Реферат по предмету "Педагогика"


Взаимодействие социальной работы и педагогики

Социальная работа и педагогика: пути обеспечения эффективноговзаимодействия
Одним из центральных вопросов социальной педагогики являетсявопрос о ее соотношении с нормами и методами социальной работы. Одниисследователи фактически отождествляют эти понятия, считая социальную педагогикуодним из направлений социальной работы, другие, наоборот, считают ихразновидностью социокультурной и социально-политической деятельности, относясоциальную педагогику к первому виду деятельности, а социальную работу – ковторому.
Отношение к культуре является основным водоразделом междусоциальной педагогикой и социальной работой. Социокультурная практика – важнейшеесодержание социальной педагогики. Социальная работа – особый виддеятельности, объектом которого являются люди, нуждающиеся в постороннейпомощи. Человек рассматривается здесь как бы вне культуры, как некоебиосоциальное существо, причем акцент делается на субстанциональных,материальных, а не на духовных условиях его существования. В качестве основныхнаправлений социальной работы выступают:
1. медико-социальныеосновы здоровья;
2. физическаякультура как общественное явление;
3. семьякак объект социальной работы;
4. социальнаяработа в сфере занятости;
5. социальнаязащита детства;
6. социальнаязащита интересов женщин;
7. социальнаязабота о трудоустройстве и быте инвалидов;
8. социальнаяработа с пожилыми людьми;
9. проблемабездомности;
10. социальнаяработа с молодежью;
11. нормализацияотношений между социально-этническими общностями;
12. миграция;
13. девиантноеповедение;
14. повышениежизненного уровня малообеспеченных групп населения;
15. бытовоеобслуживание малообеспеченных граждан.
Предметом исследования социальной работы являются отнюдь непедагогические проблемы. Педагогика, наряду с социологией, политологией,психологией, теорией государства и права, теорией коммуникации, выступает вкачестве метода или педагогических основ решения того или иного вопроса илипроблемы. Социальная работа в социально-педагогической деятельности являетсясредством и методом, а не основной целью. В отдельных случаях, например вработе с семьей, молодежью и детьми, подростками с девиантным поведением,объекты социальной работы и социально-педагогической деятельности совпадают,хотя предметы их исследования различны. Социального педагога интересует, преждевсего, воспитательный потенциал семьи, ее ценности и нормы поведения. Всеостальное рассматривается как факторы, благоприятствующие воспитательнойдеятельности. Точно так же девиантное поведение интересует социальногоработника как социальная, а не педагогическая проблема, в то время как дляпедагога определяющее значение имеют духовные факторы становления и развитияличности как субъекта деятельности, субъекта творчества. Его интересует, преждевсего, в силу каких обстоятельств подросток усваивает ценности преступного мираи идентифицирует себя с социальными группами, игнорирующими общесоциальныенормы.
Целью деятельности социального педагога является созданиеблагоприятных условий для личностного развития человека. Однако на практике вэтом развитии трудно провести различие между физическими, социальными,духовно-нравственными и интеллектуальными аспектами. Создавая соответствующиеусловия жизнедеятельности личности, социальный работник по существуспособствует решению и сугубо педагогических проблем. И наоборот, решениепедагогических проблем становится основной предпосылкой решения другихсоциальных проблем.
Многое зависит здесь и от характера образа жизни людей в той илииной стране или поселении, проводимой политики, степени урбанизации и индустриализации.Там, где ставка делается на общецивилизационное развитие, различие междусоциальной педагогикой и социальной работой минимальное. В тех же странах, гдевнимание фокусируется на специфике национальной культуры, особенностях образажизни населения, различия между социально-педагогической деятельностью исоциальной работой возрастают. Помощь детям как социально незащищенной группенаселения рассматривается лишь как предпосылка духовного развития личности,решения ею проблем жизненного самоопределения, профилактики девиантногоповедения и т.д.
По существу же это две различные стороны единого процесса, каждаяиз которой становится преобладающей или второстепенной в зависимости отособенностей культуры и образа жизни той страны, в которой он развивается. Там,где в отношениях между людьми преобладает социокультурная норма и традиция,утверждается социальная педагогика как разновидность социокультурнойдеятельности. Там, где отношения регулируются в основном правовой нормой иидеологией, получает развитие социальная работа как норма выражениясоответствующей социальной политики и способ ее практической реализации.Например, в Великобритании социальная работа имеет давние традиции своегостановления, хорошо отработанную структурную организацию и, что особенно важно,единый центр координации – Центральный совет обучения и подготовки патронажныхработников. То же самое можно сказать о США, Германии и других странах. Однаков Германии еще со времен Гердера и Наторпа сформировалось представление осоциальной педагогике как науке о воспитательном эффекте любых форм социальноговзаимодействия и подготовки к жизни в обществе. Поэтому главная задачасоциальной педагогики в этой стране видится в отражении социального опытажизнедеятельности личности, его позитивных и негативных воздействий на сознаниелюдей, развитии социального творчества населения в целом и молодежи вчастности, демократизации культуры и мышления, гуманизации отношений,приобретении навыков и умений взаимодействовать с людьми с различныммировоззрением и различными национальными группами. При этом нередко делаютсяссылки на высказывание великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого,согласно которому нет проблем как воспитывать, есть только один вопрос, какжить детям и взрослым вместе.
Сторонники свободного воспитания в отечественной социальнойпедагогике считают, что базовую основу профессиональной компетентности любогосоциального работника составляют этические, нравственные,психолого-педагогические характеристики. Подобные убеждения вытекают и изпрогрессивных отечественных традиций педагогики среды конца XIX – начала XX вв., идей,получивших свое дальнейшее развитие в социально-педагогической практике.Разделение всей сферы деятельности социальных служб на социально-педагогическуюи социальную работу они считают сегодня устаревшим и неправомерным. Между этимидефинициями, согласно их точке зрения, существует другая зависимость.Общепризнанность определяющей роли психолого-педагогической обеспеченностисоциальной работы как профессии в целом, так и конкретного социальногоработника в частности предполагает, во-первых, непременное наличие вформирующейся системе социальных служб, в социальной работе как единойпрофессии – базовой интегративной основы, социально-педагогического фундамента(носителем функций которого выступает социальный педагог) и, во-вторых,развитие социально-педагогической науки, которое как бы «очеловечивает»,педагогизирует социальную работу. В данном случае преобладаетестественнонаучный образ мышления, рассмотрение психологии человека черезпризму отражательных возможностей его мозга, а не через призму существующихкультурных алгоритмов, имеющих искусственную природу, но тем не менее способныхпорождать определенную социальную психологию: религиозную, нравственную, общиннуюи т.д. В основе этой психологии лежит соответствующая культурная норма, а неособенности мышления, памяти, воли, восприятия и ощущения человека. Такойподход предполагает, с одной стороны, опору на интегративную целостнуюконцепцию человека, ориентирующуюся на установление междисциплинарных связеймежду науками, изучающими человека, а с другой – на осмысление социокультурнойприроды этих взаимосвязей, поддерживаемых и закрепляемых традицией, спецификойобраза жизни и деятельности и находящих отражение в самой сущности человека,особенностях его личности. Считается, что воспитание, политика, идеология имораль, государство и общественность связаны в единое целое, и это целоеисследуют социальные работники. Тесная связь с жизнью, изучением конкретногоопыта социальной работы, его глубокое осмысление и теоретическое обобщениеявляется непременным условием работы социального работника и соответствующихсоциальных служб, основной задачей которых является совершенствование путей,средств и методов решения вопросов социальной политики государства.
Однако социальная политика государства и социальные проблемыотдельной личности, связанные с ее социализацией и индивидуализацией, жизненнымсамоопределением и т.д., далеко не всегда решаются в одной плоскости. Нередкоотношения между ними носят конфликтный характер, при этом сам конфликт иногдаобретает форму антагонистического, а антагонизм отношений не всегда можноподвести под категорию осуждаемого всем обществом девиантного поведения.Государство далеко не всегда выражает интересы всего общества более полно, чемотдельно взятая личность. Социальная работа может осуществляться с позиции какличности (обретает формы благотворительной опеки, милосердия, гуманизма и т.д.),так и интересов государства (прибегает к различным формам насилия, манипуляциисознанием, идеологического и психологического диктата). Социальнаясправедливость при этом может обретать совершенно различное содержание взависимости от позиции каждой из сторон. К тому же социальная работа охватываетвсе формы жизнедеятельности человека, в то время как социальная педагогикаориентирована лишь на развитие личности и индивидуальности человека, егосознания и самосознания, коллективных и индивидуальных бессознательныхустановок. Социально-педагогические проблемы всегда предстают как проблемыличности, а не государства или гражданского общества. Интересы клиента здесьпревыше всего, а их оценка считается правомерной лишь с позицииобщечеловеческих ценностей. Социально-педагогическая деятельность при этом – необходимоеусловие гуманизации социальной работы.
В большинстве стран Европы и Америки, Азии и Африки социальнаяработа как личностная служба помощи людям развивается уже не один десяток лет.Фактически она родилась еще в конце XIX – начале XX в. и имеет глубокиеисторические корни. В России, Беларуси и Украине, например, она имеет глубокиетрадиции милосердия и общественного духа, сотрудничества, социальной заботы,взаимопомощи, фактически распределяясь между воспитателями и практическимипсихологами, работниками культуры, здравоохранения и спорта, органамисоциального обеспечения и охраны порядка, различными общественнымиорганизациями и формированиями. Здесь она в большей мере развивалась как быизнутри, неофициально, снизу, непосредственно на местах, где формировались исовершенствовались различные модели социальной защиты людей, формы и методыпрактической социальной работы, проводились научные исследования в этойобласти, и таким образом закладывались теоретические основы этой специфическойобласти научного знания и социальной работы как самостоятельной профессии.Необходимость в этой профессии диктуется тем, что на каждом историческом этапесоциально-экономического и духовного развития общества его системообразующиеструктуры – территориально-экономическая целостность, духовная общность исоциальная политика – находятся, как правило, в относительно динамическомравновесии. Нарушение этой гармонии на нынешнем переходном этапе сопровождаетсясущественными противоречиями и изменениями в различных сферах микро- и макросоциума.Ослабить эти противоречия, помочь преодолеть кризисные явления в духовной жизниобщества, семьи, отдельного человека и призваны различные формы социальнойработы, в том числе и социально-педагогической.
Однако включение социально-педагогических методов в структурусоциальной работы с населением вовсе не означает отождествление профессиисоциального работника и социального педагога. Тем более это не может бытьдостаточным основанием для отождествления социальной работы и социальнойпедагогики как двух самостоятельных наук, имеющих различный предмет своегоисследования и свои специфические закономерности. Совершенно очевидно, чтосоциальная работа является весьма многопрофильной и далеко не исчерпываетсясоциально-педагогической деятельностью и методологическим обеспечением состороны педагогической науки. Она опирается на свои собственные разработки.Предметом исследования социальной работы как науки являются социальныепроцессы, закономерности и тенденции их развития под влиянием психолого-педагогических,социально-педагогических, экологических, экономических,организационно-управленческих, медико-социальных и других факторов. Предметомже исследования социальной педагогики являются, прежде всего, процессыобразования и воспитания, социального познания и социального поведения,социального развития личности. Все, что выходит за рамки этих областейдействительности, не может считаться предметом педагогической науки.
Социально-педагогическая специализация предполагает акцентированиевнимания на социокультурной деятельности, процессах становления и развитияличности как субъекта культуры, политики, экономики, познания. Социальнаяработа – это, прежде всего работа по обеспечению нормальных условийжизнедеятельности личности. Личность в большей мере рассматривается как объектматериальной и духовной культуры. Проблемы социализации, или включения вкультуру, здесь играют гораздо большую роль, чем проблемы индивидуализации,становления и развития свободы самовыражения личности, превращения ее вактивного субъекта познания, политики, культуры.
Фактическое смешение функций социального педагога и социальногоработника в российской и белорусской социально-педагогической практикеобщеобразовательных и других школ произошло в связи со стремлением превратитьшколу в центр социальной работы микрорайона. Этому во многом способствовалообобщение и распространение опыта временного научно-исследовательскогоколлектива «Школа – микрорайон» на базе лаборатории взаимодействия семьи, школыи общественности в воспитании учащихся по месту жительства Институтаобщепедагогических исследований РАО под руководством В.Г. Бочаровой.
В Республике Беларусь экспериментальная проверка эффективностиэтого опыта была осуществлена на базе общеобразовательной школы №16 г. Бобруйскаи Дулебской неполной средней школы Березинского района Минской области. Здесьшкола была превращена в своеобразный центр регулирования социальной жизни нетолько своей деревни, но и целого сельского микрорайона на уровне сельскогосовета. Исходным пунктом деятельности этого центра явилась ориентация нанепосредственный характер процесса формирования и развития личности врезультате ее постоянного общения с близким окружением. Педагогизациясоциальной среды стала рассматриваться как важнейшая проблема социальной педагогики,а социализация личности – как предмет социальной педагогики. Тем самымпроизошло фактическое отождествление социальной педагогики и социальной работы.
В эксперименте участвовали семейный социальный педагог,организатор свободного времени, социальный педагог личностного уровня,социальный психолог, социальный воспитатель, социальный педагог-организаторработы с одаренными детьми дошкольного возраста, социальный врач-педагог,социальный педагог культурного досуга, социальный дворовый педагог, социальныйпедагог профессиональной ориентации и социальной адаптации, социальный педагогпо предупреждению правонарушений несовершеннолетними и ряд социальных педагогови социальных работников другой направленности.
Исходя из представлений о социальной педагогике как профессииработы в социуме, внимание было сосредоточено на всех аспектах и направленияхсоциальной работы. В школе были созданы кабинет социального педагога,товарищество общественных помощников школы, служба социальной помощи населению,культурно-оздоровительный и информационно-правовой центры, комната доверия.Школа тем самым была превращена в своеобразный центр регулирования социальнойжизни не только своей деревни, но и целого сельского микрорайона на уровнесельского совета. Исходным пунктом деятельности этого центра явилась егоориентация на непрерывный характер процесса формирования и развития личности врезультате ее постоянного общения с ближайшим окружением. Учитывалось также,что общение в различных сферах микросоциума – это не только межличностноевоздействие, но и определенная система социокультурных отношений. Основнымисточником развития культуры и преобразования общественных отношенийпровозглашался сам человек. Не производственные отношения сами по себе, неэкономический базис и идеологическая надстройка, не культурные традиции и неособенности социальной среды определяют взаимодействие личности исоциокультурной среды ее жизнедеятельности, а уровень социокультурного развитиясамого человека, структура его потребностей и интересов, ценностных ориентации,убеждений, жизненных принципов и т.д., позволяющих осуществлятьнационально-этническое, социально-политическое, экономическое и иные видысамоопределения. Поэтому прежде всего школьников необходимо было включить внепосредственный процесс этой жизнедеятельности: личность в среде, личность вситуации, личность в семье.
С этой целью проводилась диагностика и коррекция индивида безотрыва от привычной традиционной среды. В основу социально-педагогическойдеятельности был положен принцип не делать ничего за самих детей, не развлекатьи не веселить пассивную личность, которая наблюдает за деятельностьюсоциального педагога, не навязывать свои суждения, а помочь ей найти себя,развить свои способности, организовать деятельность для души и по душе, помочьсохранить свою честь несмотря ни на какие трудности и политические колебания.
В функции школьного социального педагога были вменены организациятой или иной деятельности личности, адаптация к социальной среде, помощь вовзаимодействии с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными,правовыми учреждениями, включение человека в совместную деятельность,совместную работу, в различные социальные институты. Для реализации этихфункций был использован весь арсенал защиты прав и интересов клиентов,помогающий им строить отношения с другими людьми и учреждениями. Социальныйпедагог в соответствии с имеющимся опытом Дулебской школы организовывалсоциальную работу в микросоциуме, осуществлял социальную диагностику,обеспечивал непрерывную связь учебного процесса и послеурочной деятельности,организовывая изучение народного творчества, истории родного края, охрануприроды, труд в сельском хозяйстве и т.д., опираясь при этом на помощьтоварищества общественных помощников школы. Он же направлял и работу социальнойпомощи населению. Для ее осуществления были созданы информационно-правовойпункт, служба доверия, семейный клуб, детские инновационные объединения впомощь населению и служба помощи населению. Одной из форм работы были выезды вдругие деревни.
Социальный педагог по условиям данного эксперимента выступал и вкачестве организатора детского свободного времени. Вначале он изучал запросыребят, определял наиболее необходимые мероприятия, затем готовился к ихосуществлению. Особое внимание уделялось при этом играм, отдыху, товарищескимсоревнованиям.
Такой расширительный подход к работе социального педагога имееткак свои достоинства, так и недостатки. Он позволяет сосредоточить всюсоциальную работу в микросоциуме в одном центре, в который обычно превращаетсяместная школа. Однако одной школе это явно не по силам, да и это вынуждает еезаниматься не свойственными ей функциями, например медицинским обслуживанием,распродажей продуктов и т.д., фактически уходя от решения собственныхпедагогических проблем.
Эффективность социальной работы обеспечивается целенаправленнойгосударственной социальной политикой, системой государственных, общественных ичастных служб.
В этом плане интересен опыт организации социальной работы впередовых западных странах. Например, социальная (патронажная работа) вВеликобритании включает в себя службу здоровья, образования, охраныправопорядка, работу с престарелыми, детьми, инвалидами и другими категорияминаселения. Она осуществляется государственными, общественными и частными агентствами.Основным содержанием этой работы является профессиональная деятельность,которая помогает людям, сообществам определить личные, социальные и ситуативные(обстоятельственные) трудности, влияющие на них. Социальная работа помогает ихпреодолению посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Этодеятельность патронажа, социальной помощи, социального обеспечения образования,исправления и надзора за правонарушителями, диагностики, контроля, реабилитациилиц, нуждающихся в социальной помощи.
В социально-педагогической и других видах социальной работы в СШАцарило убеждение в том, что каждый человек является кузнецом своего счастья игосударство не должно вмешиваться в его жизнь, поскольку успех и неудачапредопределяется Всевышним. Там, где государство оставляло человека на произволсудьбы, заботу о нем брали на себя частные благотворительные организации исоседи.
В начале 30-х гг., когда общественное мнение пришло к выводу отом, что нужда и бедность не являются следствием ошибок и личных недостатковотдельно взятого человека и его семьи, в США стали развиваться социальнаяпомощь и общественное взаимосуществование. Здесь существует целая сетьсоциальных программ и благотворительных учреждений, финансируемых игосударством, и частными благотворительными организациями.
От конкретных социально-педагогических исследований в 60–70-е гг.наметился поворот к глобальным теоретико-методологическим исследованиям, накоторых выстраивается современная социально-педагогическая практика и практикасоциальной работы в стране в целом.
Наиболее внушительны успехи в развитии социально-педагогическихидей и их реализации в теории и практике среди западных стран в ФРГ. Социальнаяпедагогика как прикладная дисциплина основывается на теоретической базесоциологии воспитания, которая в свою очередь служит важнейшим условиемвыработки и реализации государственной социальной политики. При этом рольтеории воспитания неуклонно возрастает. Если в 30-е гг. социальная педагогикабыла фактическим продолжением социологии педагогики как сугубо прикладнойдисциплины, то положение дел начало меняться уже в 50-е гг., когда воспитание иобразование стали рассматриваться как социальные подсистемы. Именно в это времябыл сделан вывод о том, что социальная педагогика не справляется со своимизадачами из-за того, что слишком ориентировалась на факторы микросреды инедооценивала влияние политики социального развития. Система социальной работыво многом зависит от активности частных и добровольных организаций, местныхвластей и правительственных организаций. Государственная власть имеет мандатлишь на выравнивание социальных различий для достижения социальнойсправедливости; создание и поддержание социальной защищенности граждан страны.Принцип общественного государства здесь закреплен рядом основных социальныхценностей на конституционном уровне. В каждом из городов, образующихадминистративный округ, ответственность за социальное обеспечениераспределяется следующим образом. Социальным планированием и реализацией этихпланов заняты общие социальные службы, департамент социальных служб, управлениепо делам воспитания молодежи, департамент по жилью, департамент здоровья,деятельность которых направляется главой социальных служб. В качествеспециальных областей деятельности по реализации социальных планов выступают:
1. заботао семье, молодежи и престарелых;
2. консультациипо вопросам здоровья;
3. пособияпо возрасту и нетрудоспособности;
4. организованная помощь;
5. социальныеслужбы.
Особую роль здесь играют центры семейного воспитания молодежи исоциальные консультации. При этом наряду с городским социальным обеспечениемсемьи (общая социальная служба) существует множество пунктов воспитаниямолодежи и семейных консультативных советов в свободных представительствах. Этоспециальные консультационные центры для молодежи, семьи, для воспитателей – «одиночек»иностранцев, наркоманов, алкоголиков, для лиц, находящихся на гранисамоубийства, по проблемам беременности, разводов и т.д. С середины 70-х гг. поинициативе признанных специалистов был создан ряд консультационных пунктов сальтернативными планами, работающих с семьями, школами и помогающих людям вконтексте своего социального окружения. В больших городах почти в каждом районеработает семейный центр или центр материнства. Различные консультациипредназначены прежде всего для общей, открытой встречи детей, подростков, семейи одиноких, находящихся в затруднительном положении или беде.
Учитывая разнообразные проблемы и широкий контингент потенциальныхклиентов, которым обязаны помогать социальные работники, социальная работа всовременных условиях должна носить многопрофильный и разноведомственныйхарактер, включая социально-педагогическую, медико-социальную исоциально-реабилитационную службы.
В качестве направлений, в общих чертах определяющих предметсоциальной работы, выступают следующие проблемы:
· индивидуальные,семейные, организационные, начиная с индивида (физическое здоровье,беспомощность, одиночество, социальная изоляция и др.) и заканчивая различными
организационными проблемами (рост бедных и неимущих, беженцев, бездомных и т.д.);
· социально-экологические(охрана окружающей среды, загрязнение крупных промышленных центров,экологические катастрофы);
· социальнойстратификации (социальное расслоение и неравенство в обществе, ведущие кразделению общества на «высшие» и «низшие» классы и экономической эксплуатации,технократической манипуляции);
· поведенческогофункционирования индивидов, групп, общностей (девиантное поведение, социальныеотклонения, наркомания и алкоголь, социальная анемия и т.п.);
· символизациии моделирования мира и людей в нем (могут выражаться в неадекватных образах, внедостаточности честности и морали, неадекватности уровня самоуважения инедостаточности жизненных целей, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудкахи др.);
· коммуникации,информационного обеспечения, нормативных оценок и познавательных способностей(продуктами информационного процесса являются образцы, законы чести и морали,ценности и др.);
· структурвласти (от их действий, программ зависит социальная напряженность илистабильность в обществе, а от режима (тоталитаризм, демократия илиавторитарность) – активность населения).
В последнее время в качестве предмета социальной работы вРеспублике Беларусь все больше выдвигаются на первый план экологическиепроблемы, в частности социальная экология как специализированное направлениеисследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своегосуществования. Актуализация этих проблем происходит в связи с процессамиурбанизации и индустриализации, научно-техническими достижениями, которыенаряду со значительным облегчением условий жизни порождают и немалые еесложности. Эти сложности возникают прежде всего с различными техногеннымикатастрофами, сокращением численности населения, ресурсным кризисом,возрастанием агрессивности среды, изменением генофонда и изменением поведениячеловека в естественной и социальной среде. Это вызывает необходимостьадаптации человека к естественной и социальной среде, изучения своеобразияповедения в этой среде, критических и экстремальных ситуациях. На первый планвыдвигаются проблемы экологии жизненной среды (социально-бытовой, трудовой,рекреационной). Возникает необходимость в особой экологической этике,рассматривающей природу как особую ценность и нравственный аспектвзаимоотношения человека, общества и природы. В рамках социальной экологиивыделяется экологическая психология и экологическая педагогика. В центревнимания формируемой экологической педагогики оказываются проблемы формированияэкологической культуры, экологическое образование и воспитание, экологизацияобразования.
Наиболее сложными являются проблемы, вызванные последствиямикатастрофы на Чернобыльской атомной станции, в том числе и социокультурныепроблемы. Содержание жизнедеятельности людей в радиоактивно загрязненныхрайонах республики определяется двумя основными факторами: воздействием самихусловий проживания на здоровье людей и социально-экологическими,социокультурными изменениями, произошедшими в результате катастрофы.
Основные изменения социальной действительности в регионахрадиоактивного загрязнения территории, так или иначе, связаны со значительнымсужением рамок традиционной социально-экономической деятельности людей врезультате установления регламентации их отношений с природой. Существенноизменился сам образ их жизни и способы удовлетворения своих основныхпотребностей в результате оказываемой помощи населению со стороны государства.
Особенно возросла роль различных форм социальной работы в связи спереходом к рыночным отношениям и новой системе ценностей. Коренная смена всегообраза жизни и привычных стереотипов мышления привела многих людей взамешательство и вызвала среди них растерянность. В сложившихся условияхсоциальная работа все больше превращается в важнейший фактор социальнойконсолидации общества и культурного возрождения, преодоления всеобщейунификации общественной жизни, развития региональных моделей в социуме вединстве всех взаимосвязанных компонентов: воспитания, развития, социализацииличности и ее социальной защиты.
Различия социальной педагогики как выражения социокультурнойдеятельности и метода социальной работы отражают, прежде всего, различия междучеловеком вообще и его личностью как социальным качеством человека. Социальнаяработа ориентирована прежде всего на обеспечение нормальных условийжизнедеятельности человека и его личности. Социальная педагогика имеет дело спроцессом становления и развития личности через социализацию индивида, еевоспитание, образование, духовное развитие. При этом формы и методысоциально-педагогической деятельности во многом зависят от того, что понимаетсяпод личностью или социальными качествами человека: совокупность общественныхотношений, в которые он включен, эффект межгруппового взаимодействия, духовнаясуть человека, выполняемые им социальные роли и функции, соотношениесознательного и бессознательного начала, самосознание человека или что-тодругое. В связи с этим в развитии социальной педагогики всегда отводиласьопределяющая роль социологии воспитания, социологии образования, педагогическойсоциологии, этносоциологии и т.д., которые были призваны ответить на этивопросы. Именно они определяли соответствующие формы и методысоциально-педагогической деятельности. Поскольку в нашей стране этим видомдеятельности занимаются в основном школьные учителя, имеющие главным образомпсихолого-педагогическую подготовку, а социологи имеют слабую подготовку вобласти педагогической деятельности и практической социальной работы, возникаютсерьезные проблемы не только в определении адекватных ситуаций, времени, форм иметодов, но и в развитии теории и практики этой науки. Чаще всего социальнаяпедагогика воспринимается не как вид социокультурной деятельности, имеющей восновном символическую природу, а как особая разновидностьпсихолого-педагогической практики, основанной на отражательных способностяхпсихики человека. Этим, в частности, объясняется совершенно неоправданноеиспользование в социально-педагогической практике психологических форм иметодов работы, абсолютизация роли психолого-педагогического эксперимента.Положение дел еще больше усугубляется отнесением социальной педагогики к общейпедагогике на уровне научной специализации.

Список использованной литературы
 
1.  Левко А.И. Социальнаяпедагогика: Учеб. пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003 – 341 с.
2.  Шепшенко П.А., Воронина Г.А. Методикаи технология работы социального педагога. М., 2001
3.  Козлов А.А. Социальнаяработа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М., 1998
4.  Мудрик А.В. Социальнаяпедагогика. М., 1991
5.  Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теориясоциальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.