Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие творческого воображения посредством пейзажной живописи в учреждениях дополнительного образования

Государственное образовательное учреждение среднегопрофессионального образования Ростовской области Волгодонский педагогическийколледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие творческого воображения посредством пейзажной живописи вучреждениях дополнительного образования
Дисциплина: живопись
Специальность: 050710 «педагогика дополнительного образованиядетей»
Область деятельности: изобразительная деятельность и декоративно-прикладноеискусство
Выполнила: студентка 4 курсагруппы «А»
Некрасова Мария Петровна
Руководитель: преподаватель ГОУСПО ВПК
Владимирова Ф.Ю.
Волгодонск 2007

Содержание
Глава 1. Теоретические основы процессаразвития творческого воображения средствами пейзажной живописи
1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи
1.2 Истоки развития пейзажного жанра врусском искусстве
1.3 Русские художники пейзажисты
Глава 2. Методические рекомендации проведениязанятий пейзажной живописи
2.1 Различная техника выполнения пейзажнойживописи
2.2 Технология изображения пейзажа взависимости от времени года
2.3 Разработка урока по теме «пейзажнаяживопись»
Заключение
Литература
Введение
Развивать у детей доброту сердца,чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческоевоображение, дать им первые ориентировки в эстетической и художественнойкультуре своей страны — одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в еерешении может изобразительное искусство, в частности один из самыхэмоциональных жанров — пейзажная живопись. (5, стр.3) Посредством пейзажнойживописи у детей воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваютсяэстетические чувства. Перед ними раскрываются богатство и разнообразие красококружающего мира, форм, движений. С помощью искусства дети знакомятся с новымидля них предметами и явлениями, приобщаются к прекрасному. Общение детей спейзажами — большое, нужное в воспитании дело. Оно необходимо для всех детей. Воздействиеискусства на все стороны духовной жизни ребенка, не только на формированиеэстетических представлений и вкуса, но и его интеллект, на всю областьэмоциональных проявлений, на моральные устои — громадно. Это далеко не толькокакая-то украшающая добавка к необходимому — это сама необходимость ввоспитании человека. Как показал анализ литературы, в изученной нами областисуществуют пробелы. Актуальность выбранной темы состоит в том, что пейзажнаяживопись дает простор для детской фантазии и возможность разнообразнойдеятельности ребенка.
Объектом исследования являетсяпейзажная живопись на занятиях изобразительного искусства в системе дополнительногообразования. Предмет исследования — развитие творческого воображения детей всистеме дополнительного образования в процессе пейзажной живописи. Цельюкурсовой работы является овладение учащимися методами пейзажной живописи; художественногои эстетического вкуса через пейзажную живопись. В задачи исследования входит:
выявить специфику развития творческоговоображения ее проявления в изобразительной деятельности;
исследовать роль и возможностипейзажной живописи на развитие творческого воображения;
выявить теоретически обосноватьпедагогические условия эффективного использования пейзажной живописи назанятиях изобразительным искусством;
разработать методическиерекомендации по проведению занятий пейзажной живописи.
Анализ литературы и практики позволилинам сформировать общую гипотезу исследования: развитие творческого воображенияна занятиях пейзажной живописью будет более эффективным, при следующих условиях:
наличие системы по формированиюнавыков художественного письма.
развитие у детей уменияанализировать произведения мастеров, видеть ошибки в своих работах.
работа по развитию зрительнойпамяти, воображения, фантазии учащихся.
Глава 1. Теоретические основы процесса развитиятворческого воображения средствами пейзажной живописи1.1 Возникновение пейзажа как жанра живописи
Каждому чувствующему человекупамятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом,поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. А затем, с возрастом, мызнакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красокизобразили мир природы. И. И. Шишкин, И.И. Левитан, А.И. Куинджи открыли длянас свой взгляд на окружающий мир — такой удивительный и очень разный. Пейзаж (отфранцузского слова “paysage”) означает вид, изображение какой-либо местности, ав изобразительном искусстве так называется жанр. Основной предмет изображения — природа, виды городов, архитектурные комплексы, горы, моря. Как самостоятельныйжанр пейзаж появляется в средневековом Китае еще в VI веке. Пейзажи китайскиххудожников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себяпредставления о необъятности и безбрежности мира природы. Одним из лучших былСюй Вей. Но затем пейзажи в период династии Мин потеряли свое значение вживописи. В европейском искусстве предпосылки для формирования пейзажа каксамостоятельного жанра складываются в эпоху Возрождения. Но пейзаж почти всегдаизображался лишь фоном для портрета или какой-то сцены. И только в XVII векепоявились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием. Голландскиехудожники первыми стали создавать картины, на которых была изображена их земля.И все это художники передавали тщательно и любовно, как бы создавая портретродной природы. Голландские художники писали пейзажи на небольших полотнах, ипозднее их стали называть «маленькие голландцы».
1.2 Истоки развития пейзажного жанра в русскомискусстве
Развитие живописи в России имеетсвои особенности. Семь веков с десятого по семнадцатый длилась величественнаяэпоха древнерусского искусства. В произведениях искусства древнерусскойживописи (иконах) конца XVII века уже встречается пейзаж, как фон: «ИоаннПредтеча с житием» — огромная фигура святого располагается в центре нафоне пейзажа. Но только на рубеже XVII-XVIII веков следует решительный переломв сторону развития светского искусства в России. Большое значение имеют здесьреформы Петра I в области культуры и искусства.
1. Приглашение иностранныххудожников в Россию для работы над произведениями искусства и обучения молодыхрусских художников.
2. Покупка за границейпроизведений искусства.
3. Обучение талантливых молодыххудожников за границей.
В русском искусстве XVIII векнеобычайно важен. Бурно развивается культура, наука, становится светскимпросвещение, развивается светское искусство. Искусство стремится передатьдействительность: образы современников, важные события. Примером этому служатвеликолепные гравюры Алексея Федоровича Зубова «Панорама Петербурга».Он удачно передал оживленность молодой столицы. Это был, пожалуй, первыйгородской пейзаж: выполненный в технике офорта. Выразить поэтическую сущностьпейзажа время не наступило. В XVIII веке в русском искусстве устанавливаетсяиерархия жанров. Появляются высокие жанры: ода, эпопея, трагедия, историческийжанр в живописи (мифологические, религиозные картины) и низкие жанры: комедия,сатира, басня, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт в живописи. Пейзаж, как видим,отнесен к низким жанрам. В русской живописи значительным явлением в началеXVIII века становится портрет. Этот жанр не только получил быстрое развитие, нои достиг замечательных успехов. Художники вводят в картины пейзаж как фон дляизображения портрета И.Я. Вишняков «Сары Фермор». Пейзаж введенВишняковым для поддержания общей лирической направленности портрета. На заднемплане изображены тонкие стволы деревьев, с нежной листвой, слабо освещенных какбы светом зари. В первой четверти двадцатого столетия в России произошлаОктябрьская революция. Новые образы вошли в творчество художников. Появляетсяиндустриальный пейзаж в советской живописи. Но художники-пейзажисты XX века всвоём творчестве постоянно обращаются к высоким традициям русской живописи. Апейзаж XX века является самостоятельным жанром живописи, любимым и почитаемым,как и другие её жанры. Одной из лучших картин в жанре пейзажа 30-х годовявляется «Новая Москва» Пименова. Интересно творчество пейзажиста Н.Н.Крымова (1884-1958), Рылова, Сарьяна, Грабаря и других.1.3 Русские художники пейзажисты
Основоположники русской пейзажнойживописи: Семён Фёдорович Щедрин, Фёдор Яковлевич Алексеев.
На протяжении всего XVIII века врусском искусстве происходит постепенное формирование пейзажного жанра. Итолько к концу XVIII века пейзаж становится самостоятельным жанром. Художники-живописцыстремятся выразить поэтическую сущность пейзажа. Основоположником русскойпейзажной живописи является Семен Федорович Щедрин. Его привлекают окрестностиПетербурга, парки. Он создает ряд видов парков: Гатчины, Петергофа: «Вид наБольшую Невку и дачу Строгановых». Фёдор Яковлевич Алексеев — один изосновоположников русской пейзажной живописи. Его главная тема — городскойландшафт. Лучшие картины художника посвящены Петербургу. «Вид Дворцовой набережнойот Петропавловской крепости» относится к раннему периоду творчестваАлексеева, когда художник, которого прочили в театральные декораторы, впервыедобился признания, как пейзажист. Некоторое время перед этим он жил в Венеции,где внимательно изучал искусство знаменитого венецианца А. Каналетто,оказавшего заметное воздействие на формирование его творческого облика. Алексеев- перспективист. Для него в городском пейзаже важнее всегоперспективно-пространственное построение, и конечно, «строгий, стройныйвид Петербурга», как нельзя лучше отвечал художественным вкусам Алексеева.Любовно и внимательно вычерчивал художник стройные перспективы петербургскихплощадей и улиц с их великолепными дворцами и гранитными набережными,воспринимая при этом город живо, образно, эмоционально. Излюбленный мотивпейзажей Алексеева — Нева и её набережные. Передовая вибрацию воздуха, игрусвета на воде и стенах зданий, Алексеев сообщал петербургским видамсвоеобразную лирическую окраску, усиливая её вводом человеческих фигурок,оживляющих молчаливую пустынность стройных и величественных сооружений.
Романтические пейзажи СиливестораФеодосеевича Щедрина и И.К. Айвазовского.
Сильвестр Феодосеевич Щедрин — племянникС.Ф. Щедрина. С.Ф. Щедрина с полным основанием считают родоначальникомпленёрной романтической живописи в русском искусстве. Он известен, как авторряда небольших картин с видом Рима, Неаполя и Сорренто, привлекающих светомсеребристых тонов, мягкой воздушностью и особым восприятием жизни природы ичеловека в ней. В сравнении с предшествующими им условно-декоративнымиклассицистическими пейзажами XVII века они кажутся живыми «портретами»природы, списанными с натуры нелепо влюблённым в неё художником. Большую частьсвоей жизни Сильвестр Щедрин прожил в Италии, где и умер. Некогда старательныйученик петербургской Академии художеств, Щедрин в 1820-х годах совсемотворачивается от классицизма, ещё весьма влиятельного в Италии. Очень скороскладывается излюбленный тип щедринского пейзажа южно-приморского города. Обязательныеприбрежные скалы, замыкая пространства, придают ему лирическую интимность иуспокоенность: «Вид Сорренто близ Неаполя» (1828). Существенный вкладв дальнейшее развитие романтического пейзажа внес И.К. Айвазовский. Картина,изображающая море, называется мариной, а художник, пишущий морскую стихию,именуется маринистом. Самый известный маринист — Иван КонстантиновичАйвазовский. Мудрые люди говорили, что человек никогда не устанет смотреть наводу и огонь. Вечно меняющееся море, то спокойное, то взволнованное, егоизменчивый цвет, необузданная стихия — все это стало главной темой в творчествеАйвазовского. Имя Ивана Константиновича Айвазовского — одно из самых популярныхв русском искусстве. Знаменитый маринист оставил поистине огромное наследие. Большинствокартин Айвазовского посвящено морю, то спокойному и тихому в ярких лучахзаходящего солнца или в сиянии лунного света, то бурному и неиствующему. Вкартине «Морской берег» образ моря предстает в своейлирико-романтической интерпретации. Пейзаж наглядно демонстрирует творческийметод художника. «Морской берег» явно сочинен и написан без натуры,но воображение художника точно воссоздало типический характер морскогоприбрежья, состояние природы перед надвигающейся грозы.
Поэзия русской природы в живописиА.Г. Венецианова.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)не был художником-пейзажистом. Он писал картины бытового жанра, портретыпростых людей. Но в его работах огромную роль играет пейзаж: «На пашне. Весна»,«На жатве. Лето», «Спящий пастушок». Художник Пушкинскойпоры, он сделал художественное открытие крестьянской России. Жанрист ипортретист А.Г. Венецианов внес свой существенный вклад в развитиеНационального русского пейзажа. Это первое в русской живописи правдивоеизображение характерных мотивов среднерусского сельского пейзажа — золотыхполей ржи, мягких густых трав, деревенских изгородей. Все это делаетВенецианова одним из родоначальников русского лирического пейзажа.
Пейзажная живописьхудожников-передвижников: А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, А.И. Куинджи.
Во 2-ой половине XIX века (1870) врусском искусстве произошло значительное событие: создается ТовариществоПередвижных художественных выставок во главе с художником И.Н. Крамским. Передвижниковобъединяло стремление популяризировать искусство и непосредственновоздействовать через искусство на реальную жизнь, просвещая и воспитывая народ.Передвижники обличали социальную несправедливость, были приверженцами реализмав искусстве (правды жизни). Среди передвижников многие художники писали картиныв жанре пейзажа и внесли значительный вклад в развитие этого жанра, создаваяэстетику нового реалистического пейзажа. Одно из первых мест в этом процессепринадлежит А.К. Саврасову (1830-1897).А.К. Саврасов решительно становится нановый путь в картине «Грачи прилетели» (1871). «Пейзаж Саврасова»Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасен, хотя тутже Боголюбов и барон Клодт, и Шишкин. Но все эти деревья, вода и далее воздух,а душа есть только в грачах", — так описывал И.Н. Крамской своивпечатления от выставки Товарищества передвижников в 1871г., где впервые былопоказано ставшее затем столь знаменитым полотном Алексея КондратьевичаСаврасова. Именно этому пейзажу Саврасова суждено было сыграть выдающуюся рольв истории развития русской пейзажной живописи. Он открыл собой эпохулирического освоения художниками русской природы. С «Грачей», пометкому выражению Крамского, начались поиски «души» русской природы вживописи. Современников поражала поэтическая проникновенность пейзажа приисключительной простоте и скромности мотива. Это было открытие и завоеваниеСаврасова, продолженное и развитое впоследствии его учеником И.И. Левитаном и А.А.Коровиным. В этом видел художник специфику и своеобразие русской природы. Следуетотметить еще один очень важный момент в саврасовском восприятии образа русскойприроды: пейзаж в картине «Грачи прилетели» неразрывно связан сжизнью русского народа, одухотворен его незримым присутствием. Образ жизнинарода определяет специфику пейзажного мотива; в свою очередь природа формируетхудожественные и эстетические вкусы народа. В этом ярко появилась глубокаянациональность и подлинная народность популярного пейзажиста А.К. Саврасова.
Если А.К. Саврасов был яркимпредставителем лирического пейзажа в русском искусстве, то на другом полюсерасполагается пейзажное творчество Ивана Ивановича Шишкина. Он писал большие поразмерам полотна с панорамно-развернутыми видами. Русская природа у Шишкина — этоприрода, предназначена для богатырского народа. Его идеал — возвышенный образрусской природы. «Певец русского леса» И.И. Шишкин показывал черезсвои полотна славу, мощь, силу русской природы.
В историю русской пейзажнойживописи И.И. Шишкин вошел художником, воспевшим величие и богатство русскойприроды, могучий покой русских лесов. Имя и картины Шишкина чрезвычайнопопулярны. Зрителей неизменно привлекает общедоступность поэтических образовШишкина, простота и ясность его художественного языка. В основе всехграфических и живописных произведений лежит, крепкий и точный рисунок, яснаякомпозиционная конструкция. Шишкин очень много рисовал, постоянно изучалприроду. Он был тщателен до педантизма в пределе деталей. Излюбленный мотивШишкина — мотив лесного пейзажа. Художник не имел себе равных в изображениилеса. Лесные сюжеты разработаны в творчестве Шишкина весьма разнообразно. Подлиннымшедевром среди лесных пейзажей являются «Сосны, освещенные солнцем». Леснаяопушка, изображенная художником, кажется действительно наполненной солнечнымсветом. Глядя на эту картину, зритель словно бы ощущает сухой смолистый запаххвои, летнее тепло и свежесть еще не опаленного зноем молодого соснового леса. Живописькартины богата оттенками, мягкими тональными переходами.
Яркий след в истории развитияпейзажной живописи оставил Фёдор Александрович Васильев. «Чудо-мальчиком»называли его друзья-художники за исключительное живописное дарование. Васильевпрожил мало, он умер в 23 года, но успел оставить весьма обширноехудожественное наследство. Творчество Васильева отмечает романтическоевосприятие жизни природы.
Несколько особое место в пейзажевторой половины XIX века занимает А.И. Куинджи (1842-1910). Первые его работыбыли продемонстрированы на передвижных выставках. «Забытая деревня»,«Чумацкий тракт»; показывают заброшенные уголки нищей России. Нозатем он порывает с передвижниками и вступает на путь романтического пейзажа (позднеромантическийпейзаж, так можно определить его творчество). Куинджи показал чистую исовременную природу, какая она бывает без вмешательства людей. Как прекрасенэтот бесконечно длящийся летний день! Невмешательство в этот мир — единственныйподарок, какой человек может сделать природе. В своих работах художник, преждевсего, стремился передать освещение, контрасты света и тени.
И.И. Левитан и его значение в русскомпейзажной живописи.
Продолжателем лирическогонаправления в русской пейзажной живописи конца XIX века был ученик А.К. СаврасоваИсаак Ильич Левитан (1860-1900). Он заканчивает своим творчеством исканияпейзажистов-передвижников. Уже первое его произведение «Осенний день. Сокольники»было куплено П.М. Третьяковым. В ранних работах он выступает как мастеркамерного лирического пейзажа. Но он и реалист. На рубеже 80-90-х гг. творчествоЛевитана достигает зрелости. В его пейзажах появляется импрессионистическаятрактовка. В начале 90-х годов, когда Левитан работал над картиной «Владимирка»,судьба заключённых в царских тюрьмах и сосланных на каторгу борцов за свободустала актуальной темой для целого ряда передовых писателей и художников. Почтиодновременно с Левитаном над ней работали художники-жанристы: С.В. Иванов, С.В.Малютин и Л.Е. Архипов. Никогда до этого социальная направленность в искусствеЛевитана не выступало столь определённо. Никогда раньше не поднимался художникв своих произведениях до столь широкого идейного обобщения создаваемого имобраза пейзажа.
Осенью 1898 года Левитан былприглашён руководителем пейзажного класса в Московское училище живописи, ваянияи зодчества. Несмотря на своё крайне тяжёлое состояние здоровья, он согласился.Преподавание пейзажной живописи в училище он считал особенно важным. ВПетербурге в Академии художеств среди профессоров возникло сомнение, нужно лиучить пейзажу. Левитан был против этого мнения. «Я пошёл, говорил он своимученикам потому, что чувствую, что учить пейзажу можно и должно». Вдохновенными неустанным трудом всей своей творческой жизни, Левитан продолжал огромнойважности дело, начатое славной плеядой русских пейзажистов, усилиями, которыхбыл создан национальный реалистический пейзаж. Причём в пейзажах Левитана болеетонко и глубоко, чем в творчестве его современников, проявилась эмоциональнаясила лирического пейзажа и мастерство его одухотворения. Пейзажи Левитанапробуждают в душе зрителя ту «безграничную любовь к своей родной земле»,которою художник пронёс через всю жизнь.
Глава 2. Методические рекомендации проведениязанятий пейзажной живописи2.1 Различная техника выполнения пейзажной живописи
Техника рисования прозрачными красками Оченьсильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он можетнакладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг задругом. Если вы работаете с прозрачными слоями разных тонов краски, товозникает так называемое «оптическое смешение красок». Техникарисования по мокрому грунту краски наносят либо на предварительно смоченнуюбумагу, либо поверх еще влажного слоя краски. При использовании техники «мокрымпо мокрому» возникает эффект, типичный для акварельной живописи, мягкоерастекание и переплетение красок. Это так называемое «увядание» красоксодержит в себе чрезвычайно привлекательные возможности изображения. Техника затеков при использовании этой техникистремятся добиться мягкого, плавного перехода от насыщенной краски до прозрачной.Это происходит, когда насыщенную краску каждый раз разбавляют чуть большимколичеством воды, и краски, разбавленные по-разному, накладывают рядом безперехода. Работа проводится также на сухой основе.
Техника гранулирования.
Такая техника рисования осуществляетсяна грубой бумаге с помощью большого количества краски, небольшого количестваводы, легкими мазками кисти, и должна также использоваться на сухой основе. Онадолжна покрывать лишь выступающие места бумаги, а углубленные участки остаютсябелыми. В результате возникает структурированная поверхность рисунка.
Негативная прозрачная краска.
Это понятие подразумевает оставленные накартине части белой поверхности бумаги, таким образом, изображают светлые,освещенные детали или белые предметы. Белой бывает кроющая краска, в видеакварельной она не существует и поэтому должна изображаться за счетнезакрашенных мест на бумаге. Техникаразмывки возможнопри наличии уже нанесенных более толстых, чем обычно, еще слегка сырых или ужевысохших слоев краски. Чистой водой и кистью размываются световые пятна,контуры и поверхности. Эта техника предлагается, кроме того, для коррекцииинтенсивно окрашенных участков рисунка2.2 Технология изображения пейзажа в зависимости отвремени года
 
Каждое время года обладает вприроде своей собственной игрой красок. Возьмем, например, синеву неба. Веснойона кажется ясной и прохладной, в жаркие летние дни покрыта легкой дымкой, аясными осенними днями сияет почти теплой голубизной. Для весенней листвыдеревьев характерен свежий сияющий зеленый цвет, летние поля зерновых погруженыв теплую желтизну, а осень сверкает сияющими красными, красно-коричневыми ижелтыми тонами. Эти и другие краски должны использоваться и применяться вполнеобдуманно.
Весна.
Сделанный с натуры карандашный набросокдает представление о характере ландшафта, деревьях на противоположном берегуозера и слегка структурированном переднем плане. Набросок является важнымвспомогательным средством и канвой для разбивки вашей картины на части. Онслужит проектом во время работы. Если вы пишете акварелью, используя техникунанесения красок по мокрому грунту, то должны отказаться от точного обозначенияформ на картине, так как никогда нельзя точно предвидеть, как будутрасплываться краски, и слишком большая плотность форм на наброске вам бы толькопомешала. Поначалу может случиться так, что краски расплываются сильнее, чем выпредполагали. Попытки внести исправления, как правило, не удаются. Появляютсярезко обозначенные края и размытые участки краски. Лучше всего в таком случаеучесть своеволие красок и лишь привести в соответствие размеры элементов,изображенных на картине. При данном относительно простом изображении пейзажавполне достаточно слегка наметить карандашом линию горизонта. Работая скрасками, вы можете ориентироваться по форме и размеру деревьев на наброске.
1. После того как намечена карандашомлиния горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листабумаги, нужно приготовить краски для вашей картины. Используйте небеснуюлазурь, индийскую желтую и прочный красный вулкан 3. Зеленые тона образуютсяпрямо на бумаге в результате смешивания голубого и желтого тонов; более теплыйжелтый оттенок вы получите, добавив немного красной краски, коричневый цветможно получить, смешав на палитре или в коробке с красками голубую с небольшимколичеством красной и желтой. На этой картине бумага смачивается не чистойводой, а водой с растворенной в ней небесной лазурью. Для этого налейте вплоскую посуду немного воды и добавляйте краску до тех пор, пока голубой цветне приобретет нужную интенсивность. Краску готовьте в достаточном количестве,так как дополнительное смешивание краски с водой очень сложное занятие, причемедва ли удастся избежать легкого отличия цвета. Разбавленную небесную лазурь смаксимальной равномерностью нанесите горизонтальными мазками на бумагу кистьюиз волоса крупного рогатого скота. Начинайте с верхней части неба. При этомкисть постоянно обмакивайте в раствор краски и не промывайте в чистой воде. Толькотаким способом вам удастся равномерно нанести краску. Над линией горизонта выдолжны работать максимально возможной точностью и закончить прямым штрихом. Теперьваша бумага смочена в области неба. Круглой кистью размера 7 или 9 возьмитеслегка разведенную индийскую желтую и формообразующие мазками (см. приведенноерядом пояснение) нарисуйте деревья. Желтый цвет частично смешается с голубымцветом неба, и в результате получится желто-зеленый. В некоторых местах выдолжны использовать теплый желто-оранжевый цвет (смешивается из желтого снебольшим количеством красного). Тонкой кистью проведите по линии горизонтаузкую полосу коричневого цвета (смешивается из голубого, красного и небольшогоколичества желтого).
2. Теперь вы приступаете к отделкекартины. В легких коричневых тонах тонкой кистью нарисуйте нежные стволы исучья деревьев. В некоторых местах выше линии горизонта вы должны добавитьболее интенсивные коричневый и голубой тона. Разбавленной прозрачной краскойоранжевого цвета (желтый и красный) пройдитесь местами в верхней частиповерхности воды. В местах диагональных мазков оранжевый цвет слегкаусиливается и наносится детальными движениями. Еще более интенсивно нанеситеего несколькими вертикальными мазками на траву на переднем плане.
3. Посмотрите на свою картину снекоторого расстояния и, если необходимо, подчеркните другие нюансы. Впринципе, при использовании техники рисования по мокрому грунту вы должныотказаться от детальной отделки картины, чтобы могла полностью проявитьсякрасота этой техники.
4. В конце тонкой кистью осуществляетсяотделка деталей, которая при использовании техники рисования по мокрому грунтуне должна быть слишком подробной
Летняя пашня.
1. Наметьте карандашом глубокорасположенную линию горизонта, работу красками начните с неба. Используйтенебесную лазурь и синий ультрамарин. Основательно смочите бумагу чистой водойдо линии горизонта с помощью плоской кисти. При этом вотрите воду вертикальнымии горизонтальными движениями кисти и дайте впитаться влаге. Круглой кистью № 7или № 9 нарисуйте диагональными мазками светлой небесной лазурью верхнюю частьнеба, краска должна все больше светлеть к нижнему краю неба. Оставьте нескольконезакрашенных участков. Короткими, быстрыми вертикальными мазками разной длинынанесите на нижний край неба сильно концентрированный синий ультрамарин ислегка приподнимите эту сторону листа бумаги вверх, чтобы краска поплыла внужном направлении.
2. Подождите некоторое время и дайтенебу слегка подсохнуть до так называемой акварельной влажности. Это означает,что на бумажной основе больше нет лужиц краски, краска впиталась в бумагу, нобумага все еще обладает хорошей влажностью. На этой стадии, легкораспознаваемой при некоторой тренировке, получаются самые выразительныесоединения красок. Усильте частично до высокой концентрации нарисованные синимультрамарином участки и нанесите формообразующими мазками несколько желтыхпятен с помощью индийской желтой. В результате синий ультрамарин будет частичновытеснен и возникнут интересные сочетания. Теперь начните оформление переднегоплана. Пока краски неба остаются слегка сырыми, возьмите кистью интенсивнуюиндийскую желтую и нарисуйте пашню диагональными мазками в направлении,противоположном линии неба. Передний план предварительно не смачивайте. Оставьтенесколько белых пятен и усильте желтый цвет в левом нижнем углу и в некоторыхместах на горизонте, оставшихся светлыми на наброске. Так как небо еще невысохло, синий ультрамарин частично смешается с желтой краской и возникнутсветлые зеленые пятна ультрамарином.
3. Далее следует детальная отделкакартины. Чистой водой и тонкой кистью размойте несколькими мазкамиобразовавшуюся зелено-желтую область и создайте этим впечатление лежащих далекоу горизонта полей. Затем высушите картину.
4. Используя интенсивную оранжевуюкраску (прочный красный вулкан и желтая) и легкий синий ультрамарин, сделайтенесколько тонких мазков кистью и усильте этим характерные контуры переднегоплана. Несколько ярких брызг оранжевой краски придают переднему планудополнительную структуру. Для этого возьмите на кисть насыщенную краску, крепкозажмите в руке конец ручки и быстрыми короткими постукиваниями указательногопальца по гильзе кисти стряхните капли краски. Располагайте капли краски неслишком равномерно. После того как вы посмотрите на картину с некоторогорасстояния, внесите, если необходимо, поправки.
5. В заключение кистью размываютсянекоторые участки картины; передний план структурируется тонкими линиями инесколькими брызгами краски.
Осенняя долина.
Как и прежде, набросок служит формообразующейосновой художественного изображения. Здесь горизонт выглядит не прямой линией,он выполнен прогнутыми, частично ломаными штрихами, подчеркивающимиестественное состояние зелени. Обратите внимание на наклон стволов деревьев ина покоробленные непогодой, местами обломанные ветви. Вы должны доработатькарандашный набросок, чтобы затем иметь возможность выразительнее изобразитьформу деревьев кистью.
1. Снова начинайте картину с неба исмочите основу до горизонта энергичными диагональными мазками синегоультрамарина. Теперь вы должны работать непрерывно и изобразить кроны деревьевокруглыми движениями кисти, использовав индийскую желтую. Краски соединяются ссиневой основы, образуя новые смешанные оттенки, и мягко растекаются. Нанекоторых участках, где краски должны казаться светлее, нанесите кистью немногочистой воды. В результате снимается немного краски и после высыхания появляютсяболее темные структурированные края краски.
2. Подождите немного, пока картина нестанет почти сухой, а затем размойте тонкой кистью более светлые стволыдеревьев. Для этого обмакните кисть в чистую воду, растворите краску мазкомкисти, а затем снимите ее предварительно промытой и высушенной кистью. Переднийплан создается на сухой бумаге, и только там, где примыкают друг к другуотдельные цветовые пятна, они смешиваются и переплетаются. В левой частикартины наложены пятна интенсивных цветов с многочисленными включениями белыхучастков, в то время как справа господствуют спокойные светлые тона. Интенсивноналожите синий ультрамарин, а красный и желтый цвета слегка разбавьте водой. Наполученную оранжевую поверхность снова нанесите немного чистой воды. Темныйкоричневый цвет на переднем плане и на некоторых участках горизонта образуетсяот смешивания использованных основных красок.
3. Плоскостно, сильно разбавленнойжелтой краской, нарисуйте справа часть луга, под ним сделайте плоской кистьюнесколько широких, слегка изогнутых мазков светлым ультрамарин. В точкахсоприкосновения желтый цвет перетекает в голубой. Тонкой кистью, используяслегка разбавленный водой коричневый цвет, подчеркните легкими беглыми мазкамиструктуру ландшафта.
4. До того как вы начнете отделкудеталей, нужно внимательно рассмотреть картину и образовавшиеся в результатерасплывания красок формы. Может получиться так, что благодаря растеканию красоквозникли формы более крупные, отличные от тех, которые вы собирались получить. Былобы ошибкой попытаться изменить эти цветовые поверхности насильственным путем,чтобы восстановить предусмотренную форму. Применяя технику рисования по мокромугрунту, нужно с выгодой использовать образовавшиеся структуры и осторожно их,дорабатывать. Частично вы можете внести поправки светлыми лессирующимикрасками, усилить цвет и форму, как это показано для группы деревьев нафрагменте справа. Для деревьев в левой части пейзажа вы должны использоватьтолько прозрачные краски и усилить лишь края крон деревьев. Следите за тем,чтобы образовавшаяся зубчатость краев не слишком перекрывалась, так как именнов этом состоит очарование техники рисования по мокрому грунту. Интенсивнымсиним ультрамарином прорисуйте стволы деревьев и ветви на тех участкахцветового грунта, которые кажутся вам подходящими для этого. Если необходимо,вы должны отклониться от своего эскиза.
5. На переднем плане целенаправленноподчеркните некоторые места голубой, красной и желтой лессирующими красками. Вэтом случае вы тоже должны только слегка подчеркнуть рельеф. Интенсивнымкрасным и легким коричневым цветом рисовальным мазком кисти подчеркнитевыразительность неровностей местности в правой части картины.2.3 Разработка урока по теме «пейзажнаяживопись»
Тема урока: «зимний лес».
Цели:
Учитель детей наблюдать закрасотой зимнего леса.
Учить соблюдать в изображении пропорции,размер.
Воспитывать чувство радости отпередачи красоты природы в рисунке.
Оборудование:
для учителя: репродукциязаснеженного леса, наглядное пособие с порядком выполнения работы.
для учащегося: цветная бумагасинего (или серого) цвета, гуашь, кисть.
ХОД УРОКА
1. организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Вы слышали,как падали на землю снежинки? Сядьте так же тихо, как падающие снежинки.
2. беседа.
Сегодня у нас с вами интересныйурок. Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы его внимательно послушайте, апотом скажите, о каком времени года идет речь (чтение текста учителем).
Всё куда-то скрылось, подевалось. Звукиприглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Гдевы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озера, снега укутализемлю. Солнце все ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день корочеворобьиного носа...
Итак, о каком времени года этистроки? (О зиме)
Как догадались? Докажите.
Сегодня на уроке мы поговорим озиме, а именно, о зимних деревьях.
Мы можем стать художниками — волшебниками,попасть в сказку и затем ее изобразить.
Представим, ребята, что мы попалив волшебный сказочный лес!
Кругом стоит таинственная тишина,пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны игномы.
Одни — старые, ветвистые, междуними тянутся к свету совсем молоденькие, юные росточки. Березки, нежнозадумавшись, опустили свои тонкие ветви. Рядом распушили иголки густые темныеели и под ними, возможно, найдут укрытие разные зверюшки.
Посмотрите, какие разные деревьяпо характеру: ели пушистые, густые; березки стройные, гибкие; а старые деревьякорявые и ветвистые.
Сейчас я прочту отрывок изстихотворения Сурикова, а вы скажите, о какой шапке идёт речь:
Темный лес — что шапкой Принакрылсячудной И заснул под нею Крепко, непробудно...
Итак, как вы поняли, что это зашапка (Снежная шапка, которая лежит на ветвях деревьев)
Да, действительно, на ветвяхдеревьев лежит белый пушистый снег.
А теперь еще раз посмотрим нарепродукции, внимательно рассмотрим деревья...
В какую общую фигуру можновписать, например, березу (В треугольник, вершина которого направлена вниз)
А сосну? (В треугольник, свершиной внизу)
А ёлочку? (В треугольник, вершинакоторого направлена вверх)
Рассмотрим березку. Сколько крупныхдеталей у дерева? (Одна — ствол)
На что похож ствол? (На ленточку,которая сужается кверху)
А какие мелкие детали вы можетевыделить у дерева? (Его ветки, оставшиеся листья, ягоды у рябины, крона у сосны)
Посмотрите, все ветки у деревьевразные: и по длине, и по толщине и самое главное, что все они растут от ствола,а не отдельно от него.
Практическая часть.
Поэтапное построение дерева.
Обратите внимание, что почти навсех иллюстрациях, да и на самом деле, деревья окружены синеватым пространством:это снег и небо.
И поэтому мы с вами будемизображать деревья на цветной бумаге синего или голубого цвета. Работать будемгуашью.
Как мы с вами расположим листбумаги? (Вертикально)
Почему? (Т. к. деревья вытянутывверх)
Учитель располагает листвертикально.
Как мы будем располагать деревьяна листе бумаги? (В центре, огранич. высоту дерева вверху и внизу)
С чего начинаем изображениедеревьев? (Со ствола)
Один ствол дерева, мы с вамиговорили, похож на вьющуюся ленту, которая сужается кверху, вьющаяся лента непрямая и ствол не может быть совсем прямым.
Давайте с вами изобразим березку. Какогоцвета у неё ствол? (Белого)
Итак, набираем на кисть белуюгуашь, начинаем изображать ствол снизу вверх, от более широкого к более узкому.Он может быть искривлен или прямой.
А теперь давайте изобразим ветви. Кaкогоони цвета? (Коричневого, розоватого, зеленоватого)
Для крупных веток смешиваем белуюгуашь и добавляем чуть-чуть коричневого, изображаем крупные ветви, незабывайте, что они тоже не прямые.
Для мелких веточек набираемкоричневую гуашь и изображаем их.
Этой же гуашью можно нанестипятнышки на стволе.
Кое-где наносим небольшиежелтоватые, коричневатые листочки.
А теперь нам нужно изобразить снег.Для этого мы берем белую гуашь и в некоторых местах: на стволе, ветвяхизображаем шапки снега.
Вот и изобразили березу зимой.
А теперь давайте изобразим,например, рябинку,
Ствол у нее темный, поэтомусмешиваем коричневую и оранжевую краски.
Но обратите внимание: ствол рябиныразветвлен (показ изображения).
Теперь изобразим ветки (показ).
Ягоды у этого дерева красные,поэтому для изображения их набираем красную гуашь, добавляя в нее немногокоричневой.
Изображаем не отдельные ягодки, апятно — гроздь, кисть рябины.
А теперь не ветках, на ягодахраскладываем небольшие шапки снега белой гуашью (показ).
Скажите, а какая гуашь нампонадобится для изображения ствола и веток сосны (показ)? (Светло-коричневая)
А теперь изображаем крону. Дляэтого набираем зеленую гуашь и изображаем ее пятнами, придавая ей пышность (показ).
И, наконец, раскладываем шапкиснега (показ).
А теперь, ребята, приступим кработе. Изобразите зимний лес.
Итог урока. Выставка. Похвалы,поощрения. Оценки. Исправление ошибок.
Заключение
Развитие творческого воображения удетей в становлении личности огромно. Творческое развитие средствами искусства — это лишь подсистема реализации принципов целостной системы. В свой работе ярассмотрела возможности развития творческого воображения на образцах пейзажнойживописи. Сама природа является средствами такого воспитания, а картины моря, леса,поля, лука, переданные живописными средствами и передающие настроениехудожника, его отношение к изображению, — еще более сильный фактор развитиятворческого воображения и нравственного воспитания.
Таким образом, развитиетворческого воображения детей на образцах пейзажной живописи — это необычайноинтересная проблема, так как представляет собой синтез нравственного,эстетического и исторического воспитания.
Написав данную работу, мы пришли кследующим результатам:
проанализировали существующуюметодическую литературу по данному вопросу.
на занятиях пейзажной живописи мыдолжны формировать у учащихся практические умения и навыки
необходимо развивать чувстватворческого воображения гармоничность цвета и формы на занятиях пейзажнойживописью.
Литература
1. ВетроваГ.Е. Сказка о добром художнике. Архип Куинджи. М.: Издательство «Белыйгород», 2001г.
2. Историяискусства. Библиотека школьника. Минск: Литература, 1997г.
3. Историярусского и советского искусства. /Под редакцией Д.В. Сорабьянова. — М.: «Высшаяшкола», 1979г.
4. Историярусского искусства том 1. /Под редакцией М.М. Роковой и И.В. Рязанцевой. — М.,1878г.
5. КурочкинаП.И. знакомство с пейзажной живописью.С. — П. детство-пресса, 2000г.
6. Мастерарусского пейзажа. Вторая половина 19 века часть 4. Мальцева Ф.С. — М.: Издательскийдом «Искусство», 2002.
7. СокольниковаМ. изобразительное искусство и методика преподавания в школе.
8. ШишкинИ.И. М.: Издательство «Искусство», 1971г.
9. Энциклопедия.Русская живопись XIV-XX веков, — М. искусство, 1998г.
10. Энциклопедическийсловарь юного художника, — М. Просвещение 1994г.
11. ЯшухинП.А. Живопись, — М. Искусство, 1986г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.