Реферат по предмету "Психология"


Особенности эмоциональной сферы у больных шизофренией с сохраненным интеллектом

СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Особенности эмоциональной сферы у больных шизофренией Определение шизофрении и её формы Непрерывная шизофрения
Периодическая шизофрения Приступообразная - прогредиентная шизофрения 2. Экспериментальные исследования 3. Заключение Литература ВВЕДЕНИЕ Тему своей курсовой работы «Особенности эмоциональной сферы у больных шизофренией с сохраненным интеллектом» считаю очень актуальной. Так как эмоции – это единственное (если не считать вегетативную нервную систему) что человечество не научилось скрывать, контролировать в нужных ситуациях поступать с выгодой для себя. Например, больной шизофренией осознаёт своё заболевание, да ещё и интеллект у него сохранился, естественно он попытается скрыть своё заболевание от окружающих. А психически больные люди представляют угрозу для общества, и как правило, подлежат лечению и даже изоляции в специальные учреждения. Кроме того эта тема поможет мне распознавать заболевание на более ранних стадиях, что даст возможность при своевременно начатом лечении избежать обострение заболевания. 1. Особенности эмоциональной сферы у больных шизофренией Первая часть курсовой работы посвещена теоретическому изучению проблемы особенности эмоциональной сферы у страдающих шизофренией в молодом возрасте. Вторая часть имеет практическое значение, целью которого явилось исследование эмоциональной сферы больных шизофренией, а также выявления взаимосвязи между снижением интеллекта и нарушениями в эмоциональной сфере. Предложим гипотезу: о влиянии уровня интеллекта на умение управлять своими эмоциями, адекватно давать себе самооценку, справляться с трудными ситуациями сложившимися в ходе жизнедеятельности. Определим себе следующие задачи: 1. Теоретически изучить особенности эмоциональной сферы у страдающих шизофренией 2. Провести диагностическое исследование больных шизофренией, результатом которого можно было бы проверить нашу гипотезу 3. Сделать соответствующее заключение Определение шизофрении и её формы Шизофрения в переводе с греческого обозначает разделять или раскалывать разум. Является наиболее распространенным психическим заболеванием, которое проявляется своеобразными изменениями личности (нарушением социального контакта и мышления, эмоциональным обеднением), а также другими психическими расстройствами – от легких и переходящих до тяжёлых и необычно стойких, приводящих к частичной или полной инвалидности. Начинается, как правило, в возрасте от 15 до 25 лет, что дало повод первоначально называть эту болезнь ранним слабоумием. Но нередко шизофрения возникает до 15 лет (детская и подростковая ) или даже после 60 лет (поздняя шизофрения). Течение прогрессирующее и длительное. Выделяют три формы шизофрении: непрерывную, периодическую (рекуррентную) и приступообразно – прогредиентную. Мы рассмотрим особенности эмоциональной сферы больных шизофренией во всех трёх формах. Непрерывная шизофрения В зависимости от степени тяжести (прогредиентности) разделяют злокачественную, умеренно прогредиентную и вяло протекающую шизофрению. Злокачественная шизофрения начинается в детском, подростковом, но чаще всего в юношеском возрасте. Первыми симптомами являются выраженные изменения личности. Появляется вялость, пассивность, теряется интерес к окружающему, часто катастрофически падает школьная успеваемость. Параллельно с этим иногда возникают новые, всегда непродуктивные интересы и занятия: поверхностное и бессистемное изучение философии или других дисциплин, преподаваемых в ВУЗах; разработка собственных методов воспитания воли или особого физического закаливания; лишённое цели, но необычно упорное коллекционирование, конструирование и т.д. Изменяется и отношение больных к окружающим. Так, обычная привязанность к близким сменяется грубостью чёрствостью, нередко тупой злобой. Больные могут говорить о родителях как о своих злейших врагах, теряют прежних товарищей и знакомых. Нарастающее изменение личности сопровождаются приостановкой её развития. На этом фоне могут возникнуть отдельные навязчивости , ипохондрия (убеждение в несуществующей болезни) и психопатоподобные расстройства в форме бродяжничества, воровства, алкоголизма, сексуальной расторможенности. Если психические нарушения ограничены перечисленными изменениями личности, а продуктивные расстройства (бред, галлюцинации и др.) едва заметны, то речь идёт о простой шизофрении. Но болезнь обычно в дальнейшем усложняется: через 1-4 года после начала заболевания появляются бредовые, галлюцинаторные, аффективные и катанонические расстройства. Их определяет не развёрнутость (рудиментность), часто невозможно выделить, какое из расстройств преобладает. Если преобладают выраженные и стойкие кататонические симптомы (двигательные расстройства в виде возбуждения или обездвиживания), которые в этих ситуациях почти никогда не сопровождаются онейроидным помрачнением сознания (наплыв непроизвольно возникающих в сознании ярких и фантастических представлений (грёз), которые то полностью овладевают больным, и он не замечает окружающего, то причудливо сочетаются с воспринимаемыми им отдельными картинами окружающей обстановки), говорят о люцидной кататонии. Если же довольно долгое время наблюдается дурашливое поведение речь идёт о гебефрении (больные гримасничают, кривляются, кувыркаются, хохочут, поступки их неожиданны и не соответствуют обстоятельствам; речь непоследовательна, разорвана, на вопросы отвечают невпопад; настроение несколько повышено, однако эмоциональные реакции неадекватны, тонкие человеческие эмоции утрачены, больные безразличны к затрагивающим их интересы событиям семейной и производственной жизни). Когда преобладают галлюцинаторные и бредовые расстройства говорят о ранней параноидной шизофрении. Ремиссии при злокачественной шизофрении редки, кратковременны и не полны. Через 1 -3 года после появления явного психоза наступает состояние слабоумия. Больные злокачественной шизофренией являются почти постоянными обитателями больниц. Умеренно – прогредиентная шизофрения возникает обычно в среднем возрасте, около 30 лет, но не редко и значительно позднее. Чаще всего первыми симптомами являются незаметно возникающие бредовые идеи отношения, ревности, отравления, ипохондрического характера, постепенно систематизирующиеся и принимающее форму бреда преследования (больные считают, что их преследует какая-то организация, члены которой следят за их действиями, мыслями , поступками или же их хотят убить, ограбить , уничтожить их родственников). В других случаях отмечается навязчивость, истерические и психоподобные расстройства, к которым в дальнейшем присоединяются различные бредовые идеи с характером преследования. У больных появляется симптом «преследуемый – преследователь» (устные или письменные жалобы больных в органы государственной власти, появление у них агрессивных поступков к мнимым преследователям). Период параноидальной шизофрении, определяющийся только бредовыми расстройствами, называется паранойяльным.
Изменения личности становятся заметными обычно спустя несколько лет после начала заболевания и проявляются замкнутостью, сужением круга интересов, потерей способности к сопережеванию. Начальный период продолжается от 2 – 3 лет до 20 и более лет. Далее болезнь протекает уже в форме галлюцинаторно – бредового состояния, в котором могут преобладать то бредовые, то галлюцинаторные расстройства. Галлюцинаторные расстройства чаще всего проявляются синдромом психического автоматизма Кандинского – Клерамбо (преобладание псевдогаллюцинаций, сопровождается бредом физического воздействия, преследования).
Вначале непродолжительное время наблюдается тревога, страх, растерянность, явления острого бреда, речевое и двигательное возбуждение, отдельные и нестойкие кататонические симптомы. Этот этап болезни называют параноидным. Позднее бредовые и галлюцинаторные расстройства приобретают фантастическое содержание. В данный период начинает доминировать бред величия. Так, развивается парафренный этап параноидальной шизофрении. Иногда на этом этапе постепенно развивается такое неизменное по своим проявлениям состояние, при котором нередко наблюдаются явления речевой разорванности (шизофрения) – правильно построенные в грамматическом отношении фразы состоят из слов, не связанных между собой по смыслу. Вяло протекающая шизофрения по симптомам напоминает неврозы и психопатии. Развитие болезни, которая начинается обычно в юношеском возрасте, малозаметное и постепенное. В начальном периоде часто наблюдается астения, сопровождающаяся легко возникающими при умственном напряжении нарушениями мышления, в то время как физическая истощаемость незначительна или совсем отсутствует. На этом фоне возникают разнообразные психические расстройства, особенностью которых является их малая изменчивость на протяжении многих лет. Навязчивые явления нередко протекают в форме моносимптома, например ипохондрической фобии, реже встречаются множественные навязчивости. На ранней стадии к навязчивостям присоединяются ритуалы. Вяло протекающая шизофрения с ипохондрически – сенестопатическими нарушениями проявляется развитием стойких и однообразных неприятных ощйщений, расстройств, которые напоминают вегетативные кризы с жалобами на слабость , бессилие, вялость. Больные часто убеждены в наличии у них какого-нибудь заболевания, что заставляет их с необычным упорством посещать различных специалистов и делать многочисленные исследования. Стремление к лечению и обследованию сочетается у них с подозрительностью и недоверием к медработникам. Вяло протекающая шизофрения с истерическими расстройствами встречается в основном у женщин. Все истерические симптомы – фантазированные, пуэрилизм, элементы псевдодеменции, припадки и т.д. – отличаются однообразием, лишены свойственного невротикам и психопатам живого аффективного сопровождения и , как правило, представляют изолированное нарушение. Перечисленные расстройства подвержены периодическому усилению. Нередко эти обострения неврозо – и психопатодобных расстройств сочетаются с возникающими аффективными, чаще всего депрессивными состояниями. Особенность последних состоит в том, что больные жалуются не на тоску или подавленность, а на бессилие, невозможность заставить себя чем-нибудь заниматься, а также раздражённость и недовольство как собой, так и окружающими. Спустя много лет после начала болезни к неврозоподобным и психопатоподобным расстройствам присоединяются малосистематизированные переходящие или достаточно постоянные бредовые идеи в форме общей недоверчивости, идей отношения, иногда идей преследования. Изменения личности при вяло протекающей шизофрении нарастают медленно и проявляются постепенно усиливающейся замкнутостью, снижением или утратой способности сопереживать при одновременном повышении ранимости и обидчивости к требованиям, которые предъявляет жизнь. Периодическая шизофрения. Периодическая шизофрения представляет собой приступы, сменяющиеся полным исчезновением психических расстройств. Так, у одного и того же больного могут быть сходные по клинической картине психозы (тип «клише»), но чаще всего клиническая картина болезни меняется от приступа к приступу. Причём их число колеблется от одного до многих десятков, продолжаются они от нескольких дней и недель до многих месяцев и даже лет. Приступ начинается обычно с аффективных расстройств (симптомокомплекс психических нарушений, проявляющийся расстройствами настроения) пониженное настроение обычно тоскливое, но встречается тревога, обидчивость, капризность, жалобы на слабость и бессилие. Гипоманиакальные состояния сопровождаются восторженностью и умилением. Интенсивность аффективных расстройств подвержена значительным колебаниям. Противоположные аффективные состояния легко сменяют друг друга. Одновременно, особенно при преобладании депрессивных расстройств, ухудшаются сон и аппетит, появляются запоры, неприятные ощущения в области сердца, парестезия. Часто больные худеют. При углублении болезни резко усиливается тревога, появляются страх, острый чувственный бред, ложные узнавания. Нарастающее возбуждение сперва носит восторженно – патетический характер, позже может смениться возбуждением с импульсивностью, обычно отмечается растерянность. В дальнейшем бредовые и галлюцинаторные расстройства всё в большей степени приобретают фантастическое содержание. Фантастический смысл получают воспоминания прошлого, многие прежние знания, происходящее вокруг. Возбуждение всё чаще сменяется состояниями заторможенности и, наконец, на высоте приступа развивается ступор, сопровождающийся онейроидным помрачнением сознания (онейройдная кататония). Приступ периодической шизофрении может остановиться на лэбом этапе своего развития. В одних случаях заболевание ограничивается только проявлением аффективных расстройств; в других – доходит до онейроидной кататонии. Между этими крайними этапами существует множество промежуточных состояний. В период ремиссии при периодической шизофрении из психологических расстройств чаще всего сохраняються легкие депрессивные и гипоманиакальные состояния. Изменения личности при периодической шизофрении возникает после того, как больной перенес несколько приступов, и выражаются в некотором снижении психической активности, сужение круга интересов, ограничивающихся только домом и работой, проявлением замкнутости, повышенной ранимости, подчиняемости близким. Как правило, сохраняется чувство своей болезненной измененности. 1.4 Приступообразно-прогредиентная шизофрения. Приступообразно-прогредиентная шизофрения протекает в форме приступов с сохранением в межприступных промежутках симптомов, свойственных вяло протекающей шизофрении. В начальном периоде могут наблюдаться неврозоподобные и психоподобные расстройства – навязчивости, истерические проявления, ипохондрия, алкоголизм, сексуальная расторможенность, сутяжное и другое асоциальное поведение. Иногда эти расстройства сопровождаються отдельными бредовыми идеями. Через некоторое время (от 2-3 до 10-20 и более лет) на фоне вялого течения развиваются различные острые приступы, напоминающие приступы при периодической шизофрении. В отличие от последних приступы при приступообразно-прогредиентной шизофрении развиваются хаотично. Например, приступ может начаться с острого бреда и кататоническогго возбуждения. Приступы часто имеют тенденцию к утяжелению и удлинению, а ремиссии – к нарастанию удельного веса бредовых расстройств.
Изменения личности появляются раньше и более выражены, чем при периодической шизофрении. Иногда они сходны с теми изменениями, которые встречаются при непрерывной (параноидной) шизофрении. Например, бродяжничество, бред величия, фантазирование, замкнутость, обидчивость, ранимость.
2. Практическая часть. Практическая часть работы состоит из психодиагностического исследования больных шизофренией. Были приведены три методики: 1. Исследование самооценки по Т.В. Дембо-Рубинштейну. На чистом листе проводит вертикальную черту и испытуемый выслушав инструкцию (на одном конце самые счастливые люди собрались, на другом самые несчастные, определите свое место среди них) определяет себя на этой черте. Таким образом мы узнаем самооценку по категориям: счастье, здоровье, ум и характер. Далее заполняется протокол с уточняющими вопросами. 2. Тест фрустрации Розенцвейга состоит из стимульного материала представленного 24 картинками на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходного типа. На каждом рисунке персонаж слева произносит слова которыми описывается фрустрация собственная или другого индивида. Персонаж изображенный справа имеет пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать собственный ответ. Черты мимики персонажей из рисунков удалены. Так как не все обследуемые умеют писать для удобства их ответы просто фиксировались на листе бумаги. С помощью данной методики мы определим уровень индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению, а также оценим типы реакций (на что они фиксированы). Это даст нам возможность объективно оценить эмоциональные особенности личности. 3. Методика разработанная Л.С. Выготским и Л.С. Сахаровым в 1930 году. С ее помощью можно констатировать нарушение функции образования понятий не только при явных расстройствах мышления, но и у больных, у которых вне экспериментальной обстановки было трудно подметить нарушения в области формального мышления. Перед больными в беспорядке размещают набор стереометрических фигур отличающихся формой,, цветом и величиной. На скрытой от него нижней стороне этих фигур имеются надписи («биг», «цев», «лаг»). Произвольно выбирается одна фигура и исследующий объясняет, что надпись на ней совершенно ничего не означает, условна, но имеющимся в этом наборе фигурам с аналогичной надписью присущи какие-то общие признаки. Обследуемый должен установить какие фигуры входят в какие группы. Учитывается сколько ходов понадобилось обследуемому для выполнения задания, насколько логичны были его рассуждения при этом, как воспринималась помощь исследующего. Опять таки проверим эмоции, да и установим снижен ли интеллект. В результате проведенного исследования получены следующие результаты: – по определению самооценки на графиках отображающих уровни самооценки (характера, ума, здоровья и счастья) преобладает средний показатель »60% - 50% – по определению фрустрации (тест Розенцвейга) выявлена также преобладание среднего показателя меры индивидуальной адоптации субъекта к своему социальному окружению. А вот что нам дает оценка типов реакции преобладает фиксация на удовлетворение потребностей (требует помощи от других лиц для решения ситуации, субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее изменению) 72%. Реакция направленная на самозащиту занимает вторую позицию 57% (защищает себя, свое «Я» или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана). Ну и в завершении фиксация на препятствие 54% (всячески выделяется препятствие вызвавшее фрустрацию или описывается как препятствие не имеющие серьезного значения). – по результатам методики формирования искусственных понятий выявлено некоторое снижение интеллекта так как по группам никто не смог распределить фигуры, были часто соскальзывания и застревания, число ходов ограничилось двумя у 50% испытуемых, а у остальных вообще одним; что говорит о резко сниженном интеллекте. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Цели и задачи поставленные нами выполнены, теоретически проблему эмоциональной сферы больных шизофренией изучили. Исследование провели определили уровень интеллекта снижен у 50%, а у остальных 50% резко снижен. Преобладает средний показатель в индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. И так как самооценка у 40% высокая, а типы реакций фиксируются в основном на удовлетворение своих потребностей, то гипотеза наша подтвердилась. Больные шизофренией со сниженным интеллектом не умеют реагировать на окружающую среду в том числе в эмоциональном плане тоже. Литература Академия Медицинских Наук СССР «Течение и исходы шизофрении в позднем возрасте» г. Москва, «Медицина» 1981 год Стр 171-182 Буянов М. И. «Беседы о детской психиатрии» Москва «Просвещение» 1992г. Стр. 131-146 Белопольская Н. Л. «Патопсихология» г. Москва «Когито-Центр» 2000г. Стр. 264-270 Белопольская Н. Л. «Детская патопсихология» г. Москва «Когито-Центр» 1989г. Стр 149-209 Башина В. М. «Ранняя детская шизофрения» г. Москва «Медицина» 1989г. Стр. 5-20 Блейхер В. М. «Клиническая патопсихология» УзССР Ташкент «Медицина» 1976г. Стр. 91-93 Елисеев О. П. «Практикум по психологии личности» С-Петербург «Питер» 2000Г. Стр. 327-384 Личко А. Е. «Шизофрения у подросков» Ленинград «Медицина» 1989г. Стр. 5-13 Лидеман Р. Р. «За гранью психического здоровья» г. Москва «Знание» 1992г. Стр. 41 – 191 Рубинштейн С. Я. «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» С-Петербург «Ленато» 1998г. Стр. 136-138


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :