ИССЛЕДОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее времяопределены приоритеты дальнейшего развития Российского государства, чтопозволяет конкретизировать образовательные цели, в том числе и в сельскомсоциуме, среди которых значимыми являются цели, ориентирующие на развитиеадекватной трудовой мотивации школьников.
С целью изучениямотивационно-потребностной сферы школьников в условиях сельского и городскогосоциума нами было осуществлено пилотажное исследование по теме «Роль учителятехнологии и предпринимательства в формировании трудовой мотивации школьников»,которое проводилось в 2008-2009 г.
Генеральная совокупностьисследования представлена субъектами образовательного процесса, вовлеченными вобозначенную проблему в школах города Брянска и района, общий объем выборкипредставлен 225 единицами, из них: 112 подростков городских школ и 113 сельскихподростков.
Исходя из теоретическихположений о том, что содержательную сторону жизненной перспективы составляетсистема ценностных ориентаций, с помощью методики Е.Б. Фанталовой «Уровеньсоотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах» былиисследованы ценностные ориентации подростков. Выражая личностную значимость техили иных областей жизни и раскрывая потребностно-мотивационную сферу личности,ценностные ориентации определяют основные мотивы устремлений и поведенияиндивида, оказывая влияние на все сферы его жизнедеятельности. Данная методикапозволяет выявить приоритеты в структуре ценностей и определить наличиевнутренних конфликтов, вызванных расхождением желаемого и доступного.
Результаты ранжирования12 терминальных ценностей показали, что среди наиболее значимых подросткамибыли названы такие ценности, как счастливая семейная жизнь, наличие хороших иверных друзей, материальное благополучие, любовь, здоровье и свобода какнезависимость в поступках и действиях. Такие важнейшие социально-значимыеценности, как творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа ипознание, – отвергаются большинством подростков. В то же время соотнесениежелаемого и доступного позволяет предположить наличие внутренних конфликтов потаким категориям, как свобода, материальное благополучие, активная жизнь,любовь, творчество, что вполне объяснимо с позиции возрастных особенностей,возрастающей потребностью в самостоятельности, свободе, эмансипации. Утверждениевнутренней позиции взрослости достижимо посредством активной жизненной позиции,деятельной жизни.
В то же время обнаруженоналичие зоны конфликтности в диаде «материальное благополучие – активная жизнь»позволяет предположить, что у современных подростков труд не занимает значимуюпозицию, достаточную для того, чтобы реально осознавать его значимость в жизничеловека. Преобладание иждивенческой позиции, когда человек желает максимумматериальных ценностей при минимальных личностных затратах, обостряетвнутренние противоречия подростков.
В выборке сельскихшкольников были выявлены те же зоны конфликтности, что и у городскихшкольников, но они имеют разную степень выраженности. Наиболее проблемнымиостаются такие сферы жизни, как материальное благополучие, свобода. Но усельских школьников отмечена еще одна проблемная зона, связанная с познанием.Согласно полученным результатам, данная ценность не занимает высокого ранговогоположения, а доступность ее в представлении сельских школьников маловероятна. Сферажизнедеятельности, связанная с творчеством, в сознании подростков доступна, ноне значима.
В ходе исследованиявыявлено, что проблема развития трудолюбия и усиления мотивации трудовойдеятельности является чрезвычайно актуальной в настоящее время: во-первых,трудовая деятельность необходима для полноценного физического и психическогоразвития человека; во-вторых, человек с низким уровнем трудолюбия оказываетсянеадаптированным к профессиональной деятельности, к самостоятельной жизни;в-третьих, отсутствие потребности в посильном, систематическом труде лишаетчеловека радости жизни и нередко приводит к деградации личности.
Колоссальный развивающийи воспитательный потенциал в становлении данной характеристики личностисодержит образовательная область «Технология», гибкое содержание и формыорганизации которой позволяют индивидуализировать процесс обучения всоответствии с целями воспитательных воздействий. Решение многих вопросовтрудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильногопонимания функций, целей и содержания технологического обучения.
Прежде всего, здесьследует выделить психологический механизм в формировании трудовой мотивациишкольников в технологическом обучении. Ссылаясь на исследования Т.В.Кудрявцева, Э.А. Фарапоновой и других психологов, можно предположить, что сутьэтого механизма составляют формирование общетрудовых умений интеллектуальногохарактера, умений выполнить задачу не только индивидуально, но и в условияхсовместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, ихтворческие способности и другие качества личности, важные для профессиональногои личностного самоопределения.
Особенно важным втехнологическом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детейтрудиться. Именно с мотивами связано формирование адекватного отношения ктруду.
Учитель технологии,владеющий необходимым дидактическим инструментарием, оказывает существенноевлияние на формирование трудовых характеристик учащихся.