--PAGE_BREAK--Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества.(обусловленная любовь)
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.).
Личность должна развиваться свободно, и свобода ее развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности.
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свёртывание прежде установившейся системы интересов ребёнка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым, с другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребёнка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное данный период отличается выходом ребёнка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение, к себе как члену общества.
В результате рассмотренной главы можно сделать следующие выводы:
1. Формирование личности — это процесс освоения специальной сферы общественного опыта. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Второе «рождение» личности (по А.Н. Леонтьеву) приходиться, как раз на подростковый период и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению.
2. Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, всё больше опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности — самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Глава
IV
. Взаимоотношения ребенка со сверстниками.
4.1. Использование рисуночных и других проективных методов для характеристики взаимоотношений ребенка со сверстниками.
При анализе взаимоотношений ребенка с другими людьми (группой, близкими) необходимо учитывать взаимоотношения ребенка с родителями.
В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей.
Одна из наиболее простых по процедуре проведения, но позволяющих получить достаточно информации о личностных особенностях ребенка — методики «Рисунок человека» или «Кинетический рисунок семьи». На основе интерпретации характера прорисовки фигуры человека и отдельных ее частей можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон. При этом необходимо подчеркнуть, что данная методика не позволяет получить исчерпывающего психологического портрета ребенка, и ее результаты должны быть дополнены и уточнены данными других методик.
Инструкция задания методики «Рисунок человека» весьма проста — «нарисуй человека». Ребенок выполняет рисунок простым, твердым карандашом.
После того, как ребенок закончил рисовать, целесообразно попросить его рассказать о нарисованном им «человеке» (специально выделяя интересующую нас сферу общения и взаимоотношений). Можно задавать любые вопросы (при условии, что с ребенком установлен эмоционально близкий контакт) по интересующей проблеме, только они должны быть не прямыми («с кем он дружит?», «у него много друзей?», «он дерется?» и т.п.), а косвенными («как ты думаешь, ...?», «как тебе кажется, ...?» и т.п.). С учетом специфики дошкольников, вопросы лучше также задавать в альтернативной форме: «как ты думаешь, он с кем-нибудь дружит или нет?», как тебе кажется, он любит драться или нет?» и т.п.
Необходимо подчеркнуть, что проективные возможности методики ограничены возрастом детей (ее не целесообразно применять как проективную методику на детях младше 5 лет).
Далее будут рассмотрены интерпретации только тех особенностей рисунка, которые могут быть соотнесены со сферой отношений ребенка со сверстниками и окружающими.
Формирование отношений невозможно вне общения. Выраженность у ребенка потребности в социальных контактах, эмоциональный опыт, полученный в них, и связанные с ними проблемы существенно сказываются на формировании отношения его к другим людям и их отношении к нему.
Все это выявляется в рисунке человека при прорисовке рук. Необходимо еще раз напомнить, что выводы об особенностях ребенка, проявляющихся в общении, могут быть сделаны только как предположение, требующее подтверждении и уточнения.
Если ребенок последними рисует руки, можно предположить, что он боится социальных контактов.
Широко расставленные в сторону руки могут свидетельствовать о потребности в широком круге социальных контактов. Опущенные руки, напротив, — в узком круге общения (данная особенность в изображении рук не характеризует эмоциональную глубину социальных контактов).
Сочетание широко расставленных в сторону рук с преувеличенно большими кистями, как правило, свидетельствует о наличии у ребенка напряженной, но не удовлетворенной потребности в общении, а следовательно, и о неблагополучии его взаимоотношений с окружающими.
Рисунок человека с опущенными руками и хорошо прорисованными кистями интерпретируется как показатель высокой избирательности (но не закрытости) в общении.
Редуцированные кисти рук и их отсутствие свидетельствуют о сниженной практике общения ребенка. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Она может быть очень высокой, но в силу неблагоприятно складывающихся взаимоотношений — подавленной, загнанной внутрь.
Когда рисуют широко расставленные руки без кистей (особенно, если руки очень длинные), можно предположить, что общение ребенка имеет широкий, но формальный и поверхностный характер.
Если кисти рук отсутствуют у человека с опущенными руками, можно сделать предположение, что сниженная потребность в общении сочетается с его эмоциональной бедностью. Такой характер общения связан с нарушениями эмоционального развития ребенка, а не с отрицательным опытом взаимодействия.
Длина рук часто рассматривается как показатель потребности в самостоятельности, автономности: чем длиннее руки, тем больше эта потребность.
Изображение кистей рук в виде кулаков, прорисовка пальцев в виде длинных палочек рассматриваются как признаки агрессивных тенденций (часто эти особенности изображения сочетаются с прорисовкой широко расставленных рук).
Если ребенок штрихует руки или вообще не рисует их, это свидетельствует о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение.
Прорисовка пупка интерпретируется как проявление эгоцентризма. Отметим, что эгоцентризм рассматривается как возрастная особенность дошкольников, но в данном случае можно предположить, что эгоцентризм имеет характер личностной особенности и связан с эгоистичной направленностью личности.
Профильное изображение головы или изображение человека со спины рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Это своеобразная защита от негативных переживаний, связанных с возникающими в общении трудностями, а не сниженная потребность в общении.
Изображение линии земли — показатель чувства тревоги, неуверенности ребенка, отражающего его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (задача исследователя — определить, какие именно взаимоотношения, в семье или группе, являются причиной такой тревоги).
Иногда, когда общение ребенка сужено в результате неуверенности в себе, рисунок человека выполняется в виде «портрета» или ограничивается иными рамками (например, окном).
Результаты анализа сферы взаимоотношений ребенка с другими также целесообразно сопоставить с данными о характере его эмоционального фона.
При обследовании сферы взаимоотношений с помощью методики «Рисунок человека» можно воспользоваться и ее возможностями выявлять такие общие тенденции в личностном развитии, как демонстративность, тревожность, агрессивность.
Демонстративность.Как правило, демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. Однако у таких детей могут возникать проблемы (как в семье, так и в группе) из-за их повышенной потребности во внимании.
Если результаты выполнения заданий проективных методик показывают на наличие у ребенка проблем, конфликтов, связанных с общением, на сниженный эмоциональный фон и т.д., можно предположить, что потребность во внимании не удовлетворяется в полной мере и, следовательно, взаимоотношения с другими не столь благополучны.
О демонстративных тенденциях ребенка в первую очередь свидетельствует степень декорированности фигуры человека (пышность платья, корона и т.п. — в рисунках девочек; множество разнообразных, необычной формы карманов, нашивок, декорированных или необычных шляп и т.п. — в рисунках мальчиков). О демонстративности свидетельствует и необычность, нестандартность изображаемых персонажей (феи, русалки, клоуны, шерифы и т.п. ). Часто эти дети не очень хорошо рисуют.
На демонстративность может указывать и размер фигуры. Рисунок бывает порой настолько крупным, что ребенку не хватает места для его завершения.
Собственно демонстративные тенденции, проявляющиеся в рассмотренных выше особенностях рисунка, следует отличать от проявлений демонстративности по типу «бегства в воображение». Дети с таким видом демонстративности менее благополучны в общении и взаимоотношениях. Испытывая потребность во внимании, они не могут полностью ее реализовать в силу присущей им тревожности, что еще более усугубляет тревожный компонент в структуре их личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план.
Компенсируя испытываемый ими недостаток внимания, такие дети иногда лгут, что вызывает к ним отрицательное отношение со стороны детей (особенно если такая черта характера отрицательно оценивается воспитателями) а также создает напряженность в отношении с родителями.
Рисуя человека, дети с таким видом демонстративности компенсируют свое чувство неуверенности, как правило, за счет изображения себя в виде принцессы или других необычных персонажей, за счет украшения своего образа. Но в том случае декорированность рисунка носит более сдержанный характер, в нем встречаются показатели, свидетельствующие о неблагополучном личностном развитии, в частности показатели тревожности.
Одна из отличительных особенностей демонстративности как личностной черты от демонстративности, носящей компенсаторный характер, — прорисовка ног. В первом случае изображение их не нарушено. Если, например, демонстративная девочка рисует принцессу даже в длинном платье, то она как правило, нарисует и выглядывающие из-под него нарядные туфельки. При компенсаторной демонстративности ноги либо вообще отсутствуют, либо рисуются с нарушением пропорций — чаще всего они чрезмерно длинные. Если рисуется обувь, то она не декорирована и иногда имеет весьма внушительные размеры, как будто призвана придать значимость, весомость всей фигуре человека.
Тревожность. Тревожные дети, если у них хорошо развиты игровые навыки, могут не пользоваться всеобщим признанием в группе (конечно же, бывают и исключения), но и не оказываются в изоляции. Как правило, тревожность таких детей связана с нарушениями в семейных взаимоотношениях. Неуверенность тревожного ребенка, стремление других детей доминировать над ним могут приводить к еще большему снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению неуверенности.
В «Рисунке человека» на тревожность указывают в первую очередь особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к экспериментатору за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает, и т.п. Нажим на карандаш (о нем судят по продавленности листа бумаги) у такого ребенка, как правило, очень силен (если тревожность не сочетается с крайне сниженным эмоциональным настроением ребенка). О крайней степени тревожности свидетельствует «тревожная линия» (ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами). Тревожный ребенок имеет тенденцию исправлять рисунок (при этом исправления не приводят к улучшению).
Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень размашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности.
О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер, особенно если глаза зачернены (что говорит уже о наличии страхов у ребенка).
Характерная особенность тревожного ребенка — преувеличенное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решаясь закончить рисунок либо оттягивая момент рисования наиболее нагрузочных для него деталей (например, рук). Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц.
Только в том случае, если наблюдается большинство из перечисленных особенностей в процессе рисования, можно говорить, что ребенок склонен тревожиться по любому поводу, что тревожность — глобальная черта его личности. Если ггроявляются лишь некоторые особенности, то, скорее всего, это ситуативная реакция на обследование или эпизодические проявления тревожности, связанные с неуверенностью ребенка в отдельных, например рисовальных, способностях.
Агрессивность. Стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов (в дошкольном возрасте только начинается процесс социализации агрессивных реакций, трансформации их в формы вербальной агрессии), как правило, является причиной трудностей в общении, которые возникают у агрессивных детей. Такие дети часто оказываются в изоляции (с ними никто не хочет дружить, большинство детей испытывают по отношению к ним негативные эмоции и отрицательно их оценивают), что провоцирует их на новые агрессивные реакции.
В рисунке человека о наличии у ребенка агрессивных тенденций могут свидетельствовать преувеличенные кулаки, длинные растопыренные пальцы, военная тематика, наличие в руках у человека различных средств нападения (пистолет, палка, камень и т.п.). На наличие вербальных форм агрессии, как правило, указывают подчеркнутая прорисовка рта, изображение его приоткрытым.
О скрытых формах агрессивности, которые по тем или иным причинам не приводятся в действие, может свидетельствовать подчеркнутая военизированность одежды (погоны, фуражка и т.п.) без прорисовки средств нападения — в рисунках мальчиков. У девочек такие формы агрессивности могут проявляться в рисовании фигуры мальчика (если это не связано с иными нарушениями в развитии личности, Подавленная агрессия может проявляться и в спонтанных высказываниях по ходу рисования.
Необходимо различать прямую (как стиль взаимодействия) и защитную форму агрессивности. К сожалению, методика «Рисунок человека» не всегда дает возможность с достаточной степенью определенности развести эти виды (с этой целью можно обратиться к наблюдениям за поведением детей). Косвенными признаками защитной агрессивности могут послужить: размер фигуры человека — если рисуется маленький человек с огромными кулаками, большой палкой и т.п.; характер линии — наличие «тревожной линии»; сюжет рисунка — рисуется танк или иное техническое военное средстве, внутри которого сидит человек. Иногда защитная агрессия сочетается со страхом перед агрессией, и тогда в рисунке кулаки или средства нападения заштрихованы либо нарисованы за спиной человека. Для уточнения, какая форма агрессивности наблюдается в конкретном случае, после завершения рисунка можно спросить ребенка, для чего у человека такие кулаки, пистолет и т.д., в каких случаях он их применяет.
Так как рисунок человека дает только общие указания на неблагополучие и конфликтность сферы общения и взаимоотношений, то для решения вопроса о том, связаны ли они с отношениями ребенка и сверстников либо обусловлены преимущественно нарушением семейных взаимоотношений, испытуемому можно предложить выполнить «Рисунок семьи». Данная методика позволяет отчасти проследить истоки его стиля личностного взаимодействия.
Существует несколько модификаций методики «Кинетический рисунок семьи». Рассмотрим ее первоначальный вариант. Дается инструкция: «Нарисуй свою семью». Рисунок также выполняется простым карандашом.
Наиболее достоверными считаются такие особенности рисунка семьи: расстояние между отдельными членами семьи, последовательность их изображения, состав нарисованной семьи, отличия изображений членов семьи по величине.
Если в рисунке семьи руки каждого (или одного) члена семьи неодинаковы, то можно предположить, что особенности характеризуют стиль общения конкретных членов семьи (в данном случае эти особенности интерпретируются так же, как и в рисунке человека). Целесообразно сравнить прорисовку рук в рисунках человека и семьи, т.е. сопоставить стиль общения родителей и ребенка.
В процессе выполнения задания ребенком рекомендуется обращать внимание на паузы, возвращении к уже нарисованным деталям, чрезмерное штрихование исправления, чрезмерное штрихование, спонтанные высказывания.
Расстояние между фигурами отражает реальную эмоциональную дистанцированность каждого члена семьи по отношению к ребенку, друг к другу (с точки зрения самого ребенка).
Барьеры (члены семьи изображаются разъединенными различными предметами) свидетельствуют об эмоциональной разобщенности, о конфликтности семейных отношений.
Порядок изображения. Наиболее информативно то, кого из членов семьи ребенок изображает первым. Как правило, это либо наиболее эмоционально значимый член семьи, либо тот член семьи, которого ребенок боится, но почитает.
Уточнить, с каким эмоциональным отношением связано изображение первым того или иного члена семьи, позволяет анализ рисунка в целом.
Если ребенок рисует себя в непосредственной близи с изображенным первым членом семьи, который при этом тщательно прорисован, декорирован, можно предположить, что именно к нему ребенок наиболее привязан. В том случае, когда ребенок рисует себя в отдалении от первого изображенного члена семьи, нарисованного к тому же схематично или редуцированно, вообще не рисует себя или изображает последним, то, скорее всего, с этим членом семьи у него связаны наиболее отрицательные эмоции, на которых он сознательно или бессознательно акцентирует свое внимание.
Если первым ребенок изображает себя, скорее всего, он воспринимает себя как центр внимания, считает главным в семье. При такой ситуации его собственное изображение значительно отличается от других по степени детализированности, тщательности прорисовки, декорированности. В других случаях — если в рисунке есть показатели личностного неблагополучия ребенка — необходимо уточнить, не выполняет ли такое изображение функцию компенсации.
Изображение первыми различных предметов, а не людей рассматривается как уход, защита от неприятного задания. Это свидетельствует о неблагополучии в семейной ситуации или о недостаточном доверии ребенка к экспериментатору. Если последней рисуется фигура матери, то чаще всего это говорит о негативном отношении ребенка к ней. Изображение последними других членов семьи не интерпретируется как показатель таких отношений.
Состав семьи. Изображение всей семьи рассматривается как один из показателей благоприятной семейной ситуации, но может свидетельствовать о ней только в сочетании с другими показателями ненарушенных семейных отношений. Присутствие в рисунке не проживающих в семье взрослых (как правило, бабушка или дедушка) может свидетельствовать о неудовлетворенности ребенка семейными отношениями, об их конфликтности.
Изображение не входящих в семью детей рассматривается как проявление чувства одиночества в семье, недостатка внимания.
Включение в рисунок не живущих в доме животных (как правило, пушистых и мягких) интерпретируется так же, как и расширение семьи за счет других детей. С той только разницей, что здесь можно предположить у ребенка выраженную потребность в более теплых эмоциональных отношениях, тогда как включение в рисунок детей свидетельствует, скорее всего, о потребности в общении на равных.
Отсутствие изображения какого-нибудь члена семьи (или редуцированное его изображение) может быть связано с негативными эмоциями по отношению к нему, конфликтными отношениями ребенка с ним. Часто в рисунке отсутствуют братья и сестры, что связано с конкурентностью в отношениях с ними.
Если отсутствует изображение самого ребенка, это указывает на эмоциональное неприятие ребенка в семье, чувство отверженности у него.
Так же интерпретируется отсутствие изображения членов семьи (ребенок рисует себя одного или с кем-нибудь другим, не входящим в семью). Эти варианты различаются отношением ребенка к такому отвержению. В случае отсутствия изображения ребенка можно предположить, что он чувствует свою вину за то, что не принимается членами семьи. В другом случае ребенок обвиняет семью, что приводит к весьма драматичной ситуации: ребенок и злится, и обижается на своих родителей, и любит их (часто такая противоречивость эмоций находит выход в агрессивных тенденциях, негативной демонстративности).
Изображение различных фигур на разных сторонах листа или на разных листах рассматривается как показатель враждебности между «разъединенными» членами семьи. Отказ рисовать семью ( при условии хорошего контакта экспериментатора с ребенком свидетельствует о чрезмерном эмоциональном напряжении ребенка в связи с семейной ситуацией, тенденции к вытеснению этих ощущений.
продолжение
--PAGE_BREAK--