Содержание
Введение
1. Особенности использования наглядных пособий на урокахрусского языка в школе
1.1 Виды наглядных пособий
1.2 Принципы использования наглядных пособий
1.3 Современные проблемы вкультуре изготовления наглядных пособий
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Введение
В современном обучении наглядныепособия играют большую роль.
На уроках русскогоязыка осуществляются во взаимосвязи все основныепринципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность,учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка особуюроль играет принцип наглядности.
Школа в целом сама выбирает,какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к ихразработанной системе обучения русского языка.
Правильное использованиенаглядности на уроках русского языка в школе способствует формированию четкихпредставлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развиваетлогическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализаконкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.
Для предмета русский язык значимыэлементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (дляуроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря науроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи,которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи.
Особое внимание следует уделятьтребованиям к изготовлению наглядных пособий по русскому языку с учетомтребований издательского дела и корректуры, риторики, возрастной психологии,возможностей новых технических средств обучения.
Цель данной работы: изучитьсовременные требования к изготовлению наглядных пособий по русскому языку.
Объект исследования: анализприменения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.
Предмет исследования: процессприменения наглядных пособий обучения на уроках русского языка в школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть виды наглядныхпособий.
2. Изучить принципыиспользования наглядных пособий на уроках русского языка.
3. Проанализировать современныепроблемы в культуре изготовления наглядных пособий.
4. Изучить современныетребования к наглядным пособиям по русскому языку.
5. На практических примерахрассмотреть создание и использование таблиц и схем с учетом современныхтребований.
1. Особенности использования наглядных пособий науроках русского языка в школе1.1 Виды наглядных пособий
Наглядные пособия по русскомуязыку — учебные пособия, позволяющие опираться на зрительное, слуховое изрительно-слуховое восприятие[1].
Применение различных средствнаглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогаетих развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможностьэкономить время.
В обучении русскому языку используютсяразличные виды наглядных пособий (Рис.1.1).
Основные группы наглядности,применяемые в школе:
Натуральные вещественные модели(реальные предметы, муляжи, геометрические тела, макеты объектов, фотографии и т.д.)
Условные графические изображения(чертежи, эскизы, схемы, графики, географические карты, планы, диаграммы и т.д.)
Знаковые модели, математические,химические формулы и уравнения и другие интерпретированные модели
Динамические наглядные модели (кинои телефильмы, диапозитивы, мультфильмы и др.) [2]
1. Предметы окружающей среды.
С первых же дней пребываниядетей в школе при обучении их русского языка, предметы окружающей обстановкимогут быть использованы в качестве наглядного материала.
Таким материалом могут служитькниги, тетради, карандаши, игрушки и т.д. Отдельные предметы могут бытьиспользованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с правилами и понятиями.
/>
Рис.1.1 Виды наглядных пособий
2. Демонстрационныеизобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, преждевсего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов,наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как наглядныйматериал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей грамматики,пунктуации, фонетики и пр., или для иллюстрирования упражнений. Кдемонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительныхприборов и инструментов (часовой циферблат, весы), муляжи и макеты. Муляжи имакеты могут использоваться как иллюстративный материал при составлении упражнений.Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения имодели различных предметов или ситуаций.
3. Таблицы. Таблицами называюттекстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всегов виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстомили без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных дляудобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут бытьразделены на группы:
познавательные;
инструктивные;
тренировочные;
справочные[3];
К познавательным таблицамотносятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всегоиспользуются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать такжепри повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примеромпознавательных таблиц может служить таблица синонимов. К познавательнымтаблицам относится также таблицы «Положение предметов», «Временагода», «Цвета», которые дают наглядное представление обопределенных понятиях и явлениях.
Инструктивные таблицы внаглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных сформированием навыков написания букв, слов, словосочетаний и предложений, выполненияупражнений и заданий, навыков говорения. К этим таблицам относятся таблицы собразцами рукописных букв, с примерами, указывающими порядок выполнениядействий при разборе слова, с примерами алгоритмов действий при выполненииупражнений и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менеепродолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давалинеобходимые указания.
Тренировочные таблицыпредназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формированиянавыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для иллюстрацииупражнений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать большоеколичество слов и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.
Справочные таблицы содержатматериал, который часто бывает нужен учащимся как при выполнении упражнений,так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы,вывешиваются в классе на продолжительное время[4].
4. Иллюстрации. Подиллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематическиеизображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи,схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия,иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью нагляднопоказываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия илиразъясняется содержание упражнения.
При необходимости иллюстрации котдельным упражнениям могут быть сделаны на больших листах бумаги или в видедиапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек супражнениями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучениясоставлению и решению задач.
5. Дидактический материал. Дляформирования основных понятий, а также для выработки навыков писания иговорения необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическимматериалом называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся,позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактическийматериал можно подразделить на:
предметный дидактическийматериал;
дидактический материал в видекарточек с заданиями[5].
Предметный материал необходимоиспользовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.
Дидактический материал в видекарточек с заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностямучащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся отпереписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.
Многие наглядные пособия — таблицы, некоторые модели, некоторые виды раздаточного материала и т.п. — могутбыть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, уучащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться вего назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию илучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособийосуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои знанияи навыки по русскому языку. А с другой — они опираются на навыки, приобретенныена уроках труда (вырезание из бумаги, склеивание и др.)
1.2 Принципы использования наглядных пособий
Знание видов наглядных пособийдает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении.С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные ииндивидуальные.
В процессе обучения наглядныепособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом,для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.
Когда наглядное пособиевыступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное — то,что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, еговторостепенное значение.
Знакомя с новым материалом,нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. Вэтом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.
При ознакомлении с новымматериалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организоватьработу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими исопровождали действия соответствующими пояснениями.
Качество усвоения материала вбольшинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаютсяразличные анализаторы (зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этомдети овладевают не только знаниями согласно материалу урока. Но и приобретаютумения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всяческипоощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.
На этапе закрепления знаний иумений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочныетаблицы, таблицы, рисунки, схемы. Рекомендуется практиковать воспроизведениенаглядно воспринятого материала путем моделирования, рисования, словесногоописания[6].
Наглядные пособия иногдаиспользуют для проверки знаний и умений учащихся. Используя раздаточныйдидактический материал, учитель проверяет умения применять правило на практике.
Важным условием эффективности использованиянаглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимогоколичества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, гдеэтого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей всторону от поставленной задачи.1.3 Современные проблемы в культуре изготовлениянаглядных пособий
Расширение возможностей вреализации принципа наглядности на основе современных информационно-техническихсредств значительно облегчает создание в практической педагогическойдеятельности иллюзии полного решения проблемы техническими средствами, приводитв ряде случаев к забвению основных инвариантных принципов, вызывает ничем неоправданное увлечение формой предъявления материала во вред содержанию и целямобучения. Эти явления находят отражение и в непосредственной педагогическойпрактике, и при создании учебников, наглядных пособий, дидактических тетрадей,что не может не сказаться отрицательно на эффективности всего педагогическогопроцесса, компрометируя новые средства наглядности и новые средства обучения.
Чтобы преодолеть эти негативныетенденции, необходимо неуклонно придерживаться принципа системности в отношениилюбых педагогических новаций и всегда соотносить новые технико-педагогические параметрысовременных средств наглядности с основными структурными компонентамидидактической системы (ее целями и задачами, содержанием, методами). Основываясьна анализе устойчивых связей между ними, можно получить необходимыедидактические рекомендации по созданию, оценке, включению в педагогическийпроцесс новых наглядных материалов. Исходя из практической направленности такихрекомендаций, они должны быть не абстрактными требованиями, а конкретнымиограничениями для использования средств наглядности в реальных условияхсовременной образовательной системы[7].
Сегодня в помощь учителюначальных классов, воспитателю, родителям приходят компьютерные технологиисоздания и применения наглядных материалов. Технология мультимедия позволяетсоединить в единое целое различные формы представления информации: текст,голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW иDVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустическойинформации на компактных и надежных носителях (на одном диске CD-ROM помещаетсямноготомная энциклопедия с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций, сотнямифрагментов звукозаписи, видео и анимации). Телекоммуникационные технологиипредоставляют в распоряжение учителя безграничные информационные ресурсыпланеты. Поисковые технологии и системы управления базами данных позволяютэффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимыематериалы. Проекционные технологии избавляют учеников от необходимости бытьприкованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в том числе идинамическое) на большой настенный экран. Технологии допечатной подготовкипредоставляют каждому желающему мощный и удобный инструментарий создания исодержательного наполнения композиции, верстки, изготовления макетов учебныхпособий, альбомов, книг, вспомогательных наглядных материалов.
Все это впечатляет, но в то жевремя, как показывает практика, часто мешает адекватной оценке новых средств сточки зрения дидактики, особенно на начальном этапе знакомства с новымитехнологиями.
Естественное желание учителянаиболее полно реализовать выразительные возможности мультимедийных системнередко приводит к возникновению несоответствия между направлениямидеятельности учеников.
С помощью эффектной,многогранной подачи учебного материала учитель успешно концентрирует ихвнимание на средстве наглядности (альбомной иллюстрации, экране монитора,проекционном изображении и т.д.). Когда решается общеобразовательная задачаобогащения чувственного опыта детей, расширения их кругозора, то никакихпроблем не возникает. Однако, как правило, средства наглядности применяются вконтексте совсем другой педагогической задачи — не просто познакомить учениковс объектами и процессами действительности, а раскрыть сущность этих объектов,выявить законы, которым подчиняется развитие процессов. В этом случаеконцентрация внимания на внешних, случайных, не имеющих существенного значенияособенностях наглядного материала только мешает исполнению дидактической задачи.
Это означает, что наглядныйматериал утрачивает свою психолого-педагогическую функцию «служить как быопорой внутренних действий, осуществляемых ребенком под руководством учителя впроцессе овладения знаниями»[8].Вместо того, чтобы «быть представителем изучаемого предмета», наглядныйматериал сам делается «непосредственным предметом учебных действий ребенка»[9].Возможность таких ошибок основывается на непроизвольном смешивании того, чтофактически осознается учениками, с тем, что должно ими осознаваться всоответствии с определенной педагогической задачей. «С психологическойточки зрения это и есть центральный вопрос наглядности»[10].
В отличие отнаучно-исследовательских моделей в учебном процессе именно на роли наглядногопособия в решении собственно педагогических задач должны основываться выводы онеобходимой степени его убедительности, функциональности, динамичности, всехтех параметров, что позволяют реализовать современные информационные средствасоздания наглядности.
Так, модель строения деревадолжна соответствовать, в частности, удовлетворению потребности ребенка вориентации не столько в справочниках по ботанике, сколько в саду или в лесу. Нетникакой нужды создавать с помощью сложных спецэффектов высокий уровень «убедительнойадекватности» модели атома, представляемому ей объекту, если заранеехорошо известно, что эта модель (с цветными, мигающими, подвижными шариками) несоответствует действительности даже в первом приближении и является правомернойисключительно в области специфических образовательных задач.
Вместе с дидактическими задачамиопределенные ограничения на использование современных средств наглядностинакладывают и другие структурные компоненты педагогической системы: содержаниеи методы обучения, особенности мировосприятия и миропонимания учеников.
Так, с помощью современныхинформационных средств учитель имеет все технические возможности для того,чтобы в полной мере реализовать принцип выразительности речи письма за счет егоцветовой насыщенности и графического разнообразия.
Общеизвестен феноменпсихо-физиологического влияния цвета на человека. Графика буквы, слова, текстаимеет немалое значение в качестве дополнительного источника информации. Экспериментальноустановлена частичная зависимость ассоциативных связей слов от той или инойстилизации шрифта, которым они были исполнены (под готический, санскрит,арабское письмо). Однако это наблюдается только на уровне осмысленногораспознавания испытуемыми различных шрифтов, понимания их отношения к особымкультурам. Если же это отсутствует, использование декоративных шрифтов можеттолько отвлечь внимание от содержания текста, ничего не дав взамен.
Представляемые современнымиинформационными средствами удобство и простота в создании новых наглядныхматериалов так же нередко вводят педагога в заблуждение, создавая иллюзиюнеограниченных возможностей. Однако это совсем не так. Наглядный материал — этоне просто некоторая информация в чувственной форме представления, аинформационная модель определенного педагогического опыта, которая должнасоответствовать требованиям эстетики, эргономики, дизайна и т.д. Вместе с тем,поскольку это учебный материал, он должен воплощать и некоторый педагогическийопыт, быть на уровне методических достижений своего времени в плане структуры,содержания, формы подачи материала. Отсюда понятно, что технично создатьпятиминутную запись учебного видеофильма вовсе не означает снять пятиминутныйучебный видеофильм, на что может потребоваться и сто часов напряженного труда. Такимобразом, использование современного инструментария создания наглядностиограничивается уровнем подготовки самого учителя во многих областяхдеятельности[11].
Наконец, создание и использованиенаглядности ограничивается обыкновенным чувством меры. Утверждение, чтонаглядности не может быть слишком много, является справедливым только вусловиях ее дефицита. Познание начинается с чувственного восприятия, однако неограничивается им. Необходимо всегда помнить, что первостепенное значение длястановления и развития личности имеет именно мышление и не в последнюю очередьмышление абстрактное.
2. Современные требования к нагляднымпособиям по русскому языку
С точки зрениясанитарно-гигиенических требований и требований к оформлению к нагляднымпособиям можно выделить следующие:
1. Верхнее, наружное и нижнееполя, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.
2. При печати черной краской интервалоптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании долженбыть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими («рваными»)штрихами знаков.
3. Не допускается печатать текст на цветном,сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фонаболее 0,3.
4. Не допускается применять в изданиях шрифтыузкого начертания, кроме заголовков.
5. Не допускается применять:
для основного и дополнительноготекста выворотку шрифта и цветные краски;
для выделения текста вывороткушрифта и цветные краски на цветном фоне;
цветной и серый фон в прописях ирабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;
для наглядных изображений (график,схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;
для основного и дополнительноготекста набор в три и более колонок.
6. В пособиях для 1 — 4 классов междусловный пробел долженбыть не менее кегля шрифта текста; для 5 — 11 классов — не менее половины кегляшрифта текста.
7. В изданиях не допускаются дефекты, приводящиек искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения:
непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна,царапины, сдвоенная печать;
затеки клея на обрезы или внутрьблока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций прираскрывании;
деформация блока или переплетнойкрышки[12].
В пособии всё должно быть на«отлично» от иллюстраций до практических заданий. Нельзя допускать ниграмматических ни смысловых ошибок в учебнике. Содержание учебного материаладолжно очень хорошо делиться на необходимый материал и второстепенный.
Наглядное пособие не должносодержать ошибок. Должна быть последовательность в изложении учебного материала.Материал пособия должен соответствовать программному материалу. Пособие дляобучения русскому языку должно обязательно содержать задания проблемногохарактера, задания развивающие творческую мысль, активность учащихся икоммуникативную компетенцию.
Самым важным критерием длянаглядного пособия начальных классов является его внешняя привлекательность: этоиллюстрирование, красочность. Так же не мало важна доступность материала исистемность его расположения. Задания должны носить разноуровневый характер (заданияотвечающие стандартам затем задания повышенного уровня и задания творческогохарактера).
На полиграфические материалы какотечественного, так и импортного производства, применяемые для изготовленияиздания, должны быть представлены санитарно-эпидемиологические заключения,подтверждающие их безопасность для здоровья. Приотсутствии сведений о полиграфических материалах следует проводитьсанитарно-химические исследования на наличие формальдегида. Количествоформальдегида, мигрирующего в модельный раствор (дистиллированная вода), недолжно превышать 0,1 мг/л. Недопускается применение газетной бумаги, кроме изданий, функциональнопредназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например,дидактические материалы, карточки с заданиями и т. п[13].
Сформулированные ниже современныетребования с точки зрения риторики и психологии к наглядным пособиям порусскому языку основываются на специфике учебного предмета и распространяютсяна все виды наглядных материалов:
1. Реализация надпредметнойфункции русского (родного) языка
При разработке пособий необходимоучитывать, что учебный предмет «Русский язык» является основойшкольного образования, поскольку владение родным языком, умение общаться,добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристикамиличности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практическиво всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимсяусловиям современного мира, успешности в овладении будущей профессией.
Как средство познаниядействительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных итворческих способностей ученика, развивает его абстрактное мышление, память ивоображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности исамообразования.
Реализация надпредметной функциирусского (родного) языка создает условия для активного использования вобразовательном процессе новых информационных и коммуникационных технологий,поскольку хорошее владение родным языком, в том числе письменной речью,является одним из главных показателей уровня культуры коммуникации и одним изосновных условий успешного обучения на расстоянии (то есть в дистанционнойформе) по разным школьным дисциплинам.
2. Соответствие нагляднымпособиям общим целям обучения русскому языку в школе
Разрабатывая пособия, необходимоориентировать их на реализацию общих целей обучения русскому языку в профильныхклассах:
формирование представления орусском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознаниенационального своеобразия русского языка; овладение культурой межнациональногообщения;
развитие и совершенствованиеспособности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационныхумений и навыков;
углубление знаний о лингвистикекак науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязиосновных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистическойсистеме русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах иситуациях общения;
овладение умениями опознавать,анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетомих различных интерпретаций; в необходимых случаях давать историческийкомментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точкизрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничиватьварианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний иумений в собственной речевой практике, в том числе в профессиональноориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразногоиспользования языка в различных сферах и ситуациях общения[14].
3. Реализация компетентностногоподхода в обучении русскому языку.
В соответствие с целямиобучения, сформулированными в образовательном стандарте по русскому языку,учебный процесс в профильных классах должен отражать компетентностный подход,который предполагает овладение системой знаний, умений, навыков и личностныхкачеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе иречевые. В соответствии с этим в классах филологического профиля развиваются исовершенствуются лингвистическая (языковедческая), языковая, коммуникативная икультуроведческая компетенции.
4. Формирование общеучебныхумений, навыков и способов деятельности.
Одной из основных целейсовременной системы образования является формирование умений работать синформацией, формирование критического и творческого мышления. Разрабатывая наглядныепособия, нужно помнить, что определяющую роль в решении этой задачи выполняеткурс русского (родного) языка.
Школа должна обеспечитьобщекультурный уровень современного человека, способного к продолжению обученияв образовательных учреждениях высшей школы и свободно владеющегоинформационными коммуникационными технологиями. В связи с этим большое вниманиев разрабатываемых системах обучения должно быть уделено формированиюкоммуникативных общеучебных умений, обеспечивающих результативность интерактивногообщения. Ученик должен овладеть разными формами такого общения: электроннаяпочта, электронная конференция, виртуальный класс (чат), обмен файлами и др.
5. Соответствие содержанияобучения Образовательному стандарту по русскому языку
В соответствии с Федеральнымкомпонентом государственного стандарта изучение русского языка в профильныхклассах нацеливает на подготовку выпускников к получению высшего образования вобласти филологии определяет и специфическое содержание курса для профильногоуровня: приоритетным, как уже отмечалось, является формирование исовершенствование лингвистической компетенции учащихся, что отражено вразработанном стандарте и примерной программе[15].
7. Соответствие нагляднымпособиям общедидактическим требованиям
Информация, передаваемая во всехкомпонентах пособий, должна быть научно достоверной, соответствоватьсовременному состоянию изучаемой науки. При этом необходимо соблюдать оптимальноесоотношение между научностью и доступностью. Научный материал долженразвертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность,последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.
В наглядных пособиях должен бытьсбалансирован теоретический и практический материал, что обеспечиваетиспользование полученных знаний в практической речевой деятельности ученика, атакже реализацию идей личностно-ориентированного обучения.
Наглядное пособие дополняетпрактический материал учебников и дает возможность учителю реализоватьзаложенные методические идеи в полном объеме с учетом задач уровневойдифференциации
8. Интеграция традиционных формобучения и интернет-технологий
Под интернет-технологиямиимеется в виду использование разнообразных электронных сетевых образовательныхресурсов, а также коммуникационных технологий, обеспечивающих быструю передачуинформации на любые расстояние, общение между партнерами. При этом частьматериала может быть предложена учащимся на электронных носителях информацииили в различных условиях доступа к сети Интернет.
Использование новых технологийдолжно определяться не стремлением обеспечить процесс обучения модными ивостребованными формами, а принципом педагогической целесообразности.
3. Создание и использованиетаблиц и схем с учетом современных требования
Таблицы — наиболеераспространённый, традиционный вид пособий по русскому языку, реализующийзрительную наглядность. Ведущее место таблиц среди других средств зрительнойнаглядности определяется тем, что они обеспечивают длительное, практическинеограниченное во времени экспонирование языкового материала. Таблицы просты виспользовании (для демонстрации их не требуется сложные дополнительныеприспособления) [16].
В отличие от плаката таблицапредполагает не просто зрительное предъявление материала, но и определеннуюгруппировку, систематизацию. Таким образом, в самой табличной форме заложенывозможности для широкого использования приема сравнения, облегчающего пониманиеизучаемого материала, сознательное усвоение его.
Указанные особенности таблицпозволяют наметить наиболее целесообразную сферу применения их: формированиянавыков (прежде всего орфографических и пунктуационных).
Большое распространение получилитак называемые таблицы-схемы. Из всех существующих форм наиболее распространенысхемы, представляющие собой организацию теоретического материала в формеграфического изображения, которое обнаруживает и зрительно подчеркиваетсоотношение и зависимость явлений, характеризующих определенную языковуюпроблему (грамматическую, орфографическую, пунктуационную и т.п.). Такое изображениесоздается в упрощенно-обобщенном виде.
Учебные средства наглядностиоблегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому егозапоминанию, причём не механическому и бездумному, а осмысленному и болеепрочному, поскольку при такой подаче учебной информации нагляднодемонстрируется логические связи между явлениями языка.
Из всех существующих формнаглядности сейчас наиболее распространены схемы, представляющие собой особуюорганизацию теоретического материала в форме графического изображения, котороеобнажает и зрительно подчёркивает соотношение и зависимость явлений,характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую,орфографическую, пунктуационную и т.п.) Такое изображение создаётся в упрощённо- обобщённом виде[17].
Наблюдения показывают, чтонесистематическое использование схем приводит к тому, что ученики, случайностолкнувшись с ними на отдельных занятиях, рассматривают как эпизодическую, неочень важную форму работы и не осознают, какую практическую помощь можетоказать схема при усвоении теоретического материала и выполнении упражнений.
Между тем опытным путёмдоказано, что систематическое использование даже одного какого-то методическогоприёма способно придать сложному многоплановому процессу обучения определённуюцельность и стабильность.
Итак, при повторении изученногов начальных классах можно работать, например, со следующими схемами:
“Правописание непроверяемыхсогласных и гласных в корне слова". Схема показывает, что непроверяемыегласные и согласные в корне слова нужно запоминать и в случае затрудненияобращаться к орфографическому словарю. (Приложение 1)
Обобщение тем “Буквы И, У, Апосле шипящих”, “Мягкий знак на конце существительных”, “Разделительный ъ".Читается эта схема так: твёрдый знак пишется перед буквами Е, Ё, Ю, Я толькопосле приставок. Мягкий знак пишется после шипящих на конце существительныхтолько 3 склонения. После шипящих пишутся буквы И, У, А. Исключения: жюри,брошюра, парашют. (Приложение 2)
Следующая схема помогаетвспомнить нелёгкое для обучающихся орфографическое правило (естественно, в нейещё не учитываются существительные на — ия, — ий, — ие и разносклоняемыесуществительные). Она помогает разобраться в случаях, когда возникает вопрос овыборе буквы Е или И в окончаниях существительных:
Буквы Е и И в окончаниях имен существительных. 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. Р. п. И - И Д. п. Е - И П. п. Е Е И
Такая запись выделяет ворфографическом правиле ключевые понятия, без которых невозможно обойтись привыборе окончания — Е или — И: склонение и падеж. Работая с данной схемой привыполнении практических заданий, ученик поневоле запоминает её уже потому, чтозрительная память детей этого возраста обычно неплохо развита. Предлагается длязапоминания не формулировку правила, а предельно сжатую форму записи его,которая поможет в случае необходимости развернуть информацию и изложить её ввиде орфографического предписания. В такой работе тренируется и логическаяпамять, поскольку схема даёт теоретические сведения, обнажая логические связимежду лингвистическими понятиями: склонение, падеж — буква в окончании.
Систематическая работа сосхемами, составление их при непосредственном участии самих обучающихся приводитк тому, что на определенном этапе обучения они уже могут самостоятельно,опираясь на схему, изложить тот или иной лингвистический материал. Сначала стаким заданием справляются только сильные ученики, затем инициативу проявляют иболее слабые.
Слова с пол- и полуЧерез дефис слитно Пол — л пол-лимона Остальные буквы полчаса, полбанана Пол — гласная буква пол-арбуза Слова с полу полуостров Пол — прописная буква пол-Москвы
(Примеры других схем вприложении 3, приложении 4, приложении 5, приложении 6).
Работая со схемой на урокерусского языка, приходится учитывать и этапы обучения, степень подготовленностиучеников к полноценному восприятию и анализу схемы, и их способностисамостоятельно составить и записать подобную информацию, проговорить её,расшифровать незнакомую запись, оформленную в виде схемы, и их способность иумение пользоваться ею в процессе языкового анализа. Большое значение дляуспеха такой работы имеет содержание и оформление такой схемы, которая являетсяобъектом сложного логического анализа.
Прежде всего, использованиесредств графики должно показать логические связи явлений, которые существуют вязыке, но для школьников обычно остаются не выявленными и непонятными. При этомлучше всего придерживаться графического единообразия в противопоставлениисмешиваемых фактов письма, хотя схема может оформляться различными способами[18].
Второе требование — старатьсяупотреблять в схеме минимальное количество слов. Она должна в очень лаконичнойформе описать языковую закономерность, имеющую в языке бесчисленное количествопроявлений, с которыми и сталкиваются обучающиеся при анализе конкретныхязыковых фактов. Вот почему в схеме вполне уместно употребление тех графическихобозначений, к которым привык ученик и которые он моментально “расшифровывает"(знак окончания, суффикса, кружок для обозначения однородных членов предложенияи т.п.). В таком случае, например, правило о различении на письмеразделительных Ь и Ъ может быть схематически приведено так: приложение7.
Эта схема наглядно показываютсвязь орфографического правила с тем, в какой морфеме находится орфограмма,следовательно, такая запись нацеливает на морфемный анализ слова, на что инужно обратить внимание при усвоении этих правил.
Таким образом, схема учит ребятпользоваться особым видом записи теоретического материала.
Использование мультимедийногооборудования позволяет сочетать голосовую, графическую, аудио — ивидеоинформацию через технические средства. Наиболее оптимальным ираспространённым видом ИКТ на уроке можно считать применение слайдовыхпрезентаций. Их использование целесообразно на любом этапе урока, как с помощьюкомпьютера и проекционного экрана, так и с помощью интерактивной доски «Starboard»,например, для проведения вводной беседы, для закрепления материала или егоповторения. Электронные интерактивные доски позволяют сочетать классическуюпрезентацию с возможностями высоких технологий: с демонстрацией информации изИнтернета, с видеомагнитофона, с компьютера, DVD-дисков, флэш-памяти или свидеокамеры.
Применение интерактивной доскина уроке даёт учителю ряд преимуществ:
можно полностью управлять любойкомпьютерной демонстрацией — выводить на экран доски презентацию, репродукциикартин, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео иинтерактивные анимации, выделять важные моменты цветными пометками, работать слюбыми компьютерными программами (например, разгадывать всем классом кроссворд,выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране).
всю проведенную в ходе урокаработу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить вкомпьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и виде видеозаписи.
работая на доске электронныммаркером как мышью, можно быстро и наглядно показать тот или иной прием работысразу всему классу.
благодаря наглядности иинтерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие,повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.Включенные в состав программного обеспечения интерактивной доски различныеспецэффекты (например, Зум, Лупа, Шторка) позволяют акцентировать вниманиеучеников на наиболее существенных фрагментах урока.
при подготовке к уроку необязательно использовать интерактивную доску, достаточно иметь на компьютере тоже самое программное обеспечение, что и для интерактивной доски. Это позволяетготовить и подбирать нужные материалы к уроку на любом компьютере (например,домашнем).
можно применять свои ранеесозданные презентации, без каких — либо изменений или переработать их сиспользованием возможностей интерактивной доски, сохранив изменения в данномпрограммном обеспечении[19].
Эти преимущества позволяютсделать уроки русского разнообразными, динамичными и интересными. Интерактивнуюдоску можно использовать:
для демонстрации и анализахудожественных текстов,
для проведения различныхкомпозиционных игр,
для составления схем и таблиц,
для проверки знаний,
для изучения и закреплениянового материала организованного в презентацию.
Заключение
Принцип наглядности — это основноеисходное положение дидактики, определяющее направление работы с нагляднымматериалом, предусматривающее обязательность его использования в учебномпроцессе. Средства наглядности используются при изложении учебного материалаучителем, в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний иформированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при другихвидах деятельности и учителя, и учеников. Однако, необоснованное, произвольноеи избыточное применение наглядности на занятии может дать и отрицательныйэффект.
В связи с этим, рассмотрим рядусловий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности:
1) Применяемая наглядностьдолжна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.
2) Наглядность должнаиспользоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только всоответствующий момент урока.
3) Необходимо четко выделятьглавное, существенное при показе иллюстраций.
4) Детально продумыватьруководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделениеглавного, комментирование и т.п.).
5) Демонстрируемая наглядностьдолжна быть точно согласована с содержанием материала.
6) Привлекать самих учеников кнахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационномустройстве.
7) Необходимо рациональносочетать различные формы и методов сообщения учебного материала и учебноготруда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Список использованной литературы
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20ноября 2002 г. N 38 «О введении в действие санитарных правил и нормативов»
2. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. — Курск,2006.
3. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык.3 класс: Поурочные разработкик учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. — М.: ВАКО, 2005. — 416 с.
4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М, 2000.
5. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. — СПб,2002.
6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальноепособие. — М.: ВАКО, 2006. — 224с.
7. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. — М.: Просвещение,2008.
8. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004.
9. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. — М.: Гардарики, 2002.
10. Мингазов Э.Г. Гносеологические основы принципа наглядности обучения. — Л,2005.
11. МПРЯ. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). — М., 2000.
12. Программа средне-общеобразовательной школы. Начальные классы. / Подредакцией Зайцева И.В. -М.: Просвещение, 2004.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М, 2006.
14. Русский язык: Сб. текстов для проведения письменного экзамена порусскому языку за курс основной школы. 9 кл. / Авт. — сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л.Склярова. — М.: Дрофа, 2002.
15. Русский язык: Учеб. — справ. пособие/ Е.А. Панова, А.А. Позднякова. — М.:ООО “Издательство АСТ", 2004.462с.
16. СанПиН 2.4.7 1166-02
17. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. — М, 2001.
18. Шмелев А.Д. Русский язык и внеязыковая действительность. — М., 2002.
Приложение 1
/>
Приложение 2
/>
Приложение 3
/>
Приложение 4
/>
Приложение 5
/>
Приложение 6
/>
Приложение 7
/>