Содержание
ВведениеГлава 1. Теоретическиеосновы методики изучения текстовых процессоров1.1 Теоретический анализ научных источников и современное состояниеизучаемой проблемы1.2 Назначение и возможности текстовых редакторов итекстовых процессоров1.3 Методика обучения обработке текстовой информации1.3.1 Текстовый процессор Microsoft Word1.3.2 Текстовый процессор WordPad2 Эффективность использования методики изучения текстовых процессоровв основной школе2.2 Диагностика уровня изучения текстовых процессоров восновной школе2.3 Методические рекомендации по отбору материалаЗаключение
Литература
Приложения
Введение
Революция вавтоматизации делопроизводства в офисе в 80-е годы прошлого века стала реальновозможна в связи с созданием и широким распространением персональныхкомпьютеров. Персональные компьютеры в первую очередь вытеснили из обращенияпечатающие машинки, составляющие основу технических средств подготовки печатныхдокументов. Преимущества компьютера, оснащенного специальным текстовымпроцессором (редактором), перед печатающей машинкой были явными и заключались втом, что обеспечивали значительное повышение удобства, производительности выполненияработ и, самое главное, повышение качества получаемых при этом документов. Разделениево времени этапов подготовки документа, таких, как ввод, редактирование,оформление, подготовка к печати и собственно сама печать сделали процесссоздания документа более простым и технологичным.
В основном материал,изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленныхмонографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы«Методика изучения текстовых процессоров». Однако требуется учетсовременных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Актуальность настоящейработы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Методикаизучения текстовых процессоров» в современной науке, с другой стороны, еенедостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с даннойтематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цельисследования состоит в повышении эффективности обучения информатике в основной школепри использовании методически разработанного материала по текстовымпроцессорам.
Объект исследования: процессизучения текстовых процессоров в основной школе.
Предмет исследования: влияниеметодики изучения текстовых процессоров на эффективность обучения в школе.
Гипотеза:
Если:
— сформулироватькритерии отбора материала;
— разработать методикусочетания теоретического и практического обучения,
то возможно повышениеэффективности обучения информатики в школе.
Для достижения цели ипроверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
− Изучитьсостояние проблемы в литературе;
− выявитьпроблему методики изучения текстовых процессоров в курсе информатики в основнойшколе;
− сформулироватькритерии отбора материалов;
− разработатьметодику сочетания теоретического и практического обучения;
− разработатьзадания на повышение эффективности обучения.
В ходе написаниякурсовой работы использовались следующие методы:
1. Аннотированиелитературы.
2. Теоретическийанализ литературы: изучение литературы по проблеме написания курсовой работы,изучение документации.
3. Анализсовременной методики изучения текстовых процессоров.
4. Методыизучения педагогического опыта – беседа.
Курсовая работа былапроведена в несколько этапов:
1 этап: Сентябрь 2008г.– выбор темы курсовой работы. Подбор литературы.
2 этап: Октябрь-ноябрь2008г. – составление плана и изучение основной литературы по теме.
3 этап: Декабрь 2008г.– теоретический анализ отобранных источников и их реферирование.
4 этап: Январь-февраль2009г. – написание курсовой работы (теоретическая часть).
5 этап: Март 2009г. — планирование исследовательской работы, подготовка материала к практическойчасти эксперимента.
6 этап: Апрель 2009г. –оформление курсовой работы.
7 этап: Май 2009г. –защита курсовой работы.
Работа имееттрадиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из2 глав, заключение литература.
Практическая значимостьисследования состоит в разработке методических рекомендаций по изучениютекстовых процессоров в базовом курсе информатики на примере несколькихзаданий.
Глава1.Теоретические основы методики изучения текстовыхпроцессоров1.1 Теоретический анализ научных источников и современноесостояние изучаемой проблемы
В учебном пособии«Редактор Word 2003» авторами О.А.Житковой и др. описаны основные команды редактора Wordи способы применения их на практике.
В учебном пособии«Методика преподавания информатики» автора М.П. Лапчик, И.Г. Семакин и Е.К.Хеннер предлагают методику обучения обработкетекстовой информации, а также описывают работу в текстовых процессорах.
В учебнике«Информатика: Базовый курс» автор С.В. Симонович предлагает описание программ MicrosoftWord и WordPad.Описываются практические задания по изучению процессора MicrosoftWord. Также автор подробно описываетинтерфейс, назначение и функции процессора WordPadи ещё автор сравнивает оба этих процессора.
В приложении«Информатика» к газете «Первое сентября» рассмотрено несколько статей автораИ.А. Калинина, в которых он подробно описывает технологию работы в программах:Microsoft Word, WordPad, описывая только важные моменты. Данным авторомпредлагаются методические рекомендации учителям основной школы по использованиюпрограмм общего назначения при изучении некоторых разделов курса информатики, атакже других дисциплин.
В учебнике информатикидесятого класса автор Семакин И.Г. знакомит с технологией работы в некоторыхприкладных программах: Microsoft Word, WordPad. Автором предложены задачиразличного типа на развитие памяти и логического мышления. Также в учебномпособии имеются практические работы с подробным описанием их выполнения.
Таким образом, проведяанализ литературы, можно сделать вывод о том, что в учебной и методическойлитературе по информатике достаточно подробно описываются текстовые процессоры,предлагаются практические работы общего характера, направленные на выработку уучащихся навыков работы с компьютером. Но мало внимания отводится методикеизучения текстовых процессоров. Следовательно, этот вопрос остаетсянедостаточно изученным.
1.2Назначение и возможности текстовых редакторов и текстовых процессоров
Для работы с текстом используют два основных классапрограммного обеспечения: текстовые редакторы и текстовые процессоры. Разницамежду ними, в первую очередь, заключается в способах оформления текста, введенногов компьютер.
Текстовые редакторы служат в основном для ввода иредактирования текста. При использовании текстового редактора создаетсятекстовый файл, который содержит только коды символов, которые были в неговведены. Это означает, что все текстовые редакторы работаю с текстом одинаково.Текст, введенный в одном редакторе, можно редактировать другим редактором, неиспытывая при этом никаких затруднений.
Современные текстовыепроцессоры предоставляют пользователю широкие возможности по подготовкедокументов. Это и функции редактирования, допускающие возможность любогоизменения, вставки, замены, копирования и перемещения фрагментов в рамкаходного документа и между различными документами, контекстного поиска, функцииформатирования символов, абзацев, страниц, разделов документа, верстки,проверки грамматики и орфографии, использования наряду с простыми текстовымиэлементами списков, таблиц, рисунков, графиков и диаграмм.
Значительное сокращениевремени подготовки документов обеспечивают такие средства автоматизации наборатекста, как автотекст и автозамена, использование форм, шаблонов и мастеровтиповых документов.
Наличие внешней памятикомпьютера обеспечивает удобное длительное хранение подготовленных ранеедокументов, быстрый доступ к ним в любое время.
Существенно упрощаютпроцедуру ввода данных сканеры и голосовые устройства. Существующие системыраспознавания текстов, принимаемых со сканера, включают функцию экспортадокумента в текстовые редакторы.
Широкий спектрпечатающих устройств в сочетании с функциями подготовки документа к печати,предварительного просмотра, обеспечивает получение высококачественныхчерно-белых и цветных копий на бумаге и прозрачной пленке.
Современные тенденциисовершенствования этих систем направлены на улучшение коммуникационныхвозможностей текстовых процессоров. При работе в локальных и глобальных компьютерныхсетях пользователь имеет возможность обмениваться документами с удаленнымипользователями, отправлять документы по электронной почте непосредственно изтекстового редактора, готовить данные в формате Web-страниц.
Таким образом,современные программы предусматривают множество функций, позволяющих готовитьтекстовую часть документа на типографическом уровне. Кроме того, современныепрограммы позволяют включать в текст графические объекты: рисунки, диаграммы,фотографии. Благодаря этим возможностям файл, представляющий собой текстовыйдокумент, может содержать, помимо алфавитно-цифровых символов, обширнуюдвоичную информацию о форматировании текста, а также графические объекты.
При выборе текстовогоредактора для работы нужно учитывать многие факторы: и сложность документов, имасштаб (объемы) текстов, и требования к качеству документа на бумаге, ихарактер материалов (например, простая «беллетристика» или таблицы, формулы,уравнения и т.п.).
«Наиболее известныередакторы текстов можно условно разделить «по специализации» на три группы:
· процессорыобщего назначения («Лексикон», Microsoft Word, и др.);
· редакторынаучных документов (ChiWriter и др.);
· редакторыисходных текстов программ (Multi-Edit и встроенные редакторы системпрограммирования BASIC, Pascal и т.д.)»[12;367].
С помощью «Лексикона»можно подготовить и текст программы, а с помощью Multi-Edit – документ общегоназначения. «Специализация» редактора заключается в том, что в нем добавлены(или оптимизированы) функции, которые необходимы для обслуживания документовопределенного типа. Например, Multi-Edit позволяет выделить цветом смысловыесегменты исходных текстов программ, ChiWriter удобен для набора математическихвыражений и т.д.
1.3Методика обучения обработке текстовой информации
В современных условиях умение работать втекстовом редакторе становится всё более актуальным. Понятие информационнойкультуры многозначно и включает в себя множество видов работы с самойразнообразной информацией, среди которых не последнее место занимает грамотноеоформление представляемого материала.
В любом школьном курсе информатикираздел компьютерной обработки текста непременно присутствует. Вместе с тем вбазовом курсе изучение этого опроса ограничивается краткими теоретическимисведениями принципах хранения и обработки текстовой информации и приобретениемначальных навыков работы с текстовым редактором.
В профильном курсе технологическойнаправленности речь может идти о приобретениипрофессиональных навыков машиной обработки текстов, вплоть до введения виздательские системы.
«Текстовые редакторы —это программы для создания, редактирования, форматирования, сохранения и печатидокументов. Современный документ может содержать, кроме текста, и другиеобъекты (таблицы, диаграммы, рисунки и т. д.)»[1;103].
«Редактирование —преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение илиисправление содержания документа»[5;39]. Редактирование документа обычнопроизводится путем добавления, удаления или перемещения символов или фрагментовтекста.
«Форматирование — этооформление текста. Кроме текстовых символов форматированный текст содержитспециальные невидимые коды, которые сообщают программе, как надо его отображатьна экране и печатать на принтере: какой шрифт использовать, каким должно бытьначертание и размер символов, как оформляются абзацы и заголовки.Форматированные и неформатированные тексты несколько различаются по своейприроде. Это различие надо понимать»[5;41].
В форматированномтексте важно все: и размеры букв, и их образ, и то, где заканчивается однастрока и начинается другая. То есть форматированный текст неразрывно связан спараметрами листа бумаги, на котором напечатан.
Документы бумажные иэлектронные. Документы могут быть бумажными или электронными. Бумажныедокументы создают и форматируют так, чтобы обеспечить их наилучшеепредставление при печати на принтере. Электронные документы создают иформатируют с целью наилучшего представления на экране монитора. Постепенноевытеснение бумажного документооборота электронным — одна из тенденций развитияинформационных технологий. Сокращение расхода бумаги благотворно сказывается насбережении природных ресурсов и уменьшении загрязнения окружающей среды.
Форматирование бумажныхи электронных документов может существенно различаться. Для бумажных документовпринято так называемое абсолютное форматирование. Печатный документ всегдаформатируется под печатный лист известного размера (формата). Например, ширинастроки документа зависит от ширины листа бумаги. Если документ был оформлен дляпечати на листах большого формата, то его нельзя напечатать на маленькихлисточках — часть документа на них не поместится. Одним словом, форматированиепечатного документа всегда требует предварительного выбора листа бумаги споследующей привязкой к этому листу. Для печатного документа всегда можно точноназвать (в любых единицах измерения) размеры шрифтов, полей, расстояний междустроками или абзацами и т. п.
Для электронныхдокументов принято так называемое относительное форматирование. Автор документане может заранее предсказать, на каком компьютере, с каким размером экранадокумент будут просматривать. Более того, даже если бы размеры экранов и былиизвестны заранее, все равно невозможно предсказать, каков будет размер окна, вкотором читатель увидит документ. Поэтому электронные документы делают так,чтобы они подстраивались под текущий размер окна и форматировались «на лету».
Автор электронногодокумента не знает также, какие шрифты имеются на компьютере будущего читателя,и потому не может жестко указать, каким шрифтом должны изображаться текст изаголовки. Но он может задать такое форматирование, при котором на любомкомпьютере заголовки будут выглядеть крупнее, чем текст.
Относительноеформатирование используют для создания электронных документов Интернета (такназываемых Web-страниц), а абсолютное — для создания печатных документов втекстовых процессорах.
Программа текстовогопроцессора позволяет создать новый документ – такой как письмо, записку илисообщение – или изменить ранее созданный документ. Можно использовать MicrosoftWord, чтобы ввести новый текст,отредактировать существующий текст, сформатировать для придания ему полнойнаглядности и рационального размещения на странице. С помощью MicrosoftWord можно вставлять графическиеобъекты, таблицы, диаграммы, осуществлять проверку орфографии и обнаруживать втексте грамматические ошибки.
1.3.1Текстовый процессор MicrosoftWord
Тема «Текстовый процессор Word, основныефункции». Начать изучение данной темыцелесообразно с рассказа о том, что представляет собой обработка текстовойинформации, предназначенной как для личных, так и для деловых целей.Учащиеся, как правило, не представляют себе всего многообразия задач в этойсфере; в итоге лекции должно быть сформировано представление о том, что этадеятельность весьма многопланова и непроста.
«Текстовый процессор Microsoft Word обладает широкими возможностями для ввода,форматирования и редактирования текста, позволяет вставить в него таблицы ииллюстрации. Кроме того, он предусматривает ряд специальных операций, в числекоторых можно упомянуть многоколоночный набор, нумерацию страниц, вставкуколонтитулов, формирование списков, вставку сносок, создание оглавлений»[3;79].
Следует также ввести (или напомнить)основную терминологию, связанную с текстами: символ, слово, строка,предложение, абзац, шрифт, кегль, интерлиньяж, колонтитул и т.д.
«Полезна общая характеристикатекстового процессора Word, к элементам которой учащиеся будут неоднократновозвращаться в ходе изучения. Кроме того, необходимо напомнить, что Word,работая в среде Windows, позволяетсовершать обмен данными между Windows-приложениями.Для многих учащихся будет неожиданной информация о том, что Word позволяетнабирать сложные математические выражения и химические формулы, строитьрисунки. Наконец, современный Word — полноценная издательская система; о назначенииэтого класса программ также целесообразно рассказать на лекции»[7;562].
Далее переходят к описанию основныхфункций Word. C этого момента существенно определиться, на какую версиюпрограммы вы опираетесь. Разумеется, желательна наиболее современная и в тожевремя широко распространенная из версий; в настоящее время это, скорее всегоWord 2003. Конечно, подавляющая часть материала этого спецкурса инвариантна относительнотого, используется ли на практических занятиях Word 2003 или, скажем, Word2007, но интерфейс этих программ несколько отличается.
Изучение основных функций Wordвключает следующие вопросы:
· запуск программы ивыход из нее;
· загрузка документа вфайл и сохранение его в файле,
· многооконность ипереход в другие окна;
· функции горизонтальногоменю (общий обзор);
· панельинструментов и назначение наиболее часто используемых инструментов стандартнойпанели и панели форматирования;
· режимы отображениядокумента на экране, задание масштаба;
· ввод текста.
Требованияк знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
· какое место занимаеттекстовый процессор Word среди программ обработки текстов;
· общие характеристикипрограммы;
· смыслобозначений (текстовые меню, пиктограммы) в стандартном окне Word.
Учащиесядолжны уметь:
· запускатьпрограмму Word и выходить из нее;
· загружать документ сдиска для обработки в Word и сохранять его на диске, создавать бумажную копию;
· загружать несколькодокументов в разные окна;
· вводить простой текст,разбитый на абзацы, с клавиатуры.
Тема «Редактирование документов в Word».Перечислите те операции,которые необходимо освоить для овладения навыками редактирования документов:
· перемещение потексту с помощью клавиатуры, перемещение на абзац, перемещение путем установкитекстового курсора в нужное положение мышью, с помощью команды меню правка/перейти;
· выделение элементовтекста (отдельных слов, предложений, группы строк, абзаца, всего текста);
· удаление элементовдокумента;
· перемещение фрагментовдокумента;
· копирование фрагментовдокумента;
· поиск и заменафрагментов документа;
· форматированиепредложений и абзацев.
Для того чтобы учащиеся не испытывалипроблем с неизбежной порчей документа в процессе изучения указанных вышеопераций, следует приготовить заранее текст на диске и в процессе тренировкилибо не сохранять исправленный текст, либо сохранять его под другим именем.
Далее занимаются освоениемформатирования символов, произвольных групп символов и абзацев.
Сделайте замечание общего характера: иэти, и многие другие операции в Word можно выполнять не одним способом. Однакоопыт показывает, что пусть лучше учащиеся освоят один из способов (до появленияустойчивых навыков), а лишь потом берутся за другие.
Некоторые действия в Word, в том числе и по форматированию, вообщелучше отложить при первом изучении. Концентрическое изучение такой сложнойпрограммы способствует как скорейшему появлению минимально необходимого наборапрактических навыков, так и в случае нехватки времени на более полное изучениепозволяет вовсе исключить необязательный материал. К примеру, при изученииформатирования такие действия, как копирование формата, обрамление и заполнениеабзаца, создание списка-перечисления абзацев и ряд других, лучше отнести навторой концентр обучения либо на самостоятельное изучение. После того какучащиеся освоят минимально необходимый для создания документа набор действий ипоймут саму логику организации программы, остальные действия осваивается гораздолегче.
Освоив форматирование, занимаютсяоформлением страниц документа. Осваивают следующие операции: разметка страниц,вставка номеров, вставка разрывов. Вставку сносок и колонтитулов при первомподходе можно опустить.
Дляпроведения уроков по редактированию удобно предварительно, до урока, создать надиске несколько текстов в произвольном формате и заготовить несколько шаблонов— образцов форматов, под которые учащиеся должны самостоятельно подвести этитексты.
Требованияк знаниям и умениям учащихся
Учащиесядолжны знать:
· в чем заключаетсяредактирование документа;
· основные операции поредактированию документа.
Учащиеся должны уметь:
· отредактировать попредложенному учителем шаблону текста размером в 2-3 страницы.
Тема «Вставка таблиц». На первом этапе изучения достаточно освоитьодин из способов создания таблиц — например, с помощью меню таблица/вставить/ таблица (Word 2003).
Требованияк знаниям и умениям учащихся
Учащиесядомны уметь:
· создать таблицу,содержащую заданное число строк и столбцов;
· перемещаться потаблице;
· устанавливать ширинустолбца;
· заполнять таблицутекстом;
· создавать желаемоеобрамление и заливку ячеек таблицы;
· удалять таблицу.
Тема «Рисунки в Word — вставка исоздание». B Word возможна как вставка в документ готовых рисунков, хранящихся вспециальных библиотеках, так и создание собственных рисунков с помощьюспециального набора инструментов. При первом подходе к изучению Wordрекомендуют ограничиться готовыми рисунками. Кроме того, возможна вставкарисунков, созданных другими программами — графическими редакторами.
Требованияк знаниям и умениям учащихся
Учащиесядолжны уметь:
· вставлять в текстрисунки из подкаталога CLIPART с помощью меню вставка/рисунок;
· вставлять в текстссылку на файл-рисунок;
· перемещать рисунок потексту;
· масштабировать рисунок.
Тема «Дополнительные возможности Word». Word располагает многими дополнительнымивозможностями. Их целесообразно отнести ко второму концентру изучения. Срединих надо отметить, в первую очередь, следующие:
· проверкуправописания;
· организацию переносаслов;
· создание рисунков спомощью встроенных инструментов;
· вставку специальныхсимволов;
· вставку математическихформул.
Указанныевозможности не исчерпывают всего того, что может Word, однако стремлениеизучить «все» вряд ли целесообразно. Даже опытные пользователи порой открываютв этой программе новые возможности и осваивают их по мере необходимости.
Требованияк знаниям и умениям учащихся
Учащиесядолжны уметь:
· понимать сообщенияредактора о потенциальных ошибках, появляющиеся при наборе текста;
· запускатьпроцедуру проверки орфографии участка текста или всего документа;
· устанавливать режимавтоматического переноса текста;
· создавать простыерисунки с надписями, группировать их элементы;
· вставлять специальныесимволы из различных библиотек;
· вставлять в текстматематические формулы (уровня тех, которые есть в школьном курсе математики).
Тема«Элементы издательского дела с использованием Word». Этатема вовсе не является обязательной для школьного курса по информатике. Ееизучение может быть оправдано, скорее всего, в рамках дополнительногоспецкурса, преследующего цели предпрофессиональной подготовки по издательскомуделу.
1.3.2 Текстовыйпроцессор WordPad
Редактор WordPad,входящий в состав Windows, не назвать особо мощным. Никаких излишеств,присущих, например, Microsoft Word, в нем не найти. Не располагает он такжекакими-либо особенными возможностями форматирования: WordPad не поддерживаетдаже такую простую функцию, как выравнивание текста по обоим краям. Онпозволяет набирать простейшие тексты, но дополнительно позволяет выполнятьпростейшие приемы форматирования. В связи с особой простотой программы в нейзатруднительно создать документ представительского качества, но если накомпьютер поступает форматированный документ, выполненный в другом, болеемощном текстовом процессоре, то программа WordPad позволяет его просмотреть ираспечатать. В этом качестве ее чаще всего и используют.
Но с большинствомповседневных задач – с написанием письма, студенческого реферата, изготовлениемпоздравительной открытки – WordPad справляется вполне успешно.
С помощью WordPadможно: работать со шрифтами, использовать разнообразное начертание и цветшрифтов; сохранять тексты как в своем собственном формате, так и в другихпопулярных форматах (в том числе в формате Microsoft Word); вставлять в тексткартинки разнообразных форматов.
Интерфейс WordPad.«Запускаетсятекстовый редактор WordPad из меню «Пуск/Программы/Стандартные».
У WordPad – несколькоуправляющих элементов: Текстовое Меню вверху окна, затем – кнопочная панельопераций, еще ниже – панель форматирования, а внизу, прямо над окном наборатекста, — управляющая Линейка»[14;54].
У каждого из этихэлементов свой круг задач.
Текстовое меню, впринципе, просто дублирует возможности, вынесенные на кнопки других панелей.Однако нажать на кнопку проще, чем искать команду в меню, поэтому используетсяэта панель не слишком часто.
На кнопки Кнопочной Панеливынесены все основные операции, которые можно проделать с уже готовым текстом –форматирование, операции со шрифтом, сохранение, печать и многие другие. Окаждой кнопке стоит рассказать подробнее, ведь именно сними приходится работатьчаще всего.
Кнопка Создать новыйдокумент. Можно создать документ в одном из четырех форматов – собственномформате WordPad (файл с расширением *.wri),универсальном текстовом формате TXT(*.txt), «обогащенном» формате RTF (*.rtf)и в формате Microsoft Word (*.doc).
Кнопка Открытьдокумент. С ее помощью можно открыть уже созданный в любом из указанныхвыше форматов документ, добравшись до него с помощью специальногомини-проводника.
Кнопка Сохранитьдокумент. С ее помощью можно сохранить созданный документ в любой папке надиске и под нужным именем.
Кнопка Печатьдокумента. С ее помощью можно отправить на печать весь документ.
Кнопка Предварительногопросмотра – при ее нажатии текст появляется в таком виде, в котором онбудет напечатан.
Кнопка Поиск –ищет в документе заданное слово или словосочетание.
Кнопка Вырезать.Ее назначение – убрать в «карман» Windows выделенный фрагмент текста.
Кнопка Скопировать– то же, что и Вырезать, но без удаления фрагмента.
Кнопка Вставить– вставка текста из «кармана».
Кнопка Отменить– отмена последних действий.
Форматирование – этоизменение внешнего вида текста или его отдельных элементов, например,начертания шрифтов.
Работа с Панелью ИнструментовФорматирования придает желаемый вид документу.
Меню Шрифтовпозволяет выбрать шрифт для текста. WordPad оперирует всеми шрифтами, которыеустановлены в системе, давая возможность создать очень красивый текст.
Меню Размер шрифтаустанавливает размер шрифта (кегль)для всего текста или его выделенного участка.
Четыре следующих значкаопределяют начертание шрифта, соответственно полужирное, курсивное (наклонное)и подчеркнутое; последний значок отвечает за цвет шрифта. При определенииначертания шрифта можно оперировать разными комбинациями этих параметров,получая, например, полужирный курсивный синий шрифт или подчеркнутый красный.После нажатия кнопки начертания она как бы «утапливается» в панель: повторноенажатие на нее позволяет снять параметр начертания с выделенного участкатекста.
Группа из следующихтрех значков определяет вид текста – выравнивание по левому и правому краю, атакже по центру.
Последняя кнопка –кнопка Маркеров, вставляющая перед каждым новым абзацем значок в видежирной точки. Функция Маркеров применяется, в частности, при форматированиисписков.
С помощью Линейкиможно установить ширину текста, и величину абзацного отступа. Отвечают за этоособые объекты – бегунки. Нижние бегунки – правый и левый – отвечают за отступосновного текста от границ страницы, а верхний бегунок – за абзацный отступ.
Глава2.Эффективность использования методики изучения текстовыхпроцессоров в основной школе
2.1 Диагностика уровня изучения текстовых процессоров в основнойшколе
C целью диагностикиуровня изучения текстовых процессоров в основной школе мы обратились за помощьюв общеобразовательную школу №1 к учителю информатики Бенцель Ольге Валерьевне.Из беседы мы узнали, что на уроках информатики в школах чаще всего при изучениикакой-либо темы сначала выдается весь материал, а лишь затем он закрепляется практически.
Я предложила своюгипотезу, что если материал выдавать частями и каждую часть закреплятьпрактически. Но закреплять практически – это не означает объяснить материал идать задание для самостоятельного изучения. Нужно во время и после объясненияматериала показывать это практически, для этого лучше вызывать, ученика, а лишьпотом давать задания для небольшой самостоятельной работы. То изучение ипонимание материала увеличиться, то есть, возможно, повышение эффективностиобучения информатики в школе.
Тем более при изучениитакой темы, как текстовые процессоры, нужно более чаще показывать изучениематериала на практике, потому что в этой теме изучается работа с процессорами,а без практики материал будет непонятен.
2.2Методическиерекомендации по отбору материала
Изучение темы призвановооружить учащихся теми базовыми умениями и навыками, которые необходимы дляпрочного и сознательного усвоения этих знаний. Материал должен быть понятным.Нужно объяснять все понятия и при возможности их демонстрировать наглядно.Лучше выдавать материал в игровой форме или в какой-либо другой вызывающейинтерес у учеников.
Материала не должнобыть слишком много, так как это способствует меньшему усвоению и пониманию, нои не должно быть только одних понятий.
Согласно этимрекомендациям, я разработала три урока по теме по «Текстовые процессоры» восновной школе.
Тема первого урока«Запуск и завершение работы MicrosoftWord. Структура окна текстовогопроцессора» (Приложение 1). Этот урок – это введение в тему «Текстовыепроцессоры». В нем рассматривается, что такое текстовый процессор и редактор,виды текстовых курсоров, настройка удобной среды, структура окна, назначениекаждого элемента окна, как осуществить запуск и завершение работы текстовогопроцессора. При изучении нового материала учитель не просто рассказывает тему,а каждый новый элемент, ранее не знакомый ученикам, показывает наглядно илипосле подробного объяснения вызывает ученика, чтобы он с помощью учителяпоказал этот новый элемент. После одного или нескольких пунктов новой темыученикам дается задание для практического закрепления материала.
Во втором уроке«Объекты текстового процессора и их параметры. Способы выделения объектовтекстового документа» (Приложение 2) идет продолжение изучения темы MicrosoftWord, идет ознакомление учащихся спонятиями: из каких элементарных объектов состоит текстовыйдокумент; параметры, которые характеризуют элементарные объекты; способы выделенияобъектов текстового процессора. В начале урока проводится актуализация знаний,если группа учащихся состоит из 8 человек, то работа проводится за компьютероми предлагается 1 вариант предложенных заданий. В противном случае учащиесяделятся на подгруппы, и данная работа проводится в двух вариантах (1 подгруппа– 1 вариант работа выполняется за компьютером, 2 подгруппа – 2 вариантписьменно в тетрадях). Также как и в предыдущем уроке каждый пункт новой темыподробно описывается наглядно учителем или вызывается ученик. Но в этом уроке вотличие от предыдущего нового материала не много, сначала выдается весьматериал, а затем идет его практическое закрепление.
А вот третий урок посвящен закреплению темы «Текстовыйпроцессор WordPad» (Приложение 3), это не простой урок, а урок-игра. Правилаигры: отвечающий ученик выбирает номер вопросы и дает ответ, если ответ правильный- учащемуся засчитывается 1 балл. В случае если ответ не верный — баллы неприсуждаются. По итогам игры, учащиеся, набравшие максимальное количествобаллов (5) получают оценку. Если ответ ученика неполный учитель вправе задатьдополнительный вопрос.
Предложенные урокиявляются лишь малой частью того, как можно выдавать темы по текстовымпроцессорам в основной школе.
Заключение
Основы методикитекстовых процессоров, а также эффективность использования методики изучениятекстовых процессоров в основной школе.
Из анализа учебной иметодической литературы по информатике мы узнали, что в учебных пособияхподробно описываются текстовые процессоры, предлагаются практические работыобщего характера, направленные на выработку у учащихся навыков работы скомпьютером. Но мало внимания отводится методике изучения текстовых процессоров.
Для того чтобы выявитьпроблему методики изучения текстовых процессоров мы обратились вобщеобразовательную школу №1 и из беседы с учителем информатики узнали, что науроках информатики в школах чаще всего при изучении какой-либо темы сначалавыдается весь материал, а лишь затем он закрепляется практически.
По результатамисследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме,и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояниявопроса.
В данной курсовойработе приведена только малая часть того, как можно выдавать темы по текстовымпроцессорам в основной школе.
Литература
1. Гохберг,Г.С. Информационные технологии: Учебник для сред. проф. образования / Г.С.Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. – М.: Издательский центр «Академия»,2004. – 208 с.
2. Гребенюк,Е.И. Технические средства информатизации: Учебник для сред. проф. образования /Е. И. Гребенюк, Н. А. Гребенюк. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2005. – 272 с.
3. ЖитковаО.А. Редактор Word 2003. (Тематическийконтроль по информатике.) Житкова О.А., Жаркова В.Б., Кудрявцева Е.К. – М.:Интеллект-Центр. 2005. – 195 с.
4. Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб: Питер Ком, 1999. – 304 с.
5. Калинин,И.А. Технологии обработки текста / Под редакцией д.п.н. И.Г. Семакина //Информатика.-2007. — №15.-С.38-43.
6. Колмыкова,Е.А. Информатика: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.А.Колмыкова, И.А. Кумскова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 416 с.
7. Лапчик,М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. Пед. вузов /М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. – М.:Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
8. Могилев,А.В. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак,Е.К. Хеннер; Под ред. Е.К. Хеннера. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 816 с.
9. Семакин,И.Г. Информатика. 10 класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 3-е изд. – М.: БИНОМ.Лаборатория знаний, 2006. – 165 с.
10. Семакин,И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическоепособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. –496 с.
11. Симонович,С.В. Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. – СПб.: Питер, 2001. –640 с.
12. СимоновичС.В. и др. Специальная информатика: учебное пособие. Симонович и др. – М.:АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1997. – 563 с.
13. Стандартосновного общего образования по информатике и информационным технологиям //Информатика и образование. 2004. — №4. – С. 7-9.
14. Угринович,Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / Н.Д. Угринович. –3-е изд. испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 205 с.
Угринович, Н.Д. Информатика: Учебник для 7 класса /Н.Д. Угринович. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 173 с.