Содержание
Введение
Глава1. Структура и содержание базы данных математических задач для
подготовкик ЕГЭ
1.1Содержание базы данных математических задач
1.2Информационные технологии как особый вид информационных ресурсов
1.3Описание модели использования базы данных математических задач при подготовке кЕГЭ
Глава2. Технология использования баз данных математических задач в процессе подготовкиучащихся к ЕГЭ по математике
2.1Реализация модели
2.2Опытно-экспериментальная работа
Заключение
Библиографическийсписок
/>Введение
Формированиеинформационного мировоззрения членов общества рассматривается сегодня какоснова вхождения России в мировое информационное пространство. Одним изцентральных и определяющих направлений информатизации современного обществаявляется информатизация сферы образования. В настоящее время стала очевидной невозможностьдальнейшего развития системы образования только традиционными путями.
Главнаязадача российской образовательной политики – обеспечение современного качестваобразования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальными перспективным потребностям личности, общества и государства.
Впоследнее время усилия специалистов направлены на построение перспективныхмоделей организации учебной деятельности и поиск новых подходов к использованиюкомпьютеров. Это достаточно длительный процесс, который трудно детально прогнозировать.Однако эксперты с уверенностью говорят о том, что в последнее время наметилсяпереход к широкому изучению возможностей использования новых коммуникационных иинформационных технологий в образовании [20].
Информационные технологии в обучении представляют мощноесредство повышения производительности труда, позволяют найти кардинальныерешения насущных педагогических проблем. А. М. Магомедгаджиева считает, что необходимообеспечить будущих учителей знаниями и умениями для использования компьютерныхтехнологий в своей профессиональной деятельности [17].
Изменения, происходящие вобщественной жизни, предъявляют новые требования к системе образования.Современные специалисты должны быть способны не только к воспроизведению ужеимеющихся знаний, но и к использованию в процессе обучения информационныхтехнологий. Для успешного решения образовательных проблем учитель долженсегодня иметь представление о возможностях, предоставляемых компьютером и оспособах реализации этих возможностей.
Средиосновных задач и направлений модернизации педагогического образованияуказывается необходимость обучения педагогов использованию информационных и коммуникационныхтехнологий в образовательном процессе. Однако в настоящее время в стандартахвысшего педагогического образования изучение этих вопросов отражено недостаточно.
Актуальностьтемы исследования определяется следующими положениями.
1. База данныхматематических задач удобна в обращении в процессе обучения математике, в томчисле и при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.
2. Такая база данныхможет постоянно изменяться, совершенствоваться.
3. Базу данныхматематических задач можно использовать на уроках любых типов. При этом не надоискать материал в различных многочисленных источниках, т. к. все задания можновзять из базы данных.
4. Эффективностьобучения математике во многом зависит от отбора математических задач.Актуальной является проблема внесения в базу данных однотипных задач.
5. Многофункциональностьбазы данных. База данных математических задач может использоваться:
· учителем – дляподготовки к урокам и внеклассным занятиям;
· учениками приподготовке к ЕГЭ;
· учениками назанятиях, проходящих в компьютерном классе;
· любым человеком,занимающимся самообразованием.
Цель исследования заключается в разработке методикииспользования базы данных математических задач в процессе подготовки учащихся кЕГЭ.
Объектомисследования выступаетпроцесс обучения математике в старших классах средней школы.
Предметисследования – использованиеинформационных технологий и баз данных математических задач в процессе обученияматематике.
В основу исследованияположена гипотеза: использование в процессе преподаванияинформационных технологий, в том числе баз данных, помогает повысить эффективностьподготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
Цель и гипотезаопределили следующие задачи исследования.
1. Исследовать теоретические аспектыработы с готовой базой данных и создания собственной базы данных математическихзадач (на примере системы управления базами данных MS Access).
2. Определить структуру и содержаниеметодических задач, ориентированных на использование базы данных математическихзадач на уроках для подготовки учащихся к ЕГЭ.
3. Разработать методику использованиябазы данных математических задач в процессе подготовки к сдаче ЕГЭ.
4. Экспериментально проверитьрезультативность разработанной методики.
При написании работы былииспользованы следующие методы исследования: анализметодической и учебной литературы по теме исследования, создание базы данных математическихзадач «Задания для подготовки к единому государственному экзамену» для учащихся11-х классов, статистическая обработка экспериментальных данных.
Научная новизнаисследования заключается в том, что подготовка к ЕГЭ происходитна принципиально новой основе: использовании базы данных математических задач. Теоретическаязначимость исследования заключается в обосновании подхода к созданию ииспользованию базы данных математических задач на уроках и внеклассных занятиях.Практическая значимость исследования заключается в том, чтоданный подход позволил разработать методику использования базы данныхматематических задач при подготовке к ЕГЭ, которые могут быть использованыучителем математики.
Достоверность иобоснованностьпроведенного исследования обеспечиваются внутренней согласованностьютеоретических положений и методических рекомендаций, атакже подтверждением на практике.
Апробациярезультатовисследования осуществлялась при содействии учителя математики Л. И. Костоломовойпутем использования их в опыте работы в 11-в классе школы №21 г. Кирова.
/>Глава1. Структура и содержание базы данных математических задачдля подготовки к ЕГЭ/>1.1 Содержание базыданных математических задач
Эксперимент по введениюединого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике проводится уже седьмойгод; с каждым годом к нему подключаются всё новые и новые регионы страны.Эксперимент, по мнению специалистов, дает объективную информацию о реальномуровне подготовки выпускников, которая представляет интерес и для широкойобщественности, и для разработчиков стандартов математического образования идругих документов, направленных на модернизацию математического образования [7].
Как известно, главнойособенностью ЕГЭ по математике и его отличием от выпускного школьного ивступительного в вуз экзаменов остается его двойная цель: оценить математическуюподготовку каждого школьника по курсу алгебры и начал анализа Х-ХI классов и отобрать наиболее подготовленныхучащихся для того, чтобы вузы могли в соответствии со своими требованиямизачислить абитуриентов по результатам единого экзамена. При этом все выпускникиимеют равные возможности, так как экзамен проводится по единым текстам, поединой технологии, а проверка и оценивание работ осуществляются по единымкритериям [16].
В соответствии с этой двоякойцелью единого экзамена выстраиваются подходы к отбору контролируемогосодержания и к определению структуры экзаменационной работы.
Так как одной из целейЕГЭ является аттестация школьников по курсу алгебры и начал анализа Х-ХI классов, и программы вступительныхэкзаменов в вузы содержат обширный материал по этому курсу, то значительнуючасть экзаменационной работы составляют задания разного уровня сложности,проверяющие уровень усвоения материала курса алгебры и начал анализа. Остальные4 задания проверяют усвоение стереометрии и материала основной школы,традиционно проверяемых на вступительных экзаменах в вузах (проценты ипропорции, арифметическая и геометрическая прогрессии, планиметрия). Результатывыполнения этих «абитуриентских» заданий не учитываются при выставленииаттестационной оценки [8].
Неизменным осталось иразделение работы на три части по уровню сложности включаемых в них заданий.Первая часть содержит задачи обязательного уровня сложности, вторая – задачиболее сложные, требующие применения знаний и умений в несколько измененнойситуации, а третья часть работы включает самые трудные задачи, посильныенаиболее подготовленным учащимся. Так же, как и в предыдущие годы, используютсязадания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом (ответомявляется целое число или число, записанное в виде десятичной дроби) и задания сразвернутым ответом. При этом технология объективного и единообразного контролябольших массивов учащихся предполагает использование заданий с выбором ответа икратким ответом, проверка которых позволяет применять автоматизированныеспособы контроля. Однако традиции российской школы и цели современногообразования, указанные в программных документах последних лет, предполагаютформирование умений проводить дедуктивные рассуждения при решении задач.Поэтому определенную часть заданий КИМов составляют задачи с развернутымответом [21].
Охарактеризуемособенности каждого из этих типов заданий и покажем, на что надо обратитьвнимание при их выполнении [12].
Задания свыбором ответа
Задания с выбором ответасоставляют половину заданий работы. К каждому из них приложены четыре вариантаответа, из которых только один верный. При выполнении большинства таких заданийвряд ли удастся угадать верный ответ, не решая задания. Для экономии времениспециалисты советуют делать только такие записи, которые необходимы дляполучения ответа, так как решение этих заданий приводить не требуется. Полученныйответ надо сравнить с ответами, предложенными к заданию, и в соответствующемместе «Бланка ответов №1» отметить номер выбранного ответа.
При этом следует иметь ввиду, если даже полученный ответ совпал с одним из предложенных к заданию, тоэто не обязательно означает, что задание решено верно. Возможно, что выбранответ, в котором учтена именно та ошибка, которая была допущена при решении.Тем не менее, не целесообразно решать это задание еще раз, лучше, в целяхэкономии времени, перейти к следующему. Если останется время, то обязательнонадо проверить решения всех выполненных заданий.
Если полученный ответ несовпал ни с одним из предложенных к заданию, то это означает, что он неверный.
Задания с выбором ответапомещены в начале Части 1. Они составлены с учетом обязательных требований кматематической подготовке выпускникам средней школы. Эти задания типичны длятой или иной темы программы по математике, методы их решения известны, а самирешения отрабатывались в процессе обучения. За верное выполнение этих заданийвыставляется 1 балл.
Задания скратким ответом
Задания с краткимответом, включенные в работу, различаются по уровню сложности. В Часть 1включены три задания обязательного уровня, в Часть 2 – 8 заданий повышенногоуровня. Ответом на эти задания является либо целое число, либо число, записанноев виде десятичной дроби. При их выполнении надо уделить основное вниманиепроведению правильных преобразований и вычислений, т. е. тем действиям, которыеприводят к получению верного числового ответа. Для экономии времени можно необращать внимание на полноту и аккуратность записи необходимых выкладок или рассуждений,проводить в «уме» промежуточные преобразования, так как приводить запись решенияне требуется.
Вбольшинстве заданий с кратким ответом Части 1 обязательного уровня сложности поматериалу курса алгебры и начал анализа предлагается найти значение выражениялибо решить уравнение показательное или другого вида.
Задания с кратким ответомЧасти 2 повышенного уровня сложности разнообразны по тематике, восемь из них –по материалу курса алгебры и начал анализа, два задания – по курсу планиметриии стереометрии и одна текстовая задача по курсу алгебры основной школы. Уровеньэтих заданий явно выше, чем в Части 1.
За верное выполнениезаданий с кратким ответом любого уровня сложности выставляется 1 балл.
Задания сразвернутым ответом
Задания с развернутымответом, включенные в работу, различаются по уровню сложности. В Часть 2включены два задания повышенного уровня сложности. В Часть 3 включены тризадания высокого уровня сложности, которые доступны только тем, кто имеет высокуюматематическую подготовку и может творчески применять свои знания. Эти заданияочень сложные, они доступны далеко не каждому не только хорошо подготовленномушкольнику, но и отличнику. В тоже время задания повышенного уровня с развернутымответом, включенные в Часть 2, доступны хорошо подготовленным на школьномуровне «хорошистам» и отличникам.
В задачах повышенногоуровня с развернутым ответом проверяется владение известными алгоритмамидействий и методами решений, которые нужно выбрать и применить в нестандартнойситуации, например, при рассмотрении различных случаев, следующих из условиязадачи (в условии переменная содержится под знаком модуля), или потребуетсяпереформулировать условие задачи, чтобы выбрать соответствующий способ еерешения (например, перевести условие с «графического языка» на аналитическийязык, когда нахождение нулей функции «заменяется» решением уравнения). При ихрешении не потребуется выполнять многошаговые преобразования и вычисления, атакже применять какой-либо особый, необычный рациональный прием решения. Призаписи решения этих задач не потребуется давать обоснования шагов решения. Таккак правильный выбор и применение соответствующих правил, формул и алгоритмовдействий или правильная переформулировка условия задачи будут свидетельствоватьоб усвоении поверяемого материала и знании границ его применения.
Критерииоценки выполнения этих заданий не требуют приведения обоснований выполненныхшагов решения, а учитывают только правильность: выбранных приемов или методоврешения, формул, правил и свойств математических объектов, выполненияпреобразований и вычислений. Выполнение этих заданий оценивается экспертами и взависимости от правильности приведенного решения за него выставляется от 0 до2 баллов максимально.
Задания высокогоуровня сложности с развернутым ответом, помещенные в Части 3, предлагаютсяне только для того, чтобы проверить умение учащихся отвечать на поставленныйвопрос, но и умение обосновать свои действия, выводы, построить логическиверную цепочку рассуждений и выкладок и математически грамотно записатьрешение.
При выполнении этихзаданий надо обратить внимание на то, чтобы сделанные выкладки былипоследовательны и логичны, переходы к следующему шагу решения были обоснованы(выводы подкреплены ссылками на изученные свойства и признаки математическихобъектов, на изученные формулы), математические термины и символы использованыкорректно.
Сложностьзаданий высокого уровня объясняется, в первую очередь тем, что при их решениинеобходимо применить знание материала, относящегося к различным разделамшкольного курса математики. Например, дается уравнение, которое содержит квадратичнуюфункцию и модуль логарифма, а при его решении надо решить неравенство. Или прирешении неравенства требуется исследовать функцию на монотонность, для чегопридется найти ее производную. В задании на исследование функции вполне может потребоватьсязнание тригонометрической функции (например, синуса) и области определения арифметическогокорня. Основная цель задач в Части 3 – проверка того, на сколько уверенно итворчески ученики умеют интегрировать и применять сведения и факты из различныхразделов курса математики средней школы.
Выполнение этих заданийоценивается экспертами, и в соответствии с критериями оценки может бытьвыставлено от 0 до 4 баллов.
Вместе с тем структураэкзаменационной работы претерпела определенные изменения. До 2005 года каждаячасть работы состояла из заданий одного типа: первая включала только задания свыбором ответа, вторая – с кратким ответом, и только задачи высокого уровняпредставляли собой задания с развернутым ответом. С 2005 года в Части 1используются не только задания с выбором ответа, но и задания с краткимответом. Это связано с тем, что некоторые задания очень неудобно инеестественно выглядят при формулировке их в виде заданий с выбором ответа. Так,например, если в задании на решение уравнения в качестве ответов, из которыхнужно выбрать один правильный, предлагаются корни уравнения, то не всегдаполучишь информацию о том, умеет ли ученик решать данное уравнение, так как онможет выявить корень уравнения при помощи проверки подстановкой. Поэтомупривычное ученикам задание «Решите уравнение…» приходится трансформировать взадания типа «Найдите сумму корней уравнения…» (когда уравнение имеет болееодного корня) или «Какому промежутку принадлежит корень уравнения…» (когдауравнение имеет один корень). При этом формулировки становятся непривычными дляучащихся, а выполнение задания требует кроме решения уравнения проведениедополнительного действия. Наличие дополнительного условия по сравнению состандартной формулировкой может приводить к искажению процента выполнения этихзаданий. Возможно, что часть учащихся, верно решив уравнение, неверно выбралапромежуток, которому принадлежит данный корень. По мнению И. Высоцкого, именнов связи с этим, с 2005 года для проверки умения решать уравнения используютсязадания с кратким ответом, что позволяет сохранить стандартную формулировкусоответствующих этой цели заданий [5].
В заданиях на простейшиепреобразования числовых выражений, как правило, решение заключается водном-двух действиях, а потому подобрать несколько «правдоподобных» ответов кзаданию весьма сложно. В этих случаях также целесообразнее давать задание скратким ответом.
Кроме того, уменьшениечисла заданий с выбором ответа позволяет снизить вероятность угадывания верныхответов на задания Части 1. С 2005 года принятая норма выставленияудовлетворительной аттестационной отметки (выполнение не менее 6 заданий)практически сводит к нулю вероятность угадывания ответов на 6 заданий из 10.
Второе существенноеотличие в структуре работы с 2005 года заключается в том, что в Части 2,содержащей задания повышенного уровня сложности, предполагается наряду сзаданиями с кратким ответом использовать и задания с развернутым ответом.Заметим, что традиционно высокие оценки по математике выставляются темучащимся, которые показывают умение найти решение сложной задачи и математическиграмотно записать его, приводя соответствующие обоснования. До 2005 года этиумения проверялись при помощи заданий Части 3 экзаменационной работы. В 2004году в эту часть входило 4 задания. И только одно из них было рассчитано на«отличников», подготовка которых отвечает требованиям, предъявляемым к«школьной пятерке», остальные три были рассчитаны на тех, кто имеет значительноболее высокий уровень подготовки, отвечающий требованиям вступительныхэкзаменов в вузы. При этом система вставления оценок за ЕГЭ такова, что дажедля получения аттестационной оценки «5» ученик может верно выполнить не всеаттестационные задания, а несколько меньше. Например, в 2004 году можно былорешить 20 задач, из которых ни одна не представлена задачей, требующей записирешения. Чтобы исправить создавшееся положение, два задания Части 2, т.е. заданияповышенной сложности, отнесены к типу заданий с развернутым ответом; одновременночисло заданий Части 3 было сокращено до трех. Как считает Е. Неискашева, сложностьэтих трех заданий остается высокой, что связано с необходимостью дифференцироватьвыпускников, действительно имеющих высокий уровень математической подготовки [19].
Материал минимумовсодержания старшей и основной школы сгруппирован по темам, включающим близкиепо тематике вопросы содержания или общие методы решения.
Перечислим основныевопросы содержания школьного курса математики, усвоение которых проверяется присдаче ЕГЭ [12].
1. Выраженияи преобразования.
Корень степени n. Степень с рациональным показателем.Логарифм. Синус, косинус, тангенс, котангенс. Прогрессии.
2. Уравненияи неравенства.
Уравнения с однойпеременной. Равносильность уравнений: распознавать равносильные уравнения. Общиеприемы решения уравнений. Решение простейших уравнений. Системы уравнений сдвумя переменными. Неравенства с одной переменной. Системы неравенств. Совокупностьнеравенств.
3. Функции.
Числовые функции и ихсвойства. Производная функции. Исследование функции с помощью производной. Первообразная.
4. Числа ивычисления.
Проценты. Пропорции. Решениетекстовых задач.
5. Геометрическиефигуры и их свойства. Измерение геометрических величин.
Признаки равенства иподобия треугольников. Решение треугольников (сумма углов треугольника.Неравенство треугольника. Теорема Пифагора. Теорема синусов и теоремакосинусов). Площадь треугольника. Многоугольники. Окружность. Равные векторы.Координаты вектора. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Угол междувекторами. Скалярное произведение векторов. Многогранники. Тела вращения. Комбинациител.
С педагогической точкизрения отечественный тест ЕГЭ представляет собой тест успеваемости. По мнениюС. Зеленова, теоретически тесты успеваемости подразделяются на два вида: тестыскорости и тесты мощности. По тестам скорости у испытуемых обычно не хватаетвремени ответить на все вопросы. По тестам мощности у каждого такая возможностьесть, но только возможность, поскольку в таком тесте всегда содержатся заведомотрудные задания, обычно непосильные для большинства испытуемых [14].
В тестах ЕГЭ поматематике их авторы соединили «в одном флаконе» оба направления. Опытпоказывает, что реально за отведенное время и в жестких условиях атмосферы ЕГЭответить полностью правильно на все вопросы не может даже большинство учителейматематики [21]. Таким образом, подготовка к успешному написанию ЕГЭ отличаетсяот привычной для нас методики обучения школьников математике «вообще».
А. В. Белошистая сформулироваланекоторые принципы построения методической подготовки к ЕГЭ [1].
Первый принцип – тематический. Разумнее выстраиватьтакую подготовку, соблюдая «правило спирали» – от простых типов заданий до заданийсо звездочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.
Второй принцип: на этапе подготовки тематическийтест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где изодного вытекает другое, т. е. выполненный «сегодня» тест готовит к пониманию иправильному выполнению «завтрашнего».
Третий принцип: все тренировочные тесты следуетпроводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к тестированиюнужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированиемконтроля времени. Темп такого занятия учитель должен задать сразу и держать напротяжении всего урока во что бы то ни стало, используя время занятия допоследней секунды. Этот режим очень тяжел школьникам на первых порах, но,привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на ЕГЭ намного спокойнее исобраннее.
Приподготовке к ЕГЭ происходит увеличение умственной нагрузки на уроках математики,что заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемомупредмету, их активность на протяжении всего урока.
Разрешитьэту проблему можно, используя компьютер на уроках математики. Это позволитсоздать информационную обстановку, стимулирующую интерес учащихся, облегчитработу учителя и повысит эффективность обучения. />1.2 Информационные технологии как особый вид информационныхресурсов 1.2.1Основные понятия
Уровень развитияинформационных ресурсов всё в большей мере определяет место нашей страны всовременном мире.
Значительное разнообразиевидов информационных ресурсов и технологий работы с ними приводит кзначительным проблемам при их формировании и использовании. А отсутствиеединства в понимании и определении информационного ресурса как объекта,приводит к осложнениям при формировании национальной политики по использованию,формированию и сохранности информационных ресурсов.
Преждевсего, следует обратить внимание на то, что в буквальном смысле понятие«информация» тождественно понятиям «сведения», «данные», «познания», «знания».
Взаконе об информации дано следующее определение: «Информация – сведения олицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы ихпредставления» [33].
Однакопонятия «сведения» и «данные» входят в более общее понятие – «знание».Следовательно, понятие «информация» может быть определено как общий объем накопленныхчеловечеством знаний. Но в разных источниках при определении знаний, включаемыхв понятие информации, используются различные подходы.
Информацияопределяется как знания, являющиеся продуктом исследовательской деятельности вобласти естественных и общественных наук или касающиеся этой деятельности, содной стороны, и знания, имеющие отношения к технике, с другой стороны. Техникав широком смысле слова включает научные, инженерные, управленческие и другиесмежные с ними знания.
Обобщаяданный подход, А. П. Веревченко с соавторами определил информацию как общийобъем знаний об окружающей нас действительности, т.е. информация, в строгомсмысле, – это знание, включенное непосредственно в коммуникативный процесс [4].
Несмотряна широкое использование понятия «информационный ресурс», в настоящее времяотсутствует его общепринятое определение, что делает проблематичным разработкуэффективной политики любого уровня по созданию информационных ресурсов ипромышленной эксплуатации в интересах науки, техники, промышленностиуправления, образования.
Преждевсего, необходимо обратить внимание на то, что понятие «информационный ресурс»возникло не в процессе переосмысления роли информации во всех видах общественнойдеятельности, как утверждают многие, а в результате внедрения в исследования посозданию и интеграции информационных служб программно-целевого подхода.
Ресурсаминазывают материалы, которыми располагает общество и которые, при необходимости,могут быть использованы для достижения конкретных целей развития общества.
Информациястала рассматриваться как один из видов ресурсов, потребляемых в общественнойпрактике.
Новключение информации в состав ресурсов не снимает неопределенности термина«информационный ресурс», поскольку нет определенного подхода к тому, какую информациюсчитать ресурсом, а какую не считать.
Обобщаяизложенное, предлагается принять следующее определение: информационныересурсы – это вся накопленная информация об окружающей нас действительности,которая может быть зафиксирована на материальных носителях или в любой другойформе, обеспечивающей передачу информации во времени и пространстве междуразличными потребителями для решения любых задач [4].
Следуетподчеркнуть, что информация, не удовлетворяющая принятым параметрам икритериям, не должна уничтожаться.
Сборвсей информации и требование сохранности «дефектной» информации лежит в основедеятельности наиболее эффективных информационных систем и является важнымметодологическим принципом их построения.
Поэтомуцелостность информационных ресурсов обеспечивается в том и только в том случае,если потребитель (пользователь) имеет доступ ко всем классам носителей, накоторых зафиксирована информация, необходимая для решения стоящих перед ним задач.
Специалистывыделяют несколько классов информационных ресурсов:
· персонал – память людей, обладающих знаниямии квалификацией в различных областях науки и техники;
· документы всех видов и их собрания, на любыхвидах носителей (в том числе все виды машиночитаемых носителей, используемых ввычислительной технике и технике средств связи);
· объекты неживой и живой природы и ихколлекции, к которымотносятся: промышленные образцы, рецептуры и технологии, конструкционныематериалы, программные продукты, технические системы (объекты), стандартныеобразцы (в метрологии), т.е. любые объекты, созданные в процессе производства иявляющиеся овеществленным результатом научной и производственнойдеятельности людей, а также семенной материал, линии животных, микроорганизмы,биологические материалы и т.д.
· научный инструментарий (в том числе: автоматизированныесистемы научных исследований, автоматизированные рабочие места научных работникови проектировщиков, экспертные системы и базы знаний, измерительные ииспытательные комплексы и т.д.).
· организационныеединицы – научные,производственные, управленческие и другие организации, располагающие кадровыми,техническими, производственными, финансовыми и прочими возможностями длярешения определенного круга задач.
/>1.2.2 Информатизация образования
Какуже отмечалось, в настоящее время идет информатизация всех сфер человеческойдеятельности. Особое место в средствах информатизации занимает компьютер. АкадемикН. Н. Моисеев считал создание компьютера столь же крупной вехой в становлениичеловечества, как и использование огня. С появлением компьютера появилисьвозможности автоматизации элементов умственного труда в результате освобождениячеловека от рутинных операций и замыкания части информационных потоков накомпьютер. Современный компьютер дает возможность накапливать необходимую информацию:накапливать в памяти статьи, книги, музыку, фильмы и извлекать эту информациюпо мере необходимости. Любой человек, умеющий пользоваться Интернетом, можетполучить интересующую его информацию из Сети.
Книгопечатаниеположило начало бумажной технологии, появление компьютера открыло эрутехнологии безбумажной, наступление которой академик В. М. Глушков предвиделеще в 60-е годы XX века. Появиласьвозможность создавать автоматизированные системы обработки информации.Телефонная сеть, а затем специализированные сети передачи данных послужилихорошей основой для создания Интернета. Достижения информатики легли в основусоздания компьютерных сетей с серверами баз данных, автоматизированныхинформационных систем, электронной почты и телеконференций, автоматизированныхсистем управления и обучения и других отличительных черт современного мира.
Информатизацияобразования – это процесс модернизации сферы образования под влияниемметодологии информатики, а также использование в обучении, развитии и воспитанииучащихся средств информатизации и информационных технологий. Содержаниемпроцесса информатизации образования является:
–становление учебных дисциплин, обеспечивающих подготовку учащихся в областиинформатики;
–создание и освоение учителями новых средств обучения, основанных на средствахинформатизации;
– внедрениеинформационных технологий во все учебные дисциплины, освоение учителями новыхметодов и форм учебной работы;
–изменение содержания всех учебных дисциплин;
–совершенствования механизмов управления системой образования на основе использованияраспределенных информационных ресурсов и компьютерных сетей;
–использование математических методов и информационного моделирования вуправлении педагогическими системами.
Информатизацияобразования требует специальной подготовки педагогов. В связи с этим, осуществляетсяпроцесс повышения их квалификации к использованию информационных икоммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. Этот процессосуществляется высокими темпами, широкомасштабно и при мощной поддержке состороны Министерства образования.
Запоследние несколько лет удалось создать систему массовой подготовки работниковобщего образования в области ИКТ.
Вместес тем количество обученных педагогов, по мнению экспертов, далеко не совпадаетс числом тех, кто компетентно (то есть целенаправленно и самостоятельно, со знаниемтребований к профессиональной деятельности в условиях информатизации образовательногопространства и своих возможностей и ограничений соответствовать предъявляемымтребованиям) способен применять ИКТ в процессе обучения, воспитания, методическойдеятельности, собственного непрерывного профессионального педагогическогообразования. Качественные изменения в профессиональной деятельности педагогов,прошедших обучение, не отвечают ожиданиям.
Анализисследований и практических работ специалистами в области подготовки педагоговк использованию ими ИКТ в профессиональной деятельности позволяет сделатьвывод, во-первых, об акцентуации поиска на технологиях, минуя концептуальноеобоснование разработок. Во-вторых (и это касается, прежде всего, системыповышения квалификации работников образования), в значительной мере наблюдаетсяперенос моделей обучения ИКТ в область дополнительного профессиональногопедагогического образования из сфер, имеющих дело с качественно другим профессионализмом(например, ориентация на модели базового профессионального образования:технического, экономического и др.).
Вобласти освоения педагогами ИКТ упор делается на освоение ими этих технологий,главным образом, для совершенствования специально-предметного компонента профессиональнойкомпетентности (пополнение знаний в области преподаваемого предмета исовершенствование способов обучения школьников). Ставится задача обученияпедагога использованию ИКТ в учебном процессе для повышения его качества и эффективности.Имеется в виду, что педагог сможет самостоятельно определить меру педагогическойцелесообразности использования ИКТ, опираясь на системное видение возможностейи ограничений ИКТ как дидактического средства.
Вместес тем практики, ориентирующей учителей на использование ИКТ в решении болееширокого спектра образовательных задач (воспитание, дополнительное образованиедетей), недостаточно, и она имеет сугубо инновационный и фрагментарный характер.Освоение же педагогами ИКТ для решения проблем преобразования собственной системыпедагогической деятельности с целью изменения условий своего непрерывного профессиональногопедагогического образования остается скорее тем, что «имеется в виду», носпециально не артикулировано.
Врезультате процесса информатизации образования постепенно формируется«компьютерное поколение», то есть молодежь, для которой компьютерная техника иинформационные технологии станут привычным средством решения разнообразныхзадач в любых сферах деятельности. Компьютер превращается в эффективныйинструмент, облегчающий усвоение знаний по различным предметам, делающий болееинтересным и живым весь процесс обучения. При этом может достигаться большаяиндивидуализация обучения, учет степени усвоения материала конкретнымиучениками.
Изменениецелей и содержания обучения является ведущим звеном процесса информатизацииобразования. При этом происходит и технологическое переоснащение учебногопроцесса, и появление новых методов и организационных форм обучения.
Изменениесодержания обучения идет по нескольким направлениям.
Первое направление связано со становлением учебныхдисциплин, обеспечивающих общеобразовательную подготовку учащихся в областиинформатики.
Второе– с расширяющимся использованием средств информатизации, применение которыхстановится нормой во всех областях человеческой деятельности. Этот процессвлечет за собой изменение предметного содержания всех общеобразовательныхучебных дисциплин.
Третьенаправление связано с глубинным влиянием информатизации на цели обучения.
Информационныетехнологии открывают каждому обучаемому доступ к практически неограниченномуобъему информации и ее аналитической обработке, что обеспечивает включенность винформационные потоки общества. Средства информатизации представляют собойуниверсальное средство познавательно-исследовательской деятельности, являютсявторым по значимости, после письменности, знаковым орудием, обеспечивающимоперативный обмен информацией по содержанию выполняемой деятельности.
Педагогическицелесообразное использование информационных технологий позволяет усиливатьинтеллектуальные возможности учащегося, воздействуя на его память, эмоции,мотивы, интересы, создает условия для перестройки структуры его познавательнойдеятельности.
Распространение информационных технологий в сфереобразования – мощный рычаг формирования личностных качеств учащихся,необходимых для жизни в условиях, порождаемых информатизацией общества. Решающезначение здесь имеет система социальной организации учебно-воспитательного процесса,которая переводит требования технологии на язык культуры взаимоотношений междулюдьми. Естественной культурной средой информационных технологий в сфереобразования является педагогика сотрудничества. Ее сочетание с информационнымитехнологиями обеспечивает углубление и развитие человеческих контактов междувсеми участниками учебно-воспитательного процесса, создает наиболееблагоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности.
Вэтих условиях неизбежен пересмотр традиционных форм организации учебной работы:увеличение самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся, отходот урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличениеобъема практических и лабораторных работ поискового и исследовательскогохарактера, внеаудиторных занятий, которые являются обязательной составнойчастью современного целостного учебного процесса.
Такимобразом, информатизация образования создает основу для качественногопреобразования процессов обучения, воспитания и развития учащихся, ведет к изменениюсодержания обучения в соответствии с новыми целями, стоящими перед изменяющимсяобществом. В какой мере удастся реализовать этот потенциал, зависит от готовностиучителя использовать средства информатизации и информационные технологии всвоей работе. Использование возможностей информационных технологийсовершенствует процесс преподавания и учения, изменяет характер познавательнойдеятельности учеников, формирует у них умения и навыки использования средств иметодов информатики./>/>