Реферат по предмету "Политология"


Российско-китайские отношения

Содержание Введение 1. Общая информация о Китайской Народной Республике (КНР) 2. Стратегическое партнерство России и КНР 1. Межрегиональное и приграничное сотрудничество 3. Перспективы отношений и сотрудничества России и Китая 17 3.1. «Китайский» участок российских островов 2. Тотальная приватизация КНР. Возможные последствия для

России 3. Перспективы инвестиций 1. Свободные торговые зоны и Зоны экспортной переработки 34 3.4. Об американской оценке перспектив российско-китайских отношений 5. Перспективы энергодиалога 39 Заключение 44 Список литературы 46 Приложение 1. Статья Д. Жирнова «Российско-китайское взаимодействие. Перспективы. » 48 Введение Россия и Китай – две крупнейшие мировые державы, издавна оказывающие большое

влияние на международную обстановку. Изучение истории их взаимоотношений всегда было и останется одной из важнейших тем научных исследований, проводимых историками всего мира. Во-первых, Россия и Китай – это страны, представляющие собой различные цивилизационные типы (славянско-православный и конфуцианский). Во-вторых, отношения, связи и контакты Китая с другими странами мира представляют значительный интерес по причине традиционного радикального

эгоцентризма всех сфер социально-политического развития данного государства. В-третьих, обе страны имеют крайне протяженную границу, в течение длительного времени размытую неосвоенностью приграничных территорий. Кроме того, Россия и Китай, являясь крупными региональными военными державами, всегда имели сильные дипломатические школы. Если не только исследователи и политики, но и правительства России и Китая серьезно выступают за строительство российско-китайских отношений нового типа, которые

должны лучше, чем раньше вписаться в новую международную систему отношений, то тогда при любом пересмотре отношений следует руководствоваться отнюдь не интуитивными умозаключениями, а точной концепцией, для этого следует отследить перспективы сотрудничества. Цель работы - показать, что стоит за динамикой (изменениями) в межгосударственных отношениях, как инициировались и инициируются эти изменения вообще и в отношениях между

Россией и Китаем, в частности и проследить основные перспективы сотрудничества. Этот вопрос практически не разрабатывался ни в политологических, ни в исторических исследованиях, тем более связанных с российско-китайскими отношениями, в то время как его решение (либо просто правильная постановка) может помочь в выявлении факторов, способных инициировать изменения в отношениях между нашими странами в будущем. Есть ли основания говорить о том, что успехи экономической реформы в

Китае, а также упорядочивание экономики России позволяют по-новому взглянуть на четырехсотлетнее геополитическое соперничество между Россией и Китаем? Или же новый этап международных отношений позволяет отказаться от идеи соперничества государств и говорить о партнерских отношениях нового типа - отношениях конструктивного сотрудничества? Следует ли рассматривать такую ситуацию как коренную перемену в отношениях между нашими государствами или как ограниченный сдвиг сиюминутного характера?

Что может скрываться за постановкой этих вопросов: чисто страноведческие проблемы или же эти "узкие" страноведческие вопросы выводят нас на методологический уровень и заставляют задуматься о необходимости переформулирования многих вопросов, связанных с общими теоретическими подходами к истории международных отношений? При всем множестве публикаций предшествующих авторов, детально рассматривающих те или иные аспекты российско-китайских и советско-китайских отношений, до сих пор не появилось практически

ни одного труда, в котором были бы исследованы поставленные выше вопросы и содержался бы комплексный анализ всей истории российско-китайского взаимодействия. С точки зрения методологии работа носит междисциплинарный характер, поскольку в силу комплексного характера исследования она затрагивает не только, и не столько, область истории международных отношений с ее традиционным проблемно-хронологическим подходом, но и сферу политологического анализа, сочетая исторический и логический

методы исследования. Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить и объяснить преемственность и динамику российско-китайских отношений с учетом возможных вариантов их дальнейшего развития, Таким образом, основной практической задачей исследования является: на основе анализа уроков и опыта развития русско-китайских и советско-китайских отношений, а также построения российско-китайского конструктивного партнерства, выявить основные параметры и перспективы концепции применительно к взаимоотношениям

России и Китая. При этом основным предметом исследования стала не столько конкретика отношений между Россией и Китаем, сколько вычленение и анализ базисных тяготений и отталкиваний между ними, анализ динамики и преемственности отношений, выявленных на основе сформулированной концепции многофакторного равновесия и вычленения взаимоотношений национальных, государственных и общественных интересов при принятии этими государствами внешнеполитических решений стратегического характера.

Такое определение предмета исследования определило источниковую базу исследования. Мы опирались на материалы Архива внешней политики Российской империи и Архива внешней политики Российской Федерации, Российского Центра хранения и изучения документов по новейшей истории, монографии, учебники и особое внимание уделено статьям. Ставя своей целью сконцентрироваться на значительных (поворотных),

с точки зрения формирования отношений, исторических событиях, автор исследования пытался проследить влияние ряда внешних и внутренних факторов, группирующихся, соответственно, во внешнем и внутреннем кластерах единиц системы, на ход и результата двусторонних отношений. 1. Общая информация о Китайской Народной Республике (КНР) Китайская Народная Республика провозглашена 1 октября 1949 г.

Дипломатические отношения между СССР и КНР установлены 2 октября 1949 г. Официальное название государства: Китайская Народная Республика (сокр. КНР, Китай). Столица: г. Пекин (население – 11 млн. чел.). Крупнейшие города Китая: Шанхай (13 млн. жителей), Тяньцзин (8 млн.), Гуанчжоу (6,5 млн.), Ухань (6.3 млн),

Нанкин (4,5 млн), Чунцин (3 млн.), Сиань (2,9 млн.), Ханчжоу (1,3 млн). Административно-территориальное устройство КНР включает три уровня: провинциальный, уездный и волостной. В настоящее время в состав административно-территориальных единиц провинциального уровня входят 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района.

Географическое положение: государство в Восточной Азии, омывается водами западных морей Тихого океана. На востоке граничит с КНДР, на севере с Монголией, на северо-востоке с Россией, на северо-западе с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, на западе и юго-западе с Афганистаном,

Пакистаном, Индией, Непалом, Сиккимом, Бутаном, на юге – с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. На востоке омывается Желтым и Восточно-Китайским морями, на юге – Бохайским и Южно-Китайским морями. В морях, омывающих Китай, разбросано 5,4 тыс. островов, крупнейшими из которых являются Тайвань (36 тыс. кв.км.) и Хайнань (34 тыс. кв.км.).

Протяженность: В меридианном направлении территория Китая простирается от срединной линии русла реки Хэйлунцзян (53°30' северной широты) севернее города Мохэ до коралловых рифов Цзэнмуаньша (4° северной широты) в самой южной оконечности архипелага Наньшацюаньдао, охватывая более 49 градусов широты; в широтном направлении территория Китая тянется от слияния рек Хэйлунцзян и Усулицзян (135°05' восточной долготы) до западного края

Памирского нагорья (73°40' восточной долготы), простираясь на 60 градусов долготы. Протяженность от крайних точек границ КНР с севера на юг и с запада на восток составляет около 5 тыс. км. Климат: Китай находится в пределах умеренного, субтропического и тропического поясов. Климат на западе континентальный, на востоке преимущественно муссонный. Средние температуры: - января: от -24°С на севере и в

Тибетском нагорье до +18° С на юге; - июля – на равнинах от +20 до +28° С. Площадь: 9,6 млн. кв. км. (уступает лишь России и Канаде). Население: 1,277 млрд. чел первое место в мире. Этнический состав: Китай является единым многонациональным государством, на территории которого проживают 56 национальностей. Среди них 91,6% составляют китайцы (ханьцы).

Кроме того, в стране проживают представители следующих национальных и этнических групп: чжуаны, уйгуры, хуэйцзу, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи, корейцы, тутсзя, дун, яо, бай, хани, тай, ли, лису, шэ, лаху, ва, шуй, дунсяны, на - си, ту, киргизы, цзинно, мулао, сабо, салары, буланы, гэлао, маоань, пуми, ну, аиань, бэнлуры, югуры, баоань, орогоны, гаошань, хечже, мэньба, лоба, татары, узбеки, казахи и русские. Все многонациональное население Китая принадлежит к трем языковым семьям и населяет 64,3%

всей территории страны. Социально-демографическая структура: к настоящему моменту в Китае насчитывается более 800 млн. человек (70,4%) трудоспособного населения в возрасте от 15 до 64 лет, 7,1% - люди старше 65 лет, 22,5% - дети до 14 лет. По половому признаку население распределяется следующим образом: 51,5% - мужчины и 48,5% - женщины. Средняя плотность населения составляет 133 чел. на 1 кв.км, однако

расселение неравномерно – в густонаселенных приморских районах Восточного Китая плотность доходит до 400 чел. на 1 кв.км, в то время как на нагорьях Западного Китая этот показатель составляет лишь 10 чел. на 1 кв.км. В сельских районах проживает 62,3% всего населения. Перенаселенность деревни, в которой к настоящему моменту уже более 1/3 (более 230 млн. чел.) всех рабочих

семей являются избыточными, приводит к массовой миграции трудоспособного населения в города, росту латентной безработицы. История Китая: Китай - одно из древнейших государств мира. Во 2-м тыс. до н.э. сложилось государство Инь, в XI в. завоёванное племенем чжоу. Чжоуское государство к VII в. до н.э. раздробилось на ряд самостоятельных царств (Ци, Цзинь, Цинь и др.). В VI-III вв. до н.э. сформировались конфуцианство, даосизм и другие философские

школы. В III в. до н.э. император Цинь Шихуан объединил под своей властью всю страну. Империю Цинь сменила империя Хань (206 г. до н.э 220 г. н.э.). В Ханьской империи возникли крупные торговые центры, конфуцианство стало господствующей официальной идеологией и опорой императорской власти. Границы империи значительно расширились. Был проложен торговый путь на запад, в страны Средней

Азии и Ближнего Востока (“шёлковый путь”). В III-VI вв. Китай распался на ряд самостоятельных государств. В конце VI в. страна была объединена под властью династии Сун. В XII в. Северный Китай покорили племена чжурчжэней. В XIII в. всю страну завоевали монголы, к власти пришла династия

Юань. В результате народной борьбы монгольское иго было свергнуто (1368 г.). В конце правления династии Мин (1368-1644) вспыхнула крестьянская война 1628-45 гг. Династия Мин была свергнута маньчжурскими правителями. Их династия Цин правила в 1644-1911 гг. После поражения Китая в 1840-х гг. в войне с Великобританией Китаю был навязан первый из неравноправных договоров (в

частности, в 1842 г. был отторгнут Гонконг). США, Франция и Великобритания помогли Цинам подавить восстание тайпинов (1850-64). В конце XIX в. страна была поделена на сферы влияния иностранных держав. В Китае развернулось революционное движение под руководством Сунь Ятсена. Синьхайская революция 1911-13 гг. свергла

Цинскую династию. Революция 1922-27 гг. окончилась установлением власти партии Гоминьдан (основана в 1912 г. Сунь Ятсеном) во главе с Чан Кайши, который стал председателем национального правительства в Нанкине. Остатки войск, руководимых КПК, начали создавать революционные опорные базы. В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай.

После капитуляции в 1945 г. японской Квантунской армии и освобождения Северо-Восточного Китая вооружённые силы (Народно-освободительная армия Китая), руководимые КПК, разгромили гоминьдановские войска. Чан Кайши был вынужден бежать на Тайвань. 1 октября 1949 г. провозглашена КНР. В 1950 г. был занят Тибет, после подавления в 1959 г. китайской армией восстания в этой области

Далай-лама бежал в Индию. Политика т.н. большого скачка (1958-60), “культурной революции” (1966-76) оказала негативное влияние на развитие страны (впоследствии она была осуждена в Китае). С 1978 г. проводится курс на модернизацию экономической и политической жизни с целью превратить Китай к середине XXI в. в высокоразвитую державу. Была допущена многоукладность в экономике, расширена хозяйственная самостоятельность предприятий, образованы открытые экономические районы и “специальные

экономические зоны” с целью привлечения иностранного капитала. С начала 1990-х гг. определился переход к “социалистическому рыночному хозяйству”, осуществляемый КПК. В 1997 г. по договору с Великобританией (заключён в 1989 г.) Китаю передан Гонконг (Сянган). Религия: в Китае мирно сосуществуют различные религии. Число верующих превышает 100 млн. чел. Основные религии – буддизм (проник в

Китай в 1 в. до н.э распространился в IV в), ислам (проник в Китай в середине VII века), христианство (католицизм и протестантство, распространились в Китае европейскими миссионерами в начале XIX в.), традиционная религия – даосизм. Государственно-политическое устройство: действующая Конституция является четвертой по счету со времени провозглашения

КНР, утверждена на пятой сессии ВСНП 5-го созыва 4 декабря 1982 года. Конституция учитывает реальную ситуацию и исходит из перспектив развития страны, поэтому в определенном смысле является конституцией с китайской спецификой, отвечающей требованиям политического, экономического и культурного развития страны в новый период социалистической модернизации. В соответствии с Конституцией КНР, Китайская Народная

Республика является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанным на союзе рабочих и крестьян. Конституция подчеркивает, что Китай будет длительное время находиться на начальной стадии социализма. При этом коренной задачей государства является, следуя по пути построения социализма с китайской спецификой, концентрировать силы на осуществлении социалистической модернизации.

Конституция КНР гарантирует каждому гражданину страны основные демократические права и свободы, включая право свободы слова, печати, собраний, создания обществ, шествий и демонстраций; свободу вероисповедания; личную свободу и уважение человеческого достоинства и другие. Конституция имеет высшую юридическую силу в качестве основного закона государства. Глава государства – Председатель КНР Ху Цзиньтао (с марта 2003 года), заместитель

Председателя КНР – Цзэн Цинхун (с марта 2003 года). Высший орган государственной власти – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), избираемое на 5 лет. Сессии ВСНП проходят один раз в год по 14-15 дней (обычно в марте). Между сессиями действует Постоянный комитет ВСНП (с марта 2003 г. Председатель – У Банго). ПК ВСНП обладает правом принятия законов.

Собрания народных представителей (СНП) создаются до уровня волости. Высшим органом исполнительной власти является Государственный совет КНР (правительство). Премьер – Вэнь Цзябао (с марта 2003 г.). На всех административно-территориальных уровнях действуют народные правительства. Госсовет и народные правительства утверждаются СНП соответствующего уровня.

Госсовету КНР предоставлено право принятия нормативных актов, имеющих силу закона. Высший военный орган КНР – Центральный Военный Совет (ЦВС). Председатель – Цзян Цзэминь. Политические партии: правящей в КНР партией является Коммунистическая партия Китая (около 65 млн. членов). Генеральный секретарь ЦК – Ху Цзиньтао (избран на

XVI съезде в ноябре 2002 года). Помимо КПК в Китае существуют еще 8 политических партий, признающих руководство КПК. Политические партии и общественные организации Китая формируют Всекитайский и местные комитеты Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК) – органы, имеющие совещательный характер. Всекитайский комитет НПКСК возглавляет член Постоянного комитета

Политбюро ЦК КПК Цзя Цинлинь (с марта 2003 года). Создание оппозиционных КПК политических организаций в КНР не допускается. Внутриполитическое положение: Суть ключевых направлений внутриполитического курса КНР в целом заключается в ускоренной всесторонней модернизации страны на основе формирования рыночной экономики с высокой степенью государственного регулирования и участия, создании системы социальной защиты

населения, активной интеграции в мировой рынок, сохранении жесткой вертикали власти на базе однопартийной системы с ее постепенной подстройкой под требования рынка и открытости внешнему миру. На сегодняшний день ни в правящей элите, ни среди населения не существует сколько-нибудь влиятельной оппозиции этому курсу. Важным этапом в дальнейшем развитии внутриполитического курса Китая стала передача высшей власти следующему поколению руководителей, начавшаяся на

XVI съезде КПК (ноябрь 2002 г.), когда преемником Цзян Цзэминя на посту генсека ЦК КПК стал заместитель Председателя КНР Ху Цзиньтао, и на сессии парламента (март 2003 г.), закрепившей смену руководства законодательной, исполнительной и судебной властей. В КНР в основном сформирована рыночная экономика. Доли государственного, коллективного и прочих секторов (индивидуальный, частный, с участием иностранного

капитала) в ВВП ныне примерно сравнялись. Сохранение весьма значительной роли государства в социально-экономической жизни, а также однопартийной системы диктуется не только представлениями нынешней правящей элиты относительно общественного устройства, но в еще большей степени – объективной и долговременной необходимостью обеспечения успешного проведения модернизации и преобразований. Доминирующая задача всей внутренней политики Китая – поддержание высоких темпов экономического и социального

развития при сохранении общественной стабильности. Власти страны достаточно эффективно решают ее, умело преодолевая внутренние проблемы и амортизируя негативное влияние перепадов мировой экономической конъюнктуры. В области экономических преобразований на передний план выдвигаются задачи реформы налоговой системы (включая унификацию налогообложения китайских и иностранных предприятий) и госсектора (акционирование

крупных и средних предприятий, приватизация мелких), акционирование ведущих государственных коммерческих банков, продолжение либерализации ценообразования, дальнейшая перестройка системы социального обеспечения, приведение внешнеэкономического законодательства в соответствие с правилами ВТО. В политической сфере приоритетом является совершенствование работы КПК и укрепление ее позиций в обществе. Большое внимание уделяется совершенствованию правового регулирования

всех сторон общественной жизни. В этом контексте ведется укрепление роли законодательной и судебной властей. Особое внимание уделяется борьбе с коррупцией в партгосаппарате, которая рассматривается как почти что главный на сегодняшний день фактор подрыва руководящей роли партии и общественной стабильности. Экономическое положение: Несмотря на общемировой экономический спад, Китай на протяжении последних лет демонстрирует стабильные темпы экономического развития.

Показатели экономического роста в 2003 году превзошли прогнозы. Негативное влияние эпидемии атипичной пневмонии было ограниченным, китайская экономика даже ускорила свой рост. Объем ВВП КНР за девять месяцев 2003 г. вырос на 8,5% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г достигнув 7,9 трлн. юаней (953 млрд. долл.). Рост промышленного производства 16,5%, сельского хозяйства - 2,8%, торговля и сфера услуг выросла на 5,4%. КНР имеет значительное положительное сальдо во внешней

торговле (в 2002 г 30 млрд. долл. США), привлекает большой объем прямых иностранных инвестиций (в 2002 г 52 млрд. долл. США). Дополнительным фактором притока капитала стали рыночные ожидания повышения курса юаня, которые вызвали массовый приток ранее вывезенных капиталов. В 2002 г. впервые зарегистрирована репатриация капиталов в размере 7,8 млрд. долл а в первой половине 2003 г. в страну поступило уже 25 - 30 млрд. долл. США.

Валютные резервы КНР выросли с 286 млрд. долл. США в конце 2002 г. до 384 млрд. долл. США в сентябре 2003 г. (второе место в мире после Японии). Инвестиционная накачка экономики привела к значительному росту промышленного производства, буму в строительстве и на рынке недвижимости. Именно эти отрасли стали основой экономического роста, обеспечив до 70% прироста ВВП. По официальным данным, эффективность экономики улучшается, прибыль в

промышленности в этом году выросла на 52%. Однако главный результат промышленного бума – тотальное перепроизводство продукции. По данным Госуправления статистики КНР, наблюдается очевидное превышение предложения почти по 90% товарных позиций. В результате, несмотря на огромные темпы роста денежной массы в экономике, индекс цен вырос лишь на 0,8%, в основном, за счет удорожания производственных материалов. Цены на большинство потребительских товаров снижаются.

В этих условиях производителям очень трудно сохранять рентабельность. Не имея адекватного роста продаж внутри страны, промышленность (за исключением экспортных производств) не может бесконечно наращивать мощности и выпуск продукции без снижения эффективности и последующего кризиса в возврате кредитов банковской системе. Риски от избыточных производственных мощностей лягут на банковскую систему, увеличивая объем “плохих” долгов.

Все большая часть производимой в Китае промышленной продукции поставляется на экспорт, который стал “отдушиной” для экономики страны. Огромная потребность экспортировать произведенное объясняет фантастические темпы роста внешней торговли. В 2003 г. ее объем вырос на треть и достиг 800 млрд. долл досрочно перевыполнив план на всю 10-ю пятилетку (680 млрд. долл. к 2005 г.). Рост китайского экспорта ведет к обострению противоречий

КНР с ее основными торговыми партнерами, обвиняющими Китая в экспортной экспансии за счет заниженного курса юаня. На фоне быстрого промышленного развития прирост потребления был ниже и составил 8,6%. Экономическое развитие способствует росту доходов населения, однако они распределяются все более неравномерно. Доходы горожан выросли на 9%, а крестьян - на 3,8%.

Таким образом, основной частью благ экономического роста пользуется городское население. При этом в городе также увеличивается социальное расслоение. Российские учреждения в КНР: 1. Посольство России в КНР: 100600, Beijing, Dongzhimennei Beizhong street, 4; тел. (8610) 6532 2051, 6532 1381; факс: (8610) 6532 4851; эл.почта: embassy@russia.org.cn; вебсайт:

www.russia.org.cn Консульский отдел Посольства: тел. (8610) 6532 1267; факс: (8610) 6532 4851; 2. Генконсульство России в Шанхае: 200080, Shanghai, Huangpu Road, 20; тел.: (8621) 6324 8383; факс: (8621) 6306 9982; 3. Генконсульство России в Шэньяне: 110031, Liaoning Province, Shenyang city, Shisan Nanweilu, 31; тел. (8624) 2322 3927; факс: (8624) 2322 3907; 4.

Генконсульство России в САР Гонконг КНР: 21 Floor, Sun Hung Kai Centre, Harbour Road, 30, Wanchai, Hong Kong; тел. (852) 2877 7188; факс: (852) 2877 7166. 2. Стратегическое партнерство России и КНР Российско-китайские отношения стратегического партнерства характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой и разветвленной организационной структурой

двустороннего взаимодействия, активными связями на всех уровнях. Основные принципы российско-китайских отношений закреплены в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, подписанном Президентом В.В.Путиным и Председателем КНР Цзян Цзэминем 16 июля 2001 г. в

Москве. Практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения. Контакты между главами государств России и Китая приобрели интенсивный характер - встречи проводятся до трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).1-3 декабря 2002 года состоялся официальный визит в

КНР Президента Российской Федерации В.В.Путина. 26-30 мая 2003 г. прошел государственный визит в Россию нового Председателя КНР Ху Цзиньтао. Имеет место регулярное общение по "горячей" линии телефонной связи. С 1996 г. действует механизм регулярных (раз в год) встреч глав правительств России и Китая (последняя - 22 сентября 2003 г. в Пекине). Между Белым домом и Госсоветом КНР также установлена "горячая" линия телефонной связи.

Налажено сотрудничество между центральными законодательными, судебными и практически всеми исполнительными органами власти. Активно развиваются межрегиональные связи, подписано более ста соглашений о сотрудничестве между властями административно-территориальных единиц различного уровня. Установлена, юридически оформлена и демаркирована российско-китайская граница на более чем 98% ее протяженности. Успешно реализуются подписанные главами пяти государств -

России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана Шанхайское (апрель 1996 г.) и Московское (апрель 1997 г.) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. На базе “Шанхайской пятерки” создана Шанхайская организация сотрудничества, соучредителем которой наравне с указанными странами стал и Узбекистан. В последние годы существенно активизировалось торгово-экономическое

сотрудничество. В 2003 году товарооборот достиг рекордного уровня в 15,7 млрд. долл США. В соответствии с графиком идет строительство с российским участием АЭС "Тяньвань" в китайской провинции Цзянсу. Продолжается проработка перспективных нефтяных и газовых проектов, началось создание совместных технопарков. В гуманитарной сфере намечены масштабные проекты сотрудничества, среди которых ежегодное проведение

фестивалей культуры, создание совместных вузов и центров изучения русского и китайского языков, более тесное взаимодействие санитарно-эпидемиологических служб, популяризация в России лечебных методов традиционной китайской медицины, активизация на плановой основе туристических и спортивных обменов, сотрудничества СМИ. Позиции России и КНР по принципиальным вопросам устройства миропорядка и по основным международным проблемам, в том числе

таким региональным, как иракская и ситуация на Корейском полуострове, совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики. Помимо интенсивных контактов между министрами иностранных дел, действует система плановых консультаций по линии МИДов на уровне заместителей министров и департаментов. 2.1. Межрегиональное и приграничное сотрудничество

Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное 10 ноября 1997 г. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики. В рамках Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству

Российско-Китайской Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств действует Постоянная рабочая группа по межрегиональному и приграничному торгово-экономическому сотрудничеству. На ее втором заседании в 1998 г. был также создан Российско-Китайский Координационный совет по межрегиональному и приграничному сотрудничеству, в который входят представители регионов. Приоритетными направлениями сотрудничества признаны упорядочение приграничной

торговли, в том числе в торговых комплексах на границе, развитие транспортной инфраструктуры в приграничье, совершенствование механизмов банковских расчетов, страхования и арбитража, повышение эффективности взаимодействия в области охраны окружающей среды, укрепление связей по линии пограничных, правоохранительных и миграционных служб. Потенциально крупными направлениями сотрудничества, особенно приграничных регионов России и Китая, являются совместное освоение лесных ресурсов и лесопереработка, энергетика.

Достигнута договоренность о проведении ряда консультаций, в т.ч. об определении принципов и содержания приграничной торговли с целью выработки двустороннего соглашения, о регулировании деятельности приграничных торговых комплексов. Определяющим для развития в последние годы российско-китайского приграничного торгово-экономического сотрудничества стало изменение Китаем в 1996 году статуса и режима ведения приграничной торговли в соответствии с требованиями ВТО. В понятие “приграничная торговля” стали включаться торговые

операции только двух видов: 1) торговые операции населения на специальных рынках в 20-километровой приграничной полосе и 2) операции, осуществляемые специально уполномоченными на ведение “малой” приграничной торговли компаниями и предприятиями, расположенными в приграничных районах, через определенные государством погранпереходы. Указанным компаниям были предоставлены льготы, предусматривающие взимание таможенных пошлин и налогов по ставкам, составляющим половину от действующих. Все остальные торгово-экономические операции, в том

числе бартерные, осуществляемые китайскими компаниями в приграничных провинциях, с 1 апреля 1996 года были лишены каких-либо льгот и облагаются пошлинами и налогами по полным ставкам. В развитии приграничной торговли в настоящее время имеется ряд весьма серьезных проблем, без решения которых уже в ближайшем будущем будет трудно обеспечить устойчивое и поступательное развитие приграничных экономических связей между двумя странами. Так, например, весьма узка номенклатура российского экспорта.

Общепринятые расчеты в пригранторговле – расчеты наличными – ведутся в обход банковских каналов и зачастую с нарушениями российского и китайского валютных законодательств. 25 мая в гостиничном комплексе «Президент-отель» состоялась российско-китайская конференция «Приграничное и межрегиональное сотрудничество между РФ и КНР», в которой приняли участие Председатель СФ С.М.Миронов и Председатель Постоянного комитета

Всекитайского Собрания Народных Представителей КНР У Банго. Вопросы законодательного обеспечения приграничного и межрегионального сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой обсуждены на первой межпарламентской российско-китайской конференции, которая состоялась 25 мая в Президент-отеле в Москве. Открывая конференцию, Председатель

Совета Федерации Сергей Миронов обозначил главную задачу российских и китайских законодателей – «совершенствовать имеющуюся законодательную базу двустороннего сотрудничества, найти взаимопонимание по спорным вопросам» на основе вступившего 28 февраля 2002 года Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР. Межпарламентские связи между нашими странами являются важной частью российско-китайского взаимодействия, считает спикер верхней палаты российского парламента.

Он напомнил, что в ней уже четвертый год работает парламентская группа по связям с Всекитайским Собранием Народных Представителей, официальную делегацию которого принимает 22-28 мая Совет Федерации. Говоря о развитии экономических связей между Россией и Китаем, С.Миронов напомнил, что товарооборот между нашими странами достиг в прошлом году 15,7 млрд. долларов США. Причем, почти половина этого товарооборота приходится на приграничную торговлю,

подчеркнул он. По его словам, около ста регионов и городов РФ и КНР, установив прямые связи, самостоятельно заключают торговые сделки и осуществляют культурные обмены друг с другом. Но было бы ошибочным полагать, что все вопросы уже сняты заметил Председатель Совета Федерации, обратив внимание участников конференции на «шероховатости и препятствия, которые затрудняют полноценное развитие сотрудничества».

По мнению С.Миронова, товарооборот между нашими странами «не отвечает потенциальным возможностям России и Китая», а «в приграничных экономических отношениях необходима симметрия». Сегодня жизненно необходим поиск новых форм и методов ведения торговли, создание современной инфраструктуры всего комплекса российско-китайских торгово-экономических связей, полагает спикер. Подробно остановившись на вопросах приграничного сотрудничества,

С.Миронов заявил, что одним из препятствий для его успешного развития является неудовлетворительное состояние законодательной базы в этой сфере. Поэтому, по словам спикера, Совет Федерации намерен обратить особое внимание на формирование международно-правовой основы приграничного сотрудничества и уже в ближайшее время разработать и внести предложения, учитывающие интересы и специфику участия российских регионов в международных и внешнеэкономических связях.

Председатель Совета Федерации выразил надежду, что конференция станет отправной точкой нового этапа в отношениях между Россией и Китаем. Глава делегации Всекитайского Собрания Народных Представителей, Председатель Постоянного Комитета ВСНП КНР У Банго охарактеризовал в своем выступлении сегодняшнюю внутреннюю и внешнюю политику Китая. Он заверил, что КНР «никогда не будет претендовать на гегемонизм».

У Банго сообщил, что в развитие Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и Россией в настоящее время уже подписано более 160 межгосударственных и межправительственных документов. Вместе с тем «следует не закрывать глаза на разногласия и шероховатости» между сегодняшней Россией и Китаем, убежден У Банго. Тем более, что, по его словам, есть все основания считать, что объем товарооборота двух стран «скоро достигнет 20 млрд. долларов».

Председатель Постоянного Комитета ВСНП полагает, что обеим странам следует «активно придерживаться активного прагматичного духа». Он выдвинул целый ряд предложений по развитию двусторонней торговли, структура которой сейчас «оставляет желать лучшего», расширению инвестиционного сотрудничества, созданию благоприятных условий для взаимовыгодного сотрудничества регионов и предприятий. Российско-китайский товарооборот «вполне может превысить планку в 20 млрд. долларов

США уже к 2005 году», уточнил заместитель министра экономического развития и торговли РФ Виталий Савельев. Он сообщил, что в настоящее время создано 523 совместных российско-китайских предприятий, в которые вложено около 1,5 млрд. долларов. А на открывающейся летом ХV Харбинской ярмарке будут представлены почти два десятка российских регионов. Среди проблем, которые требуют неотложного решения,

В.Савельев назвал «упорядочение так называемой неорганизованной торговли», для чего уже создана двусторонняя рабочая группа, создание торговых комплексов и другие. Министр коммерции КНР Ляо Саоци констатировал, что объем приграничной торговли между Китаем и Россией составляет в настоящее время 22,3% от общего объема товароборота, а 12 китайских провинций вышли на прямые связи с субъектами РФ. «Это важный фундамент двусторонних отношений» убежден он.

Среди предложений, которые китайский министр вынес на обсуждение участников конференции, можно выделить его предложения о формировании равноправных условий для доступа товаров на рынки обеих стран, улучшение инфраструктуры приграничных регионов РФ и КНР и т.д. О проблемах дальнейшего развития сотрудничества двух стран, как и на IХ Российско-китайском форуме в КНР «Россия и Китай.

Межрегиональное сотрудничество: экономика, торговля и инвестиции» в апреле этого года говорили большинство выступивших участников конференции. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Игорь Иванов, например, посетовал на то, что изменение Китаем в связи с его вступлением в ВТО статуса приграничной торговли «затруднило ее» и «нужно идти на

взаимные уступки». Он обратил внимание на то, что на российской стороне границы КНР-РФ «отсутствуют современные терминалы», недостаточно используются мощности Транссибирской магистрали. В то же время сенатор, представляющий в Совета Федерации Приморский край, не без зависти отметил, что в КНР разработана и реализуется программа возрождения промышленной базы на северо-востоке страны.

А вообще, в России по обычаю тепло принимали делегацию Всекитайского Собрания Народных Представителей КНР. Ее визит начался 22 мая в Хабаровске, где она встретилась с руководством Хабаровского края и полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К.Б. Пуликовским, побывала в бизнес-центре «Дальний

Восток». От Совета Федерации с делегацией работал здесь председатель его Комитета по обороне и безопасности В.А. Озеров. В Иркутске эстафету принял заместитель Председателя Совета Федерации Д.Ф. Мезенцев. Делегация ВСНП также встретилась здесь с руководством области, побывала в поселке Листвянка на Байкале. Вот что рассказал об этом Дмитрий

Мезенцев: - В ходе встречи с губернатором Иркутской области Борисом Говориным, главой ее Законодательного собрания Геннадием Истоминым и другими руководителями региона были обсуждены вопросы более комплексного использования и развития того потенциала отношений этого региона с китайскими партнерами, который накоплен за последние годы. Достигнутый общий годовой объем товарооборота между нашими странами расценивается китайской стороной

только как рубеж в его развитии. И мы, конечно, должны отвечать на такой подход предметным обсуждением реальных проектов сотрудничества, прежде всего, в глубокой переработке леса и энергосистеме. Тем более, что сегодняшний потенциал «Иркутскэнерго» нам иметь в этом регионе избыточный энергоресурс. Кроме того, в центре внимания руководителей Иркутской области и китайской делегации в равной степени были и вопросы развития алюминиевой промышленности, торговли, использования огромного потенциала

Байкала. Обсуждался на встрече и вопрос о незаконной миграции. Позиция обеих сторон была единой – всячески способствовать прекращению потока незаконных мигрантов из КНР в Россию и совершенствовать законодательную базу для борьбы с ней. На приглашение руководства области, которое было подтверждено затем в ходе визита китайской делегации Председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым, направить для участия в 3

Байкальском экономическом форуме авторитетную делегацию мы получили позитивный ответ. Это очень важно, поскольку в рамках этого форума планируется проведение российско-китайского «круглого стола», посвященного развитию лесного хозяйства. 3. Перспективы отношений и сотрудничества России и Китая Данную главу целесообразно начать с представления официального мнения , в связи с чем приводим ответы

официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопросы российских СМИ по российско-китайским отношениям 11-10-2004. Вопрос: Каковы состояние и перспективы российско-китайских отношений? Ответ: Отношения России и Китая характеризуются дальнейшим развитием и углублением линии на стратегическое партнерство на длительную перспективу. Закрепляется интенсивный политический диалог с новым китайским

руководством, расширяется экономическое сотрудничество, наращивается взаимодействие в международных делах. 2 октября наши страны отметили 55-ю годовщину установления дипломатических отношений. На этом фоне выделяются поступательный характер развития двусторонних связей, их динамика, стремление Москвы и Пекина в максимальной степени реализовать имеющийся позитивный потенциал, заложенный в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 16 июля 2001 года как в сфере двусторонних отношений,

так и на ключевых направлениях взаимодействия в мире. Это особенно важно с учетом нынешней международной ситуации, в том числе задач совместной борьбы с терроризмом, положения в Ираке, на Корейском полуострове, Ближнем Востоке, вопросов стратегической стабильности. При этом стороны исходят из важности продолжения и углубления российско-китайского диалога на всех

уровнях. Существующая ныне практика проведения не менее трех саммитов в год, ежегодных встреч глав правительств, обменов визитами глав парламентов выстроили новую схему взаимодействия между нашими странами, позволяющую в максимальной степени учитывать национальные интересы сторон, давать своевременные и скоординированные ответы на вызовы современности. Россия и Китай намерены прилагать усилия по отлаживанию, развитию и совершенствованию всех систем и структур, призванных обеспечить бесперебойное функционирование российско-

китайского политического, торгово-экономического и гуманитарного сотрудничества. Подтверждая твердость и неизменность курса на углубление отношений стратегического партнерства, Москва и Пекин нацелены на наполнение их новым содержанием, дальнейшее расширение взаимодействия по важнейшим международным вопросам. Стороны заявляют о решимости продолжать претворять в жизнь имеющиеся договоренности, изыскивать новые пути и средства стимулирования поступательного движения вперед в российско-

китайских отношениях, не ослаблять усилий для того, чтобы для развития наших двусторонних отношений была и в дальнейшем характерна высокая динамика. Готовится принятие солидного политического документа, который даст оценку современного этапа двусторонних отношений, подведет итоги реализации Договора 2001 года и наметит линию на углубление сотрудничества как в различных практических областях, так и на международной арене. Вопрос: Как продвигается сотрудничество

Москвы и Пекина в торгово-экономической области? Ответ: В развитие Договора 2001 года ожидается новый по форме и содержанию документ - Российско-Китайский План действий на 2005-2008 гг реализация которого будет во многом определять характер и уровень нашего взаимодействия в практических областях на ближайшую перспективу. Итоги 9-й регулярной встречи глав правительств России и

Китая и визита Премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Россию (23-25 сентября с.г.) являются важнейшим этапом российско-китайского диалога в торгово-экономической сфере. Стороны с удовлетворением отмечают положительную динамику в развитии двусторонней торговли и экономического взаимодействия и считают вполне достижимой целью выйти к концу текущего года на объем двустороннего товарооборота в 20 млрд. долл а к 2010 году - на уровень в 60 млрд. долл.

При этом потенциал России и Китая в плане расширения торгово-экономических связей далеко не исчерпан этими показателями. Россия и КНР готовы и дальше совершенствовать формы и методы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, делая упор на реализацию крупных совместных проектов в различных областях. Вопрос: Какое место в российско-китайских отношениях занимают вопросы противодействия сепаратизму и терроризму, обеспечения международной безопасности?

Ответ: Россия и Китай заявляют о неизменности своего подхода к вопроса



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Билингвизм
Реферат Теоретические основы смешанной экономики в Республике Казахстан
Реферат История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абраама Адамса
Реферат Евангельские мотивы в русской литературе XX века 2
Реферат Замена механической КПП и Замена сальника штока КПП и масло в КПП
Реферат Виды и формы обучения
Реферат Сучасні логістичні системи товароруху за кордоном
Реферат Аудирование на начальном этапе обучения
Реферат Воспитание и обучение в Древнерусском государстве ХI-XV вв
Реферат Влияние алкоголя на организм и психологию подростка
Реферат Клініко терапевтичні аспекти тривожних розладів при алкогольній залежності
Реферат История возникновения и развития банковского дела его особенности в ряде стран
Реферат Выпускной вечер: "Прощай 9 - здравствуй 10"
Реферат Восприятие текста
Реферат Санкара, Томас