Реферат по предмету "Педагогика"


Различные подходы к проблеме объяснения феномена юмора

Министерствообразования Российской Федерации
Оренбургскийгосударственный педагогический университет














Обзорныйдоклад на тему:
«Различныеподходы к проблеме объяснения феномена юмора».
Выполнил:Портнов Дмитрий,
студентIкурса факультета психологии,
группа103.
Преподаватель:Конькина Е.В.,
старшийпреподаватель кафедры общей педагогики.
Оренбург.
2003 г.

Сколько людей – столько и мнений. Во всевремена мыслители обращались к проблеме юмора, пытаясь выяснить его природу,понять значение и функции – каждый находил что-то новое и оригинальное вподходе к решению этой задачи.
Одним из первых сделал попытку объяснитьфеномен юмора Платон. Он говорит о двойственной природе смеха, которыйсоединяет боль и удовольствие, т.к., порождаемый поведением других людей, онявляется ответом на их ошибки. Ошибки – это несчастья человека, а, значит, мысеемся над несчастьем человека. Несчастье –боль, смех – удовольствие.
Цицерон привел первую классификацию приемомостроумия:
1. Смешное, проистекающее из самого содержанияпредмета.
2. Смешное как словеснаяформа, которая включает в себя: двусмысленность, неожиданные умозаключения,каламбуры, необычные истолкования собственных имен, пословицы, аллегорию,метафоры, иронию. Причиной же смеха он считал что-то безобразное переданное небезобразнымспособом.
Много столетий спустя Гоббс, обращаясь кпроблеме смеха, отмечал психологическую парадигму этого феномена. Он утверждал,что смех – это всегда радость. Детерминировать смех могут различные события, общеев них – что-то новое и внезапное: тогда у человека возникает чувство ликованияоттого, что он осознал что-то значительное в себе самом и сравнил этозначительное со слабостью других или своей немощью в прошлом.
Брейн определил смех как выражение торжества победы над врагом.Но смех настолько связан с радостью победы, что превратился в выражение радостивообще. Еще одна функция смеха – умственная разрядка, отдых, снятие напряжения.
Во второй половине XIXвека Спенсер обратился к структуре ситуаций, вызывающих смех. По Спенсеру естьсмех, вызванный простыми чувствами, и есть комический смех. В первом случае –это выплеск нервной энергии, накопленной в результате воздействия сильных эмоциональныхвстрясок, во втором – означает «нисходящую несовместимость»: человекждет чего-то большего, а находит маленькое. Если же вместо ожидаемогомаленького обнаруживается неожиданно большое, то возбуждается чувство удивленияот «восходящего большого».
Интересен подход Хартли. Онподошел к изучению комического как эволюционист, попытавшись проследитьизменение смеха на протяжении жизни. Хартли анализирует смех от щекотки, как отбыстрого чередования противоположных ощущений: болезненного прикосновения имгновенного исчезновения боли. Все раздражители, вызывающие смех, по своейсути, есть такое чередование. Хартли рассматривает эволюцию таких раздражителейв течение жизни и приходит к выводу: по мере взросления меняются раздражители,но не их структура, смех, таким образом, – ответ на «психологическующекотку».
Шотландский философ Дж. Биттиразделял смех на естественный и искусственный. Роль искусственного смеха, такаяже, как песня мальчика, пытающегося скрыть от себя страх. Естественный смехподразделяется на животный (от щекотки, от радости) и интеллектуальный – отосознания смешной идеи.
Дж. Локк интересовался особенностью остроумноймысли, которая отличает ее от неостроумной. Он различает простое суждение иостроумное. Цель первого – избежать заблуждений, основанных на случайномсходстве, а секрет остроумия прежде всего в сходстве идей и их объединении,быстром и прихотливом, которое дает чувство удовольствия.
Шопенгауэр определял смех через особенностичувственного восприятия и рассудочного знания. Философ видит ключ к объяснениюкомического в победе чувственного восприятия над абстрактным знанием. Смехпоявляется там, где осознается несовпадение понятие с реальностью, т.к. понятиеохватывает только часть свойств, и наступает момент, когда осознаетсянесоответствие между объектом, взятым во всей совокупности свойств и однобокоотражающим его понятием. Смешное по Шопенгауэру делится на остроумное и глупое.Остроумие – это форма смешного, которая осознанно смешивает разные объекты,пользуясь тем, что их можно описать одним понятием; неожиданное обнаружениеразличий понятий, входящих в одно понятие–природа глупости.
Противоположных взглядов придерживался АнриБергсон. В начале XX века большую популярность имела книга его «Смех насцене и в жизни». Ее основные постулаты: первое, все смешное должно быть«человечно» (животные и неодушевленные предметы смешны, еслинапоминают о чем-то человеческом), и, второе – для смеха характерно отсутствиечувств. Ведущая концепция Бергсона в осознании природы комического – концепция«социального упрямства». Человек, подчиняясь общественным требованиям,не имеет права давать волю своим привычкам, поэтому общество настороженноотноситься ко всем проявлениям такого автоматизма, т.е. недостатку гибкостиума, характера и тела. Эксцентричность всегда асоциальна. На проявлениеэксцентричности общество отвечает смехом, цель которого – исправление.Назначение смеха – постоянной угрозой нависать над человеком, корректируя егосоциальное поведение, поэтому смеются над пороками, промахами, просчетами иошибками, а случается и над добродетелями: главный критерий – отсутствие социальнойгибкости.
Оригинальный подходк поиску разгадки смеха предложил З. Фрейд. Он считал, что остроумие носитподсознательный характер и по его движущим мотивам разделял на:
-        обусловленное сексуально, т.е. это такое же средство привлечь партнера,как, например, красивый павлиний хвост;
-        обусловленное агрессивно, т.е. едкая острота по адресу врага и соперника– это нечто вроде символического убийства;
-        остроумие цинически-святотатственное, т.е. протест против ограничений,налагаемых;
-        остроумие скептическое, т.е. сомнение в надежности познания.
Фрейд проводил различиемежду чувством юмора и остроумием, которое он выводил из представления обэкономии психической энергии. Так остроумие экономит психическую энергию, т.к.снимает необходимость тормозить свои агрессивные побуждения. Остроумие –отдушина для враждебных чувств, если эти чувства не могут быть«изжиты» другим способом, а также отдушина для разрядки половоговозбуждения. Комическое отличается от остроумного тем, что оно неумышленно. Комизмдоставляет удовольствие, позволяя на непродолжительное время вернуться в состояниедетской беззаботности, и экономит психическую энергию благодаря достигаемой сего помощью «экономии мышления». Наконец, чувство юмора, обнаруживаясмешную сторону любого явления, неблагоприятного, преобразует  боль и гнев в улыбку и смех – это экономиячувств.
Таким образом, загадкасмешного, комического и остроумного с давних пор привлекала исследователей.Невозможно составить не только исчерпывающий обзор, но и простой переченьтрактатов, посвященных комическому, правда, несмотря на это, сокровенная тайнасмеха так и остается тайной.


В заключение хотелось быотметить, что, несмотря на огромное количество исследований в сфере педагогики,работ, касающихся изучения значения юмора в педагогической деятельности,исключительно мало. Неужели теоретики педагогики предают юмору в деятельностиучителя слишком маленькую роль? Хотелось бы без комментариев привести факт изодной педагогической статьи. В этой статье приводились профессионально-значимыеличностные качества педагога, которых было перечислено сорок пять. Чувствоюмора было упомянуто сорок третьим.
Литература.
1. Лук А.Н. Юмор,остроумие, творчество. М., «Искусство», 1977.
2. КорепановаН.В. и др. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.//Педагогика.2003. №3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.