природадошкольный экологический природопользование
«Развитиепознавательных способностей у детей дошкольного возраста в процессеознакомления с природой»
«Человек, в сущности, не думает отом, что
у него под ногами. Всегда мчится… и –
самое большое – взглянет, как прекрасны
облака у него над головой. И ни разу не
поглядит себе под ноги, не похвалит:» как
прекрасна почва".
Карел Чапек
В дошкольном детствезакладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающемумиру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологическогообразования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования удошкольников основ культуры рационального природопользования, защита животных иприроды.
На нашей планете впоследнее время отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции системразных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся, в том числе вэкологической неграмотности человека, относящегося к окружающему мирупотребительски, занимающего по отношению к природе антропоцентрическую позицию.Именно поэтому, задачи изменения мировоззрения человека и экологическогоразвития ребёнка представляются первоочередными.
Уверена: в настоящеевремя нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой быобласти не специализировался педагог. Все сферы развития личности неразрывносвязаны с воспитанием у ребёнка ответственного отношения к миру природы.
Именно дошкольныйвозраст является базой для формирования основ мировидения и представляетширокие возможности для экологического воспитания. Ведущую роль в экологическомвоспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе.Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения кприроде, с другой – его результатом. Таким образом, воспитание бережногоотношения к природе идёт от углубления имеющихся интересов к формированию новыхзнаний, чувств, умений, а от них – к интересу не более высокой ступени.
В процессе пробужденияи развития эмоционального восприятия природы важную роль играет отношениевоспитателей и родителей к природе и интересам детей, связанным с ней. Вниманиевзрослых, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения и успехудеятельности.
В качестве признаков,по которым можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и еёохране, могут выступать проявления интеллектуальной активности (вопросывоспитателю, участие в обсуждении природоохранных тем на занятиях и прогулках,активное оперирование знаниями), а также волевые проявления (стремлениеучаствовать в деятельности по оказанию помощи природе).
Доступными средствамиформирования интереса дошкольников к природе являются прогулки и экскурсии наприроду; фенологические наблюдения; использование элементов исследовательскойработы; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощиприроде; чтение книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых иситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней.
Одним из направленийэкологического воспитания является формирование начал экологической культуры, втом числе правильного отношения к природе, к себе и другим людям как к частиприроды, к вещам и материалам природного происхождения. Следовательно,совершенствовать воспитание личности ребёнка необходимо через обогащение егоопыта полными, верными и яркими образами природы.
Любое воспитание, какмне представляется, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должностать воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этомговорят все великие педагоги мира. «Годы детства – прежде всего воспитаниесердца», — писал В. Сухомлинский. И срок для этого отпущен небольшой –семь лет, дальше это сделать будет крайне трудно.
Мы должны помнить, чтосами дети часто не замечают Красоту вообще и в природе в частности. В этом мы,взрослые, должны им помочь. Но делать это надо не формально, не сухо, а черезсердце, через восхищение, удивление, радость и любовь.
Цель моей работы: датьдетям более расширенные знания о природе, учить видеть Красоту и замечатьпрекрасное в окружающем мире, привить любовь к Природе, учить заботиться о ней.
Мне хотелось бы, чтобыребёнок с интересом и любовью относился к каждой травинке, букашке, и не делилих на хороших и плохих, вредных и полезных.
В дошкольном возрастеребёнок всё воспринимает сердцем, он учится сочувствовать, переживать,заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.
Необходимо научитьребёнка осознанно-правильному отношению к природе, радоваться всему, чтовызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать, встречаясь с тем, что губительноотражается на природе.
А это длительныйпроцесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует какможно раньше.
Всё это поможетвырастить отзывчивых, добрых, милосердных детей, и научить экологическиграмотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.
Задачи, над которыми яработаю, заключаются в следующем:
1. Создавать условия для формирования элементарныхбиологических представлений:
· знакомитьс развитием жизни на Земле (рассказать о происхождении, многообразии формжизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностяхжизни, среде обитания и т.д.);
· предоставлятьвозможность осваивать учебный материал в доступной форме;
· воспитыватьэмоционально-положительное отношение к природе;
· формироватьпонятие о себе как о жителе планета Земля, от которого зависит жизнь всегоживого.
2. Знакомить с особенностями строения человека.
· вдоступной форме (привлекая иллюстрационный материал) рассказать об основныхсистемах человека;
· формироватьэлементарное представление о работе собственного организма;
· приобщатьк ценностям здорового образа жизни.
3. Обеспечивать условия для развития экологическогосознания и познавательных способностей:
· познакомитьс представителями живой и неживой природы;
· рассказыватьо взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
· способствоватьформированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) ик человеку как части природы;
· познакомитьс проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
· способствоватьразвитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
· развиватьответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природыв дошкольном учреждении, к лесным богатствам;
· познакомитс Красной книгой;
· создатьусловия для самостоятельной экспериментальной деятельности.
Свою работу я разделилана три этапа. I этап – Чудеса своеготела. На данном этапе дети знакомятся со строением своего тела, работойвнутренних органов, формируются элементарные представления о работесобственного организма.
Цель этапа: Познакомитьдетей с особенностями строения человека. Научить управлять своим телом,чувствами, эмоциями.
Задачи данного этапа:
· вдоступной форме рассказать об основных системах человека;
· формироватьэлементарные представления о работе собственного организма;
· способствоватьформированию осознанно-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) ик человеку как части природы;
· приобщатьк ценностям здорового образа жизни, показать его преимущества и перспективы;сформировать устойчивую позицию к окружающим нас людям и к вредным привычкам ипоступкам;
· прививатьнавыки гигиенической культуры и правильного поведения в случае заболевания.
Экологическая проблемаочень актуальна сегодня и здоровье нашей планеты должно начинаться со здоровьялюдей, населяющих её. Осознанно правильным должно быть отношение к себе, какнеотъемлемой части природы.
Итак, этот курс занятийдля дошкольников очень важен и актуален. Он расскажет о том, как устроенчеловеческий организм, как живут и работают органы и системы в этом организме,какими болезнями можно заболеть и как их предупредить, как вести себя вразличных ситуациях и при различных обстоятельствах, чтобы не навредить своемуорганизму и справиться с капризами и упрямством, и многому – многому другому…
Эти занятия открываютнам глаза на самих себя, они изменяют отношение к себе, к своему здоровью,воспитывают культуру чувств.
Дошкольное детство –начальный этап формирования личности человека. Важно у каждого маленькогочеловека пробудить стремление к здоровому образу жизни, в «экологическиздоровом» окружении.
Познание себя – этоцентральная задача проблемы здоровья, а также основная потребность растущегочеловека.
Мир вокруг человекаочень сложен. А разве внутри человеческого тела всё устроено просто? Кости имышцы, волосы и ногти, работа мозга и оптические иллюзии… Это целый мир, и вовсём этом разобраться маленькому человеку очень трудно, но всё же необходимо.Потому, что, если ребёнок познает себя лучше, он легче будет понимать и других,и окружающий его мир.
Работая с детьми надэтим вопросом, я пришла к выводу, что крайне необходимо давать детям знания очеловеке, как части единой экосистемы на Земле и о единстве систем вчеловеческом организме. Что из себя представляет человек, из чего он состоит,почему ему снятся сны, чем он плачет, видит, слышит, нюхает. А, главное, какиебеды могут подстерегать это хрупкое и вместе с тем очень важное на Землесущество, и как ему уберечься от этих бед.
Детское любопытствобезгранично. Дети хотят знать о себе и о мире в котором живут. Нередко подвнешней неуклюжестью, наивностью, а иногда и кажущейся глупости детскоговопроса таится нечто весьма важное, серьёзное. Бывает, малыш сам того непонимая, подмечает такое, что взрослые не видят, что попросту ускользает от ихвнимания по причине привычности и обыденности.
Когда ребёнок задаётвопрос, он не просто черпает информацию о происходящих вокруг событиях. День заднём ребёнок складывает вместе «куски» знаний о мире, как мозаичнуюкартинку, и своими вопросами порой удивляет и пугает взрослых. А мы, взрослые,судорожно пытаемся отыскать ответы, которые были бы понятны и правдивы,рациональны и логичны.
Необходимо научитьмалышей «защищать себя самому», дать понятие о том, что он – человек,живущий на планете Земля, где есть стихии и времена года, сменяющие друг друга,окружающий живой мир, всё это может не только положительно, но и отрицательновлиять на него, а значит, он должен уметь защититься от холодных ветров,кислотных дождей, жаркого солнца, зверей, ядовитых насекомых, растений.
Тематика занятий восновном анатомического характера, но и она показывает тесную взаимосвязьчеловека с природными явлениями. Так на занятии «Пожалей свою бедную кожу»проводились наблюдения за состоянием кожного покрова: в жару (держали надпаром) – покрывается капельками пота, а в холоде – покрывается пупырышками иволоски встают «дыбом». Проводилась беседа о том, как защитить кожуот зимних морозов, ветров и т.д.
На своих занятиях яшироко использовала и такой метод, как показ иллюстраций и картин, гдерассматривали с детьми внутреннее анатомическое строение человека. Так жепроводила беседы на различные темы. Например, о том, какие мерыпредосторожности нужны на кухне, дороге, в саду, как вести себя во времяболезни, кто такой микроб и т.д.
Я использовала в своейработе не только распространённые методы и приёмы такие как, беседы,рассказывание, чтение, но и такие как; игровые приёмы, рисование, походсказочных героев, которые оживали на занятиях. Это способствовало скорейшемувосприятию материала и лучшему запоминанию. Такие игры как «Хорошо — плохо»,«Спасатели», «Окажи первую помощь больному», «Если б ябыл волшебником», «Полезно — вредно», «А если бы…, то я бы…»,очень способствовали развитию мышления, воображения, умению разбираться втрудных ситуациях. Дети, рисуя правила осторожного обращения с огнём,лекарствами, лучше их запоминают, у них возникает желание рассказать с помощьюрисунков об этом другим, а также это способствует выработке твёрдой позиции –отношение к тому, о чём говорил воспитатель. Рисование – самый доступный длядошкольников способ выражения отношения реьёнка к окружающей действительности,поэтому оно очень способствует выполнению задач, решению целей, поставленных назанятиях.
Комплексноеиспользование разнообразных методов и приёмов обучения обеспечивает болеевысокое качество восприятия материала, его запоминания и применение в жизни,другими словами обеспечивает более высокое качество знаний, умений и навыков.
IIэтап – Удивительный мир природы. Этот этап очень интересен и познавателен своимсодержанием. Дети не только знакомятся с новыми животными, насекомыми, рыбами,но и узнают много интересного об их жизни, повадках, местах обитания.Знакомятся с представителями Красной книги, им прививается любовь к животным.
Цель этапа: Обеспечитьусловия для развития экологического сознания. Формирование элементарныхэкологических знаний, мышления и поведения.
Задачи данного этапа:
· знакомитьс представителями живой и неживой природы;
· показатьвзаимосвязь всех объектов природы;
· способствоватьформированию осознанно-правильного отношения к планете Земля и к человеку какчасти природы;
· знакомитьс развитием жизни на Земле;
· учитьвыполнять законы природы, показать, что это необходимо, как для здоровьячеловека, так и для здоровья природы;
· воспитыватьчувства своего единства с окружающим миром, Вселенной.
На первых занятияхнеобходимо познакомить детей с таким понятием, как окружающая среда.
Ознакомление детей срастительным миром происходило в ходе наблюдений, в процессе бесед обувиденном, услышанным во время чтения художественных произведений. Работапроводилась не только на занятиях, но и на прогулках, экскурсиях, во времятрудовых действий в уголке природы. Обращалось внимание детей на ежедневныеизменения погоды, растений на участке, на поведение птиц, насекомых.
С неживой природой детизнакомятся преимущественно в процессе элементарных опытов, практическойдеятельности на прогулках.
Воспитание бережного отношенияк объектам неживой природы, природным материалом и сделанными из них предметамна занятиях.
Во время занятий ястаралась дать детям возможность высказать свои впечатления от проведённыхопытов.
Как и в предыдущемэтапе, я использовала разнообразные методы и приёмы на занятиях с детьми.Проводились беседы, рассказывание, показ иллюстраций и мультфильмов о животныхи природе, делали зарисовки на различные темы. Познакомились с физическойкартой, условиями для обитания животных, произрастания растительности и т.д. Ястаралась выработать у детей интерес и потребность показать природу и еёявления. Много материала использовалось из энциклопедий о природе, животных, ихместах обитания, поведения. Рассматривали различные экосистемы мира.
Использование иллюстрацийразличных экосистем природы в своей работе позволило улучшить качество усвоенияматериала. Дети с интересом рассматривали иллюстрации, отмечали различия междуобитателями экосистем.
Использовала также исхемы экосистем, в которых дети самостоятельно «населяли» жителямиводоёмы, живой изгороди, и т.д.
Все занятия можноразделить на несколько подгрупп: посвящённые неживой природе, о животных, оживой природе, о том, что помогает нам в жизни и т.д.
В своей работе яиспользовала большое количество игр. Это и дидактические игры, различныевикторины, творческие, разгадывание кроссвордов и т.д.
IIIэтап – Я хочу творить чудеса! Здесь название говорит само за себя. Дети оченьлюбят экспериментировать, узнавать что-то новое. Мне бы хотелось, чтобы детинаучились ухаживать за животными в уголке природы, домашними животными, зарастениями на улице, вызываю у детей желание трудиться. Показываю детям, чточудо совершить легко. Достаточно только захотеть, сделать доброе дело; помочьмаме в огороде, ухаживать за животными, наблюдать за природой и оно, чудо, незаставит себя ждать. Ведь как приятно наблюдать за ростком цветка, который сампосадил.
Например, мы с детьмипосадили семена редиса, ухаживали за ними, поливали. Дети наблюдали, как онрастёт, радовались появлению каждого нового листочка. А когда он вырос, мы всевместе сделали из него салат и дети с удовольствием его съели. Вот такоемаленькое чудо.
Цель: Побудить у детейжелание трудиться, ухаживать, заботиться о растениях, животных. Вызвать интереск природе и природным явлениям, посредством наблюдений и проведение опытов.Развивать познавательный интерес.
Задачи данного проекта:
· формироватьтрудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашнимиживотными;
· учитьухаживать за объектом Уголка природы;
· учитьзаботиться о чистоте двора, участка детского сада, группы, города;
· развиватьинтерес к экспериментированию;
· учитьнаблюдать за изменениями (сезонными, природными, погодными) и явлениямиприроды.
На данном этапе дети восновном занимались практической деятельностью. Ухаживали за обитателями Уголкаприроды, цветами, выращивали рассаду овощных культур, проводили различныеэксперименты, и т.д. Так, например, мы с детьми делали ёжика из опилок, аиголками ему служили проросшие семена газонной травы. Дети с удовольствиемнаблюдали как растут у ёжика «иголки». Выращивали на окне лук, редис,помидоры. Ребятишки не только наблюдали за аквариумными рыбками, но и принималиактивное участие в замене воды, мытье аквариума. Наблюдая за явлениями природыдети пытались сами объяснить их происхождение, чем развивали не тольковоображение, но и логику, мышление.
Я уверена, чтоознакомление с природой помогает развитию познавательных способностей у детей.Дети дошкольного возраста с интересом воспринимают новую информацию.
Общение ребёнка собъектом природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни,обогащает его опыт познания других и самопознания, формируя сострадание кживому существу, вызывает желание заботиться о нём, приносит радость ивосхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивацию наотношение к природе.
У детей должнасформироваться положительная позиция мировидения:
/>
Для развитияпознавательных способностей у детей, в моей группе создана развивающая среда,места для осуществления детской деятельности. Создан живой уголок, уголокприроды и лаборатория природы.
Я исхожу из того, чторазвивающей средой является такая среда, в которой ребёнок может свободно исамостоятельно действовать, задавать вопросы, и сам искать и находить на нихответы. Действуя самостоятельно, производя пробы-опыты поискового иподражательного характера, каждый ребёнок приобретает личный опыт, в основекоторого лежит его активная субъективная позиция.
Отправной точкой длясамостоятельной деятельности в уголке природы являются сведения, полученные назанятиях или в совместной деятельности с взрослыми, которые дети «проверяют»в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб иошибок.
Экспериментальнаядеятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умение анализировать,вычленять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы иаргументировать их.
Постоянные наблюдения иуход за растениями и животными воспитывают у детей гуманное отношение кприродным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накопленииэмоционально-чувственного опыта общения с ними.
Каждый малыш, словномаленький росточек, тянется к познаниям и воспитатель, протянув руку помощи,должен помочь ему совершить эти открытия. Очень важно, чтобы ребёнок сам делалэти открытия, а воспитатель был только направляющим, и радовался вместе с ним.
Детство – яркая инеповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в дошкольном детствепроисходят первоначальное становление личности, формирование индивидуальностиребёнка. Свою работу я строю в первую очередь на индивидуализации личности,потому что ребёнок, в первую очередь – личность. Я стараюсь приобщать детей кдобру, красоте, прекрасному.
Выбирая тему своегопроекта, я ставила на первое место эти задачи. Ведь если ребёнок не научится видетьпрекрасное вокруг себя, то он вряд ли вырастит гуманным, экологически-грамотнымчеловеком.
Девиз моего проектасовпадает с девизом программы «Детство»: «Чувствовать –Познавать — Творить».
Я думаю, что проблемыокружающей среды всегда актуальны, и много ещё не познанного, удивительного,что можно открывать вместе с детьми.
Этот проектспособствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению ксамостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей иречи.
Над этой темой яработаю уже шестой год и вижу результат. Дети моей группы любознательны, судовольствием исследуют мир и бережно относятся к окружающей среде.
В своей работе яиспользовала различные методы; элементы ТРИЗа, экскурсии, проведение утренниковв нетрадиционной форме, разрабатывала викторины, проводила работу с родителями,оформляла фотовыставки.
В этом году мы проводимсо своей группой много экскурсий. Одна из них была в Называевскую гимназию, гдедети познакомились с учителями к которым они придут 1 сентября, прошли пошкольным этажам, посмотрели различные помещения. Дети были просто в восторге.Посещение библиотеки детям тоже запомнилось на долго. В пожарной части нам нетолько рассказали и показали наглядно работу пожарных, но и разрешили детямпосидеть за рулем пожарной машины, потрогать форму и рабочий инструмент. Везденас встречали с приготовленным для нас мероприятием, и дети уходили довольные сновым багажом знаний, подкрепленным наглядностью.
Думаю, что все знанияполученные детьми в детском саду, пригодятся им в школе, и они будут выгодноотличаться от своих сверстников своими познаниями и стремлением узнать больше.
Опыт моей работы былобобщён и сдан в методический кабинет. По теме своей работы выступала на IIIФестивале педагогических проектов в 2007г.