Реферат по предмету "Педагогика"


Приемы работы над заголовком текста в начальной школе

Содержание
заголовок текстамладший школьник
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЗАГОЛОВКОМ ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Заголовоккак сильная позиция текста
1.2 Виды заголовков
1.3Осмысление заголовка как один из приемов пониманиятекста
1.4Традиционные приемы работы над заголовком текста в начальной школе
ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ
ГЛАВА2. Экспериментальное изучение умений младших школьников работать с заголовком художественного текста
2.1 Констатирующий эксперимент по изучению умений младшихшкольников воспринимать и осмысливать текст по заголовку
2.2 Формирующий эксперимент
2.3Контрольный эксперимент
ВЫВОДПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ 
ВВЕДЕНИЕ
Главная цель школьногообучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет всвоем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, какхудожественная литература. Художественная литература несет в себе огромныйразвивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опытучеловечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнеевоспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие наличность оно оказывает.
Первейшее условие верноговосприятия текста – понимание каждого его слова. Одним из важнейших приемов впонимании текста является осмысление его заголовка. Заглавие в течениепоследних десятилетий привлекает серьезное внимание исследований (С.Д. Кржижановский, И.И. Бирагова,В.В. Богуславская, Н.А. Веселова, Н.Н. Гавришина, Ф.М. Горленко, Д.К. Гоциридзе,О.К. Дубовик, И.Г. Кошевая, Л.А. Лебедева, Г.Д. Лочмеле, Д.Н. Медриш,В.И.Муренко, Л.У.Никабадзе, Ю.Б.Орлицкий, Н.П. Пешкова, Н.М. Портильо, С.А. Сандажиева,Э.И. Турчинская, Н.А. Фатеева, И.В. Фоменко, Н.П. Харченко, В.А. Чижаковский,А.А. Ягодова, С.А. Крипке, Дж.М. Уильямс и многие др.).
Анализ научной литературысвидетельствует о большом интересе лингвистов к проблеме заголовка. Особыйинтерес к нему объясняется и уникальным положением заголовка в тексте, имногообразием его функций. Заголовок аккумулирует в себе смысл, стилистику ипоэтику произведения, выступает смысловым сгустком текста и можетрассматриваться как своеобразный ключ к его пониманию. Выделенный графически,он интерпретируется читателем как наиболее заметная его часть. Влингвистическом плане заголовок является первичным средством номинации, всемиотическом плане — первым знаком темы.
Специфика заглавия текстазаключается в том, что оно является составной частью именуемого объекта,элементом его структуры, и, занимая сильную позицию в тексте, относится к темкомпозиционным элементам, которые привлекают повышенное внимание при первомзнакомстве с текстом.
Цель исследования:выявить методические приемы работы с заголовком текста.
Объект исследования:заголовок как сильная позиция текста.
Предмет исследования:приемы работы над заголовком текста в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Выявить спецификузаголовка как сильной позиции текста.
2. Охарактеризоватьвиды заголовков.
3. Охарактеризоватьособенности понимания текста через осознание заголовка.
4. Описатьтрадиционные приемы работы над заголовком текста в начальной школе.
5. Провестидиагностику умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовоктекста и содержания произведения
6. Разработать и провестиуроки, включающие в себя работу над заголовком текста.
7. Проанализироватьрезультаты экспериментальной работы.
Методы исследования:анализ теоретической литературы и практического опыта по теме исследования,педагогический эксперимент.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕОСНОВЫ РАБОТЫ НАД ЗАГОЛОВКОМ ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ1.1 Заголовок как сильная позиция текста
В современной лингвистикетекста под сильными позициями подразумевается «специфическая организациятекста, обеспечивающая выдвижение на первый план важнейших смыслов текста…установление иерархии смыслов, фокусирование внимания на самом важном, усилениеэмоциональности и эстетического эффекта, установление значащих связей между элементамисмежными и дистанционными, принадлежащими одному и разным уровням обеспечениясвязности текста и его запоминаемости».[1]
Понятие «сильных позицийтекста» впервые появилось в работе И.В. Арнольд, которая называла среди нихзаглавие, эпиграф, начало и конец текста. Основанием для выделения этих позицийв тексте было их существенное влияние на восприятие текста читателем и тотфакт, что определенная организация рамочных позиций обеспечивает адекватностьтолкования читателем художественного текста.[2]
Обязательными сильнымипозициями принято считать заглавие, начало и конец произведения, иногда –заголовки и подзаголовки его частей (книг, глав и т.п.), факультативными –эпиграф, посвящение, пролог, эпилог, то есть такие фрагменты, которые как-либовыделены графически (хотя относительно поэтических текстов заглавие в силу егорегулярного отсутствия рассматривают как факультативную сильную позицию).
Первым знаком художественногопроизведения, который стоит над и перед основным текстом и берет на себяосновную нагрузку по преодолению границы между внешним миром и пространствомхудожественного произведения, является его заголовок.
В знаменитом словаре В.И. Даля о заголовкесказано, что это «выходной лист, первых листок книги или сочинения, где означеноназвание его».[3] Заголовок обозначает такженазвание отдела, главы книги, а в деловых бумагах означение в начале листаведомства, место, откуда и куда бумага идет. Это широкое понятие заголовка.
В словаре С.И. Ожегова заглавие определенонесколько уже – как название какого-либо произведения (литературного,музыкального), или отдела его частей, как заглавие литературного произведения,той или иной степени раскрывающее его содержание.[4]
Заглавие, по утверждению Л.С. Выготского,«намечает собой ту доминанту, которая определяет собой построение рассказа». [5]
Название, – развивает эту мысль И.Р.Гальперин, – это компрессированное, нераскрытое содержание текста… Названиеможно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей своивозможности в процессе развертывания».[6] Наконец, как отмечаютисследователи, заголовок – это не только начало, но и парафраз,переформулировка всего текста.
В своей работе «Заглавиелитературно-художественного текста: онтология и поэтика» Н.А. Веселовадоказывает, что название произведения – не просто «ключевое слово» или«однофразовый текст». Заглавие вбирает в себя концентрированную сущностьпроизведения и при этом «не принадлежит ему безраздельно. Одной стороной оносоприкасается с миром, лежащим за пределами текста, а другой – с текстом,отмечая его начало. Благодаря такому пограничному положению заглавие служитсоединительным звеном между текстом и внешней по отношению к немудействительностью».[7]
В аспекте семиотики заглавие – первыйделимитирующий знак текста, двустороннний за счет ориентации одновременно и наотправителя сообщения (автора), и на его получателя – читателя(Е.В.Джанджакова). В семантическом аспекте заголовок – имя текста, и с этой стороныизучен достаточно многосторонне (Н.А.Кожина). В аспекте психолингвистикизаголовок вызывает интерес со стороны своей способности нести первичнуюинформацию о содержании текста (А.А.Брудный).[8]
Заглавие художественного текстаопределяется как «номинативно-предикативная единица текста, которая находится вспециальной функционально закрепленной позиции и служит одновременно именемхудожественного произведения и индивидуально-авторским высказыванием о нем».[9]
По мнению Н.А. Кожиной, по своемусодержанию заглавие стремится к тексту как пределу, а по форме – к слову,поскольку оно «вступает с текстом художественного произведения в двакатегориальных отношения: номинации (служит именем собственным текста) ипредикации (образует высказывание о тексте)».[10]
Заголовок в сжатой форме передаетосновную тему произведения, причем осознание темы, заложенной в заголовке, кчитателю приходит ретроспективно, при возвращении к заголовку, после прочтениятекста. Конец текста «заставляет читателя вновь, теперь уже имплицитно,обратиться к заглавию, чтобы расшифровать основание номинации художественногопроизведения».[11] То есть ключом кпониманию произведения заглавие становится при условии его полной семантизации.А это возможно лишь по прочтении текста, только тогда, когда осуществляетсяинтеграция названия текстом.[12] Вот почему заголовок, скоторого начинается чтение, «оказывается рамочным знаком, требующим возвращенияк себе».[13]
Этим заголовок связывает конец иначало произведения. Мало того – в подавляющем большинстве случаев полноеосмысление заголовка возможно в мегаконтексте, на широкомисторико-филологическом фоне, так как многие заглавия содержат аллюзии итребуют от читателя знание мифологии, истории литературы, истории религии.
Итак, заголовок – это текстовый знак,являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированное положение. Заголовокзанимает сильную позицию, которая в силу противопоставленности всему текстуявляется эффективным средством привлечения внимания читателя к важным по смыслумоментам.1.2 Виды заголовков
В связи с разнообразием заголовков ихможно группировать, выделяя виды, образующие устойчивую традицию в историилитературы.
В основу классификации А.В. Ламзинойположено соотношение заглавия с традиционно вычленяемыми компонентамипроизведения: тематическим составом и проблематикой, сюжетом, системойперсонажей, деталью, временем и местом действия (описания). [14]
Исследователь выделяет следующие видызаглавий:
· заглавия,представляющие основную тему или проблему, отображенные автором в произведении.Понимание темы, заявленной в заглавии произведения, может существеннорасширяться по мере развертывания художественного текста, а само заглавиеприобретать символическое значение. Например, «Преступление инаказание» Ф. М. Достоевского, «Театр» С. Моэма;
· заглавия,задающие сюжетную перспективу произведения. Их можно условно разделить на двегруппы: представляющие весь сюжетный ряд (фабульные) и выделяющие важнейший сточки зрения развития действия момент (кульминационные). Например,«Радости и горести знаменитой Молль Флендерс, которая родилась в Ньюгейтскойтюрьме и в течение шести десятков лет своей разнообразной жизни (не считаядетского возраста) пять раз была замужем (из них один раз за своим братом),двенадцать лет воровала, восемь лет была ссыльной в Виргинии, но под конецразбогатела, стала жить честно и умерла в раскаянии. Написано по ее собственнымзаметкам» Д. Дефо и «После бала» Л.Н. Толстого;
· персонажныезаглавия, значительная часть которых — антропонимы, сообщающие онациональности, родовой принадлежности и социальном статусе главного героя.Например, «Тарас Бульба» Н В. Гоголя.
· Особую группуантропонимов составляют имена с «прозрачной» внутренней формой,«говорящие фамилии». Такие заглавия выражают авторскую оценку, еще допрочтения произведения формируют у читателя представление об изображаемом характере(«Господа Молчалины» М.Е. Салтыкова-Щедрина);
· заглавия,обозначающие время и пространство. Помимо названий времени суток, дней недели,месяцев, время действия может быть обозначено датой, соотносимой с историческимсобытием. Например, «Девяносто третий год» В Гюго. Место действияможет быть обозначено в заглавии с разной степенью конкретности, реальным(«Рим» Э. Золя) или вымышленным топонимом («Чевенгур» А. Платонова),определено в самом общем виде («Деревня» И.А. Бунина). Выбор топонимаавтором обычно обусловлен общим замыслом произведения.
С позиций психолингвистики А.А.Брудный выделяет три этапа восприятия заголовка: во-первых, непосредственноевосприятие (интерпретация заголовка до текста), причем первичная гипотезапонимания заголовка зависит от экстралингвистического фактора – тезаурусачитателя; во-вторых, динамическое восприятие (интерпретация заголовка втексте); наконец, окончательное восприятие (интерпретация заголовка поокончании текста).[15]
В зависимости от характера протеканияэтого поэтапного процесса ученый предлагает выделять две группы заголовков – нейтральные,– они требуют идентичности первичного, динамического и окончательноговосприятия, и в таком случае читательский вариант заголовка совпадает савторским (примерами таковых могут служить названия произведений Б. Пастернака«Сирень», «Июльская гроза», «Старый парк»), и текстообразующие заголовки,– они выступают темой произведения, текст которого служит их ремой («Любовь» А.Ахматовой, «Имя твое – птица в руке» М. Цветаевой»).
Функции заглавия многообразны. Н.А. Кожина выделяетсреди них внешние (репрезентативную, соединительную и функцию организациичитательского восприятия)и внутренние (номинативную, делимитативную, тоесть изоляции теста слева от иного текста и завершения в концовке,текстообразующую: фактуально-информационную («Олеся» Куприна), модальную(«Кудеяр» Куприна), семантической связности).[16]
В зависимости от того, какуюинформацию несут заголовки и какую эмоционально – стилистическую функцию онивыполняют, заголовки могут быть разделены на несколько видов.
Семантико-стилистическая классификациязаголовков разработана Л.И. Гетман.[17] Согласно этой классификации,выделяются: заголовки-посвящения; заголовки, указывающие на жанр литературногопроизведения; заголовки, обозначающие место или время действия,персонифицированные заглавия; иносказательно – перифрастические названия;литературные цитаты, заглавия-символы. Е.В. Джанджакова классифицирует заглавияна три группы.[18] К первойотносятся заглавия – слова, обозначающие растения, явления природы, времена года,времена суток, собственные имена мифологических, исторических, литературныхгероев, заглавия – сочетания со словами первый, последний. Эти слова исочетания и вне заглавий обладают значительным «запасом смыслов», выношеннымкультурным сознанием народа, но позиция заглавия, специфичность его интонации,пауза между заглавием и текстом чрезвычайно активизируют архетипическую памятьчеловечества. Употребление таких заглавий производит эффект скрытой цитаты(«Столешник» Куприна).
Второй вид – заглавия подчеркнутонепоэтичные, нетипичные, включающие научные термины: эти заглавия имеют четкуювременную, социальную, профессиональную и прочую оценки, обладают малымиассоциативными возможностями («Телеграфист» Куприна).
Наконец, третий вид – этозаглавия – загадки, которые представляют собой безреферентный звукоряд, которыйозначивается и разрешается текстом («Ю-ю», «Ральф» Куприна).
Сходная классификация представлена вработе И.Р. Гальперина,[19] где упомянуты следующиеразновидности заголовков: название-символ, название-тезис, название-цитата,название-сообщение, название-намек, название-повествование.
Заголовок играет большую роль в организациисмысловой структуры всего текста. По выражению В.А. Кухаренко, именно заголовок«выступает актуализатором практически всех основных категорий… Промежуточныезаголовки, которые даются главам или частям одного произведения актуализируюткатегорию членимости текста...» они облегчают чтение, «выделяют предметы,подчеркивают и выдвигают важность композиционно-архитектонического членениятекста».[20]
Соответственно роли заголовков враспределении информационного потока текста среди заголовков принято выделятьтакже несколько видов: заголовки проспективного вида (так, концептуальнозначимый образ дождя как знак освобождения, долгожданного облегчения появляетсяв 6 из 8 стихотворений цикла Б. Пастернака «Не время ль птицам петь» книги«Сестра моя – жизнь». Выступая заголовком одного из первых стихотворений цикла(«Дождь»), он выполняет проспективную функцию). Заголовки ретроспективноговида апеллируют к мегаконтексту культуры. Среди них представлены, во-первых,заголовки-цитаты, – они ставят текст в определенный культурно-исторический ряд,раздвигают рамки произведения («Смерть поэта» – как название произведения Б. Пастернака,посвященного В. Маяковскому, апеллирует к соответствующему произведению М. Лермонтова,посвященному А. Пушкину, и резонирует со многими, стоящими в том же ряду),во-вторых, заголовки-послания, посвящения, которые требуют соотнесения стиха сфоновыми знаниями читателя о соответствующих деятелях истории и культуры(например, стихотворения Б. Пастернака «Анне Ахматовой» и «Брюсову»).
Наконец, выделяются заголовки ретро-проспективноговида. Такие заголовки, как «Гамлет» Б. Пастернака, одновременно апеллируют и кмегаконтексту культуры, и проспективно (по закону аналогии) прогнозируют текст(это стихотворение открывает цикл «Стихи из романа» Б.Пастернака). Глубокоеисследование соотношений заголовка и текста представлено в работе Н.А. Кожевниковой.[21]
Существует также традиция делитьзаголовки согласно видам синтаксических структур, представленная, в частности, вработе Р.А.Будагова.[22] В этой же работе описанытак называемые «нулевые заголовки», то есть заголовки «не упоминающие ни окаком конкретном событии и только обещающие читателю рассказать что-то «важное»и «интересное»,[23] направляющие восприятиепо руслу постепенного нарастания событий, то есть реализующие принцип«крещендо» в развитии действия.[24]
Итак, виды заголовков выделяются взависимости от различных параметров: от соотношения заглавия с традиционновычленяемыми компонентами произведения: тематическим составом и проблематикой,сюжетом, системой персонажей, деталью, временем и местом действия (описания);характера протекания чтения; функций заголовков; роли заголовков враспределении информационного потока текста; согласно видам синтаксическихструктур.1.3 Осмысление заголовка как одиниз приемов понимания текста
Понимание текста есть процессперекодирования, который позволяет осуществить переход от линейной структурытекста, образуемой последовательностью материальных знаков языка, к структуреего содержания. Понять текст – это значит совершить переход от его внешнейязыковой формы к модели предметной ситуации, составляющей его содержание. Впроцессе понимания реципиент создает одну или несколько мысленных моделейопределенных фрагментов внешнего, внутреннего и воображаемого миров.
В качестве рабочегоопределения понимания смысла текста можно использовать следующее: пониманиетекста — это интеграция замысла автора со сложившейся системой ожиданий,знаний, представлений и опыта читателя. Чем ограниченнее замысел авторасоединяется с уже имеющимися познавательными структурами читателя, тем полнеепроцесс понимания.
Процесс понимания можетидти как от позиции читателя, его знаний, взглядов и отношений, так и от самоготекста, когда собственная позиция читателя никак не проявляется в процессевосприятия текста. Обычно эти два подхода взаимодействуют в виде такназываемого интерактивного чтения, когда содержание текста взаимодействует спозиции читателя.
В школьной практикеобучения под умением понимать текст традиционно понимается способностьвоспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять вних главное, определять с помощью учителя смысл всего текста в целом.
Одним из важных приемов пониманиятекста является осмысление заголовка. С.Д. Кржижановский считает заглавие«ведущим книгу словосочетанием, выдаваемым автором за главное книги».[25]Заглавие направляет внимание читателя к тому, что будет изложено далее. Оноявляется первым провожатым читателя в художественном мире произведения.
Как мы уже говорили выше, существуют три этапа восприятиязаголовка: интерпретация заголовка до текста (предтекстовый период),интерпретация заголовка в тексте (этап восприятия произведения) и интерпретациязаголовка по окончании текста.[26]
Заголовок призван привлечь читателяпрочитать книгу, заинтересовать его, установить с ним контакт, то есть, будучипервым знаком произведения, заголовок оказывается еще и предтекстовым периодом.
Психологи выявили, что ввосприятии реципиента существует механизм, «который реконструирует структурубольшого текстового массива на материале небольшого текста», в нашем случае – заголовка. Этотмеханизм позволяет читателю, воспринимающему небольшой по объему текст,формировать представление о его структуре так, что она экстраполируется(проецируется) на структуру и характеристики большого текста — инварианта.Такое явление возможно благодаря существованию механизма интер- иинтрасенсорного переноса, обеспечивающего «предугадывание поступающейинформации в процессе интериоризации внешних речевых действий».
Следующий шаг — извлечение из памятичитателя моделей (сценариев, по Т.А. ван Дейку) на основании воспринятогозаголовка. В предтексте на первый план выдвигаются рекламная иконтактоустанавливающая функции. Еще не имея опоры на текст, заголовок вподтексте способен апеллировать только к предыдущему опыту читателя.
Название текста можетоживить фоновые знания читателя. Объем предтекстовой информации у разныхчитателей неодинаков, он зависит от качеств личности. У разных индивидоввозникает неодинаковый коммуникативный контекст, на фоне котороговоспринимается заголовочный ансамбль текста. Заголовок активизирует оценочныйфон, предшествующий восприятию текста. Предварительная оценка также неодинаковау разных групп читателей.
В предтекстовом периодечитатель получает первое представление о произведении. Возможность составленияэтого первого представления и свидетельствует о прогнозирующей функции заголовка,участвующего в формировании читательской установки на восприятиехудожественного произведения.
Дотекстовые сведения особытиях включают в себя такие элементы: время, место, интересы, цели.Актуализация этих знаний позволяет читателю принять решение «Мне (не) интересенэтот текст», а значит, обратиться или нет к его прочтению. Такова рользаголовочных элементов, сегментирующих текстовую и внетекстовую информацию напервом этапе восприятия — до перехода к чтению самого произведения.
Рассмотрим роль заголовкана втором этапе восприятия текста — этапе восприятия произведения. Одна изглавных когнитивных функций заголовка — участие в контроле за пониманиемпроизведения, сличение интерпретации его с имеющимися в памяти моделями иактуализированными фоновыми знаниями. В процессе такого контроля повторяются тесегменты информации, которые содержатся в заголовке.
Значение текстового заголовкаиндивидуально, оригинально, оно обусловлено непосредственными содержательнымисоотношениями с называемым им текстом. В нем прогнозируется содержание, онпомогает понять текст, сформулировать его главную мысль, хотя в самом заголовкеможет быть отражена только тема текста. Недаром заголовок или даже возможностьпридумать заголовок к тексту является одним из признаков текста как единогоцелого.
Заголовок сопутствуетчитателю на протяжении всего процесса знакомства с литературным произведением.Понимание заголовка – процесс постепенный, его значение меняется для читателяпо мере погружения в текст.
Создатель практически всегдаозаглавливает произведение после завершения. Иногда истинный смысл,вкладываемый автором в заголовок, становится понятным лишь после прочтениявсего произведения. «Внекоторых произведениях заголовок лишь называет проблему, решение которойдается в тексте. В других – название как бы тезис самого корпуса текста. В иныхпроизведениях оно настолько глубоко закодировано, что его декодированиевозможно только по прочтении всего произведения».[27]
Таким образом, заголовок можетвыполнить свою основную функцию только в неразрывной связи с целым, полностьюзавершенным текстом. Полное понимание содержания произведения происходит учитателя только после прочтения всего текста, поэтому только текст несет«концепт, а главная и часто единственная авторская формулировка концептапомещается в заголовок. Следовательно, среди прочих важных и ответственныхфункций заголовка актуализация концепта произведения является основной».[28]
Итак, одним из важныхприемов понимание текста является осмысление его заголовка, так как заголовок всвернутом виде концентрирует, обобщает основное содержание текста. Заглавиевыступает в роли посредника между текстом, читателем и действительностью. 1.4 Традиционные приемы работы надзаголовком текста в начальной школе
В школьной практикеработа над заглавием текста начинается на уроках русского языка и чтения еще вначальной школе.
При работе с любымтекстом можно выделить три основных этапа:
· дотекстовый (этапантиципации);
· текстовый(контроль понятия содержания);
· послетекстовый(анализ и оценка).
Рассмотрим приемы работыс заголовком на каждом из этих этапов.
Этап антиципации.
В переводе с латинского«антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение,предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин«антиципация» был введен в психологию немецким ученым Вильгельмом Вундтом в 1880г. Вундт под антиципацией понимал способность человека представить себевозможный результат действия до его осуществления.
Процесс прогнозированияимеет место как во время восприятия чужой речи, так и при осуществлениисубъектом собственного высказывания. Слушая или читая, человек прогнозируетнекоторые события, стоящие за устным или письменным текстом; предопределяетлексику, как средство описания этого события, прогнозирует грамматические формылексических единиц и целостные структуры.
Исследования Г. Г. Граники А. Н. Самсоновой показали, что чтение текста сопровождается прогностическойактивностью читателя, которая, соединяясь с его личным опытом, приводит ксозданию в воображении целостной картины, собственной фабулы произведения.Возникшая установка управляет дальнейшим восприятием текста. В случаевыдвижения читателем всех вариантов прогнозов, которые позволяет совершитьтекст, возникает верная (гибкая) установка, которая предвосхищает содержаниетекста, направляет восприятие в нужное русло. Отсутствие вариантов прогнозовделает установку негибкой, что может привести к неприятию текста.
Развитие такоговажнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать,предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевыхслов, признается важным моментом подготовительного этапа работы с произведениемв технологии работы с текстом Р.Н. и Е.В. Бунеевых.
Важный моментподготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанностидетей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержанияпроизведения по его названию, с которыми дети знакомятся до чтенияпроизведения.
Предугадывание содержанияпо заголовку имеет различную степень трудности, в зависимости от того, чторебенок читает. Если он читает художественную литературу, то заголовок можетподсказать точно, о чем пойдет речь, и натолкнуть на предположения, совершенноне похожие на то, о чем в действительности пойдет речь в произведении.
Проверка правильностипредположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во времякоторой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении,коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.
Одним из заданий надотекстовом этапе может быть задание на предвосхищение, которое не толькоспособствует формированию вероятностного прогнозирования, но и дает учащимсявозможность использовать фоновые знания. Предвосхищение, будучи важнымкомпонентом сложных интегрированных умений чтения, является способностьюпредугадывать новое, базируясь на уже известном.
Задания на предвосхищениепредшествуют чтению текста. Выдвижение гипотез по содержанию текста с ихпоследующим подтверждением или опровержением может касаться общего содержания,отдельных деталей или персонажей, последовательности событий. На развитие механизмапрогнозирования, обеспечение осмысленности, осознанности чтения направленытакие виды заданий, как предопределение жанра и тематики произведения поназванию произведения, составление предварительного плана текста в видевопросов до его прочтения с учетом характера заголовка. Например, перед чтениембасни И.А. Крылова «Мартышка и очки» учитель предложил детям составить изаписать вопросы, на которые, по их мнению, можно найти ответ в тексте. Послеознакомления с произведением учащимся было предложено отметить те вопросы, накоторые был получен ответ. Общий перечень вопросов направил последующий анализпроизведения: «Зачем мартышке очки? Что делала мартышка с очками? Почему Крыловвыбрал в действующие лица именно это животное? Какой недостаток высмеиваетавтор в этой басне?» Использование данных приемов значительно повышает степеньучастия школьников в организации и проведении урока литературного чтения,активизирует речемыслительную деятельность учащихся, придает первичномуознакомлению с произведением и анализу текста целенаправленный характер.
На первом и втором этапеработы с заголовком может быть применен прием моделирования. Методика английского педагога Хамблинпредназначена для работы с небольшим произведением, текст которого учащимсязаранее неизвестен. Располагая минимальной информацией, в нашем случаеназванием произведения, дети должны предвосхитить, спрогнозировать сюжетпроизведения, доказать или обосновать свои мысли.
Сначала читаетсяназвание. После появления догадок и их развертывания в прогноз читается первыйабзац текста, сверяются с ним предложения, и тут же возникают новые вопросы,сопряженные с содержанием абзаца, и предполагается новый прогноз.
На текстовом этапеосновным приемом работы с заголовками является озаглавливание частейпроизведения. По мнению М.Р. Львова, следует соблюдать единую синтаксическуюконструкцию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста.Затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений. Послеэтого можно использовать для заголовка назывные предложения. Наконец, можнопоказать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста.
На третьем послетекстовомэтапе формирование умения видеть заголовок и понимать его роль осуществляется спомощью следующих заданий:
· выбор заголовкаиз предложенных вариантов и соотнесениеего с текстом. Порядок выполнениязадания: сначала прочитатьтекст, потом ответить на вопросы по его содержанию(что случилось), далее прочитать заголовки, подумать, какой из них больше подходит,почему; проверить себя (перечитать текст);
· подборсобственного заглавия, соответствующего содержанию текста.
Эти приемы являются очень распространенными и встречаютсяне только на специальных уроках развития речи, но и на уроках других типов.Работа над заглавием тесно связана со всей работой по обучению учащихся связнойречи: с работой над типами речи, строением текста, его темой, основной мыслью, стилистическойпринадлежностью.
Для младших школьниковзадание «озаглавить текст» служит, прежде всего, средством пояснения смысла текста,проверкой осмысления прочитанного. На этом этапе важно соответствие заглавия содержанию(задание «озаглавить отрывок словами автора» считается в методикеаналитическим, а задание «озаглавить текст» – аналитико-синтетическим).
Обобщающая роль названияпроизведения позволяет работу над его смыслом сделать способом проверкиправильности понимания авторской идеи. Поэтому, завершив анализ текста, можновернуться к началу работы над ним, к его названию. Особенно это продуктивно наобобщающих уроках, завершающих работу над такими произведениями, как рассказыА.П. Платонова «Еще мама», Л.Н. Толстого «Прыжок», В.Ю. Драгунского «Он живой исветится», сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» и др.
Иногда можно спроситьдетей о том, как они понимают название еще до работы над произведением (то естьна первом этапе), а потом вернуться к их предположениям. Или придумать названияк тем произведениям, которые автор не озаглавил, или подобрать другие заглавияк текстам. Так, например, после прочтения рассказа К.Г. Паустовского «Заячьилапы», педагог сравнил те названия, что придумали дети: «Лесной пожар», «Случайна пожаре», «Спасение», «Заяц спасает дедушку» – с тем, как автор назвал своепроизведение. Сравнение позволило обратить особое внимание на отсутствующее уребят слово «лапы». Это же показало учителю, что дети не поняли в процессеанализа главную мысль рассказа – что именно инстинкт спас и зайца, идеда-охотника, доверившегося природной мудрости животного.
Итак, существуют триэтапа работы с текстом, на каждом из этих этапов существуют различные приемы работы с заголовком:предвосхищение и моделирование содержания, озаглавливание частей и целогопроизведения. Сметодической точки зрения невозможно пропустить ни один из трех этапов работы сзаголовком. Хотя дотекстовый и послетекстовый этапы можно считать наиболееважными, т.к. они предполагают проведение заданий, выполнение которых создаетнеобходимые условия для полноценного прочтения и восприятия текста.Вывод по 1 главе
 
Заголовок – это текстовыйзнак, являющийся обязательной частью текста и имеющий в нем фиксированноеположение. Это, бесспорно, сильная позиция любого текста.
Заголовок можно отнести к одной изсемантических доминант, в которой наиболее ярко выражена авторская позиция,особенность авторского мировосприятия. В содержательной структуре произведениязаголовку принадлежит существенная роль. Он передает в концентрированной формеосновную его (произведения) тему или идею. Данная функция заголовкаобуславливает его связь со всем текстом, а также возможность реализации смыслазаголовка в полном объеме только в его ретроспективном виде, прочтении, т.е.после реализации всех линий связи «заголовок – текст». Кроме того, что заглавиеназывает текст, ориентируясь на его тему, оно еще отделяет один текст отдругого, т.е. структурирует текст.
Одним из эффективныхприемов обучения пониманию текста является вероятностное прогнозированиесодержания текста по заголовку. В сознании читателя смысл прочитанного(прослушанного) постоянно обновляется и меняется в ходе восприятия речи. Приэтом конечный результат зависит не только от характеристики самого текста, но иот воспринимающего текст человека и его прошлого опыта.
В школьной практикеработа над заглавием текста начинается на уроках русского языка и чтения еще вначальной школе и осуществляется на предтекстовом, текстовом и послетекстовомэтапах.
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение умений младшихшкольников работать с заголовком художественного текста2.1Констатирующий эксперимент по изучению умений младших школьников воспринимать иосмысливать текст по заголовку
Эксперимент проводился во второмклассе «б» школы №76 г. Новокузнецка. В эксперименте приняли участие 15школьников из этого класса.
Цель эксперимента: провестидиагностику умений младших школьников воспринимать и осмысливать заголовоктекста, понимать содержание художественного текста на основе работы его сзаголовком.
В ходе эксперимента оценивалисьследующие критерии:
1. Умение анализировать заголовок,задавать вопросы к заголовку (предтекстовый этап).
2. Умение прогнозировать содержание текстана основе заголовка (предтекстовый этап).
3.Умение озаглавливать части прочитанногопроизведения (текстовый этап).
4.Умение различать основную идею илитему произведения, выраженную в его заголовке (послетекстовый этап).
4.Умение выражать в заголовкеосновную мысль прочитанного произведения (послетекстовый этап).
Для оценки данных критериев нами быларазработана анкета из 6 вопросов. Каждый вопрос оценивался следующим образом:
Правильный и полный ответ,выполненное задание – 2 балла;
Правильный, неполный ответ, не доконца выполнено задание — 1 балл;
Отсутствие ответа, не выполнено задание– 0 баллов.
Анкетирование проводилось с каждымребенком отдельно в виде свободной беседы и выполнения заданий в письменномвиде. Были выбраны два произведения уже знакомых второклассникам авторов И. Крыловаи Н. Носова. Дети изучали ранее басни Крылова «Ворона и лисица», «Кукушка ипетух», а также ознакомились с рассказами Н. Носова «Мишкина каша»,«Фантазеры». Для эксперимента были выбраны басня И. Крылова «Мартышка и очки» ирассказ Н. Носова «Огурцы».
Первые пять вопросов при работе сбасней задавались до прочтения произведений. Объявлялось название произведения — «Мартышка и очки» и преподаватель спрашивал ребенка:
1. С какими произведениями с похожимизаголовками ты познакомился на уроках чтения?
2. Кто автор этих произведений?
3. Как называется жанр этихпроизведений?
4. Как ты думаешь, какие вопросы, на которые можно найтиответ в тексте, можно задать к этой басне? Запиши эти вопросы.
5. О чём может рассказывать текст стаким названием?
Затем на уроке чтения детипрослушивали чтение басни Крылова учителем и еще раз запись на грампластинке.
После этого детям предлагалосьответить на следующие вопросы:
6. Нашел ли ты ответы на составленныетобой вопросы в тексте произведения?
7.Какие еще названия можно придуматьк этому произведению? Запиши.
8. Название басни “Мартышка и очки”выражает идею или тему произведения?
9. Прочитай слова, в которых выраженаидея басни.
Перед чтением рассказа Н. Носоваучитель задавал следующие вопросы:
1.  Вспомни, какие произведения Н.Н. Носовамы уже изучали.
2.  Скажи, кто являлся главными героямиэтих произведений?
3.  Как ты думаешь, о чём будет этопроизведение?
После чтения произведения учителем,ребенку предлагается ответить на вопрос и выполнить задания:
4.Совпало ли твое предположение осодержании текста перед его прочтением и после прочтения? Почему не совпало илисовпало?
5. Прочитай текст небольшимифрагментами и озаглавь каждый фрагмент.
6. Название рассказа «Огурцы»выражает идею или тему произведения?
7. Придумай такое название рассказа,чтобы оно выражало основную идею произведения.
Результаты эксперимента представленыв Приложении 1 Таблицах 1-3 и Протоколе 1-2.
По результатам обследования детейнами были выделены три уровня умений младших школьников воспринимать иосмысливать заголовок текста:
25-32 балла – высокийуровень умений;
17-24 балла – среднийуровень умений;
0-17 баллов – низкийуровень умений.
Дети с высоким уровнемумений проводят сопоставление заголовка с названиями уже изученныхпроизведений, на предтекстовом этапе могут предположить содержаниепроизведения, составляют по заголовку развернутые вопросы, т.е. у детей хорошо развитмеханизм прогнозирования. Дети легко разбивают прочитанный текст на смысловыефрагменты, выделяют основную мысль этих фрагментов и озаглавливают их. Беззатруднений выделяют тему и идею текста и соотносят их с заголовком, даютсобственные заглавия произведения.
У детей со среднимуровнем умений механизм прогнозирования развит в недостаточной мере, они невсегда могут по заголовку предвосхитить содержание текста или высказываютневерные предположения, это говорит о недостаточности читательского опыта этихдетей. Дети не всегда верно разбивают текст на смысловые фрагменты, выделяютосновную мысль, озаглавливают фрагменты. Иногда допускают ошибки в различениитого, что высказывает заголовок — тему или идею произведения. Дети даютсобственные заглавия тексту, но они близки к авторскому по звучанию, например:«Разбитые очки» или «Мартышкины очки» по басне Крылова.
Дети с низким уровнемумений затрудняются по заголовку предположить содержание непрочитанного текста,не могут составить вопросы. Это говорит об отсутствии у этих детейчитательского опыта. Дети не умеют разбивать текст на смысловые фрагменты,затрудняются озаглавить их и дать собственный заголовок к тексту. Не выделяют,что несет в себе заголовок – идею или тему текста.
В ходе исследования мыполучили следующие результаты, представленные в таблице 1 и рис.1.
Таблица 1. Уровниразвития младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текстаВысокий уровень Средний уровень Низкий уровень 33% 27% 40%
/>
Рисунок 1. Уровни развития умений воспринимать и осмысливать заголовоктекста

На основе проведенногоэксперимента мы можем сделать вывод о недостаточном уровне развития у младшихшкольников умений воспринимать и осмысливать заголовок текста. Только 33% детей(5 человек) показали высокий уровень развития умений, остальные – средний (27%,4 человека) и низкий уровень (40%, 6 человек). Это говорит о необходимостипроводить целенаправленную работу по формированию у школьников данного классаумений работать с заголовком художественного текста.2.2 Формирующийэксперимент
В качестве формирующегоэксперимента нами были проведены три урока. На уроках чтения дети получилипредставление о заголовке текста, видах заголовков, научились озаглавливатьчасти текста, давать собственные заголовки и выбирать из предложенных, выделятьтему и основную идею текста, ориентируясь на заголовок.
УРОК 1.
Тема: Заголовок текста. План текста
Цели: учащиеся получают представление озаголовке как о кратко сформулированной теме или основной мысли текста;учащиеся развивают умение озаглавливать текст с опорой на тему и основнуюмысль; составляют план текста, разделённого на части.
Ход урока I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Заслушиваются рассказыучащихся на тему «Друзья».
2. Анализ составленныхтекстов. Устное редактирование.
3. Вывод: текст долженсоответствовать заданной теме. Тему нужно раскрывать полно. В тексте не должнобыть лишних предложений, не соответствующих теме, без которых можно обойтись.
III. Сообщение темы и целей урока,постановка учебной задачи.
— Сегодня на уроке мыучимся подбирать заголовки к тексту, составлять план.
— Почему рассказу нужензаголовок?
— Что это значит — озаглавить текст? На эти вопросы ищем ответ на уроке.
IV. Работа с текстом. Формированиепонятия «заголовок текста» (упр. 106, с. 57. Учебник по русскому языку дляучащихся 4 класса четырехлетней начальной школы. Составитель: Рамзаева Т.Г.).
— Можете ли вы сразу датьзаголовок тексту?
— Почему? Что для этогонеобходимо?
— Прочитайте текст.Определите тему текста. (Как мальчики помогали старому учителю.)
— Какова его основнаямысль? (Каждый получил то, что заслужил своей работой.)
— Должен ли заголовокбыть связанным с темой и основной мыслью текста? Обоснуйте ответ.
— Что, на ваш взгляд,удобнее — длинный или краткий заголовок? Почему?
— Прочитайте правило озаголовке текста на с. 57.
— Встречали ли вы в ролизаголовков пословицы или поговорки? Приведите примеры.
— Такое встречаетсядовольно часто, так как пословицы или поговорки кратко, но точно и мудровыражают мысли народа.
Заголовок может быть нетолько повествовательным, но и вопросительным, побудительным предложением.
— Вернёмся к тексту.Попробуйте придумать заголовок, отражающий тему или основную мысль, но кратко.
(Варианты: Как мальчикипомогали учителю. Помощники. Два помощника. Каждому — по заслугам. и т. д.)
— Прочитайте пословицы,записанные на доске. Можно ли использовать их в качестве заголовка к этомутексту? Почему? Объясните, как вы поняли смысл этих пословиц.
По заслугам и честь.
По заслугам и молодцажалуют.
По заслуге и плата. (По работеи плата.)
Кто любит труд, того людичтут.
Каковы дела, такова ислава.
Каков работник, таковаему и плата.
V. Вывод: чтобы озаглавить текстнеобходимо:
1. Внимательно прочитатьего, определить тему.
2. Определить основнуюмысль.
3. Выбрать тему илиосновную мысль в качестве заголовка.
4. Подумать, какозаглавить кратко.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Составление плана к текстуупражнения
— Вы уже умеетесоставлять план текста, разделённого на части. Что для этого нужно? (Прочитатькаждую часть, выделить её основную мысль и озаглавить этот пункт плана.)
— Сколько частей в этом тексте?
— Прочитайте первую частьтекста. О чём в ней говорится? Какова основная мысль этой части? (К учителюпришли помощники.)
— Прочитайте вторуючасть. О чем в ней говорится? Что главное? (Мальчики работали по-разному: одинхорошо, а другой ленился). Как вы озаглавите этот пункт плана?
— Прочитайте третьючасть. Что главное? (Учитель каждого оценил по его работе.)
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
1. К учителю пришлипомощники.
2. Мальчики трудилисьпо-разному.
3. По работе и плата.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VII. Запись в тетрадь краткогосодержания каждой части по плану. (Учитель обращает внимание на знакипрепинания в предложениях с прямой речью.)
VIII. Проверка, редактирование текста.
IX. Итог урока.
— Чем занимались науроке?
— Что узнали нового?
— Что значит — озаглавитьтекст?
— Зачем нужен заголовок?
УРОК 2
Тема: Работа над деформированнымтекстом-повествования. Виды заголовков.
Цель урока: формирование умений составлятьтекст-повествование, задавать заголовки к тексту
Задачи урока:
предметно-информационные:
· формируем первоначальныезнания о тексте-повествовании: главный вопрос к тексту «Как это было?»,действия совершаются во временной последовательности; виды заголовков.
деятельностно-коммуникативные:
· учимся работать сразными источниками информации: виды заголовков, серия сюжетных картинок,текст;
· развиваем умениепреобразовывать деформированный текст, выстраивая события в логическойпоследовательности; умение думать до чтения текста по заголовкам ииллюстрациям.
· мотивируемдеятельность учащихся на объяснение смысла заголовков до знакомства с текстом;
· совершенствуемумение формулировать выводы, контролировать и оценивать свою деятельность иодноклассников;
ценностно-ориентационные:
· воспитываемкачества личности: умение работать в паре, умение слушать и слышать собеседника;адекватно отвечать на вопросы, умение делать осознанный выбор.
Оборудование:
· деформированныйтекст-повествование «Как Алеша ежика искал»;
· серия сюжетныхкартинок по тексту;
· сигнальныекарточки.
Деятельностьобучающихся:
Учебная деятельность (всоответствии с её структурой), содержание которой определяется темой и задачамиконкретного урока: анализ заголовков, составление текста по сюжетным картинками из деформированного текста.
Ожидаемый результат: создание текста-повествования посерии сюжетных картинок и из деформированного текста; объяснение ролизаголовков.
Учебный материал: деформированный текст-повествование«Как Алеша ежика искал».
Как Алеша ежика искал.
У Алеши был ежик. Он жилв комнате.
Встал однажды утром Алешаи не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнулон сапог, а из сапога ёж вывалился.
Ну и домик облюбовал себеёжик!
Ход урока
1. Сообщение темы урока.Мотивация.
Сегодня мы будем учиться(учить себя) составлять текст (в скобках приведены примерные ответы детей).
Узнаем, о чем нам можетрассказать заглавие.
Как вы думаете, этоважное умение составлять текст? Почему?
2. Работа надзаголовком текста до чтения
Что такоезаглавие
Прочитайтезаголовки к одному тексту.
Что о текстеиз них вы можете узнать?
· О ёжике.
· Алеша и ёжик.
· Находчивый ёжик.
· Ёжик пропал.
· Куда пропал ёжик?
· Ну и домик!
· Ёжику лучше влесу.
· Как Алеша ёжикаискал.
(Мы можемузнать, что этот текст о ёжике)
Значит, чтоотражает этот заголовок? (тему)
Что ещё мыузнали? (главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)
Что отражаетэтот заголовок? (название главныхгероев)
Следующийзаголовок. Что из него можно узнать?
(ежик былнаходчивый, что-то нашел)
Мы узнаем,какой ежик был, его характеристику.
Ёжик пропал.
Произошлочто? Какое-то событие.
Этотзаголовок отражает событие.
Исоответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?
Этотзаголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.
Ну и домик! () Знаете вы, что за домик? Интересно узнать?
Этот заголовоквызывает у нас интерес.
А на картинкемы видим, что за домик?
Ёжику лучше влесу.
Что можноузнать из этого заголовка? (что ежику лучше жить в лесу, а не дома) Почему?
Вы высказалисвоё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок?
Основнуюмысль.
«Как Алешаёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика).
А что ещё? Аможем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, какАлеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А этоглавный вопрос текста-повествования).
Вывод:Значит, заглавие может отражать тип речи.
4. По ходу работыполучилась таблица, и были выставлены сюжетные картинки.
 
О ёжике.
Алеша и ёжик.
Находчивый ёжик.
Тема
Главные герои
Характеристика героя
картинка №1
Ёжик пропал.
Куда пропал ёжик?
Событие
Вопрос, характеризующий
проблему
картинка №2
Ну и домик!
Ёжику лучше в лесу.
Как Алеша ежика искал.
Интерес.
Основная мысль
Тип речи
картинка №3
Обратитевнимание. Сколько картинок я подобрала?
(3, значит,действия совершаются в определенной временной последовательности)
Попробуемназвать эти действия:
Сначала жилили был,
Потом пропал,
Затем искал,и, наконец, нашел.
Вывод: Воткак много нам может рассказать заголовок о тексте, ещё до чтения. Нужновдумываться, вчитываться в каждое слово.
Ребята, вымолодцы! Много рассказали о том, что будет в тексте. Захотелось вам егопрочитать и узнать правильно ли вы предположили? (Да)
Но сначаламы попытаемся сами составить текст по серии сюжетных картинок.
4.Составление текста – повествования по серии сюжетных картинок в парах.
Можно лисоставить по этим картинкам текст? (Да)
Вспомнимпризнаки текста.
· Текст состоит изпредложений связанных по смыслу.
· Текст имеет своиособенности построения: предложения располагаются в строгой последовательности.
· Текст имеетчасти: начало, основная часть, концовка; может быть, заглавие.
· Составляется сучетом адресата.
Попробуйтесоставить текст по сюжетным картинкам в парах, не забывая про признаки текста.Слушаем одну- две пары.
· Как вы думаете,получился у вас текст?
· Как думаютребята?
· Чего не хватает ввашем тексте? (заглавия) Одна из пар забыла про заголовок.
· Какое заглавие вывыбрали?
Оцениваниеучителя.
5. Работас деформированным текстом – повествования.
(На доске и уучеников 3 части текста про ёжика).
У вас накаждом листочке написана часть текста. Прочитайте их.
· Что можно сказатьоб этих частях? (они подходят к нашим картинкам, это части одного текста)
· Какое заданиеможно предложить? (часть текста соотнести с нужной картинкой, составить текст)
Посовещайтесьв парах и разложите части в нужной последовательности.
1 пара удоски.
Прочитайте.Что получили? (текст)
Докажите.
Вот мы ипрочитали текст. Скажите, верные предположения у нас были, когда мы прочиталитолько заголовки?
Как выдумаете, какой заголовок лучше? (пытаются выбрать лучший)
Каждыйзаголовок хорош! Главное уметь его обосновать.
УРОК 3
Тема: Осознание текста произведения черезработу с заголовком текста.
Произведение дляанализа: Ирина Токмакова.«Аля, Кляксич и буква «А»
Главная дидактическаяцель: формированиенавыков осознанного чтения и умения самостоятельной работы с текстом.
Цели урока:
· Познавательныйаспект:
· формированиеобщеучебного умения осознанного, правильного чтения сказки;
· формированиепрактических действий с учебным материалом.
· Развивающийаспект:
· развитие речиучащихся;
· формированиедействий контроля и самооценки;
· развитие умениявысказывать свою позицию, аргументировать свое мнение.
· Воспитательныйаспект:
· воспитаниевнимательного отношения к мнению одноклассников, требовательности к себе идругим, радости сопереживания успехам товарищей;
· коммуникативныйаспект: создать условия для сотрудничества в группе.
Задачи:
· выработать умение– способ осознанного чтения;
· формировать умениевидеть заголовок и понимать его роль;
· формироватьэлементарные умения ориентировки в структуре текста, его понимании.
Форма урока: коллективная.
Вид урока: практический.
Метод обучения: проблемный.
ХОД УРОКА
I. Самоопределение кдеятельности
– Ребята, какой урокпровести сегодня? (Познавательный, интересный и т.д.)
– Как вы будете помогатьмне и друг другу в проведении такого урока?
– Что будем оценивать?
II. Актуализация имотивация
– Послушайте, пожалуйста,стихотворение В. Лукина «Само и сами»
Ничто никогда не выходитсамо.Само не приходит к нам на дом письмо.Само не способно смолоться зерно.Самостать костюмом не сможет сукно.Само не умеет свариться варенье.Само ненапишется стихотворенье.Мы делать все это обязаны сами – Своей головой и своимируками!
– Как же вы сегоднябудете работать? (Самостоятельно, в группах)
III. Целеполагание
– В сказочной школе идетурок литературного чтения. Учитель Бегемот просит Незнайку, Буратино иЧипполино прочитать рассказ. Сказочные герои читают рассказ. После чтениярассказа учитель задает Незнайке вопрос по прочитанному, но Незнайка молчит, онне может ответить на вопрос.
– Как вы думаете, ребята,Почему Незнайка не смог ответить на вопрос учителя? (Он не понял, о чемчитал).
– А вы можете ему помочь?Как? (Не знаем) Почему? (Надо выработать способ понимания).
– Какова же цель нашегоурока? (Учиться понимать текст). На какие же вопросы мы должны ответитьв конце урока, чтобы помочь сказочным героям? (Как научиться пониматьпрочитанное)
На доску прикрепляетсяплакат.Понимание прочитанного

IV. Работа по темеурока
1. Работа по знакомству стекстом и формирование элементарных умений ориентировки в его структуре,понимании. Работа в группах
Задание 1.
Прочитайте рассказ.Выберите заглавие. Соедини его карандашом с текстом рассказа. (Приложение 2)
(Листочки свыполненной работой прикрепляются на доску.)
2. Обсуждение проделаннойработы:
а) аргументация учащимисявыбранного заголовка;
б) определениедействий-способов работы.
– Расскажите, какиедействия вы выполнили, чтобы выбрать заголовок. (Отчеты групп).
Ранжирование выполненныхдействий
–Какой можно сделатьвывод?
Д. Чтобы подобрать заголовок к текстумы должны:  1. Прочитать текст.
2. Ответить на вопросы поего содержанию (Что случилось?) 3. Прочитать предложенные заголовки, подумать,какой больше подходит к данному тексту. Почему?
4. Проверить себя(перечитать текст).
– Можем ли мыпользоваться этим способом при работе с любым текстом?
Задание 2. (Приложение3)
Посмотрите на задание 2.Есть ли у текста заголовок? (нет). Ваша задача: придумать заголовок к рассказу,пользуясь выработанным вами способом. (Работа в группах)
Отчет (листочки свыполненной работой крепятся на доску). – Как вы действовали? Расскажите. (Надоску прикрепляются карточки.)
– Обязательно ли надопроверять себя? (Да)
3. Восстановление деформированноготекста. (Приложение 4)
(И. Токмакова «Аля,Кляксич и буква «А»)
Текст каждой части дан наотдельных листочках.
Задание 3.
Карточка 3.
– Наведите порядок.Расположите части так, чтобы получился связный текст. Для этого установите, чтобыло сначала, затем, в конце. (Наклеить части текста на лист)
– Проверьте себя поучебнику – с.9 (чтение вслух получившихся текстов)
– У какой группыполучился правильный текст? Расскажите, как действовали. Какой способ работы стекстом у вас получился? (Карточки крепятся на доску)
Самоконтроль
– Перечитайте текст.Проверьте себя (понимание предметного содержания).
Выберите правильныйответ:
1) Буква А была оченьдовольна:
1. Да
2. Нет
3. Не знаю
2) Кляксич стараетсяпомирить буквы:
1. Да
2. Нет
3. Не знаю
V. Обобщение
– Решили мы задачи,которые определили в начале урока?– Сколько способов мы открыли сегодня?– Можемтеперь дать рекомендации Незнайке?– Что же нужно делать, чтобы лучше понять то,что читаешь?– Можно ли по заголовку определить, о чем пойдет речь?– Можно липоменять местами шаги 1 и 3? (можно) Почему?
VI. Итог урока
– Смогли вы договоритьсяв группе?– Что было для вас полезным на уроке?– Чему вы учились на уроке?–Дайте оценку Его Величеству Уроку. Получился ли урок таким, каким мы хотели?Почему? – Всем большое спасибо за работу.2.3 Контрольный эксперимент
Для контрольногоэксперимента нами были выбраны подобные произведения, тех же авторов: басня Крылова«Стрекоза и муравей» и рассказ Н.Носова «Живая шляпа». Задавались те жевопросы, что и на первом этапе исследования. Результаты исследования приведеныв Приложении 5 Таблицы 4-6 и протоколы 3,4.
На основе полученныхданных сравним результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Таблица 2. Уровниразвития младших школьников умений воспринимать и осмысливать заголовок текстаэксперимент Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень констатирующий 33% 27% 40% контрольный 53% 27% 20%
/>
Рисунок 2.Динамика развития умений воспринимать и осмысливатьзаголовок текста
Результаты показализначительный рост умений воспринимать и осмысливать текст заголовка: низкийуровень остался только у 20% детей (3 ребенка), средний уровень показалистолько же детей (27% или 4 ребенка) и высокий уровень повысился с 33 до 53%.Вывод по 2 главе
Во втором классе «Б»школы №76 нами был проведен педагогический эксперимент, состоящий изконстатирующего, формирующего и контрольного этапов, направленный на выявлениесостояния развития умений младших школьников воспринимать и осмысливатьзаголовок текста произведения.
На констатирующем этапенами были выдвинуты критерии исследования, разработаны инструменты диагностики,подобраны произведения для исследования.
По результатамтестирования были выделены три уровня сформированности умений воспринимать иосмысливать заголовок текста. Основная масса детей показала средний и низкийуровень. Результаты констатирующего этапа показали, что у детей этого класса внедостаточной мере развиты умения предвосхищать содержание произведения позаголовку, составлять вопросы к заголовку, озаглавливать фрагменты текста,определять основную идею или тему произведения.
Целью формирующего этапаэксперимента было разработать и внедрить уроки, направленные на развитие опытаосмысления текста через восприятие и анализ его заголовка.
Контрольный этапэксперимента показал, что три проведенные нами урока, на которых дети училисьанализировать и осмысливать заголовки произведений, позволили улучшить качествопонимания текста у младших школьников.
Результаты контрольногоэтапа исследования показали значительный рост по всем диагностируемым намиумениям. Проведенный нами эксперимент показал, что умения воспринимать иосмысливать заголовок текста имеют большое значение для понимания учащимися текстапроизведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе были рассмотреныметодические приемы работы с заголовком текста в начальной школе,охарактеризованы особенности понимания текста через осознание заголовка.
В результате проведенного исследованиябыли получены данные, подтверждающие существование связи между уровнем развитияумений воспринимать иосмысливать заголовок текста и пониманием текста художественного произведениямладшими школьниками.
Поставленные задачи были выполнены,цель работы достигнута. Основным в структуре чтения является пониманиепрочитанного. Оно влияет на успешность овладения ребенком учебным материалом,на его усвоение. Одним из основных элементов, помогающих осознанию текста,является заголовок.
Будучи сильной позицией текста,заголовокявляется первым знаком художественного произведения, которыйстоит над и перед основным текстом и берет на себя основную нагрузку выдвиженияна первый план важнейших смыслов текста, выполняя тематизирующую,символизирующую, и оценочную функции.
Мысленная обработка, анализ заголовка– первый шаг к усвоению идеи автора. Сопоставление известного с темой заголовкарождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы и гипотезы.Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которогопроисходит постижение содержания и его главной мысли. Работая над заголовком,дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Таким образом, заголовокдает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.Именно поэтому существует необходимость обучения младших школьников работе сзаголовком художественного произведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Арнольд, И.В. Значение сильнойпозиции для интерпретации художественного текста/И.В. Арнольд//Иностранный языкв школе.– 1978.– №4.– С.60-70.
2.  Бакулина Г.А. Субъективизацияпроцесса обучения русскому языку в начальной школе. – Киров: Изд-во ВГПУ, 2000.– 224 с.
3.  Бахтин М. Проблема текста. Опытфилософского анализа // Вопросы литературы. – 1976. – № 10. – С.122-151.
4.  Брудный А.А. О сознании текста //Мысль и текст: Сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Брудного. – Фрунзе, 1988. – С.3-9.
5.  Будагов Р.А. Поэтика заголовков в«Дон Кихоте» Сервантеса. – М., МГУ, 1984. – С.182-196.
6.  Бунеев Р.Н. Литературное чтение:Учебники для 1-4 классов/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. -М.: Баласс, 2006.
7.  Веселова, Н.А. Заглавиелитературно-художественного текста: онтология и поэти-ка: автореф. дис. …канд. филол. наук / Н. А. Веселова. – Тверь, 1998. – 27 с.
8.  Выготский Л.С.Психология искусства. –М., 1968.
9.  Гальперин И.Р. Интеграция изавершенность текста // Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и языка. – 1980. – Т.39. – №6.
10. Гальперин И.Р.Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.
11. Гетман Л.И.Художественный текст как объект лингвостилистического исследования: Материалы кспециальному и факультативному курсам. –Нежин: НГПИ, 1993.
12. Джанджакова Е.В.О поэтике заглавий // Лингвистика и поэтика / Отв. Ред.В.П. Григорьев. – М.,1979. – С.207-215.
13. Ипполитова Н.А.Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. –1999. – № 5. – С. 16-23.
14. КожевниковаН.А.Слово в тексте. – М., 1986. – С.106-140.
15. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. — М.:Просвещение, 1983. -224 с.
16. Кожина Н.А.Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии// Проблемы структурной лингвистики. 1984. / Под ред. В.П. Григорьева. – М.,1988. – С.167-183.
17. Кожина Н.А.Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология / Автореф.дисс. … канд. филол. наук. – М., 1986. – 22 с.
18. Кожина, Н.А.Способы выражения экспрессии в заглавиях художественных текстов / Н.А. Кожина// Проблемы экспрессивной стилистики. – Ростов н/Д, 1987. – С. 111–116.
19. Кржижановский,С.Д. Заглавие / С.Д. Кржижановский // Литературная энциклопедия. Словарьлитературных терминов. Т. 1. – М.; Л., 1925. – С. 58.
20. Кухаренко В.А.Интерпретация текста. – М., 1988. — 319 с.
21. Лазарева В.Принципы и технология анализа художественного текста на уроках “Литературногочтения”// Начальная школа.- 2003. -№4. – С.5.
22. Ламзина, А.В.Заглавие / А.В. Ламзина // Введение в литературоведение / под ред. Л.В. Чернец.– М., 1999. – С. 94.
23. Лукин Е.Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа: учеб.для филол. спец. вузов. /Е.Лукин, В.А. Лукин. – М.: ОСЬ-89, 1999. – 192 с.
24. Львов М.Р.Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.– 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с.
25. Образовательнаясистема «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Поднаучной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баллас», Издательский дом РАО, 2003. –368 с.
26. Постоловский И.З.,Постоловский В.И. Предвосхищение при чтении: Упражнения для тренировок: [1-5кл.]. / Всесоюзная ассоциация исследователей чтения, Н.-и. лаб. проблемдинамического чтения в школе ООИУУ. – Одесса: Б.и. 1991. – 95 с.
27. Самсонова А.Н.Роль установки в процессе понимания текста (на материале художественноготекста): Дис. …канд. психол. наук.: 19.00.07. – М., 1994. – 233 с.
28. Светловская Н.Н.Методика внеклассного чтения: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1991. – 207 с.
29. Слухай Н.В.Художественный образ в аспекте лингвистики текста. — Симферополь: Крымскоеучебно-педагогическое государственное издательство, 2000. – 84 с
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1. Результатыответов при изучении заголовка басни (констатирующий эксперимент)№ ФИО
1
вопрос
2
вопрос
3
вопрос
4
вопрос
5
вопрос
6
вопрос
7
вопрос
8
вопрос
9
вопрос
Кол-во
баллов Алексеев Егор 1 2 1 1 2 7 Болдырева Катя 1 1 2 1 1 2 8 Васильева Вика 1 2 2 1 2 2 1 10 Волошина Инга 2 2 2 1 2 1 1 2 2 15 Греков Антон 1 1 2 Давыдова Настя 1 2 1 2 1 1 2 10 Дробыш Иван 1 2 1 2 1 1 2 10 Иваненко Руслан 2 2 2 1 2 1 1 2 2 15 Коваленко Ульяна 1 1 1 1 4 Латышев Илья 2 2 2 2 2 2 1 2 2 17 Морозов Денис 1 1 1 1 4 Новикова Аня 2 2 2 2 1 1 2 2 2 16 Проскоков Даниил 1 2 3 Филипчук Кирилл 2 2 1 1 1 1 2 10 Хабарова Лиза 2 2 2 2 1 1 2 2 2 16
Таблица 2 Результатыответов при изучении заголовка рассказа (констатирующий эксперимент)№ ФИО
1
вопрос
2
вопрос
3
вопрос
4
вопрос
5
вопрос
6
вопрос
7
вопрос
Кол-во
баллов Алексеев Егор 2 2 Болдырева Катя 1 2 2 1 6 Васильева Вика 1 2 1 2 1 7 Волошина Инга 2 2 1 1 1 2 2 11 Греков Антон Давыдова Настя 1 2 1 2 1 7 Дробыш Иван 1 2 1 1 2 1 8 Иваненко Руслан 2 2 2 2 2 2 12 Коваленко Ульяна Латышев Илья 2 2 1 1 2 1 9 Морозов Денис 1 1 1 3 Новикова Аня 2 2 2 1 2 1 10 Проскоков Даниил 1 2 3 Филипчук Кирилл 2 2 1 2 1 8 Хабарова Лиза 2 2 2 2 1 2 2 13
 
Протокол 1
Дата обследования: 13.04.10
Фамилия ребенка: Дробыш Иван
Возраст: 8 лет
Ответы при работе с заголовком басни.
1.  «Кукушка и петух» (1 балл)
2.  Крылов (2 балла)
3.  не помню (0 баллов)
4.  Зачем мартышке нужны очки? (1 балл)
5.  О том, как мартышка одевала очки (2балла).
6.  Да, нашел (1 балл)
7.  Глупая мартышка (1 балл)
8.  Тема (2 балла)
9.  затруднился (0 баллов).
Итого: 10 баллов
Ответы при работе с заголовкомрассказа:
1. «Мишкина каша» (1 балл)
2. Дети (2 балла)
3. О том, как дети ели огурцы (0баллов)
4. нет, маленькое название (0 баллов)
5. затруднился (0 баллов)
6.тему(2 балла)
7. «Котька и колхозные огурцы» (2балла)
Итого: 7 баллов
Протокол 2
Дата обследования: 13.04.10
Фамилия ребенка: Коваленко Ульяна
Возраст: 7 лет
Ответы при работе с заголовком басни.
1.  Не вспомнила (0 балл)
2.  Не назвала (0 балла)
3.  не помню (0 баллов)
4.  Для чего мартышке нужны очки? (1балл)
5.  Как мартышка разбила очки (1 балл).
6.  Да, нашла (1 балл)
7.  Мартышкины очки (1 балл)
8.  затруднилась (0 баллов)
9.  затруднилась (0 баллов).
Итого: 4 балла
Ответы при работе с заголовкомрассказа:
Не справилась с вопросами и заданиями
Итого: 0 баллов
Таблица 3 Сводныерезультаты обследования (констатирующий эксперимент)№ Фамилия, имя ребенка
Анализ
заголовка басни,
кол-во баллов
Анализ
заголовка
рассказа,
кол-во баллов
Общее
кол-во баллов Алексеев Егор 7 2 9 Болдырева Катя 8 6 14 Васильева Вика 10 7 17 Волошина Инга 15 11 26 Греков Антон 2 2 Давыдова Настя 10 7 17 Дробыш Иван 10 8 18 Иваненко Руслан 15 12 27 Коваленко Ульяна 4 4 Латышев Илья 17 9 26 Морозов Денис 4 3 7 Новикова Аня 16 10 26 Проскоков Даниил 3 3 6 Филипчук Кирилл 10 8 18 Хабарова Лиза 16 13 26
25-32 балла – высокийуровень развития;
17-24 балла – среднийуровень развития;
0-17 баллов – низкийуровень развития.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задание 1.
Прочитайте рассказ.Выберите заглавие. Соедините его карандашом с текстом рассказа.
Три котенка                 Прогулка            Лягушка,рыба, мышь
В. Сутеев.
Три котенка – черный,серый и белый – увидели мышь… и бросились за ней!
Мышь прыгнула в банку смукой. Котята – за ней! Мышь убежала.
А из банки вылезли трибелых котенка.
Три белых котенка увиделиво дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка прыгнула в старуюсамоварную трубу. Котята за ней!
Лягушка ускакала… а изтрубы вылезли три черных котенка.
Три черных котенкаувидели рыбу… и бросились за ней!
Рыба уплыла, а из водывынырнули три мокрых котенка.
Три мокрых котенка пошлидомой.
По дороге они обсохли истали, как были: черный, серый и белый.
Вопросы:
Кого увидели котята?
Почему котята становилисьто белыми, то черными, то мокрыми?
Что вы думаете об этихкотятах?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание 2.
а) Придумайте заголовок крассказу, пользуясь выработанным способом
Л. Воронкова
Ваня приехал в деревню.
– Пойдём с нами заягодами! – сказали ему ребята.
– А куда?
– В лес.
– А разве у вас в лесумагазин есть?
– Есть! – засмеялисьребята.
Ваня пошёл с ребятами влес. Ребята собирают в траве землянику. А Ваня всё ходит да ищет магазин. И незамечает, что сам ходит по ягодам и топчет их.
б) ответьте на вопрос
1. Почему Ваня не нашёл влесу ягод? Подчеркните слова, которые помогут вам ответить на этот вопрос
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
И. Токмакова «Аля,Кляксич и буква «А»
Задание 3.
Наведи порядок.Расположите части так, чтобы получился связный текст. Для этого установите, чтобыло сначала, затем, в конце. (Наклеить части на прилагаемый выше лист)
(карточки разрезать полиниям)
– Да Кляксич же! –воскликнула буква «А». – Он ссорит буквы друг с другом. Он хочет их всехзаменить своими кляксами. Меня он уже выгнал, и теперь на моём месте стоитжирная клякса – его племянница.
Вдруг прямо на серединустраницы выбежала буква «А». Она размахивала руками и что-то кричала.
–Что с тобой, чтослучилось? – изумилась Аля.
Буква «А» уселась настрочку, вытерла пот со лба и еле выговорила:
– Кляксич!
– Ничего не понимаю! – сказалаАля.
Аля писала письмо маме.Она очень старалась написать хорошо, но буквы не слушались. Они падали,менялись местами, точно они все друг с другом перессорились. Ну, простонаказание!
Читаем
текст
Отвечаем
на вопросы
Читаем и выбираемзаголовок
Проверяем себя
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Таблица 4. Результатыответов при изучении заголовка басни (контрольный эксперимент)№ ФИО
1
вопрос
2
вопрос
3
вопрос
4
вопрос
5
вопрос
6
вопрос
7
вопрос
8
вопрос
9
вопрос
Кол-во
баллов Алексеев Егор 2 2 2 1 2 1 1 2 13 Болдырева Катя 1 2 2 1 2 1 2 2 13 Васильева Вика 1 2 2 1 2 2 1 2 2 15 Волошина Инга 2 2 2 2 2 2 1 2 2 17 Греков Антон 1 2 2 1 1 1 1 2 13 Давыдова Настя 2 2 2 1 2 1 2 2 14 Дробыш Иван 2 2 2 2 1 1 1 2 2 15 Иваненко Руслан 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 Коваленко Ульяна 1 2 1 1 1 1 2 9 Латышев Илья 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 Морозов Денис 1 2 2 1 1 2 9 Новикова Аня 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 Проскоков Даниил 1 2 2 1 6 Филипчук Кирилл 2 2 2 1 1 2 1 2 2 15 Хабарова Лиза 2 2 2 2 1 2 2 2 2 17
Таблица 5. Результатыответов при изучении заголовка рассказа (контрольный эксперимент)№ ФИО
1
вопрос
2
вопрос
3
вопрос
4
вопрос
5
вопрос
6
вопрос
7
вопрос
Кол-во
баллов Алексеев Егор 1 2 1 2 1 7 Болдырева Катя 2 2 1 2 1 8 Васильева Вика 2 2 1 1 2 1 9 Волошина Инга 2 2 1 1 1 2 2 11 Греков Антон 1 2 1 2 1 7 Давыдова Настя 2 2 1 1 2 2 10 Дробыш Иван 2 2 1 1 1 2 2 11 Иваненко Руслан 2 2 2 2 2 2 2 14 Коваленко Ульяна 1 2 1 1 5 Латышев Илья 2 2 2 2 1 2 1 12 Морозов Денис 1 2 1 2 1 7 Новикова Аня 2 2 2 1 1 2 2 12 Проскоков Даниил 1 2 1 1 5 Филипчук Кирилл 2 2 1 2 2 2 11 Хабарова Лиза 2 2 2 2 2 2 2 14
Протокол 3
Дата обследования: 24.05.10
Фамилия ребенка: Дробыш Иван
Возраст: 8 лет
Ответы при работе с заголовком басни.
1.  «Мартышка и очки», «Кукушка и петух»,«Ворона и лисица» (2 балла)
2.  Крылов (2 балла)
3.  басня (2 балла)
4.  Какая была стрекоза? Какой былмуравей? (2 балла)
5.  Чем занимались стрекоза и муравей? (1балла).
6.  Да, нашел (1 балл)
7.  Трудолюбивый муравей и лениваястрекоза (1 балл)
8.  Тема (2 балла)
9.  Пословицей – «Кто не работает, тот неест». (2 балла).
Итого: 15 баллов
Ответы при работе с заголовкомрассказа:
1. «Фантазеры», «Огурцы», «Мишкинакаша» (1 балл)
2. Дети (2 балла)
3. О том, шляпа двигалась, ожила (1баллов)
4. не совсем (1 баллов)
5. 1 фрагмент (Шляпа ожила); 2фрагмент (Борь ба со шляпой); 3 фрагмент (Шаловливый котенок) (1 баллов)
6.тему(2 балла)
7. «Котенок, ожививший шляпу» (2балла)
Итого: 15 баллов
Протокол 4
Дата обследования: 24.05.10
Фамилия ребенка: Коваленко Ульяна
Возраст: 7 лет
Ответы при работе с заголовком басни.
1.  Мартышка и очки (1 балл)
2.  Крылов (2балла)
3.  не помню (0 баллов)
4.  Что делали стрекоза и муравей (1 балл)
5.  Чем занимались стрекоза и муравей (1балл).
6.  Да, нашла (1 балл)
7.  «Стрекоза-лентяйка», «Трудолюбивыймуравей» (2 балл)
8.  затруднилась (0 баллов)
9.  затруднилась (0 баллов).
Итого: 9 баллов
Ответы при работе с заголовкомрассказа:
1.  «Огурцы» (1 балл)
2.  Дети (2 балла)
3.  О живой шляпе (1 балл)
4.  не совпало (0 баллов)
5.  1 фрагмент (Движущаяся шляпа), 2 и 3фрагмент затруднилась назвать (1 балл)
6.  затруднилась ответить (0 баллов)
7.  затруднилась ответить (0 баллов)
Итого: 5 баллов
Таблица 6. Сводныерезультаты обследования (констатирующий эксперимент)№ Фамилия, имя ребенка
Анализ
заголовка басни,
кол-во баллов
Анализ
заголовка
рассказа,
кол-во баллов
Общее
кол-во баллов Алексеев Егор 13 7 20 Болдырева Катя 13 8 21 Васильева Вика 15 9 24 Волошина Инга 17 11 28 Греков Антон 13 7 20 Давыдова Настя 14 10 24 Дробыш Иван 15 11 26 Иваненко Руслан 18 14 32 Коваленко Ульяна 9 5 14 Латышев Илья 18 12 30 Морозов Денис 9 7 16 Новикова Аня 18 12 30 Проскоков Даниил 6 5 11 Филипчук Кирилл 15 11 26 Хабарова Лиза 17 14 31
25-32 балла – высокийуровень развития;
17-24 балла – среднийуровень развития;
0-17 баллов – низкийуровень развития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.