Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Педагогика"


Принципы и закономерности воспитания в учебном процессе

--PAGE_BREAK--
Выводы по 1  главе.

    В данной главе рассмотрена специфика процесса воспитания, выделены некоторые исторические этапы развития педагогики и воспитания, как составной части данной науки. Сравнены процессы обучения и воспитания. Раскрыто понятие закономерность воспитания, выделена классификация закономерностей. Выяснено, что на основе закономерностей разрабатываются принципы воспитания. Рассмотрено несколько классификаций принципов, дана характеристика каждому принципу воспитания.

    Процесс воспитания — это специально организованный  педагогический процесс, в котором реализуются социально- педагогические цели, создаются условия для полноценной духовной жизни  воспитанников, для максимальной реализации их природных способностей, для актуализации душевных и духовных потребностей. Воспитание направлено на внутреннее самоизменение личности. Качественный результат процесса воспитания может сказаться через годы, и даже поколения.

    В воспитательном процессе существуют различные принципы опираясь на которые воспитание приводится в действие.

    Каждая наука и соответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами – основными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей.

   Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через  определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отступать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна. Поэтому подходить к выбору и проведению принципов воспитания надо творчески и с ответственностью.

    Таким образом, воспитание  можно представить как процесс организации жизнедеятельности детей, в ходе которой обеспечиваются установление, закрепление и превращение в качества личности их собственных культурных отношений с окружающими людьми, природой и всем миром.
                                                                                                   

Глава 2. Механизмы реализации принципов воспитания в учебном процессе.
2.1. Взаимодействие участников воспитательного процесса, как одна из форм реализации принципов воспитания
.

  

    Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружа­ющей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит «обмен» между вза­имодействующими сторонами, их взаимное изменение.

    Социальное взаимодействие осуществляется в процессе со­вместной деятельности и общения. В социальном плане взаи­модействие людей рассматривают также как способ осуществ­ления преемственности поколений. В школьном коллективе идет освоение социального насле­дия, созданного предыдущими поколениями, а также тех цен­ностей, которые отличают данную школу. Коллектив, имею­щий свои традиции, высокую нравственную атмосферу, всегда отличается особым взаимодействием педагогов и учащихся, а также процессом передачи опыта. Так, в школе, где сохраня­ется сотрудничество старших и младших, взаимопомощь, поддержка, забота друг о друге становятся нормой в коллективе. Эта атмосфера способствует сохранению положительных дос­тижений, укрепляет преемственные связи в коллективе.

     В условиях школьного коллектива передача опыта, общече­ловеческих ценностей идет по крайней мере в двух направле­ниях: в процессе взаимодействия педагогов и учащихся, т. е. в специально организованном учебно-воспитательном процессе, а также в совместной деятельности старших и младших школь­ников. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уро­вень сотрудничества школьных поколений, тем успешнее раз­виваются преемственные связи между ними. Старшие, педаго­ги, являются носителями культурного наследия, традиций в школе, но станет ли это достоянием младших поколений — за­висит от характера взаимодействия педагогов и учащихся.

    В любом взаимодействии, как правило, одна сторона актив­нее другой с точки зрения «обмена» информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, стар­шие и младшие находятся в неравном положении. На их отно­шениях существенно сказываются различия социального ста­туса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаи­модействия. Однако направляющая позиция одних не предо­пределяет пассивность других. Часто именно школьники су­щественно влияют на деятельность взрослых, стимулируют пе­ресмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для роста педагогического мастерства учителей. Информация, по­лученная от школьников, является главной при определении перспектив, выборе содержания и форм работы воспитателей, вносит существенные коррективы в их замыслы.      .… ....Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллек­тиве одновременно происходит в разных системах: между школьниками (между сверстниками, старшими и младшими), между педагогами и учащимися, между учителями. Все систе­мы взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому для них ха­рактерны некоторые общие черты. ……………………………………………………                   …..В то же время каждая из этих систем имеет свои особенности и относительную самосто­ятельность. Среди названных систем направляющую роль по отношению к другим выполняет взаимодействие педагогов и учащихся. В то же время стиль отношений педагогов и школь­ников зависит от характера отношений в педагогическом кол­лективе и определяется особенностями взаимоотношений меж­ду детьми в ученическом коллективе. ……………. …..Стиль взаимодействия в педагогическом коллективе проецируется на все другие систе­мы взаимодействия в школьном коллективе.В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школь­ников мы рассматриваем развитие личностей взаимодейству­ющих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализацию его воспитательных возможностей.…  … …Основными характеристиками взаимодействия считают: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаим­ные действия, взаимовлияние(11; С. 80-92). Все характеристики взаимодействия взаимосвязаны и вза­имообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования по­ложительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою оче­редь, позволяют лучше узнать друг друга, способствуют усиле­нию их влияния друг на друга.В общем плане о развитии взаимодействия участников вос­питательного процесса можно судить по обогащению содержа­ния их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению…преемственности.………… …. …..Основные характеристики взаимодействия по-разному про­являются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осу­ществляется взаимодействие участников педагогического про­цесса, что позволяет говорить о множестве типов взаимодей­ствия.  ……………………………………………………………………..  …..Наиболее эффективным для развития коллектива и личнос­ти является сотруднический тип взаимодействия, который ха­рактеризуется объективным знанием, опорой на лучшие сто­роны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гу­манными, доброжелательными и доверительными, демокра­тичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, со­вместно осознанными и принятыми действиями, положитель­но взаимным влиянием друг на друга, иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов. Сотрудничество участников воспитательного процесса — это совместное определение целей деятельности, совместное пла­нирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы (22; С. 46). При сотрудничестве возможны кон­фликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаи­модействующих сторон, позволяют подняться коллективу, его членам на новый качественный уровень. У школьников фор­мируется отношение к себе и другим людям как творцам об­щей пользы, как единомышленникам и товарищам по общей работе.Важнейший путь развития сотрудничества участников вос­питательного процесса это организация их совместной деятель­ности, эффективность которой повышается, если ( 22; С. 47) :

-сформирована положительная установка у взаимодей­ствующих сторон на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

-осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообраз­ное распределение ролей и функций воспитателей и воспитан­ников в этом процессе;

создаются ситуации свободного выбора участниками ви­дов и способов деятельности;

— позиция, стиль работы педагога способствует самореали­зации и самовыражению участников деятельности.

     Большим воспитательным потенциалом обладает диалого­вое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций парт­неров, уважительное, положительное отношение взаимодей­ствующих сторон друг к другу, характеризуется преобладани­ем в его структуре когнитивного или эмоционального компо­нентов. Такое взаимодействие помогает «чувствовать партне­ра», лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позво­ляют выработать в результате сходные убеждения, установки, взгляды на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

      Педагоги и школьники в повседневной жизни участвуют в разных диалогах. Отсутствие навыка ведения продуктивного диалога приводит к недоброжелательности в отношениях, не­доразумениям, спорам, конфликтам. И наоборот, правильно построенный диалог создает благоприятные условия для со­труднического взаимодействия участников педагогического процесса.

      В основе соглашения лежит договоренность взаимодейству­ющих сторон об их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности. Участники взаимодействия знают возможности и потребности друг друга, понимают необходи­мость договориться, скоординировать свои действия в целях достижения положительного результата. В ряде случаев этот тип взаимодействия является наиболее эффективным и прием­лемым, если, например, между взаимодействующими сторона­ми существует психологическая несовместимость, что вполне естественно. Заинтересованность в положительном результате работы, понимание необходимости вклада каждой стороны в общий итог побуждает партнеров договариваться.

     Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об уче­никах, старших о младших). Одни действуют по преимуществу только как передатчики, а другие — как активные потребите­ли готового опыта, и, таким образом, взаимодействие носит од­носторонний, опекающе-потребительский характер. (8; С. 29-30) …Конфронтация — скрытая неприязнь друг к другу или од­ной стороны по отношению к другой, противоборство, проти­вопоставление, столкновение( 22; С. 28). Конфронтация может быть след­ствием неудачного диалога, соглашения или конфликта, пси­хологической несовместимости людей. Конфронтация харак­теризуется явным расхождением целей и интересов; иногда цели совпадают, но личностный смысл существенно расходит­ся. Конфронтация свойственна и для отдельных людей, и для групп, коллективов. Независимо от причин возникновения конфронтации задача педагога найти способы перехода к дру­гим типам взаимодействия: диалогу, соглашению.

     Особо следует выделить такой тип взаимодействия, как кон­фликт, поскольку он может сопутствовать всем другим типам и носит, как правило, временный, промежуточный характер, переходя в зависимости от условий в другой тип взаимодей­ствия.

     Конфликт — это столкновение противоположно направлен­ных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъек­тов взаимодействия(24; С.455). В основе любого конфликта лежит ситуа­ция, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров. Конфликты могут возникать в связи с противоречием: а) поиска, когда сталкиваются новатор­ство с консерватизмом; б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы, коллектива при игнорировании общих интересов; в) связанным с личными, эго­истическими побуждениями, когда корысть подавляет все дру­гие мотивы.

     Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действо­вать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то может развиваться как неконструктивный, так и конструктивный конфликт. Неконструктивный он тогда, ког­да одна сторона прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротив­ление другой стороны, диалог сопровождается взаимными ос­корблениями, решение проблемы становится невозможным. Конструктивный конфликт возможен лишь тогда, когда оппо­ненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений(17; С. 174-175)

     Подавление — достаточно распространенный тип взаимодей­ствия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой ( 8; С.32). Такое взаимодействие проявляется в виде от­крытых, жестких указаний, требований, предписаний, что и как сделать.

     Подавление может быть неявным, скрытым, под влиянием личностной силы, авторитета одного из участников взаимодей­ствия. Этот тип взаимодействия характерен для разных систем, распространен в различных коллективах. Известны случаи, когда коллектив подавляет личность и отдельная личность, в том числе и ученик, подавляет коллектив. Проявление данно­го типа взаимодействия в детских коллективах обусловлено, как правило, подражанием авторитарному стилю педагогичес­кого руководства. Взаимодействие-подавление приводит к на­пряженности во взаимоотношениях, вселяет в детей страх, не­приязнь к педагогу. Ребенок перестает любить школу, где его заставляют делать то, что он не всегда понимает, принуждают выполнять неинтересную работу, игнорируют его как личность. Подавление, если оно является преобладающим типом взаимо­действия, очень опасно, так как у одних формируется пассив­ность, приспособленчество, инфантильность, неуверенность и беспомощность; у других — деспотичность, агрессия по отно­шению к людям, окружающему миру, чувство собственного превосходства. Данный тип часто приводит к конфликтам и конфронтации. Очевидно, что учитель должен отказаться от взаимодействия, построенного на подавлении, однако это не­легко сделать человеку с авторитарным стилем поведения.

     Индифферентность— равнодушие, безучастность друг к дру­гу. Этот тип взаимодействия в основном характерен для людей и групп, которые никак не зависят друг от друга либо плохо зна­ют своих партнеров (22; С.29). Они могут участвовать в совместной дея­тельности, но при этом быть безразличными к успехам партне­ров. Для такого типа характерна неразвитость эмоционального компонента, нейтральные формальные отношения, отсутствие взаимовлияния или несущественное воздействие друг на друга.

Все рассмотренные типы взаимодействия взаимосвязаны. Чаще всего они сопутствуют друг другу, а с изменением усло­вий взаимно переходят друг в друга. Вряд ли сотрудничество или диалог, имеющие большие воспитательные возможности, целесообразно рассматривать как универсальные. В конкрет­ной ситуации кто-то из школьников нуждается в опеке, прояв­лении внимания и заботе, с кем-то сложились деловые отно­шения на основе соглашения и это устраивает обе стороны, а по отношению к кому-то оправданны в данный момент жест­кие требования. Безусловно, применительно к конкретным ус­ловиям можно найти ведущий, оптимальный тип взаимодей­ствия. Но разнообразие ситуаций и их быстрая сменяемость обуславливают динамику характера взаимодействия участни­ков процесса.

     Большой воспитательный потенциал для формирования вза­имоотношений педагогов и школьников заложен в совместной практической деятельности, когда обе стороны выступают на равных, а сама деятельность носит творческий характер. Наи­более эффективной для развития сотруднического взаимодей­ствия является методика организации коллективной творчес­кой деятельности.

    Коллективная творческая деятельность позволяет лучше узнать друг друга, способствует развитию взаимоотношений, усиливает взаимное влияние участников деятельности.

Взаимопонимание предполагает заинтересованное и добро­желательное стремление увидеть ошибки друг друга и испра­вить их в связи с желанием добиться общего успеха в совмест­ной работе. Взаимопонимание между членами коллектива, пе­дагогами и учащимися формируется и проявляется в процессе повседневного общения, в каждодневных делах и заботах, на уроке и вне его. При этом существенное значение имеет не толь­ко знание и понимание особенностей друг друга, но и осмысле­ние конкретной ситуации, проблемы, которую предстоит ре­шать сообща. В школьных коллективах проводится ряд специально орга­низованных мероприятий, которые способствуют взаимопознанию и взаимопониманию педагогов и учащихся, ускоряют эти процессы. Примером этого может быть беседа «Мир наших ув­лечений». Полезно провести подобный разговор с участием всех педагогов, работающих в данном классном кол­лективе, и детей со своими родителями.

    Различные встречи-диалоги, встречи-дискуссии между пе­дагогами и учащимися стали традицией в школах, где взрос­лые и дети обсуждают волнующие их вопросы в области лите­ратуры, политики, этики и эстетики. Это позволяет лучше по­нимать друг друга и в других видах деятельности.

    Поменяться ролями, встать на место ученика и наоборот — необходимо, чтобы лучше понять друг друга. Так, в новой роли оказываются школьники в дни дублера. Можно спорить об их целесообразности, но совершенно очевидно, что в данной ситу­ации учителя в своем ученике увидят себя, а школьник поймет хотя бы некоторые трудности и проблемы нелегкого учитель­ского труда и, может быть, по-другому посмотрит на своих пе­дагогов. Нужно находить и возможность включать учащихся в учебно-воспитательный процесс в качестве учителей и воспи­тателей не только в праздники, но и в повседневной жизни школы.

    Развитию сотруднических отношений между педагогами и учащимися способствует проведение различных конкурсов, соревнований, в которых они участвуют в составе одной коман­ды или как соперники.

    Трудно осуществить сотрудничество педагогов и учащихся и добиться высокой его эффективности, если взаимодействую­щие стороны не владеют способами совместной деятельности и общения, не умеют вести диалог, договариваться, слушать и слышать друг друга. Практический опыт свидетельствует о том, что одной из самых слабых сторон выпускников педвуза, часто встречающейся трудностью является установление контактов с детьми, правильных взаимоотношений с отдельными школь­никами и коллективами детей.

    Чтобы взаимодействие было успешным, к совместной дея­тельности надо готовить не только педагогов, но и школьни­ков. Если в школе проводится планирование, важно предусмот­реть обсуждение этого вопроса и с педагогами, и с детьми или хотя бы с активом учащихся. С педагогами пойдет речь об их позиции, роли, действиях и процессе планирования, о спосо­бах привлечения учащихся к поиску дел, создании ситуаций для проявления творчества детей. С активом школьников бу­дут обсуждаться вопросы организации коллективного плани­рования, привлечения к этому процессу педагогов школы, ро­дителей, тактичного поведения школьников в процессе коллективного поиска. В ряде случаев полезно совместное обсужде­ние педагогами и школьниками предстоящих дел, роли в них членов коллектива, взрослых и детей.

Целесообразно предусмотреть и проведение специально орга­низованных занятий, встреч, дискуссий с учащимися о взаи­моотношениях между людьми, этике поведения со старшими, сверстниками, младшими, создание воспитывающих ситуаций для формирования и закрепления гуманных взаимоотношений в коллективе.Особенность психологической и практической подготовки заключается в том, что она осуществляется не только в специ­ально организованных формах, но всем построением, ходом, опытом школьной жизни. Ее многообразие позволяет педаго­гам и школьникам постоянно учиться взаимодействию, сотруд­ничеству в конкретных делах...Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрос­лыми и детьми важно представлять коллектив как единое це­лое, как большую семью, которая сплачивается и интересно жи­вет, если организована совместная деятельность педагогов, ро­дителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье..Следовательно, целесообразно значительную часть воспита­тельной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи ре­шать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высо­ких результатов.………………………………………………………………….  ….Формирование сотрудничества между учащимися, родите­лями и педагогами зависит прежде всего от того, как склады­вается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат вос­питания может быть успешным тогда, когда учителя и родите­ли станут союзниками ( 10; С.364). В основе этого союза — единство стрем­лений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработан­ные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов..Как педагоги, так и родители желают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие инте­ресов, потребностей детей. Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог может получить нужный совет родителей ( 24; С.246). Со­трудничество учителей и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, уви­деть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии спо­собностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.……………………… …………… …..В то же время значительная часть родителей — не професси­ональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в об­ласти воспитания, испытывают трудности в установлении кон­тактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, опре­деляют содержание и формы педагогического просвещения.… ….Определяющую роль в создании союза педагогов и родите­лей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог ис­ключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а сове­тует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимос­ти приобрести педагогические знания; если при общении с ро­дителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителя­ми должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объ­единении усилий, что родители — его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.…………………… ……….Не все родители откликаются на стремление педагога к со­трудничеству с ним, проявляют интерес к объединению уси­лий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы тер­пение и целенаправленный поиск путей решения этой пробле­мы.           ……………………………………………….  ……………… ….Формы взаимодействия педагогов и родителей это способы организации их  совместной деятельности и общения. Целе­сообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуаль­ных форм взаимодействия (родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом воспитания детей, вечер вопросов и ответов, диспут, встречи с администрацией и  учителями класса, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей). Так, обсуждение какой-либо проб­лемы воспитания на родительском собрании полезно продол­жить при индивидуальных встречах с родителями, на группо­вых консультациях. Одна из главных задач педагогов — это создание условий для развития отношений в семье. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах.Например, формы познавательной деятельности: обще­ственные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры зна­токов.Формы трудовой деятельности: оформление кабинета, тру­довой десант по благоустройству и озеленению школьного дво­ра, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жиз­ни детей и их родителей, сбор макулатуры и создание класс­ной библиотеки.Формы досуга: совместные праздники, подготовка концер­тов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВНы.                                                                                            Семейные конкурсы: «Папа, мама, я — читающая семья», конкурсы семейных газет, альбомов, конкурс хозяек; «Папа, мама, я — спортивная семья»; конкурс «Мужчины на повер­ке» (соревнование между мужчинами — отцами и мальчи­ками) ( 22; С. 138-139). …………………………………………………………… .    ………………………………………………………………………. ………………. …….2.3.Самовоспитание, как важное условие развития личности.… ..    ……………………………………… …………………………………. ……… ……. …В гуманистической педагогике главным субъектом является сам ребенок, поэтому в качестве  важного условия его развития часто называют самовоспитание, которое под­черкивает целенаправленные действия самого воспитанника. Важно помнить, что воспитание — лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием этого воздействия является са­мовоспитание, которое как относительно самостоятельный про­цесс в то же время является и результатом воспитательных воз­действий (19; С. 130). Необходимо рассматривать формирование мотивов самовоспитания как педагогическую задачу. Таким образом, самовоспитание является важнейшей сто­роной воспитания, реализуемой как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Формирование качеств человека происходит под вли­янием как воспитания, так и самовоспитания.Основой самовоспитания является волевой компонент. Толь­ко способность к проявлению волевых усилий позволяет детям формировать в себе необходимые качества. При этом очень важ­но, что осуществляется это на основе коррекции своих привы­чек, своих взглядов, поступков.

     Стимулирование самовоспитания как педагогическая задача.Педагогическое стимулирование самовоспитания представ­ляет собой сознательное использование субъектами воспитания разнообразных стимулов и состоит в их целесообразном отбо­ре, необходимой модификации и включении в этот процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей воспи­танников и конкретной ситуации. Осуществляя педагогическое стимулирование самовоспита­ния, педагоги должны учитывать предшествующий опыт де­тей, в том числе и опыт работы над собой.

     Открывая перед учащимися перспективы их роста и разви­тия, нельзя абстрагироваться от испытываемых ими в процес­се самовоспитания трудностей. Работа учащихся над собой со­пряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии, а потому не всегда носит постоянный характер и дает ожидае­мый результат. Чтобы достичь успехов в самовоспитании, тре­буются длительные и большие усилия. В силу недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и, как следствие, отсутствия необходимого опыта в этом, многие учащиеся не ощущают заметных успехов в само­воспитании, более того, испытывают срывы и неудачи, кото­рые, повторяясь, приобретают устойчивый характер. В этих условиях ситуация ожидания радости успеха сменяется разо­чарованием, становится недостижимой, что ведет к пассивнос­ти, утрате интереса к самовоспитанию, его эпизодичности или практически к бездействию.

     Несомненно, что субъектом самовоспитания является сам ребенок, а субъектами стимулирования этого процесса могут являться все участники воспитательного процесса: педагоги, родители, товарищи и т. д. Для педагогов задача стимулирова­ния самовоспитания детей должна входить в комплекс задач осуществляемой ими воспитательной работы.

     Эффективность стимулирования самовоспитания зависит и от разнообразия используемых средств и методов, и от адекват­ности реакции на них учащихся.

    Важнейшим средством и стимулом самовоспитания являет­ся общение учащихся, поэтому, чем оно шире и разумнее, тем эффективнее и их самовоспитание.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчёт статически неопределимой балки
Реферат Производство служебного расследования по установлению причин транспортных происшествий
Реферат Кейнсианская революция (Д.Кейнс "Общая теория занятости, процента и денег")
Реферат Business Ethics Essay Research Paper Business EthicsWhat
Реферат Анализ показателй по труду на предприятии торговли.
Реферат Управління ціновою політикою підприємства
Реферат Мероприятия по повышению эффективности системы безналичных расчето
Реферат Пpиmeнение кислорода как эргогенического средства в анаэробных гликолитических нагрузках у спортсменок и спортсменов
Реферат Native Americans And Aztecs Essay Research Paper
Реферат Rumble Fish Essay Research Paper SummaryRumble fish
Реферат Іконопис, розпис скла, малювання на тканинах та рідкісні техніки” вступ
Реферат «Урбанизация в России сегодня»
Реферат Проведення Польщею політики асиміляції та фальсифікації щодо українців
Реферат Пензенский край в 17 - начале 18 вв.
Реферат Гигиена классной комнаты