умения слушать и воображения.
Занятие проходило в форме урока.
Я познакомила детей с историей колыбельных песен, рассказала почему их так стали называть. Дети стали вести себя более активно. Музыку слушали внимательней. Но было заметно, что музыка без слов воспринималась ими проще, чем со словами, потому что слова, наложенные на музыку, заставляют задумываться над смыслом песни, что создает дополнительное напряжение при получении информации. Почти все дети участвовали в обсуждении, они стали уже привыкать к подобным занятиям. Дети стали лучше воспринимать эмоциональную окраску музыки, чувствовать себя уверенней, проявлять сообразительность. Дисциплина на занятии повысилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной работе нами была освещена проблема развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР с помощью использования музыкально-игровых методов.
Мы поставили перед собой цель: выявить музыкально-игровые методы для развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР. Для достижения поставленной цели была проведена следующая работа:
изучен передовой научный опыт и литературные рекомендации по данной проблеме;
дано определение сущности художественно-творческих способностей;
изучена практика по развитию художественно-творческих способностей, описана методика;
отслежены возможности развития у младших школьников с ЗПР художественно-творческих способностей;
определен уровень развития художественно-творческих способностей у младших школьников с ЗПР;
продиагностировано развитие художественно-творческих способностей;
сравнен уровень развития художественно-творческих способностей на начало проведения практической работы и на конец.
В ходе практической работы были проведены следующие занятия: «Музыкальное путешествие Петрушки», «Весна», «Масленица», «Колыбельные».
Проведя анализ музыкальных занятий, мы смогли отследить возможное развитие художественно-творческих способностей. Таким образом, мы пришли к выводу, что искусство, и в частности музыка как одно из наиболее доступных и распространенных его форм, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передавать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отобразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт. И мы поняли, что если задействовать ребят во внеклассных музыкальных занятиях, то можно наблюдать развитие художественно-творческих способностей у детей данного вида. продолжение
--PAGE_BREAK--
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина В.Н. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр/ издательство академии педагогических наук — Москва, 2000.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педин-тов/ Г.А. Волкова. – М.: Просвещение, 2002.
3. Готсдинер П.Л. Музыкальная психология/ международная академия педагогических наук — Москва, 2002.
4. Гусейнова, Раджабова Театр в школе-интернате — Москва, 2001.
5. Давыдов В. Искусство и дети. А зачем?/ Современная культура, 2000.
6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений – 3-е издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Жилинская С.А. Игровые модели детского фольклора — Екатеринбург, 2001.
8. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг — СПГ.: Питер, 2000.
9. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка, М.: Просвещение, 2001.
10. Медведева Е.А., Комисарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
11. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству, – Вопросы психологии, -1998, №1.
12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей/ Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 2001.
13. Музыкально-певческое воспитание детей в образовательной школе/ издательство «Музычна Украйина», 2000.
14. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
15. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве, – Вопросы психологии, 1997.
16. Соколова В.Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре/ Начальная школа, 2002.
17. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
18. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники: Сборник. — М.: Лабиринт-Пресс, 2000.
19. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие для специальных музыкальных учебных заведений/ Министерство культуры РФ, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма — 2-е издание, перераб. и доп.-СПб.: Лань,2000.
19. Хороводы, музыкальные игры: Описание с нотным приложением — СПб.: Композитор, 1997. (Дет. праздники).
20. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: — Интерпракс, 1994.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
22. Якиманская Л.А. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
В целом для анализа игр была предложена следующая схема:
Фамилия, имя, отчество и место работы педагога, заполнившего данную схему.
Анализ игр.
Название игры; название музыкального произведения, сопровождающего игру; композитор. Краткое описание игры.
Тип игры:
А) сюжетная, сопровождаемая программной музыкой;
Б) сюжетная, сопровождаемая песней;
В) несюжетная.
Программные умения, обучение которым происходит в процессе разучивания данной игры:
А) музыкальные;
Б) двигательные.
Общее развитие ребенка в процессе музыкальных игр во взаимосвязи с развитием художественно-творческих способностей:
А) способность воспринимать ясно, ярко музыку, внимательно следить за ее развитием и развитием игры, оценить их;
Б) способность «перевоплотиться», «войти в образ» переданный в музыке, в игре; проявить воображение – внести свою трактовку при передаче образа;
В) развитие познавательных способностей; проявление инициативы, находчивости, сообразительности, поиски новых способов выполнения музыкально-двигательных заданий»
Г) проявление правильного отношения к музыкальной игре: положительное отношение к игровым образам, к элементам соревнования, к исполнению ролей;
Д) проявление воли, находчивости, выдержки при выполнении музыкально-двигательных заданий.
Развитие музыкальных способностей:
А) эмоциональная отзывчивость на характер музыки, на ее настроение; стремление передать это в движении;
Б) чувство ритма – способность точно двигаться в соответствии с темпом, наиболее ярким ритмичным рисунком, с акцентами, с метром, с пульсацией, с построением произведения.
Развитие художественного движения:
А) выразительность передачи образов и отдельных элементов движения;
Б) способность быстро переключаться с одного движения на другое, тормозить его, ориентироваться во времени и в пространстве, произвольно двигаться в соответствии с особенностями музыкального произведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Найди свою пару
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации предметов (по заданному основанию), самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например, два красных, два оранжевых, два желтых) и бубен.
Ход игры: педагог раздаст флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару — того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
Разложи игрушки
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации предметов (по самостоятельно найденному основанию), самоконтроля.
Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком складываются игрушки: собачка, волчок, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. п. Если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.
Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком-то порядке выбранному детьми основанию («сейчас они лежат вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.
Положи куда надо
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации изображений предметов (по заданному основанию), самоконтроля.
Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами — кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красного, синего, желтого). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.
Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить «куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?» Правильный ответ одобряется, неправильный предлагается обдумать и исправить.
Ежики
Цель игры: та же, что и в предыдущей игре, но основание для классификации определяют сами дети.
Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображениями ежиков и зонтиков разных величин: двух больших и двух маленьких.
Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей — папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа-еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, — предложила мама-ежиха. — Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики».
После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине. продолжение
--PAGE_BREAK--
Скажи слово с нужным звуком
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, классификации объектов (по заданному основанию), самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». После небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребенок должен назвать слово со звуком «а» («Шапка») и бросить мяч другому и т.д. Затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.
Одинаковое и разное
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию — дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка…
Ход игры: игру можно проводить по-разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят.
Ошибки разбираются совместно
Дай название
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Организация: игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображения (например, игрушки — мячик, матрешка, кукла, машинка).
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображения) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.
Отгадай загадку
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, обобщения, самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; «Два брюшка, четыре ушка» и т.д.).
Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чем или о ком идет речь. Неправильные ответы разбираются.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ
ТЕМА: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕТРУШКИ
ЦЕЛЬ: отследить возможности развития у детей художественно-творческих способностей, начать приобщение ребят к народному творчеству.
ЗАДАЧИ:
Образовательная: — познакомить детей с загадками на музыкальную тему;
— вспомнить с детьми музыкальные произведения, написанные детьми;
— способствовать знакомству детей с народным творчеством;
Воспитательная: — способствовать воспитанию любви к русской народной музыке;
— воспитывать чувство коллективизма;
Развивающая: — способствовать развитию художественно-творческих способностей;
— способствовать развитию музыкального слуха, памяти, мышления, речи, воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Петрушки, фишки, магнитофон, кассеты с музыкой, листы бумаги, карточки с названиями станций.
Работа с ассистентом, который включает и выключает музыку, а также вывешивает названия станций.
Ход мероприятия.
(русская народная музыка)
Я с детьми захожу в кабинет. Мы держимся за руки и в кабинете водим хоровод. (музыку выключается)
-Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Дети высказываются.
-А знаете почему мы с вами сейчас водили хоровод?
-Нет.
-Потому что раньше наши предки в праздники и когда хотели повеселиться, поиграть водили хороводы. А вы хотите сейчас поиграть и повеселиться?
-Да.
-Так давайте отправимся в музыкальное путешествие. Но отправимся не одни, нас будет сопровождать Петрушка.
(ставлю Петрушку на видное место)
-В путешествии вам надо будет отвечать на вопросы, а кто лучше всех будет отвечать, тем Петрушка будет давать фишки.
Итак, отправляемся.
(музыка)
Беремся с детьми за руки и водим хоровод цепочкой.
(музыка выключается)
-Вот мы и прибыли на первую станцию, которая называется «Угадай мелодию». (ассистент включает музыку, дети угадывают и получают за ответы фишки)
1. Во поле береза стояла.
2. В траве сидел кузнечик.
3. Колыбельная «Спокойной ночи, малыши».
4. Песенка мамонтенка.
-Молодцы. Движемся дальше.
(музыка)
Беремся с детьми за руки и водим хоровод цепочкой.
(музыка выключается)
-А вот и вторая станция. Как она называется?
-«Отгадывание загадок»!
-Верно. Вам надо будет отгадать загадки.
1. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.
Барабан.
2. В руки ты ее возмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее?
Гармонь.
3. За окном шумит буран,
За стеной поет…
Баян.
4. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет, заливается.
Как называется?
Балалайка.
После каждого правильного ответа звучит соответствующая музыка.
-Отправляемся с Петрушкой дальше.
(музыка)
(хоровод)
(музыка выключается)
-Следующая станция «Отгадывание кроссворда».
(дети разгадывают кроссворд)
-Следуем дальше.
Станция «Угадай инструмент» продолжение
--PAGE_BREAK--
-Сейчас прозвучит русская народная музыка, вам надо будет назвать инструменты, которые вы услышали. За каждый правильный ответ Петрушка, как всегда даст фишку.
(дети отгадывают, какие инструменты звучат)
-Молодцы. Отправляемся дальше.
Станция «Нарисуй-ка».
-Теперь вы будете рисовать. Садитесь на свои места. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны нарисовать то, на что она вдохновляет вас. Доставайте свои карандаши и фломастеры.
(выдаю листочки)
(звучит музыка «Во поле береза стояла»)
(дети рисуют)
-Нарисовали? Молодцы. Сейчас пусть каждый выйдет, покажет нам свой рисунок и расскажет, что нарисовал и почему.
(дети выходят по очереди)
-Сегодня мы путешествовали вместе с Петрушкой, ему очень понравилось с вами, и он приготовил вам подарки.
(достаю мешочек и даю каждому по конфетке)
-Что надо сказать Петрушке?
-Спасибо!
-А теперь давайте узнаем какое у вас настроение. У каждого из вас на партах 3 кружочка: красный обозначает радость, синий – немного грустно, а черный – плохое настроение. Поднимите те кружочки, которые определяют ваше настроение.
-Спасибо за занятие. Мне и Петрушке очень понравилось путешествовать с вами, но, к сожалению, надо расставаться. До встречи.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА
ТЕМА: ВЕСНА
НАЗВАНИЕ: Дудочка
ЦЕЛЬ: определить уровень развития у детей художественно-творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
Образовательная: способствовать знакомству детей с народным творчеством.
Воспитательная: — способствовать воспитанию любви к народным праздникам;
— способствовать воспитанию чувства коллективизма.
Развивающая: — способствовать развитию художественно-творческих способностей;
— способствовать развитию музыкального слуха, импровизации, чувства ритма, умения инсценировать различные ситуации.
ОБОРУДОВАНИЕ: костюм пастушка и зайчика; макет березы; музыкальные инструменты: дудочка, треугольник, бубен.
Ход праздника.
Дети входят в зал.
Ведущий: Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопали в ладоши (хлопают):
Очень рады солнышку.
-Ребята, посмотрите, где у нас солнышко? Как стало тепло! Солнечные лучики согрели нашу березку, и она ожила. Что появилось на веточках?
Дети: Листочки!
Ведущий: Верно. Она стала красивая, молодая. Мы ее порадуем и расскажем стихи о нашей березоньке.
(стихи детей о березе)
Ведущий: А теперь давайте поводим хоровод для нашей березки.
(хоровод «Ай, да березка»)
(дети садятся, ведущий зовет ребенка, одетого в пастушка)
Ведущий: Кто там вышел на лужок,
На зеленый бережок?
Кто играет на дуде?
Где он? Где?
Пастушок: Это Ваня – пастушок
Выгнал коз на бережок.
Льется песня по утру:
Ту-ру-ру.
Ведущий: Ах, какой красивый пастушок! Покажи-ка нам свою дудочку. Какая она красивая! Ни один праздник без нее не обходится. Ты сыграй, а мы послушаем.
(звучит музыка дудочки, ребенок имитирует игру на инструменте)
Пастушок: Как без дудки,
Вот беда!
Ходят ноги не туда.
А как дудочку почуют,
Сразу ноженьки танцуют!
(танец «Полька – Янка» с пастушком.
Белорусский народный танец)
Ведущий: Хорошо танцевали, ребята. Только что-то наш пастушок загрустил. Что случилось?
(пастушок молчит, плачет)
Ведущий: Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду.
Потерял пастух дуду.
Как наш праздник продолжать?
Надо дудочку искать!
-Давайте все вместе искать дудочку пастушка.
(все ищут)
Ведущий: Как помочь пастушку? Кто знает?
(выбирает ребенка)
Ребенок: Лишь заря на дворе,
Утка в дудочку играет,
А утята подпевают.
(хоровод «Веселая дудочка», муз. Красева)
Ведущий: Веселая дудочка у утки. Это твоя, пастушок?
Пастушок: Нет.
Ведущий: Ну что ж, будем искать дальше. Смотрите, ребята, музыкант идет. Что у него за инструменты?
(музыкант показывает, дети называют: треугольник, бубен, дудочка)
Ведущий: Пастушок, а эта дудочка твоя?
Пастушок: Нет.
Ведущий: Не нашли мы дудочку у музыканта, может нам сделать новую? Савка и Гришка умеют.
(«Савка и Гришка» — белорусская народная песня. Инсценировка)
Ведущий: Нет, все не то. Уже праздник кончается, а мы все дудочку никак не найдем. Смотрите, вон зайчик бежит, дудочку несет!
Зайчик: Я узнал про ваше горе,
Бегал в лес и бегал в поле,
И по лугу я скакал.
Всюду дудочку искал.
А нашел я под березой,
Там в нее играли козы.
Ведущий: Играй, пастушок, в свою дудочку и собирай всех ребят на веселую пляску!
(«На зеленом лугу» — змейка и свободная пляска)
Ведущий: Ребята, а еще под березой зайчик нашел вот этот узелок. Это не твой пастушок? Давайте посмотрим, что в нем!
(раздача подарков)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
продолжение
--PAGE_BREAK--
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: МАСЛЕНИЦА
ЦЕЛЬ: продиагностировать развитие художественно-творческих способностей у детей.
ЗАДАЧИ:
Образовательная: познакомить детей с праздником «Масленица», через произведение П.И. Чайковского Февраль «Масленица» из цикла «Времена года»;
Воспитательная: способствовать воспитанию любви к народным праздникам и музыке;
Развивающая: способствовать развитию художественно-творческих способностей, умения слушать и анализировать.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, мел, кассета, магнитофон, рисунки с изображением природы.
Ход мероприятия.
Этапы
Вре-мя
Частные задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
Основная часть
1΄
35΄
продолжение
--PAGE_BREAK--
--PAGE_BREAK--
-Через рисунки.
-Картинки и фото-графии.
-Стихи.
-Музыку.
Высказываются.
-Музыкант.
-Композитор.
-г. Чайковский.
-Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского.
Слушают.
-Веселый.
Высказываются.
Высказываются.
Высказываются.
Выказываются.
-Пекут блины.
-Ходят в гости.
-Жгут чучело.
-Нет.
-Потому что блин олицетворяет солнце.
-Катаются на лошади.
-Сжигают чучело.
Высказываются.
Рисуют.
Демонстрируют рисунки.
Высказываются.
Высказываются.
Высказываются.
--PAGE_BREAK--
Итог.
Рефлек-сия.
1΄
5΄
15΄
Организовать детей.
Настроить детей на дальнейшую работу.
Познакомить детей с историей возникновения колыбельных песен.
Воспитание любви к мамам и песням.
Развитие знаний о композиторах
Развитие мышления, внимания и умения слушать.
Развитие мышления.
Развитие внимания, умения слушать.
Развитие умения сравнивать.
Подведение итогов.
Рефлексия детей.
Развитие воображения, фантазии, мелкой моторики.
Развитие речи.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь.
(включаю муз. фон)
-Спи, младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою.
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
М. Лермонтов.
Появился на свет маленький человек, и сразу же зазвучали над его колыбелью тихие, сердечные напевы. Не понимает, конечно, малыш, что звучит над ним песня – хоть и с простыми, но очень ласковыми словами, хоть и с простой, но очень нежной мелодией. Не понимает, а все равно услышит, успокоится и заснет. Когда мама поет своему малышу колыбельную песню, ей и в голову не приходит, что она в этот момент «занимается музыкой». Нет. Она просто убаюкивает малыша. И входит музыка с колыбельной песней с первых же дней в жизнь ребенка как частица самой этой жизни.
Сегодня на уроке музыки мы познакомимся с жанрами колыбельных песен.
Вспомните, вам мама пела колыбельные песни?
-А какие, например? Кто помнит?
-Колыбельные песни – это первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Они появились давным-давно, в глубокой древности.
Ребята, а вы знаете почему эти песни называются колыбельными?
-Раньше, да и сейчас делают детские кроватки так, чтобы их можно было покачивать и назывались они «колыбелью» от слова «колебать» или «качать». Поэтому песни, которые пели у колыбели стали называть «колыбельными».
Ребята, а как вы думаете, раньше колыбели в деревнях и колыбели в богатых домах были одинаковыми?
-А почему?
-Да, ребята. В деревнях колыбель висела на веревках и кто мимо пройдет, тот ее и подкачнет, а назывались эти колыбельки «зыбочки». А вот в богатых домах колыбели стояли на ножках, похожих на лыжи и рядом с колыбелью сидела няня и качала ее ровно и аккуратно. Откуда же взялись колыбельные песни? А это мама придумывала ласковые слова на ходу и перепевала их несколько раз и получалась песня. Другая мама пела по-своему самые красивые и нежные песни. И они передавались из поколения в поколение. А кто их сочинил уже никто не помнит. Вот и получилось, что песни придуманы народом. Их и назвали «народные колыбельные».
Ребята, а кто еще кроме народа продумывает стихи, сочиняет музыку, мелодии?
-Да. Композиторы и музыканты сочиняют и воплощают в жизнь свои задумки. Каких композиторов вы знаете?
-А колыбельные всегда со словами или бы-вают без слов?
-Давайте послушаем колыбельную П. И. Чайковского в инстру-ментальном исполне-нии.
(включаю)
-Какое у вас сейчас состояние, настрое-ние?
-Да, ребята. Мы рас-слабляемся и отды-хаем, когда слушаем тихую и нежную ме-лодию.
-Но ведь еще бывают колыбельные со слова-ми
Скажите, какое со-держание таких ко-лыбельных?
-А теперь давайте послушаем колыбель-ную со словами. Ее сочинил Шуберт.
(включаю)
-Какой характер музы-ки?
-Какое у вас настрое-ние?
-А кого из этой песни вы запомнили?
-Какие это животные?
-Да. Животные в колыбельных песнях все ласковые и добрые. Они помогают ребятам заснуть и ощутить теплоту и заботу.
Кто-нибудь из вас слышал уже эту колыбельную?
-Кто помнит, как она называется?
-Верно. Скажите, а какую колыбельную слушать сложнее со словами или без слов?
-Почему?
-Верно. Итак, ребята, с чем мы сегодня познакомились?
-Что нового вы узнали?
-Что вам понравилось на занятии?
-А что не понравилось?
-Сейчас я вам раздам листочки, а вы достаньте карандаши или фломастеры. Вам надо будет нарисовать ко-лыбельки, так как вы их себе представляете.
(раздаю листочки и включаю колыбельную П.И. Чайковского в инструментальном исполнении)
(демонстрация, обсуждение рисунков)
Садятся.
-Да.
Вспоминают.
-Нет.
-Нет.
-Потому что в деревнях не было денег на красивые колыбели.
-Композиторы.
-Моцарт.
-Бах. Бетховен.
-Шопен.
-Чайковский
-Шостакович.
-Рахманинов.
-Шаинский.
-Бывают и без слов.
Слушают.
-Расслабленное.
-Хочется спать.
-Спокойное.
-В колыбельных песнях поется про животных, маленьких детей, о том, что им нужно спать.
Слушают.
-Музыка спокой-ная, нежная.
-Спокойное и за-думчивое.
-Рыбку, месяц.
-Мышку.
-Птенчика.
-Добрые.
-Ласковые.
-Маленькие.
-Да.
-«Спи, моя радость, усни».
-Со словами.
-Потому что, когда звучала колыбель-ная без слов, мож-но было просто слушать музыку и расслабиться. А когда звучала ко-лыбельная со сло-вами, мы начали прислушиваться к ним и думать.
-Когда звучит му-зыка со словами, пытаешься сосре-доточиться и по-нять смысл песни.
-С колыбельными.
Высказываются.
Высказываются.
Высказываются. продолжение
--PAGE_BREAK--