Реферат по предмету "Педагогика"


Введение в социальную педагогику

Введение в социальную педагогику
Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека,которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Определить местои роль социального воспитания в жизни человека можно лишь соотнеся его с такимипроцессами, как развитие и социализация. Развитие человека идёт с момента его зачатиядо смерти. Развитие — процесс многоплановый. Это и развитие отдельных систем организма(костной, мышечной и т.д.), и психических функций человека (ощущений, восприятияи т.д.), и личностных характеристик (самосознания, уровня притязаний и т.д.).
Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающейсреды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации,т.е. усвоения и воспроизводства человеком культурных ценностей и социальных норм,а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живёт.
Социализация происходит как в процессе стихийного взаимодействиячеловека с окружающей средой и стихийного влияния на него различных разнонаправленныхобстоятельств жизни, так и в относительно направляемом обществом и государствомпроцессе влияния на те или иные категории людей, а также в процессе целенаправленногосоздания условий для развития человека, т.е. воспитания.
В процессе социализации человеком осуществляется саморазвитие,самостроительство, самовоспитание.
Исходя из этого можно сказать, что развитие — общий процесс становлениячеловека, социализация — развитие, обусловленное конкретными социальными условиями;воспитание — относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходеего социализации.
Социализация — процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействуетс социумом.
Воспитание — процесс прерывный, поскольку, будучи целенаправленным,осуществляется в определённом месте и в определённое время, в определённой организации.
Семейное воспитание — объект семейной педагогики, религиозноевоспитание — объект конфессиональной педагогики.
Социальная педагогика занимается проблемами социального воспитания.Семейное воспитание тоже предмет её интереса, поскольку эффективное воспитание предполагаетнепротиворечивость семейного и социального воспитания. Для достижения этого социальнаяпедагогика учитывает характер семейного воспитания, стремится косвенно влиять насемейное воспитание в процессе разработки тех или иных аспектов и проблем социальноговоспитания.
Социальная педагогика в определённой мере решает и проблему самовоспитания,самостроительство, самосовершенствования человека, что является необходимой предпосылкойи результатом эффективного воспитания. Решение этой проблемы реально в том случае,если в процессе социального воспитания создаются условия и стимулы для саморазвитиячеловека.
Термин «социальная педагогика» был предложен немецкимпедагогом А. Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в.
Педагогика возникла и развивалась как теория и методика воспитанияв учебно-воспитательных учреждениях детей и подростков. С конца XVIII в., когда стал выделяться раннийюношеский возраст, юноши и девушки постепенно также стали объектом внимания педагогики.
Во второй половине XIX в. начинает расширяться система общественного воспитания. Во-первых,в него включается воспитание молодёжи и других старших возрастных групп. Во-вторых,адаптация и перевоспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихсяв социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы. Это было связанос теми социокультурными процессами, которые происходили в Европе и Америке.
Индустриализация породила массовую миграцию сельского населенияв город, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях и дало всплескпреступности, аморального поведения, став основным поставщиком беспризорных, бродяги нищих из дезорганизованных семей. В Америке положение усугублялось массовой иммиграциейпреимущественно из слаборазвитых регионов Европы и Южной Америки.
Традиционный воспитатель — церковь, хотя и продолжала игратьсущественную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитанияи, кроме того, далеко не сразу перестроилась в соответствии с новыми социокультурнымиреалиями. Образовался вакуум, который необходимо было заполнить. Это и попыталисьсделать некоторые педагоги, начав разрабатывать социальную педагогику.
С середины XIX в.появилась андрогогика — педагогика взрослых, которая и по настоящее время занимаетсяпроблемами образования взрослых. В последние десятилетия от андрогогики отсоединиласьгерогогика (педагогика старости) которая занимается различными вариантами образованиялюдей пожилого возраста.
В конце XIX в.зародились и в течение нашего века сформировались педагогика перевоспитания детейи подростков, а также исправительная педагогика.
Возникнув на рубеже веков в Германии, социальная педагогика претерпелавесьма любопытную эволюцию. Не будучи признанной мировым научным сообществом, она,тем не менее, получила определённое развитие в 20-е годы в Советском союзе в видеразработки идеи связи школы с жизнью и социальной средой. Эта идея получила теоретическоеобоснование и относительно адекватное практическое воплощение у С.Т. Шацкого, втрудах и опыте ряда ярких педагогов-теоретиков и практиков. Однако в массовом опытеона воплощалась в довольно упрощённом виде, что, по сути, вело лишь к компрометацииидеи как таковой.
Интерес к проблематике, характерной для социальной педагогики,вновь возник в среде педагогов, как у нас, так и за рубежом в 70-е годы, что былосвязано с очередным кризисом систем воспитания. У нас это было связано с появлениемразличных вариантов работы с детьми по месту жительства в практике воспитания ипроявился в разработке необходимых методических рекомендаций.
За рубежом научная разработка проблем социальной педагогики возобновиласьлишь в 50-60 годы в Германии. Однако фактически и в Европе, включая Германию, ив США, уже начиная с конца XIX века,всё более широкое распространение получила практическая деятельность, обозначавшаясятермином социальная работа, организуемая государственными институтами и общественнымиорганизациями. Содержанием её была помощь семье, различным группам населения, интеграциявоспитательных усилий школы и других социальных институтов и т.д.
Социальная педагогика — отрасль, составная часть общей педагогики,изучающая процесс социализации личности в системе средовых взаимодействий. Это новоенаучное знание о человеке, его социальном становлении и развитии, особом виде отношений,возникающим между воспитателем, воспитуемым и социальной средой.
Социальная педагогика — это наука о закономерностях социальноговоспитания человека, о путях создания оптимального режима учебно-воспитательногопроцесса, его целостности в условиях микросреды. Она рассматривает человека в личностно-средовомконтексте как открытую, постоянно меняющуюся субъективную систему.
Социальная педагогика призвана организовать целостный воспитательныйпроцесс, объединяющий усилия воспитателя, возможности ученика и ближайшего его окружения,т.е. связать воедино процесс становления и жизнедеятельности людей в условиях микросреды,определённого социума, в целом в обществе.
Предметом социальной педагогики является гармонизация отношенийличности и социальной среды через социальное воспитание личности во всех сферахжизненного пространства человека — семье, первичном коллективе, школе, вузе, армии,на производстве и т.п.
Объект социальной педагогики — закономерности социального воспитаниячеловека на всех этапах его становления и развития, во всех формах бытия и жизнедеятельности,с учётом его индивидуально-психологических и возрастных особенностей.
Функции социальной педагогики:
а) интегративная — определяющая отрасли научных знаний о человеке,его жизнедеятельности в микро — и макросоциуме;
б) диагностирующая — раскрывающая ценностные характеристики иособенности социума во взаимосвязи со всем комплексом личностно — средовых взаимодействий;
в) прогностическая — обеспечивающая инструментально-выверенныйанализ предпосылок и факторов перспективного развития социально-педагогическогопроцесса в масштабах микро — и макросоциума;
г) информативно-коммуникативная — обеспечивающая трансляцию социальногоопыта, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих воспитывающиеотношения в социуме, а также позицию личности как субъекта деятельности, самореализациии преобразования социальной среды.
Общая цель социальной педагогики — научно-педагогическое обеспечениесоциальной работы как профессиональной деятельности и формирование педагогическирегулируемых отношений в макро — и микросоциуме.
Основные задачи её включают:
разработку теории и методики комплексного подхода к воспитаниюсоциально зрелой личности;
исследование и разработку проблем воспитывающей среды;
исследование социально-педагогических проблем средовой адаптацииличности в новых условиях социально-экономической и политической обстановки, жизнедеятельности;
рассмотрение вопросов теории и практики социальной профилактикиотклоняющегося поведения людей;
исследование путей интеграции воспитательных сил государства,общества, оптимизации педагогических возможностей этих сил;
разработку проблем создания целостного воспитательного процессав микросреде;
изучение вопросов формирования педагогического объединения микросоциума,эффективности его воспитательной работы;
разработку частных методик социального воспитания личности;
изучение и анализ социально-педагогической теории и практикизарубежных стран.
Социальные процессы наряду с появлением социальной педагогикипривели к возникновению особой сферы социальной деятельности, получившей названиесоциальной работы.
Социальная работа — профессиональная деятельность по оказаниюпомощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способностик социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижениюэтих целей в социуме.
Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны междусобой. Всех педагогов можно считать социальными работниками, но не всех социальныхработников можно считать педагогами в профессиональном плане. Но все категории социальныхработников в идеале должны иметь определённый уровень социально-педагогической подготовки.
Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной)деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднееи предпринимательские организации (Армия спасения, женские союзы и др.). Филантропияизначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и др. категориямсоциально обездоленного и социально незащищённого населения.
В 20-е годы прошлого столетия социальная работа имела следующиесферы применения: семейное благополучие, детское благополучие, психиатрическая социальнаяработа, медицинская социальная работа, школьная социальная работа. Позднее добавилисьсферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской,судебной социальной работы и др.
В каждой сфере помощь осуществляют профессионально подготовленныесоциальные работники. Соответствующих специалистов готовят в высших учебных заведениях.
В России специальности «социальный педагог» и«социальный работник» были законодательно введены в 1991 году.
Развитие социальной работы является сильнейшим стимулом развитиясоциальной педагогики. Это важно для решения вопросов бытия, воспитания, на основеопределённых мировоззренческих установок, теоретических разработок и глубинногоосмысления социальных процессов и явлений.
В свою очередь, разработка проблем социальной педагогики всяческиспособствует развитию социальной работы, её превращению в высокопрофессиональнуюсоциально-педагогическую деятельность.
В XX веке социальнаяпедагогика объективно становится отраслью интегративного знания. Это связано с тем,что именно в этом столетии получили значительное развитие такие отрасли знаний очеловеке и обществе, как психология, этнология, социология и многие другие, чтосущественно расширило представления об объективных процессах и закономерностях развитиячеловека в социуме.
Преставление о педагогике как об отрасли интегративного знанияпозволяет предложить следующую структуру социальной педагогики.
Одним из разделов соц. педагогики является социология воспитания,которая исследует процесс и факторы социализации человека. Социально-педагогическаявиктимология — в рамках этого раздела исследуются те категории людей, которые сталижертвами неблагоприятных условий социализации. Философия социального воспитания- в этом разделе рассматриваются такие фундаментальные вопросы, как что понимаетсяпод воспитанием в современном обществе, каково соотношение воспитания с социализациейи развитием человека, как понимается цель воспитания сегодня и др.
В соц. педагогике разрабатывается теория социального воспитания,которая описывает, объясняет и прогнозирует функционирование социального воспитания,как социального института.
Психология социального воспитания — определяет психологическиемеханизмы и условия эффективности взаимодействия субъектов социального воспитания.
Экономика и менеджмент социального воспитания — исследуются потребностисоциально-экономического развития общества в определённом качестве «человеческогокапитала», экономические ресурсы общества, которые могут быть использованыдля организации социального воспитания.
Название специалиста «социальный педагог» являетсяпроизводным от слова «педагог», которое ассоциируется, прежде всего, сучителем. Поэтому не удивительно, что после введения такой должности первыми социальнымипедагогами стали учителя, они же составляют большую часть слушателей всех форм курсовойпереподготовки кадров для получения сертификата по этой специальности. Не удивительнои то, что профессиональная подготовка социальных педагогов ведется, в основном,в педагогических учебных заведениях. В профессиональной деятельности учителя и социальногопедагога есть много общего. Прежде всего, эти две профессии роднит то, что объектомих внимания является ребенок, его развитие и социальное становление. Вместе с темпрофессиональная деятельность этих специалистов имеет и ряд существенных отличий,позволяющих выявить специфику двух родственных профессий. Учитель, выполняя своюглавную образовательную функцию, передает молодому поколению знания и социокультурныйопыт, накопленный обществом, в процессе чего осуществляется развитие и воспитаниеребенка. В центре же внимания социального педагога находится социализация ребенка,его успешная интеграция в общество как альтернатива обособлению, «выпадению»из нормальных социальных отношений. Отличаются эти профессии и с точки зрения сферыдеятельности. Если учитель ориентирован уже в процессе профессиональной подготовкина работу в учреждении определенного типа, а именно в общеобразовательном учебномзаведении, то социальный педагог может осуществлять свою деятельность в самых разныхучреждениях. Разграничить социально-педагогическую сферу и сферу социальной работычрезвычайно трудно еще и потому, что обе они только формируются. Вместе с тем, покрайней мере, одно существенное отличие, определяющее специфику этих двух сфер профессиональнойдеятельности, может быть отмечено. Оно заключается в том, что в отличие от социальногопедагога, который в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком впроцессе его развития, воспитания, социального становления, объектом социальнойработы могут оказаться люди, имеющие те или иные социальные проблемы или затруднения,независимо от возраста.
В нормативных документах, касающихся профессиональной деятельностисоциального педагога, описаны только ее общие черты: задачи, функции, сферы деятельности,общие требования к знаниям и умениям специалиста. При этом не учитывается конкретнаяразновидность деятельности, которой занимается социальный педагог (адаптация, реабилитация,коррекция и др.).
Типология учреждений, в которых может работать социальный педагог,основанная на их ведомственной принадлежности, включает: учреждения образования;учреждения комитетов по делам молодежи; учреждения здравоохранения (детские больницы,спецбольницы для психически больных детей, детей-наркоманов, санатории для детейи др.); учреждения социальной защиты населения (центры социального обслуживания,центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты, социально-реабилитационныецентры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей,реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями и др.);учреждения, относящиеся к системе органов внутренних дел (приемники-распределителидля детей и подростков, специнтернаты и специальные профессиональные училища длядетей, совершивших правонарушения, воспитательные колонии, и др.).
Учреждения, в которых должны работать социальные педагоги, могутносить государственный, общественный или общественно-государственный характер.
Социальная педагогика обладает рядом функций:
теоретико-познавательная ф-ция выражается в том, что соц. педагогиканакапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картинуизучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их.
прикладная ф-ция связана с поиском путей и способов, выявлениемусловий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процессысоциализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
гуманистическая ф-ция выражается в разработке целей совершенствованиясоциально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развитияличности и ее самореализации.
Такое понимание социальной педагогики как отрасли знания делаетее необходимой теоретической основой социального воспитания.
Мы рассмотрели, что же такое социальная педагогика, что являетсяпредметом её изучения, методы и функции социальной педагогики. Кроме этого заглянулив историю развития и становления социальной педагогики как отрасли знания и подчеркнулиеё необходимость, как основу социального воспитания.
Список литературы
1. Мудрик А.В. «Введение в социальную педагогику», Пенза, 1994г.
2. Дыгун М.А., Исмайлов Л.В. «Хрестоматия по социальной педагогике»,Мозырь, 1998 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.