ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОБОЛЬСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА»
КАФЕДРАФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
КУРСОВАЯРАБОТА
Видыдеятельности учащихся при изучении раздела «Культура Средневековой Европы» всредней школе
СТУДЕНТКИ IV КУРСА
ФАКУЛЬТЕТА СЕРВИСА И ТУРИЗМА
ФЕДОРОВОЙ ВЕРЫ ВЛАДИМИРОВНЫ
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
ГАУЧ О.Н.
ТОБОЛЬСК –2009
Содержание
Введение
Глава I.Психолого-педагогические особенности изучения раздела «Культура СредневековойЕвропы» в средней школе
1.1 Деятельность как фактор развития школьников
1.2 Психологические основы деятельности учащихся в процессеобучения
1.3 Анализметодической литературы
Глава II:Изучение культуры Средневековой Европы в школе
2.1 Методические рекомендации
2.2 Методический материал для проведения уроков по разделу«Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Тема курсовой работы посвященапроблеме изучения культуры Средневековой Европы в средней школе.
Данная тема очень актуальна,так как в настоящее время в школах на изучение предмета «Мировая художественнаякультура» уделяется все меньше времени, а это является большой ошибкой.Изучение предмета «Мировая художественная культура» в школе помогаетэстетическому и нравственному воспитанию школьников, развивает их творческихспособности. Учащиеся приобщаются не только к отечественным, но и мировым ценностям,учатся ценить и понимать искусство, быть толерантными.
Объектом исследования является изучениекультуры Средневековой Европы на уроках мировой художественной культуры.
Предмет исследования – разработка видовдеятельности учащихся при изучении культуры Средневековой Европы на урокахмировой художественной культуры.
Целью данной работы является разработкаметодического материала к урокам, посвященным изучению культуры СредневековойЕвропы в средней школе.
Задачи:
1) проанализироватьучебную, художественную, методическую литературу по теме изучение культурыСредневековой Европы в школе;
2) описать формы,методы и приемы работы с учащимися при изучении культуры Средневековой Европы вшколе;
3) выявитьпсихологические особенности младшего подросткового возраста и разработатьприемы методической работы;
4) разработатьметодические рекомендации по теме изучения культуры Средневековой Европы всредней школе;
5) проанализироватьопыт практикующих учителей.
Работа состоит из введения, двухглав, выводов по главам, заключения и списка литературы.
Раздел «Культура СредневековойЕвропы» в методической литературе разработан слабо. Новизна работызаключается в том, что предлагаются конкретные виды деятельности учащихся,приводятся примеры заданий и уроков при изучении раздела. Также приводитсяанализ методической литературы и опыта практикующих учителей.
Практическое применение. Данная тема может быть рассмотренав курсе школьной программы на уроках мировой художественной культуры, истории,истории мировых цивилизаций, литературе, а также при преподавании дисциплинкультурологического цикла в средних профессиональных учреждениях и в вузах(культурология, история культур и цивилизаций, теория культуры).
Глава I. Психолого-педагогические особенности изучения раздела «КультураСредневековой Европы» в средней школе
1.1 Деятельность как фактор развития школьников
Человек как субъект труда, познания иобщения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научноеосвоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новыепотребности, активизирует волю, энергию — все то, что служит строительнымматериалом для развития и становления личности. Как основа здорового бытиядеятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытомсоциальных отношений и общественного поведения [Сластенин, 2002, с. 243].
В процесседеятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека,формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела кформированию запроектированного образа личности, ее нужно организовать иразумно направить.Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. Наоснове морфологического анализа человеческой деятельности, проведенногоМ.С.Каганом, Н.Е.Щурковой предложена обстоятельная классификация развивающихвидов деятельности детей:
— познавательнаядеятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению,развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствуетинтеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;
— трудоваядеятельность, направленная на создание, сохранение, приумножение материальныхценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительноготруда, сочетающего бескорыстную и оплачиваемую работу и тем самым формирующегоуважительное отношение к материальным ценностям как средству существованиячеловека;
— художественнаядеятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном,способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям,стимулирующим художественную самодеятельность школьника;
— спортивнаядеятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу,выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся скультивированием высокой гигиены жизни;
— общественная деятельность, котораясодействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию,приобщает к активному преобразованию действительности;
— ценностно-ориентационная деятельность, направленная на рациональное осмыслениеобщечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностнойпричастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровеньсубъекта формируемых отношений;
— коммуникативнаядеятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобожденоот предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности являетсяобщение с другим человеком как ценностью [Подласый, 1999, с. 340].
Существуют идругие классификации видов деятельности: игровая деятельность, совместнаядеятельность, научная деятельность, речевая деятельность, предметнаядеятельность.
В разныепериоды возрастного развития содержание деятельности школьников и соотношениеее различных видов изменяется. Появление психических новообразованийобусловлено характером ведущего для того или иного возраста вида деятельности.Вместе с тем на всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумномусочетанию всех видов деятельности. Для овладения достижениями человеческойкультуры, отмечал А.Н.Леонтьев, каждое новое поколение должно осуществитьдеятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит за этимидостижениями [Cластенин, 2002, 245].
Все видыдеятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определеннымиразвивающими и воспитательными возможностями. Однако каждая такая деятельностьсодержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующихзнаний, переживаний. Одна деятельность не может заменить другую, а тем более — все остальные. Поэтому при организации педагогического процесса целесообразноиспользовать комплекс деятельностей [Беспалько, 1989, с. 145].
При изучениираздела «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте, понашему мнению, эффективны такие виды деятельности, как: познавательная (учебная),художественная (творческая) и игровая.
Познавательная деятельность выполняетдвоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она являетсяусловием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоениетеоретических знаний. На определенном этапе психического развития (в младшемшкольном возрасте) учебная деятельность играет ведущую роль в формированииличности. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребенка со взрослыми,учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающихпоколений в систему общественных отношений, в открыто коллективнуюдеятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любойколлективной деятельности [Баранов, 1981, с. 205]. Например, на уроке по теме«Особенности культуры Средневековой Европы» для активизации познавательнойдеятельности учащихся необходима постановка проблемного вопроса: Что новогопривнесла культура эпохи средневековья в развитие мировой культуры? Или, как элементсредневековой культуры проявляются в современном обществе? При ответе напоставленные вопросы, у учащихся развивается мышление, аналитическиеспособности.
Творческой деятельностью называетсятакая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта.Детское творчество – это форма активности и самостоятельной деятельностиребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа,экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое длядругих и для себя. В младшем школьном возрасте к указанным видам деятельностиприсоединяется самостоятельная постановка ребенком познавательных иисследовательских задач, формулирование гипотез, самостоятельный поиск ихрешения. Творческая деятельность тесно связана с интеллектуальным и личностнымразвитием детей. Поэтому основными средствами развития творческой деятельностиявляется стимуляция познавательной активности детей, их знакомство с различнымисферами предметного и социального мира, формирование адекватной возрастуведущей деятельности, устойчивых интересов, настойчивости, инициативности,самостоятельности [Болдырев, 1968, с. 97]. При изучении темы «Средневековаяживопись. Искусство витража» можно предложить учащимся нарисовать эскиз витражадля средневекового собора на один из библейских сюжетов. Выполнение этого видазадания требует технической подготовки учителя. Нужны краски, фломастеры,карандаши, кисточки, бумага. В ходе выполнения задания, у учащихся развиваетсявоображение, творческие способности. Такие задания вызывают повышенный интересучащихся.
Игра – наиболее доступный для детейвид деятельности, способ переработки полученных из окружающего миравпечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображенияребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить болеетрудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должныпроводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она даетхорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами,чтением и другими [Беспалько, 1989, с. 125]. Примером игровой деятельностиявляется инсценирование средневекового фарса (Пр. Фарс «О чане») на уроке потеме «Театр и литература Средневековья». Это задание помогает развить уучащихся память и творческие способности. Учащиеся погружаются в атмосферуСредневековья, запоминают особенности театрального искусства СредневековойЕвропы.
Таким образом, мы выделили основные видыдеятельности, подходящие для изучения раздела «Культура Средневековой Европы» вмладшем подростковом возрасте. Познавательная, художественная и игроваядеятельности помогают развить у учащихся память, внимание, мышление, творческиеспособности; помогают вызвать интерес к изучению предмета.
1.2 Психологические основы деятельности учащихся в процессеобучения
В основе характеристики процессаучения лежит идея деятельностного подхода, разработанная в советскойпсихологии. Учение – это система познавательных действий учащихся, направленныхна решение учебно-воспитательных задач [Подласый, 1999, с. 567].
Для человека характерна одновременнос предметной и внутренняя психическая деятельность, осуществляемая с помощьюсловесных, цифровых и других знаков. Эта деятельность ведет к психическомуразвитию личности. Различными знаками и материальными орудиями человек особенноактивно овладевает во время специально организованного обучения. Социальныеотношения людей, проявляемые, в частности, в обучении, ведут к развитию ихвысших психических функций. Теперь принято кратко передавать эту мысль Л.С.Выготскогов виде формулы: «Обучение идет впереди развития» [Бабанский, 1983, с. 145].
Опираясь на учение Л.С.Выготского,советские психологи А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Н.А.Менчинская,П.Я.Гальперин разработали теоретические основы обучения, которые особенноблагоприятно влияют на развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной имотивационной сфер личности, а также обеспечивают ее разностороннее воспитание.Современная педагогическая психология считает, что для каждого возрастногопериода имеется свой, наиболее характерный ведущий вид деятельности: вдошкольном – игра, в младшем школьном – учение, в среднем школьном возрасте –развернутая общественно полезная деятельность во всех ее вариантах (учебная,трудовая, общественно-организационная, художественная, спортивная и др.). Встаршем школьном возрасте ведущей становится особая форма учебной деятельности,которая носит уже более профориентационный и окрашенный самостоятельныминравственными суждениями и оценками характер. Сказанное не означает, что вкаждом возрасте ученик должен заниматься именно ведущим видом деятельности.Важно постоянно развивать все богатство видов деятельности, обеспечивающихвсестороннее развитие личности. Вместе с тем знание ведущих видов деятельностипозволяет педагогам более активно использовать и формировать их в обучении ивоспитании [Баранов, 1981, с. 354].
В подростковом возрасте серьезноизменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройкепсихики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми. В 5 классешкольники переходят к систематическому изучению наук. А это требует от их психическойдеятельности более высокого уровня: глубоких обобщений и доказательств,понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формированияотвлеченных понятий. Ученик начинает играть значительно, большую роль в школе,семье, ему начинают предъявлять более серьезные требования со стороны обществаи коллектива, со стороны взрослых [Беспалько, 1989, с. 217].
Существенные изменения происходят вэмоциональной сфере подростка. Эмоции подростка отличаются большой силой итрудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью в ихпроявлении и вспыльчивостью. С этим связанно неумение сдерживать себя, слабостьюсамоконтроля, резкость в поведении.
Расширение связей с окружающим миром,широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечениятакже часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно –положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учениеудовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретаютдля них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки кбудущей самостоятельной жизни. Таким образом, наиболее существенную роль вформировании положительного отношения подростков к учению играютсодержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемныйи эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательнойдеятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельныхоткрытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыкамисамовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха[Бабанский, 1983, с. 147]. На уроке по теме «Рыцарская культура» связь учебногоматериала с жизнью показывает обсуждение таких проблемных вопросов, как: образрыцаря и образ современного молодого человека, образ прекрасной дамы исовременной девушки. Можно предложить написать сочинение-рассуждение по даннымвопросам. Такие задания помогают сформировать положительное отношение и интереси изучаемой теме.
В процессе обучения совершенствуетсямышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменениехарактера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способностьактивно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокиеобобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности подростка –нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению [Бабанский,1983, с. 147]. При изучении темы «Готика в архитектуре» заданием по развитиюмышления может служить составление схемы «Романский стиль и готика:отличительные черты».
В процессе учения подросток приобретаетспособность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению)предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным ивсесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхностиявлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому материалу– и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия.Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным [Баранов,1981, с. 195]. Необходимо развивать внимательность, наблюдательность. На уроке потеме «Готика в архитектуре» для развития наблюдательности можно предложитьучащимся написать небольшое эссе на тему «Готические постройки Московскогокремля». Эту работу можно провести и в иной форме – в форме постановкипроблемного вопроса: Можно ли согласиться с утверждением, что некоторым башнямМосковского Кремля (Боровицкой, Никольской, Водовзвоздной и Спасской) приданычерты готики?
Существенные изменения в подростковомвозрасте претерпевают память и внимание. Развитие идет по пути усиления ихпроизвольности. Нарастает умение организовывать и контролировать свое внимание,процессы памяти, управлять ими. Память и внимание постепенно приобретаютхарактер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
В подростковом возрасте замечаетсязначительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Умениеорганизовывать мыслительную работу по запоминанию определенного материала,умение использовать специальные способы запоминания развито у подростков вгораздо большей степени, чем у младших школьников [Бабанский, 1983, с. 148]. Приизучении темы «Архитектура Средневековья» для развития памяти можно предложитьученикам выучить отрывок из стихотворения о средневековых городах. Например,О.Э.Мандельштам «Реймс и Кёльн», «Notre Dame».
Изучив психологические особенностиучащихся младшего подросткового возраста, мы пришли к выводу, что основнымвидом деятельности выступает учение. Но нельзя забывать о том, что важнопостоянно использовать все виды деятельности на уроках, сочетать и менять их.Это позволит сконцентрировать внимание учащихся на предмете и вызовет интерес кнему.
1.3 Анализ методической литературы
В методических пособиях, программах, изучениераздела «культура Средневековой Европы» проводится в контексте изучения культурдругих стран. Культура Запада рассматривается в составе Византийской культуры,культуры древней Руси, средневековой культуры Восточных стран.
В некоторых программах, изучениюкультуры Средневековой Европы вообще не уделено должное внимание. Например, впрограмме Л.А.Рапацкой выделяется только одна тема, посвященная европейскомусредневековью: «Средние века – путь к общности европейских художественныхтрадиций». В этой теме рассматривается роль догматов христианской церкви вразвитии искусства европейских стран; уделяется внимание рыцарской культуре,музыке, архитектуре, живописи [Рапацкая, 2006, с. 23]. Минусом данной программыможно назвать и то, что здесь не указано количество часов, отведенных наизучение темы.
Более удобное раскрытие темысодержится в программе Г.И.Даниловой. На изучение темы «культура СредневековойЕвропы» здесь отводиться 7 часов. Из них, на изучение архитектурызападноевропейского средневековья – 2 часа; изобразительного искусства – 2часа; театрального искусства и музыке – 3 часа [Данилова, 2007, с. 130-131]. Мыпредлагаем, по возможности, увеличить количество уроков, отведенных изучениюраздела «Культура Средневековой Европы».
В литературе, в различныхрекомендациях, статьях большое внимание уделяется различным видам деятельностишкольников. Учителя, психологи советуют активно использовать разные видыдеятельности на уроках и во внеурочное время.
В последнее время часто упоминаетсяисследовательская деятельность и особенно метод проектов. Такая формаорганизации учебной деятельности, как проект, дает возможность учащимся увидетьреальную практическую значимость предмета, его взаимосвязи не только с другимишкольными дисциплинами, но и с социумом, во многом определяющим ценностныеориентации школьников [Кочерова, Фоминова, 2003, № 6, с. 41]. Автор проекта помировой художественной культуре должен проявить не только умениеориентироваться в информации по предмету, но и осознание своей сопричастностимировой культуре, воображение, умение синтезировать художественную информацию,способность быть сотворцом произведения и придавать конечному продуктухудожественную форму, адекватную смыслу изучаемого материала.
Очень часто упоминается творческаядеятельность учеников при изучении предмета МХК, ведь именно с ее помощьюразвивается творческий потенциал ребенка, прививается любовь к искусству. Этотвид деятельности способствует развитию у детей эмоционально-образноговосприятия и художественного вкуса.
Запомнилась статья Е.Домашевской«Активизация творческих возможностей учащихся через систему заданий по МХК».Здесь предлагается система заданий, которые являются обобщением практическогоопыта по активизации творческих возможностей учащихся на уроках МХК. Заданиянаправлены не просто на усвоение материала, но и на личностное «присвоение»его, пропускание через собственное «я». Задания рассчитаны на самостоятельнуюработу учащихся с учетом минимализации временных затрат на самоподготовку. Отмечаетсятакая особенность, что в младшем подростковом возрасте учащиеся отказываютсязаниматься творческой деятельностью по заказу. В этом случае помогаетиспользование элементов системы Станиславского – погружение ребенка в«предлагаемые обстоятельства», ролевые игры. Примером здесь может послужитьтакое задание, связанное с Средневековой Европой: ученику предлагается сочинитьстихи, представив себя в образе трубадура, на такие темы как – Любовь (кПрекрасной Даме или Рыцарю), тема рыцарского подвига, пастораль (о природе). Изпрактики отмечается, что такие задания выполняются с удовольствием. Многие дажепытаются сочинить музыку на собственные творения или на стихи своих товарищей.Все это выносится на урок «Литературный концерт» [Домашевская, 2002, №3, с. 66-69].
Анализ методической литературыпоказал, что в настоящее время методика преподавания раздела «КультураСредневековой Европы» разработана слабо. Учителям приходиться создавать своиавторские программы, придумывать свои методики. Многое, конечно, зависит отпрофиля школы и от количества часов.
В процессе обучения учитель используетразличные виды деятельности учащихся. Важно постоянно развивать все богатствовидов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности. Знание видовдеятельности, характерных для младшего подросткового возраста, позволяетпедагогам более активно использовать их в обучении и воспитании. Мы выделилитри вида деятельности, которые, на наш взгляд, наиболее подходят при изучениираздела «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте. К нимотносятся познавательная или учебная, творческая, или художественная и игроваядеятельность. С их помощью у учащихся развивается мышление, память, внимание,наблюдательность, творческие способности. Смена видов деятельности в обучении,помогает вызвать интерес учащихся к предмету, повысить их инициативность изаинтересованность. Мы привели примеры заданий направленных на развитие разныхличностных качеств школьников.
Анализ методической литературыпоказал, что тема изучения культуры Средневековой Европы разработана слабо.Нужно выделить большее количество часов на изучение данной темы, разработатьбольшее количество заданий по разным видам деятельности.
Глава II. Изучение культуры Средневековой Европы в школе
2.1 Методические рекомендации
Цель изучения раздела – знакомствоучащихся с характерными особенностями культуры Средневековой Европы,формирование целостного представления об искусстве и мировоззрениисредневекового человека.
Задачи:
1) познакомитьучащихся с характерными чертами культуры средневековой Европы;
2) развитьтворческое мышление, воображение, память, умение систематизировать и обобщатьматериал;
3) воспитатьэстетическое мировоззрение, уважение к культуре Средневековой Европы.
На изучение данного раздела мыпредлагаем выделить 9 часов. Такое количество часов позволит сформироватьцелостное представление о культуре и в полной мере выполнить предложенныезадачи по развитию и воспитанию учащихся.
Для реализации поставленной целиэффективно использовать различные виды уроков: уроки изучения нового материала,комбинированные уроки, уроки систематизации и обобщения нового материала, урокисовершенствования знаний, умений и навыков и, конечно, уроки проверки и оценкизнаний. Учителю следует помнить, что в средней школе не приемлемы уроки-лекции,так как они, вследствие психологических особенностей младшего подростковоговозраста, не активизируют внимание школьников, и материал в большинстве своемне усваивается.
На уроках могут быть использованысамые различные технические средства обучения. Это карточки с выписаннымитерминами, карты, различные репродукции, мультимедийный проектор, компьютер,магнитофон, видеофильмы, распечатанный текст. Например, на уроке по теме«Романский стиль в архитектуре» могут быть использованы следующие репродукции,фотографии: Вормский собор, Шпейерский собор, Пизанский собор, замок Гервенштайн,Тауэр; схема здания средневекового собора.
Важно использовать различные видыдеятельности на уроках. Они должны быть направлены на развитие речи, мышления,памяти, аналитических способностей, самостоятельной работы, творческой ипознавательной активности, сплочение коллектива. Для этого применяютсяразличные виды работ. Мы предлагаем использовать три основных вида деятельностиучащихся при изучении раздела «Культура Средневековой Европы» — познавательную(учебную), художественную (творческую) и игровую. Особенность видовдеятельности состоит в том, что некоторые задания могут относиться сразу кнескольким видам деятельности. Например, составление таблицы «Античность иСредние века. Сходства и различия», создание словаря «Музыкальная культурасредневековья», написание сказки о жителях средневековой Европы. Такие заданияможно отнести и к познавательным и к творческим видам деятельности. Различныеуроки-игры могут включать в себя все три вида деятельности.
Для изучения раздела «КультураСредневековой Европы» должна использоваться основная и дополнительнаялитература. Ниже приведены примерные списки.
Основная литература:
— Андреева О.И. Мировая художественная культура. Учебник для средних специальныхучебных заведений, лицеев, колледжей, школ, а также всех, кто интересуетсяпроблемами культуры и искусства… – М.: Галерея Юла, 2008.
— Вачьянц А.М. Западноевропейскоесредневековье. МХК Вариации прекрасного.– М.: Айрис-Пресс, 2009, 136 с.
— Зарецкая Д., Смирнова В. ЗападнаяЕвропа и Древний Восток. Учебник по МХК. — М.: Айрис-Пресс, 2008, 304 с.— Караськова О. Мировая ХудожественнаяКультура: Средние века. Возрождение. Учебное пособие. М.: Корона-Принт, 2003,416 с.
— Солодовников Ю.А Мироваяхудожественная культура: Человек в мировой художественной культуре: учебник для6 класса. – М.: Просвещение, 2007, 256 с.— Солодовников Ю.А Мировая художественнаякультура: человек в мировой художественной культуре: учебник для 8 класса – М.:Просвещение, 2008, 256 с.
— Солодовников Ю.А. Мироваяхудожественная культура: человек в мировой художественной культуре: учебник для7 класса. – М.: Просвещение, 2008, 288 с.Дополнительная литература:
— Бойцов М., Шукуров Р. История среднихвеков: Учебник для VII класса среднихучебных заведений. – М.: МИРОС, 1995. – 480 с.— Петкова С.М. Справочник по мировойкультуре и искусству. – Изд. 3-е., доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 507 с.— Миллард Э. История от средних веков до 1914 г. Учеб. пос. для дополнит. образования. — М.: Росмен, 1997, 104 с.— Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.Ч. 1. – 2-е изд., испр./ Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. – 688с.
2.2 Методический материал для проведения уроков по разделу«Культура Средневековой Европы» в младшем подростковом возрасте
I. Художественная (творческая) деятельность
1. При изучении темы«Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся в конце урокапредлагается нарисовать замок, соблюдая все каноны Романского стиля. Свойрисунок нужно представить перед классом и дать ему описание.
2. В качестведомашнего задания после прохождения темы «Романский стиль в архитектуреСредневековой Европы» может выступить сочинение на тему «Мой дом – моякрепость».
3. При изучении темы«Средневековая живопись. Искусство витража» учащимся предлагается сделать эскизвитража для средневекового собора на один из библейских сюжетов. Как примермогут быть использованы следующие репродукции: витраж церкви Сент-Шапель,витраж собора в Шартре, витраж собора Нотр-Дам.
4. При изучении темы«Готика» учащимся предлагается придумать и нарисовать современное здание, но сиспользованием элементов готической архитектуры. Затем нужно охарактеризоватьсвой рисунок и указать на те черты, которые присущи готическому стилю.
5. При изучении темы«Рыцарская культура» учащимся предлагается сочинить стихотворение, поэму илисеренаду на любую тему по выбору: любовь (к прекрасной даме или рыцарю), темарыцарского подвига, пастораль (о природе).
6. Учащимсяпредлагается написать «Сказку о средневековом рыцаре»
7. Составитькроссворд или чайнворд на тему «Художественная культура Средневековой Европы»минимум из 10 слов.
II. Игровая деятельность.
1. Игра «Журналисты».
Учащийся – журналист, его задача датьматериал в любой журнал (в котором он работает), чтобы это было интересноименно данному кругу читателей. В «Караван» — история какой-то личностиСредневековья. В «Домашний очаг» — семейные ценности, тема материнства. В «GEO» — путешествие. Обязательно должнаприсутствовать параллель с нашим временем и непременное оформление статьи вдизайне данного журнала подписью (например: «Иванова Таня, обозреватель отделапутешествий для «Домового»).
2.Учащимся предлагается решить кроссворд«Художественная культура Средневековой Европы». Образец кроссворда смотри«Приложение 1»
Вопросы:
1) название слова греческогопроисхождения и обозначающего таинство, действие, посвященное важному,значительному событию;
2) название вида религиозных представлений,связанные с чудесами;
3) название жанра театральныхпредставлений во время пасхальных и рождественских праздников;
4) как называли бродячих музыкантов;
5) центр средневековой романскойархитектуры;
6) название башни простейшего замка;
7) характерный элемент романскойархитектуры;
8) название стиля возникшего в эпохуВозрождения;
9) название знаменитого итальянскогособора;
10) основной тип архитектурныхпостроек романской эпохи;
11) что пришло на смену фреске визобразительном искусстве готики;
12) название скульптурного декорароманского стиля;
Ответы:
1) Мистерия
2) Миракли
3) Литургический
4) Трубадур
5) Франция
6) Донжон
7) Арка
8) Готический
9) Пизанский
10) Замок
11) Витраж
12) Рельеф
3. «Турнир». Учащимся дома должныподготовить по два вопроса на тему «Художественная культура СредневековойЕвропы». На уроке первый ученик задает вопрос любому сверстнику из класса, тототвечает на вопрос и задает свой вопрос следующему однокласснику. Такимобразом, учащиеся, играя, вспоминают весь изученный материал и закрепляют его.При этом проявляется большая активность и заинтересованность младшихподростков.
4. Урок – аукцион.
Цель – в занимательной формеповторить тему «Культура Средневековой Европы», показать практическоеприменение знаний.
Структура: приветствие, повторениеосновных вопросов темы, «продажа» предметов, музыкальная пауза, продолжение«продажи», музыкальный финал, подведение итогов.
Ход урока:
1) Ведущиерасполагаются за столом, перед ними большой волчок, а вокруг него по кругу разложены«продаваемые» предметы.
2) Ведущий запускаетволчок. Остановившаяся стрелка показывает, какой именно предмет будетпродаваться.
3) Покупатели должнырассказать о предмете с точки зрения изучаемой темы. Ведущий после каждогоответа громко считает «Раз… два… три!» Выигрывает тот, кто до счета «три»быстрее даст ответ.
Такой урок наиболее эффективен в 6 –7 классах.
III. Познавательная (учебная)деятельность.
1. Написать рефератна одну из предложенных тем: «Шедевры французской готики», «Григорианский хорал– музыкальный символ Средневековья», «Театральное искусство Средних веков».
2. Задание на уроке:назовите три термина характеризующих Романский стиль. ( например: арка,укрепления, массивность, проем, храм). Подходит для 5 класса.
3. Составьте кроссвордиз 10 терминов на тему «Достижения музыкальной культуры».
4. При изучении темы«Романский стиль в архитектуре Средневековой Европы» учащимся предлагаетсясоставить схему «Основные типы построек». В схеме нужно обязательно указатьпримеры построек.
5. Учащимсяраздаются средневековые тексты. Прочитав и проанализировав их, а также,воспользовавшись дополнительными источниками, они должны ответить на вопросы(возможен творческий подход учеников):
Из рассказа о возникновении г. Брюгге(IX в.)
После этого для нужд и потребностейобитателей замка начали стекаться к воротам его моста торговцы или продавцыболее ценных вещей, затем лавочники, затем содержатели постоялых дворов дляпрокормления и приюта тех, кто вел торговые дела в присутствии государя,который часто бывал там же, стали строить дома и устраивать гостиницы, гдепомещались те, кто не мог обитать внутри замка. И вошло у них в обычайговорить: «Идем к мосту». Здесь поселение настолько разрослось, что вскореобразовался большой город, который по сию пору в просторечии носит имя моста, — ведь на их наречии «Брюгге» — значит «мост».
Вопрос: Объясните происхождениеназваний городов: Оксфорд (Бычий брод), Франкфурт (Свободный брод), Ньюкасл(Новый замок), Кембридж (Мост через реку Кем), Мюльхаузен (Мельничный дом),Страсбург (Замок на дороге).
Из грамоты Голштинского графа Адольфаоб основании г. Гамбурга (1189)
Мы, Адольф, Божией милостью граф…объявляем всем, что Вирад Бойценбургский получил от нас на наследственном правегород Гамбург, лежащий по реке Эльстер для свободного заселения по праву рынка,чтобы он вместе со своими поселенцами, которых он туда приведет, устроилгавань, годную для посещения разными людьми из окрестных земель…
Сверх того мы желаем, чтобы этипоселенцы были свободны от всяческой пошлины во всех бургах, местечках игородах или каких-либо иных местах, принадлежащих к державе нашей…
Кроме того, все судебные доходы нашимы предоставляем на три года жителям этого бурга (Гамбурга) за исключениемслучаев, грозящих руке или голове (Имеются в виду преступления, наказанием закоторые служит отсечение руки или головы). А по прошествии трех лет все, чтопромыслит себе судом вышеупомянутый Вирад или его преемник, пойдет ему, заисключением дел, грозящих руке и голове, с чего он станет получать третьючасть.
Кроме того, всякую плату за городскиеучастки мы навеки прощаем вышеуказанным жителям.
Дважды в год будет у них ярмарка…сверх торга, который будет совершаться еженедельно в день, о котором последуетнаш указ.
Вопросы: Какие привилегии получили жителиГамбурга и чем они обязаны своим сеньорам? Почему решение о торговых днях вГамбурге настолько существенно, что потребовалось изготовить отдельный указ?
Из древнейшего описания г. Лондона. (XII в.)
На востоке выситься большая и мощнаякоролевская цитадель (Тауэр), внутренний двор и стены которой воздвигнуты наглубоком фундаменте, скрепленном раствором на крови животных. На западенаходятся два хорошо укрепленных замка, а стены города высокие и толстые, ссемью двойными воротами и на севере укреплены через равные промежутки башнями. Подобнымобразом и с юга Лондон был укреплен стенами и башнями, но большая река Темза,изобильная рыбой, своими приливами и отливами незаметно в течение долгоговремени подмыла и разрушила стены. Также на западе над рекой возвышаетсякоролевский дворец – здание несравненное, с крепостным валом и укреплениями; онрасположен в двух милях от города в многолюдном пригороде.
Дома горожан в пригородах повсюдуокружены большими и великолепными садами. На севере также расположены поля,пастбища и живописные луга с бегущими по ним речками, которые с приятнымрокотом приводят в движение мельничные колеса. Невдалеке находиться огромныйлес с густой чащей – убежище диких зверей: оленей, серн, вепрей и туров.Пахотные поля города – не бесплодные пески, но подобны тучным полям Азии…
Около Лондона, в северном пригороде,имеются замечательные источники с целебной, сладкой, прозрачной водой, которыеструятся по светлым камням. Среди них наиболее известны Святой источник,Источник монахов и святого Клемента; их чаще всего посещают школяры и городскаямолодежь, гуляя летними вечерами. Город благоденствует, если имеет доброгогосподина.
Этот город прославлен мужами,оружием, большим числом жителей; так, во время военной угрозы по приказу короля(Стефана) город выставил, как считалось, способных к ратному делу 20 тысячвооруженных всадников и 60 тысяч пехоты. Граждане Лондона по сравнению сжителями других городов выделяются достойными нравами, одеждой, роскошью стола…
Люди различных занятий, продавцыразличных товаров и поденщики всякого рода ежедневно утром занимают свои места,каждый в зависимости от его занятия. На берегу реки в Лондоне, среди винныхлавок, находящихся на кораблях и в погребах, имеется открытая для всеххарчевня. Здесь ежедневно, в зависимости от времени года, можно найти тертые,жареные, вареные кушанья, крупную и мелкую рыбу, грубое мясо для бедных и болееизысканное для богатых, дичь и разную птицу… Какое бы множество воинов илипаломников ни пришло в город или ни собиралось уйти из города, в любой час дняи ночи ни те, ни другие не останутся голодными…
В этом городе купцы всех народов,живущих под небесами и плавающих по морям, рады вести торговлю.
«Золото шлют арабы, специи и ладансабеи,
Оружие – скифы, пальмовое масло из богатыхлесов –
Тучная земля Вавилонии, Нил –драгоценные камни,
Китай – пурпурные ткани, галлы – своивина,
норвеги, руссы – беличьи меха,соболей».
Вопросы: Почему при описании Лондонаглавное внимание уделяется, во-первых, стенам города, его укреплениям, аво-вторых – городским окрестностям? Велик ли Лондон XII в.? Найдите аргументы в пользу того или иного мненияв самом тексте документа. Действительно ли «множество» воинов или паломниковприходили в Лондон и уходили из него?
6. Учащимсяпредлагается создать проект «Художественная культура Средневековой Европы». Постановкапроблемы: каким образом догматы христианской церкви повлияли на развитиехудожественной культуры Средневековой Европы. Идея проекта: собрать материал оевропейском средневековье и представить его с использованием современныхинформационных технологий: создать слайд-шоу по художественной культуре,напечатать журнал «Художественная культура Средневековой Европы». Классделиться на несколько групп, каждая группа отвечает за свое направление:архитектура, музыка, живопись, скульптура, литература и театр. Каждая из группдолжна вычленить наиболее яркое, значимое, характеризующее направление иоформить материал в виде журнальной страницы. Формируемые умения и навыки:организация исследовательско-поисковой работы по отбору и систематизацииматериала, отвечающего на основной вопрос: каким образом догматы христианскойцеркви повлияли на развитие художественной культуры Средневековой Европы,овладение приемами массмедиа при проведении поисковой работы и оформленияжурнала.
Целью изучения раздела «КультураСредневековой Европы» является знакомство учащихся с характерными особенностямикультуры Средневековой Европы, формирование целостного представления обискусстве и мировоззрении средневекового человека. На изучение данного разделамы предлагаем выделить 9 уроков. Такое количество часов позволит сформироватьцелостное представление о культуре и в полной мере выполнить предложенныезадачи по развитию и воспитанию учащихся.
Важно использовать различные видыдеятельности на уроках. Они должны быть направлены на развитие речи, мышления,памяти, аналитических способностей, самостоятельной работы, творческой ипознавательной активности, сплочение коллектива. Для этого применяютсяразличные виды работ. Мы предлагаем обязательно использовать в обучении тривида деятельности, приемлемых для младшего подросткового возраста:познавательная, игровая и творческая. В параграфе «Методический материал дляпроведения уроков по разделу «Культура Средневековой Европы» в младшемподростковом возрасте» мы приводим примеры заданий и уроков, направленных наразвитие этих видов деятельности учащихся.
Заключение
В настоящее время в школах наизучение предмета «Мировая художественная культура» уделяется все меньшевремени, а это является большой ошибкой. Изучение предмета Мироваяхудожественная культура в школе помогает эстетическому и нравственномувоспитанию школьников, развивает их творческих способности. Учащиесяприобщаются не только к отечественным, но и мировым ценностям, учатся ценить ипонимать искусство, быть толерантными. В современном мире нельзя забывать историю и культуру прошлого.Это опыт наших предков, то, что мы должны знать и изучать.
Следует также помнить, что МХК –самый объемный предмет в школе. Перегруженность информацией на уроках невызывает положительной реакции ни у учащихся, ни у самого педагога. Поэтомунеобходимо учитывать возраст и психологические особенности учащихся. Чтобыучащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем еемногообразии, нужно обращаться к тому материалу, который они изучают на урокахобщественно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях поистории, литературе, ИЗО, музыке.
В процессе обучения учительиспользует различные виды деятельности учащихся. Важно постоянно развивать всебогатство видов деятельности, обеспечивающих всестороннее развитие личности.Знание видов деятельности, характерных для младшего подросткового возраста,позволяет педагогам более активно использовать их в обучении и воспитании. Мывыделили три вида деятельности, которые на наш взгляд наиболее подходят приизучении раздела «Культура Средневековой Европы» в младшем подростковомвозрасте. Это познавательная или учебная, игровая и творческая, илихудожественная деятельность. Они помогают развить у учащихся память, внимание,мышление, творческие способности; помогают вызвать интерес к изучению предмета.
В курсовой работе мы выявилипсихологические особенности младшего подросткового возраста, проанализировалиметодическую литературу по теме изучение культуры Средневековой Европы в школеи опыт практикующих учителей. Нами были разработаны методические рекомендациипо теме изучения культуры Средневековой Европы в средней школе, данметодический материал, который поможет учителю в преподавании этих уроков.
Список литературы
1. Александров В.Н.История русского искусства: Краткий справочник школьника [Текст]/ В.Н.Александров.– М.: Харвест, 2004, 736 с.
2. БарановС. П. Принципы обучения [Текст]/С. П. Баранов. — М.: Просвещение, 1981.с.354
3. Березова Л.Многообразие в преподавании мировой художественной культуры [Текст]// Искусствов школе, 2004, №4, с. 6-7.
4. БеспалькоВ. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/В. П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989, с.342.
5. Бойцов М.,Шукуров Р. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений [Текст] / М. Бойцов.– М.: МИРОС, 1995. – 480 с.
6. БолдыревН. И… Педагогика [Текст] /Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 1968.с.147
7. Данилова Г.И.Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл.: учеб. Для общеобразоват. учрежденийгуманитарного профиля [Текст] / Г.И.Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2007. – 333 с.
8. Дмитриева И.А.Краткая история искусств. Вып 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки – 4-е изд., стереотип[Текст] / И.А. Дмитриева. – М.: Искусство, 1985. – 319 с.
9. Домашевская Е.Активизация творческих возможностей учащихся через систему заданий по МХК[Текст] // Искусство в школе, 2002, №3, с. 66-71.
10. Елизврова С.«Веду уроки МХК…» [Текст] // Искусство в школе, 1998, №2, с. 79-80
11. Копылова А.Технология урока искусства [Текст] // Искусство в школе, 2005, №3, с. 8-10.
12. Кочерова Е.,Фоминова М. Исследовательская деятельность учащихся в процессе освоения курсаМХК [Текст] // Искусство в школе. 2003, №6, с. 41-44.
13. Кошмина И.В.Мировая художественная культура: Программа и методические материалы: 6-9 кл[Текст]/ И.В. Кошмина. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 208. – 80с.
14. Медкова Е. Башняи Пирамида (Возможности методов моделирования при изучении МХК) [Текст]//Искусство в школе, 2007, №5, с. 40- 42.
15. Медкова Е.Первообразы как основа развития творческого воображения на уроках искусства[Текст] // Искусство в школе, 2004, №4, с. 63-65.
16. Мировая художественнаякультура: конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (XVII-XVIII вв.)», «Пространственный образ мира и его влияние наискусство Европы (от античности до наших дней)» [Текст]/ сост. И.А. Лескова.-Волгоград: Учитель, 2008. – 86 с.
17. Мун Л. Синтезискусств на уроках МХК [Текст] // Искусство в школе. 2005, №3, с. 67 – 69.
18. Никитина Е.И.Русская речь. Развитие речи. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учреждений – 15-еизд.; стереотип. [Текст] / Никитина Е.И. – М.: Дрофа, 2006, — 157 с.
19. Пархомина Е. Одвух подходах в преподавании МХК [Текст] //Искусство в школе, 2004, №6, с.62-64.
20. Педагогика. Подред. Бабанского Ю.К. [Текст] / Бабанский Ю.К. – М.: Просвещение, 1983, 608 с.
21. ПодласыйИ. П. Педагогика [Текст] /И.П.Подласый — М.: Владос,1999, с.752
22. Программы дляобщеобразоват. шк., гимназий, лицеев. Мировая художественная культура:Факультативный курс: 5-9 кл.; курс для школ и классов гуманитарного профиля.10-11 кл. [ Текст] / сост. Г.И. Данилова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2007, 191 с.
23. Рапацкая Л.А.Мировая художественная культура. Программа курса: 5 – 9 кл.; 10-11 кл. [Текст]/Л. А. Рапацкая. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 95 с.
24. Синчук С. Опринципах преподавания МХК [Текст]// Искусство в школе, 1998, №2, с.52 -55.
25. Сластенин В.А. идр. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.:Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
26. СлободчиковВ. Новое образование — путь к новому сообществу [Текст] // Народное образование. 1998.- № 5.- с. 36
27. СолодовниковаЮ.А., Предтеченская Л.М. Мировая художественная культура: Сборник программ иметодических метериалов: 6-11 кл. [Текст] /Ю.А. Солодовникова. – М.: Гуманит.Изд. Цент ВЛАДОС, 2001. – 272с.
28. Хуторской А.В.Современная дидактика. Учебник для вузов. [Текст] / А.В. Хуторской. – СПб.:Питер, 2001, -544 с.
29. Курова В.Проблема отбора и организации материала в курсе МХК [Текст] // Искусство вшколе, 2000, №4, с. 69-71.30. Миллард Э. История от средних веков до 1914 г. Учеб. пос. для дополнит. образования [Текст] / Э.Миллард — М.: Росмен, 1997, 104 с.31. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. – 2-е изд., испр. [Текст]/ Глав. Ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. –688 с.