Реферат по предмету "Культура и искусство"


Готика - симфония в камне

Введение

В развитииевропейскойархитектурыраннего средневековьяможно выделитьдва периода, два стиля: романский(XI-XII вв.) и готический(XIII-XV вв.). Втораяиз этих двухстадий – готическая– возниклапутем эволюциироманскойархитектурыи означалапереход ее нановую, болеевысокую стадиюразвития. Ироманское, иготическоезодчестворазвивалисьв одних и техже в основномсоциально-историческихусловиях.
Романскаяархитектурасложилась врезультатесовмещенияисконных местныхи византийскихформ. Она являласьсамым раннимэтаном развитиязападноевропейскойархитектуры(VI-XII вв.). Готика- венец средневековья, это яркие краски, позолота, сияниевитражей, экспрессия, взлетающиев небо колючиеиглы шпилей, симфония света, камня и стекла.Готическийстиль характеризуетзаключительнуюстадию развитиясредневековогоискусстваЗападной Европы.Христианскаякультура Западавступила впериод интенсивногоразвития позднее, чем восточнаякультура Византии; ее формированиебыло затрудненостолкновениемразных этническихи религиозныхтрадиций, разнообразиемландшафта исложностьюприродныхусловий, миграциейнародов. Нозатем те жефакторы сталипричиной эффективногообмена идей, откровенийи художественныхоткрытий. ИскусствоВизантии, напротив, стесненноедогмами и канонами, оказывалосьархаичным, иего значениеотступало переддостижениямиЗапада.
Для даннойработы былавыбрана именноэта тема, потомучто периодстановленияготическогостиля характеризуетсяне только созданиемвыдающихсяхудожественныхпроизведений, но и отражаетпереломныемоменты в всоциальной, религиознойи политическойжизни тоговремени. В готическоеискусстве, сменившемроманскийстиль, отразилисьвсе важнейшиепереходныемоменты средневековья: формированиенаций и национальныхгосударств, усиление городови торгово-ремесленныхкругов, развитиесветских чертв городскойи рыцарскойкультуре.
Религиозноесознание учитываетэти измененияв своих идеологическихпостроениях.Несмотря нато, что готическоеискусствоостается религиознымпо тематике, аскетическиеидеалы уже неиграют такойсерьезной роли, как прежде.Происходитсмягчениеидеалов. Дляготики характеренкульт Богоматери.В определеннойстепени этосвязано с культомпрекраснойдамы. Ведущимархитектурнымтипом в готикестал собор, возвышавшийсянад городскойзастройкойи способныйподчас вместитьвсе взрослоенаселениегорода. В собореи вокруг негососредоточиваласьобщественнаяжизнь горожан.
В качествеобъекта исследованияможно выделитьготическийстиль в архитектуре.Предметомработы являютсяпредпосылкиформированияготическогоархитектурногостиля, егоособенностии региональныеотличия.
Хронологическиерамки даннойработы охватываютпериод с конца12 до начала 15веков. Именнов этот периодпроисходилоформированиеи расцвет готическогостиля в средневековойкльтуре.
Вкачестве литературыв основном былииспользованыстатьи из сетиИнтернет, учебники покультурологии истории мировойхудожественнойкультуры.
Основнаяцель работызаключаетсяв том, чтобырассмотретьэтапы формирования
Длядостиженияэтой цели былипоставленыследующиезадачи:
— изучитьпредпосылкиформированияготическогостиля;
— рассмотретьособенностиготическойархитектуры;
— проанализироватьрегиональныеособенностиготики в рядестран ЗападнойЕвропы.
Дляреализацииэтих задач, потребовалосьобратитьсяк некоторымисточникам.
Срединих нужно особоотметить материалвзятый из справочнойлитературы, а так же отдельныемонографии, посвященныеархитектурнымстилям.
Глава1 Предпосылкиформированияготическогостиля

Термин«Готика» происходитот итальянскогоgotico — непривычный, варварский(Goten — варвары; кисторическимготам этотстиль отношенияне имеет)1.Первоначальнослово готикаиспользовалосьавторами итальянскогоВозрождениякак уничижительныйярлык для всехформ архитектурыи искусствасредних веков, которые считалисьсравнимымитолько с произведениямиварваров-готов.Само изобретениетермина приписываетсяРафаэлю.
Позднееприменениетермина «готика»было ограниченопериодом высокогоили классическогосредневековья, непосредственноследовавшегоза романским.Впервые понятиев современномсмысле применилДжорджио Вазаридля того, чтобыотделить эпохуРенессансаот средневековья2.В настоящеевремя периодготики считаетсяодним из выдающихсяв истории европейскойхудожественнойкультуры.
Отом, какие восторгивызвала готическаяархитектура, когда последолгого забвенияЕвропа осозналазначительностьхудожественногонаследиясредневековья, мы можем судитьпо высказываниямзнаменитыхфилософов, писателей, поэтов, в томчисле и русских.Гоголь, посетив Кельнскийсобор, писал:«Вступаяв священныймрак этогохрама, сквозькоторый фантастическиглядит разноцветныйцвет окон, поднявшиглаза кверху, где теряются, пересекаясь, стрельчатыесводы один наддругим, одиннад другим, иим конца нет,- весьма естественноощутить в душеневольный ужасприсутствиясвятыни, которойне смеет и коснутьсядерзновенныйум человека»3
В творчествеМандельштаматак же прослеживалисьархитектурныемотивы. Упоминалон и о готическомстиле:
Стихийныйлабиринт, непостижимыйлес,
Душиготическойрассудочнаяпропасть.
(«NotreDame»)4
В.Гюго в романе«Собор ПарижскойБогоматери»так же посвятилнесколько строкэтому великолепномуобразцу готическойархитектуры:«Вряд ли в историиархитектурынайдется страницапрекраснеетой, какою являетсяфасад этогособора… Этокак бы огромнаякаменная симфония; колоссальноетворение… подобно«Илиаде» и«Романсеро»…чудесный результатсоединениявсех сил целойэпохи… это творениерук человеческихмогуче и изобильно, подобно творениюБога, у которогооно как будтозаимствовалодвойственныйего характер: разнообразиеи вечность»5.
Началоистории готическогостиля документальнозафиксированов провинцииИль-де- Франсна севере Франции.В 1136-1140 гг. под руководствомаббата Сугериябыли возведеныдва пролетаглавного нефацеркви аббатстваСен-Дени к северуот Парижа6.
Готикаразвиваласьна основе романскогостиля, но накаждом шагупротиворечилаему, выдвигаясобственнуюсистему архитектурногои художественногомышления. Поэтомунеудивительновозникновениеготики и разработканового стиляна территорииименно этогорегиона. Здесьсыграли рольне только важнейшиеполитическиеи экономическиепричины, нотакже и то, чтоИль-де-Франсбыл одним изсамых слабыхзвеньев в цепироманскихархитектурныхшкол. В XII столетииэто была однаиз немногихобластей, гдероманский стильне сложилсяи не утвердилсяокончательнои где продолжалидержатьсяархаическиеархитектурныеформы: простыедеревянныеплоские покрытия, мощные квадратныестолбы, статическаязамкнутостьвнутреннегопространства.Слабость романскихтрадицийИль-де-Франсапозволиламолодому, стилюбыстро укрепитьсяи развиватьсяв атмосферетворческихпоисков, свободнойот давящейвласти старыхукоренившихсяхудожественныхпредставлений7.Основнымпредставителеми выразителемготическогопериода былаархитектура.Хотя огромноечисло памятниковготики былисветскими, готическийстиль обслуживалпрежде всегоцерковь, самогомощного строителяв средние века, который и обеспечилразвитие этойновой для тоговремени архитектурыи достиг ееполнейшейреализации.
Эпоха, породившаяготическоеискусство, былавременем, когдаформировалисьосновы современныхевропейскихгосударств, складывалисьновые формыобщественногопроизводства, развивалисьремесла, ослабевалиустои средневековогорелигиозно-догматическогомировоззрения, расширялисьвозможностипознания. Всёэто не моглоне выразитьсяв искусствеи в частностив архитектуре8.
Основнымстимулом формированияискусстваГотики сталоуникальноесоединениехристианскогомировоззрения, традиций античнойкультуры, преждевсего архитектурыРима, латинскойписьменности, книжной миниатюры, романо-келътскиххудожественныхремесел. Развитиюнового стиляспособствовалстремительныйрост европейскихгородов и торговли, что способсвовалоразвитиюградостроительстваи гражданскойархитектуры.
Хотяготика возниклав процессеразвития романскойархитектуры, в противоположностьей и последующейархитектуреренессанса, барокко иклассицизма,— это единственныйстиль, создавшийсовершенносвоеобразнуюсистему форми новое пониманиеорганизациипространстваи объемнойкомпозиции.Факт рожденияготическогостиля можносчитать кульминациейроманскогои вместе с тем- его преодолением.
Эпоха готикиознаменоваласьновыми конструктивнымии композиционнымипринципамине только вобласти культовойархитектуры: появляетсяряд новых типовзданий светскогоназначения– ратуши, торговыеряды и т. д. Складывалисьгородскиеархитектурныеансамбли, вкоторые включалиськультовые исветские здания, укрепления, мосты. Главнаягородскаяплощадь обстраиваласьдомами с аркадами, торговыми искладскимипомещениямив нижних этажах.
Готическийстиль изменилоблик средневековогогорода, способствовалразвитию светскогостроительства.В готическуюэпоху высокогорасцвета достиглодекоративно-прикладноеискусство.Готика преобразилабытовые вещи, мебель, различныепредметы церковногообихода. В этотпериод оформляетсяготическоеписьмо с вытянутымии изломаннымилиниями. В готическомстиле работализолотых и серебряныхдел мастера, скульпторыи резчики подереву, граверыпо дереву имеди. Расцветаети искусствоминиатюры, вкотором прослеживаетсяусиление светскихмотивов. Дажев иллюстрациирелигиозногосодержанияхудожник частовключал бытовыедетали, рисовална полях книгвсевозможныххимер или вольныесюжеты, например, сценки из городскойжизни.
Готическоеискусство сего интересомк явлениямреального мира, усилением ролисветских сюжетов, стремлениемк жизненнойвыразительности, конкретностискульптурныхобразов подготовилорасцвет искусстваРенессанса.
Глава 2 Особенностиготическогостиля в архитектуре

В целом длявсей готикидоминирующимвидом искусстваявлялась архитектура.Собор — главноеархитектурноесооружениеготики, так какон был центромобщественной, культурнойи религиозныйжизни города.Обычно длясобора выбираласьсамая высокаяточка города.Строительствособоров быловызвано ещеи тем, что этоготребовалоразвивающеесязнание — присоборах былишколы, читалисьуниверситетскиелекции, иногдазаседал парламенти даже заключалисьмелкие торговыедоговоры. Возлесобора, какправило, располагалисьторговые ряды.Потребностигородской жизнипобудилипреобразоватьзамкнутыйтолстостенный, крепостноготипа романскийсобор в пространственный, открытый вовне.Но для этогонадо было изменитьсаму конструкцию.А вслед законструкциейпроизошлоизменениеархитектурногостиля. Готикаперенимаету романскогостиля базилику, но перерабатываетее в деталях.Самое главноеотличие – всистеме сводов.
На Востоке, в Византии, гдевпервые сложилсятип христианскогохрама, болееустойчивойформой оказалисьцентрические, крестово-купольныепостройки. НаЗападе со временемпреобладающимистали удлиненныебазилики спланом в формелатинскогокреста. Романскиебазилики оказалисьудобны дляпроведенияслужбы, посколькувнимание входящих, их продвижениевдоль нефа — главного продольногопомещения храма(показательнозначение франц.слова nef от лат.navis — «корабль»),- естественнымобразом обращалоськ алтарю9.В романскойархитектуренефы перекрывалисьдвускатнойкрышей либотяжелыми каменнымисводами. Нагрузкутакого перекрытиянесли стены, их приходилосьделать массивными, с маленькимиокнами. Увеличитьпространство, расширить такоездание непредставлялосьвозможным.
Строителистали применятькрестовыесводы, и усиливатькаркасные арки, образующиесяна пересеченияхкрестовыхсводов, а заполнениеделать болеетонким. Каркасныеарки называлинервюрами(франц. nervure — жилка, ребро, складка).Нервюры связывалимежду собойопоры в планепролетов нефа…Согласоватьвысоту арокмежду собойпроще всегобыло, придавим вместо полукруглойзаостренную, стрельчатуюформу. Тогдаже строителиобнаружили, что чем вышеи заостреннееарка, тем меньшеона создаетбоковой распорна стены и опоры.Высокие стрельчатыеарки, ребристыесводы и каркаснаясистема позволялиперекрыватьогромныепространства, бесконечноувеличиватьвысоту кафедральныхсоборов, собиратьпод его сводамимножестволюдей. Усиливающийсябоковой распорпри увеличениивысоты зданияудавалоськомпенсироватьсистемой наружныхопорных столбов- контрфорсов(франц. contreforse — «противосила»), связанных спятами сводовнаклоннымиарками, получившиминазвание аркбутанов(франц. arcboutant — «опорныхарок»)10.Контрфорсыбыли известныв архитектуреи ранее — в качествеутолщенийнаружных стенили ступенчатых«подпорных»столбов ихможно видетьв византийскихи романскихпостройках.Но в композицииготическихсоборов контрфорсыотодвигаютсяот стены, выстраиваютсярядами, в томчисле и на кровлеболее низкихбоковых нефов, а мощно перекинутыеаркбутаны, используяразную высотуцентральногои боковых нефов, создают оригинальнуюажурную, нонеобычайнопрочную конструкцию, напоминающуюиздали фантастическийлес. Для большейнадежностистолбы-контрфорсынагружалисьбашенками — пинаклями; казавшиесяизысканнымиукрашениями, они на самомделе своимвесом «придавливали»контрфорсык земле11.
Стрельчатыеарки, которыепо мере развитияготическойархитектурыстановятсявсе более вытянутыми, заостренными, выражали главнуюидею готическойархитектуры– идею устремленностихрама ввысь.Стрельчатаяарка встречаетсяи в романскомстиле. Но тамона имела толькодекоративноезначение, а вготике — конструктивное— для свода.Сущность готическогозодчествасостоит в соединениистрельчатогосвода с целойсистемой подпорок.Свод, по сути, покоится настолбах. Стеныне несут тяжести.Художественныйсекрет готическойархитектурысостоит в том, что ее архитектоника(«зрительнаяконструкция»)не совпадаетс действительной.Если последняядействует насжатие, то зрительныйобраз выражаетидею Вознесения, устремленностидуши к небу, слиянию с Богом.Именно этонесоответствиепостепенноусиливалосьв развитииготическогостиля. Нервюрыстановилисьдекоративнойигрой узоровсвода, из камнявыкладывалисьякобы конструктивныеэлементы, ненесущие физическойнагрузки, вточках пересечениянервюр наподобиефантастическихкаменных цветовраспускались.крестоцветы, башенки, появляляясьв самых неожиданныхместах.
Эти особенностиготическойархитектурыпозволялисоздать иллюзиюоторванностиот земли огромных, высоких соборов.Контраст размераздания и впечатлениепарения надземлей создавалии создают посей день невероятныйэстетическийэффект.
Готическиесоборы не тольковысоки, но итакже оченьпротяженныи с каждой точкисобор смотритсяпо — новому. Вотличие отроманскойцеркви с еечеткими, легкообозримымиформами, готическийсобор необозрим, часто ассиметричени даже неоднороденв своих частях: каждый из егофасадов сосвоим порталоминдивидуален.
Новые инженерныеприемы измениликонструкциюсоборов. Нормойстановитсякрестообразныйплан, трехнефныйили пятинефныйкорпус с малоразвитымтрансептом(поперечнымнефом) или совсембез трансепта, иногда башняна перекрещиваниитрансепта ицентральногонефа. Фасадсобора делитсяна ярусы12:
1. Три портала, соответствующиеглавным нефам.
2. Галерея, тонкие, изящныеколонки и килевидныеарки подчеркиваютустремленностьвверх.
3. Роза — витражнад центральнымпорталом (особенностьфранцузскихсоборов).
4. Галереякоролей, арки.
5. Ажурныебашни, обычночетырехугольные, над западнымфасадом. Каждаясторона башнисплошь закрытаокном.
В процессеперехода отроманскогок готическомустилю меняласькомпозициякафедральныхсоборов. Главныйвход перемещаетсяиз клуатра наюжной сторонек западномуфасаду, которыйстановитсянаиболее важным.Апсида (алтарнаячасть) окончательнозакрепляетсяв восточнойоконечностинефа (еще двемогут находитьсяна севернойи южной оконечностяхтрансепта — поперечногонефа). Средокрестие(пересечениенефа и трансепта)смещается квостоку, в результатечего план собораначинает напоминатьфигуру человекас раскинутымируками: егоголова — алтарь, а шпиль надсредокрестиемвыходит изсердца прямов небо. Башни, в романскихсоборах обычноразмещавшиесяпо две на восточноми западномфасаде, остаютсялишь на западном, и вся композицияприобретаетбольшую цельность, направленностьи выразительность.Западные башнисливаются сфасадом, центробразующейсясимметричнойкомпозициификсируетбольшое круглоеокно — «роза».По вертикализападный фасадчленится натри части, триперспективныхпортала внизувыявляют трехчастноеделение интерьера- центральныйнеф и два боковых.Каждому порталуприсваиваетсясвое названиеи символическийсмысл. Над порталамипроходит вовсю ширинуфасада «галереякоролей» -рядстатуй в нишах, изображающихветхозаветныеперсонажи — иудейских царейи пророков13.
В готическомстиле использовалисьразличныестроительныематериалы, ноосновным, наиболеехарактернымдля готикиматериалом, стал камень— отесанныйи бутовый. Кладкаиз бутовогокамня, как правило, особенно винтерьерах, оштукатуривалась.Камень в готическойархитектуреприменялсякак для созданияконструкции, так и для декоративногоубранства. Вобластях снедостаткомкамня развивалосьстроительствоиз кирпича(Ломбардия, северная Германия, Польша). Готическиестроителиработали скамнем иначе, чем античныемастера, которыедля возведенияколоссальныхсооруженийтщательнообрабатывалиогромные каменныеблоки. Средневековыемастера конструируютбольшие поплощади и высотездания, приэтом используютсяотносительнонебольшиеобработанныекамни. Так образуетсякаркаснаясистема и еечрезвычайноважная составнаячасть — ребристыйсвод.
Всеизобразительноеубранствоготическихсоборов, включаястатуи, рельефы, витражи и алтарнуюживопись, всеэто мыслилоськак своеобразнаяэнциклопедиясредневековыхзнаний, но срелигиознымоттенком. Причемв каждом соборепрослеживаласьсвоя тема. Кпримеру, ПарижскийСобор посвящался, богоматерии всему, что сним связано; Амьенскийвыражал идеюмессианизма: на его фасадефигуры пророков.Но замыслы этихизобразительныхбогословскихэнциклопедий, были довольнорасплывчатыи условны, поэтомузачастую применялисьмотивы, далекиеот церковнойконцепциимироздания.
Освобождениестен от нагрузкипозволялопрорезать ихогромнымиокнами — этостимулировалоискусствовитража. Средневековымсознанием светвоспринималсякак олицетворениебожества, аследовательно, сверкающиекартины изцветного стеклаказалисьошеломляющимии неудержимопритягательнымииллюстрациямиСлова Божьего.Теологи приписываливитражам способностьпросветлятьдушу человекаи удерживатьего от зла(излюбленнымсюжетом витражейна рубеже 12 — 13веков сталапритча о блудномсыне). Благодарявитражам интерьерхрама становилсявысоким и светлым.Многие витражибыли даромассоциацийремесленников.Таким образом, ремесленникивоздавалиблагодарностьБогу за ихблагополучиеи процветание.К тому же мастерамхотелось прославитьсяи увековечитьсяв храмовыхпамятниках14.
Дляготическогостиля характернадекоративность.По всему периметрусобора устанавливаютсябашенки, декоративныефронтончики– вимперги.Ребра вимперговукрашалисьмотивом ползучихбутонов илилистьев – крабами.Водостоки иводосбросывысекалисьиз камня в видестилизованныхживотных, высовывающихсяза линию карниза.По углам башен, на балюстрадахставилисьскульптурныеизображенияфантастическихсуществ(«химер»)в виде человеческихфигур или животных15.
Готическаяживопись развиваласьне в форме стеннойросписи, а главнымобразом в миниатюрахрукописей ив росписяхстворок алтарей.Живопись алтарейбольше развиваласьв тех странах, где готическаяархитектура, по тем или инымпричинам сохранялаотносительнуюмассивностьи гладь стен.
В общем, готическийсобор представлялсобой особыймир, в которомвыражалосьмировоззрениеэпохи Средневековья.
Глава3 Региональныеособенностиготическогостиля
--PAGE_BREAK--
Из Иль-де-Франсготическийархитектурныйстиль распространилсяв Западную, Среднюю и ЮжнуюЕвропу — в Германию, Англию и т. д.В Италии онгосподствовалнедолго и, как«варварскийстиль», быстроуступил местоРенессансу, а посколькуон пришёл сюдаиз Германии, то до сих порназывается«stile tedesco» — немецкийстиль. В каждойстране готическийстиль приобреталнациональнуюокраску. И хотяосновныеархитектурныеособенностибыли сохранены, каждый регионпривнес в готическийстиль своисоцио – культурныеи природныеизменения.Переход отроманскогостиля к готическомупроходил вкаждом регионепо разному, вырабатываясвои собственныечерты и композицию.Отдельныенароды вносилив формообразующийпроцесс своикоррективыприменительнок собственнымпредставлениямо монументальномв архитектуре.В каждой странеготическийстиль принималособые черты, но несмотряна это, он явилсявторым общеевропейскимхудожественнымстилем средневековья

3.1 Готическийстиль во Франции

Болеетрех столетийпродержаласьготика во Франции: последняя третьXII и первая четвертьXIII века — ранняяготика; с 20-х гг.до конца XIII века— зрелая, иливысокая, готика;XIV—XV века — поздняяготика, иногданазываемая«лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаясядекоративностьобретает ужесамостоятельноезначение16.
Францияявляется родинойготическогостиля в архитектуре, поэтому здесьприсутствуютархитектурныесооружениявсех периодов.Каменные готическиесоборы получиливо Франции своюклассическуюформу. Как правило, это 3-5 — нефныебазилики споперечнымнефом (Шартрскийсобор). На фасадахсоборов варьируютсястрельчатыеарки и богатыеархитектурно-пластическиедекорации, детали — узорныевимперги, фиалы, краббы и т. д.Статуи на консоляхперед колонкамипорталов и вих верхнейарочной галерее, рельефы нацоколях и втимпанахпорталов, а также на капителяхколонн образуютцельную символическуюсюжетную систему, в которую входятперсонажи иэпизоды Священногописания, аллегорическиеобразы.
Готическийстиль во Франциипроявился ив светскихпостройках.На главнойплощади городовстроилисьратуши с обильнымдекором, нередкос башней (ратушав Сен-Кантене,1351—1509), возводилиськоролевскиеи дворянскиезамки (Амбуаз(1492-1498), Гайон (1501—10)), дома богатыхгорожан17.
ВГотике Францииорганическипереплелисьлиризм и трагическиеаффекты, возвышеннаядуховностьи социальнаясатира, фантастическийгротеск ифольклорность.В эту в эпохурасцвела книжнаяминиатюра ипоявиласьалтарная живопись; достигло высокогоподъёма декоративное, искусство, связанное свысоким уровнемразвития цеховогоремесла.
В 15 в. готическийстиль переживаетво Франции свойпоздний этап, получившийназвание «пламенеющейготики»: сводыстановятсяочень сложными, в кружеве каменныхформ возникаетмотив, напоминающийязычок пламени, этот рисунокпереходит соконных проемовна порталы идаже панелистен (церковьСен Маклу вРуане). По-видимому, работавшиетам мастераоказались подвлиянием характерногодля Англиидекоративногонаправления.В пользу этогоговорит тотфакт, что произведенияв стиле пламенеющейготики чащевстречаютсяв Нормандии, которая в эпохуСтолетней войнывходила в составанглийскогокоролевства.В поздней Готике, во Франции, получилираспространениескульптурныеалтари в интерьерах, объединяющиедеревяннуюраскрашеннуюи позолоченнуюскульптуру, и темпернуюживопись надеревянныхдосках. Сложилсяновый эмоциональныйстрой образов, отличающийсядраматической(нередко экзальтированной)экспрессией, особенно всценах страданийХриста и святых.Появилисьросписи насветские сюжеты(в папском дворцев Авиньоне,14—15 вв.)18.Части храмовукрашалисьрельефами, статуями, растительныморнаментом, изображениямифантастическихживотных; характернообилие в декоресветских мотивов(сцены трударемесленникови крестьян, гротескныеи сатирическиеизображения).Разнообразнаи тематикавитражей, вгамме которыхпреобладаликрасные, синиеи жёлтые тона.
Средисоборных сооруженийво Францииклассическимипримерамиготическогостиля являютсяСобор Нотр-Дамде Пари, которыйявляется великолепнымобразцом раннегоготическогостиля, Соборв Реймсе и АмьенскийСобор (зрелаяготика)19.

3.2Готическийстиль в Англии

Англиябыла первойстраной, перенявшейот Франциивслед за романскимготическийстиль, которыйона переработалана свой лад.Условия, определившиеисторическоеразвитие английскогогосударства, определилии характеранглийскойготики. Как истраны материковойЕвропы, Англияпереживалав то времяэкономическийподъем. Однаков отличие отэтих странразвитиепромышленностии торговлиАнглии определялосьв первую очередьне городом, адеревней, гдепроизводилосьи перерабатывалосьсырье, предназначенноена вывоз. Небюргерство.а дворянствоиграло в английскойэкономикеглавную роль, и, значит, городскиеинтересы неимели в странерешающегозначения. Вотпочему храмовоестроительствооставалосьтам преимущественномонастырским, как и в романскоевремя. Соборвоздвигалсяне в центрегорода каксимвол егобогатства иславы, а за городом, где помещалсямонастырь20.Во Франции илив Германиисобор царилнад теснившимисяу его подножиянизкими жилищамигорожан, а вАнглии соборгармоническивписывалсяв пейзаж, служившийему живописнымобрамлением, и потому былниже и протяженнее.Но английскиезодчие выразилистремлениев верх по своему.Воздвигаясоборы всеболее вытянутымив длину, ониснабжали ихстрельчатымидугами, многократноповторяющимисяв окнах, и таким же изобилиемнастенныхвертикальныхпереплетов, с добавлениемтретьей башни, уже не фасадной, а расположеннойнад средокрестьем(примером такогостиля можетслужить Соборв Солсбери –классическийпамятник английскойготики21).Растянутостьхрамовогоздания, узаконенноеего место средировного живописногопейзажа с упоромна вертикальностьне архитектурногоцелого, аархитектурно-декоративныхдеталей фасадаи интерьера— таковы отличительныечерты английскогоготическогозодчества.
В развитиианглийскойготики можноусловно выделитьтри периода.На последниедесятилетия13 в. и самое начало14 в. приходитсяпериод раннейготики. Этотстиль ближек французскому, тогда обычноприменялипростые четырехчастныесводы. Декоративныхэлементовнемного. Узкимокнам приданыстрельчатыезавершения.Более разработаннаясистема декорациипоявляетсяв Вестминстерскомаббатстве всамом концепериода. Вестминстерскоеаббатство –«самое французское»из английскихзданий, самоевысокое, построенноес применениемсистемы контрфорсов.22
В 14 в. зарождаетсят.н. украшеннаяготика. Какследует из ееназвания, декоративностьприходит насмену строгостиранней английскойготики. Изменениепритерпеваютокна соборов.Их ширинаувеличиваетсянастолько, чтостановитсянеобходимымналичие декоративныхскульптурныхэлементов междупанелями витража.Сначала завершенияокон сплошьзаполняютсяокружностямии дугами, затемэтот рисуноксменяетсявьющимисякривыми, образующимисложный орнамент.В 15 в. на смену«украшеннойготике» приходит«перпендикулярнаяготика». Этоназвание связанос преобладаниемвертикальныхлиний в рисункедекоративныхэлементов.Перпендикулярнаяготика просуществоваладо начала 16 в.
Многие английскиесоборы былимонастырскими, но даже те, чтоне входили всостав монастырей, сохраняли всвоем обликечерты монастырскойархитектуры, например примыкающийк собору замкнутыйдвор, или клуатр.Часто главныйвход в соборустраивалсясо стороныодного из боковыхнефов, а не сзападной стороны.В связи с относительнонебольшойвысотой сводов, возвышавшихсянад сравнительноузкими нефами, и достаточнобольшой толщинойстен не возникалонеобходимостив использованииконтрфорсови аркбутанов23.
В городскомжилищномстроительствебольшую рольпродолжалиграть типичныйдля Англиифахверк. В общем, английскоенаправлениеготики не слишкомотличалосьот французскогоготическогостиля, однакопривнесло вготику своинациональныеособенности.

3.3Готическийстиль в Германии

Переходот романскойархитектурык готике происходилв Германиизначительномедленнее чемво Франции. ВпротивоположностьФранции и Англии, где в условияхразвитогофеодализманачали складыватьсяцентрализованныемонархии, вГермании в силуособых историческихусловий политическаяраздробленностьпродолжалаусиливаться.«Вормскийконкордат»закрепил феодальнуюраздробленностьстраны, и германскоекоролевствофактическираспалось наотдельныекняжества. Всвязи с этимготическийстиль имел своирегиональныеособенностидаже внутристраны24.
ВГерманию готикатоже пришлаиз Франциипримерно всередине 13 векаи первое времяоставаласьпрактическибез изменений(Кельнскийсобор был прототипомАмьенского)25.Однако немецкиезодчие измениликлассическийархитектурныйансамбль. Французскаяроза была замененастрельчатымокном над главнымвходом, былинарушены боковыегоризонталиконтрфорсами.Впоздний периоднемецкие мастерасооружали надсоборами ажурныекаменные шпили.Большинствоцерквей былис внутреннимзальным пространством(Элизабеткирхев Марбурге,1235- 83), в юго – западныхобластях сложилсятип 1-башенногособора (ФрайбургскийСобор26), на севере исеверо-востоке, возниклатак называемаякирпичнаяготика, создавшаяновые конструктивныеи художественныеприемы (монастырьв Корине, 1275-1334; Мариенкирхев Любеке). Длядекорированиякирпичнойготики применялсяглазурованныйи фигурныйкирпич. Многообразныпо типам, композициии декору каменные, кирпичные ифахверковыесветские постройки(городскиеворота, ратуши, цеховые и складскиездания, танцевальныезалы)27.
Всеэти особенностигерманскойархитектурынаиболее существенноизменили классическуюфранцузскуюготику, однакоэти измененияничуть не умаляютискусствонемецких зодчих, а даже наоборот.Некоторыеискусствоведыутверждают, что только внемецком зодчествеполностьювыявлена сущностьготическогостиля и использованывсе его возможности.В общем можносказать, чтогерманскиеархитектурныепроизведенияпринадлежатк выдающимсяпроизведениеготическогоискусства.
Заключение

Эпохаготическогостиля началасьв XIIвеке, и повсеместнозаменила собойгосподствующийранее романскийстиль. Такойпереход былподготовленсоцио-культурными, религиознымии политическимиизменениями, начинавшимипроисходитьв средневековомобществе. Вовсех областяхжизни средневековогообщества возрастаетзначение светского, рациональногоначала. Церковьпостепенноутрачиваетдоминирующиепозиции в духовнойсфере. По мереразвития городскойкультуры, содной стороны, начали ослабеватьцерковныеограниченияв области искусства, а с другой — стремясьмаксимальноиспользоватьидеологическуюи эмоциональнуюсилу искусствав своих целях, церковь окончательновырабатываетсвое отношениек искусству, нашедшее выражениев трактатахфилософов этоговремени28.Средневековыесхоласты утверждали, что искусствоесть подражаниеприроде. Хотядидактизм, способностьвыражать религиозныедогматы и ценности, по-прежнемупризнавалсяглавной задачейискусства, схоласты неотрицали иэмоциональнуюсилу искусства, его способностьвызывать восхищение.
Взамысле готическогособора проявилисьи новые идеикатолическойцеркви, и возросшеесамосознаниегородскихслоев, и новыепредставленияо мире. Динамическаяустремленностьввысь всех формсобора отражалахристианскуюидею устремленностидуши праведникак небу, где ейобещано вечноеблаженство.Религиозныесюжеты сохраняютсвое доминирующееположение вготическомискусстве.Образы готическойскульптуры, олицетворяющиедогматы и ценностихристианства, сам облик собора, все формы готическогоискусствапризваны былиспособствоватьмистическомувосприятиюБога и мира.Вместе с темнарастающийинтерес кчеловеческимчувствам, ккрасоте реальногомира, стремлениек индивидуализацииобразов, возрастаниероли светскихсюжетов, усилениереалистическихтенденций — всеэто отличаетготическийстиль от романскогокак более зрелыйстиль искусства, отразившийдух своеговремени, егоновые веяния- пробуждениеразума и чувств, нарастающийинтерес к человеку29.
Готическийстиль изменилоблик средневековогогорода, способствовалразвитию светскогостроительства.В городах начинаютвозводитьРатуши с открытымигалереями.Замки аристократоввсе более напоминаютдворцы. Богатыегорожане строятдома с островерхимидвускатнымикрышами, узкимиокнами, стрельчатымидверными проемами, угловыми башенками.
В готическуюэпоху высокогорасцвета достиглодекоративно-прикладноеискусство.Готика преобразилабытовые вещи, мебель, различныепредметы церковногообихода. В этотпериод оформляетсяготическоеписьмо с вытянутымии изломаннымилиниями. В готическомстиле работализолотых и серебряныхдел мастера, скульпторыи резчики подереву, граверыпо дереву имеди. Расцветаети искусствоминиатюры, вкотором прослеживаетсяусиление светскихмотивов. Дажев иллюстрациирелигиозногосодержанияхудожник частовключал бытовыедетали, рисовална полях книгвсевозможныххимер или вольныесюжеты, например, сценки из городскойжизни.
Готическоеискусство сего интересомк явлениямреального мира, усилением ролисветских сюжетов, стремлениемк жизненнойвыразительности, конкретностискульптурныхобразов подготовилорасцвет искусстваРенессанса.
СписокИсточников

1.Всеобщая историяархитектуры12 т. АрхитектураЗападной Европыв Средние века.Т. 4.
2.Гоголь Н. В. Обархитектуренынешнеговремени. М.; 1952г.
3.Гюго. В. СоборПарижскойБогоматери.
4.МандельштамО. Э. Камень. М.;1923г.

Списоклитературы

1.Власов В.Г.Готическийстиль.www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm
2.Готическийстильwww.dbfolio.com/gothic.htm/
3.Готика.cih.ru/ae/af13.html
4.Готическийи романскийстили — единствои противоположность.История Архитектуры.www.arhitekto.ru/txt/3fgot14.shtml
5.Готическийстиль в архитектуре.www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html
6.Гуревич П.С.Культурология: Учебник. М., 2005.
7.Ивлев С.А. ХудожественнаякультураСредневековья.М., 2001.
8.Кондрашов В.А., Чичина Е. А.Эстетикасредневековья.Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.www.countries.ru/library/middle_ages/srveste.htm
9.Культурология: Учеб. Пособиедля вузов/Подред. Проф. А.Н.Марковой.3-е изд. – М.1998.
10.Муратова К. М.Мастера французскойготики Х11-Х111веков. Искусство, М., 1988.
11.Петров М. И. Историяевропейскойкультуры. РОССПЭН.2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка средств оценки эффективности алгоритмов поиска и обнаружения целей прицельных радиоэлектронных комплексов
Реферат Book Review Artemis Fowl The Arctic Incident
Реферат Field Of Dreams Essay Research Paper A
Реферат Прекрасная дама в лирике А. А. Блока
Реферат Маркетинг на предприятиях туристической сферы
Реферат Проблемы творчества и творческой личности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Реферат Марина Цветаева: темная сторона любви
Реферат Спортивный отбор в системе управления многолетней подготовкой юных спортсменов-ориентировщиков
Реферат Макроекономічне моделювання та прогнозування валютного курсу в Україні на основі нечіткої логіки
Реферат Macbeth Essay Research Paper A tragic story
Реферат Психиатрия. Синдромы
Реферат Jack London And Modern Day Environmentalist Groups
Реферат «История освоения рек Бурея и Амгунь: от И. Ю. Москвитина до купца Х. П. Тетюкова»
Реферат История криптографии
Реферат Русский язык и основные наречия