Контрольнаяработа
ТЕМА:«Психолого-Педагогический консилиум: проведение консилиума (разработатьплан-конспект консилиума в ДОУ)»
План – содержание:
Введение
1. Характеристикапсихолого-педагогического консилиума
2. План-конспектпроведения консилиума в ДОУ
Введение
Психолого-педагогическийконсилиум –организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планированиепсихолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученическихгрупп и параллелей. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке,классе, параллели, которой владеют учителя, классные руководители, школьныймедицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог. Наоснове целостного видения проблемы он разрабатывает общую педагогическуюстратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником.
1. Характеристикапсихолого-педагогического консилиума
Ведущая функциядошкольных учреждений – функция здоровьесбережения, развития здорового образажизни, что прямо исходит из ст. ст. 32 и 51 «Закона об образовании». Длядошкольных учреждений наиболее приемлемой, на наш взгляд, формой выявленияпроблем развития и здоровья и разработки стратегии сопровождения ребёнкаявляются психолого-педагогические консилиумы.
Деятельность такой службысопровождения ребёнка в ДОУ и семье можно определить и как деятельность службыздоровья, так как она носит мультидисциплинарный характер, обеспечиваетсогласованность в деятельности медицинского персонала, педагогическогоколлектива, родителей, детей, обеспечивает системный подход к развитию здоровьесберегающейдеятельности в целостном педагогическом процессе.
Рациональноорганизованная деятельность службы психолого-педагогического сопровожденияребёнка в ДОУ носит поэтапный характер. Основные этапы её деятельности –аналитический, конструктивный, проектировочный, организаторский, рефлексивный.Служба обеспечивает согласованную, системную деятельность различныхспециалистов, семьи в индивидуальном развитии и укреплении здоровья ребёнка.При этом специалисты МППК в первую очередь рассматривают состояние здоровьяребёнка как исходную позицию в решении проблем развития. В программахсопровождения особую значимость приобретает формирование здорового образажизни.
Здоровье – комплексныйиндикатор образовательного пространства, отражает все связи ребёнка: биологические,материальные, духовные, культурные творческие. В свою очередь здоровьерасценивается как позитивное состояние культуры, образования, качества жизни,благополучия и благосостояния живущих и будущих поколений.
Основные направлениядеятельности консилиумов это:
Выявление проблемразвития и здоровья.
Разработка стратегиисопровождения ребёнка.
Психолого-педагогическиеконсилиумы реализуют ряд задач:
— создание в ДОУинформационного фонда о физическом состоянии воспитанников, информированиесубъектов образовательного процесса о результатах мониторинга;
— выявление и анализпричинно-следственных связей между физическим состоянием детей и воздействиемфакторов окружающего пространства;
— прогнозирование,определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению иустранению негативных воздействий на здоровье дошкольника; психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в ДОУ и семье.
Таким образом,психолого-педагогические консилиумы выполняют диагностико-прогностическую,коррекционную, информационно-просветительскую функцию и функцию научногообеспечения и координации процесса здоровьесбережения в образовательномпространстве.
2. План-конспектпроведения консилиума в ДОУ
Тема: «Подготовкадетей к школьному обучению»
Многие родители и педагогисчитают, что проблема подготовки к обучению в школе становится актуальной длядетей только 5-6 лет. Однако данному вопросу необходимо уделять вниманиезначительно раньше, т.к. диагностика детей раннего возраста показывает наличиеотставания в развитии.
Ведущая педагогическая идея: Создание наиболее благоприятныхусловий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальныхособенностей.
Целью— Создать психолого-педагогические условия, наиболееблагоприятные для продуктивного, с точки зрения полноты и многогранностиразвития, проживания детьми своего дошкольного детства.
Достижение этой целивозможно при решении следующих задач:
· Оказание помощипедагогам в создании психолого-педагогических условий для максимальнойреализации возможностей детей каждого возраста и отдельного ребенка через консультативную и информационнуюподдержку;
· Создание условийдля взаимодействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса вДОУ;
· Выявление уровняактуального психологического развития детей, начиная с самого раннего возраста;
· Созданиеспециальных психологических условий для оказания помощи детям, имеющимотклонения в развитии;
· Создание условийдля психологического развития детей.
Технология:
Для решения этих задачбыла создана система работы, предусматривающая специальную деятельность,ориентированную на определенный возраст детей.
Первым этапом этой работы стала школа матери,основанная на пренатальной педагогике (занятия для беременных женщин) – «Вожидании малыша».
Каким ребенок появится насвет — здоровым, крепким, сильным или слабеньким, болезненным — во многомзависит от поведения мамы, её настроения, самочувствия, от её знания, какразумно организовать свою жизни во время беременности. Поэтому цельдеятельности на этом этапе — содействие формированию здорового развития ребенкана самых ранних этапах. Взаимодействие нескольких специалистов — врача-гинеколога, музыкального руководителя и психолога — позволяет просвещатьбудущих матерей и формироватьфизиологическую, психологическую готовность к рождению ребенка.
Второй этап — психолого-педагогическое сопровождениедетей раннего возраста и их родителей. Для того чтобы потенциальные возможности развития ребенка, заложенныеприродой, были реализованы, были созданы условия для взаимодействия семьи и ДОУв воспитании и развитии ребенка раннего возраста через реализацию проекта«Первые шаги вместе».
В этот период длястановления человека важен не только год, но даже месяц, неделя, день. Однако,как показывает практика, большинство родителей не обладают необходимымизнаниями, более того, не подозревают о необходимости раннего воспитания ребенкаи относятся к этому без должного внимания, а значит, теряется время. Потери вразвитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в полной мере в последующие периодыжизни. Реализуемая программавключает в себя практическую и теоретическую части: занятия для детей с 1 годадо 2 лет вместе с мамами и консультации для родителей с целью повышения их психолого-педагогическойграмотности.
Таким образом, первые дваэтапа позволяют организовать психолого- педагогическое сопровождение семьи иребенка, начиная с пренатального возраста. Продолжается это сопровождение и споступлением ребенка в детский сад.
Третийэтап – эторабота с детьми от 2 до 6 лет. Она строится по общему алгоритму, который позволяет сделать работу системной.Этот алгоритм включает в себя и традиционные направления работы психолога,однако использование новых форм позволяет добиваться более высоких результатов:
Цель психолого-педагогическогоконсилиума: позволяет объединить усилия всех педагогов для разработки ипланирования единой стратегии сопровождения ребенка. При этом наиболееэффективной формой ППК педагог считает интерактивную, которая предполагаетактивное участие педагогов в анализе, оценке и обсуждении диагностических работдетей. Такая форма создает условия для принятия единого решения ивзаимодействия всех участников.
Дети, имеющие сложности вразвитии, нуждаются в индивидуальной комплексной помощи всех специалистов ДОУ.Поэтому в детском саду организована работа психолого- педагогическогоконсилиума.
Формы сотрудничества сродителями:
1. Открытыепросмотры для родителей, на которых они имеют возможность понаблюдать за своимидетьми, используя диагностическую карту, разработанную по конкретному занятию ивключающую критерии оценки развития.
2. Участие родителейв психологической диагностике. Для этого были разработаны диагностические картыдля родителей, в которые включены шкалы оценки развития ребенка, компоненты готовности на доступном для родителейуровне. По ним родители могут сами отслеживать предъявляемые ребенку требованияи оценивать его результаты. Затем происходит обсуждение результатов на основеэтой карты.
3. Все родительскиесобрания проходят в интерактивной форме. Этопомогает активизировать каждого родителя, создавать условия для того, чтобы онимогли высказать свое мнение, проблемы и задать вопросы по теме. В результате непсихолог учит родителей, а родители рассуждают, пытаются совместно искатьответы и решать проблемы. Родители активно участвуют в обсуждении тем,проблемных ситуаций, в анализе и оценке диагностических работ детей,проигрывании игр и упражнений на развитие ребенка.
4. Темы встреч сродителями, предложенные психологом, охватывают все стороны развития ивоспитания детей. Родителями отмечены как наиболее интересные, актуальные ипрактичные следующие темы: «Психологическая готовность к школьному обучению»,«Родительское программирование», «Половое воспитание дошкольника», «Детскаяложь. Профилактика и коррекция», «Бесконфликтная дисциплина», «Как развиватьребенка» (для каждого возраста), «Виртуальная агрессия».
5. Для просвещенияродителей используются и такие формы, как памятки, папки-передвижки, где оченькоротко даны рекомендации по развитию и воспитанию детей.
6. Большой интересродителей детей с 4 до 6 лет вызывают занятия по программе коррекции и развитиядетско-родительских отношений «Связующая нить» (совместные занятияребенок-мама), потому что, по мнению родителей, эти встречи помогли им ощутитьединение со своими детьми и получить положительный опыт общения.
В работепсихолого-педагогического консилиума проводятся следующие диагностическиепрограммы:
1. Программа попрофилактике социально-опасных заболеваний «Сказка – ложь, да в ней намек» для детейс 5 лет.
Основная идея — в раннемвозрасте, проводить раннюю скрытую профилактику социально обусловленныхзаболеваний, выявить возможные проблемы и подготовить детей к отреагированиюнегативных жизненных ситуаций.
2.Коррекционно-развивающая программа «Азбука общения» для детей с 4 до 6 лет.
3. Программанейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита вниманияи гиперактивностью.
4. Программа формированияи развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка. Для детей с5 лет.
Завершающим этапомявляется подведение итогов реализации программ; он включает в себя диагностикууровня развития детей к моменту окончания детского сада и обсуждениерезультатов.
Итоги работыпсихолого-педагогического консилиума:
1. Реализация психологическихкоррекционно-развивающих программ для детей в ДОУ позволяет добиватьсяположительной динамики в развитии детей.
2. Организациякомплексной работы по развитию детей позволила добиться повышения процентного числа детей с высоким уровнем иобщего числа детей, готовых к школьному обучению (высокий и средний уровни).
3. Увеличиласьпосещаемость родительских собраний и обращаемость к психологу с запросами;
Таким образом, такаясистема позволяет создать психолого-педагогические условия, наиболее благоприятныедля продуктивного проживания детьми своего дошкольного детства, а значит, и дляповышения уровня психологической готовности к школьному обучению.
Библиографическийсписок:
1. Детская практическаяпсихология / Под ред. Т. Марцинсковской. – М., 2003
2. Детский практическийпсихолог. – М., 2001
3. Калинина Р.Р.Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – СПб., 2003
4. Практикум для детскогопсихолога / Г.А. Широкова. – Ростов н/Дону, 2005
5. Практическаяпсихология образования. – СПб., 2004