Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Содержание
Введение
Глава I. Теоретическая часть
1. Адаптация ребенка к школьному обучению, как педагогический феномен
    1.1. Готовность ребенка к школьному обучению
    1.2. Особенности адаптации
    1.3  Виды школьной адаптации
   1.4  Признаки адаптации ребенка к школе
2. Характерные черты семейного воспитания
3. Взаимодействие школы и семьи, как фактор подготовки ребенка к школьному обучению
    3.1.  Работа  классного  руководителя  с  семьёй и  её особенности в
            1 – 2-ом   классах.
    3.2. Помощь родителей в адаптации ребенка к школьному обучению
Глава II. Методическая часть
   1. Методика констатирующего эксперимента
   2. Методика формирующего эксперимента
Глава III. Особенности взаимодействия школы и семьи в решении вопроса адаптации ребенка к школьному обучению
Заключение
Библиография
Приложения
стр.3
стр.7
стр.7
стр.7
стр.10
стр.10
стр.13
стр.14
стр.15
стр.16
стр.25
стр.27
стр.27
стр.31
стр.38
стр.45
стр.46
стр.48
ВВЕДЕНИЕ
Поступление ребенка в школу — чрезвычайно ответственныймомент как для самого ребенка, так и для его родителей. Для безболезненного иуспешного вхождения в учебную деятельность, ребенок должен быть здоровым ивсесторонне подготовленным.
    
     Начало обучения в школе — один изсамых серьезных моментов в жизни ребенка, связанный с большим количествомразного рода нагрузок: социально-психологические перемены в жизни ребенка — новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль«ученика», со своими плюсами и минусами.
Должностьученика требует от ребенка осознания и его собственной роли, и позиции учителя,и установленной дистанции в отношениях, и правил, по которым строятся этиотношения.
И здесьочень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какуюлинию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые — учителя иродители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологическойподдержки в каких-то критических        ситуациях.
 Актуальность исследования:
Данная работа посвящена исследованию взаимодействия школы исемьи в процессе адаптации ребенка к школьному обучению. Нас интересуетнасколько важным является это взаимодействие, а именно, насколько эффективнеепроходит процесс адаптации младших школьников, при условии активного примененияспециальных адаптационных программ, и насколько необходимым условием являетсяактивное участие родителей в процессе улучшения и ускорения вхождения ребенка вучебный процесс. А именно, ставится задача дать ответ на вопрос насколькоэффективным является взаимодействие школы и семьи.
Врамках данной работы для нас представляет интерес именно процесс протеканияадаптации среди младших школьников в первые недели обучения.
Цель исследования:
Выявитьроль взаимодействия школы и семьи в процессе адаптации ребенка к школьномуобучению.
Основные используемыепонятия:
«Школьная адаптация» — приспособлениеребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения ивзаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходитвключение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормамижизни, ценностными ориентациями.
«Готовность к школьномуобучению» — Бытьготовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым кшколе – значит быть готовым всему этому научиться» [7].
 «Семья» – малая группа основанная на браке иликровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью иморальной ответственностью. Семья — это социальный институт, в котором ребенокполучает основы социального развития во взаимодействии с окружающими людьми.
    «Взаимодействие» - системавзаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причиннойзависимостью, при которой поведение каждого из участников выступаетодновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Задачи исследования:
1. Провестианализ литературы  по вопросу адаптацииребенка к школьному обучению и характерным чертам семейного воспитания,взаимодействию школы и семьи, как фактор подготовки ребенка к школьномуобучению
2. Разработатьпрограмму исследования и методический инструментарий для его проведения.
3. Выявитьи проанализировать особенности адаптации ребенка к школьному обучению:
3.1. Привлечь родителей к активному участию впроцессе адаптации ребенка к школьному обучению
3.2. Выявить особенности психологическогосостояния младших школьников в период адаптации
3.3. Выявить характер изменений физическогосостояния учащихся
3.4. Описать влияние деятельности учителя
3.5. Описать характер взаимодействия учащихся другс другом
3.6. Выявить особенности процесса приспособленияучащихся к новому виду деятельности
4. Сопоставитьрезультаты исследования, полученные до и после формирующего эксперимента
5. Определитьстепень эффективности взаимодействия школы и семьи в процессе адаптационныхзанятий
    Предмет исследования:
-эффективностьвзаимодействия школы и семьи
     Гипотезаисследования:
Взаимодействиешколы и семьи является важным фактором адаптации ребенка к школьному обучению.
    Объект исследования:
Висследовании принимали участие ученики двух 1-ых классов (60 человек) школы №24 города Балашихи,Московской области. Из них 34 ученика, участвовали в исследовании совместно сосвоими семьями.
Методы исследования:
Исследованиепроводилось в форме анкетного опроса и методом наблюдений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
1. Адаптация ребенка к школьномуобучению, как педагогический феномен.
1.1. Готовность ребенка к школьному обучению.
Проблемаготовности к школьному обучению – одна из важнейших областей изучения,интересующая как теоретиков, так и практиков педагогических и психологическихнаук. Это обоснованно тем, что неподготовленность ребенка к школьному обучению,вызывает множество проблем на всех его последующих этапах.
Определяя понятие«готовность ребенка к школьному обучению», Л.А. Венгер отмечает: «Быть готовым к школе – не значитуметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовымвсему этому научиться» [7].
Что же поможет ребенку «всему этомунаучиться»? Прежде всего, необходима мотивационная готовность к школе, т.е. наличиеу детей желания учиться. Информацию о мотивации ребенка, можно получить в ходенаблюдений за ним в процессе сюжетно-ролевых игр. Готовые к школьному обучениюдети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи иотвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрастувыбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуацииприхода и ухода из школы, приветствия учителя.
Но стремление ребенка идти в школуможет быть обусловлено мотивами, не имеющими прямого отношения к учению. Такинтерес к школе часто стимулируется тем, что все его сверстники туда идут;потому, что он слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно ипочетно; потому, что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки –детей привлекает все новое!!! Ребенок может стремиться в школу, т.к. хочет узнаватьчто-то новое; иметь определенные права (на тот же ранец илитетрадки), а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать,готовить уроки). Пусть он еще  полностью  не осознает, что для того,чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но, впринципе, он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать – тогда мыговорим о наличии позиции школьника.
Анализируя проблему готовностиребенка к школьному обучению, психологи выделяют следующие параметры готовности.
Личностная готовность ребенка кшколе.
Личностная готовность ребенка к школевключает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальнойпозиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эталичностная готовность выражается в отношении ребенка к школе,  к учебной деятельности, учителям, самомусебе. В личностную готовность входит и определение уровня мотивационной сферы. Готовым к школьному обучениюявляется ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибутышкольной жизни – портфель, учебник, тетрадь), а возможность получить новыезнания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьникунеобходимо произвольно управлять своим поведением, познавательнойдеятельностью, что становится возможным при сформированной иерархическойсистеме мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебноймотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровеньразвития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенкадолжна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фонекоторой и возможно развитие и протекание учебной деятельности. [23]
 
Интеллектуальная готовность ребенка к школе.
Данныйкомпонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запасаконкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененнымвосприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу,обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловымзапоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным,опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями.Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальныхумений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебнуюзадачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можноговорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школепредполагает:
Ø дифференцированное восприятие;
Ø аналитическое мышление (способностьпостижения основных признаков и связей между явлениями, способностьвоспроизвести образец);
Ø рациональный подход к действительности(ослабление роли фантазии);
Ø логическое запоминание;
Ø интерес к знаниям, процессу ихполучения за счет дополнительных усилий;
Ø овладение на слух разговорной речью испособность к  пониманию и применениюсимволов;
Ø развитие тонких движений руки изрительно – двигательных координаций.[23]
Социально-психологическая готовность ребенка к школе.
Этот компонент готовности включает всебя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться сдругими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети занятыобщим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способамиустановления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти вдетское общество, действовать совместно с другими, умение уступать изащищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детейпотребности в общении друг с другом, умение подчиняться интересам и обычаямдетской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника вситуации школьного обучения.
1.2. Особенности адаптации.
«Школьная адаптация» — приспособлениеребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения ивзаимоотношений в новом коллективе. В процессе школьной адаптации происходитвключение ребенка в систему взаимоотношений класса с его традициями, нормамижизни, ценностными ориентациями.
Период адаптации ребенкак школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многихфакторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений сокружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложностиобразовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.
Немаловажным факторомявляется и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем большевзрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенокадаптируется к новым  условиям.
1.3. Виды школьной адаптации:
а) Физиологическаяадаптация.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделитьна несколько          периодов.
        Первый период — когда на веськомплекс новых воздействий, связанных с началом обучения, дети отвечают бурнойреакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Эта«физиологическая буря» длится достаточно долго — 2-3 недели. В этомпериоде ни о какой экономии ресурсов и говорить не приходится: тратится все,что есть, а иногда и в долг берется. Поэтому родителям важно помнить, какуювысокую физиологическую цену платит каждый ребенок в это время.
Второй период наступает позже – это время неустойчивогоприспособления, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкиек оптимальным) варианты реакций на эти воздействия.
И наконец, третий этап — это период относительно устойчивогоприспособления, когда организм находит наиболее подходящие вариантыреагирования на нагрузку, требующие меньшего   напряжения.[6]
        Какую бы работу ни выполнялшкольник, будь то умственная работа, статическая нагрузка, которую испытываетон при вынужденной сидячей позе, или психологическая нагрузка общения в большоми еще мало знакомом коллективе, организм, вернее, каждая из его систем должнаотреагировать своим напряжением, своей работой. А мы знаем, что возможностидетского организма не безграничны, и длительное напряжение, связанное с нимутомление и переутомление могут стоить ребенку здоровья.
Все это говорится родителям для того, чтобы они знали и понимали,почему эти, недавно еще неугомонные дети так быстро устают, почему нельзязаставлять их посидеть за учебной работой «еще часок», почему такважно соблюдать режим дня… Будем помнить: трудности перестройки испытываютвсе дети, а еще надо делать поправку на слабое здоровье, недавнюю болезнь и ещемногое-многое, что может замедлять приспособление  к        школьной  жизни...
Чем же характерны первые недели обучения? По интенсивности и напряженностиизменений, происходящих в организме ребенка в это время, учебную нагрузку можносравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организмэкстремальных нагрузок. Например, нам пришлось изучать реакцию организмапервоклассников на уроках по показателям сердечно-сосудистой системы. Иобъективная регистрация показала: напряжение в деятельности сердца можносравнить с напряжением космонавта в состоянии невесомости! Нужен   ли пример убедительнее?
        Итак, вывод может быть толькоодин: не давление (чтобы «скорее привык к учению»), а максимальнобережное, щадящее и ободряющее отношение взрослых — только этим мы можем помочьребенку.
б)Социально-психологическая адаптация.
В своих наблюдениях за первоклассниками, Безруких М.М. и ЕфимоваС.П., показали, что социально-психологическая адаптация (по-житейски — привыкание к школе) может проходить по-разному.
Большинство детей адаптируются в течение первых двух месяцевобучения. Они относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в классе,приобретают новых друзей; у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны,доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требованияучителя. Конечно, им еще трудно выполнять все требования правил поведения; но кконцу октября такие дети обычно осваиваются и с новым статусом ученика, и сновыми требованиями, и с новым распорядком      дня.
         Другим нужно больше времени; онии месяц, и другой, и третий могут играть на уроках или выяснять отношения стоварищем, не реагируя на замечания учителя (или, наоборот, реагируя «какмаленькие» — слезами и истерикой). И с освоением учебной программы у нихдела складываются не просто. Лишь к концу первого полугодия их поведениестановится «правильным».
         У третьих, к значительнымтрудностям в учебных делах прибавляются трудности более серьезного характера. Уних проявляются негативные формы поведения, резкие выбросы отрицательныхэмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, товарищи, родители.Часто такие дети становятся отверженными в коллективе класса, а это рождаетреакцию протеста — они задираются на переменах, кричат, плохо ведут себя науроке. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это можетпривести к нервному срыву и нарушению психического здоровья. Поэтому, еслиповедение ребенка очень беспокоит учителя и родителей, стоит обратиться кдетскому психологу          и к врачу-психоневрологу.Разумеется, все эти психологические нагрузки и перестройка образа жизнипервоклассника реализуются и на «физиологическом уровне». [6]
1.4. Признаки адаптации ребенка к школе:
•Во-первых, это удовлетворенностьребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытываетнеуверенности и страхов.
       •Второй признак — насколько легкоребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная,а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его втрудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же несравнивать с другими детьми.       Все    дети  разные.
       •Следующий признак успешнойадаптации — это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебныхзаданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнитьзадание самому. Частенько родители слишком усердно «помогают»ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает ксовместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучшесразу обозначить границы вашей помощи      ипостепенно уменьшать их.
•Но самым важным признаком того, чторебенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенностьмежличностными отношениями     содноклассниками и учителем. В этот период первоклассник активно устанавливаетконтакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьмии принимать помощь в свой адрес.
     Таким образом, решение проблемы успешнойадаптации ребенка во многом определяется характером взаимодействия школы исемьи.
2. Характерные черты семейноговоспитания.
В настоящее времяпроблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография,этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии сосвоим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития.Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества сточки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей взаимодействияродителей в  процессе воспитания детей сошколой и другими  детскими учреждениями,выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.
Семья – один из основныхинститутов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию иопределение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человекупредставления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себянадо вести. В семье ребенок  получаетпервые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях сдругими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которыерегулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения инаставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосферавырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла,достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.
Однако воспитание детей –не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейноевоспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьмасущественная и уникальная. Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает « первые уроки жизни», которыезакладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание оченьрезультативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает всестороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов иэмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не обестественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своейбезопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощьот взрослых.
3. Взаимодействие школы и семьи.
        Школа с первых жедней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с егопредыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных ифизических сил.
Первый год в школе — это и своего рода испытательный срок дляродителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку,незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще издобрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособлениек школе происходит не сразу. Не день и не неделя требуется для того, чтобыосвоиться в классе по-настоящему!
Опытный учитель и внимательные родители знают и понимают,насколько важно, чтобы требования, правила и нормы поведения не зависели отнастроения взрослого, не были «перемежающимися». Учитель с самогоначала разъясняет ученикам, что от них требуется, показывает ребенку отличиеего новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.Хорошо, если учитель здесь следует совету известного педагога Ш. Амонашвили:«Дети активные существа… А если это так, то следует создать иморганизованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает опоследствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет ихдеятельность». [2]
3.1. Работа классного руководителя с семьёй и её особенности в 1-2-ом   классах
       Основные   направления  реформы   общеобразовательной   школы ориентируют  педагогов на  усиление  помощи семье  и   поднятие  ее ответственности за воспитание  подрастающего  поколения, на  широкое вовлечение родителей ввоспитательную работу с учащимися.
«Без  сомнения, все школыхотят  поддерживать  открытые и  тесные связи с семьями.  Они знают, что обучение – совместная работаучителей и  родителей.  Он и также  понимают,  что взаимосвязь  с  родителями является  обязательной при  желании  развивать способности   каждого ученика вшколе и за ее пределами.   Педагоги,которые  это  понимают, будут стараться достичьсодержательного диалога с родителями и  будут поддерживать  теплый климат  в  классе: без  напряжений,  дружеский, основанный на взаимопомощи. Современнаяшкола знает, что связь школы и семьи не должна  иметь только  одно направление  как  в старые  времена,  когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам.  Сейчас учителя  не могут обойтись безпомощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях»,- вотчто высказывают по данному вопросу датский педагог Эйгил Кьяэргард и литовскийпедагог Рима Мартинене.[32]
Продолжает  данную  тему и  российский  педагог И. П.  Подласый: «Современные  школы переходят  к  тесной  интеграции   школьного   и семейного  воспитания,   создаются   комплексы  «школа   –   семья». Главным  требованием устава  таких  комплексов является  обеспечение родительского   контроля   за    всеми    направлениями    школьной деятельности. Родители  получили доступ  к  рассмотрению тех  вопросов,   куда традиционно  их не  допускали, — выбору   предметов  для   обучения, определению  объёмов их   изучения,   составлению  учебных   планов, изменению  сроков и  длительности  учебных триместров   и   каникул, выбору    профиля   школы,    выработке    внутришкольных    уставов, разработке   мер  по   обеспечению   дисциплины,    труда,   отдыха, питания, медицинского  обслуживания  школьников, системы   поощрений и   наказаний  и   т.  д.   Словом,   при   хорошо   организованной
совместной деятельности  школа  и семья  становятся  действительными партнерами   в  воспитании   детей,   где  каждый   имеет   вполне определенные  задачи и  выполняет  свою часть  работы».[22]
      С.  Дапкене утверждает: «Форма и содержание сотрудничества  школы с семьей зависят от целей поставленныхучителем. Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такиезадачи как:
1. Познание  семьи  ученика.
2. Систематическое изучение влияния  социального  окружения на
личность ученика.
3. Организация совместной  педагогической  деятельности  школы
и  семьи  в обучении  и  воспитании детей.
4. Помощь родителям в воспитании детей дома.
5. Организация педагогического просвещения родителей.
6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи».[29]
Однако,  американский  педагог Ричард  Арендс  отмечает: «Учителя хотят,  чтобы нормы,  регулирующие  их  отношения   с   родителями, охватили  и заботу  о  детях, и  поддержали  их учебную  программу.
В  тоже  время большинство  учителей  не хотят,   чтобы   родители вмешивались  в их   классную   работу.   Вообще,   учителя   склонны сохранить  расстояние между  собой  и родителями.… Правила,   как   работать   с    родителями    зависят   от конкретных  обстоятельств».[28]
Русский педагог  Т.   Воликова пишет:  «Формы  работы учителя  с родителямиразнообразны:
Ø Индивидуальные:  посещение  семей учащихся  на  дому, беседы   с родителями в школе, дниконсультаций родителей в школе;
Ø Групповые:   (Родители   могут  объединяться    в    группы   по образованию, педагогической  культуре,  по поведению  и  показателям успеваемости  их  детей.)    Здесь   выделяются:  взаимная   работа учителя  и родителей  на  уроках, когда  родители  помогают учителю вести  урок;  и   работа  с  активом.
Ø Коллективные:   классные   собрания,  общешкольные   родительские собрания,  родительские конференции  по  обмену опытом   воспитания, консультации,  вечера вопросов  и  ответов, совместные   внеклассные мероприятияи т. д.
Содержание  всех  форм работы  школы  с семьей   заключается   в организации активного воспитательного их взаимодействия,направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения».[8]
И.В.Гребенщиков  пишет:«Родители должны  обладать  педагогической культурой.  Под педагогической  культурой  понимается такой  уровень педагогическойподготовленности родителей, который отражает степень их зрелости  как воспитателей  и  проявляется в  процессе  семейного и общественного  воспитания  детей.  Важный  компонент   педагогической культуры  родителей –  их  сугубо педагогическая   подготовленность:определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовыхзнаний, а также выработанные в процессе практики  навыки  по
воспитанию детей. Основная роль в  повышении  педагогической  культуры принадлежит целенаправленному   научно-педагогическому   просвещению,    которым занимаетсятот же классный руководитель или учитель»[11]
С. Дапкене     выделяет     следующее      содержание       общего педагогического  просвещения родителей:
1. Цели,  задачи  и методы  образования  и воспитания  молодого поколения.
2. Психологические, физиологические  и   педагогические   основы воспитания     детей  в семье,  особенности   детей  в   разном возрасте.
3. Обязанности   членов   семьи,  содержание,   формы,   методы, трудности,  недостатки и  ошибки  семейно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.